Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и средства формирования массового сознания

Поиск

Массовое сознание

Массовое сознание является видом общественного сознания и самой примитивной, рациональной формой его существования.

Это особый, специфический вид, который характерен многим личностям. Массовое сознание – это совпадение в какой-то момент базовых и самых важных компонентов сознания многих различных «классических» групп общества [3].

С содержательной точки зрения, в массовом сознании отображены знания, понятия, общественные нормы и образцы поведения, значения, которые разделены образующейся по различным обстоятельствам совокупностью индивидов, т.е. массой. Они вырабатываются при контакте и общении людей друг с другом и общего восприятия ими социально-политической информации (например, в процессе политического митинга). Согласно этому, массовое сознание помимо групповой типичности всех образующих его компонентов, имеет ещё и общесоциальную типичность. Также массовое сознание отличает их общесоциальное признание, санкционированность какой-либо массовой группы.

В массовом сознании определяют два уровня:

1) первичный, эмоционально-действенный

2) вторичный, рациональный.

В основе массового сознания, как правило, лежит яркое эмоциональное переживание какой-либо социальной проблемы, которая вызывает массовую озабоченность (война, революция, кризис и др.).

Высокий уровень, переживая трудностей, проявляется, как системообразующий аспект массового сознания, в сильных эмоциях заменяя собой все привычные правила жизни – групповые нормы, ценности и образцы поведения. Оно требует незамедлительных действий, поэтому определяется как эмоционально-чувственное ядро массового сознания.

 

 

Масс-медиа во многом утратили свои позиции в формировании общественного мнения, уступив место телевидению. Российская аудитория уже не испытывает такого интереса к прессе, как 15 лет назад, в эпоху гласности, торжества принципов свободы печати и широкой дискуссии на различные общественно-политические темы [1].

Пресса сегодня находится, пожалуй, в самом неблагоприятном состоянии по сравнению с другими средствами массовой информации. За последние несколько лет в силу ряда причин произошло общее резкое сокращение тиражей периодических изданий. Все печатные издания постепенно заменяют новости из интернета.

Согласно опросам общественного мнения в настоящее время общая аудитория лиц, читающих хоть какие-то периодические издания, очень невелика.

Таким образом, аудитория печатных изданий весьма незначительна, и информационное воздействие этого вида СМИ на население весьма ограниченно, россияне предпочитают узнавать новости скорее по телевидению и через интернет, чем из прессы.

Однако степень воздействия телевизионных СМИ даже при очень широком охвате вряд ли можно считать всеобъемлющей. Прежде всего, объем телевизионной аудитории весьма различается в зависимости от телеканала и времени выхода телепередач [2].

Данные опросов общественного мнения свидетельствуют, что среди телевизионных каналов центрального телевидения россияне отдают предпочтение Первому каналу. Этот канал имеет наибольший охват телеаудитории и наиболее популярен у населения. Ведущее положение Первого канала вполне объяснимо и определяется как объективными причинами, так и некоторыми аспектами массового сознания, в частности тем, что Первый канал до сих пор воспринимается как «наиболее государственный» и «наиболее официальный» канал. В то же время лидерство Первого канала не является столь бесспорным, постепенно увеличивается доля телеканалов ОТР и НТВ.

Подобная неоднозначность восприятия телеканалов в общественном мнении проявляется в отношении населения к информационным и информационно-аналитическим передачам – наиболее каналам воздействия СМИ на общественное мнение. Информационные передачи занимают одно из лидирующих мест по популярности у телеаудитории: они пользуются практически таким же вниманием телезрителей, как художественные фильмы и развлекательные передачи [4].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.44.156 (0.006 с.)