Содержание книги

  1. Учет анатомо-физиологических особенностей детей  
  2. Методические рекомендации к выполнению физических


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические рекомендации к выполнению физических



Методические рекомендации к выполнению физических

упражнений для реализации оздоровительной  направленности

 

Традиционное выполнение физических упражнений

Возможные последствия применения упражнений

Альтернативное выполнение упражнений. Методика проведения упражнений.

I. Упражнения, связанные с переразгибанием шейного отдела позвоночника в передне-заднем направлении.

Отрицательное воздействие на шейный отдел в связи с наличием так называемая нестабильность шейного отдела.

Такие упражнения как наклоны головы вперед, в стороны, повороты выполняются в медленном темпе при небольшом количестве повторений (6-8 раз), задерживаясь в этом положении на 15- 20 сек (от 3-5 глубоких дыхательных движений).

2. Упражнения для туловища, связанные с наклонами в стороны.

Нарушение плоскости, увеличение рычагов создает возможное возникновение ротационных движений в суставах верхних конечностей и туловища.

Выполнение с соблюдением фронтальной, сагиттальной и горизонтальной плоскостей. Изменение исходного положения рук (например: руки на пояс, к плечам). При начальном обучении использовать облегченные исходные положения, например, лежа на спине, стоя у стены.

3. Упражнения, направленные на развитие силы мышц брюшного пресса. Например, в исходном положении лежа на спине ноги прямые, руки за головой.

Создается давление на шейный отдел позвоночника.

Изменить положение рук (например: руки на груди), поднимание туловища до уровня 30 градусов к поверхности пола.

4. Одновременное поднимание прямых ног в исходном положении  сидя или лежа на спине

Вес двух ног оказывает травмирующее воздействие на поясничный отдел.

Предлагается:

1. Выполнение упражнения через фазу сгибания и выпрямления ног

2. Поднимание ног поочередно.

 

5. Упражнение «велосипед» в исходном положении лежа на спине.

Оказывается травмирующее воздействие на поясничный отдел при опускании ног меньше 35 градусов по отношению к горизонтали.

Предлагается

I. He опускать ноги ниже 35 градусов.

2. Изменить исходное положение (ввести опору на локти).

6. Упражнение «перекат» в группировке на спине.

Нестабильность шейного отдела.

1. Выполнять упражнение со страховкой.

2. . Дать указание тянуть голову к коленям.

7. Лежа на животе прогибание туловища назад, с упором на руки («Змея»).

Возможно увеличение поясничного лордоза.

1 Разноименное поднимание рук и ног в том же исходном положении.

2. Поднимание туловища не более 20 см от пола, голова должна быть на одной линии с туловищем.

8. Сед на пятках.

Возможно перерастяжение сухожилий и связок коленного сустава.

1. Как можно меньше времени находиться в таком положении 

2. Изменить исходное положение например сед «по-турецки».

9. Наклоны вперед с прямыми ногами до касания пола руками.

 

Примерно 40% детей дошкольного возраста имеют такую патологию как рекурвация коленного сустава. Подобное упражнение способно привести к ухудшению состояния связок коленного сустава.

Наклон вперед с опорой на пятку выставленной вперед ноги.

 

10. В исходном положении стоя на коленях с опорой на руки махи прямой ногой назад.

Оказывается травмирующее воздействие на поясничный отдел позвоночника.

Необходимо изменить исходное положение на коленно-локтевое, голова должна быть на одной прямой со спиной и не допускать прогиба в пояснице.

i

11. Различные виды приседания.

 

В зависимости от угла сгибания в коленных суставах варьируется величина нагрузки на связки этого сустава.

Желательно ограничить сгибание коленей до прямого угла и не давать выступать им за площадь опоры.

12. Выполнение в основной стойке махов ногами.

Высокий мах вызывает оседание в пояснице и таким образом оказывается давление на поясничный отдел позвоночника.

Ограничить высоту маха до 90 градусов, сосредоточив внимание на скорости и контроле техники.

 

13. Разгибание рук в локтевых суставах.

У детей часто отмечается рекурвация локтевых суставов.

 Необходимо исключить переразгибание и сохранять локти «мягкими».

14. Упражнение «плуг»: в исходном положении лежа на спине касаться ногами пола за головой.

Помимо растяжения мышц спины осуществляется давление на мышцы и связки шейного отдела позвоночника.

Лучше всего заменить на так называемый «кошачий стретч»: стоя на
коленях с упором на руки медленно округлять спину и втянуть мышцы живота.

15. Упражнения, направленные на развитие гибкости.

Необходимо учитывать возможность травматизации в шейном и поясничном отделе позвоночника.

При выполнении упражнений, направленных на развитие гибкости необходимо избегать резких сгибаний, разгибаний, ротационных движений.

16. Выполнение чистых висов на руках.

Вызывает статическое напряжение мышц, преждевременное растяжение суставов и связок лучезапястного суставов.

1. Лучше использовать полувисы.

2. Дозировка выполнения упражнения диктуется желанием и возможностями ребенка.

17. Прыжки босиком по жесткому покрытию.

При слабом своде стопы возможно растяжение подошвенных связок и развитие плоскостопия.

1. Прыжки по амортизирующей поверхности.

2. Выполнение с высокой интенсивностью и малой дозировкой, в чередовании с ходьбой, время выполнения - 5-7 сек.

3. Выполнять прыжки в обуви.

18. Бег босиком.

 

Костный аппарат стопы имеет во много хрящевую структуру, мышцы недостаточно сильны и выносливы, связки эластичны и растяжимы.

Выполнять на короткие дистанции, время выполнения не более 10 сек.

19. Бег с высоким поднимание бедра, с за хлестом голени.

Причина ограничения в применении такая же.

 Рекомендуется выполнять в быстром темпе в течение 5-7 сек, чередовать с расслаблением мышц, активно участвующих в работе (потряхивание, поглаживание и т.д)

21. Метание набивного мяча.

Несоответствие массы тела ребенка и веса мяча.

Использовать различные исходные положения. (например: и.п. сед ноги врозь), вес мяча не больше 200 гр.

 

Такие виды ходьбы, как ходьба на носках, на пятках, внешней стороне стопы предназначены для укрепления связок и мышц голеностопных суставов и выполняются, как правило, без обуви. Если ребенок занимается в спортивной обуви, то эффективность резко снижается и в результате может возникнуть своеобразная «разболтанность» сустава.

Используя разные по скорости три вида бега: быстрый бег, бег со средней скорость и медленный бег, можно оказывать различное влияние на организм ребенка и решать различные задачи физического воспитания:

а) в процессе обучения быстрому бегу, большое внимание уделяется укреплению мышц бедра, голени, стопы, выработке широкого шага. Кроме того, быстрый бег оказывает значительное влияние на деятельность основных систем организма;

б) бег со средней скоростью, помимо того, что является важнейшим средством развития общей выносливости у дошкольников, предъявляет определенные требования к технике, которые выражаются в прямом положении головы, активном выносе вперед бедра маховой ноги и перекате стопы с пятки на носок.

в) важным средством развития выносливости у детей является медленный бег. Он также требует сохранения прямого положения туловища, развернутых плеч, поднятой головы, мягкой постановки ноги на всю ступню с небольшим опережением постановки ее на носок.

В оздоровительном беге по мере надобности необходимо переходить с одного способа бега на другой, т.е. менять постановку стопы на опору (с пятки, с носка, на всю плоскость). Это особенно важно при утомлении мышц голени, области стопы и голеностопного сустава. 

Необходимо помнить, что беговые упражнения требуют хорошей амортизации, поэтому их выполняют в спортивной обуви с супинаторами. Современная тенденция проведения занятий в спортивных залах дошкольных учреждений босиком требует применения бега на короткие дистанции, при котором происходит опора на переднюю часть стопы и время выполнения в пределах 10 секунд.

Упражнения в расслаблении являются необходимым компонентом занятий, направленных на коррекцию и профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата человека, в рассматриваемом варианте применения это профилактика плоскостопия. При выполнении упражнений надо уметь не только сокращать отдельные мышечные групп, необходимые для выполнения данного движения, но выключать излишние напряжения тех мышечных групп, которые в этом движении не участвуют. Эти упражнения используются в целях устранения излишнего мышечного напряжения, что способствует также развитию подвижности в суставах и увеличения амплитуды движения.

Упражнения в расслаблении с трудом осваиваются детьми дошкольного возраста, поэтому целесообразно систематическое включение их в содержание физкультурных занятий.

Формирование опорно-двигательного аппарата у дошкольников проходит стадии, которые в привычном понимании принимают за нарушение. Это касается в первую очередь состояния свода стопы и предъявляет особые требования к выполнению различного рода прыжков. Наблюдающееся исключение одного или несколько амортизационных звеньев (стопа – голеностопный сустав – колено - тазобедренный сустав - физиологические изгибы позвоночника) диктует необходимость использовать обучение технике различным видам прыжков на достаточно плотное покрытие высотой около 5 см. Также необходимо учитывать, что 3-х минутный интервал отдыха является недостаточным для восстановления свода стопы, 5 и 7 минутные интервалы отдыха обеспечивают достаточное восстановление продольных сводов стопы. Высоты спрыгивания от 0,3 до 0,4 м являются наиболее оптимальными для обучения приземлению, т. к. при таких высотах не происходит выраженного уплощения продольных сводов стоп. На начальном этапе необходимо обучать навыкам рационального отталкивания и мягкого приземления. И отталкивание, и приземление требует активного движения в голеностопном суставе. Амплитуда этих движений определяется состоянием связок и мышц сустава. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста необходимо одновременно с обучением структуре движения в целом решать задачу укрепления мышц стопы. 

Детям дошкольного возраста противопоказаны упражнения, требующие значительного силового напряжения (толкание и перенос тяжелых предметов, упоры, лазание с помощью одних рук), так как они дают большую физическую нагрузку, вызывая растяжение эластичных связок, а также затрудняют дыхание. Недопустимы также резкие, сильные махи, раскачивания, отталкивания. 

Дошкольникам не рекомендуются движения, которые затрудняют дыхание, сужают грудную клетку (лазание по вертикальному шесту, перетягивание каната и др.).

Отрицательно влияют на развитие опорно-двигательного аппарата прыжки с большой высоты или на твердую опору. Все это может привести к травмам связок и мышц голеностопного сустава (их растягиванию) и уплощению свода стопы ребенка.

Нежелательны также асимметричные упражнения, которые выполняются одной рукой или ногой: метание мяча на дальность и в цель только правой рукой, прыжки на скакалке только на одной ноге, так как они предрасполагают к развитию сколиотической осанки у дошкольников.

С возрастом, после 4-5 лет постепенно увеличивается сила отдельных мышц, однако силовые и статические упражнения вызывают у детей быстрое утомление. Дети более приспособлены к кратковременным скоростно-силовым динамическим упражнениям. Однако старших дошкольников следует постепенно приучать к удержанию определенных статических положений для выработки и сохранения правильной осанки.

Центр тяжести у дошкольников находиться еще высоко, поэтому дети часто теряют равновесие. В связи с этим необходимо включать на занятиях игры и упражнения, направленные на тренировку равновесия.

В целях развития грудной клетки и улучшения дыхательных функций, рекомендуются упражнения, усиливающие дыхание и тренирующие дыхательную мускулатуру, а также координирующие мышечную деятельность с дыханием. Дыхательные упражнения динамического и статического характера, звуко-речевую дыхательную гимнастику необходимо включать в каждое занятие.

Требования к точному выполнению движений быстро утомляют детей, поэтому в занятиях необходимо чаще использовать подвижные игры и упражнения, не требующие длительного напряженного внимания.

Наиболее слабо развиты в дошкольном возрасте мышцы брюшного пресса, дыхательные мышцы, разгибатели спины, ягодичные мышцы, мышцы свода стоп и мелкая мускулатура рук. В этой связи необходимо включать в занятия упражнения для укрепления перечисленных мышечных групп.

Предпочтение следует отдавать упражнениям общего физиологического воздействия, вовлекающим в работу большое количество мышечных групп и интенсивно влияющим на дыхательную и сердечно-сосудистую системы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.110.183 (0.008 с.)