Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Театральное и музыкальное искусство
Вторая половина XIX в. стала переломной вехой в развитии русского театрального искусства, поскольку именно в этот период центральное место в театральном репертуаре заняли пьесы русских авторов, прежде всего, великого русского драматурга и реформатора сцены Александра Николаевича Островского. Его пьесы совершили настоящую революцию в русском театральном искусстве и подняли его на небывалую доселе высоту.
В 1850;1880-гг. на театральных подмостках ставилось более тридцати пьес А.Н. Островского, в том числе его знаменитые сатирические комедии «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы» и драматические пьесы «Гроза», «Бесприданница», «Последняя жертва» и «Таланты и поклонники», которые пользовались постоянным успехом у публики.
Другим крупным драматургом, чьи пьесы с не меньшим успехом шли на театральной сцене, был Александр Васильевич Сухово-Кобылин. Его знаменитая трилогия «Свадьба Кречинского» (1855), «Дело» (1861) и «Смерть Тарелкина» (1869), которую в тогдашних либеральных кругах расценивали как настоящий приговор всей бюрократической системе Российской империи с тотальной продажностью и произволом ее чиновников и полиции.
На многих театральных подмостках также популярны были постановки по знаменитым произведениям А.С. Грибоедова («Горе от ума»), Н.В. Гоголя («Ревизор» и «Мертвые души»), А.К. Толстого («Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Федор Иоаннович»), Ф.М. Достоевского («Идиот» и «Преступление и наказание»), И.С. Тургенева («Провинциалка» и «Дворянское гнездо А.П. Чехова («Чайка» и «Дядя Ваня»).
Среди зарубежных авторов неизменным успехом у публики пользовались постановки по сочинениям У. Шекспира («Гамлет», «Отелло» «Много шума из ничего» и «Укрощение строптивой»), Л. Де Вега («Овечий источник»), Ф. Шиллера («Разбойники» и «Орлеанская дева»), А. Дюма («Гений и беспутство»), В. Гюго («Собор Парижской богоматери»), О. Бомарше («Женитьба Фигаро») и многих других.
Основными центрами театральной жизни страны по-прежнему оставались Малый театр в Москве и Александринский театр в Петербурге, где сложились профессиональные актерские труппы и работали многие блестящие актеры и актрисы того времени.
В этот период начался бурный процесс становления и русского провинциального театра. Самобытные театральные коллективы и традиции возникли в это время практически во всех губернских и крупных уездных городах Российской империи. Как справедливо подметили многие историки (Н. Проскурякова, Л.В. Кошман), провинциальные театры постепенно стали главными культурными центрами и очагами всей российской провинции.
Вторая половина XIX в. стала временем расцвета творчества многих выдающихся русских актеров. Особенно мощная актерская труппа сложилась в Малом театре, где лицедействовали блистательные корифеи русской сцены П.М. Садовский, И.В. Самарин, С.В. Шумский, Г.Н. Федотова, А.П. Ленский, М.П. Садовский, О.О. Садовская, М.Н. Ермолова, А.И. Сумбатов-Южин, А.А. Пожаров (Остужев) и другие. На сцене Александринского театра творили не менее великие актеры и актрисы, в частности, К.А. Варламов, М.Г. Савина и П.А. Стрепетова.
А в провинциальных труппах Самары, Казани, Астрахани, Воронежа, Одессы, Киева и Харькова блистали выдающиеся русские актеры, которые зачастую выступали и в роли антрепренеров: П.М. Медведев, М.Т. Козельский, Н.Н. Синельников, П.Н. Орленев и другие.
В 1898 г. произошло крупнейшее событие в театральной жизни страны: постановкой знаменитой толстовской драмы «Царь Федор Иоаннович» открыл свои двери для московской публики первый общедоступный Московский Художественный театр, отцами-основателями которого стали два выдающихся реформатора сцены Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский) (1863;1938) и Владимир Иванович Немирович-Данченко (1859;1943). Первая труппа этого театра, так называемый «Первый МХАТ», состояла из выдающихся русских артистов, которые станут законодателями «театральной моды» всей первой половины XX века: М.П. Лилина-Станиславская, О.Л. Книппер-Чехова, М.Ф. Юрковская (Андреева), И.М. Москвин, В.И. Шверубович (Качалов), Л.М. Леонидов и многие другие.
Среди музыкальных театров страны первую скрипку по-прежнему играли Большой театр в Москве и Мариинский театр в Петербурге, а также Московская частная русская опера, созданная Саввой Ивановичем Мамонтовым в 1885 г. В балетной и оперной труппах этих театров блистали такие великие артисты, как Матильда Феликсовна Кшесинская, Анна Павловна Павлова и Федор Иванович Шаляпин.
Вторая половина XIX в. стала «золотым веком» русского музыкального искусства, поскольку именно в этот период творили многие выдающиеся композиторы, в том числе члены знаменитой «Могучей кучки» и великий русский композитор Петр Ильич Чайковский.
Признанным мастером крупных музыкальных форм оставался выдающийся русский композитор Александр Сергеевич Даргомыжский (1813;1869), который в тот период обратил свои взоры к симфоническому жанру и создал три оркестровые пьесы «Баба-Яга, или С Волги nach Riga» (1862), «Казачок» (1864) и «Чухонская фантазия» (1867). Незадолго до смерти он начал работу над новой оперой «Каменный гость» (1868), однако не успел ее завершить.
В 1862 г. в Петербурге сложился знаменитый «балакиревский кружок», который с легкой руки известного музыкального критика В.В. Стасова стали называть «Могучей кучкой». Членами этого русофильского кружка, возникшего в противовес «музыкантам-западникам», которые группировались вокруг А.И. Рубинштейна, стали пять выдающихся русских композиторов, сыгравшие исключительно важную роль в развитии русского национального симфонического и оперного искусства: М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков и Ц.А. Кюи.
• Милий Алексеевич Балакирев (1837–1910) — выдающийся русский композитор, музыкальный теоретик и дирижер, отец-основатель этого кружка, которого по праву считают создателем новой русской музыкальной школы.
Творческое наследие этого композитора не очень велико, за свою творческую жизнь он написал всего несколько симфонических и фортепьянных произведений, но они стали знаковым явлением в русском музыкальном искусстве: «Симфоническая увертюра на темы трех русских песен» (1864), симфонические поэмы «Тамара» (1884), «Русь» (1887) и «В Чехии» (1889), фортепианная фантазия «Исламей» (1867), Первая симфония (1898), музыка к 50 романсам и песням и трагедии У. Шекспира «Король Лир».
• Цезарь Антонович Кюи (1835;1918) — выдающийся русский композитор, который оставил заметный след в развитии русского музыкального искусства. К сожалению, многолетняя военная служба, в том числе в качестве генерал-майора Генерального штаба, не позволила раскрыться всем граням таланта этого незаурядного композитора и музыканта.
Но, тем не менее, он создал несколько значительных произведений, в частности оперы «Кавказский пленник» (1857), «Сын мандарина» (1859), «Вильям Ратклиф» (1869) и «Анджело» (1876). После смерти А.С. Даргомыжского он дописал его оперу «Каменный гость» (1887;1890).
• Александр Порфирьевич Бородин (1833;1887) — выдающийся русский композитор и ученый-химик, один из создателей русской классической симфонии и квартета. Творческое наследие А.П. Бородина тоже не столь велико, но оно по праву занимает особое место в русском музыкальном искусстве: симфоническая картина «В Средней Азии», Первая (1867), Вторая («Богатырская») (1869;1876) и Третья (1887) симфонии, которые положили начало героико-эпическому направлению в русской симфонической музыке, 16 романсов («Спящая княжна», «Песня темного леса», «Для берегов отчизны дальней») и знаменитая опера «Князь Игорь» (1887;1890).
• Модест Петрович Мусоргский (1839;1881) — великий русский композитор, в творчестве которого выделяют целый пласт различных жанровых произведений: в рамках камерно-вокального жанра он создал цикл из 70 народных песен или картинок: «Калистрат», «Колыбельная Еремушке», «Сиротка», «Без солнца», «Детская», «Песни и пляски смерти» и несколько романсов: «Светик Савишна», «Семинарист», «Озорник» и «Блоха»; в рамках симфонической музыки его перу принадлежала партитура и оркестровка фортепианного цикла «Картинки с выставки» (1874) и оркестровая картина «Ночь на Лысой горе» (1867); в области оперного искусства он создал великие оперы «Борис Годунов» (1872), «Хованщина» (1880–1883) и «Сорочинская ярмарка» (1880–1890).
• Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908) — великий русский композитор и дирижер. В первый период творческой карьеры он создал несколько жанровых произведений, в том числе Первую симфонию (1862;1865), 20 романсов, симфоническую сюиту «Антар» (1868), симфоническую картину «Садко» (1867;1869) и оперу «Псковитянка» (1872).
Во второй период творчества композитор создал самые значительные свои произведения: оперы «Майская ночь» (1878;1879), «Снегурочка» (1881), «Ночь перед рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1897), «Царская невеста» (1897;1898) и «Сказка о царе Салтане» (1899), симфонические произведения «Сказка» (1880), «Симфониетта на русские темы» (1885), «Испанское каприччио» (1887), «Шехерезада» (1888) и увертюру «Светлый праздник» (1888).
Ему принадлежали и многие произведения вокально-камерной музыки, в частности 79 романсов на стихи А.С. Пушкина, А.К. Толстого, А.М. Майкова и других поэтов — «Редеет облаков летучая гряда», «На холмах Грузии», «Звонче жаворонка пенье» и другие. В начале нового столетия Н.А. Римский-Корсаков с успехом продолжил свою творческую деятельность и написал еще несколько знаменитых опер — «Кощей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904) и «Золотой петушок» (1907).
• Самый значительный вклад в развитие русского музыкального искусства внес великий русский композитор Петр Ильич Чайковский (1840;1893), создавший высочайшие образцы оперной, балетной, симфонической и камерной музыки. В начале своей творческой карьеры он был подвергнут остракизму со стороны композитора Ц.А. Кюи, и в приступе отчаяния сжег партитуры первых своих опер «Воевода» и «Ундина» и симфонической поэмы «Фатум».
Следующая опера «Опричник» (1872) была принята к постановке в театре, и это обстоятельство окрылило молодого композитора. В 1873 г. он пишет музыку к знаменитой сказке А.Н. Островского «Снегурочка», с этого момента становится признанным лидером русской музыкальной школы и создает огромное количество музыкальных шедевров: оперы «Евгений Онегин» (1878), «Мазепа» (1883), «Орлеанская дева» (1884), «Черевички» (1885), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890) и «Иоланта» (1891); симфонические балеты «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889) и «Щелкунчик» (1892); симфонические увертюры «Ромео и Джульета» (1869), «Гамлет», «Итальянское каприччио» и «Франческа да Римини» (1876) и симфоническую поэму «Буря» (1873); семь симфоний — Первая «Зимние грезы» (1866), Вторая (1872), Третья (1873), Четвертая (1877), «Манфред» (1885), Пятая (1888) и Шестая (1893); более 100 романсов на стихи А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.Н. Апухтина и других русских поэтов; фортепианные трио «Памяти великого художника» и «Вариации на тему рококо», фортепианные и скрипичные концерты, в том числе знаменитый «Первый концерт» (1875).
Значительный вклад в развитие русского музыкального искусства внесли и другие известные русские композиторы и дирижеры:
• Александр Николаевич Седов (1820;1871) — известный русский композитор и музыкальный критик, перу которого принадлежали партитуры и инструментовки опер «Юдифь» (1863), «Рогнеда» (1865) и «Вражья сила» (1871). А.Н. Седов вошел в историю русского музыкально искусства как основатель и издатель популярного журнала «Театр и музыка» (1867). • Антон Григорьевич Рубинштейн (1829;1894) и Николай Григорьевич Рубинштейн (1835;1881). Первый вошел в историю русского музыкального искусства как основатель Русского музыкального общества (1859) и Петербургской консерватории (1862), а также автор 6 симфоний, 5 концертов для фортепиано с оркестром и 14 оперных произведений: «Фераморс» (1863), «Вавилонское столпотворение» (1869;1870), «Демон» (1871), «Маккавеи» (1875), «Нерон» (1877), «Купец Калашников» (1879) и множества романсов («Ночь», «Клубится волною»). А второй стяжал себе славу выдающегося русского дирижера и создателя русской дирижерской школы, блестящего пианиста и основателя знаменитой Московской консерватории (1866). • Николай Витальевич Лысенко (1842;1912) — выдающийся малороссийский композитор, пианист и хоровой дирижер; вошел в историю музыкального искусства как автор знаменитого цикла «Музыка к "Кобзарю"» Т.Г. Шевченко и опер «Черноморцы» (1872), «Рождественская ночь» (1882), «Утопленница» (1883), «Наталка-Полтавка» (1889) и «Тарас Бульба» (1890). • Анатолий Константинович Лядов (1855;1914) — выдающийся русский композитор и дирижер, автор симфонических и фортепианных миниатюр «Баба-Яга», «Кикимора» «Волшебное озеро», «Бирюльки», «Венецианская ночь» и «Музыкальная табакерка».
• Сергей Иванович Танеев (1856;1915) — выдающийся русский композитор, пианист и педагог; вошел в историю русского музыкального искусства как блестящий музыкальный теоретик и критик, создавший фундаментальные труды по проблемам полифонии. Кроме того, он создал оперу «Орестея» (1895), кантаты «Иоанн Дамаскин» (1884) и «По прочтении псалма» (1896), а также несколько десятков романсов, симфоний, струнных квартетов и квинтетов. • Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов (1859–1935) — известный русский композитор, дирижер и педагог; в начале своей карьеры создал оперы «Руфь» и «Азра» и был главным дирижером Московской частной оперы С.И. Мамонтова, на сцене которой поставил много оперных спектаклей по произведениям П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова. • Антон Степанович Аренский (1861;1906) — известный русский композитор, пианист и дирижер; создал оперы «Сон на Волге» (1888), «Рафаэль» (1894) и «Египетские ночи» (1900), увертюру «Маргарита Готье» и музыку к поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан». • Василий Сергеевич Калинников (1866;1901) — известный русский композитор, автор симфонических картин «Нимфы», «Скерцо», «Кедр и пальма» и «Сюита» (1889). В конце XIX в. на музыкальный олимп стремительно взошли три великих русских композитора, расцвет творчества которых придется на первую половину XX века: • Александр Константинович Глазунов (1866;1936) — великий русский композитор и дирижер, создавший в это время целый ряд разнообразных жанровых произведений, в частности балеты «Раймонда» (1898), «Времена года» (1899) и «Барышня-крестьянка» (1900), Первую симфонию (1882) и симфоническую поэму «Стенька Разин» (1892). • Александр Николаевич Скрябин (1872;1915) — великий русский композитор и пианист, новатор русской классической музыки, создавший несколько фортепианных миниатюр, Первый концерт для фортепиано с оркестром (1897) и Первую симфонию (1900). • Сергей Васильевич Рахманинов (1873;1943) — великий русский композитор, блестящий пианист и дирижер, успевший создать на излете золотого века русской музыки свою первую оперу «Алеко» (1892), симфоническую фантазию «Каприччо на цыганские темы» (1894), Первую симфонию (1895) и 20 романсов, в том числе знаменитые «Не пой, красавица, при мне» и «Вешние воды» на стихи А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.024 с.) |