Правило1. Устанавливайте доверительные отношения с ребенком 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правило1. Устанавливайте доверительные отношения с ребенком



ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как обезопасить

Своих детей от преступников

ВНИМАНИЕ!

ЭТО КАСАЕТСЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВАШЕГО РЕБЁНКА –

ПРОЧТИТЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО!

 

 

«Стать родителями – это свыкнуться с мыслью, что отныне ваше сердце будет разгуливать вне вашего тела», – сказал кто-то мудрый. И это действительно так.

 

Мы переживаем за детей, мы неспокойны, если не видим их и тем более, если не знаем, где они. И во многом наши волнения и страхи оправданы – окружающий мир далеко не всегда дружелюбен по отношению к детям.

 

Как же уберечь ребенка от маньяка, убийцы, насильника или просто от плохой компании или вора? Запреты не всегда срабатывают, но что же тогда делать?

 

Это очень важная Памятка, хотя и на очень неприятную тему, на которую не принято говорить и совершенно не хочется думать. Но это нужно знать каждому родителю, чтобы защитить и обезопасить наших с вами детей!

Участившиеся за последнее время прецеденты насилия в отношении детей заставили общество не только поразиться нечеловеческой жестокости преступников, но и задаться вопросом: можно ли защитить ребенка от этой угрозы?

Для того, чтобы безопасность ребенка не вызывала никаких сомнений, достаточно придерживаться ряда простых правил.

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ!

Правило1. Устанавливайте доверительные отношения с ребенком

    Постоянно наблюдайте и оценивайте изменения в поведении ребенка. Старайтесь обращать внимание на его окружение. Сделайте дом максимально комфортным для времяпрепровождения, как для Вашего ребенка, так и его друзей; необходимо наладить тесные взаимоотношения с педагогами и родителями одноклассников ребенка.

Поощряйте ребенка рассказывать о своих друзьях, о себе и своих увлечениях. Доверительные отношения станут для ребенка хорошим стимулом рассказывать о происходящих в его жизни событиях и в случае непростой ситуации родители смогут вовремя оценить степень опасности и помочь найти выход из нее.


Правило 2. Уделяйте больше внимания своему ребенку

Один из самых надежных способов, который поможет Вам наладить доверительные отношения, заключается в том, чтобы проводить с ребенком как можно больше времени. Дети, страдающие от нехватки родительского внимания, с большей вероятностью проявят интерес к чужому человеку (потенциальному преступнику), который сможет увлечь их. Такие люди быстро входят к ним в доверие, они умеют сопереживать детям и понимать их, становясь для них образцом взрослого человека, к которому они тянутся.

 

Правило 3. Как вести себя в угрожающей ситуации

Прививайте навыки по предупреждению насилия. Ребенок должен знать, как вести себя в опасной ситуации. Об этом речь пойдет далее.

Похищение детей

Вопрос, который часто задают родители – как предупредить похищение ребенка? Действительно, тема похищения детей как никакая другая имеет все основания считаться одной из самых болезненных. Например, в России без следа пропадают в среднем по четыре ребенка каждые сутки. В Европе и Америке статистика не менее утешительна.

 

 

Первое: пожалуйста, поймите самую главную вещь – педофил не хватает ребенка за руку и силой не утаскивает его в безлюдное место. В 99,9 % случаев ребенок по доброй воле следует за педофилом, увлеченный каким-либо заманчивым предложением.

Второе: вы можете своего ребенка с ног до головы обвесить радио-маячками, но это НЕ СПАСЕТ его от преступления (это лишь поможет следствию найти преступника). Но вы можете в максимально понятной ребенку форме пояснить, что есть некие злые люди, которые крадут детей.

Третье: НЕТ, НЕ БЫЛО и НИКОГДА НЕ БУДЕТ более эффективной меры, чем обычное ИНФОРМИРОВАНИЕ РЕБЕНКА о возможной опасности. Наши родители (вспомните свое детство) именно так и поступали.

 

Объясните ребенку подробно всего одно положение – нормальному взрослому человеку от ребенка НИ-ЧЕ-ГО не нужно. Если «незнакомый дядя» или «незнакомая тётя» предлагает проследовать за ним/ней, ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ КУДА и ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ЗАЧЕМ, то (обращаетесь вы к ребенку) 100 % этот дядя или эта тётя – ПОХИТИТЕЛЬ детей.

Вот примерные диалоги, которые составляют похитители:

ü Девочка, там котята без мамы в коробке сидят. Пошли со мной, я покажу, где. Они такие милые. Может, себе одного возьмешь. Привет, дети. У меня в квартире живет настоящий ежик. Вот его фото. Пойдемте со мной, я дам вам его на руках подержать.

ü Любишь мороженое, мальчик? У меня полный холодильник остался после того, как у меня гостили племяшки. Они все мороженое не съели, а собой его взять не смогли, потому что оно в сумках растает. Ну не выбрасывать же его. Хочешь, мальчик, я его тебе отдам?

ü Эй, девочка (мальчик), – говорит незнакомец из авто, – а как проехать на Лебедянскую улицу? Я тут уже второй час катаюсь, и мне все пальцем тычут, что она – там. Я еду туда, а там люди в другую сторону показывают. Как сговорились все. Девочка, садись в машину и покажи мне улицу. Я тебе 500 рублей за это заплачу. А потом обратно сюда же привезу. Садись, не бойся…

ü Мальчик, тебя как зовут? – обращается к ребенку незнакомец из авто.

– Меня? Антон. А что? – Ну, наконец-то я тебя нашел! Несколько часов по району мотаюсь. Меня попросили соседи твоих родителей тебя срочно найти и в больницу везти. Твоей маме плохо стало. Садись скорее в машину я тебя в больницу отвезу. – А папа уже там, в больнице? – ребенок может невольно задать самые разные уточняющие вопросы, не от недоверия, а машинально. – Антон, я не знаю. Я даже твоих родителей не знаю. Я друг ваших соседей с пятого этажа. Ну, дяди Олега и тети Наташи. Ну, ты должен их знать. Они позвонили мне и еще многим людям на машинах. Мы тут тебя всем районом ищем. Нет времени. Садись в машину. По дороге все объясню.

 

Эффективность последнего приема базируется на фундаментальных свойствах человеческой психологии – в стрессовой ситуации человек неадекватно оценивает ситуацию и не склонен к логическим суждениям.

Похитители могут выдумать множество новых приемов, но, так или иначе, в основе всегда будут котята, ежики, мороженое, быстрые деньги или «я знакомый ваших родителей».

Приведите все эти примеры Вашему ребёнку, расскажите ему подробно, что не нужно вестись на провокации.

Как следует вести себя ребенку? Незамедлительно отвернуться, отойти от этого человека и идти туда, где есть люди.

Только этими подробными разговорами с ребёнком Вы в несколько десятков раз МИНИМИЗИРУЕТЕ риски для Вашего ребенка подвергнуться похищению со всеми вытекающими последствиями, которые описывать, думаю, нет необходимости. Мы все взрослые и всё понимаем.

Учитывайте одну маленькую деталь. В случае с малышами до трех лет лучше в принципе исключить вероятность встречи один на один с незнакомцем. Дело в том, что в этом возрасте у детей формируется базовое доверие к людям, и понятия «плохой-хороший» еще не существует.

Детям 3-5 лет можно рассказать об опасности общения с незнакомцами на примере сказок. Типичный пример – «Волк и семеро козлят».

С 5 лет дети уже в состоянии разграничить круг знакомых и друзей семьи. Знакомые – это коллеги родителей по работе, соседи. И для ребенка они приравниваются к незнакомцам, с которыми ходить куда-либо вдвоем не нужно. Чтобы ребенку было проще, перечислите конкретных людей, которым малыш может доверять и с которыми может ходить куда угодно. Это бабушки, дедушки, тети и дяди и другие близкие родственники.

Также стоит объяснить ребенку, что на свете бывают разные люди – и хорошие, и плохие. И порой на первый взгляд неясно, кто перед тобой. В качестве примеров вспомните сказки.

 

Если незнакомец предлагает конфетку…

Ребенок должен четко уяснить: брать какие-либо подарки, сладости, сувениры у незнакомых людей НЕЛЬЗЯ! Исключение составляет ситуация, когда мама находится рядом – в этом случае ребенок должен ответить незнакомцу, что спросит у мамы, можно ли ему взять подарок.

Если незнакомец настаивает на подарке, ребенок должен без объяснений развернуться и убежать или обратиться к любому прохожему, и попросить о помощи. Фраза может быть примерно такой: «Извините, не могли бы Вы мне помочь? Этот человек что-то от меня хочет, но я не могу понять, что именно».

Для наглядности можно проиллюстрировать свои слова сказочным примером с похожей ситуацией, но со счастливым концом.

Сексуальное насилие

Педофилы

С ребенком

Детские психологи рекомендуют изначально устанавливать с ребенком отношения, построенные на доверии во всем, что касается секса. Тогда он отнесется к родительским предупреждениям относительно сексуального насилия над детьми с большим пониманием, а не с ощущением вины или страха.

Впервые заговорив о сексе, родители часто сразу же предупреждают детей об опасности сексуального насилия, но делают это в таких сильных выражениях, что за ними невозможно не увидеть того страха, который испытывают папы и мамы. Поэтому дети часто пытаются скрыть сексуальные домогательства или насилие от родителей и чувствуют себя при этом виноватыми, так как боятся расстроить маму или отца.

 

Один дома

 

С какого возраста можно оставить ребенка одного? Ответ на этот вопрос не может дать никто, это зависит от многих обстоятельств, среди которых основные – возраст Вашего ребенка, его самостоятельность и насколько Вы ему доверяете.

Поэтому и решение этого вопроса сугубо индивидуальное, но можно дать один совет: Вы должны постепенно приучать ребенка оставаться одному.

Уходя из дома даже на полчаса, не забудьте закрыть окна. Лучше всего сделать наверху специальные запоры, которые не сможет открыть Ваш ребенок, это предотвратит его выпадение из окна. Не забудьте убрать все колющие, режущие предметы, которыми может поранится Ваш ребенок, спрячьте спички и зажигалки. Это нужно сделать, даже если Вы объяснили ребенку, как с ними обращаться.

    Но прежде чем это сделать, Вам необходимо обучить ребенка следующим правилам.

 

ЕСЛИ РЕБЕНОК ОСТАЕТСЯ ОДИН ДОМА, ОН ДОЛЖЕН ЭТО ЗНАТЬ:

1. Входная дверь должна быть всегда закрыта на замок. Нельзя ни в коем случае открывать посторонним, даже если это полиция, соседи, слесарь, знакомый от родителей.

2. Напишите ребенку на бумаге и повесьте на видном месте три основных телефона: пожарной службы, скорой помощи и полиции, и чтобы Вашему ребенку было легче разобраться, куда звонить в случае пожара, рядом с телефоном пожарной службы Вы можете нарисовать горящую спичку, рядом с телефоном скорой помощи - красный крест, напротив телефона полиции – полицейского или светофор (смотря с чем у ребенка будет большая ассоциация). При этом не забудьте объяснить, что ложный вызов делать нельзя, во-первых, потому что у вас будут большие неприятности, а во-вторых, в другой раз, когда действительно нужна будет помощь, ему не поверят (это можно сделать на примере сказки о пастушке, который несколько раз поднимал ложную тревогу, а когда действительно на стадо напали волки, никто ему не поверил, и волки перегрызли все стадо).

3. Напишите ребенку телефоны соседей, друзей, свои рабочие телефоны.
4. Обязательно выучите с ребенком, как его зовут (имя, фамилия), как зовут родителей (имя отчество), где он живет (полный адрес), номер телефона, НО

ОБЪЯСНИТЕ РЕБЕНКУ, ЧТО ЭТУ ИНФОРМАЦИЮ ОН НЕ ДОЛЖЕН РАССКАЗЫВАТЬ СЛУЧАЙНЫМ ЛЮДЯМ, КОТОРЫЕ ЗАГОВОРИЛИ С НИМ ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛКИ ИЛИ В ТРАНСПОРТЕ!

5. Придумайте специальный пароль в своей семье. Выберите легко запоминающееся слово, которое ребенок может использовать в качестве сигнала: "Я в опасности, помоги!"

6. Нельзя отвечать незнакомцам по телефону, что мамы и папы сейчас нет дома. Лучший ответ "Они сейчас заняты".

ОБЪЯСНИТЕ СВОЕМУ РЕБЕНКУ, ЧТО:

1. Если тебя просят принести попить или дать позвонить, объясни, не открывая дверь, как дойти до ближайшего магазина, где можно купить воды, или попроси сказать номер телефона, сам позвони и, не открывая двери, расскажи, что тебе ответили. Никогда и никому не рассказывай о распорядке дня членов своей семьи.

2. Поднимая трубку телефона:

Ø не называй своего имени или имени звонящего, ты можешь легко ошибиться;

Ø никогда и никому не говори, что ты дома один;

Ø если просят назвать адрес, не называй, попроси перезвонить позже;

Ø договариваясь о встрече с друзьями, назначай ее на время, когда в квартире будет еще кто-то, кроме тебя;

Ø если тебя пытаются втянуть в непристойный разговор, положи трубку и сообщи родителям.

 

Изо дня в день повторяйте с ребенком эти правила. При желании Вы можете устроить ему маленький экзамен, и если он выдержит его успешно, Вы можете оставлять его одного. Если ребенок пренебрег какими-то правилами, тщательно разберите с ним его ошибки, объясните, что может ему грозить при их невыполнении.

 

Зависимости подростков

(алкогольная, наркотическая, табачная, интернет-зависимость)

Сложно найти родителя, который готов смириться с тем фактом, что его ребенок курит, выпивает или принимает наркотики. З ависимости подростков были и остаются достаточно распространенной проблемой.

Подростковый возраст достаточно сложен, в первую очередь, для самого ребенка. В этом возрасте особенно важно быть принятым в кругу сверстников, ведь если тебе не удалось стать «своим» – ты становишься изгоем. А изгоям живется нелегко, вспомним хотя бы книгу «Чучело» или одноименный фильм. Чтобы стать «своим» в некоторых подростковых компаниях, нужно курить или выпивать. Начиная курить или употреблять алкоголь «за компанию», чтобы не стать изгоем, подросток постепенно втягивается, и формируется зависимость.

 

В некоторых случаях зависимости подростков произрастают из подросткового негативизма. Стремясь быть независимым от родителей и казаться взрослым и самостоятельным, подросток все делает им наперекор («Назло маме уши отморожу!»). Если ребенку, скажем, запрещают курить, постоянно принюхиваются и регулярно обшаривают его личные вещи в поисках сигарет, он может попробовать курить исключительно из чувства противоречия, даже если раньше и не собирался.

Еще одной причиной формирования той или иной зависимости подростков может быть эскапизм — желание уйти от проблем. Особенно это актуально для компьютерной зависимости: выдуманный виртуальный мир, где можно быть кем угодно, манит подростков.

Другие причины — это подражание сверстникам, имеющим авторитет в глазах подростка, а также скука, любопытство и неумение говорить «нет».

     Зависимости вырабатываются очень быстро.

Так, алкоголизм формируется у подростков через 1-3 года после начала систематического принятия спиртных напитков, то есть в 3-4 раза быстрее, чем у взрослых. Особенно быстро алкоголизм развивается у подростков с неуравновешенным характером, умственно отсталых, перенесших в раннем детском возрасте черепно-мозговую травму или воспалительное заболевание головного мозга. Психическая зависимость от алкоголя у таких подростков формируется в среднем через 3-6 месяцев, а физическая - через 1-1,5 года.

При появлении физической зависимости подросток прибегает к алкоголю как к средству, помогающему ему «справиться» с тяжким состоянием похмелья. При этом нередко случаи, когда подростки заменяют алкоголь другими наркотиками или сильнодействующими медикаментозными препаратами. Характерно, что возникающее патологическое влечение к алкоголю поначалу не осознается самим подростком и проявляется косвенными признаками. Такие подростки охотно беседуют о выпивках, приукрашивая их реальными и выдуманными «похождениями», оживают при упоминании о выпивке, проявляют активность, а порой и смекалку в поисках спиртного. И чем моложе больной, тем меньше у него критики к возникшему влечению.

Патологическое влечение к алкоголю в подростковом возрасте с самого начала носит непреодолимый характер. Непреодолимость эта еще более усиливается, если подросток попадает в компанию подобных ему сверстников.

Опыт показывает, что «чистый» алкоголизм в подростковом возрасте – явление довольно редкое. Подростки, употребляющие алкоголь, впоследствии употребляют наркотики, «токсикоманят». Алкоголизм у подростков еще чаще, чем у взрослых, сопровождается различного рода правонарушениями. Характерно, что с наступлением деградации усиливается не столько злоупотребление алкоголем, сколько нарушение норм поведения (сексуальная распущенность, лживость, бродяжничество, склонность к противоправным действиям).

Остановимся на ряде признаков, по которым можно заподозрить наличие у ребенка наркотической зависимости:

1. Ребенок становится довольно скрытным, при этом отношения в семье остаются прежние.

2. Ребенок может уходить из дома в то время, когда раньше чем-либо занимался.

3. Нарушается режим сна.

4. Теряется интерес к учебе, а также к занятиям и хобби, которые ребенок любил раньше. Очень часто дети начинают пропускать уроки без всяких объяснений. В школе дети начинают плохо учиться, заметно снижается успеваемость.

5. Замечается странное поведение. Оно напоминает алкогольное опьянение, но при этом запаха спиртного не ощущается.

1. У детей повышается потребность в деньгах. Если раньше ребенку хватало денег, которые Вы ему выделяли на карманные расходы, то теперь ему требуется больше средств.

2. Нередко наблюдается пропажа средств из кошелька или ценных вещей из дома.

3. Среди друзей могут появляться весьма сомнительные личности. Как правило, ребенок тянется именно к такому человеку.

4. Могут присутствовать перепады настроения.

5.  Ну и, конечно, могут наблюдаться следы от инъекций на руках (теле).

 

 

 Еще одна опасность кроется в чрезмерной зависимости подростков от компьютера – интернета, игр, социальных сетей. Компьютеры есть сегодня в большинстве современных квартир и нам уже трудно представить себе, как обходится без этих жужжащих помощников – учиться, работать, развлекаться.

 

Мгновенная передача данных и поиск нужной информации, поддержка связи с друзьями, покупки, игры, кино и многое-многое другое – всё это достижения современных технологий, которыми с удовольствием пользуется человечество.

Однако эта ситуация имеет и обратную сторону – чрезмерное увлечение компьютером постепенно подрывает физическое и интеллектуальное здоровье, разрушает нервную систему и в итоге делает зависимого от компьютера человека не только больным, но и одиноким.

Современные социальные сети, компьютерные игры онлайн, возможность приобщиться к любой, даже самой табуированной в обществе информации с помощью интернета, словно специально созданы для подростков, нервная система которых еще не окрепла окончательно, ведь детям этого возраста (12-16 лет) изначально присущи стремление к эскапизму (некоторому уходу о реальности), фантазированию, склонности выдавать желаемое за действительное и т.д.

Компьютер и интернет полностью удовлетворяют эти потребности молодого человека, который с их помощью может стать кем угодно в своем виртуальном пространстве. Кроме того, в подростковом возрасте складываются представления о нравственности, добре и зле, которые под влиянием информационного потока из компьютера и телевизора могут значительно исказиться.

    Признаки компьютерной зависимости у подростков:

1. Ребенок проводит большую часть времени за компьютером, забывая отвлечься на еду и сон.

2. Из-за увлечений виртуальной реальностью снижается его успеваемость в школе.

3. Подросток предпочитает виртуальное общение реальному, мало выходит из дома, у него почти или совсем нет друзей.

4. Интересы подростка ограничиваются только увлечением компьютером. Вы замечаете, что подросток стал более раздражительным или, наоборот, проявляет равнодушие к окружающим.

Для того чтобы предотвратить зависимости:

В первую очередь очень важно установить доверительные отношения с ребенком. Ребенок не должен бояться говорить с вами. Очень важно научиться слушать его. Сколько раз вы отмахивались от его рассказов фразами из разряда «Не видишь, я занят(а)!»? Если ребенок видит, что вам не важны даже повседневные мелочи, которыми он хочет с вами поделиться, то он вряд ли захочет разговаривать с вами о серьезных вещах.

Ваши разговоры с ребенком должны быть именно разговорами, а не напоминать допрос и экзамен. Важно, чтобы ребенок не боялся высказывать свою точку зрения: дайте ему понять, что вы уважаете его право на свое мнение, даже если это мнение порой ошибочно. Старайтесь контролировать свои эмоции, проявлять доброжелательность, не скрывать вашу заботу и любовь.

Только если вы установите с ребенком доверительные отношения, вы сможете «достучаться» до него: в противном случае он будет воспринимать ваши попытки поговорить о сигаретах и алкоголе как нотации, а не как попытку помочь. Не нужно ультимативно заявлять ребенку, что зависимости подростков вредны, ему это и так говорят постоянно. Попытайтесь объяснить ему, что алкоголь, сигареты, виртуальный мир не сделают его лучше и уж тем более — не помогут решить проблемы.

В том случае, когда зависимости подростков обусловлены скукой и жаждой новых впечатлений, стоит придумать, чем занять подростка. Постарайтесь проводить с ним больше времени, но при этом оставьте ему время и на общение со сверстниками: в подростковом возрасте это очень важно. Вот только пусть лучше это общение происходит в спортивной секции или каком-нибудь творческом кружке. Желательно, чтобы у ребенка были какие-то внеклассные занятия. Но, во-первых, они не должны занимать все свободное время, мешать учебе и быть в тягость. Во-вторых, они должны нравиться подростку: если мальчик любит рисовать, а вы отдали его накарате, потому что это «по-мужски», не ждите от этого какого-то положительного результата.

Но в некоторых случаях для лечения той или зависимости подростков может понадобиться помощь специалиста. Ваша задача в этом случае — мягко убедить ребенка принять эту помощь, а не тащить его к врачу «под конвоем». Ребенку нужен союзник, который его поддержит, а не еще один оппонент. Будьте терпеливы, ведь терпение — залог успешного лечения зависимости подростков.

   КУДА ОБРАТИТЬСЯ

Телефоны доверия:

- Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей:   

8-800-2000-122

Что делать? Как помочь?

 

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

Словесные признаки

Подросток, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии:

- прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;

- косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;

- много шутит на тему самоубийства;

- проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки

Подросток может:

1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами;

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

- в еде - есть слишком мало или слишком много;

- во сне - спать слишком мало или слишком много;

- во внешнем виде - стать неряшливым;

- в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном настроении;

- замкнуться от семьи и друзей;

- быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру;

- ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;

- проявлять признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния.

Ситуационные признаки

Ребенок может решиться на самоубийство, если:

- социально изолирован, чувствует себя отверженным;

- живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье; алкоголизм- личная или семейная проблема);

- ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;

- предпринимал раньше попытки самоубийства;

- имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;

- перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);

- слишком критически относится к себе.

Для подростков, склонных к самоубийству, характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию. Поэтому, когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других, предрасположенных к этому подростков. Иногда небольшие группы ребят даже объединялись с целью создания некой субкультуры самоубийств» («эпидемии самоубийств среди подростков»).

Если замечена склонность подростка к суицидальному поведению, следующие рекомендации помогут изменить ситуацию:

1.Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2.Оцените серьезность, намерений и чувств, глубину эмоционального кризиса ребенка.

3.Внимательно отнеситесь ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного.

4.Не бойтесь прямо спросить, не думает ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять может вернуться к тем же мыслям. Поэтому важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.

5.Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие и утвердительные указания.

6.Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.

7.Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться.

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в реагировании, снятии аффективного напряжения, ухода, выключение из тяжелой жизненной ситуации. Общей эмоцией в кризисной, ведущей к самоубийству, ситуации является эмоция безнадежности и беспомощности. Часто у подростков эта эмоция проявляется смятением и тревогой.

Все суициды делятся на три группы:

- истинные,

- скрытые,

- демонстративные.

Истинный суицид никогда не бывает спонтанным, хоть иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают (особенно если откровенно не хотят этого). И своеобразный тест на готовность к истинному суициду - размышления человека о смысле жизни. Поэтому своего рода «группу риска» по суицидам составляют подростки. Подросток часто не находит для себя ответа, каково его предназначение в этом мире, а в силу подросткового максимализма принять ответ - «жить для того, чтобы жить» - ему еще очень трудно. Основной процент самоубийств "из-за любви" происходит потому, что детская влюбленность - не что иное, как отражение потребности быть нужным хоть кому-то: если уж не родителям, то Ему или Ей. И когда взаимности не возникает, нередко приходит ощущение, что ВО ВСЕМ МИРЕ ТЫ НИКОМУ НЕ НУЖЕН.

Демонстративный суицид. Но основная часть суицидов – это попытка подростка вести диалог, только вот таким своеобразным и совершенно непригодным для этого методом. Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть, а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь.

Очень часто приходится сталкиваться с родительскими жалобами на "неуправляемость" детей и подростков: на уроках шалит, разбил стекло, нахамил учительнице, избил товарища. Просят проверить, все ли у ребенка в порядке с психикой, или начинают давать ему успокоительные препараты. А на самом деле все гораздо проще: даже двух-трехлетний малыш, когда ему необходимо родительское внимание, может разбить чашку или написать в штанишки. И тогда взрослые пусть отшлепают, пусть наругают, но зато и увидят, что у них есть ребенок! И как это ни цинично и как ни страшно, иной раз детские и подростковые суициды происходят по той же причине: ребенок уходит из жизни с мыслью - «наконец-то вы обратите внимание на то, что я есть, вернее, был...»

Конечно, демонстративный суицид иногда проявляется и как способ своеобразного шантажа - "сделай то-то и то-то или я застрелюсь, повешусь, брошусь под поезд...". И бич демонстративных самоубийц - случайность: случайно выстрелило ружье, случайно затянулась петля, случайно оказался скользким перрон... А они-то хотели только попугать!

Вообще с демонстративными суицидами следует быть осторожным. Очень сложно отговорить человека от суицида, упирая на его чувство долга: нельзя бросать близких. Такое давление может лишь подтолкнуть к роковому шагу: "Я настолько уже ничего не значу, что и жизнью собственной распоряжаться не вправе!" Скажите же такому человеку, что никто не заставляет его жить насильно, и если он хочет в этой жизни быть значимой личностью, то не лучше ли приложить свою голову и руки к тому, чтобы добиться значимости более адекватными способами.

Скрытый суицид - удел тех, кто понимает, что самоубийство - не самый достойный путь решения проблемы, но тем не менее другого пути человек найти не может. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое «суицидально обусловленное поведение». Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и даже алкогольная или наркотическая зависимость. Даже дети, которые катаются на крыше лифта, могут делать это по той же самой причине. И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни, как правило, именно этой опасности и жаждут скрытые суициденты.

Не стоит доверять и распространенному мифу о том, что, мол, «кто говорит о самоубийстве, никогда этого не сделает». Да, заявление о возможном суициде может быть и демонстрацией, но может быть и криком о помощи, причем сорвавшимся случайно. И неспециалисту «диагноз» здесь поставить очень сложно. Поэтому советуем не оставлять без внимания такие высказывания.

Здесь важно очень осторожно, тактично, умно переключить возможного самоубийцу с мысли о суициде. Но ни в коем случае не говорить ему: «Да ты не думай об этом!» Вот проделайте такой эксперимент. Представьте, что вам кто-то сказал: «Не думай о слоне». Ну-ка, о чем вы сейчас в первую очередь подумали? То-то и оно. Точно также нельзя впрямую отговорить человека «не думать о суициде». Лучше «подкинуть» ему иную работу для мозгов.

Вообще суицид - не повод для осуждения. Конечно, человек выбрал не самый лучший и не самый умный способ решения проблем. Но не его вина, а его беда в том, что других способов он найти не сумел.

Любой суицид - это личное, осознанное решение самого человека. И лучшая профилактика суицида - дать возможность подростку позитивно ощутить право распоряжаться собственной жизнью, равно как и право искать другие методы для решения его проблем! Если человек чувствует себя нужным хотя бы самому себе, если он имеет право голоса хотя бы в отношении себя самого - уже поэтому жизнь становится для него достаточно большой ценностью.

Телефоны доверия:

- Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей:

8-800-2000-122

 

 

Внимание!!! При обнаружении признаков суицидального поведения родителям ребенка необходимо обратиться к участковому психоневрологу в детской поликлинике, либо (по достижении 15-летнего возраста) в психоневрологический диспансер.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как обезопасить

Своих детей от преступников

ВНИМАНИЕ!

ЭТО КАСАЕТСЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВАШЕГО РЕБЁНКА –

ПРОЧТИТЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО!

 

 

«Стать родителями – это свыкнуться с мыслью, что отныне ваше сердце будет разгуливать вне вашего тела», – сказал кто-то мудрый. И это действительно так.

 

Мы переживаем за детей, мы неспокойны, если не видим их и тем более, если не знаем, где они. И во многом наши волнения и страхи оправданы – окружающий мир далеко не всегда дружелюбен по отношению к детям.

 

Как же уберечь ребенка от маньяка, убийцы, насильника или просто от плохой компании или вора? Запреты не всегда срабатывают, но что же тогда делать?

 

Это очень важная Памятка, хотя и на очень неприятную тему, на которую не принято говорить и совершенно не хочется думать. Но это нужно знать каждому родителю, чтобы защитить и обезопасить наших с вами детей!

Участившиеся за последнее время прецеденты насилия в отношении детей заставили общество не только поразиться нечеловеческой жестокости преступников, но и задаться вопросом: можно ли защитить ребенка от этой угрозы?

Для того, чтобы безопасность ребенка не вызывала никаких сомнений, достаточно придерживаться ряда простых правил.

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ!

Правило1. Устанавливайте доверительные отношения с ребенком

    Постоянно наблюдайте и оценивайте изменения в поведении ребенка. Старайтесь обращать внимание на его окружение. Сделайте дом максимально комфортным для времяпрепровождения, как для Вашего ребенка, так и его друзей; необходимо наладить тесные взаимоотношения с педагогами и родителями одноклассников ребенка.

Поощряйте ребенка рассказывать о своих друзьях, о себе и своих увлечениях. Доверительные отношения станут для ребенка хорошим стимулом рассказывать о происходящих в его жизни событиях и в случае непростой ситуации родители смогут вовремя оценить степень опасности и помочь найти выход из нее.


Правило 2. Уделяйте больше внимания своему ребенку



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.127 с.)