Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работу отправить на проверку до 15. 05. 20

Поиск

Урок 12.05.20

Работу отправить на проверку до 15.05.20

Задание:Изучить тему и ответить на вопросы

 

 

Тема: Сущность менеджмента организации.

В нас­то­ящее вре­мя по­нятия «ме­нед­жмент» (англ. management — уп­равле­ние, ру­ководс­тво, ад­ми­нис­три­рова­ние, ди­рек­ция, уме­ние рас­по­ряжаться, вла­деть, уп­равлять) и «уп­равле­ние» ча­ще все­го ис­пользу­ют­ся как по­нятия иден­тичные, вза­имо­заме­ня­емые. Од­на­ко по­нятие «уп­равле­ние» бо­лее ши­рокое.

По­яв­ле­ние тер­ми­на «ме­нед­жмент» выз­ва­но не­об­хо­димостью уточ­не­ния по­нятия «уп­равле­ние» при­мени­тельно к хо­зяйствен­ной сфе­ре, биз­не­су, уп­равле­нию в ус­ло­ви­ях рын­ка.

Ме­нед­жмент — уп­равле­ние ор­га­низа­ци­ей, хо­зяйству­ющей в ус­ло­ви­ях рын­ка.

В ос­но­ве тер­ми­на «ме­нед­жмент» ле­жит ан­глийский гла­гол «to manage» (уп­равлять), ко­торый ис­хо­дит от ла­тин­ско­го manus (ру­ка). От­сю­да тер­мин «ме­нед­жмент» бук­вально оз­на­ча­ет «ру­ководс­тво людьми». По­это­му и в сов­ре­мен­ной те­ории и прак­ти­ке под «ме­нед­жмен­том» по­нима­ет­ся про­цесс ру­ководс­тва (уп­равле­ния) груп­па­ми, кол­лекти­вами.

Ме­нед­жмент мож­но оп­ре­делить как со­вокуп­ность прин­ци­пов, ме­тодов, средств и форм уп­равле­ния, нап­равлен­ных на ра­ци­ональное ис­пользо­вание всех ре­сур­сов пред­при­ятия (ор­га­низа­ции) во имя дос­ти­жения пос­тавлен­ных це­лей.

В этом оп­ре­деле­нии важ­но об­ра­тить вни­мание преж­де все­го на то, что вся ука­зан­ная со­вокуп­ность действий нап­равле­на на дос­ти­жение це­лей ор­га­низа­ции.

Це­ли — это те клю­чевые ре­зульта­ты, к ко­торым стре­мит­ся пред­при­ятие (ор­га­низа­ция) в сво­ей де­ятельнос­ти. Имен­но с оп­ре­деле­ния це­лей ра­боты ор­га­низа­ции на­чина­ет­ся сов­ре­мен­ный эф­фектив­ный ме­нед­жмент. Це­ли за­да­ют век­тор не­об­хо­димых уси­лий и нап­равлен­ность этих уси­лий.

Для дос­ти­жения пос­тавлен­ных це­лей не­об­хо­димо, как ска­зано в оп­ре­деле­нии ме­нед­жмен­та, ра­ци­ональное ис­пользо­вание всех ре­сур­сов, ко­торы­ми рас­по­лага­ет пред­при­ятие (ор­га­низа­ция). Ме­нед­жмент да­ет воз­можность уп­равлять ор­га­низа­ци­ей та­ким об­ра­зом, что ее де­ятельность оп­ти­мизи­ру­ет­ся, т.е. да­ет мак­си­мальный ре­зультат в дан­ных кон­крет­ных ус­ло­ви­ях. Дан­ный про­цесс обес­пе­чива­ет­ся про­фес­си­онально под­го­тов­ленны­ми спе­ци­алис­та­ми в об­ласти уп­равле­ния, ко­торые фор­ми­ру­ют и уп­равля­ют ор­га­низа­ци­ей пу­тем пос­та­нов­ки це­лей и раз­ра­бот­ки спо­собов их дос­ти­жения. При этом важ­но уме­ние ста­вить и ре­али­зовы­вать кон­крет­ные це­ли.

Ос­но­ватель шко­лы на­уч­но­го ме­нед­жмен­та Ф.У.Тейлор оп­ре­делял уп­равле­ние как ис­кусс­тво точ­но знать, что пред­сто­ит сде­лать и как сде­лать это са­мым луч­шим и де­шевым спо­собом. Дан­ным ис­кусс­твом дол­жна об­ла­дать оп­ре­делен­ная ка­тего­рия лю­дей — ме­нед­же­ры, чья ра­бота сос­то­ит в ор­га­низа­ции и ру­ководс­тве уси­ли­ями все­го пер­со­нала для дос­ти­жения оп­ре­делен­ных це­лей. Они обес­пе­чива­ют ус­ло­вия для про­из­во­дительно­го и эф­фектив­но­го тру­да за­нятых в ор­га­низа­ции ра­бот­ни­ков и для по­луче­ния ре­зульта­тов, со­от­ветс­тву­ющих этим це­лям.

Современные научные подходы к менеджменту

Сис­темный под­ход. В рам­ках это­го под­хо­да ор­га­низа­ция рас­смат­ри­ва­ет­ся как от­кры­тая со­ци­альная сис­те­ма, ко­торая прис­по­саб­ли­ва­ет­ся к сво­ей мно­го­об­разной внеш­ней и внут­ренней сре­де, а глав­ные при­чины то­го, что про­ис­хо­дит внут­ри ор­га­низа­ции, сле­ду­ет ис­кать вне ее.

Сис­темa — со­вокуп­ность вза­имос­вя­зан­ных эле­мен­тов, об­ра­зу­ющих еди­ное це­лое.

Су­щес­тву­ет два ос­новных ти­па сис­тем: зак­ры­тые и от­кры­тые.

Зак­ры­тая сис­те­ма име­ет чет­кие фик­си­рован­ные гра­ницы, ее действия от­но­сительно не­зави­симы от сре­ды, ок­ру­жа­ющей сис­те­му. Ча­сы — ха­рак­терный при­мер зак­ры­той сис­те­мы.

От­кры­тая сис­те­ма ха­рак­те­ризу­ет­ся вза­имо­действи­ем с внеш­ней сре­дой и спо­соб­на прис­по­саб­ли­ваться к из­ме­нени­ям в це­лях ус­пешно­го фун­кци­они­рова­ния.

Си­ту­аци­он­ный под­ход. В рам­ках это­го под­хо­да все сво­дит­ся к то­му, что в каж­дом кон­крет­ном слу­чае (про­из­водс­твен­ной си­ту­ации) сле­ду­ет при­менять свои оп­ре­делен­ные ме­тоды уп­равле­ния. Пос­кольку на ор­га­низа­цию ока­зыва­ют вли­яние мно­жес­тво раз­личных внеш­них и внут­ренних фак­то­ров (раз­ных по сос­та­ву и ин­тенсив­ности), то на­ибо­лее эф­фектив­ным спо­собом уп­равле­ния в кон­крет­ной си­ту­ации бу­дет тот, ко­торый обес­пе­чит оп­ти­мальный ре­зультат ра­боты всей ор­га­низа­ции.

Цен­тральным фак­то­ром си­ту­аци­он­но­го под­хо­да яв­ля­ет­ся са­ма си­ту­ация, т.е. ком­плекс об­стоя­тельств, вли­яние ко­торых на ор­га­низа­цию в дан­ный мо­мент са­мое сильное.

Си­ту­аци­он­ный под­ход тре­бу­ет от ме­нед­же­ров глу­боких зна­ний, уме­ния быс­тро ори­ен­ти­роваться в ме­ня­ющейся об­ста­нов­ке, твор­ческо­го под­хо­да к де­лу, спо­соб­ности не только ре­шать про­из­водс­твен­ные пот­ребнос­ти са­мому, но и эф­фектив­но ор­га­низо­вывать кол­лектив­ную ра­боту под­чи­нен­ных.

Уп­равле­ние це­лями (ре­зульта­тами) ор­га­низа­ции сог­ласно сов­ре­мен­но­му те­оре­тику в об­ласти уп­равле­ния Пи­теру Дру­керу ос­но­выва­ет­ся на сле­ду­ющих прин­ци­пах: сис­те­ма уп­равле­ния дол­жна обес­пе­чивать дос­ти­жение всех це­лей и за­дач ор­га­низа­ции; каж­дый ру­ково­дитель (свер­ху до­низу) дол­жен иметь чет­кие це­ли в рам­ках сво­их обя­зан­ностей; це­ли и за­дачи всех ме­нед­же­ров сог­ла­су­ют­ся, в иде­альном слу­чае фор­ми­ру­ет­ся и­ерар­хия це­лей, кон­кре­тизи­ру­емых на каж­дом пос­ле­ду­ющем уров­не при дви­жении свер­ху вниз.

В ос­но­ве суж­де­ний Дру­кера ле­жит кон­цепция, в со­от­ветс­твии с ко­торой во гла­ву уп­равле­ния ста­вят­ся це­ли ор­га­низа­ции. Лишь пос­ле их вы­работ­ки, как счи­тал Дру­кер, мож­но оп­ре­делять ее фун­кции, сис­те­му и ме­тоды вза­имо­действия эле­мен­тов про­цес­са уп­равле­ния.

 Особенности современного менеджмента

Сов­ре­мен­ная сис­те­ма взгля­дов на уп­равле­ние сфор­ми­рова­лась под воз­действи­ем объек­тивных из­ме­нений в ми­ровом об­щес­твен­ном раз­ви­тии.

Пер­вая по­лови­на ХХ в. для мно­гих стран ми­ра бы­ла пе­ри­одом ин­дус­три­ально­го раз­ви­тия об­щес­твен­но­го про­из­водс­тва, на­чало ко­торо­му по­ложи­ла про­мыш­ленная ре­волю­ция пре­дыду­щего сто­летия.

Во вто­рой по­лови­не ХХ в. стра­ны-ли­деры (т.е. стра­ны, за­нима­ющие пер­вые мес­та по уров­ню про­из­во­дительнос­ти тру­да) кон­ста­тиро­вали на­чало пе­рехо­да к эре пос­тиндус­три­ально­го раз­ви­тия, для ко­торой ха­рак­терны прин­ци­пи­ально но­вые чер­ты и за­коно­мер­ности.

Во-пер­вых, ко­рен­ным об­ра­зом из­ме­нилась роль че­лове­ка в про­из­водс­тве. Преж­де он вос­при­нимал­ся лишь как один из его фак­то­ров на­ряду с ма­шина­ми и обо­рудо­вани­ем; се­год­ня же прев­ра­тил­ся в ос­новной стра­теги­чес­кий ре­сурс ор­га­низа­ции. Лю­ди те­перь рас­смат­ри­ва­ют­ся не как вин­ти­ки, а как глав­ное дос­то­яние ком­па­нии в кон­ку­рен­тной борьбе и как ис­точник при­были. Это обус­ловле­но их спо­соб­ностью к твор­чес­тву, ко­торая сейчас ста­новит­ся ре­ша­ющим ус­ло­ви­ем ус­пе­ха лю­бой де­ятельнос­ти.

Се­год­ня зат­ра­ты, свя­зан­ные с пер­со­налом, пред­став­ля­ют­ся уже не до­сад­ны­ми рас­хо­дами, а ин­вести­ци­ями в «че­лове­чес­кий ка­питал». Их объек­та­ми яв­ля­ют­ся ор­га­низа­ция ме­дицин­ско­го об­слу­жива­ния, от­ды­ха, за­нятий спор­том; соз­да­ние ус­ло­вий твор­чес­тва; раз­ви­тие лич­ных спо­соб­ностей и др. Нас­ту­па­ет эра че­лове­чес­ко­го из­ме­рения эко­номи­ки.

Во-вто­рых, про­из­водс­тво все в большей ме­ре ори­ен­ти­ру­ет­ся не на удов­летво­рение мас­со­вых пот­ребнос­тей, а на спе­ци­али­зиро­ван­ные зап­ро­сы пот­ре­бите­лей, т.е. на не­большие по ем­кости рын­ки. Это при­вело к не­видан­но­му рос­ту пред­при­нима­тельских струк­тур, об­ра­зова­нию большо­го чис­ла ма­лых и сред­них пред­при­ятий, ус­ложне­нию всей сис­те­мы свя­зей меж­ду ор­га­низа­ци­ями, вы­сокой зна­чимос­ти та­ких кри­тери­ев жиз­неспо­соб­ности биз­не­са, как гиб­кость, ди­намич­ность и адап­тивность к тре­бова­ни­ям внеш­ней сре­ды.

В-третьих, во вто­рой по­лови­не ХХ в. сфор­ми­рова­лась кон­цепция со­ци­альной от­ветс­твен­ности ме­нед­жмен­та пе­ред об­щес­твом, ко­торая ре­али­зу­ет­ся пу­тем при­несе­ния об­щес­твен­ной пользы че­рез при­быль и учас­тие в ре­шении ши­роко­го спек­тра со­ци­альных проб­лем.

В ре­зульта­те это пот­ре­бова­ло сме­ны уп­равлен­ческой па­радиг­мы (греч. paradeigma — при­мер, об­ра­зец), т.е. ба­зовой кон­цепту­альной мо­дели, объеди­ня­ющей це­лос­тный ком­плекс идей, прин­ци­пов, под­хо­дов к осу­щест­вле­нию уп­равлен­ческой де­ятельнос­ти, при­нятой в ка­чес­тве об­разца для оп­ре­делен­но­го пе­ри­ода.

Суть пе­рехо­да к но­вой па­радиг­ме, ос­но­выва­ющейся на сис­темном и си­ту­аци­он­ном под­хо­де к уп­равле­нию, сос­то­ит в сле­ду­ющем:

1) фир­ма рас­смат­ри­ва­ет­ся как от­кры­тая сис­те­ма, глав­ные пред­по­сыл­ки ус­пе­ха ко­торой на­ходят­ся в ее ок­ру­жении. В свя­зи с этим пер­восте­пен­ной за­дачей ме­нед­жмен­та яв­ля­ет­ся адек­ватное ре­аги­рова­ние на раз­личные внеш­ние со­бытия. Ус­пех та­кого ре­аги­рова­ния обес­пе­чива­ет­ся на ос­но­ве:

§ ори­ен­ти­ров­ки на пред­ви­дение в де­ле при­нятия ре­шений;

§ ин­тегра­ции всех фун­кций и сто­рон де­ятельнос­ти фир­мы;

§ уче­та ин­те­ресов собс­твен­ни­ков, де­ловых пар­тне­ров, пер­со­нала, уп­равлен­цев, мес­тных влас­тей;

2) глав­ное вни­мание уде­ля­ет­ся че­лове­чес­ким ре­сур­сам: их твор­чес­тву, пред­при­им­чи­вос­ти, мак­си­мальной ав­то­номии ра­бот­ни­ка, что поз­во­ля­ет ор­га­низа­ции обес­пе­чивать гиб­кость и адап­тивность;

3) дру­гим ста­новит­ся под­ход к раз­ра­бот­ке и ре­али­зации уп­равлен­ческих ре­шений. Ори­ен­та­ция на прош­лый опыт и тра­диции — еди­нов­ластие, кон­формизм, сле­пая ис­полни­тельность, неп­ри­ятие рис­ка — пос­те­пен­но сме­ня­ют­ся ус­трем­ленностью в бу­дущее, по­ощ­ре­ни­ем твор­чес­тва, в том чис­ле и кол­лектив­но­го, до­пуще­ни­ем ра­зум­но­го рис­ка;

4) ори­ен­та­ция ме­нед­же­ров на обес­пе­чение точ­ности и бес­пе­ребойнос­ти тех­но­логи­чес­ких и хо­зяйствен­ных про­цес­сов сме­нилась на­целен­ностью на дос­ти­жение кон­крет­но­го ре­зульта­та, не­об­хо­димо­го пот­ре­бите­лю (по­выше­ние ка­чес­тва, эко­номия рас­хо­дов, сни­жение цен). Ины­ми сло­вами, про­изо­шел пе­реход от про­из­водс­твен­но­го к мар­ке­тин­го­вому под­хо­ду в сфе­ре уп­равле­ния.

В ус­ло­ви­ях быс­тро­го раз­ви­тия, нес­та­бильнос­ти и рос­та раз­лично­го ро­да не­оп­ре­делен­ностей, ор­га­низа­ции все ча­ще об­ра­ща­ют­ся к ме­тодам стра­теги­чес­ко­го пла­ниро­вания и уп­равле­ния, рас­смат­ри­вая вне­зап­ные и рез­кие из­ме­нения во внеш­ней сре­де, в тех­но­логи­ях, в кон­ку­рен­ции и рын­ках как ре­альность сов­ре­мен­ной эко­номи­чес­кой жиз­ни, тре­бу­ющей но­вых при­емов ме­нед­жмен­та. Со­от­ветс­твен­но ме­ня­ют­ся и струк­ту­ры уп­равле­ния, в ко­торых пред­почте­ние от­да­ет­ся де­цен­тра­лиза­ции; ор­га­низа­ци­он­ные ме­ханиз­мы больше прис­по­саб­ли­ва­ют­ся к вы­яв­ле­нию но­вых проб­лем и вы­работ­ке но­вых ре­шений, чем к кон­тро­лю уже при­нятых мер в рас­пре­деле­нии ре­сур­сов. Та­кой гиб­кий под­ход це­нит­ся вы­ше, чем пун­кту­альность в их рас­хо­дова­нии.

Каж­дая ор­га­низа­ция, фун­кци­они­ру­ющая в ры­ноч­ной сре­де, дол­жна са­мос­то­ятельно ре­шать воп­ро­сы не только внут­ренней ор­га­низа­ции, но и со­вокуп­ности свя­зей с внеш­ней сре­дой. Мар­ке­тин­го­вые ис­сле­дова­ния, рас­ши­рение внеш­не­эко­номи­чес­ких свя­зей, прив­ле­чение инос­тран­но­го ка­пита­ла, на­лажи­вание ком­му­ника­ций — это да­леко не пол­ный пе­речень тех за­дач, ко­торые раньше бы­ли за пре­дела­ми ком­пе­тен­ции ор­га­низа­ций, а те­перь сто­ят в ря­ду важ­нейших.

Цели и задачи менеджмента. Принципы управления

Це­ли — это те клю­чевые ре­зульта­ты, к ко­торым стре­мит­ся ор­га­низа­ция в сво­ей де­ятельнос­ти. Ста­вя оп­ре­делен­ные це­ли, ру­ково­дитель фор­му­лиру­ет те глав­ные ори­ен­ти­ры, на ко­торых дол­жна быть сфо­куси­рова­на вся де­ятельность пред­при­ятия и его кол­лекти­ва.

Це­ли яв­ля­ют­ся из­на­чальным эле­мен­том сис­те­мы уп­равле­ния пред­при­яти­ем, вы­пол­няя ор­га­низу­ющую, мо­тиви­ру­ющую и кон­тро­лиру­ющую фун­кции.

К ти­пич­ным це­лям от­но­сят­ся те, ко­торые свя­заны с ролью дан­ной ор­га­низа­ции на рын­ках сбы­та, с рос­том объема биз­не­са, его при­быльностью, рен­та­бельностью и дру­гими ха­рак­те­рис­ти­ками. Пос­та­нов­ка це­лей спо­собс­тву­ет вы­пол­не­нию ос­новной фун­кции ор­га­низа­ции, вы­ражен­ной в его ли­нии де­ятельнос­ти.

На ос­но­ве пос­тавлен­ных це­лей ме­нед­же­ры фор­му­лиру­ют за­дачи, ко­торые дол­жны быть ре­шены в про­цес­се дос­ти­жения этих це­лей. За­дачи бо­лее кон­крет­ны и об­ла­да­ют не только ка­чес­твен­ны­ми, но и ко­личес­твен­ны­ми, а так­же вре­мен­ны́ми ха­рак­те­рис­ти­ками.

За­дачи, как и це­ли, дол­жны быть до­веде­ны до каж­до­го уров­ня уп­равле­ния. Чем бо­лее чет­ко и кон­крет­но пос­тавле­ны за­дачи пе­ред ис­полни­теля­ми, тем больше ве­ро­ят­ность, что эти за­дачи бу­дут ус­пешно ре­шены.

Прин­ци­пы ме­нед­жмен­та — ис­ходные по­ложе­ния те­ории ме­нед­жмен­та, ос­новные пра­вила де­ятельнос­ти в этой об­ласти по осу­щест­вле­нию уп­равле­ния ор­га­низа­ци­ей.

Ве­дущим прин­ци­пом ме­нед­жмен­та яв­ля­ет­ся прин­цип оп­ти­мально­го со­чета­ния цен­тра­лиза­ции и де­цен­тра­лиза­ции в уп­равле­нии. На­ибо­лее при­ем­ле­мым счи­та­ет­ся ва­ри­ант рас­пре­деле­ния пол­но­мочий по при­нятию ре­шений, при ко­тором цен­тра­лизо­ван­но при­нима­ют­ся стра­теги­чес­кие ре­шения, а опе­ратив­ное уп­равле­ние осу­щест­вля­ет­ся де­цен­тра­лизо­ван­но.

Этот прин­цип пред­по­лага­ет уме­лое ис­пользо­вание еди­нона­чалия и кол­ле­ги­альнос­ти в уп­равле­нии.

Еди­нона­чалие — пре­дос­тавле­ние ме­нед­же­ру пра­ва са­мос­то­ятельно­го ре­шения воп­ро­сов, вхо­дящих в его ком­пе­тен­цию, при пер­со­нальной от­ветс­твен­ности за по­ручен­ный учас­ток ра­боты.

Кол­ле­ги­альность пред­по­лага­ет вы­работ­ку сов­мес­тно­го ре­шения на ос­но­ве мне­ний ру­ково­дите­лей раз­но­го уров­ня, а так­же мне­ний ис­полни­телей кон­крет­ных ре­шений. Соб­лю­дение оп­ти­мально­го со­от­но­шения меж­ду еди­нона­чали­ем и кол­ле­ги­альностью обес­пе­чива­ет эф­фектив­ность и действен­ность при­нятых ре­шений.

Прин­цип пла­новос­ти сос­то­ит в ус­та­нов­ле­нии ос­новных нап­равле­ний и про­пор­ций раз­ви­тия ор­га­низа­ции. План пред­став­ля­ет со­бой ком­плекс эко­номи­чес­ких и со­ци­альных за­дач для ре­шения их в бли­жайшем и бо­лее от­да­лен­ном бу­дущем.

Прин­цип со­чета­ния прав, обя­зан­ностей и от­ветс­твен­ности пред­по­лага­ет, что каж­дый под­чи­нен­ный обя­зан вы­пол­нять воз­ло­жен­ные на не­го за­дачи и пе­ри­оди­чес­ки от­чи­тываться за их вы­пол­не­ние. Из­бы­ток прав при­водит на прак­ти­ке к про­из­во­лу, не­дос­та­ток — па­рали­зу­ет де­ловую ак­тивность и ини­ци­ати­ву.

Прин­цип пос­ле­дова­тельнос­ти. Все уп­равлен­ческие ша­ги осу­щест­вля­ют­ся в стро­го оп­ре­делен­ном по­ряд­ке как во вре­мени, так и в прос­транс­тве. Нельзя, нап­ри­мер, сна­чала при­нимать ре­шение, а по­том уже ос­мысли­вать си­ту­ацию.

Прин­цип мо­тива­ции зак­лю­ча­ет­ся в ис­пользо­вании мо­тивов по­веде­ния че­лове­ка в прак­ти­ке уп­равле­ния его де­ятельностью. Мо­тивы оп­ре­деля­ют­ся пот­ребнос­тя­ми че­лове­ка. Кро­ме то­го, че­лове­ку так­же при­сущи ин­те­ресы. Ре­али­зация ин­те­ресов соп­ро­вож­да­ет лю­бую де­ятельность че­лове­ка, на этом стро­ит­ся его сти­мули­рова­ние — од­на из ос­новных фун­кций уп­равле­ния. Мо­тива­ция под­держи­ва­ет­ся с по­мощью ма­тери­ально­го по­ощ­ре­ния, пре­дос­тавле­ния воз­можнос­ти прод­ви­жения по служ­бе, са­море­али­зации, по­луче­ния но­вых зна­ний и на­выков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 8; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.247.59 (0.009 с.)