Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инструкция для студентов стоматологического факультета по дистанционному обучению дисциплины «Биохимия»

 

На основании приказа ректора ВГМУ, профессора И.Э. Есауленко №250 от 16.03.2020 о дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и случаев распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19) осуществляется переход на обучение в электронной информационно-образовательной среде с 23.03.20.

Студенты под руководством своего преподавателя дистанционно работают по текущим темам практических занятий, приходящимся на период карантина.

 

Студенты каждой группы поддерживают связь со своим преподавателем через его электронную почту.

Список адресов электронной почты преподавателей будет у старосты курса.

 

 

Кафедра биохимии для выполнения плана учебного процесса считает необходимым:

1.  Выполнение студентами домашних ситуационных задач по темам (Подсказки для решения ситуационных задач по биохимии, часть 2): «Химический состав соединительной ткани и костей. Понятие об остеопорозе и остеомаляции» - с 80 и «Биохимия слюны» - список задач прилагается. Рассылка выполненных ситуационных задач преподавателю осуществляется согласно расписанию практических занятий старостами групп.

Старосты групп собирают выполненные задания у студентов своей группы с указанием на ответе ФИО студента, номера группы и темы и в виде прикрепленных файлов отправляют на адрес электронной почты преподавателя, отмечая в теме письма номер группы и тему занятия.

2. Решение тестов по соответствующим темам проводится в системе Moodle согласно расписанию практических занятий.

Путь: фармацевтический факультет → кафедра биохимии → Биохимия стоматологического факультета → Тесты по темам: «Биохимия соединительной, костной и зубной тканей», «Биохимия слюны».

3. Итоговые занятия переносятся на период контактной работы. При изменении плана информация будет сообщена дополнительно.

4. Для выполнения самостоятельной работы используются:

· презентации лекций по соответствующим темам (скачиваются я Яндекс.Диска, адреса ссылок можно скачать со страницы вКонтакте или в Moodle).

· Биохимия: учебник / под ред. Е.С. Северина. – М.: ГЭОТАР–МЕД, 2015. – 768 с.

· Берёзов Т.Т. Биологическая химия / Т.Т. Березов, Б.Ф. Коровкин. – М.: Медицина, 2008. – 528 с.

· Подсказки для решения ситуационных задач по биохимии – 2 часть

· Литература по биохимии из электронно-библиотечной системы «Консультант студента» Studmedlib.ru

· Информация в системе Moodle (планы занятий, методические указания)

 

Возникающие вопросы можно направлять на электронный адрес почты кафедры biochem-vrngmu@yandex.ru или на страницу https://vk.com/id12096573

 

ТЕМА: "БИОХИМИЯ СЛЮНЫ."

 

                             ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1а. Укажите химический состав зубного камня. Какие усло­вия среды благоприятствуют его появлению?

1б. Какие белки слюны способствуют созданию в ней пересыщенности для раствора кальция? Какой витамин необходим для поддержания этого состояния?

2а. Покажите топографическое расположение моляра и резца. Стрелкой определите направление движения слюны из подчелюстной и подъязычной желез. Пользуясь рисунком, попытайтесь объяс­нить, почему кариес поражает резцы реже, чем моляры.

2б. Если нерегулярно чистить зубы, то в зубном налете на­капливаются молочная, уксусная и угольная кислоты. Объясните причины и покажите механизм образования этих кислот. Можно ли предотвратить данный процесс химическим способом?

3а. Составьте списки минеральных и органических ве­ществ, входящих в состав слюны здорового и больного сахарным диабетом че­ловека.

3б. Больной получал витамин В1. После лечения содержание пировиноградной и молочной кислоты в слюне понизилось. Объясните причину данных изменений.

4а. Нарисуйте срез десны, десневого кармана, зуба, зубного налета и омывающую их слюну. Стрелкой покажите наиболее веро­ятное место накопления кислых продуктов обмена веществ. Пере­числите эти продукты. Какие биохимические процессы способству­ют уменьшению рН слюны? Поясните свой ответ примерами химических реакций.

4б. Сахароза /свекловичный сахар/ является нейтральным димером. Однако при длительном ее употреблении рН слюны снижается. Напишите в виде формул этапы превращения са­хара в кислоту и оцените деминерализующие ее свойства.

5а. Покажите расположение слюнных желез человека и нап­равление движения потоков слюны в ротовой полости. Какие зубы лучше омываются слюной, а какие - хуже? Какие зубы следует чис­тить более тщательно и почему?

5б. При кариесе в слюне возрастает концентрация сиаловой, гиалуроновой и молочной кислот. Какой процесс служит основной причиной изменения соста­ва секрета? 

6а. Изобразите схематично структуру кальций-связывающего белка слюны. Какие силы удерживают кальций внутри молекулы? Какие аминокислоты участвуют в образовании связей? Изменится ли кальций-связывающая способность белка в кислой и щелочной среде? Поясните ответ рисунком.

6б. Современные зубные пасты содержат небольшие концент­рации фторида натрия. Объясните механизм лечебного действия этого вещества.

7а. Нарисуйте схему молекулярной структуры муцина. Пока­жите химические группировки мономеров гликопротеина, с которыми связывается кальций. Поясните биологическую роль образования этого комплекса.

7б. Изучение свойств слюны у студентов ВГМА показало, что к концу рабочего дня увеличивается рН ротовой жидкости. Укажите роль слюнных же­лез в данном явлении. В какой мере этот процесс может влиять на образование зубных камней?

8а. Напишите химические формулы анионов фосфорной кислоты в кис­лой, нейтральной и щелочной слюне. Подчеркните названия тех анионов, которые повышают минерализацию зубов. Какие анионы фосфорной кислоты преобладают в слюне до обеда и спустя 2 часа?

8б. Больным сахарным диабетом рекомендуют вместо сахара использовать сорбит, маннит или ксилит. Интересно, что подобная диета предохраняет зубы от развития кариеса. Дайте объяснения данному явлению с биохимических позиций.

9а. Укажите химический состав зубного камня. Какие усло­вия среды благоприятствуют его появлению? Функцию каких слюн­ных желез следует проверить у больных с избыточным образовани­ем зубных камней?

9б. Известно, что в слюне обнаружены ферменты, функциониро­вание которых сопровождается разрушением эмали зуба. Назовите некоторые из них и объясните причины разрушения зуба.

10а. Сделайте два одинаковых рисунка зуба и омывающей его слюны. Скорость потока слюны на первом рисунке составляет 0,1 мл/мин, на втором - 0,5 мл/мин. Укажите вероятные значения рН в фиссурах зубов. Рисунки сопроводите комментарием.

10б. В слюне больного обнаружена высокая концентрация бе­та-гидроксимасляной и ацетоуксусной кислот. Проба Шиллера на гликоген клеток десны выражена слабо. На основании этих данных дайте предположительное название болезни. Какие дополнительные анализы Вы назначите?

11а. Напишите формулы буферных систем слюны, обеспечивающих оптимум рН. Перечислите источники ионов водорода в слюне. Почему при жевании и голоде рН слюны смещается в щелочную сторону?

11б. Как известно, на развитие кариеса значительное влияние оказывает зубной налет. Объясните важность дренажной функции слюны и влияние толщины налета в развитии кариеса зубов.

12а. Изобразите срез зуба, пелликулу и омывающую зуб слю­ну. Какие молекулы, способны проникать в зубную ткань из слюны и обратно. Объясните механизм поддержания динамического равновесия этого процесса. Какие условия способствуют измене­нию равновесия?

12б. Через несколько часов после приема сладкого рН слюны значительно уменьшается. Изменятся ли при этом физико-химичес­кие свойства слюны?

13а. Напишите формулы анионов фосфорной кислоты при кис­лом, нейтральном и щелочном значениях рН слюны. Обведите форму­лы анионов, которые входят в состав зубного камня и кости. Ка­кие ионы и почему преобладают в слюне до и после чистки зубов пастой, содержащей фторид натрия?

13б. Табачный дым обладает свойством угнетать в слюне ак­тивность каталазы и супероксиддисмутазы. При этом иногда появ­ляются язвочки на слизистой оболочке рта, однако, прием витамина Е препятствует развитию патологии. Какой биохимический процесс усиливается у курильщиков? Почему альфа-токоферол ослабляет течение заболевания? Какие биохимические показатели слюны могут слу­жить индикатором степени поражения слизистой?

14а. Нарисуйте графики, отражающие величину рН слюны в те­чение дня у пациентов А и Б.


время /час./   7   8  9 10 11 12 13 14 15

рН /А/          6,8 7,1 7,0 7,0 7,0 7,1 7,1 7,0 7,0

рН /Б/           6,6 6,9 7,0 6,8 6,8 6,8 6,9 7,0 6,7

 

Учитывая, что оба получали завтрак в 8 часов, а обед в 14 часов, ответьте, у какого пациента риск заболеть карие­сом выше? Объясните причины изменений рН перед завтраком до и после обеда.

14б. Сахарный диабет - болезнь всего организма. Какие хи­мические вещества слюны могут служить индикатором заболевания? Выскажите свои предположения об изменениях ее физико-химичес­ких свойств, при заболевании.

15а. Нарисуйте графики изменения рН слюны у пациентов А и Б в течение дня, пользуясь данными:


   время /час./ 7    8       9 10 11 12 13 14 15

   рН /А/        6.9 7,0 6,8 6,9 7,0 7,0 7,0 7,0 7,0

   рН /Б/         6,9 7,0 6,7 6,7 6,8 6,9 7,0 7,0 6,8


Какой из пациентов любит сладкое? У кого из них будет на­рушаться структура эмали? Какие лечебно-профилактические сове­ты следует дать пациентам?

15б. Объясните взаимосвязь между частотой появления кариеса и нарушением поддержания гигиены полости рта.

16а. Напишите формулы буферных систем слюны, обеспечивающих оптимум рН. Перечислите источники ионов водорода в слюне. Почему при жевании и голоде рН слюны смещается в щелочную сторону?

16б. Как известно, на развитие кариеса значительное влияние оказывает зубной налет. Объясните важность дренажной функции слюны и влияние толщины налета в развитии кариеса зубов.

17а. Укажите химический состав зубного камня. Какие усло­вия среды благоприятствуют его появлению? Функцию каких слюн­ных желез следует проверить у больных с избыточным образовани­ем зубных камней?

17б. Какие белки слюны способствуют созданию в ней пересыщенности для раствора кальция? Какой витамин необходим для поддержания этого состояния?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 7; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.67.228 (0.007 с.)