Содержание книги

  1. по дисциплине: «История зарубежной литературы»


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

по дисциплине: «История зарубежной литературы»



 

                     ФЕДЕРАЛЬНОЕ государственное БЮДЖЕТНОЕ

образовательное учреждение

высшего образования

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

__________________________________________________________________

 

Кафедра филологии

КОНКУРСНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «История зарубежной литературы»

на тему: «Мой романтизм»

Выполнил(а):                                                               Проверил:

Студентка группы Ф-03                                           к. филологических наук

Расстрыгина А.А                                                                Боярский В. А.

«24» декабря 2021 г.                                              « » декабря 2021 г.

_________________                                              _________________

    (подпись)                                                                  (подпись)

 

 

Новосибирск

The search for the blue flower of Romanticism is an attempt

either to absorb the infinite into myself, to make myself one with

it, or to dissolve myself into it.

(Novalis: Romantic philosopher and poet)[1]

Романтизм — это продукт своего времени, и он способен отражать историю в проявлении его специфической поэтики во времени. Романтизм был не только очевидным историческим периодом, но и особым состоянием души, со своей необычайной эмоциональной чувствительностью к природе. Романтики исследовали возможности, открытые поэзией как формой времени, поскольку переживания времени обретали форму в поэтических произведениях.

Для меня произведения написанные в эту эпоху, стали одной из ступеней к пониманию и переосмыслению мира и других аспектов в нем. Большинство текстов я перечитывала по несколько раз, дабы понять идейный смысл, заметить самые скрытые детали, а самое главное интерпретировать их под нашу реальность. Ведь для меня критерий истинного шедевра литературы является его универсальность и актуальность под любое время. Поэтому в этой конкурсной работе я бы хотела рассмотреть те произведения, которые на самом деле глубже, чем выглядят с первого взгляда.

Так в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген» важную роль играет символика. Одним из самых значительных символов является голубой цветок, который появляется в самом начале во сне Генриха и сопровождает нас на протяжении всего романа.

«Ничто, однако, не влекло его с такой силой, как высокий светло-голубой цветок с большими, сверкающими листьями, окропленными родником. Вокруг пестрело неисчислимое множество других цветов, насыщавших воздух чудным запахом. С нежностью созерцал он лишь голубой цветок. Он вознамерился было подойти к цветку, когда цветок затрепетал и начал преображаться, листья засверкали ярче и прильнули к стеблю, удлинявшемуся на глазах, и цветок стал клониться к юноше, и над лепестками, как над голубым воротничком, возникли нежные черты. Изумляясь все более, он блаженно созерцал это дивное преображение, пока голос матери не прервал его сна и не увидел он, что комната в родительском доме, где он находится, вся залита золотым утренним солнцем».

 В этом сне Генрих увидел свое предназначение - стать поэтом, с этого момента он не сможет забыть синий цветок и сделает все, чтобы его достичь. Здесь мы видим цветочный мотив как движущую силу, невидимую, но в то же время постоянно присутствующую.

Немецкий романтик создал свой собственный миф и мифологию, заимствовав мотивы и стили повествования из фольклорных сказок. Новалис создает произведения, в которых синтезируются разные миры и реальности. Формула проста, ему всего лишь нужно было смешать реалистичность со сверхъестественными элементами.  Интересно смотреть на то как главный романтический герой привыкает к волшебной обстановке и возникновению сверхъестественных событий, тем более современный человек обычно удивляется и поражается чудесному миру, который раскрывается перед ним.

Генрих фон Офтердинген движимый неудовлетворенным желанием и меланхолической Sehnsucht (страстной тоски по чему-то неопределенному) к высшей истине покинуть свой дом отправляется в путешествие познания, самосознания, а также движимый целью достичь эмоционального и духовного созревания. Однако, герой часто слишком неуравновешен и не уверен, для того чтобы обрести этот мир и стать его неотъемлемой частью, в отличии от героя Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Золотой горшок». Ансельм соединяется со своей возлюбленной в конце сказки, и благодаря этой поэтической связи истинной любви, получает возможность оставить реальный мир позади и навсегда остаться в царстве фантазии. Однако же не всем людям суждено видеть и чувствовать тонкую грань мира, например, Вероника, которая до последнего готова бороться с таинственной соперницей. На периферии же стоит ведьма, по обычаю являясь главным антагонистом и противоположностью во взглядах с романтическим героем.

 Прелесть романтизма заключается в простой истине, и конец своей истории ты пишешь сам. С одной стороны, ты мучаешься, испытываешь сладостное томление к чему-то новому и неизведанному, которое словно разрывает тебя на части. С другой стороны, человек находится на гране сумасшествия, порой переступая грань преступности и странности. Такие фигуры могут внушать ужас, но тем не менее обладать сверхъестественной харизмой. Ведь это удивительно, словно ты ходишь по лезвию ножа в попытках найти острый угол. Это невероятно сложно держать равновесие между безумием и реальностью. Именно такие символические образы и включает в себя произведение «Золотой горшок» - река, три змейки, синие глазки, лилия, магическое превращение, тропы любви, поэзия и музыка. В попытках найти голубой цветок романтический герой путем внутренней трансформации начинает видеть весь мир сквозь призму иллюзии. Он уже не понимает, где вымысел, а где истина, и важно ли это для него? Романтизм меняет всю картину мирозданья, переворачивая все в обратную сторону, образуется два уровня реальности, обычная и высшая, последняя в свою очередь недоступна обычному человеку.

Говоря о романтизме, я не могу не упомянуть произведения великого английского поэта Джорджа Гордона Байрона (1788-1824). Ведь именно они вошли в историю мировой литературы как исключительные художественные явления, связанные с эпохой романтизма. Байрон вносил свой вклад в эпоху романтизма, в течение всей своей жизни, полной путешествий, литературы и отношений. Он дал новый популярный тип литературного персонажа – «байронического героя», который встречается в его известных произведениях, такие как поэма «Манфред», «Каин», «Дон Жуан», «Корсар» и конечно «Паломничество Чайльд-Гарольда».

Большинство литературоведов и историков считают, что первый литературный «байронический герой» - байроновский Чайльд Гарольд –  главный герой эпической поэмы Байрона " Паломничество Чайльд-Гарольда".

Однако я считаю, что также все указывает на самого лорда Байрона как на первого по-настоящему байроновского героя, поскольку на протяжении всей своей жизни он воплощал в себе черты литературного героя, которого он прославил в своих произведениях. Это тот пример, когда герой и автор слились воедино.

Байронический герой может быть концептуализирован как крайняя вариация архетипа романтического героя. Традиционные романтические герои, как правило, определяются их неприятием или сомнением стандартных социальных условностей и норм поведения, их отчуждением от общества в целом, их сосредоточенностью на чем-то недосягаемом для обычного глаза человека, тайна «голубого цветка» как центр существования, и в последствии их способность вдохновлять других на совершение добрых и отважных поступков.

 Романтические герои - это не идеализированные герои, а несовершенные и часто порочные личности, которые, несмотря на свои порой не слишком приятные черты характера, часто ведут себя героически.

Лорд Байрон разработал архетип байроновского героя в ответ на его скуку с традиционными литературными персонажами. Байрон хотел представить героический архетип, который был бы не только более привлекательным для читателей, но и более психологически реалистичным. Архетип байроновского героя во многом схож с фигурой традиционного романтического героя. Оба романтические и байронические герои склонны бунтовать против общепринятых способов поведения и мышления, обладают стойким понятием личности, которая не являются традиционно героической. Однако байронические герои обычно обладают большей степенью психологической и эмоциональной сложностью, чем традиционные романтические герои.

 Байронические герои отмечены не только их прямым неприятием традиционных героических добродетелей и ценностей, но также их замечательным умом и хитростью, сильными чувствами привязанности и ненависти, импульсивностью, сильными чувственными желаниями, капризностью, цинизмом, черным юмором и болезненной чувствительностью. Герои Байрона также склонны казаться крупнее, чем в жизни, одеваться в сложные костюмы с целью сделать себя как можно более непохожими на других. Персонажи, созданные в произведениях Байрона, обладают двойственными качествами, которые отражают внутренние противоречия Байрона. С одной стороны, он тот, кто находился под влиянием классического греческого героя, и признаемся, что довольно сложно избавиться от привычного традиционного героизма античности, с другой стороны, в своих стихах, используя монологи или диалоги в качестве тонких подсказок, Байрон создавал героические фигуры, в какой-то степени, противостоящие греческим героям.

Эскапизм в "Паломничестве Чайльда Гарольда" также желанный, возможно это одно из самых важных желаний. Это подразумевается в песнь III части XII.

«И в гордости безрадостной своей

Он снова ищет путь — подальше от людей.»

 «Подальше от людей» означает изоляцию и непривязанность, еще одно понятие, которое мы видим в байроническом герое. Частично в XIV, эскапизм вроде бы достигнут.

«Он был бы счастлив за мечтой в полет

И душу устремить. Но прах телесный

Пылать бессмертной искре не дает,

Как не дает из нашей кельи тесной,

Из тяжких пут земных взлететь в простор небесный.»

Байронический герой смотрит в небо и представляет себе людей, живущих там, а главное стать их частью. Ему удается сбежать, и он забыл о человеческом мире. Человеческий мир и земная немощь – с одной стороны, и в противопоставление показаны звезды, как символ дуализма. Казалось бы, вот они, протяни ладошку и достань рукой, но в тоже время так далеки и холодны по отношению к нам. Этот акт бегства от реальности, казалось бы, достигнут, но этого невозможно добиться полностью. Герой не может удержать там свой дух, потому что бренное тело разрушает эту связь.

Часть XV имеет довольно известную метафору для романтического персонажа.

«Среди людей молчит он, скучен, вял,

Но точно сокол, сын нагорной чащи,

Отторгнутый судьбой от вольных скал,

С подрезанными крыльями сидящий

И в яростном бессилии все чаще

Пытающийся проволочный свод

Ударами груди кровоточащей

Разбить и снова ринуться в полет —

Так мечется в нем страсть, не зная, где исход.»

Здесь, сокол – страдалец, который желает очутиться на воле, но роком судьбы заточен в бессильном скитании. Среди других особенностей романтического персонажа, созданным Байроном видны такие черты: красивый молодой человек, впечатляющего аристократического происхождения, но отвержен и отвергнут его собственным классом; гордый и эгоцентричный; бунтарь и радикал; несовершенный изгой по отношению к любой социальной окружающей среде; одиночка, который занимается отчуждением от человечества в поиске уединения, знаний и мира эскапизма.

Лорд Байрон дал новый, свежий тип характера в литературе, особенно это повлияло на английскую и европейскую публику. Теперь же есть много различных примеров байронических героев со всего мира, не только в стихах, но и в романах, фильмах и сериалах. 

Поэты написали так много, критики проанализировали гораздо больше. Но даже по сей день у нас есть множество интерпретаций произведений романтиков и их героев. Никакого исследования недостаточно, когда в игру вступает субъективность человеческих эмоций. Никаких слов никогда не бывает достаточно, чтобы завладеть человеческим разумом, но попытка авторов-романтиков попытаться написать об этом выходит за рамки этого мира. Вероятно, именно поэтому они живут вечно и передаются через поколения.

Раньше для меня романтизм был одной большой загадкой, ребусом, который не поддавался моему рациональному разуму. Он всегда казался чем-то гиперболизированным и надуманным, а проблемы романтических героев не укладывались в голове. Сейчас же романтизм для меня стал кубиком Рубика, как хочешь, так и верти его. Ломай грани, выстраивай теории и гипотезы, проверяй, отождествляй, разочаровывайся и начинай выстраивать заново – одним делом делай все что хочешь, ведь возможно только таким путем мы постигнем разум, найдем голубой цветок и возвысимся, как звезды под куполом неба.  


 

Источники:

1. Новалис "Генрих фон Офтердинген". - Москва: Научно-издательский центр «Ладомир» «Наука», 2003. - 290 с.

2. Джордж Гордон Байрон "Паломничество Чайльд-Гарольда". - Пермь: Пермское книжное издательство, 1988. - 400 с.

3. Эрнст Теодор Амадей Гофман "Золотой горшок". - Москва: «Советская Россия», 1991

 


[1] Поиск голубого цветка романтизма - это попытка либо впитать бесконечное в себя, слиться с

ним воедино, либо раствориться в нем.

(Новалис: философ-романтик и поэт)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.188.238 (0.009 с.)