Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Автоматизация и дифференциация звуков↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЛАМБДАЦИЗМЫ Отсутствие звука. Межзубный.
Носовой (звук [л] произносится как [нг], выдох через нос). Звук [л] произносится, как иностранный [1] (альвеолярно). 5. Звук [л] произносится мягко, как [л']. ПАРАЛАМБДАЦИЗМЫ Звук [л] может заменяться на [р], [в], [б, [у], UL [н], [ы], [к], [г]. Подготовительные упражнения Различение на слух звуков [л—р, л—в, л—j] и других в словах, близких по звуковому составу («ленок-венок, лоск-воск, галка-гайка, рожки-ложки, репка-лепка» и др.), в слогах, среди фонем. Для развития силы и напряжения воздушной струи. а) «Надуй щеки». Цель — укрепление мышц щек. б) «Втяни щеки». Цель — укрепление мышц щек. в) «Сдуй ватку». Цель — выработка направленной воздушной струи. г) «Кто дальше загонит мяч?», «Фокус». Цель — выработка сильной направленной воздушной струи. 3. Упражнения для губ: а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост». Широко открыть рот, губы и челюсти неподвижны. Зубы разомкнуты на ширину полутора пальцев. Язык на дне рта. Подержать так на счет 3, 5, 10. Закрыть рот. б) «Забор» — губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы. Под счет до 5—7. в) Произносить [а] — оскал — широко открыть рот, облизывать верхнюю губу в момент произнесения [а]. г) «Забор» — «Трубочка», для активизации губ. 4. Упражнения для языка: а) «Наказать непослушный язык», «Вкусное ва- ренье». Цель: подъем кончика языка кверху. б) «Пароход» — язык между зубами, произносить «ыыы». в) «Пароход гудит» — закусить кончик языка и произносить кратко [а]. г) «Качели». д) Пощелкать кончиком языка, беззвучно. е) «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье», «Чашечка» — язык высунуть, кончик языка поднять вверх. Цель: подъем задней части спинки языка вверх. ПОСТАНОВКА ЗВУКА 1. По подражанию: а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», пропеть гласный «ааа». Во время пропевания коснуться языком верхней губы. б) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», пропеть гласный «ааа». Во время пропевания ритмично нажимает на верхнюю губу языком. Полу- чается «ал-ал-ла-ла». 2. От опорного звука: а) Выполнить последовательно упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», просунуть широко рас- пластанный язык между резцами, слегка прикусить передний край языка и в этом положении дать голос. Губы растянуты. Зубы разомкнуть со звуком [а]. Звук, похожий на [л], соединять с гласными [а-ы] («лла-ллы-аллл»). Контроль — теплая воздушная струя. б) «Пароход гудит» — широкий кончик языка чуть прикусить зубами и тянуть «ыыы», получается [л]. С силой открыть рот на звук [а]. Одновременно оторвать язык от верхних зубов и продолжать гудеть. Получается: «ллллаааа». в) То же, только язык переводить из межзубного, в зазубное положение. г) При сильном оскале положить широкий рас- пластанный язык на нижнюю губу, широко открыть рот и тянуть [а], затем прикусить язык, продолжая тянуть [а], получается: «аааалл». Закрепляется в меж- зубном положении, затем переводится в зазубное. 3. Механический способ: Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» «Мост» — «Парус». Язык поднять к альвеолам, логопед придерживает его шпателем, ребенок включает голос, язык неподвижен. Слышится длительный звук «ллл». При постановке звук [л] не называть, а заменять названием упражнения «Пароход гудит». При ламбдацизмах те же упражнения, что и при отсутствии звука. ПАРАЛАМБДАЦИЗМЫ Замена [л] на [j] Подготовительные упражнения а) различение на слух звуков [л-j] (в словах, близ- ких по звуковому составу («стол-стой, галка-гайка»), в слогах среди фонем. б) беззвучно пощелкать языком. ПОСТАНОВКА ЗВУКА а) «Пароход» — язык в межзубном положении, ребенок произносит [ы]. б) «Пароход гудит» — закусить кончик языка и произносить [ыа]. в) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», «включить» голос на звук [а], кончик языка прижимать к верхней губе. Замена [л] на [у] Подготовительные упражнения а) Чередовать упражнение «Забор» — «Трубочка». б) Удерживать положение «Забор» под счет до 5—7. ПОСТАНОВКА ЗВУКА а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус», кончик языка за верхними зуба- ми, тянуть [л] — «Пароход». б) Из положения «Мост» протянуть гласный звук [а] и язык прижимать к верхней губе. Замена [л] звуком [в] Подготовительные упражнения а) опустить нижнюю губу и удерживать в таком положении под счет до пяти. б) опускать и поднимать нижнюю губу указатель- ным пальцем, поставленным на нее (сначала это де- лает логопед, потом сам ребенок). в) выполнять упражнение «Забор» под счет до пя- ти, зубы обнажены. Замена звука [л] звуком [г] Подготовительные упражнения а) Покусать кончик языка. б) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — Мост», «Парус» — «Вкусное варенье». в) Выполнить чередование упражнений: «Моло- ток» — «Вкусное варенье». При других видах параламбдацизмов выполняются те же упражнения, что и при отсутствии звука. При параламбдацизме необходимо после автоматизации звука провести полную дифференциацию этого звука и его заменителя в изолированном положении, в слогах, в словах, во фразовой речи.
ЗВУК [р] Артикуляция звука [р] Губы разомкнуты и обнажают зубы. Кончик языка в форме ложки поднят и вибрирует у альвеол (при [р]) или у верхних резцов (при [р']). Корневая часть языка опущена. Нёбная занавеска поднята, преграждает воздуху выход через нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Напряжение выдыхаемой струи воздуха сильное. Нарушение произношения звука [р]: РОТАЦИЗМЫ Отсутствие звука. Горловое (велярное или увулярное). Боковое (слышится [рл']). Носовое (слышится [нг]). Одноударное. Мягкое произношение ([р—р']). ПАРАРОТАЦИЗМЫ Звук [р] заменяется на: [л] Ш [Д] [в] [г] [ы] Подготовительные упражнения 1.Для развития силы и напряжения воздушной струи. а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата», сильно подуть на кончик языка, на граненый карандаш, чтобы он покатился по столу. б) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Молоток», стучать языком по альвеолам и произносить звук «ддд», подставляя пу- зырек или полоску бумаги. Выдох попадает в пузырек со свистом, а бумага отклоняется в сторону, дрожит. в) «Фокус»: положить ватку на кончик носа, язык на верхней губе, кончиком вверх, сдувать ватку с носа. г) «Фокус»: положить полоску бумаги на кончик языка. Язык на нижней губе. Сплюнуть бумажку. Сдуть бумажку с языка, заставить язык дрожать. д) «Кто дальше загонит мяч?» — дуть на бумаж- ный шарик с силой, чтобы он улетал далеко. 2. Упражнение для губ: а) Выполнить упражнение «Забор» — «Трубочка». б) Выполнить упражнение «Забор» — «Окно» — «Забор», в каждом положении удерживать под счет до пяти. 3. Упражнение для языка: а) Сделать язык широким, выполнив упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата». б) Наказать непослушный язык. Пошлепать губа- ми, покусать зубами. в) «Вкусное варенье». Широким языком облизы- вать верхнюю губу сверху вниз. г) Выполнить упражнение «Парус». Широкий язык упирается в альвеолы. д) «Маляр» — широкий язык гладит по нёбу в пе- редне-заднем направлении е) «Молоток» — из положения «Парус» стучать языком по альвеолам со звуками [д] или [т] (при гор- ловом дефекте) — звук «пт», а при других вариантах звук «ддд». ж) «Цоканье» — прищелкивание языком с пере- менным темпом (держать подбородок). з) Выполнить упражнение «Окно» — «Парус», до предела растянуть уздечку. Расстояние между зубами 1,5-2 пальца. Удержать язык в таком положении под счет до 7—10. и) «Почистим зубы» движением кончика языка сверху-вниз по зубам. к) Выполнить упражнение «Дятел»: стучать языком по альвеолам, чередуя один удар с серией ударов со звуком [д] («д-ддд»). ПОСТАНОВКА ЗВУКА При ротацизме и параротацизме постановка звуков одинаковая. 1. По подражанию: а) Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» при открытом рте. Язык упирается в альвеолы, затем, не опуская языка, с силой подуть на него. Вызывать вибрацию кончика языка — «Мотор». б) Выполнить серию упражнений «Забор» — «Ок- но» — «Мост» — «Парус» — «Молоток» — «Дятел» — «Пулемет» (см. раздел «20 упражнений с функциональной нагрузкой»). Положение кончика языка ребенка — у альвеол. Ребенок выполняет упражнение «Молоток» — единичные удары языком по альвео- лам, затем выполняет упражнение «Дятел» — чередование единичных ударов языком с серией ударов в быстром темпе — «д-ддд», затем подключается упражнение «Пулемет» — это сильный толчок выдыхаемой струи, заставляющий кончик языка вибрировать. Предварительно такой выдох формируется на подготовительном этапе. Примечание: при устранении велярного и увулярного ротацизма (горлового) упражнения «Молоток» — «Дятел» — «Пулемет» выполняются на базе звука [т]. Это вызвано тем, что звук [д] возникает в результате вибрации голосовых связок, которая может активизировать, провоцировать вибрацию мягкого нёба или маленького язычка. Коррекция велярного и увулярного ротацизма направлены на погашение этого вида вибрации и активизации вибрации кончика языка. 2. От опорного звука: Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус». Произносить звук [з] при поднятом к верху языке, что напоминает звук [д]. Если слышится [ж], надо попросить подвинуть язык ближе к резцам, слегка усиливая воздушную струю, а потом присоединяя звук [а]. Должны слышаться звуки «ра» — «Мотор». 3. Смешанный способ а) Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус». Поднять язык к нёбу, до предела растянуть уздечку, затем логопед большим и указательным пальцем плотно прижимает к небу боковые края языка. Середина языка и уздечка должна оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой вьщувать воздух с включением голоса. Язык «набухает» и слышится звукосочетание «тж», у некоторых сразу «тр». Зубы на расстоянии 1,5—2 пальца, упражнение повторять, увеличивая напор воздуха, пока «дж» не перейдет в «тр» — «Мотор». Под напором сильной воздушной струи самопроизвольно получается вначале короткое «тр» — «Мотор». б) Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Молоток» (единичные удары со звуком [д]) — «Дятел» (чередование одного удара языком по альвеолам с серией ударов в быстром темпе: «д-ддд», «д-ддд», «д-ддд»). Ребенку предлагается быстро произносить длинный ряд «д-ддд» при полуоткрытом рте (кончик языка находится у альвеол). Надо, чтобы ребенок выполнял это упражнение перед зеркалом, видя быстрые колебания кончика языка. Темп этих ударов постепенно учащается, и колебания кончика языка производятся в различном темпе. Образованные в результате ритмичных ударов языка звуки соединяются с гласными в открытых слогах «дра-дры-дро» — «Мотор». 4. Механический способ. Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Молоток», произносить «д-ддд», т. е. широкий кончик языка стучит по альвеолам со звуком [д]. В этот момент под кончик языка подводят шпатель и воспроизводят мелкие вибрирующие движения. Два варианта вибрации: 1 — шпатель совершает колебательные движения из стороны в сторону; 2 (более эффективный) — колебательные движения совершаются без отрыва от кончика языка, то есть шпатель прижимается к кончику языка. Запрещается вибрировать по подъязычной связке, так как это вызывает вибрацию не только кончика языка, но и всей передней части языка. Такая вибрация не позволяет в дальнейшем перейти к звуку [р] и включить его в речь. Рекомендации: При использовании механической помощи (зонд, шпатель, палец ребенка) необходимо располагать их под углом сорок пять градусов по отношению ко дну ротовой полости, но не горизонтально. Горизонтальное положение, например, шпателя приходится на середину подъязычной связки, что недопустимо. Фиксируется внимание ребенка при появлении первых признаков «Моторчика», вызванного механической помощью, на ощущениях вибрации и характерном звучании. С этого момента вместо зонда или шпателя начинают использовать в качестве механической помощи палец ребенка. Предварительно готовят к этому палец ведущей руки на занятиях пальцевой гимнастики. Формируют тонкие дифференцированные движения пальца (например, упражнение «Оса» — круговые движения прямым указательным пальцем, упражнение «Балалайка», когда прямой палец вибрирует на натянутой резинке, струне и т. д.). В специальной литературе есть данные, что вибрирующие движения, т. е. мелкие, ритмичные сокращения мышц руки и пальца предшествуют вибрации кончика языка. а) Выполняют последовательно серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус», т. е. широкий кончик языка находится за верхними зуба- ми. Длительно произносить звук [з], [ж] или [д], в это время шпателем или зондом, подложенным под кончик языка, производить частые колебательные движения из стороны в сторону, затем зонд заменить на палец ребенка. б) Выполняем предыдущие упражнения. Начина- ем вибрацию с помощью шпателя, а продолжаем без него. Если самостоятельно вибрация языка не вырабатывается очень долго, начинаем автоматизацию звука [р] в слогах, словах с механической помощью (лучше при помощи пальца), рекомендуется произносить слова: «дрова, друг, друзья, трава, труба» и др. Примечание: При коррекции всех видов ротацизма и параротацизмов звук [р] не называем, а заменяем название упражнения — «Мотор». Самым сложным направлением работы на втором этапеявляется закрепление вызванного звука, т.е. его автоматизация. Изолированно дети поставленные звуки произносят правильно, а в речевом потоке звуки искажаются. Автоматизация осуществляется по принципу от простого к сложному. Прежде всего требуется включение звука в слоги. При включении автоматизируемого звука в слово соблюдаю ряд требований к лексическому материалу. В нем должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков и не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков. Учитываю смысловую доступность лексического материала. После автоматизации в словах автоматизирую звук в предложениях, чистоговорках и стихах; в коротких, а затем длинных рассказах. В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы: слуховой, зрительный, двигательный, кожно – кинестетический. Каждый из них вносит свой вклад в образование речи. Также с помощью иппликаторов автоматизирую поставленные согласные звуки. Лексический материал для автоматизации согласных звуков на уровне слов располагаю в порядке возрастания трудности по 13 классам в соответствии с методикой формирования слоговой структуры слова А.К.Марковой, где закрепляемый звук находится в разных позициях (см. дидактический материал – Учим звуки по слогам. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 32с.(Конфетка). Затем автоматизация поставленных звуков проходит в предложениях, насыщенных контрольным звуком, чистоговорках, стихах, рассказах. Автоматизация звука проходит вначале с опорой на образец, т.е. по подражанию логопеду, а затем с опорой на наглядность (схемы, картинки, символы и т.п.). Так же, используя наглядность, провожу работу по дифференциации смешиваемых звуков в слогах, словах, предложениях, рассказах. У детей с общим недоразвитием речи проводится работа по обогащению словарного запаса, развитию грамматического строя и связной речи. При автоматизации и дифференциации звука ведется параллельная работа по уточнению и развитию фонематического слуха. Вся работа сочетается с развитием звукового анализа и синтеза для профилактики дисграфии. Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционный процесс. Тесная, плодотворная совместная работа – залог будущей успешной учебы ребенка со стертой дизартрией.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 10; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.18.163 (0.01 с.) |