Из «всеподданнейшего доклада Министра народного просвещения гр. П. Н. Игнатьева от 13 июня 1916 Г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из «всеподданнейшего доклада Министра народного просвещения гр. П. Н. Игнатьева от 13 июня 1916 Г.



 

 

Ведомством разрабатывается вопрос о расширении существующих и открытии новых учебных заведений разных специальностей... Для уяснения степени потребности в этого вида учебных заведений, я почитаю долгом привести справку, что в то время как в Англии, во Франции и других странах Западной Европы один врач приходится примерно на 1400-2500 жителей, у нас число это возрастает до 5450. По собранным мною данным только для удовлетворения наиболее скромных требований, обеспечивающих население врачебной помощью, при котором один врач приходился бы на 3900 человек - существующее число врачей должно было бы увеличиться на 12800 человек, для чего потребовалось бы открытие по крайней мере 10 новых медицинских школ. В нелучшем положении находится и постановка ветеринарной помощи. По данным, собранным Министерством внутренних дел, для более или менее правильного устройства ветеринарного надзора потребовалось бы по меньшей мере 8000 ветеринаров, в то время, как их имеется немногим более 3000 человек и существующие 4 ветеринарных института не в состоянии значительно увеличить свои выпуски. Наконец, недостаток специально образованных фармацевтов поставил нашу фармацевтическую промышленность в полную зависимость от иностранных рынков.

Изучая далее вопрос, в какой области государственной и общественной деятельности больше всего ощущается недостаток в лицах с соответствующим высшим образованием, я встретился с явлением, которое грозит затормозить не только общий рост народного образования, но и может послужить препятствием к широкому развитию профессиональных знаний. Явление это заключается в быстро растущем некомплекте преподавателей общеобразовательных предметов в средних учебных заведениях, одинаково необходимых как для общеобразовательной, так и для профессиональной средней школы. По статистическим данным некомплект этот в некоторых местностях Империи превышает 40% общего числа преподавателей, вследствие чего приходится допускать к преподаванию лиц, не обладающих соответствующим научным цензом, что неминуемо влечет за собой понижение уровня преподавания... Отсюда возникает неотложная необходимость в увеличении физико-математических и историко-филологических факультетов, так как существующие не могут в полной мере удовлетворить предъявляемому к ним требованию. Нельзя упускать из виду, что вся техника, все прикладные науки и профессии покоятся на данных чистой науки, которая разрабатывается именно в факультетах. Поэтому и основные кафедры всех высших учебных заведений должны питаться силами, даваемыми факультетами, а следовательно, и развитие высших технических знаний так же неразрывно связано с параллельным ростом высших учебных заведений, культивирующих чистую науку. Между тем, в то время как число высших специальных школ только за последние 25-30 лет увеличилось на 15 учебных заведений, число упомянутых факультетов остается без изменений с 1876 г, т.е. с открытием Новороссийского университета, т.к. учрежденные после него университеты Томский и Саратовский существуют до сих пор без этих факультетов.

Наконец, многообразные потребности государственной и общественной жизни требуют участия в разного рода государственной и общественной деятельности лиц с высшим юридическим и финансово-экономическим образованием.

Таким образом, для удовлетворения изъясненных неотложных потребностей страны в лицах с высшим образованием, возникает необходимость прежде всего в открытии высших медицинских и физико-математических, затем историко-филологических и, наконец, юридических школ. По исторически сложившейся организации совокупность этих школ и составляют университеты. *

 

Источник: ГА РФ. Ф. 25. Оп. 5. Д. 6. Л. 591-595.

* Доказывать необходимость учреждения новых университетов Министра просвещения заставляло то обстоятельство, что Николай II еще в апреле 1912 г., после обсуждения вопроса о необходимых мерах по развитию высшего образования особым совещанием и Советом Министров, на заключении последнего «начертал»: «Я считаю, что Россия нуждается в открытии высших специальных заведений, а еще больше в средних технических и сельскохозяйственных школах, но что с нее вполне достаточно существующих университетов. Принять эту резолюцию за руководящее мое указание».

Первые сводные данные о числе школ и учащихся Российской империи (в пореформенный период, т.е. после отмены крепостного права) были опубликованы за 1863г. Согласно им, численность учащихся в 1863 г. составляла 1155,8 тыс. чел. Однако эти данные были резко преувеличены. Даже в официальном отчете Министерства народного просвещения за 1862-1864гг. было сказано:

«… более половины названых училищ принадлежат к категории школ, содержимых при церквях православным духовенством, а известно, что многие из таких школ существуют только по имени и что они вообще не обеспечены в материальном отношении, не имеют ни собственных помещений, ни учебных пособий».

Динамика численности начальных школ Министерства народного просвещения и учащихся в них за 1871-1885 гг., такова:

1871г.:

- число школ – 16375; число учащихся – 675,3 тыс. чел.;

1875г.:

- число школ – 23936; число учащихся – 955,5 тыс. чел.;

1880г.:

- число школ – 21240; число учащихся – 1119,1 тыс. чел.;

1885г.:

- число школ – 25194; число учащихся – 1557,9 тыс. чел.

1890г.:

- число школ – 26986; число учащихся – 1752,1 тыс. чел.;

1895г.:

- число школ – 29910; число учащихся – 1978,4 тыс. чел.;

1900г.:

- число школ – 36829; число учащихся – 2592,6 тыс. чел.;

1905г.:

- число школ – 43551; число учащихся – 3350,4 тыс. чел.;

1910г.:

- число школ – 59000; число учащихся – 4541,7 тыс. чел.;

1914:
- число школ – 80801; число учащихся – 5942,1 тыс. чел.


Итак, за 43 года (с 1871г. по 1914г.):

- число школ начального образования выросло в 4,9 раза;

- число учащихся выросло в 8,8 раза.

(Источник - Рашин А.Г. « Население России за 100 лет (1813 - 1913)», Москва, 1956 г.)

Значительное место в начальном образовании занимали церковно-приходские школы, получившие развитие в 80-е годы.

В них в 1905-1914гг. обучалось около 2 млн. детей. На увеличении церковно-приходских школ настаивал обер-прокурор К. П. Победоносцев. Он говорил:

«Церковно-приходские школы, по условиям существующего в них обучения и надзора, представляют собой гораздо больше гарантий для правильного и благонадежного в церковном и народном духе образования, нежели другие виды народных школ, и поэтому заслуживают со стороны правительства поддержки и поощрения» (Рождественский «Исторический обзор деятельности министерства народного образования», 1802-1902гг, СПБ, 1902, стр. 649).

Вследствие недостатка государственных и общественных школ, сельское население было вынуждено прибегнуть к устройству так называемых домашних школ. В первой половине 90-х годов примерно 300-400 тыс. человек обучалось в них. (Пругавин «Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания, СПБ, 1905, стр. 48»)
Ну а теперь о самом печальном. Если обратиться к материалам о продолжительности обучения в начальных школах Российской империи, то получится очень неприглядная картина. К примеру, берем 1911 г.

Процент учившихся в школе 1-й год:

в городе: мальчики – 41%, девочки – 43,2%.
в деревнях: мальчики – 38,2%, девочки – 48,6%.

Процент учившихся в школе 1 года до 3 лет:

в городе: мальчики – 48,1%, девочки – 47,0%.
в деревнях: мальчики – 39,3%, девочки – 44,7%.

Процент учившихся в школе более 3 лет:

в городе: мальчики – 10,9%, девочки – 9,8%.
в деревнях: мальчики – 12,5%, девочки – 6,7%.

(Источник – «Однодневная перепись начальных школ Российской империи, произведенная 18 января 1911г. вып. 16, 1916, стр. 115»).

 

Выводы грандиозный провал системы образования воспитания и науки Российской Империи имел следующие причины:

1. Хроническое недофинонсирование системы образования на образование в Российской Империи при большинстве Государей Династии Романовых как правило не тратилось больше двух процентов государственного бюджета Российской Империи. За исключением Царствований Александра Второго и Николая Второго.

2. Сословно Классовый барьер в Образовании шестьдесят процентов населения в Российской Империи не имели доступа к качественному образованию

Крестьяне в Российской Империи по общему правилу могли учиться:

Народная Школа

Начальное народное училище

3. Церковно- приходская школа все данные образовательные учреждения были образовательными учреждениями Первого уровня и программы их совпадали.

Перечень предметов:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.171.202 (0.008 с.)