Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приложение. Игры на любую пару звуков по глухости-звонкости

Поиск

 

 


Н.М. Миронова

РАЗВИВАЕМ

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ

ВОСПРИЯТИЕ

у детей

подготовительной логогрупы

Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями

Фамилия________________________
Имя____________________________

Москва


ББК74.3 М64

Издание развивающего обучения Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России

Миронова Н.М.

N164 Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логогруппы.Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушени­ями / Н.М. Миронова,— М,: Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 44 с.

15ВМ 978-5-296-00790-2

Альбом № 2 входит в комплект пособий по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН и ОНР. Альбом может быть использован в работе как при проведении фронтальных, так и индивидуальных занятий с детьми подготовительной к школе логопедичес­кой группы.

Работа с данным альбомом начинается на этапе дифференциации оппози­ционных фонем по твердости-мягкости и глухости-звонкости. Задания дан­ного альбома в доступной форме помогут детям закрепить правильное произ­ношение звуков, и будут способствовать формированию умения различать звуки на слух и в собственной речи.

Альбом адресован логопедам, воспитателям логопедических групп и ро­дителям детей-логопатов.

ББК74.3

Автор и издательство благодарят мастерскую-студию«СИНЕРГИЯ»

(зтегд1а-5{исйо@таП,ги)

и лично Юрия Петровича Боровского

и Дмитрия Ивановича Петровского за помощь,

оказанную в издании данной книги


13ВМ 978-5-296-00790-2                                © Миронова Н.М., 2007, 2008

                                                                                   © Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2008


Введение

Данный альбом входит в комплект пособий по развитию слухового внимания и фонематического восприятия у детей с ФФН и ОНР. Материалы пособия можно использовать как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях в подготови­тельной группе детского сада.

Альбом № 2 предполагает работу с детьми по дифференциации оппозиционных фонем по твердости-мягкости и глухости-звонкости. Помимо закрепления правиль­ного звукопроизношения, уточнения и обогащения словаря, развития граммати­ческого строя речи, постепенно усложняющиеся упражнения альбома направлены на дальнейшее развитие у ребенка слухового внимания, коррекцию недостатков фонематического восприятия и дальнейшее его совершенствование, а также на раз­витие звукового анализа и синтеза.

Занимательные игровые ситуации каждого занятия научат ребенка рассуждать, анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы. Упражнения дети вы­полняют с помощью логопеда. Последовательность заданий способствует переклю­чению внимания ребенка на занятии, что создаёт условия для реализации охрани­тельного режима обучения.

Начальный этап работы по дифференциации оппозиционных звуков предпола­гает усвоение каждого звука в отдельности. Затем детям предлагается сравнить пару звуков между собой. При сравнении согласных звуков по твердости-мягкости, логопед обращает детей на дополнительный подъем спинки языка при произнесе­нии мягких согласных звуков. При сравнении согласных звуков по глухости-звон­кости логопед обращает внимание детей на участие голоса при их произнесении (обычно это проверяется прикладыванием ладони к горлу). Вводятся опорные кар-

точки. Карточка с изображением колокольчика (/Д) указывает на то, что голос участвует в образовании звука. Значит, звук — звонкий. Пустая карточка, без коло­кольчика, указывает на то, что этот звук — глухой.

После проведения работы с каждой парой звонких и глухих согласных на уровне звука и слога, дети учатся различать эти фонемы в словах-паронимах (в словах оди­наковых по звучанию, но различных по значению). Выполняя задания альбома, дети с речевыми нарушениями учится находить сходство и различие в предлагаемых для анализа словах (звуковое и смысловое).

Работа по дифференциации оппозиционных звуков по твердости-мягкости и глу­хости-звонкости способствуют совершенствованию фонематического слуха и фо­нематического восприятия, а также предупреждению в дальнейшем в школе дисг-рафических ошибок.

Желаем успехов!

 

 

ЗАНЯТИЕ 1. Звуки Б~Бь. Буква Б

Задание 1.Посмотри и скажи, кого ты видишь на картинках? Как одним словом их назвать? Где они живут? Произнеси названия животных, вы­деляя голосом звуки Б и БЬ. Дай им характеристику.



 



 


 



 

 

Задание 2.Что случилось с этими животными? Кто им может помочь? Давай отправим телеграмму Доктору Айболиту. Но телеграмму нужно зашиф­ровать. На с. 4 нарисованы схемы слов. Выполни штриховку схем по инструкции. В первой схеме первую часть слова (первый квадратик) закрась зеленым карандашом. Во второй схеме первую часть — синим карандашом. В третьей схеме вторую часть (второй квадратик) зак­рась синим карандашом. В четвертой схеме вторую часть закрась зеле­ным карандашом. В пятой схеме первую часть закрась зеленым каран­дашом. В шестой схеме вторую часть закрась синим карандашом.

Задание 3.В телеграмме зашифрованы названия больных животных. К каж­дой схеме подбери название соответствующего животного. Произнеси слово. Определи, какой в нем звук — Б или БЬ. Сколько частей (слогов) в слове? В какой части слова слышится звук Б или БЬ? Проведи линии-дорожки от каждой картинки к соответствующей схеме.

Задание 4.Назови по памяти, кому помог Айболит? За кем он ухаживал? О ком он заботился? От кого он потом принимал угощение?

Задание 5.Назови ласково детеныша барсука. (Барсучонок, барсучишка.) А как его маму назовем? (Барсучиха.) Как называется его семья? (Бар­сучья.) Чем любит полакомиться волк? (Барсучатиной.) Как называ­ется нора барсука? (Барсучья нора.) И т.д.

Задание 6.Раскрась эти рисунки. Придумай историю про этих животных и Айболита.

 

 

ЗАНЯТИЕ 2. Звуки П~Пь. Буква П

Задание 1.Послушай «дразнилки» из четырех конвертов и расшифруй их: раскрась кружочки над «дразнилками» соответствующими цветами (си­ним или зеленым). Прочитай эти «дразнилки»-шифровки.


 


Задание 2.В пятом конверте находятся картинки. Кто изображён на них?

Задание 3.Рядом с каждой птицей нарисованы кружки. Проговори отчётли­во название каждой птицы. Если услышишь в слове твёрдый согласный звук П, то раскрась кружок синим цветом, а если мягкий согласный ПЬ — зелёным цветом.

 

 

                                              

 

 

                                                

 

ЗАНЯТИЕ 3. Звуки В~Вь. Буква В

Задание 1.Рассмотри рисунки. У нас в гостях медвежонок Винни-Пух. Он очень любит варенье. Из чего приготовлено варенье Винни-Пуха? Ка­кое получилось варенье из крыжовника? (Крыжовенное.) Из вишни?..





 


 





 


Задание 2.Назови любимый звук Винни-Пуха. (ВЬ, с него начинается имя медвежонка.) Дай характеристику этому звуку. Проговори отчётливо названия варенья, определи, в каких словах живёт звук ВЬ и нарисуй рядом с этими банками зелёные кружочки. В названии какого варенья звук Вь стоит в начале слова? Где он стоит в других названиях варенья? Укажи место звука В на каждой полоске — схеме слова. Отчётливо про­говори слова, выделяя голосом звук ВЬ.

Задание 3.В названии какого варенья нет звука Вь? Какой похожий звук слышится в этом слове? Дай его характеристику. Сколько звуков В в этом слове? Покажи это на полоске-слове. В названии какого ещё ва­ренья слышится твёрдый согласный звук В?

 

 

ЗАНЯТИЕ 4. Звуки Ф-Фь.. Буква Ф

Задание 1.Рассмотри нарисованные лица. Как ты думаешь, что они выра­жают? Послушай стишок Г. Сатира «Футбол».

Сказала тётя: «Фи, футбол!» Сказала мама: «Фу, футбол!» А я ответил: «Во, футбол!»

Задание 2.Как сказала тётя о футболе? А мама? А мальчик? Покажи лицо тёти, которая сказала «Фи, футбол!» Лицо мамы, которая сказала «Фу, футбол!» Мальчика, который сказал «Во, футбол!» Без слов изобрази любое из этих лиц, а я догадаюсь, кто это: тётя, мама или мальчик.





 


 


во


ФИ


ФУ


Задание 3.Какие слова в этом стишке помогли отразить отношение мамы, тёти и мальчика к футболу? Прочитай эти слова. Чем они похожи? Чем отличаются? Узнать, где какое слово напечатано, помогут гласные бук­вы. В слове «Фи» назови гласный звук. Покажи слово, в котором напе­чатана буква И? Это и есть слово «Фи». Кто говорил «Фи, футбол!»? Проведи полоску от слова «Фи» к тёте. (Аналогично проводится ра­бота со словами Фу, Во.) В каком слове слышится твёрдый звук Ф? Нарисуй под этим словом синий кружок. Под каким словом ты нарису­ешь зелёный кружок? Почему? Повтори весь стишок?

                                                           

 

 

Задание 4. Сегодня у нас в гостях юные фотографы. Имя девочки начинает­ся с твёрдого согласного звука Ф. Это Фая или Фёкла? Почему ты выб­рал это имя? Имя мальчика начинается с мягкого согласного звука ФЬ. Его зовут Фома или Филипп? Объясни, почему ты выбрал это имя?

Задание 5. Посмотри на фотографии. Назови, кого или что дети сфотогра­фировали. В названии Фаиных фотографий слышится звук Ф, а в назва­нии фотографий Филиппа — звук ФЬ. Назови Фаины фотографии. Фо­тографии Филиппа. Проведи линии-дорожки от Фай и Филиппа к их фотографиям.

 

ЗАНЯТИЕ 5. Звуки Г-Гь.. Буква Г

Задание1. Это два весёлых гнома: Гогаи Гига. Они очень похожи, но все же отличаются друг от друга. Посмотри внимательно и найди отличия. У Гоги заплатка на брюках, а у Гиги — на мешке.

Задание 2.Посмотри, гномы напечатали свои имена. Найди и назови одина­ковые буквы в этих словах. Какими буквами они отличаются? Проведи дорожки от напечатанных слов к гномам.

Задание 3.Раскрась синим цветом колпачок у гнома, в имени которого слы­шится твёрдый согласный звук Г. Зелёным цветом — в имени которого слышится мягкий согласный звук ГЬ.




 


Задание 4.Рассмотри картинки на с. 11. На каких музыкальных инструмен­тах играют гномы? Гога играет на инструменте, в названии которого слышится его любимый звук Г. Изобрази, как музыкант Гога играл на гармошке. Как его можно назвать? (Гармонист.) На каком музыкаль­ном инструменте играет Гига? Почему ты так думаешь? Изобрази, как музыкант Гига играл на гитаре. Как его можно назвать? (Гитарист.)

 

 


Задание 5.Гномы Гога и Гига заботятся о своём здоровье. По утрам они делают зарядку, поднимают гантели и гири. Как ты думаешь, кто из них что поднимает? В свободное время гномы читают книги и газеты. Кто из них читает газеты, а кто книги? Почему? В какую погоду приго­дятся гномам сапоги и галоши? Кто носит сапоги, а кто галоши?




 


 





 


Задание 6. Подкаждой картинкой нарисованы полоски — слова. Обозначь на них место звуков Г или ГЬ синим или зелёным карандашом.

Задание 7. Скакими звуками мы сегодня познакомились? Дай характерис­тику этим звукам.

                                                

 

ЗАНЯТИЕ 6. Звуки К-Кь. Буква К

Задание 1.Посмотри и скажи, кто живёт в этих домиках? Чего не хватает в каждом доме? Нарисуй трубы, двери. В каждом домике нарисуй столько окошек, сколько слогов в названии проживающего в нем животного.

Задание 2.Посмотри, в нижней части листа нарисованы герои, которые спе­шат в гости к нашим животным. Давай их проводим. Кошка ждёт гос­тей, в названиях которых два слога. К киту придут гости, в названиях которых один слог. А сколько слогов в названиях гостей кенгуру? Про­веди линии-дорожки от гостей к домикам, в которые они идут.

 

Задание 3.Отчётливо произнеси имена гостей. Если в имени есть твёрдый звук К, нарисуй рядом с соответствующей картинкой синий кружок. Если мягкий звук КЬ — зелёный кружок.

Задание 4.Посмотри, здесь нарисованы кит и кот. Что ты знаешь об этих животных? Прочитай слова. Найди в них одинаковые буквы. Какими буквами отличаются слова?




 



 

Задание 5.Животные задумались над тем, где напечатано слово КИТ, а где слово КОТ. Произнеси протяжно слово КИТ. Какой гласный звук ты слышишь? Найди слово, в котором напечатана буква И. Это слово «кит». Какой гласный звук слышится в слове КОТ? В каком слове напечатана буква О? Это слово «кот». Посмотри и запомни, как пишутся эти слова. Напечатай их по памяти. В каком из этих слов слышится твёрдый звук К? Раскрась букву К синим цветом. А каким цветом нужно раскрасить букву К в слове «кит»? Почему зелёным?

Задание 6.Раскрась цветными карандашами рисунки. Какие гласные живут в словах крот, бык?

                                          

                       

                                                     

                                              

 

 

ЗАНЯТИЕ 7. Звуки Д-Дь. Буква Д

Задание 1. Кто находится в самом начале дорожки? Он тебя пропустит, если ты скажешь, какой звук слышится в его названии — Д или ДЬ? Где слы­шится этот звук в слове? Дай характеристику звука ДЬ. Начерти схему слова под изображением крокодила и укажи место звука ДЬ в этом сло­ве. Какой нужно взять карандаш для обозначения звука ДЬ? Почему? (Аналогичная работа проводится со словами медведь, дракон, ди­нозавр, дуб, сундук.) Проведи карандашом по середине дорожки.




Задание 2.Чтобы сундук открылся, тебе нужно поделить названия живот­ных на слоги и назвать ударный слог.

Задание 3.Обведи рисунки и раскрась их. Придумай историю про свое путе­шествие.

 

ЗАНЯТИЕ 8. Звуки Т-Ть. Буква Т

Задание 1.Рассмотри и назови нарисованные предметы. В названиях этих предметов «спрятались» звуки Т—ТЬ. Какие это звуки? (Характерис­тика звуков по артикуляции и звучанию.)

Задание 2.Назови предметы, в названиях которых слышится твердый со­гласный звук Т. А в каких словах слышится звук ТЬ? Определи место звуков Т—ТЬ в каждом слове и раскрась квадратики под картинками. (Детираскрашивают квадратики синим и зеленым карандашами.)

 

 

 


                                                     

 

 


Задание 3. Посмотри на изображенные на с. 15—16 предметы. Назови пред­мет, нарисованный в правом верхнем углу. В нижнем левом углу. Какой предмет находится над танком; под телефоном; справа от свитера?

Задание 4.Отхлопай слова и назови слоги со звуком Т или ТЬ. Например; СА-МО-ЛЕТ - слог «лет».

Задание 5.Игра «Узнай слово». Я буду называть какой-либо слог, а ты до­полни его до целого слова. (Например: слог «лёт» — самолет и т.д.).

Задание 6,Подбери и назови предмет к каждому действию: стрелять (танк), вязать (свитер), накрывать (скатерть), звонить (телефон), лететь (само­лет), стирать (корыто).

Задание 7.Придумай и назови пять слов с твердым согласным звуком Т и пять слов с мягким согласным звуком ТЬ.

Задание 8.Обведи рисунки по точкам и раскрась. Вспомни, в какой сказке встречается слово «корыто». Какое корыто было у старухи?

 

 

                                            

   

                                                      

 

ЗАНЯТИЕ 9. Звуки С-Сь. Буква С

Задание 1.Рассмотри и назови нарисованные предметы.Что ты знаешь о них?

Задание 2.Под картинками нарисованы квадраты. Раскрась один квадрат синим карандашом, а другой зеленым. Какие звуки обозначаем синим цветом? А зеленым?

Задание 3.Дай характеристику звуков С—СЬ. В названиях нарисованных предметов «спрятались» эти звуки. Определи, в каких словах слышит­ся звук С, а в каких СЬ? Подумай и соедини линиями-дорожками пред­меты с нужным квадратиком. Поясни свои действия.


 

Задание 4.Возле каждого предмета нарисована полоска — схема слова. Раздели слова на слоги и покажи это на схеме. Назови слоги со звуком С, со звуком СЬ.

Задание 5.Назови слово с твердым согласным звуком С. С мягким соглас­ным звуком СЬ. Обведи рисунки по пунктирным линиям. Раскрась их.

 

 

ЗАНЯТИЕ 10. Звуки 3~3ь. Буква 3

Задание 1.Посмотри и назови нарисованные предметы. Дай характеристи­ку звукам 3—Зь.

 

Задание 2.Рассмотри домики. У домиков 1,3,5 раскрась крыши синим ка­рандашом; у домиков 2, 4, б — зеленым карандашом.


 


 


 


 


 


 

Задание 3.Рассели все слова-картинки в соответствующие домики (проведи линии-дорожки). Например, в слове КОРЗИНА слышится звук ЗЬ. Это мягкий согласный звук. В этом слове три слога, значит поселим слово в домик с зеленой крышей — под номером 4.

Задание 4.Раскрась эти рисунки. Придумай историю со словами зонт, кор­зина, земляника.

 

 

 

ЗАНЯТИЕ 11. Звуки М-Мь. Буква М

Задание 1.Посмотри на рисунки. Назови предметы, нарисованные в верх­ней строке, в нижней строке, в средней строке. Какой согласный звук есть в каждом из названных слов? Обведи букву М по пунктиру.

 


Задание 2.Дорисуй недостающие элементы буквы М,


Задание 3.Подумай и скажи, к каким группам можно отнести нарисованные нас. 20 предметы.

Задание 4.Посмотри на картинки. Это девочка Маша и мальчик Митя. Назо­ви первые звуки в их именах. Дай характеристику звукам М, МЬ. Назови нарисованные на с. 20 предметы, в названиях которых слышится твер­дый согласный звук М. Кого из детей — Машу или Митю — мы ими угос­тим? Почему? А чем угостим Митю? Почему?


Задание 5.Проведи синие линии-дорожки от Маши к предметам, в названи­ях которых слышится твердый согласный звук М.

Задание 6.Раздели слова на слоги. Назови из каждого слова слог со звуком М или Мь. Например: ма-ли-на, слог МА.

 

ЗАНЯТИЕ 1 2.Звуки Н-Нь. Буква Н

Задание 1. Посмотри внимательно на две тарелки. Скажи, что лежит на тарелке, расположенной слева? Посмотри, что лежит на тарелке, рас­положенной справа? Сравни предметы на тарелках и скажи, чем они отличаются? Чем они похожи?

Задание 2. Как можно назвать одним словом эти предметы? Подумай и ска­жи, какой сок получают из этих фруктов и ягод?

Задание 3. В названиях фруктов и ягод «спрятались» звуки Н, Нь. Произне­си эти слова, выделяя голосом эти звуки.


 

 

Задание 4.Посмотри, возле каждого предмета нарисован маленький квад­ратик. Закрась его синим или зеленым цветом — в зависимости от того, какой звук в слове: Н или НЬ. (Твердый согласный звук Н — синим цветом, мягкий согласный звук НЬ — зеленым цветом.)

Задание 5.Дай характеристику звуков Н — НЬ. Справа и слева на листе на­рисованы схемы слов. Сколько в них слогов?

Задание 6.Отхлопай слова, (названия фруктов и ягод) и подбери нужную схему к каждому слову. Соедини предмет и соответствующую схему линией-дорожкой.

Задание 7.Обведи тарелки по пунктирным линиям и раскрась рисунки.

 


ЗАНЯТИЕ 13. Глухие и звонкие звуки

Задание 1. Рассмотри и назови картинки. Эти предметы издают разные зву­ки: громкие и тихие. Если предмет на картинке издает громкий звук, нарисуй в пустом квадратике рядом с картинкой колокольчик (звонкий звук). Если — тихий звук, — обведи квадратик карандашом по контуру (глухой звук). Какие еще окружающие нас предметы (явления приро­ды) звучат громко, звонко? А какие тихо, глухо?


 

___ I

I---------- 1


                                            

 

Задание 2.Игра «В лесу». Мы оказались в лесу. Посмотри и скажи, кого ты видишь в лесу? В какие группы можно объединить предметы? Кто ку­кует? А кто жужжит? Что делает волк? Покажи и скажи, кто из живот­ных находится близко от нас, а кто далеко. Подумай и скажи, чей голос будет звучать громче, а чей тише и почему? Послушай и покажи кукуш­ку, которую я озвучу. (Логопед произносит сочетание «КУ-КУ!» по­очередно: то громким, то тихим голосом. Ребенок показывает на соответствующую картинку — кукушку, расположенную близко или далеко).

 

 

ЗАНЯТИЕ 14. Звуки и буквы Б-П

Задание 1.Назови нарисованные предметы. Назови предмет справа от бал­ки; над почками; слева от бочек; под палкой; справа от Пани; слева от бани; под башней; над пашней. Назови похожие по звучанию слова. Соедини их цветными линиями-дорожками. Похожи ли предметы, ко­торые ты соединил парами? Какими звуками отличаются эти слова? Что ты знаешь об этих звуках? Если в названии картинки звонкий звук Б, печатай в квадратике букву Б, а если звук П, букву П.





 


 





 


 


 

 


 




 


 



 


 




 


Задание 2.Раздели название каждой картинки на слоги. Назови слоги со звуками Б, П.

Задание 3.Раскрась картинки.

 

 


ЗАНЯТИЕ 15. Звуки и буквы Д-Т

Задание 1.С каких звуков начинаются имена детей Таня и Даня? Что ты знаешь об этих звуках? Объясни, почему у мальчика в руках карточка с изображением колокольчика, а у девочки — без колокольчика?

Задание 2.Назови картинки. Определи первый звук в каждом слове. Как ты думаешь, какие картинки нравятся Тане? А какие Дане? Почему? Со­едини линиями-дорожками ребят и их картинки.





 


Задание 3.Найди картинку, название которой я назову по звукам Т, О, М. Замени глухой звук Т на его звонкую пару Д, какое получится слово? Найди эту картинку. Раскрась эту пару картинок одним цветом. (Анало­гичная работа проводится с другими парами слов.) Назови слова па­рами. Какими звуками они отличаются? Что ещё меняется, если заме­нить звук Т на звук Д (и наоборот) в каждом слове? (Значение слова.)

                                                     

 

 

Задание 4.Продолжи ряды: дорисуй звуки-символы, соблюдая закономер­ность. Выбери любую пару картинок со звуками Т—Д. Озвучь ряды квад­ратиков. Например, по первому ряду символов с парой слов дом — том: дом — дом — том, дом — дом — том и т.д.


 

Задание 5.Игра «Незнайкины картинки». Послушай предложения, которые составил Незнайка. Найди ошибки. Составь правильные предложения. Назови похожие слова в предложениях. Какими звуками отличаются эти слова?




 


 


                               

 

                                               

По реке плывут плоды. Зреют на ветвях плоты. Воду черпай из катушки. Нитки сматывай с кадушки. Я читаю толстый дом. Архитектор чертит том.



 


 




 


 


                                              

 

ЗАНЯТИЕ 1 6. Звуки и буквы В-Ф

Задание 1.Рассмотри коврик слева. Из каких геометрических фигур он со­стоит? Посчитай, сколько треугольников, четырёхугольников.

Задание 2.Назови на левом коврике сначала картинки, в названии которых слышится звук В (сова, Ваня, гривы), а затем картинки, в названии ко­торых слышится звук Ф (софа, Фаня, грифы). Чем звуки В— Ф похо­жи, а чем отличаются?

 

Задание 3.Назови, под какими номерами нарисованы предметы на коврике слева. Например: Под номером один нарисовано СОФА...

Задание 4.Назови нарисованные на коврике справа предметы. Соедини линиями подходящие картинки левого и правого коврика. Обозначь картинки правого коврика соответствующими цифрами. Например: гри­фы живут в горах — цифра 5, софа и стул — мебель, цифра 1.

Задание 5.Игра «Подбери пару». Посмотри на левый коврик и найди пары похожих по звучанию слов. Какими звуками эти слова отличаются? Рас­крась одинаковым цветом геометрические фигуры, в которых нарисо­ваны эти предметы.

 

 


ЗАНЯТИЕ 17. Звуки и буквы К-Г

Задание 1.Выбери и назови картинки, в названиях которых слышится звон­кий согласный звук Г. Проговори эти слова, выделяя звук Г. Назови его место в каждом слове. Как ты думаешь, в какой домик поселим эти картинки: со звонком или без звонка? Почему? С какого звука начина­ются названия оставшихся картинок? Чем он отличается от звука Г? В каком домике будут жить эти картинки? Почему? Проведи линии-до­рожки от картинок к нужным домикам.

Задание 2.Назови слова, похожие по звучанию. Какими звуками они отлича­ются?





 


 

 


 

 

 


 

 

 

 




 


Задание 3.На строчках внизу страницы напечатай по порядку первые буквы слов: Клаша, Глаша, голос, колос, Галина, калина, крот, грот, конка, гонка. Какие слова со звуками К — Г ты запомнил?

 

 

ЗАНЯТИЕ 18. Звуки и буквы Ш-Ж

Задание 1.В левом столбике нарисованы картинки: шар, жар, Луша, лужа, нашивка, наживка. Назови картинки, нарисованные в правом столбике. Соедини дорожками подходящие по смыслу картинки из левого и пра­вого столбиков. Объясни свой выбор.

Задание 2.Если услышишь в слове звонкий согласный звук Ж, обведи квад­ратик и нарисуй в нем колокольчик. Если услышишь глухой согласный звук Ш, просто обведи квадратик. Возле каких картинок ты не обво­дил квадратики? Назови слова со звуком Ж. Со звуком Ш.



^


 

 

Задание 3.Послушай, какое слово я загадала: Л, У, Ш, А. Найди картинку и соедини ее линией-дорожкой с подходящей схемой. Какой звук слы­шится в слове «Луша»: Ш или Ж? Впиши букву в нужный квадратик схе­мы. Подбери схемы к картинкам и напечатай букву Ж или Ш в соответ­ствующих квадратиках схем.




 


 




 

ЗАНЯТИЕ 19. Звуки и буквы С-З

Задание 1.Послушай и покажи предметы, которые я назову: суп, зайка, лиса, коза, зуб, сайка, Лизонька, коса. Игра «Найди пару». Назови похожие по звучанию слова. Соедини каждую пару предметов линией. Назови первую пару слов. Что обозначают эти слова? Какими звуками они от­личаются? (Аналогично ~ с другими парами слов.) Что ты замеча­ешь?

 


 

 

 

Задание 2.Определи, где в каждом слове находятся звуки 3 — С. Впиши в нужный квадратик букву 3 или С. Обведи и раскрась эти рисунки.

Задание 3.Соедини разноцвеными линиями-дорожками предметы со с. 18— 19, подходящие друг другу по смыслу. (Например: суп — ложка, зуб — щётка зубная).










 


 



 

 


Игра 1. «Звуковые кнопочки».Рассмотри и озвучь кнопочки: поочерёдно нажимая пальчиками на нарисованные кнопочки, произноси звонкий звук, если на кнопочке нарисован колокольчик, и глухой звук, если кнопочка без колокольчика. Сначала выполняй упражнение, начиная нажимать на кнопочки с большого пальца; затем — начиная с мизинца.







 


 







 


Игра 2. «Продолжи ряд».С помощью карандаша продолжи ряд символов, соблюдая закономерность, а затем озвучь его с помощью любой пары глухих и звонких звуков.

 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 


Игра З. «Звучащие домики».Повтори звонкие и глухие звуки (любую пару). Нарисованные домики помогут не ошибиться. Теперь озвучь домики, а взрослый пусть отгадает, какие из домиков ты озвучиваешь.

 

 



 

 

 

 


Игра 4. «В гости к гласному звуку». Раскрась пустой квадратик справа красным цветом. Какой это будет звук? Помоги мальчику и девочке пройти к гласному звуку. У мальчика в руках карточка со звонким зву­ком, который слышится в начале его имени. (Боря.) Какой это звук? (Б.) А у девочки карточка со звуком, с которого начинается её имя. (Поля.) Какой это звук? (П.)

 

 


Игра 5. Игра «Все наоборот».Замени в каждой паре слогов, расположен­ных слева, звонкий звук на глухой и наоборот. Зарисуй символ заме­ненного звука в пустом квадратике справа. Прочитай получившиеся пары слогов.

 

 


Издание развивающего обучения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 13; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.56.125 (0.011 с.)