Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 16. Эмоционально-личностное развитие в раннем детстве.
Ведущей деятельностью в младенчестве является непосредственно эмоциональное общение, предметом которого для ребенка является взрослый человек. По мнению Эльконина – первое, что мы должны воспитать у наших детей, и что развивается на протяжении всего детства – это потребность детей в человеке, в другом человеке – сначала в матери, отце, затем в товарище, друге и, наконец, в коллективе и обществе. А как говорила М.В. Лисина – «общение имеет самое прямое отношение к развитию личности у детей, т.к уже в своей самой примитивной, непосредственно-эмоциональной форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и становится первым компонентом того «ансамбля» общественных взаимоотношений, который и составляет сущность личности». В конце первого месяца жизни ребенок начинает отчетливо выделять взрослого из окружающей обстановки. Он постепенно улавливает коммуникативные послания взрослого, и на 3-4 неделе у него в состоянии спокойного бодрствования можно наблюдать ротовое внимание в ответ на обращенный к нему ласковый голос и улыбку взрослого: ребенок замирает, губы слегка вытягиваются вперед, и происходит контакт глаз. На 4-5 неделе возникает попытка улыбнуться, а за ней появляется социальная улыбка. На 8 неделе компоненты реакции радостного оживления сопровождаются громким вздохом. На 10-12 неделе реакции радостного оживления уже включают в себя серию глубоких вздохов, вскидывание ручек, перебирание ножками, радостное повизгивание, гуление, и, самое главное, – появляется комплекс оживления – это ответная реакция ребенка на эмоциональное обращение к нему; это психологический критерий окончания кризиса новорожденности и основное новообразование этого периода. Комплекс оживления – это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого. Этот комплекс тем сильнее, чем пассивнее взрослый. В 3-4 месяца у ребенка проявляются разнообразные эмоциональные состояния – удивление в ответ на неожиданность, тревожность при физическом дискомфорте. Он начинает улыбаться знакомым, несколько теряется при виде незнакомого человека. Если взрослый улыбается ребенку, демонстрирует свое доброе отношение, то ребенок проявляет радость. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых людей резко усиливается. Между 7-11 месяцами появляются страх расставания, грусть или испуг при исчезновении мамы.
К концу первого года жизни ребенок приобретает способность самостоятельно передвигаться, что дает ему возможность отделиться от взрослого и превратиться в субъект действия. Рвется ситуация «мы». Увеличение двигательных возможностей приводит к активности ребенка и к доступности многих опасных для него вещей, что впоследствии ведет к появлению запретов. Ребенок начинает понимать, что не все его желания могут удовлетворяться и не всегда они могут совпадать с желаниями другого человека. Следовательно, ребенок пытается добиться исполнения желания, и, таким образом, появляется «я» желающий. Поведенческими симптомами наступления кризиса 1 года Выготский считал появление особых аффективных состояний – гипобулических реакций (эмоциональный взрыв). Одним из новообразований кризиса 1 года является появление автономной речи – особой детской речи, понятной только самому ребенку и его ближайшему окружению. Автономная речь существует недолго, около полугода и служит для общения ребенка с окружающими. В первые годы жизни ребенок очень сильно зависит от взрослого, ему необходимы стабильные отношения с мамой. В случае, если ребенок этого лишен, то возникает госпитализм – недостаток эмоционального общения в раннем возрасте, что приводит к задержке психического развития. При нормальном эмоциональном общении период раннего детства заканчивается кризисом 3 лет. Данный кризис имеет 7 симптомов: 1. Негативизм – стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого даже вразрез собственным желаниям, ведь это предложение идет от взрослого 2. Упрямство – ребенок настаивает на чем-то, потому что он этого потребовал 3. Страптивость – направленность против норм воспитания, образа жизни, который сложился до 3 лет 4. Своеволие – проявление инициативы собственного действия, стремление всё сделать самому 5. Протест – ребенок в состоянии конфликта с окружающими 6. Симптом обесценивания – ребенок начинает ругаться, дразнить, обзывать родителей
7. Деспотизм – ребенок заставляет родителей делать всё, что требует, а отношение к младшим сестрам или братьям проявляется в виде ревности Все симптомы кризиса свидетельствуют о том, что у ребенка появилось желание проявить свое «я». Он ищет поводы, где может противопоставлять себя взрослым, он сам формирует себе свое «я». В младенчестве ребенок ведет себя так, будто хочет всего того, чего хотят родители. У него есть единичные аффекты, благодаря которым его легко воспитать, ведь достаточно всего лишь переключить его внимание. Эльконин предполагал, что в конце раннего возраста возникают обобщенные желания, которые заключаются в стремлении ребенка действовать самому, как взрослый человек. Из новообразований кризиса 3 лет возникает тенденция к самостоятельной деятельности, похожей на деятельность взрослого. Отделяясь от взрослого, ребенок устанавливает с ним более глубокие отношения. Данный кризис протекает как кризис социальных отношений, отделение от близкого взрослого и становление самосознания ребенка. Возникает поведенческий комплекс «гордость за достижения». Он состоит в том, что для детей становятся значимыми результат, успех в деятельности и признание взрослого, на основе которых будет формироваться самооценка.
Вопрос 17. Характеристика кризиса 3-х лет.
Кризис 3-х лет возникает на стыке периодов раннего детства и дошкольного, кроме того он разделяет 2 эпохи: «Раннее детство», «Детство». Кризис трех лет. Л.С. Выготский описал «семизвездие симптомов», которое свидетельствует о наступлении кризиса трех лет: 1) негативизм — стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция на предложение потому, что оно идет от взрослого; 2) упрямство — ребенок настаивает на чем-то потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением; 3) строптивость направлена в целом против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет; 4) своеволие — проявление инициативы собственного действия, стремление все делать самому; 5) протест-бунт — ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими; 6) симптом обесценивания — проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей; 7) деспотизм — ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность. Кризис протекает как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребенка. В этом проявляется потребность в реализации и утверждении собственного Я. Возникающие в речи ребенка слова «хочу», «не хочу», «Я» наполняются реальным содержанием, становятся осмысленными. Возникает особая форма личного сознания, внешне проявляющаяся в знаменитой формуле «Я сам». Феномен «Я сам» знаменует психологическое отделение ребенка от взрослого и распад прежней ситуации социального развития. Две взаимосвязанные тенденции развития реализуются в кризисный период — тенденция к эмансипации и тенденция к волевой форме поведения. В уже упоминавшихся нами наблюдениях К.Н. Поливановой девочка в возрасте 2 лет 5 месяцев впервые демонстрирует негативистические тенденции. На предложение идти гулять ребенок вопреки обыкновению отвечает: «Не хочу гулять», т.е. совершает своего рода действие «не хочу», «недействие».
Особенность этого нового вида действий в том, что они длятся независимо от поведения взрослых; ребенок в любом случае остается недоволен. Поведенческий комплекс «гордость за достижения» выражает новообразование кризиса трех лет. Он состоит в том, что для детей трехлетнего возраста становятся значимыми достижение (результат, успех в деятельности) и признание (оценка взрослого). Интериоризация отношения других к себе закладывает основы «системы Я», включающей начальную самооценку и «стремление быть хорошим». При относительно демократичной системе отношений взрослого и ребенка критический период протекает приглушеннее. Но и в этих случаях дети иногда сами ищут повод противопоставить себя взрослому, так как им это «внутренне необходимо». Ситуации, в которых необходимо настоять на запрете, существуют, и родители, несмотря на негативные реакции и провокации ребенка, должны их обозначить. У детей начинает формироваться воля, автономия (независимость, самостоятельность), они перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Ребенок познает различие между «хочу» и «должен». Если кризис протекает вяло, это может свидетельствовать о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. Отмечается, что дети, не имевшие проблем с поведением в трехлетнем возрасте, став взрослыми, часто характеризуются как безвольные и безынициативные. Чувства стыда и неуверенности вместо автономии возни кают у детей тогда, когда родители ограничивают проявления не зависимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности. К концу раннего детства интересы ребенка смещаются к миру взрослых людей, «общественных взрослых». Возникает новое отношение к взрослому. Теперь он выступает как олицетворение социальных ролей(«мамы вообще», папы, водителя автобуса, врача, милиционера), как носитель образцов действий и социальных отношений (руководства и подчинения, заботы и агрессии). Разрешение кризиса раннего детства связано с переводом действия в игровой, символический план, с возникновением полноценной игры.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.011 с.) |