Театральное и музыкальное искусство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Театральное и музыкальное искусство



 

Вторая половина XIX в. стала переломной вехой в развитии русского театрального искусства, поскольку именно в этот период центральное место в театральном репертуаре заняли пьесы русских авторов, прежде всего, великого русского драматурга и реформатора сцены Александра Николаевича Островского. Его пьесы совершили настоящую революцию в русском театральном искусстве и подняли его на небывалую доселе высоту.

 

В 1850;1880-гг. на театральных подмостках ставилось более тридцати пьес А.Н. Островского, в том числе его знаменитые сатирические комедии «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы» и драматические пьесы «Гроза», «Бесприданница», «Последняя жертва» и «Таланты и поклонники», которые пользовались постоянным успехом у публики.

 

Другим крупным драматургом, чьи пьесы с не меньшим успехом шли на театральной сцене, был Александр Васильевич Сухово-Кобылин. Его знаменитая трилогия «Свадьба Кречинского» (1855), «Дело» (1861) и «Смерть Тарелкина» (1869), которую в тогдашних либеральных кругах расценивали как настоящий приговор всей бюрократической системе Российской империи с тотальной продажностью и произволом ее чиновников и полиции.

 

На многих театральных подмостках также популярны были постановки по знаменитым произведениям А.С. Грибоедова («Горе от ума»), Н.В. Гоголя («Ревизор» и «Мертвые души»), А.К. Толстого («Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Федор Иоаннович»), Ф.М. Достоевского («Идиот» и «Преступление и наказание»), И.С. Тургенева («Провинциалка» и «Дворянское гнездо А.П. Чехова («Чайка» и «Дядя Ваня»).

 

Среди зарубежных авторов неизменным успехом у публики пользовались постановки по сочинениям У. Шекспира («Гамлет», «Отелло» «Много шума из ничего» и «Укрощение строптивой»), Л. Де Вега («Овечий источник»), Ф. Шиллера («Разбойники» и «Орлеанская дева»), А. Дюма («Гений и беспутство»), В. Гюго («Собор Парижской богоматери»), О. Бомарше («Женитьба Фигаро») и многих других.

 

Основными центрами театральной жизни страны по-прежнему оставались Малый театр в Москве и Александринский театр в Петербурге, где сложились профессиональные актерские труппы и работали многие блестящие актеры и актрисы того времени.

 

В этот период начался бурный процесс становления и русского провинциального театра. Самобытные театральные коллективы и традиции возникли в это время практически во всех губернских и крупных уездных городах Российской империи. Как справедливо подметили многие историки (Н. Проскурякова, Л.В. Кошман), провинциальные театры постепенно стали главными культурными центрами и очагами всей российской провинции.

 

Вторая половина XIX в. стала временем расцвета творчества многих выдающихся русских актеров. Особенно мощная актерская труппа сложилась в Малом театре, где лицедействовали блистательные корифеи русской сцены П.М. Садовский, И.В. Самарин, С.В. Шумский,                                   Г.Н. Федотова, А.П. Ленский, М.П. Садовский, О.О. Садовская,                        М.Н. Ермолова, А.И. Сумбатов-Южин, А.А. Пожаров (Остужев) и другие. На сцене Александринского театра творили не менее великие актеры и актрисы, в частности, К.А. Варламов, М.Г. Савина и П.А. Стрепетова.

 

А в провинциальных труппах Самары, Казани, Астрахани, Воронежа, Одессы, Киева и Харькова блистали выдающиеся русские актеры, которые зачастую выступали и в роли антрепренеров: П.М. Медведев, М.Т. Козельский, Н.Н. Синельников, П.Н. Орленев и другие.

 

В 1898 г. произошло крупнейшее событие в театральной жизни страны: постановкой знаменитой толстовской драмы «Царь Федор Иоаннович» открыл свои двери для московской публики первый общедоступный Московский Художественный театр, отцами-основателями которого стали два выдающихся реформатора сцены Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский) (1863;1938) и Владимир Иванович Немирович-Данченко (1859;1943). Первая труппа этого театра, так называемый «Первый МХАТ», состояла из выдающихся русских артистов, которые станут законодателями «театральной моды» всей первой половины XX века: М.П. Лилина-Станиславская,                                 О.Л. Книппер-Чехова, М.Ф. Юрковская (Андреева), И.М. Москвин, В.И. Шверубович (Качалов), Л.М. Леонидов и многие другие.

 

Среди музыкальных театров страны первую скрипку по-прежнему играли Большой театр в Москве и Мариинский театр в Петербурге, а также Московская частная русская опера, созданная Саввой Ивановичем Мамонтовым в 1885 г. В балетной и оперной труппах этих театров блистали такие великие артисты, как Матильда Феликсовна Кшесинская, Анна Павловна Павлова  и Федор Иванович Шаляпин.

 

Вторая половина XIX в. стала «золотым веком» русского музыкального искусства, поскольку именно в этот период творили многие выдающиеся композиторы, в том числе члены знаменитой «Могучей кучки» и великий русский композитор Петр Ильич Чайковский.

 

Признанным мастером крупных музыкальных форм оставался выдающийся русский композитор Александр Сергеевич Даргомыжский (1813;1869), который в тот период обратил свои взоры к симфоническому жанру и создал три оркестровые пьесы «Баба-Яга, или С Волги nach Riga» (1862), «Казачок» (1864) и «Чухонская фантазия» (1867). Незадолго до смерти он начал работу над новой оперой «Каменный гость» (1868), однако не успел ее завершить.

 

В 1862 г. в Петербурге сложился знаменитый «балакиревский кружок», который с легкой руки известного музыкального критика В.В. Стасова стали называть «Могучей кучкой».

Членами этого русофильского кружка, возникшего в противовес «музыкантам-западникам», которые группировались вокруг А.И. Рубинштейна, стали пять выдающихся русских композиторов, сыгравшие исключительно важную роль в развитии русского национального симфонического и оперного искусства: М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков и Ц.А. Кюи.

 

Милий Алексеевич Балакирев (1837–1910) — выдающийся русский композитор, музыкальный теоретик и дирижер, отец-основатель этого кружка, которого по праву считают создателем новой русской музыкальной школы.

 

 Творческое наследие этого композитора не очень велико, за свою творческую жизнь он написал всего несколько симфонических и фортепьянных произведений, но они стали знаковым явлением в русском музыкальном искусстве: «Симфоническая увертюра на темы трех русских песен» (1864), симфонические поэмы «Тамара» (1884), «Русь» (1887) и «В Чехии» (1889), фортепианная фантазия «Исламей» (1867), Первая симфония (1898), музыка к 50 романсам и песням и трагедии У. Шекспира «Король Лир».

 

 

Цезарь Антонович Кюи (1835;1918) — выдающийся русский композитор, который оставил заметный след в развитии русского музыкального искусства. К сожалению, многолетняя военная служба, в том числе в качестве генерал-майора Генерального штаба, не позволила раскрыться всем граням таланта этого незаурядного композитора и музыканта.

 

 Но, тем не менее, он создал несколько значительных произведений, в частности оперы «Кавказский пленник» (1857), «Сын мандарина» (1859), «Вильям Ратклиф» (1869) и «Анджело» (1876). После смерти                                   А.С. Даргомыжского он дописал его оперу «Каменный гость» (1887;1890).

 

Александр Порфирьевич Бородин (1833;1887) — выдающийся русский композитор и ученый-химик, один из создателей русской классической симфонии и квартета. Творческое наследие А.П. Бородина тоже не столь велико, но оно по праву занимает особое место в русском музыкальном искусстве: симфоническая картина «В Средней Азии», Первая (1867), Вторая («Богатырская») (1869;1876) и Третья (1887) симфонии, которые положили начало героико-эпическому направлению в русской симфонической музыке, 16 романсов («Спящая княжна», «Песня темного леса», «Для берегов отчизны дальней») и знаменитая опера «Князь Игорь» (1887;1890).

 

Модест Петрович Мусоргский (1839;1881) — великий русский композитор, в творчестве которого выделяют целый пласт различных жанровых произведений: в рамках камерно-вокального жанра он создал цикл из 70 народных песен или картинок: «Калистрат», «Колыбельная Еремушке», «Сиротка», «Без солнца», «Детская», «Песни и пляски смерти» и несколько романсов: «Светик Савишна», «Семинарист», «Озорник» и «Блоха»; в рамках симфонической музыки его перу принадлежала партитура и оркестровка фортепианного цикла «Картинки с выставки» (1874) и оркестровая картина «Ночь на Лысой горе» (1867); в области оперного искусства он создал великие оперы «Борис Годунов» (1872), «Хованщина» (1880–1883) и «Сорочинская ярмарка» (1880–1890).

 

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908) — великий русский композитор и дирижер. В первый период творческой карьеры он создал несколько жанровых произведений, в том числе Первую симфонию (1862;1865), 20 романсов, симфоническую сюиту «Антар» (1868), симфоническую картину «Садко» (1867;1869) и оперу «Псковитянка» (1872).

 

Во второй период творчества композитор создал самые значительные свои произведения: оперы «Майская ночь» (1878;1879), «Снегурочка» (1881), «Ночь перед рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1897), «Царская невеста» (1897;1898) и «Сказка о царе Салтане» (1899), симфонические произведения «Сказка» (1880), «Симфониетта на русские темы» (1885), «Испанское каприччио» (1887), «Шехерезада» (1888) и увертюру «Светлый праздник» (1888).

 

 Ему принадлежали и многие произведения вокально-камерной музыки, в частности 79 романсов на стихи А.С. Пушкина, А.К. Толстого,                       А.М. Майкова и других поэтов — «Редеет облаков летучая гряда», «На холмах Грузии», «Звонче жаворонка пенье» и другие. В начале нового столетия Н.А. Римский-Корсаков с успехом продолжил свою творческую деятельность и написал еще несколько знаменитых опер — «Кощей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904) и «Золотой петушок» (1907).

 

• Самый значительный вклад в развитие русского музыкального искусства внес великий русский композитор Петр Ильич Чайковский (1840;1893), создавший высочайшие образцы оперной, балетной, симфонической и камерной музыки. В начале своей творческой карьеры он был подвергнут остракизму со стороны композитора Ц.А. Кюи, и в приступе отчаяния сжег партитуры первых своих опер «Воевода» и «Ундина» и симфонической поэмы «Фатум».

 

 Следующая опера «Опричник» (1872) была принята к постановке в театре, и это обстоятельство окрылило молодого композитора. В 1873 г. он пишет музыку к знаменитой сказке А.Н. Островского «Снегурочка», с этого момента становится признанным лидером русской музыкальной школы и создает огромное количество музыкальных шедевров: оперы «Евгений Онегин» (1878), «Мазепа» (1883), «Орлеанская дева» (1884), «Черевички» (1885), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890) и «Иоланта» (1891); симфонические балеты «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889) и «Щелкунчик» (1892); симфонические увертюры «Ромео и Джульета» (1869), «Гамлет», «Итальянское каприччио» и «Франческа да Римини» (1876) и симфоническую поэму «Буря» (1873); семь симфоний — Первая «Зимние грезы» (1866), Вторая (1872), Третья (1873), Четвертая (1877), «Манфред» (1885), Пятая (1888) и Шестая (1893); более 100 романсов на стихи А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.Н. Апухтина и других русских поэтов; фортепианные трио «Памяти великого художника» и «Вариации на тему рококо», фортепианные и скрипичные концерты, в том числе знаменитый «Первый концерт» (1875).

 

Значительный вклад в развитие русского музыкального искусства внесли и другие известные русские композиторы и дирижеры:

 

Александр Николаевич Седов (1820;1871) — известный русский композитор и музыкальный критик, перу которого принадлежали партитуры и инструментовки опер «Юдифь» (1863), «Рогнеда» (1865) и «Вражья сила» (1871). А.Н. Седов вошел в историю русского музыкально искусства как основатель и издатель популярного журнала «Театр и музыка» (1867).

Антон Григорьевич Рубинштейн (1829;1894) и Николай Григорьевич Рубинштейн (1835;1881). Первый вошел в историю русского музыкального искусства как основатель Русского музыкального общества (1859) и Петербургской консерватории (1862), а также автор 6 симфоний, 5 концертов для фортепиано с оркестром и 14 оперных произведений: «Фераморс» (1863), «Вавилонское столпотворение» (1869;1870), «Демон» (1871), «Маккавеи» (1875), «Нерон» (1877), «Купец Калашников» (1879) и множества романсов («Ночь», «Клубится волною»). А второй стяжал себе славу выдающегося русского дирижера и создателя русской дирижерской школы, блестящего пианиста и основателя знаменитой Московской консерватории (1866).

Николай Витальевич Лысенко (1842;1912) — выдающийся малороссийский композитор, пианист и хоровой дирижер; вошел в историю музыкального искусства как автор знаменитого цикла «Музыка к "Кобзарю"» Т.Г. Шевченко и опер «Черноморцы» (1872), «Рождественская ночь» (1882), «Утопленница» (1883), «Наталка-Полтавка» (1889) и «Тарас Бульба» (1890).

Анатолий Константинович Лядов (1855;1914) — выдающийся русский композитор и дирижер, автор симфонических и фортепианных миниатюр «Баба-Яга», «Кикимора» «Волшебное озеро», «Бирюльки», «Венецианская ночь» и «Музыкальная табакерка».

Сергей Иванович Танеев (1856;1915) — выдающийся русский композитор, пианист и педагог; вошел в историю русского музыкального искусства как блестящий музыкальный теоретик и критик, создавший фундаментальные труды по проблемам полифонии. Кроме того, он создал оперу «Орестея» (1895), кантаты «Иоанн Дамаскин» (1884) и «По прочтении псалма» (1896), а также несколько десятков романсов, симфоний, струнных квартетов и квинтетов.

Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов (1859–1935) — известный русский композитор, дирижер и педагог; в начале своей карьеры создал оперы «Руфь» и «Азра» и был главным дирижером Московской частной оперы С.И. Мамонтова, на сцене которой поставил много оперных спектаклей по произведениям П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова.

Антон Степанович Аренский (1861;1906) — известный русский композитор, пианист и дирижер; создал оперы «Сон на Волге» (1888), «Рафаэль» (1894) и «Египетские ночи» (1900), увертюру «Маргарита Готье» и музыку к поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан».

Василий Сергеевич Калинников (1866;1901) — известный русский композитор, автор симфонических картин «Нимфы», «Скерцо», «Кедр и пальма» и «Сюита» (1889).

В конце XIX в. на музыкальный олимп стремительно взошли три великих русских композитора, расцвет творчества которых придется на первую половину XX века:

Александр Константинович Глазунов (1866;1936) — великий русский композитор и дирижер, создавший в это время целый ряд разнообразных жанровых произведений, в частности балеты «Раймонда» (1898), «Времена года» (1899) и «Барышня-крестьянка» (1900), Первую симфонию (1882) и симфоническую поэму «Стенька Разин» (1892).

Александр Николаевич Скрябин (1872;1915) — великий русский композитор и пианист, новатор русской классической музыки, создавший несколько фортепианных миниатюр, Первый концерт для фортепиано с оркестром (1897) и Первую симфонию (1900).

Сергей Васильевич Рахманинов (1873;1943) — великий русский композитор, блестящий пианист и дирижер, успевший создать на излете золотого века русской музыки свою первую оперу «Алеко» (1892), симфоническую фантазию «Каприччо на цыганские темы» (1894), Первую симфонию (1895) и 20 романсов, в том числе знаменитые «Не пой, красавица, при мне» и «Вешние воды» на стихи А.С. Пушкина и                    Ф.И. Тютчева.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.024 с.)