Содержание книги

  1. Чтение фрагмента «Исповедь Мармеладова».


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чтение фрагмента «Исповедь Мармеладова».



Урок № 76

 

Тема: «Пролог к роману «Преступление и наказание».

Цель урока:

1. Познакомить с историей создания романа.

2. Определить, какую роль играет замысел произведения в раскрытии его идеи.

3. Показать роль образа Петербурга в раскрытии темы романа.

Ход урока

 

Проверка домашнего задания.

Устный ответ ученика на тему. «Творческий путь Ф.М. Достоевского».

Беседа. Сегодня на уроке мы войдём в художественный мир романа «Преступление и наказание». Давайте вспомним, как шла работа над этим произведением?

Что помогают понять высказывания самого писателя о произведении? (В романе можно выделить две сюжетные линии: линию Раскольникова, связанную с раскрытием убийства, и линию Мармеладовых как продолжение темы «маленьких людей»).

Как тема романа связана со взглядами Достоевского? (На протяжении долгого творческого пути писателя не покидала христианская вера в человека. Тема романа - нравственное очищение человека под влиянием христианских идей).

Давайте посмотрим, какие детали помогают лучше понять христианскую основу романа. Какие цветовые эпитеты наиболее часто встречаются на страницах романа? (Серый, жёлтый, красный)

С чем они ассоциируются? (Жёлтый - желчный - напоминает о духовном нездоровье общества: жёлтое лицо утопленницы, жёлтое лицо Мармеладова и т.д. Красный - цвет крови, убийства).

 Где в русском искусстве мы можем встретить такое сочетание цветов? (На иконах).

Что символизируют эти цвета в русской иконописи? (Жёлтый символизирует Царствие небесное, красный - огонь, жизнь).

Совпадает ли смысловая нагрузка цветовых эпитетов в романе с иконописной традицией? (Нет, Достоевский противопоставил действительность и Царствие небесное).

На каком фоне происходит действие в романе? (На фоне Петербурга).

Петербург давно перестал быть просто городом, а стал символом.

Работа в группах:

1     группа. Образ Петербурга в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» и в иллюстрациях к А. Бенуа.

Петербург Пушкина противоречив: поэт любит этот город - источник творчества, но развенчивает «державный град» - символ власти, приносящий беды людям. А. Бенуа показывает гнетущий, мертвенный город, почти полностью закрытый фигурой Медного всадника. Петербург у Бенуа - это город, несущий смерть.

2     группа. Образ Петербурга в повести Н. В. Гоголя, «Невский проспект».

Н.В. Гоголь продолжает трагическую тему Петербурга, но здесь слились воедино реальность и бред, явь и кошмар. «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект». Это город фантастических контрастов, вырастающий до некоего нереального символа города-призрака.

3     группа. Образ Петербурга Ф.М. Достоевского глазами Ильи Глазунова. Работа с иллюстрациями.

И. Глазунов замыкает пространство города, его улицы не имеют выхода. Художник увидел город-тупик.

4     группа. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание». (Ч. 1, гл. 1,2- начало; ч. 2 гл. 2 - удар кнута; ч. 2, гл. 7 - смерть Мармеладова; ч. 5, гл. 5 - смерть Екатерины Ивановны; ч. 1 гл. 4 - опозоренная девочка; ч. 1 гл. 6 - мечта о счастливом городе и др.). Сопоставление фрагмента об утопленнице (ч. 2 гл. 6) и картины В. Перова « Утопленница».

Общий вывод. У Достоевского Петербург - это город контрастов: «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего», это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности, это и город-убийца, и город-призрак, и город - тупик. Но у Достоевского есть и мечта о счастливом городе, о нем думает Раскольников. Но это мечта, а город - это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город - убийца порождает людей-убийц.

Домашнее задание. Выводы по уроку сделать письменно в форме сочинения-миниатюры «Прогулка по Петербургу Ф.М.Достоевского».

Урок №77

 

Тема: «Путь к мечте».

Цель урока: 1.Определить особенности характера Раскольникова. 2. Понять мотивы его поступков.

Ход урока

 

Проверка домашнего задания.

Чтение начала романа. Беседа по этому фрагменту.

В чём необычность героя? (Красив, но одет в лохмотья; горд). Как окружающие относятся к Раскольникову? (Недолюбливают).

Как Раскольников относится к окружающим, например, к Настасье? (Раскольников высокомерен).

Почему он ведёт себя высокомерно? (Он студент, а Настасья - кухарка; Раскольников невоспитан; он никого вокруг незамечает).

Мы выдвинули несколько предположений. Но давайте попытаемся представить себе быт Раскольникова. Как должен чувствовать себя человек, живущий в комнатушке, похожей на шкаф? (Его преследует духота, от которой нет спасения).

 Итак, перед нами задыхающийся человек, одержимый болезненным желанием вдохнуть полной грудью и не имеющий возможности это сделать. Долго ли можно продержаться в таким состоянии? (Наверное, он не из тех, кто способен долго терпеть).

Но как же другие живут? Вот один из них, бывший чиновник Мармеладов. Кто он? Опустившийся человек? Внешний вид не оставляет сомнений в этом. Но есть деталь, которая перечёркивает привычное представление о людях такого типа. Взгляд, полный высокомерия! Снова загадка! Давайте послушаем исповедь бывшего чиновника, доведённого до отчаяния, до крайности. Что побудило его исповедоваться в трактире?

Так что же побудило Мармеладова «исповедоваться» в трактире? (Страшная мука одиночества, подходящий слушатель).

Каков главный жизненный урок, к которому приходит Мармеладов? (Самое страшное в жизни - нищета, неизбежно подущая к одиночеству. Но каждый человек, даже низко павший, нуждается в сочувствии, в сострадании).

А теперь обратимся к главному герою. Как он слушает? (Мармеладов быстро надоел ему).

О чём размышляет бывший студент после этой встречи? («Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! И пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали и привыкли. Ко всему-то подлец человек привыкает!» «Ну, а коли я соврал, - воскликнул он вдруг невольно, - коли действительно не подлец человек, весь вообще, весь род, то есть человеческий, то значит, что остальное всё - предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть!...»

Почему писатель заставляет нас всмотреться в слово «подлец»? (С точки зрения Раскольникова, подлец тот, кто перекладывает проблемы на других, тот, кто оказался слабым в схватке с жизнью).

Себя Раскольников считает подлецом? (Нет, он никогда не станет таким).

 Как Раскольников отнёсся к Мармеладову? (Сердцем пожалел, а разумом осудил).

Что даёт возможность Раскольникову осуждать других? (Его, как он полагает, превосходство).

А сознание превосходства, скорее всего, связано с его мечтой. Вернёмся к 1 главе части I, найдите ключевое слово, характеризующее мечту, («безобразная мечта»).

Какие события способствуют утверждению героя в правильности его пути? (Письмо матери, встреча с пьяной, обиженной девочкой, сцена в кафе).

Чем страшна «арифметическая теория», сформулированная в беседе студента и офицера: «За одну жизнь - тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика»? (Эта теория антигуманна: никто не вправе решать, кому жить, кому умирать. Убив старуху-процентщицу, чья жизнь, с его точки зрения, значит «не более, как жизнь вши», Раскольников вынужден был убить смиренную Лизавету и едва не явился причиной гибели Миколки. Автор показывает, как одно преступление влечёт за собой другое, становится источником всё новых и новых злодеяний. Арифметический расчёт, из которого исходил Раскольников, оказался несостоятельным).

Творческая работа. До совершения убийства Раскольников видит сон. В экранизации романа режиссёр изменил содержание сна: в нём Раскольников убегает от полицейских. Письменно ответьте на вопрос: «Как влияет замена сна романа на сон в кинофильме на раскрытие образа героя?» (В романе -сон о преступлении, а в фильме - о наказании. Во сне герой не может лукавить с собой: убийство претит его совести, душа бунтует - в фильме этот момент упущен).

Домашнее задание.

 

По вопросам учебника с. 365-367 подготовиться к семинару «Раскольников и его идея».

 

 Урок № 78

Тема:«Тварь ли я дрожащая или право имею?» Теория Раскольникова.

Цель урока:Раскрыть суть теории Раскольникова.

Ход урока

Слово учителя:По словам В. Шкловского, «основная тайна в романе не в преступлении, а в мотивах преступления», поэтому главным вопросом урока станет не вопрос о самом преступлении, а почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь. Может быть, Раскольников был преступником по сути? Вспомните его поведение до убийства. (Помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтобы ее довели до дома; переживает за мать и Дуню). Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство.

Задание. Давайте обобщим причины, побудившие Раскольникова к убийству:

I. Внешние: идеи, витающие в воздухе:

взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира;

идеи бонапартизма (в 1865 г. была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности);

тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются, тесная комната, похожая на шкаф;

судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница);

II. Внутренние:

состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать);

характер героя - сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый;

«безобразная мечта».

Обсуждение вопросов семинара (учебник с. 365-367).

Вывод. Суть теории Раскольникова наблюдая русскую жизнь, размышляя над историей, герой решил, что исторический прогресс совершается за счёт чьих-то страданий, что всё человечество можно разделить на две категории. Есть «твари дрожащие», а есть «сильные мира сего». Великие личности, «творцы истории», Ликург, Магомет, Наполеон, не останавливаются перед жертвами, кровью ради осуществления своих идей.

Поделив людей на две категории, Раскольников сталкивается с вопросом, к какому разряду принадлежит он сам: «Вошь ли я, как все, или человек? <...> Тварь ли я дрожащая или право имею» Убийство старухи-процентщицы - это самопроверка героя: выдержит ли он идею о праве сильной личности на кровь, является он избранным, Наполеоном? Раскольников мечтает одновременно о роли властелина (Наполеона) и спасителя человечества (Христа). Берёт на себя право определять границы добра и зла, тем самым бросая вызов основам христианской веры.

Достоевский писал, что в романе воплощены идеи, которые носятся в воздухе. В 1890 г. Поль Лафарг написал статью «Дарвинизм на французской сцене» по поводу пьесы Альфонса Доде «Борьба за существование». В пьесе - впечатления от процесса Лебье-Баррэ. Молодые люди, убив старуху-молочницу, (один брал у нее деньги взаймы), объясняли в суде свой поступок теорией борьбы за существование. Достоевский сумел почувствовать эти идеи задолго до того, как они переросли в циничное воплощение.

Домашнее задание.

 

Подтвердить или опровергнуть мысль В. Розанова о том, что всё содержание романа - это муки большой совести героя. Свою точку зрения подтвердить примерами из текста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.206.69 (0.013 с.)