Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работу отправить на проверку до 15. 05. 20↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Урок 12.05.20 Работу отправить на проверку до 15.05.20 Задание:Изучить тему и ответить на вопросы
Тема: Сущность менеджмента организации. В настоящее время понятия «менеджмент» (англ. management — управление, руководство, администрирование, дирекция, умение распоряжаться, владеть, управлять) и «управление» чаще всего используются как понятия идентичные, взаимозаменяемые. Однако понятие «управление» более широкое. Появление термина «менеджмент» вызвано необходимостью уточнения понятия «управление» применительно к хозяйственной сфере, бизнесу, управлению в условиях рынка. Менеджмент — управление организацией, хозяйствующей в условиях рынка. В основе термина «менеджмент» лежит английский глагол «to manage» (управлять), который исходит от латинского manus (рука). Отсюда термин «менеджмент» буквально означает «руководство людьми». Поэтому и в современной теории и практике под «менеджментом» понимается процесс руководства (управления) группами, коллективами. Менеджмент можно определить как совокупность принципов, методов, средств и форм управления, направленных на рациональное использование всех ресурсов предприятия (организации) во имя достижения поставленных целей. В этом определении важно обратить внимание прежде всего на то, что вся указанная совокупность действий направлена на достижение целей организации. Цели — это те ключевые результаты, к которым стремится предприятие (организация) в своей деятельности. Именно с определения целей работы организации начинается современный эффективный менеджмент. Цели задают вектор необходимых усилий и направленность этих усилий. Для достижения поставленных целей необходимо, как сказано в определении менеджмента, рациональное использование всех ресурсов, которыми располагает предприятие (организация). Менеджмент дает возможность управлять организацией таким образом, что ее деятельность оптимизируется, т.е. дает максимальный результат в данных конкретных условиях. Данный процесс обеспечивается профессионально подготовленными специалистами в области управления, которые формируют и управляют организацией путем постановки целей и разработки способов их достижения. При этом важно умение ставить и реализовывать конкретные цели. Основатель школы научного менеджмента Ф.У.Тейлор определял управление как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Данным искусством должна обладать определенная категория людей — менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения определенных целей. Они обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и для получения результатов, соответствующих этим целям. Современные научные подходы к менеджменту Системный подход. В рамках этого подхода организация рассматривается как открытая социальная система, которая приспосабливается к своей многообразной внешней и внутренней среде, а главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне ее. Системa — совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет четкие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы — характерный пример закрытой системы. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой и способна приспосабливаться к изменениям в целях успешного функционирования. Ситуационный подход. В рамках этого подхода все сводится к тому, что в каждом конкретном случае (производственной ситуации) следует применять свои определенные методы управления. Поскольку на организацию оказывают влияние множество различных внешних и внутренних факторов (разных по составу и интенсивности), то наиболее эффективным способом управления в конкретной ситуации будет тот, который обеспечит оптимальный результат работы всей организации. Центральным фактором ситуационного подхода является сама ситуация, т.е. комплекс обстоятельств, влияние которых на организацию в данный момент самое сильное. Ситуационный подход требует от менеджеров глубоких знаний, умения быстро ориентироваться в меняющейся обстановке, творческого подхода к делу, способности не только решать производственные потребности самому, но и эффективно организовывать коллективную работу подчиненных. Управление целями (результатами) организации согласно современному теоретику в области управления Питеру Друкеру основывается на следующих принципах: система управления должна обеспечивать достижение всех целей и задач организации; каждый руководитель (сверху донизу) должен иметь четкие цели в рамках своих обязанностей; цели и задачи всех менеджеров согласуются, в идеальном случае формируется иерархия целей, конкретизируемых на каждом последующем уровне при движении сверху вниз. В основе суждений Друкера лежит концепция, в соответствии с которой во главу управления ставятся цели организации. Лишь после их выработки, как считал Друкер, можно определять ее функции, систему и методы взаимодействия элементов процесса управления. Особенности современного менеджмента Современная система взглядов на управление сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии. Первая половина ХХ в. для многих стран мира была периодом индустриального развития общественного производства, начало которому положила промышленная революция предыдущего столетия. Во второй половине ХХ в. страны-лидеры (т.е. страны, занимающие первые места по уровню производительности труда) констатировали начало перехода к эре постиндустриального развития, для которой характерны принципиально новые черты и закономерности. Во-первых, коренным образом изменилась роль человека в производстве. Прежде он воспринимался лишь как один из его факторов наряду с машинами и оборудованием; сегодня же превратился в основной стратегический ресурс организации. Люди теперь рассматриваются не как винтики, а как главное достояние компании в конкурентной борьбе и как источник прибыли. Это обусловлено их способностью к творчеству, которая сейчас становится решающим условием успеха любой деятельности. Сегодня затраты, связанные с персоналом, представляются уже не досадными расходами, а инвестициями в «человеческий капитал». Их объектами являются организация медицинского обслуживания, отдыха, занятий спортом; создание условий творчества; развитие личных способностей и др. Наступает эра человеческого измерения экономики. Во-вторых, производство все в большей мере ориентируется не на удовлетворение массовых потребностей, а на специализированные запросы потребителей, т.е. на небольшие по емкости рынки. Это привело к невиданному росту предпринимательских структур, образованию большого числа малых и средних предприятий, усложнению всей системы связей между организациями, высокой значимости таких критериев жизнеспособности бизнеса, как гибкость, динамичность и адаптивность к требованиям внешней среды. В-третьих, во второй половине ХХ в. сформировалась концепция социальной ответственности менеджмента перед обществом, которая реализуется путем принесения общественной пользы через прибыль и участие в решении широкого спектра социальных проблем. В результате это потребовало смены управленческой парадигмы (греч. paradeigma — пример, образец), т.е. базовой концептуальной модели, объединяющей целостный комплекс идей, принципов, подходов к осуществлению управленческой деятельности, принятой в качестве образца для определенного периода. Суть перехода к новой парадигме, основывающейся на системном и ситуационном подходе к управлению, состоит в следующем: 1) фирма рассматривается как открытая система, главные предпосылки успеха которой находятся в ее окружении. В связи с этим первостепенной задачей менеджмента является адекватное реагирование на различные внешние события. Успех такого реагирования обеспечивается на основе: § ориентировки на предвидение в деле принятия решений; § интеграции всех функций и сторон деятельности фирмы; § учета интересов собственников, деловых партнеров, персонала, управленцев, местных властей; 2) главное внимание уделяется человеческим ресурсам: их творчеству, предприимчивости, максимальной автономии работника, что позволяет организации обеспечивать гибкость и адаптивность; 3) другим становится подход к разработке и реализации управленческих решений. Ориентация на прошлый опыт и традиции — единовластие, конформизм, слепая исполнительность, неприятие риска — постепенно сменяются устремленностью в будущее, поощрением творчества, в том числе и коллективного, допущением разумного риска; 4) ориентация менеджеров на обеспечение точности и бесперебойности технологических и хозяйственных процессов сменилась нацеленностью на достижение конкретного результата, необходимого потребителю (повышение качества, экономия расходов, снижение цен). Иными словами, произошел переход от производственного к маркетинговому подходу в сфере управления. В условиях быстрого развития, нестабильности и роста различного рода неопределенностей, организации все чаще обращаются к методам стратегического планирования и управления, рассматривая внезапные и резкие изменения во внешней среде, в технологиях, в конкуренции и рынках как реальность современной экономической жизни, требующей новых приемов менеджмента. Соответственно меняются и структуры управления, в которых предпочтение отдается децентрализации; организационные механизмы больше приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений, чем к контролю уже принятых мер в распределении ресурсов. Такой гибкий подход ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании. Каждая организация, функционирующая в рыночной среде, должна самостоятельно решать вопросы не только внутренней организации, но и совокупности связей с внешней средой. Маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранного капитала, налаживание коммуникаций — это далеко не полный перечень тех задач, которые раньше были за пределами компетенции организаций, а теперь стоят в ряду важнейших. Цели и задачи менеджмента. Принципы управления Цели — это те ключевые результаты, к которым стремится организация в своей деятельности. Ставя определенные цели, руководитель формулирует те главные ориентиры, на которых должна быть сфокусирована вся деятельность предприятия и его коллектива. Цели являются изначальным элементом системы управления предприятием, выполняя организующую, мотивирующую и контролирующую функции. К типичным целям относятся те, которые связаны с ролью данной организации на рынках сбыта, с ростом объема бизнеса, его прибыльностью, рентабельностью и другими характеристиками. Постановка целей способствует выполнению основной функции организации, выраженной в его линии деятельности. На основе поставленных целей менеджеры формулируют задачи, которые должны быть решены в процессе достижения этих целей. Задачи более конкретны и обладают не только качественными, но и количественными, а также временны́ми характеристиками. Задачи, как и цели, должны быть доведены до каждого уровня управления. Чем более четко и конкретно поставлены задачи перед исполнителями, тем больше вероятность, что эти задачи будут успешно решены. Принципы менеджмента — исходные положения теории менеджмента, основные правила деятельности в этой области по осуществлению управления организацией. Ведущим принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Наиболее приемлемым считается вариант распределения полномочий по принятию решений, при котором централизованно принимаются стратегические решения, а оперативное управление осуществляется децентрализованно. Этот принцип предполагает умелое использование единоначалия и коллегиальности в управлении. Единоначалие — предоставление менеджеру права самостоятельного решения вопросов, входящих в его компетенцию, при персональной ответственности за порученный участок работы. Коллегиальность предполагает выработку совместного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также мнений исполнителей конкретных решений. Соблюдение оптимального соотношения между единоначалием и коллегиальностью обеспечивает эффективность и действенность принятых решений. Принцип плановости состоит в установлении основных направлений и пропорций развития организации. План представляет собой комплекс экономических и социальных задач для решения их в ближайшем и более отдаленном будущем. Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчиненный обязан выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Избыток прав приводит на практике к произволу, недостаток — парализует деловую активность и инициативу. Принцип последовательности. Все управленческие шаги осуществляются в строго определенном порядке как во времени, так и в пространстве. Нельзя, например, сначала принимать решение, а потом уже осмысливать ситуацию. Принцип мотивации заключается в использовании мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью. Мотивы определяются потребностями человека. Кроме того, человеку также присущи интересы. Реализация интересов сопровождает любую деятельность человека, на этом строится его стимулирование — одна из основных функций управления. Мотивация поддерживается с помощью материального поощрения, предоставления возможности продвижения по службе, самореализации, получения новых знаний и навыков.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 8; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.247.59 (0.009 с.) |