Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постиндустриализм - термин, который определяет отношение постмодернистского подхода к дизайну: проектирование объектов и производство их вне индустриального мейнстрима.

 

Постмодерни́зм (фр. postmodernisme — после модернизма[1]) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века и начала XXI века[2]. Он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, выражающую (не)формальную антитезу допостмодернистскому искусству, а также массовую культуру современной эпохи.[3][4].

 

В настоящее время существует ряд концепций постмодернизма как феномена культуры, которые подчас носят взаимоисключающий характер[6]:

1. Юрген Хабермас, Дениел Белл и Зигмунт Бауман трактуют постмодернизм как итог политики и идеологии неоконсерватизма, для которого характерен эстетический эклектизм, фетишизация предметов потребления и другие отличительные черты постиндустриального общества.

2. В трактовке Умберто Эко постмодернизм в широком понимании — это механизм смены одной культурной эпохи другой, который всякий раз приходит на смену авангардизму (модернизму) («Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности»[7][источник?]Некорректно оформлен источник (см. ВП:АИ, ВП:СИ, ВП:СН)).

3. Постмодернизм — общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса — «постмодернистская чувствительность» (Hassan, 1980; Welsch, 1988, Ж.-Ф. Лиотар).

4. Постмодернизм — самостоятельное направление в искусстве (художественный стиль), означающее радикальный разрыв с парадигмой модернизма (Г. Хоффман, Р. Кунов).

5. По мнению же X. Летена и С. Сулеймена, постмодернизма как целостного художественного явления не существует. Можно говорить о нём как о переоценке постулатов модернизма, но сама постмодернистская реакция рассматривается ими как миф.

6 Постмодернизм — эпоха, пришедшая на смену европейскому Новому времени, одной из характерных черт которого была вера в прогресс и всемогущество разума. Надлом ценностной системы Нового времени (модерна) произошёл в период Первой мировой войны. В результате этого европоцентристская картина мира уступила место глобальному полицентризму (Х. Кюнг), модернистская вера в разум уступила место интерпретативному мышлению (Р. Тарнас (англ.)).

Постмодернизм 1978- по н.в.

 

Постмодернизм – направление в искусстве, возникшее как реакция на дизайнерский рационализм модерна. Его зарождение началось еще в 1960-х, а окончательно оно оформилось в начале 1980-х гг.

Постмодернисты считали, что все достижения модерна – это несколько неудобочитаемых книг и непонятных объектов, бездушные произведения искусства и здания, в которых люди не хотят жить. В своей книге «Сложности и противоречия в архитектуре» 1966 г., Роберт Вентури ставит под сомнение акцент на логику, простоту и порядок, свойственных модерну, и утверждает, что многозначность и противоречивость также заслуживают своего места в искусстве. Ранние постмодернисты считали, что отказ от орнаментации и геометрические абстракции модерна привели к дегуманизации архитектуры, к ее отдалению от человека. Вышедший в 1972 г. английский перевод «Мифологии» Роланда Барта (1957) вызвал всплеск интереса к его теории семиотики и подкрепил убежденность дизайнеров в том, что символизм в архитектуре и искусстве привлекает внимание потребителя на психологическом уровне.

Постмодернисты выступали за слияние изящных искусств и массовой культуры, элитарного и популярного искусства. Вернулось в моду декорирование поверхностей; разные стили и направления активно смешивались между собой. Использование цвета, декоративных элементов, текстур, заимствования из других стилей и эксцентрические элементы, свойственные работам Этторе Соттсасса, группам «Мемфис» и «Studio Alchimia», быстро стали характерными и для движения постмодернизма в целом. В дизайне доминировали яркие, броские изделия; ограниченными партиями выпускались керамика, текстиль, мебель, лампы под такими торговыми марками как «Alessi», «Cassina», «Formica». Группа «Мемфис», стиль которой часто называли «фруктовым салатом», производила предметы мебели и небольшие дизайнерские объекты с ярко выраженными приметами постмодернизма. Постмодернисты любили юмор и веселье, орнаментацию и яркие цветв, стремились играть по собственными правилам – в отличие от сторонников стиля модерн.

Антирационалистический подход царил в дизайне в декадентские 1980-е гг., внутри него образовалось множество направлений, включая деконструктивизм, хай-тек и постиндустриализм. Однако к началу 1990-х, дизайнеры вновь обратили взоры к более рациональному подходу. Постмодернистская эстетика по-прежнему присутствует в искусстве, а мы снова и снова возвращаемся к вопросу о том, что же в дизайне является главным.

 

 

Биоморфизм

Основная концепция этого стиля – подражание природным формам. На фото: модель Alvar Aalto votive от фабрики Iittala, дизайн Aalto Alvar. Основная концепция стиля биоморфизм – подражание природным формам и преимущественное использование натуральных материалов. Он зародился в рамках стиля модерн в начале XX века. Его основоположником в архитектуре считают американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта (Frank Lloyd Wright). Биоморфизм достиг расцвета к 1950-м годам. В тот период в качестве ярких его представителей можно назвать Ээро Сааринена (Eero Saarinen), Чарльза и Рэй Имз (Charles and Ray Eames). © 4living.ru

Главной идеей этого направления являлось создание максимально комфортной (в том числе с психологической точки зрения) среды обитания для человека. Этому должно было способствовать органическое сочетание здания и окружающей его природы, а также соответствие интерьера и предметов, находящихся внутри, внешней композиции дома. Эти условия возможно было выполнить только при индивидуальном проектировании, поэтому характерной для органического дизайна формой жилой архитектуры становится частный особняк, расположенный в «зеленой зоне». Если дом находился в черте города, то стены, обращенные на улицу, обычно делали глухими или с узкими окнами под потолком, чтобы исключить контакт с городской средой. В строительстве применялись традиционные материалы (камень, кирпич, дерево), приветствовалось совпадение фактур конструкций на фасаде и в интерьере (например, неоштукатуренная кирпичная кладка). Крыша, как правило, была из дерева, плоской или очень пологой, с наружным водостоком и большим свесом. Это не только предотвращало попадание дождевой воды на стены, но и обеспечивало надежную солнцезащиту. © 4living.ru

Панорамное остекление части дома, выходящей в сад — один из основных приемов этого архитектурного стиля.

Для внутренней планировки дома характерным являлось отделение интимной зоны (спальня, ванная, туалет) от общей (холл и кухня). Внутреннее пространство проектировалось «перетекающим» во внешнее: стены общих комнат, а иногда и спален делали полностью стеклянными, с дверьми, ведущими на открытую террасу или в сад. Подобный принцип использовался и при создании интерьера: стационарные перегородки между холлом, общей комнатой и столовой зачастую отсутствовали. © 4living.ru

 

 

Хай-тек 1972-1985

Известен также как промышленный стиль возник в начале 1970-х гг. Для этого стиля характерны внешняя простота и элегантность, а также использование промышленных материалов – или материалов, изготовленных с помощью новейших технологий, - в новом контексте. Например, промышленные ковровые и резиновые напольные покрытия из госпиталей и фабрик перекочевывают в офисы, равно как и индустриальные осветительные приборы.

Пионерами хай-тека были британские архитекторы, в частности Норманн Фостер и Ричард Роджерс, включавшие индустриальные элементы в дизайн своих зданий. Следуя девизу Л.Г. Салливана «форма следует за функцией», они превращали элементы конструкции в элементы дизайна.

В дизайне интерьеров стиль хай-тек воплощали Питер Андес, Пол Хей и Джозеф Пол дУрсо.

 

Постиндустриализм 1978-1984

Одно из постмодернистских направлений в дизайне, возникшее в Великобритании. В дизайне возникновение этого стиля означало переход от массового производства к выпуску серий товаров для конкретной, заранее определенной целевой аудитории, а также уникальных изделий. Освободившись от необходимости думать о промышленном выпуске своих изделий, дизайнеры стали использовать в работе абсолютно новый подход, допускавший полную творческую свободу.

Первыми дизайнерами постиндустриализма стали Рон Арад и Том Диксон, отказавшиеся от массового производства в пользу изделий, создаваемых в одном экземпляре. Том Диксон создавал проекты сварной мебели, выпускаемой в ограниченном количестве экземпляров: это, например, его кресло-пилон, в дизайне которого заметны индустриального мотива.

Дизайнеры постмодернизма преуспели в создании нового «постмодернистского языка в дизайне», который противопоставляли традициям стиля модерн. Постмодернизм, с его тягой к экспериментированию и искрометной иронией, а также с концепцией «полезных предметов искусства», стал абсолютно новым подходом и жанром дизайнерской практики.

1986 г. Кресло из закаленной стали: Рон Арад

Такие дизайнеры, как Рон Арад (Ron Arad) и Том Диксон (Tom Dixon), создают «rough-and-ready» (термин, означающий «сделанные наспех, небрежно, но так, что ими можно пользоваться по назначению») артефакты. Это сознательное дистанционирование от точного стандартизированного массового призводства. К примеру, проигрыватель «Concrete» Рона Арада (1984 г.) противоречит «хорошей форме», ассоциируемой с аудиооборудованием, призводимым такими компаниями, как «Bang&Olufsen». Постиндустриализм сообщает постмодернистскому дизайну риторическое и ироничное содержание. Он возвещает идею «usable artwork» («годные к практическому использованию произведения искусства») и таким образом создает новую область для дизайнерской практики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 9; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.69 (0.012 с.)