Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Абрахам Маслоу делит человеческие потребности на следующие 7 категорий.
1. Физиологические, или органические, потребности: голод, жажда, половое влечение и другие. 2. Потребность в безопасности: необходимость чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач. 3. Потребности в принадлежности и любви: желание принадлежать к какой-либо общности, быть принятым, любить и быть любимым. 4. Потребность в уважении (почитании): ощущение собственной компетентности и успешности, одобрения и признания. 5. Познавательные потребности: знать, уметь, понимать, исследовать. 6. Эстетические потребности: ощущение гармонии, упорядоченности, красоты. 7. Потребности в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности — это высшая потребность. Два первых пункта — это физиологические потребности ребенка, или базовые, так как их удовлетворение первично для любого живого организма (мы не можем игнорировать желание есть, пить или дышать). Кроме того, удовлетворение одной потребности не избавляет нас от необходимости удовлетворить другую (мы не можем напиться воздухом или надышаться едой). Эту особенность базовых потребностей ребенка хорошо отображает поговорка: «Одним духом сыт не будешь». Потребность в безопасности также является важнейшей, ведь постоянный страх не дает полноценно развиваться ни одному живому существу. В отличие от этого удовлетворение одной из психологических потребностей ребенка может компенсировать неудовлетворенность в другой. Однако такая взаимозаменяемость на деле оказывается вовсе не полезной. Например, ребенок, не получивший возможности реализовать свою потребность в любви, будет компенсировать это удовлетворением потребности в уважении. Вновь может показаться, что здесь нет ничего страшного, но по законам психологических процессов ребенок, не получивший любви, не доверяет миру, людям, а значит, и уважения он будет искать скорее давлением и кулаками, чем добрыми поступками. Еще один вариант замещения потребности в любви — это патологическое желание лидировать, побеждать, получать премии, награды — только для того, чтобы папа или мама сказали: «Я тобой горжусь!» Само по себе такое упорство похвально, но поскольку оно работает не на потребность в самоактуализации (что было бы естественным), а пытается заполнить пустоты иной потребности, — истинного удовлетворения ребенок, а впоследствии и взрослый, от Обеспечение потребности развития ребенка путем замещения таит в себе великое множество подводных камней и омутов. И поэтому, когда ваше недоумение: «Ну для чего он это делает?» переходит в негодование: «Как будто специально и мне назло!», нужно успокоиться и разобраться. Действительно, определенный умысел, хотя часто неосознанный, в действиях ребенка вполне может быть. Но не стоит спешить с обвинениями и наказаниями. Понять, в чем причина, помочь ребенку осознать свои потребности и найти допустимые способы их удовлетворения — вот первоочередная задача родителей. Причем это касается не только школы, но и воспитания вообще. А какие потребности детей являются главными? По теории Александра Лоуэна, выдающегося психолога, работавшего в телесной терапии и много написавшего о понятии радости и любви, основной потребностью человека является именно потребность в любви — это тот скрытый умысел, который побуждает детей к действиям. Возникает логичное возражение: «Так что же, огрызающийся и брыкающийся ребенок сообщает таким образом о своей потребности в любви?» Да, сообщает, как ни парадоксально это звучит! Но здесь есть одна маленькая деталь: основная потребность развития ребенка любить и быть любимым в случае её необеспечения может замещаться потребностью властвовать и подчинять себе. Маслоу эту потребность не дает в явной форме, но она содержится в потребности получать уважение и почитание; а народная мудрость объясняет это замещение фразой: «Боятся — значит, уважают». Именно такое замещение одной потребности другой заставляет ребенка, не чувствующего, что его любят, огрызаться и брыкаться, в надежде перебороть сопротивление родителей и заставить их плясать под свою дудку. Осмысление при чины такой метаморфозы (этого замещения) должно стать предметом нашего повышенного внимания и интереса. Изменить иерархию жизненных потребностей ребенка и взрослого невозможно: голодный и запуганный человек вряд ли сможет наслаждаться красотами архитектуры и головокружительной витиеватостью математической головоломки. Избавить ребенка (да и взрослого) от какой-либо из потребностей также невозможно, хотя можно на какое-то время подавить ее или заместить. Единственное, что нам подвластно, — это повлиять на способы проявления и обеспечения потребностей ребенка, именно в этой сфере лежит главная ответственность родителей. Удовлетворение потребностей происходит в течение всей жизни, но в детстве существуют определенные периоды, когда та или иная потребность становится ведущей, основной, когда с ней легко взаимодействовать и на нее опираться.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.238.60 (0.01 с.) |