Понятие о морфеме. Классификация морфем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о морфеме. Классификация морфем.



ЗАНЯТИЕ № 1

ПОНЯТИЕ О МОРФЕМЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ МОРФЕМ.

Вопросы:

1. Предмет и задачи словообразования. Морфемика и деривация.

2. Типы основ: по функции (основа словоформы/ основа слова); по структуре (членимая /нечленимая, простая/сложная, прерывистая/непрерывная); производная/непроизводная.

3. Морфема. Основные признаки морфемы.

4. Единицы морфемики. Морф. Субморф.

5. Свободный и связанный корень.

6. Классификация аффиксов:

7. а) по характеру формального выражения;

8. б) по расположению относительно корня;

9. в) по функции.

Практическая часть

1. Выделите основу и окончание в словах. Охарактеризуйте основу: учитель, пароход, где-то, шестидесяти, вдали, лисий.

 2. Выделите корень в словах. Отметьте исторические чередования звуков.

Купить-покупка-купленный; ловить-ловля; носить-нести-занашивать; ходить-хаживать-хождение; мыть-мою-мойка; начать-начну-начинать, бить-бойня-бей.

3. Запишите слова в два столбика: а) со свободным корнем; б) со связанным корнем.

Сельский, пловец, радоваться, надеть, пастух, робкий, космос, пробежка, добавка.

3. Выделите аффиксы в словах, определите их функцию (словообразующая, формообразующая, синкретичная, слабый), докажите:

Развитие, выписать, перекрыв, носильщик, принеси, осмелеть, смелее.

Образец: Студентка

 К– словообразующий суффикс, так как образует слово от производящего слова студент.

Читал

Л – формообразующий суффикс, т.к. образует форму прошедшего времени от глагола читать.

Убежать

 у – синкретичная приставка, т.к. образует слово с новым лексическим значением от глагола бежать, сообщает новое грамматическое значение совершенного вида.

А – слабый суффикс, значения не имеет (выполняет только основообразующую роль)

4. Выделите аффиксы, охарактеризуйте их с точки зрения употребительности:

Тракторист, почтамт, осинник, патронташ, утешительный, козел, прибежать.

5. Выполните морфемный анализ слов.

Чистильщик, болезненный, наводнение, безволие, по-зимнему.

       Образец:

Фокус-ник, литератур-н-ый, реш-енн-ый, во-ин-ск-ий.  

 

 

ЗАНЯТИЕ № 2

ДЕРИВАЦИЯ. ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

Вопросы:

1. Понятие о производном слове. Признаки производного слова.

2. Производное и производящее слово, словообразовательная пара. Словообразовательное значение. Словообразовательный тип.

3. Словообразовательная цепочка.

4. Словообразовательная парадигма.

5. Словообразовательное гнездо.

Практическая часть:

1. Определите, какое из слов является производным и какое производящим. Докажите.

Бронза–бронзовый, плавание–плавать, зеленый–зелень, новизна–новый, плавить–плавка.

2. Определите, какие словоформы являются производящей базой для данных слов. Укажите словообразовательную структуру слов:

знаток, алгебраический, ничегошеньки, удочерить, краснеть, фигурист, перешить.

Образец:

Крепч-а-ть ← крепче

4. Составьте словообразовательный квадрат, укажите словообразовательное значение:

перебежчик, скупиться, обострение, неглупый.

Образец:

мягкость ← мягкий

верность ← верный

СЗ: отвлеченное значение признака, названного мотивирующим словом

писатель← писать

душитель ← душить

СЗ: лицо, совершающее действие, названное мотивирующим словом.

5. Восстановите словообразовательную цепочку: вечность, небережливый, остолбенеть.

Образец:

Пережива-ниj-е ← пережи-ва-ть ← пере-жить ← жить

6. От данных слов образуйте словообразовательную парадигму:

теплый, дарить.

Образец:

  глух-от-а
  на-глух-о
глухой →  глох-ну-ть
  глуш-и-ть

 

 

ЗАНЯТИЕ № 3

СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.

Вопросы:

1. Синхронный и диахронный аспекты русского словообразования. Понятие о способе словообразования.

2. Неморфологические способы русского словообразования

3. Морфологические способы словообразования.

5. Морфонологические явления, сопровождающие словообразование.

 

Практическая часть:

1. Определите, каким способом образованы слова:  ученый (сущ.), чайник, чайная (посуда), (зайти) в чайную, учащийся (1 класса), блестящий (ответ), блестки, густолиственный, быстродействующий, быстроногий, густонаселенный, искусствовед.

2. Выполните словообразовательный анализ, сгруппируйте слова в соответствии со способом словообразования:

выставка, добежать, довесок, допрос, заживо, издатель, переругаться, повар, высь, попутный.

3. Определите, каким способом образованы сложные слова (выполните их словообразовательный анализ):

многозначность, научно-популярный, автоколонна, мышеловка, градостроительство, водопроводный, плащ-палатка.

4. Выполните словообразовательный анализ слова, учитывая синхронный и диахронный аспект: весной, по-новому, вприпрыжку.

  Образец: снова (нар.) С синхронной т.зр. мотивируется прил. новый (преф-суф. способ): снова ← новый. С диахрон. т.зр. – образовано путем перехода краткого прилаг.в форме род.п. ед.ч. (нов-нова) с предлогом «с», то есть неморфемным способом.

 


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

ЭТИ НЕПОСЛУШНЫЕ СУФФИКСЫ: СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА

Крылова Мария Николаевна

 

Библиографическая ссылка на статью:
Крылова М.Н. Эти непослушные суффиксы: сложные вопросы морфемного анализа // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/07/3605 (дата обращения: 23.09.2018).

Морфемный анализ, или разбор слова по составу является сложным для многих учеников средней школы, для студентов-филологов и даже для учителей. Как отмечает Н.А. Исаева, «на сегодняшний день существуют реальные проблемы профессионально-методической готовности студентов-бакалавров и учителей в области анализа и интерпретации морфемно-словообразовательных понятий, представленных в школьных учебниках, а, соответственно, и формализм в обучении школьников этим важным, системообразующим понятиям, составляющим базу для развития разных метапредметных умений» [1, с. 123].

Вопросы морфемного анализа и обучения ему рассматривались М.Т. Барановым, Е.А. Земской, Н.А. Исаевой, М.Р. Львовым, Т.Г. Рамзаевой, А.В. Текучевым, Н.М. Шанским и другими учёными и методистами, однако по-прежнему остаются трудно решаемые в силу наличия различных толкований тех или иных явлений языка проблемы.

Особенно непросто бывает выделить в слове суффикс (суффиксы), отграничить его от других морфем. Связано это, прежде всего, с тем, что выделить суффикс можно только при умении вычленять в слове окончание и корень.

Морфема – наименьшая значимая единица языка. По роли в слове морфемы делятся на: корневые, или корни – основные морфемы и аффиксальные, или аффиксы – дополнительные (от лат. affixus – ‘прикреплённый’).Виды аффиксов: префикс (приставка), суффикс, интерфикс, постфикс. В других языках есть ещё такие аффиксы, как конфикс, инфикс, трансфикс и т. п.

Суффикс – служебная морфема (аффикс), которая располагается после корня и служит для образования слов и их несинтаксических форм.

По функции аффиксы делятся на словообразующие – выражают лексическое значение, образуют разные слова и являются менее регулярными, менее стандартными, например, без -дом- н -ый, и формообразующие – обладают высочайшей степенью регулярности и стандартности, обладают грамматическим значением, образуют грамматические формы, например, на -пис-а- нн - ая. Окончание всегда является формообразующим аффиксом, суффиксы могут быть и слово- и формообразующими. Информация о формообразующих суффиксах поступает к учащимся постепенно при изучении морфологии, и старшеклассники должны уже хорошо ориентироваться в формообразовании и знать все формообразующие суффиксы русского языка:

1. Суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий: -ее, -ей, -е, -ше, -ейш-, -айш-, -ейше, -айше. Например: добр- ее (добр- ей), тонь- ше, выш- е, добр- ейш -ий, тонч- айш -ий, глубоч- айше, покорн- ейше.

2. Суффиксы причастий и деепричастий: -ущ-, (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш- (-ш-), – енн-, -нн-, -т-, ом-, -ем-, -им-, -в, -вши, – а, -я. Например: бег- ущ -ий, гон- им -ый, уста- вш -ий, обиж- енн -ый, обиде- в, разбира- я.

3. Суффикс прошедшего времени - л -, при помощи которого форма прошедшего времени образуется от основы инфинитива: обиде- л, нес (нулевой).

4. Суффикс повелительного наклонения - и -, при помощи которого форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего (будущего простого) времени. Например: выбер- и, нес- и -те, брось и стирай (нулевой).

5. Суффиксы существительных, при помощи которых образуются:

а) формы множественного числа и косвенных падежей (синтаксические формы): -ес-, -ер-, -ен-, - j -, -ят-, -ов j -. Например: чуд- ес -а, мат- ер -и, плем- ен -а, брать- j -я, кот- ят -а, сын- овь j ;

б) форма единственного числа: - ин -. Например: граждан- ин.

6. Суффикс настоящего (будущего простого) времени глагола в изъявительном наклонении: - j -. Например: чита- j -ю, прочита- j -ешь. Вопрос об этом суффиксе спорный, его выделяют не все ученые.

Морфемный анализ – это выделение всех морфем в слове. Производя его, нужно помнить, что «подлинно научный анализ структуры слова, а не механическое деление слова на морфемы (иногда не существующие) возможен только в том случае, когда слово рассматривается, во-первых, на фоне родственных и одноструктурных ему в данный момент слов, а во-вторых, в совокупности всех присущих ему в грамматических форм. Это является основным принципом словообразовательного анализа (как и морфемного)» [2, с. 9].

Описать все трудные вопросы морфемного анализа в рамках статьи невозможно. Рассмотрим наиболее сложные проблемы морфемного анализа конца слова. Информацию мы представим в вопросно-ответной форме, которая должна облегчить восприятие.

Как выделять суффиксоиды?

Аффиксоиды – это корневые морфемы, выступающие в функции аффиксов. Они делятся на префиксоиды (полу -) и суффиксоиды (- вед, -вод и др.). Суффиксоиды обладают высокой степенью стандартности, подобно суффиксам, например: стекло- вар, языко- вед, цвето- вод, лесо- воз, вино- дел, земле- коп, теле- граф, паро- образ-н- ый. Выполняя роль суффиксов, суффиксоиды вместе с тем не перестали осознаваться как корневые морфемы, они находятся на пути перехода из корней в суффиксы, демонстрируя тем самым один из примеров живого развития, изменения языка. По словам Н.М. Шанского, «аффиксоиды, употребляясь как аффиксы, всё же продолжают оставаться и чётко осознаваться корневыми морфемами, или основами, сохраняющими семантические и генетические связи с соответствующими корнями» [2, с. 36]. Поэтому выделять их нужно, видимо, всё же как вторые части сложного слова, то есть членить на корни, при наличии суффиксы и окончания (паро- образ-н-ый).

ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

1. Какая пара слов связана отношением непосредственной словообразовательной производности?

Ходить – выход

Число – численность

Холод – холодность

Насмехаться – насмешник

Слог – неслоговой

Друг – по-дружески

Смотреть – всматриваться

Сельский – проселочный

Десять лет – десятилетка

Красивый – красавица

2. Постройте словообразовательную цепь

Заготовщица, раздвоение, примирение, побелочный, враскачку

3. Определите разновидность морфологического способа образования. Для каждого слова укажите производящую основу.

Беспилотный, булькать, водопровод, зарплата, заезд, заумь, зверовод, изморось, искусствовед, испуг, краткосрочный, ледоход, лесоруб, лесостепной, мясорубка, медсанбат, МИД, накипь, общежитие, первопроходец, перешептываться, пиар, по-дружески, Подмосковье, поцеловаться, приземлиться, пятиборье, самодельный, самоокупаемый, СМИ, сработаться, субтитры, толпиться, умываться.

4. Объедините следующие слова в отдельные словообразовательные типы. Какое значение в каждой группе слов имеют омонимичные словообразовательные суффиксы?

1. Белужина, болгарин, виноградина, героиня, горошина, лбина, монахиня, мордвин, носина, оленина, осетрина, свинина, соломина, татарин, шахиня, конина, котлетина, домина, говядина, севрюжина, изюмина.

2. Ветрянка, журналистка, заливка, комсомолка, коровка, крупинка, многотиражка, молочко, перегонка, перловка, пионерка, погрузка, пьеска, пятнашка, рубка, пчелка, сварка, телятинка, турбинка, тяпка, уборка, чемпионка, резка, шляпка, яблочко.


ЗАНЯТИЕ № 1

ПОНЯТИЕ О МОРФЕМЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ МОРФЕМ.

Вопросы:

1. Предмет и задачи словообразования. Морфемика и деривация.

2. Типы основ: по функции (основа словоформы/ основа слова); по структуре (членимая /нечленимая, простая/сложная, прерывистая/непрерывная); производная/непроизводная.

3. Морфема. Основные признаки морфемы.

4. Единицы морфемики. Морф. Субморф.

5. Свободный и связанный корень.

6. Классификация аффиксов:

7. а) по характеру формального выражения;

8. б) по расположению относительно корня;

9. в) по функции.

Практическая часть

1. Выделите основу и окончание в словах. Охарактеризуйте основу: учитель, пароход, где-то, шестидесяти, вдали, лисий.

 2. Выделите корень в словах. Отметьте исторические чередования звуков.

Купить-покупка-купленный; ловить-ловля; носить-нести-занашивать; ходить-хаживать-хождение; мыть-мою-мойка; начать-начну-начинать, бить-бойня-бей.

3. Запишите слова в два столбика: а) со свободным корнем; б) со связанным корнем.

Сельский, пловец, радоваться, надеть, пастух, робкий, космос, пробежка, добавка.

3. Выделите аффиксы в словах, определите их функцию (словообразующая, формообразующая, синкретичная, слабый), докажите:

Развитие, выписать, перекрыв, носильщик, принеси, осмелеть, смелее.

Образец: Студентка

 К– словообразующий суффикс, так как образует слово от производящего слова студент.

Читал

Л – формообразующий суффикс, т.к. образует форму прошедшего времени от глагола читать.

Убежать

 у – синкретичная приставка, т.к. образует слово с новым лексическим значением от глагола бежать, сообщает новое грамматическое значение совершенного вида.

А – слабый суффикс, значения не имеет (выполняет только основообразующую роль)

4. Выделите аффиксы, охарактеризуйте их с точки зрения употребительности:

Тракторист, почтамт, осинник, патронташ, утешительный, козел, прибежать.

5. Выполните морфемный анализ слов.

Чистильщик, болезненный, наводнение, безволие, по-зимнему.

       Образец:

Фокус-ник, литератур-н-ый, реш-енн-ый, во-ин-ск-ий.  

 

 

ЗАНЯТИЕ № 2

ДЕРИВАЦИЯ. ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

Вопросы:

1. Понятие о производном слове. Признаки производного слова.

2. Производное и производящее слово, словообразовательная пара. Словообразовательное значение. Словообразовательный тип.

3. Словообразовательная цепочка.

4. Словообразовательная парадигма.

5. Словообразовательное гнездо.

Практическая часть:

1. Определите, какое из слов является производным и какое производящим. Докажите.

Бронза–бронзовый, плавание–плавать, зеленый–зелень, новизна–новый, плавить–плавка.

2. Определите, какие словоформы являются производящей базой для данных слов. Укажите словообразовательную структуру слов:

знаток, алгебраический, ничегошеньки, удочерить, краснеть, фигурист, перешить.

Образец:

Крепч-а-ть ← крепче

4. Составьте словообразовательный квадрат, укажите словообразовательное значение:

перебежчик, скупиться, обострение, неглупый.

Образец:

мягкость ← мягкий

верность ← верный

СЗ: отвлеченное значение признака, названного мотивирующим словом

писатель← писать

душитель ← душить

СЗ: лицо, совершающее действие, названное мотивирующим словом.

5. Восстановите словообразовательную цепочку: вечность, небережливый, остолбенеть.

Образец:

Пережива-ниj-е ← пережи-ва-ть ← пере-жить ← жить

6. От данных слов образуйте словообразовательную парадигму:

теплый, дарить.

Образец:

  глух-от-а
  на-глух-о
глухой →  глох-ну-ть
  глуш-и-ть

 

 

ЗАНЯТИЕ № 3

СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.

Вопросы:

1. Синхронный и диахронный аспекты русского словообразования. Понятие о способе словообразования.

2. Неморфологические способы русского словообразования

3. Морфологические способы словообразования.

5. Морфонологические явления, сопровождающие словообразование.

 

Практическая часть:

1. Определите, каким способом образованы слова:  ученый (сущ.), чайник, чайная (посуда), (зайти) в чайную, учащийся (1 класса), блестящий (ответ), блестки, густолиственный, быстродействующий, быстроногий, густонаселенный, искусствовед.

2. Выполните словообразовательный анализ, сгруппируйте слова в соответствии со способом словообразования:

выставка, добежать, довесок, допрос, заживо, издатель, переругаться, повар, высь, попутный.

3. Определите, каким способом образованы сложные слова (выполните их словообразовательный анализ):

многозначность, научно-популярный, автоколонна, мышеловка, градостроительство, водопроводный, плащ-палатка.

4. Выполните словообразовательный анализ слова, учитывая синхронный и диахронный аспект: весной, по-новому, вприпрыжку.

  Образец: снова (нар.) С синхронной т.зр. мотивируется прил. новый (преф-суф. способ): снова ← новый. С диахрон. т.зр. – образовано путем перехода краткого прилаг.в форме род.п. ед.ч. (нов-нова) с предлогом «с», то есть неморфемным способом.

 


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

ЭТИ НЕПОСЛУШНЫЕ СУФФИКСЫ: СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА

Крылова Мария Николаевна

 

Библиографическая ссылка на статью:
Крылова М.Н. Эти непослушные суффиксы: сложные вопросы морфемного анализа // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/07/3605 (дата обращения: 23.09.2018).

Морфемный анализ, или разбор слова по составу является сложным для многих учеников средней школы, для студентов-филологов и даже для учителей. Как отмечает Н.А. Исаева, «на сегодняшний день существуют реальные проблемы профессионально-методической готовности студентов-бакалавров и учителей в области анализа и интерпретации морфемно-словообразовательных понятий, представленных в школьных учебниках, а, соответственно, и формализм в обучении школьников этим важным, системообразующим понятиям, составляющим базу для развития разных метапредметных умений» [1, с. 123].

Вопросы морфемного анализа и обучения ему рассматривались М.Т. Барановым, Е.А. Земской, Н.А. Исаевой, М.Р. Львовым, Т.Г. Рамзаевой, А.В. Текучевым, Н.М. Шанским и другими учёными и методистами, однако по-прежнему остаются трудно решаемые в силу наличия различных толкований тех или иных явлений языка проблемы.

Особенно непросто бывает выделить в слове суффикс (суффиксы), отграничить его от других морфем. Связано это, прежде всего, с тем, что выделить суффикс можно только при умении вычленять в слове окончание и корень.

Морфема – наименьшая значимая единица языка. По роли в слове морфемы делятся на: корневые, или корни – основные морфемы и аффиксальные, или аффиксы – дополнительные (от лат. affixus – ‘прикреплённый’).Виды аффиксов: префикс (приставка), суффикс, интерфикс, постфикс. В других языках есть ещё такие аффиксы, как конфикс, инфикс, трансфикс и т. п.

Суффикс – служебная морфема (аффикс), которая располагается после корня и служит для образования слов и их несинтаксических форм.

По функции аффиксы делятся на словообразующие – выражают лексическое значение, образуют разные слова и являются менее регулярными, менее стандартными, например, без -дом- н -ый, и формообразующие – обладают высочайшей степенью регулярности и стандартности, обладают грамматическим значением, образуют грамматические формы, например, на -пис-а- нн - ая. Окончание всегда является формообразующим аффиксом, суффиксы могут быть и слово- и формообразующими. Информация о формообразующих суффиксах поступает к учащимся постепенно при изучении морфологии, и старшеклассники должны уже хорошо ориентироваться в формообразовании и знать все формообразующие суффиксы русского языка:

1. Суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий: -ее, -ей, -е, -ше, -ейш-, -айш-, -ейше, -айше. Например: добр- ее (добр- ей), тонь- ше, выш- е, добр- ейш -ий, тонч- айш -ий, глубоч- айше, покорн- ейше.

2. Суффиксы причастий и деепричастий: -ущ-, (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш- (-ш-), – енн-, -нн-, -т-, ом-, -ем-, -им-, -в, -вши, – а, -я. Например: бег- ущ -ий, гон- им -ый, уста- вш -ий, обиж- енн -ый, обиде- в, разбира- я.

3. Суффикс прошедшего времени - л -, при помощи которого форма прошедшего времени образуется от основы инфинитива: обиде- л, нес (нулевой).

4. Суффикс повелительного наклонения - и -, при помощи которого форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего (будущего простого) времени. Например: выбер- и, нес- и -те, брось и стирай (нулевой).

5. Суффиксы существительных, при помощи которых образуются:

а) формы множественного числа и косвенных падежей (синтаксические формы): -ес-, -ер-, -ен-, - j -, -ят-, -ов j -. Например: чуд- ес -а, мат- ер -и, плем- ен -а, брать- j -я, кот- ят -а, сын- овь j ;

б) форма единственного числа: - ин -. Например: граждан- ин.

6. Суффикс настоящего (будущего простого) времени глагола в изъявительном наклонении: - j -. Например: чита- j -ю, прочита- j -ешь. Вопрос об этом суффиксе спорный, его выделяют не все ученые.

Морфемный анализ – это выделение всех морфем в слове. Производя его, нужно помнить, что «подлинно научный анализ структуры слова, а не механическое деление слова на морфемы (иногда не существующие) возможен только в том случае, когда слово рассматривается, во-первых, на фоне родственных и одноструктурных ему в данный момент слов, а во-вторых, в совокупности всех присущих ему в грамматических форм. Это является основным принципом словообразовательного анализа (как и морфемного)» [2, с. 9].

Описать все трудные вопросы морфемного анализа в рамках статьи невозможно. Рассмотрим наиболее сложные проблемы морфемного анализа конца слова. Информацию мы представим в вопросно-ответной форме, которая должна облегчить восприятие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.152.173 (0.092 с.)