В древних афин и Древнем Риме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В древних афин и Древнем Риме



ВОПРОСЫ для обсуждения:

1. Образование и развитие полиса в Древних Афинах. Характеристика древнегреческого полиса (города-государства). Упадок полисной демократии.

2. Источникидревнегреческого права. Понятие права. Система источников права Древних Афин. Акты экклесии (народного собрания) и булэ (административного совета). Государственно-правовые реформы Тезея, Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла. «Законы Драконта» (621 г. до н.э.), «Законы Солона» (594 г. до н.э.) и др.

3. Институты права Древних Афин. Право собственности. Особые повинности собственников (исполнение литургий и др.). Владение клеросом (земельным наделом). Оформление сделок (хирографы и синграфы). Самозаклад. Договор корабельного товарищества. Ипотека. Преступления и наказания. Чрезвычайные санкции: объявление «врагом Афин», процедура остракизма, атимия (бесчестье). Судопроизводство. Два типа судебного процесса: «дике» (по инициативе потерпевшего) и «графе» (по инициативе любого гражданина).

4. Развитие государства в Древнем Риме. Царский период (753–510 гг. до н.э.). Реформы Ромула. Межсословная борьба патрициев и плебеев. Реформы Сервия Туллия (сер. VI в. до н.э.). Образование аристократической республики.Сенат. Комиции. Система магистратур: консулы, преторы, цензоры, плебейские трибуны. Режим чрезвычайного правления (диктатура и триумвират). Период принципата. Реформы Октавиана Августа. Период домината. Реформы Диоклетиана и Константина. Кризис и падение Западной Римской империи (476 г.).

5. Источники древнеримского права. Периодизация и исторические подсистемы римского права. Обычаи предков (mores majorum), религиозные (fas) и светские (jus) нормы. Законы комиций. Преторские эдикты. Систематизация обычного права (Законы XII таблиц). Источники права в классический период. Конституции императоров. Эдикты магистратов. Правотворческая деятельность юристов. Институции Гая. Систематизация римского права. Кодекс Феодосия 438 г. Свод законов Юстиниана (529–534 гг.).

6. Институты римского права: особенности и эволюция.

6.1. Институт правового положения личности. Учение о лицах. Институт правоспособности. Квириты, латины и иностранцы. Патриции, плебеи и клиенты. Вольноотпущенники и рабы.

6.2. Институты гражданского права. Институт владения. Эволюция права собственности, способы приобретения и защиты. Сервитут и иные права на чужие вещи. Основания обязательств (договоры, деликты, квази-договоры, квази-деликты). Контракты и пакты, их виды. Ответственность должника. Деликтные обязательства.

6.3. Брачно-семейные и наследственные правоотношения. Система родства в римской семье. Институт домовладыки. Формы римского брака. Заключение и прекращение брака. Семейная (агнатическая) собственность. Приданое. Институт завещания. Легаты и фидеокомиссы.

6.4. Институты уголовного права и судопроизводства. Понятие публичных деликтов (преступления). Принципы назначения наказаний. Виды и стадии судебного процесса: легисакционный, формулярный и экстраординарный. Преторская формула: структура и значение. Общая характеристика уголовного процесса. Право на апелляцию.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Прочитайте и законспектируйте соответствующий раздел в рекомендуемом учебнике: История государства и права зарубежных стран: Учебник. Том 1. Древний мир и Средние века / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова, О.А. Жидков. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Норма, 2019.

2. Прочитайте тексты памятников права и иных источников: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Том 1. Древний мир и Средние века / Сост. О.Л. Лысенко, Е.Н. Трикоз. М.: Изд-во Норма, 2019. 816 с.;

3. Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана / Под ред. В.А. Томсинова. М., 1997.

4. Изучите соответствующие темы в учебном пособии: История государства и права зарубежных стран: Избранные памятники права. Древность и Средневековье / Под науч. ред. Н.А. Крашенинниковой. М.: Изд-во Норма, 2018.

5. Дополнительная учебно-методическая литература по теме:

Сигалов К.Е., Трикоз Е.Н., Лапо П.В. История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во РУДН, 2019. 122 с. http://lib.rudn.ru/MegaPro/UserEntry?Action=Rudn_FindDoc&id=478127&idb=0 

История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М.: Норма, 2018. 320 с. http://lib.rudn.ru/MegaPro/UserEntry?Action=Rudn_FindDoc&id=468699&idb=0

Исаев М.А. История государства и права зарубежных стран в 2 т. Т. 1. Введение в историю права. Древний мир. М.: Изд-во Юрайт, 2019. 423 с.

Кофанов Л.Л. Lex и Ius: возникновение и развитие римского права в VIII–III вв. до н.э. М., 2006.

Покровский И.А. История римского права (любое издание).

Суриков И.Е. Проблемы раннего афинского законодательства. М., 2004.

 

ФОРМЫ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

ОПРОС Специальная беседа преподавателя со студентами по вопросам, обозначенным в плане семинарского занятия, с целью выяснения объема знаний обучающегося по данному разделу и рассматриваемым проблемам.
ДИСПУТ Важным условием диспута является выдвижение основного тезиса или гипотезы, предлагаемой для решения проблемы, и аргументов в ее защиту. Участники диспута делятся на пропонентов (аргументы «за») и оппонентов (контраргументы). Первые должны добиться того, чтобы оппоненты поняли и приняли их позицию. Задача вторых заключается в том, чтобы испытать и проверить главный тезис и раскритиковать его обоснование.
РОЛЕВАЯ ИГРА Совместная деятельность группы под управлением преподавателя с целью решения практик-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации в рамках темы семинара. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи.
CASE-STUDY Решение казусов предполагает составление практико-ориентированных вымышленных юридических ситуаций, споров или коллизий и предложение их студентам для разрешения на основе использования текстов первоисточников – юридических памятников в рамках изучаемого периода.
ТЕСТЫ Форма проверки усвоения учебного материала путем тестирования по заранее разработанным стандартизированным заданиям, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося (веб-тестирование в системе ТУИС или письменная работа в ходе семинарского занятия)
КОЛЛОКВИУМ Устный блиц-опрос небольших групп студентов по отдельным проблемным и дискуссионным вопросам изучаемой темы. Предполагаются оперативные ответы с возможностью использования своих конспектов и цитат из хрестоматии.
ГЛОССАРИЙ Предлагаемый терминологический минимум по изучаемой теме семинара, этимологический разбор сложные историко-правовых понятий и категорий. Возможная проверка остаточных знаний – путем словарного диктанта в конце семинарского занятия.
ДОКЛАДЫ Выступление студентов по одной из дискуссионных проблем семинара, сопровождаемое устным докладом (с презентацией или без таковой). Выступает продуктом самостоятельной работы студента и средством контроля способностей обучающегося публично представить перед аудиторией результаты исследовательской работы.
ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ Написание мини-эссе на заданную тему; либо составление сопоставительной таблицы, хронологической или сравнительно-исторической схемы; или же написание «справки-досье» по отдельным памятникам права или историческим персонажам, и проч. (на усмотрение преподавателя)

 

ПРИМЕР РОЛЕВОЙ ИГРЫ

«Моделирование судебного заседания по источникам права»

Цель занятия: формирование у студента представлений о ходе судебного заседания по изучаемым источникам права. Деловые игры могут проводиться по нескольким изучаемым источникам права.

Задачи:

- изучение источников права

- моделирование судебного процесса

- формирование представлений о судебном процессе на разных этапах развития государства (формы процесса, их виды, судебная система, участники процесса, их статус, права и обязанности, стадии процесса, виды доказательств).

- формирование навыков: подготовки к судебному слушанию, выстраивания позиции по делу, публичного выступления.

Подготовка к имитации:

- учебная группа предварительно выбирает один из вариантов сценария с едиными фактическими обстоятельствами дела (предлагаемый преподавателем, реальное дело, придуманная студентами ситуация)

- ознакомление с рекомендуемыми нормативными актами и литературой, студенты должны четко знать права и обязанности участников заседания

- распределить роли участников процесса по нескольким группам

- задание для каждой группы: отбор релевантных обстоятельств дела, подготовка правовой позиции по делу

Концепция (сценарий) игры:

Открытие ролевого занятия. Постановка целей и задач 5-10 мин.
Обсуждение теоретических вопросов, анализ источника права 20 мин.
Подготовка к имитации судебного заседания 5-10 мин.
Имитация рассмотрения дела в суде 40 мин.
Подведение итогов занятия. Обсуждение результата. Критическая оценка. 10 мин.

Критерии оценки: м аксимальное количество баллов: 5 (за одну ролевую игру).

 

 

ПРИМЕР ДИСПУТА

«Античная демократия: достоинства и недостатки»

Проведение диспута между «защитниками» и «критиками» античной демократии на примере политического режима в Афинской республике эпохи расцвета (V – IV вв. до н.э.). Преподаватель назначает ведущего, студенты выдвигают кандидатов и формируются две мини-команды, выдвигаются два капитана (главные ораторы) команд, в задачу которых входит организация и проведение диспута, обеспечение соблюдения процедуры его проведении, подведение итогов. 

Содержание диспута определяется преподавателем на основе нескольких вопросов для обсуждения:

1. Демос и элита в демократических Афинах.

2. Личность и коллектив, понятие свободы в демократических Афинах.

3. Закон и власть в древних Афинах, политическая мысль древнегреческой демократии.

4. Практика функционирования афинской демократии. Принцип разделения властей.

5. Деятельность Экклесии (народного собрания) в Афинах (состав, компетенция, организация деятельности, виды актов – законы и псефизмы, особый процедуры – остракизм, докимассия и др.).

6. Деятельность Ареопага: возникновение ареопага, его состав и первоначальные функции; снижение роли после реформ Эфиальта, возвышение в эпоху упадка демократии.

7. Деятельность Булэ (совета 500) в Афинах (состав и порядок формирования, компетенция; организация деятельности). Система должностных коллегий в Афинах. Коллегия стратегов: требования к кандидатам; компетенция; порядок деятельности.

8. Деятельность Гелиэйи (народного суда): состав и порядок формирования; компетенция; организация деятельности; принимаемые акты.

Критерии оценки: Максимальное количество баллов: 5 (за один диспут).

ТЕСТЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.017 с.)