Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 19.05.20 – Практическая работа.

Урок 19.05.20 – Практическая работа.

Сдать не позднее 21.05.20                

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

 

Тема: Сущность менеджмента организации. Деловое общение и управление конфликтами.

Наименование работы:Внутренняя и внешняя среда организации.

Цель занятия:  углубление и закрепление знаний, полученных при теоретическом изучении материала

Оснащенность рабочего места: тетрадь, ручка, инструкционная карта.

 

Методические рекомендации:

Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленных целей. Причина возникновения организации – ограниченность физических, интеллектуальных, информационных, коммуникационных и экономических возможностей людей.

Внутренняя среда организации – это ситуационные факторы внутри организации. Заключает в себе тот потенциал, который дает организации возможность функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени.

Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то факторы внутренней среды организации являются результатом управленческих решений. Все факторы внутренней среды организации полностью контролируются руководством организации. В отдельных случаях факторы внутренней среды представляют собой нечто такое, что руководство обязано преодолевать в своей работе. Изучение факторов внутренней среды направлено на выявление сильных и слабых сторон организации.

  Сильные стороны компании служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны компании являются предметом пристального внимания со стороны менеджера, обязанного избавиться от них или минимизировать их влияние. К факторам внутренней среды организации относятся кадровые ресурсы организации, финансы, материально-техническая база, технология, структура, организационная (корпоративная) культура, цели и задачи как ситуационные факторы внутренней среды организации.

Успех организации в значительной степени зависит от учета внешних факторов. Все факторы внешнего окружения взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Менеджер должен уметь не только оперативно выявить основные факторы в окружении, которые могут оказать влияние на организацию, но и предложить подходящие способы реакции на внешние воздействия, т.е. найти методы, способствующие адаптации к внешней среде. Поскольку учесть все существующие и оказывающие влияние на организацию факторы практически невозможно, то закономерно возникает проблема определения аспектов и факторов, от которых зависит деятельность организации. Среда прямого воздействия (непосредственное деловое окружение) – это факторы, которые влияют на деятельность компании в настоящее время. К ним относятся поставщики ресурсов, рынок труда, законы и государственные органы, потребители, конкуренты и контактные аудитории.

  Среда косвенного воздействия (фоновое окружение) – данная группа факторов обычно не влияет на деятельность компании так заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако менеджерам необходимо постоянно вести их учет, так как среда косвенного воздействия сложнее среды прямого воздействия. Факторы среды косвенного воздействия – это факторы, которые не оказывают прямого немедленного воздействия на деятельность компании, но тем не менее влияют на нее, и это влияние проявляется через некоторый промежуток времени и оказывает глобальное воздействие на деятельность компании. К ним относятся научно-техническая среда, состояние экономики в стране и мире, политическая ситуация, международные факторы и демографическая ситуация.

Методы управления – совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей. Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления. Это может быть как организация в целом, так и отдельное его подразделение (отдел, департамент и т.п.). Также это может быть функция предприятия (производство, маркетинг, инновация, финансы, информация) либо функция менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль).

Содержание методов управления – это специфика приемов и способов воздействия на объект управления. Экономические методы управления заключаются в воздействии на экономические интересы (зарплата, премирование, распределение ресурсов). Экономическим методам в управлении отводится центральное место. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей. Экономические методы управления представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности. Конкретный набор и содержание рычагов экономического воздействия определяются спецификой управляемой системы. В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы управления чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, ценообразование, финансирование, система материального поощрения.

  Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Главная цель применения этих методов – формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться организационные и экономические задачи. Приемы и способы социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знаниями в области социальной психологии.

Организационно-административные методы управления направлены на координацию деятельности работников предприятия. На предприятиях, где имеется высокий уровень организационных воздействий, доведенных до стандарта предприятия и регламентов управления, и где имеется высокая трудовая дисциплина, значительно снижается надобность в применении распорядительных воздействий. Те предприятия, которые не довели воздействие до стандартов и регламентов, нуждаются в постоянном оперативном распорядитель-ном воздействии. На этих предприятиях в большей степени результаты будут отрицательными. С другой стороны, реализация организационных воздействий в значительной степени зависит от менталитета работников, от их желания неукоснительно соблюдать письменные инструкции и работать по правилам, утвержденным администрацией. Организационная форма методов управления – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Оно может быть прямым (не-посредственным) или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий).

Задание 1

Известно, что успешные менеджеры являются достаточно состоятельными людьми. Однако высокий уровень получаемых доходов обратно пропорционален их состоянию здоровья, что является следствием значительных физических и эмоциональных перегрузок в бизнессреде. Статистические данные о том, как и чем болеют богатые люди, получены на основе 12-летних наблюдений за пациентами ряда московских клиник. Больные платили за свое лечение не менее 3 тыс. долл. в год. Их беспокоит в основном бессонница, которой подвержены до 50 % пациентов, гипертония, проблемы с сердцем, язва и ожирение. Кроме общеизвестных диагнозов (богатые ведут малоподвижный образ жизни, много курят и употребляют алкогольные напитки) выявили четыре основных заболевания, которыми страдают только состоятельные люди.

Главная их болезнь – это «синдром неожиданного богатства». Этому синдрому подвержены, как правило, молодые люди, которые достаточно быстро заработали целое состояние. Достигнув определенного уровня доходов, они начинают бояться, что наступит момент, когда не удастся получать деньги в прежних темпе и размерах. В результате развиваются неврозы, страхи, а к врачу обращаются, когда лечить это уже невозможно.

Второе по распространенности заболевание – «стратегия отложенной жизни». Суть его заключается в том, что человек откладывает все события и действия до какого-то определенного момента – первого миллиона, расширения компании, заключения нового договора и т.д. К сорока годам такие трудоголики, как правило, оказываются без семьи, увлечений, с плохим здоровьем и... миллионным состоянием.

Третье место в рейтинге занимает «агедония». Суть этого заболевания заключается в снижении способности получать удовольствие. Богатый человек достаточно быстро осуществляет свои мечты. А дальше ему становится очень трудно придумать новые желания. В результате развиваются депрессии, чувство неудовлетворенности жизнью, нереализованности. Пациент начинает употреблять антидепрессанты, от чего наступает эмоциональная стерильность – состояние, когда человека уже ничего не волнует, у него нет привязанностей и ничто не вызывает сильных эмоций.

Состоятельные люди также любят экстремальные виды спорта, поэтому серьезные травмы они получают так же часто, как профессиональные спортсмены. Наиболее опасен, согласно медицинской статистике, такой вид активного отдыха, как катание на снегокате, который врачи называют «убийцей олигархов».

Ответьте на вопросы:

1. Каким образом отдельные факторы внешней и внутренней среды менеджмента сказывают влияние на уровень работоспособности менеджеров и состояние их здоровья?

2. Перечислите пути сохранения высокого уровня деловой активности российского менеджера.

 

Задание 2

Шведская компания IKEA была основана в 1943 г. В настоящее время она активно развивает свой бизнес во всем мире, в том числе и в России. Владелец компании IKEA И. Кампрад в своей деятельности использует своеобразную систему методов управления компанией.

1. Менеджеры компании IKEA постоянно ищут способы снижения производственных издержек и, соответственно, цен. Для этого сотрудники компании регулярно посещают предприятия-изготовители продукции и выясняют, какие там есть технологические возможности для выпуска новых товаров. Известно, что чем лучше используются производственные технологии, тем ниже себестоимость товаров. Есть и другой путь – от цены, которую фирма IKEA хочет установить на какой-либо товар. И тогда технологи изучают, как его изготовить и из каких материалов, чтобы товар выдержал все тесты на качество.

2. Приемлемую для покупателя цену рассчитывают начиная, образно говоря, с квартиры. Специалисты подсчитывают, сколько обычная семья со средними доходами платит за жилье; смотрят, какая мебель нужна для обстановки квартиры; вычисляют, по какой цене люди будут готовы купить эти товары, чтобы при этом еще и оплачивать расходы на содержание своего жилья.

3. Ассортимент магазинов компании IKEA одинаков во всех странах. Компания ориентируется на основные человеческие потребности: люди повсюду нуждаются в удобной и недорогой мебели для того, чтобы работать, отдыхать, готовить, заботиться о детях. Таким образом, на первом месте – назначение товара, а затем его дизайн.

4. Менеджеры понимают, что компания должна постоянно напоминать о себе. Однако на прессу, телевидение и наружную рекламу компания IKEA тратит примерно треть рекламного бюджета, а две трети уходят на изготовление и рассылку каталогов. Считается, что, ознакомившись с каталогом, покупатель лучше поймет, подойдут ли ему товары этой компании.

5. Компания IKEA сотрудничает почти с 2 тыс. поставщиков, а на собственных фабриках производит только 10 % ассортимента. Закупочные службы компании действуют в 60 странах мира – в них работают более 1 тыс. сотрудников. Это значительные издержки, зато в результате прямого общения с поставщиками можно хорошо изучить их возможности. Если разработан новый товар, компания рассылает спецификацию модели по нескольким закупочным службам в разных странах. И они фактически соревнуются между собой, чтобы найти производителя с лучшим соотношением цены и качества. Так как компания выплачивает за это довольно большую премию, службы закупок заинтересованы в том, чтобы помочь поставщику оптимизировать производственные затраты.

6. Поставщики компании IKEA могут одновременно работать с ее конкурентами. И таких поставщиков много. Менеджеры полагают, что нет смысла просить кого-то из поставщиков работать только на себя. Они считают, что когда фабрика загружена заказами от одной компании, у нее нет стимула развивать свои технологии. Поэтому компания IKEA заинтересована в том, чтобы поставщик не зависел полностью от ее заказов.

7. Менеджеры компании постоянно изучают ассортимент конкурентов. Если при этом обнаруживается какая-либо новинка, которая могла бы пополнить ассортимент IKEA, то менеджеры поручают дизайнерам разработать что-то похожее.

8. Главное в работе компании – ее корпоративный дух. Это означает, что все сотрудники знают, что они – одна команда, работающая на общую цель. «Вместе» – ключевое слово в идеологии компании IKEA. Различия в статусе между менеджерами и подчиненными не приветствуются. Это не значит, что в компании все равны; естественно, у каждого свои обязанности, своя роль. Речь идет о том, что для компании ценен каждый работник. Сотрудники, окружающие менеджера, – это люди, которые его поддерживают, компенсируют его недостатки, исправляют его ошибки.

9. В компании IKEA вполне достойный уровень заработной платы, хотя не такой высокий как, например, в нефтяном бизнесе, зато есть возможности для быстрого карьерного роста. Не секрет, что люди уходили и уходят из IKEA в другие компании. Но менеджеры к этому относятся спокойно. Если кто-то захочет вернуться – пожалуйста. Считают, что работа в другой компании только способствует накоплению профессионального опыта, а значит, может принести пользу компании IKEA. Было много случаев, когда бывшие сотрудники возвращались из компаний, где им платили в два раза больше. Ведь для профессионала важен не только размер заработной платы, но и то, какое влияние он оказывает на работу компании. Руководство компании IKEA старается делать так, чтобы ее сотрудники были как можно более самостоятельны в принятии решений. 10. Для менеджера важно знать свои недостатки и окружать себя людьми, которые могут делать то, чего он не может сделать самостоятельно, или умеют делать лучше. Необходимо просчитать свои решения от начала до конца, прежде чем приступать к их реализации, не принимать радикальных решений, прежде чем вся система администрирования не будет приспособлена к этим изменениям.

Ответьте на вопросы:

1. Проанализируйте методы управления компанией IKEA и ответьте на вопрос, что в работе И. Кампрада и его команды менеджеров является оригинальным?

2. Какие мероприятия, осуществляемые менеджментом компании IKEA, можно отнести к организационно-распорядительным, экономическим и социально-психологическим методам управления?

3. Какие из методов управления компанией IKEA можно достаточно быстро реализовать на российских предприятиях промышленной отрасли?

 

Задание 3

Генри Форд и Альфред П.Слоун младший были великими руководителями. Они противостояли друг другу в 20-хгг.XX века, когда впервые возникла концепция управления как профессии и научной дисциплины. Генри Форд представлял архетип авторитарного предпринимателя прошлого: склонный к одиночеству, своевольный, всегда настаивающий на собственном пути, презирающий теории и «бессмысленное» чтение книг, Форд считал своих служащих «помощниками». Если «помощник» осмеливался перечить Форду или самостоятельно принимать важное решение, он обычно лишался работы. В компании Ford Motor только один человек принимал решения с любыми последствиями. Форд расценил предложение Альфреда П.Слоуна о реорганизации General Motors следующим образом: «... картинка с развесистой клюквой посредине... Человек вынужден слоняться взад-вперёд, и от ответственности каждый увиливает, следуя мудрости лентяев, что две головы лучше одной». Общие же принципы Форда были суммированы в одной фразе: «Любой покупатель может получить автомобиль любого цвета, какого он пожелает, пока автомобиль остаётся чёрным». У Форда были основания насмехаться над новомодными идеями Слоуна. Форд сделал свою модель «Т» настолько дешёвой, что её мог купить практически любой работающий человек. Примерно за 12 лет Форд превратил крошечную компанию в гигантскую отрасль, изменившую американское общество. Более того, он добился такого снижения себестоимости, что мог продавать автомобиль всего за 290 долл., и платить своим рабочим одну из самых высоких ставок того времени – 5 долл. в неделю. В 1921г. Ford Motor контролировал 56% рынка легковых автомобилей и заодно почти весь мировой рынок. Фирма General Motors, которая в то время была конгломератом из нескольких небольших полунезависимых компаний, хаотично перемешанных за проволочной оградой, располагала всего 13% рынка и дрейфовала к банкротству. К счастью, семья Дюпонов, ради спасения огромных капиталовложений в акции General Motors, приняла на себя ведение её дел, пока крах ещё не разразился. Пьер С.Дюпон, сам крупный сторонник современного управления, назначил президентом фирмы Альфреда П.Слоуна. Слоун быстро превратил в реальность планы, над которыми издевался Форд, тем самым введя в практику то, что остаётся до сих пор главным принципом управления крупными компаниями. Реорганизованная General Motors располагала крупной и сильной группой управления, а множество людей получили право самостоятельно принимать важные решения.

Слоун как личность был полной противоположностью Форду. Форд был несгибаемо жёстким, своевольным, интуитивным человеком, а любимыми словами Слоуна стали «методология» и «рациональность». Человек не шлялся взад-вперёд, как предсказывал Форд. Напротив, на каждого руководителя были возложены определённые обязанности и дана свобода делать всё, что необходимо для их выполнения. Слоун также разработал хитроумную систему контроля, позволявшую ему и другим руководителям быть в курсе того, что происходит в их гигантской корпорации. В то время как Ford Motor сохранила верность чёрной модели «Т» и традиции, согласно которой босс командует, а остальные выполняют, команда Слоуна быстро воплотила в жизнь новые концепции в соответствии с изменяющимися потребностями американцев. Фирма General Motors ввела в практику частые замены моделей, предлагая потребителям широкий ассортимент стилевых и цветовых оформлений и доступный кредит. Доля Ford Motor на рынке резко сократилась. В 1927г. фирма была вынуждена остановить конвейер, чтобы переоснастить его под выпуск весьма запоздавшей модели «А». Это позволило General Motors захватить 43,5 % автомобильного рынка, оставив Форду менее 10%. Несмотря на жестокий урок, Форд так и не смог прозреть. Вместо того, чтобы учиться на опыте конкурента, он продолжал действовать по старинке. В следующие 20 лет фирма Ford Motors едва удерживалась на третьем месте в автомобильной промышленности и почти каждый год теряла деньги. От банкротства её спасло только обращение к резерву наличных в 1 млрд долл., который Форд скопил в удачливые времена.

 

Ответьте на вопросы:

1.Кто был лучшим менеджером – Форд или Слоун? Почему?

2.Какие внутренние и внешние факторы содействовали успеху фирмы Ford Motor и General Motors? Какие факторы оказали влияние на упадок фирмы Ford Motor?

3.Хотя и сегодня General Motors больше Ford Motor, обе фирмы сконструированы и управляются схожим образом. Почему это так?

4.Какова важнейшая причина поражения Форда?

 

Тест

Инструкция обучающемуся: Выберите один правильный вариант

1. Какое из следующих определений соответствует в наибольшей мере определению «организация – как объект менеджмента»?

   а) группа людей, объединенных общей целью

   б) любая группа людей, собравшихся вместе

   в) некая структура, созданная для решения задач

   г) группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей

   д) группа людей, деятельность которых сознательно координируется

2. Какой уровень управления организацией должен вырабатывать и проводить политику взаимодействия с внешней средой?

   а) все уровни   

   б) низовой

   в) высший   

   г) средний

3. Совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры: 

   а) организация   

   б) корпорация 

   в) интеграция   

   г) система

4. Использование руководителем приказов, распоряжений, устных указаний означает:

   а) планирование   

   б) организация 

   в) формальное воздействие

   г) неформальное воздействие

   д) ответ «а» и ответ «б»

5. Выявление и оценка достигнутых в процессе работы результатов называется в менеджменте:

   а) организация   

   б) планирование

   в) координация   

   г) регулирование

   д) контроль   

   е) мотивация

6. Средства, технологии, методы и принципы, которые использует руководитель для воздействия на исполнителя, называются:

   а) организация управления 

   б) система управления

   в) механизм управления 

   г) ответ «а» и ответ «б»

   д) ответ «а» и ответ «в»

7. Поддается ли нормированию труд менеджера?

    а) да    

    б) нет

8. Из перечисленных руководителей:

    1) президент;

    2) начальник отдела;

    3) вице-президент;

    4) бригадир;

    5) управляющий отделением;

    6) мастер

 – к среднему уровню управления относятся:

    а) 4, 6   

    б) 1, 3

    в) 2, 5   

    г) 3, 6

9. Один из факторов внутренней среды предприятия:

    а) потребители  

    б) акционеры

    в) культура

       г) союзы и общества по интересам

10. Один из факторов внешней среды прямого воздействия:

    а) союзы и общества по интересам 

    б) культура

    в) экономика    

    г) политика

11. Один из факторов внешней среды косвенного воздействия:

    а) потребители    

    б) экономика

    в) союз и общества по интересам 

    г) культура

12. Какой уровень управления организацией должен вырабатывать и проводить политику взаимодействия с внешней средой?

    а) низший   

    б) высший

    в) средний   

    г) все ответы верны

13. Основные формы воздействия на коллектив:

    а) убеждение, как метод воспитания и формирования личности

    б) повышение и активизация творческой инициативы членов коллектива

    в) установление в коллективе благоприятного морального климата

    г) использование критики и самокритики

14. Что поступает во внешнюю среду из организации?

   а) информация

   б) ресурсы

   в) отчетные данные

   г) готовая продукция

   д) все ответы верны

15. Какие составляющие НЕ включаются в среду прямого воздействия организации?

   а) поставщики

   б) конкуренты

   в) собственники

   г) научно-технические организации

   д) государственные органы

16. Каковы основные составляющие «организаторских способностей»?

   а) умение работать с людьми, воздействовать на них

   б) контактность, стрессоустойчивость, доминантность

   в) лидерство, способность вести за собой

   г) способность влиять на людей, разрешать конфликты

17. Совокупность социальных (сотрудники), материальных (мебель, компьютеры, принтеры, факсы, бумага и т.п.) и нематериальных элементов (компьютерные программы, имидж предприятия), находящихся во взаимосвязи и взаимозависимости, называется:

   а) организация

   б) производственная система

   в) менеджмент

   г) группа людей

   д) отдел

   е) система

18. К основным задачам деятельности менеджера в организации относится задача…

   а) организовать выпуск собственной продукции по минимальным ценам

   б) осуществлять контроль за четким соблюдением режима рабочего дня

   в) поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний

   г) добиться устранения конкурентов на рынке труда экономическими методами

19. Делегирование полномочий в теории менеджмента является составной частью процесса…

   а) централизации

   б) дезинтеграции

    в) децентрализации

20. Ключевым ресурсом современной организации является: 

   а) собственник

   б) производительное оборудование эффективная финансовая политика 

   в) человек

Инструкция обучающемуся: Выберите несколько правильных вариантов (№21,22)

21. Что поступает в организацию из внешней среды?

   а) цели   

    б) информация

   в) ресурсы  

   г) директивные указания

22. Что из ниже перечисленного принято считать элементами внутренней среды организации?

   а) цели

   б) персонал

   в) методы решения управленческих задач

   г) функции персонала

   д) структуру

   е) технологию

   ж) управленческие решения

 

Литература:

2. Сапрыкина, Ю. А. Менеджмент. Сборник кейсов: практикум / Ю. А. Сапрыкина. – Ухта : УГТУ, 2015. – 108 с.

3. Менеджмент : практикум / Л.А. Васильева, М.В. Виноградова, Н.А. Зайцева, О.В. Каурова, Н.М. Корсунова, О.С. Кулямина, А.А. Ларионова, А.Н. Малолетко, Е.В. Докукина, З.И. Панина, Е.В. Поворина, И.П. Салманова, И.А. Суслова ; под общ. ред. А.А. Ларионовой. — М. : Издательство «Русайнс», 2015. — 148 с.

4. Гудилин А.А. Г93 Менеджмент : практикум / А.А. Гудилин, О.О. Скрябин. – М. : Изд. Дом МИСиС, 2015. – 82 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 10; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.214 (0.012 с.)