Скорость движения и дистанция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Скорость движения и дистанция



 

Скорость движения и дистанция. Скорость движения автомобиля выбирается водителем в за­висимости от вида (например, базальтовая брусчатка, асфальтобетон, грунтовая дорога), ширины и состояния проезжей части, интенсивности движения, метеорологических условий (туман, дождь, снег, метель и т.п.), наличия пешеходов на проезжей части или около нее и технического состояния автомобиля.

Умением выбирать необходимую и безопасную скорость движения в соответствии с дорожными условиями обязан обладать каждый водитель автомобиля.

Водитель не должен превышать максимально допустимую скорость, установленную дорожными знаками, заводской инструкцией по эксплуатации автомобиля и правилами дорожного движения. Однако даже та скорость, которая разрешена правилами дорожного движения, в конкретных дорожных условиях, например, во время дождя или снега, не всегда является безопасной. Более того, в этих условиях даже малая скорость может оказаться опасной.

Поэтому водителям следует всегда придерживаться ограниченной скорости и снижать ее при необходимости до таких значений, при которых можно было бы без риска управлять автомобилем и в случае опасности вовремя остановиться. Необходимость в быстрой остановке наиболее часто возникает вблизи пешеходных переходов, перекрестков, остановок транспортных средств общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса), вблизи железнодорожных переездов, мостов, тоннелей, в зонах действия предупреждающих знаков и др.

Особую осторожность надо соблюдать при движении в гололед, при плохой видимости, к примеру, из-за густого тумана или ливня, на поворотах, разворотах или при движении задним ходом.

Однако нельзя двигаться и со слишком малой скоростью, а также тормозить без надобности, поскольку это препятствует движению других транспортных средств, прежде всего в местах сужения дорог, где обгон запрещен, или на мостах с широкой проезжей частью. Практика показывает, что дорожно-транспортные происшествия на таких участках дорог - явление довольно редкое, поэтому снижать скорость излишне.

В населенных пунктах разрешается движение автомобилей со скоростью не более чем 60 км/ч. Однако развивать подобную скорость можно только при благоприятных дорожно-климатических условиях.

Вне населенных пунктов на автомагистралях возможно движение со скоростью до 110 км/ч, а на других дорогах - до 90 км/ч. При буксировке прицепов на автомагистралях допус­кается скорость не более 90 км/ч, на остальных дорогах - не более 70 км/ч на территории Российской Федерации и 50 км/ч на территории Украины (рисунок 30.8).

 

Рисунок 30.8 - Расположение транспортных средств

 с различной скоростью движения на проезжей части

 

Скорость движения требует постоянного внимания водителя: даже кратковременное его ослабление может иметь тяжелые последствия.

При выборе скорости водитель должен уметь безошибочно оценивать дорожную ситуацию и учитывать такие факторы, как сцепляемость шин с дорогой, устойчивость автомобиля на поворотах, длина его остановочного пути, возможность заноса. Это умение достигается практикой вождения автомобиля и хорошей теоретической подготовкой.

В зависимости от скорости движения водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволяет избегать столкновения в случае его торможения, а также выдерживать обеспечивающий безопасность боковой интервал.

Правильный выбор безопасной дистанции зависит от сле­дующих условий:

- имеет или не имеет движущееся впереди транспортное средство тормоза, аналогичные по эффективности тормозам управляемого водителем автомобиля;

- загорается ли у этого транспортного средства стоп-сигнал в момент торможения;

- одинакова или нет у обоих транспортных средств сила сцепления колес с поверхностью дороги;

- при движении с одной и той же скоростью имеют ли они одинаковый тормозной путь.

Например, если тормоза одного автомобиля менее эффективны по сравнению с тормозами другого и к тому же время реакции водителей разное, то дистанция между ними должна быть больше. При этом следует учитывать и общее состояние водителя (утомление, плохое самочувствие и т.п.).

Не совсем верно распространенное мнение, что дистанция в метрах должна численно равняться скорости движения автомобиля в километрах в час. Например, при скорости движения 60 км/ч дистанция должна быть 60 м, а при скорости 15 км/ч -15 м. Разумеется, что такая дистанция невозможна в условиях интенсивного городского движения, но вполне допустима на загородных дорогах, где движение небольшое.

 

Обгон и встречный разъезд

 

 При движении по дороге водитель должен иметь навыки в определении точки встречи с транспортными средствами. Точка встречи обычно оценивается как середина расстояния между автомобилями, но это неверно, так как скорости движения автомобилей разные. Для того чтобы правильно определять точку встречи, необходимо, чтобы начинающий водитель тренировался в развитии глазомера путем несложных заданий:

- двигаясь по дороге, определить на глаз, сколько метров до стоящего автомобиля;

- определить, в какой точке произойдет встреча с движущимся навстречу автомобилем;

- определить на участке дороги, в каких местах будет затруднен встречный разъезд и почему.

Объезд транспортных средств или других препятствий, несмотря на кажущуюся простоту маневра, несет в себе много опасностей.

Особую осторожность необходимо соблюдать при объезде крупногабаритных автомобилей, из-за которых могут внезапно появиться пешеходы или водители и пассажиры остановившихся транспортных средств.

Выезд на левую сторону дороги для объезда водитель должен завершать заблаговременно, это обеспечит ему хорошую видимость дороги и даст информацию окружающим о предстоящем маневре.

Встречный разъезд будет выполнен безопасно в том случае, если водитель научится правильно оценивать обстановку: предполагаемое место разъезда и динамический коридор автомобиля, то пространство, которое реально занимает движущийся автомобиль.

Разъезд со встречным транспортным средством выполняется с интервалом 1,5-2 м. Разъезд на более близком расстоянии грозит столкновением,
а на большем расстоянии - съездом с дороги.

На мокрой и скользкой дороге при разъезде опасно съезжать правыми колесами на обочину, особенно если она раскисшая и находится ниже уровня дороги. В этом случае возникает опасность заноса и опрокидывания автомобиля. При вынужденном съезде на обочину необходимо, не изменяя направления, плавно снизить скорость и только после этого поворачивать колеса влево и выезжать на проезжую часть.

Попытка на большой скорости вернуться на твердое полотно дороги может привести к выбросу автомобиля на полосу встречного движения или к опрокидыванию.

Наиболее сложно выполнять объезд при встречном разъезде. Водитель должен помнить, что если разъезд затруднен, то преимущество имеет водитель, движущийся по свободной полосе. Поэтому объезд стоящей машины (препятствия) можно совершать только тогда, когда встречное транспортное средство находится еще далеко от места объезда и точка встречи не находится в зоне объезда. Если же предполагаемая встреча произойдет в зоне объезда, нужно замедлить скорость или остановиться для пропуска встречного транспорта.

Запрещается при встречном разъезде, особенно в местах сужения дороги (мосты, тоннели), выполнять резкие торможения и изменять направление движения.

Обгон представляет собой самый сложный вид маневра, выполняемый с наиболее высокой скоростью и требующий от водителя хороших навыков оценки и прогноза развития ситуации, точности расчета и хорошей техники управления транспортным средством. Поскольку обгон является маневром, связанным с выездом из занимаемой полосы движения и последующим опережением, то он относится к наиболее опасным маневрам.

Процесс обучения безопасному обгону необходимо условно разбить на три этапа.

Первый – подготовительный. С принятием предварительного решения совершить обгон водитель должен оценить обстановку на дороге, предшествующую безопасному обгону:

- обратить внимание на отсутствие знаков или разметки, запрещающих обгон в зоне предполагаемого маневра;

- установить, что на участке предполагаемого обгона отсутствуют помехи для его безопасного выполнения;

- при обгоне, связанном с выездом на полосу встречного движения, прежде всего убедиться в отсутствии встречных транспортных средств или в том, что они находятся на достаточном, не представляющим опасности, расстоянии;

- выяснить наличие на проезжей части и обочине стоящих транспортных средств или узких участков дороги;

- убедиться в отсутствии подъема или поворота с ограниченным обзором, пересечений или примыканий дорог;

- оценить состояние покрытия дороги (наличие неровностей, выбоин) и ширину проезжей части, которая обеспечила бы интервал при обгоне не менее 1,5 м.

Для правильной оценки ситуации водителю необходимо иметь хороший обзор. Но так как движущееся впереди транспортное средство создает «слепую зону», то ее нужно уменьшить, сместив автомобиль к осевой линии, или увеличить дистанцию до обгоняемого автомобиля.

Обгон в условиях ограниченного обзора на повороте запрещен, но водители часто допускают ситуационную ошибку, т. е. обгон оценивают как безопасный, хотя на повороте также создается «слепая зона». Обгон при значительной «слепой зоне» может привести к лобовому или попутному столкновению.

Распространенной ошибкой водителей является обгон «вслед», когда два или более автомобилей одновременно начинают обгон. Особенно это опасно, когда первым движется крупногабаритный автомобиль, закрывающий обзор дороги. Водитель автомобиля, движущегося за ним, практически лишен возможности оценить ситуацию, и, как правило, такой обгон часто заканчивается для него - лобовым столкновением, так как первый автомобиль успевает перестроиться с полосы встречного движения.

При обгоне необходимо учитывать, что возможны опасные варианты развития ситуации, вызванные действиями других участников движения. Так, признаком опасности может являться перекресток, на котором водитель движущегося впереди автомобиля решает сделать левый поворот. Не посмотрев в зеркало заднего вида, не увидев, что его обгоняет автомобиль, и, не предупредив остальных участников движения о предстоящем повороте, он спокойно выполняет маневр в непосредственной близости от обгоняемого автомобиля. Водитель обгоняющего автомобиля должен предвидеть возможность такого маневра обгоняемого автомобиля.

Прежде чем пойти на обгон, водитель должен внимательно оценить обстановку сзади себя через зеркало заднего вида, иногда необходимо дополнительно повернуть голову влево, чтобы удостовериться в безопасности выезда с занимаемой полосы движения.

Второй этап - выполнение обгона. Водитель включает указатель левого поворота и, убедившись через зеркало заднего вида в том, что не один из следующих за ним водителей не начал обгона, с ускорением выезжает на соседнюю полосу или на полосу встречного движения. Далее он уточняет обстановку впереди себя, следит за обгоняемым автомобилем и, выехав на соседнюю полосу или полосу встречного движения, выключает указатель поворота.

При начале маневра, особенно связанного с выездом на полосу встречного движения, дорога должна просматриваться и быть безопасной на расстоянии 500-700 м. Окончательное решение на выполнение или невыполнение обгона можно принимать до того момента, когда передняя часть обгоняющего автомобиля поравняется с обгоняемым автомобилем, т. е. в случае возникновения опасности или недостаточной мощности двигателя еще можно вернуться на прежнюю полосу движения.

Водитель должен прекратить обгон, если обгоняемый автомобиль начал готовиться к перестроению для обгона или объезда.

Если у водителя нет уверенности, что водитель обгоняемого автомобиля видит его маневр, необходимо подать предупредительный сигнал (звуковой или переключением света фар).

Главным условием безопасного выполнения маневра является создание гарантированного запаса по времени и расстоянию.

Путь и время обгона зависят от многочисленных факторов: от соотношения скоростей обгоняемого и обгоняющего автомобилей, их длины, дистанции перед началом обгона, от мастерства водителей, динамики автомобиля, способа выполнения обгона и т. д.

При обгоне автопоездов или автобусов расстояние обгона увеличивается на 25-50 % по сравнению с обгоном обычного автомобиля.

Чтобы обгон был безопаснее, необходимо как можно меньше находиться на полосе встречного движения (в случае обгона, связанного с выездом на эту полосу). Поэтому для обгона надо иметь превышение скорости к обгоняемому транспортному средству на 25-30 км/ч.

Обгоняющий должен быть уверен, что маневр можно будет завершить не менее чем за 60 м до того, как он поравняется со встречным автомобилем.

Для определения минимального безопасного расстояния до встречного автомобиля можно умножить на 10 скорость обгоняемого, т. е. когда скорость обгоняемого равна 50 км/ч, расстояние должно быть равно 500 м.

При оценке скорости приближающегося автомобиля обгоняющий водитель должен учитывать некоторые особенности зрительного восприятия. Создают иллюзию более высокой скорости, чем в действительности, автомобили с яркими цветами окраски (красный, оранжевый) и крупногабаритные транспортные средства. И наоборот, скорость кажется ниже у автомобилей синего, черного и зеленого цветов, а также в темное время суток и в пасмурную погоду.

Третий этап - завершение обгона. Обгоняющий, поравнявшись с обгоняемым автомобилем, должен включить указатель правого поворота и продолжать выполнять опережение, а когда в зеркале заднего вида покажется силуэт обгоняемого автомобиля, плавно вернуться на свою полосу движения, выключить указатель поворота и двигаться вперед, не снижая скорости.

Водителю необходимо знать следующие правила вождения при обгоне его другим автомобилем:

- систематически (через 3-5 с) контролировать обстановку сзади через зеркало заднего вида, чтобы вовремя заметить обгоняющий автомобиль;

- не препятствовать, а создавать благоприятные условия для обгона, принять по возможности вправо;

- поддерживать прежнюю или снизить скорость движения и быть готовым к торможению, если обгоняющий автомобиль начнет резко встраиваться в транспортный поток;

- следить за маневром обгоняющего автомобиля и дорожной обстановкой в направлении движения;

- в случае обнаружения помехи для обгоняющего подать ему сигнал опасности (включить указатель левого поворота или звуковой сигнал), в крайнем случае сместиться к середине дороги, препятствуя обгону;

- если обстановка потребует, чтобы обгоняющий автомобиль вернулся на свою полосу движения, принять все меры, чтобы избежать аварийной ситуации (снизить или увеличить скорость движения в зависимости от обстановки);

- перед совершением левого поворота или разворота на нерегулируемом перекрестке уступить дорогу автомобилю, завершающему обгон;

- при движении в темное время суток переключить дальний свет фар на ближний, как только обгоняющий автомобиль поравняется.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.035 с.)