Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Немецкий И АНГЛИЙСКИЙ романтизм

Поиск

Немецкий И АНГЛИЙСКИЙ романтизм

 

Немецкий романтизм

 

Немецкий романтизм зарождается на базе немецкой идеалистической философии (Гегель, Шеллинг, Фихте), в концепциях поздних просветителей (Гете, Гердер) и ранних романтиков (Шлегель, Тик, Новалис, Вакенродер). С немецкой инструментальной музыкой XVII-XIX вв. могло соперничать только итальянское вокальное пение, что во многом определило устремленность немецких романтиков к чистой духовности как «томление жаждущего духа» (Sehnsucht). В живописи немецкий романтизм проявился не так ярко, как в музыке (Шуберт, Брамс) и поэзии (Гофман, Гейне).

По сравнению с французским романтизмом с его героикой и патетикой, в немецком романтизме преобладает вдумчивое созерцание природы. Особенно ярко оно проявилось в творчестве Ф.О.Рунге и К.Д.Фридриха, чьи работы кажутся иллюстрациями к произведениям ранних немецких писателей-романтиков.

 

 

Филипп Отто Рунге (1777-1810) известен как портретист и создатель аллегорических композиций. В несохранившемся автопортрете с невестой и братом «Мы втроем» (1805) интимная и духовная близость персонажей не только выражается в позах и жестах, но и подчеркивается в пейзаже.

 

Могучий дуб своей кроной осеняет не только стоящих под ним людей, но и два тоненьких деревца на заднем плане, чьи стволы переплелись, а более высокий и сильный поддерживает маленького и слабого. Двух юношей на портрете, помимо общности их духовных устремлений и спокойного созерцания, очевидно связывает близкая им обоим женщина. Известны и другие автопортреты Рунге, а также портреты жены, родителей, детей.

Представление об аллегории романтики, несомненно, заимствовали из средневековья. Романтическая аллегория своей многозначностью и устремленностью к бесконечным далям и бездонным глубинам духовного универсума скорее напоминает абстрактный символ. К наиболее известным произведениям Рунге относится аллегорическая композиция «Времена суток» (Утро, Полдень, Вечер и Ночь), оставшаяся незаконченной. В нескольких вариантах сохранилось «Утро» (1809-1810).

 

В центре – обнаженная женская фигура (вероятно, Аврора) в свете восходящего солнца. Ее поза и длинные золотистые волосы прямо указывают на «Рождение Венеры» Боттичелли, но пропорции фигуры другие, а глаза подняты вверх вслед за правой рукой и золотой прядью, которую она держит, как факел. Кроме солнца, диск которого изображен на обрамляющей раме внизу, и неба с ангелами, лучами расходящегося в верхней части рамы, основные мотивы полотна образуют цветы (нарциссы, лилии и другие) и детские фигурки с крыльями и без них, напоминающие путти Рафаэля. Основная аллегория «Утра» – рождение младенца. Его обнаженная фигурка на зеленой траве выражает одновременно природный смысл жизни и христианскую символику Рождества.

Содержание и форма аллегорий Рунге, на наш взгляд, очень близки живописным образам английского художника Уильяма Блейка. Примечательно, что Рунге, как и Блейк, стремился к синтетичности своего творения. Он излагал его замысел в стихах и прозе, называл поэмой в красках и предлагал воспринимать в музыкальном сопровождении. Особое значение Рунге уделял светоносности и гармонии цвета, его научный трактат «Цветовой круг» получил одобрение Гете, который тоже написал сочинение о хроматизме.

Каспар Давид Фридрих (1774-1840) – самый выдающийся романтический пейзажист Германии. Но его пейзажи часто одухотворены присутствием человека или мистического образа (распятие, церковная колокольня). В этой связи многозначно оригинальное переосмысление алтарного образа для капеллы в Богемии, известное под названием «Теченский алтарь»: на вершине скалы, поросшей елями, изображено Распятие на фоне расходящихся солнечных лучей.

 

Художника привлекают восход или закат солнца (луны), высокие горы и холмы, бескрайние равнины и морские дали. Чаще всего две, одна или три фигуры изображены спиной к зрителю и лицом к открытому природному универсуму («Двое, или Братья»). Как и в анализируемом выше автопортрете Рунге, единение людей здесь создается через гармонию с природой. В картине «На паруснике» появляется еще один романтический образ – парусник (лодка с парусом), на котором молодая пара созерцает башенные шпили на горизонте между небом и морем, освещаемыми лучами солнца. Наконец, мотив старинных арок, таинственных руин, возвышающихся над героями картин «Могила Гуттена» и «Мечтатель».

 

На полотнах художника акцентируется контраст маленьких фигур и огромного природного универсума.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.148 (0.009 с.)