Основы проблемного обучения. Основные идеи, авторы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы проблемного обучения. Основные идеи, авторы.



Проблемное обучение – обучение, основанное на получении новых знаний учащимися посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях.

Значительный вклад в развитие этой теории внесли Оконь, Лернер, Махмутов, Матюшкин.

В проблемном обучении педагог не дает готовых знаний, а организовывает учеников на их поиск. Процесс учения, таким образом, становится похож на научный поиск и отражается в следующих понятиях:

· Проблема

· Проблемная ситуация

· Гипотеза

· Средства решения

· Эксперимент

· Результат поиска

Действия учителя Действия ученика
1. создает проблемную ситуацию (но есть точка зрения, что создать эту ситуацию должен ребенок) 1. осознать противоречие в изучаемых явлениях (т.з. Махмутова)
2. организует размышления над проблемой и ее формулировкой 2. НО саму проблему формулирует ребенок
3. организует поиск гипотезы предположительного объяснения обнаруженных противоречий 3. выдвигает гипотезы, объясняющие явления
4. организует проверку гипотезы 4. проверяет гипотезу в эксперименте, решении задач, анализе
5. организует обобщение результатов и их применение 5. анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания

 

В отечественной педагогике в разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения в активное участие принимали: А. М. Матюшкин, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. Н. Скаткин и другие. Принципы проблемного обучения разрабатывались советскими психологами С.Л.Рубинштейном, Д.Н.Богоявленским, Н.А.Менчинской, А.М.Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М.А.Данилов, М.Н.Скаткин.

Сущность технологии проблемного обучения заключается в том, что учащихся ставят в положение «первооткрывателей», «исследователей» разных ситуаций. Это - система обучения, основанная на получении новых знаний учащимися посредством разрешения проблемных ситуаций как практического, так и теоретико-познавательного характера. В максимальной степени процесс мышления у любого человека проявляется и развивается при решении им проблемных задач. Обращаясь к проблемному обучению, преподаватель не сообщает знаний в «готовом виде», а ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждает искать пути и средства для их решения. Здесь сама проблема «прокладывает путь» к новым знаниям и способам действия, а не наоборот. То, что новые знания вводятся не ради получения следующей порции сведений, а ради решения проблемы, является принципиально важным. Проблемное обучение ставит своими задачами: а) развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений; б) усвоение учащимися знаний, уменийприобретённыхв ходе активного поиска и самостоятельногорешения проблем; в) воспитание активной, творческой личности, умеющей видеть, решать нестандартные профессиональные проблемы.

Продуктивную познавательную деятельность учащегося в процессе проблемного обучения можно свести к следующим основным характерным этапам: возникновение проблемной ситуации, осознание и формулировка проблемной задачи, поиск способа решения с попыткой соответствующего обоснования, доказательство гипотезы, проверка правильности решения проблемной задачи.

Проблемная ситуация — это психическое состояние человека, испытывающего познавательную трудность, это противоречие, выявившееся в форме вопроса, заданного самому себе. В результате разрешения системы таких ситуаций учащиеся открывают для себя новые знания и способы действий с ними, овладевают общими принципами решения задач. Проблемная ситуация - это непременное условие, своеобразный пусковой механизм творческого мышления. Она возникает тогда, когда у человека есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать эту задачу. Как только возникла проблемная ситуация, включается мышление, необходимое для понимания сущности, смысла затруднения, противоречия. Проблемная ситуация в этом случае уже переходит в осознаваемую мыслительную задачу, проблему.

Проблема — это вопрос или задача, способ решения или разрешения которой учащемуся заранее неизвестен, но он обладает исходными знаниями и умениями для поиска результата или способа выполнения. Этими положениями следует руководствоваться при создании или выборе проблемных ситуаций и формулировании проблем. Проблемные ситуации должны быть доступными для учащихся определенного возраста, необходимо учитывать их познавательные и практические возможности. Такие ситуации, как правило, создаются на реальном материале. От того, насколько верно поставлена проблемная ситуация, зависит не только эффективность, но и возможность дальнейшего проблемного обучения. При правильной постановке проблемной ситуации у учащихся возбуждается интерес и появляется мотивация к ее изучению.

Можно выделить три признака проблемной ситуации в обучении. Во-первых, она должна быть такой, чтобы ее разрешение можно было ориентировать на возможности познавательной и исследовательской активности учащихся. Во-вторых, все вопросы, порождаемые проблемной ситуацией, должны быть значимыми для учащихся. В-третьих, разрешение основной проблемы, как правило, должно протекать на фоне решения цепи соподчиненных проблем, вытекающих одна из другой и показывающих логические отношения между изучаемыми явлениями, законами, процессами. Главное, чтобы проблемная ситуация удивила учащегося, вызвала у него интерес, желание разобраться.

Таким образом, сталкиваясь с противоречивой, новой, непонятной проблемой, у учащегося возникает состояние недоумения, удивления, возникает вопрос - в чем суть? Далее мыслительный процесс учащегося происходит по схеме: выдвижение гипотез, их обоснование и проверка. И учащийся либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск, открытие неизвестного, либо с помощью преподавателя. Дальнейшее закрепление полученных знаний может осуществляться как с применением репродуктивных методов, так и снова в рамках проблемного обучения или с его элементами - путем видоизменения условий исходной проблемной ситуации.

------------------

Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко).

Суть концепции:

• провозглашение тезиса о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося;

• оказания ему помощи в процессе исследовательской деятельности;

• организация изложения учебного материала специальным образом.

Ведущая идея концепции:

• вовлечение учащихся в творческую деятельность посредством постановки проблемно сформулированных вопросов и заданий;

• активизация их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.

Основные понятия проблемного обучения:

• Проблемное учение

• Проблемное преподавание

• Проблемная ситуация

• Учебная проблема.

Проблемным учением является такая учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности, при которой учащимися воспринимаются объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, с той или иной степенью самостоятельностианализируются формулировки проблем и достигается их решение посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснованияи доказательства, а также путем проверки правильности решения.

Проблемным преподаванием является деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций и управление деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний и способов действий как традиционным путем, так и путем самостоятельной постановки учебных проблем и их решения.

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить факт, явление или процесс действительности, не может достичь цели известными ему способами действий.

Признаки наличия учебной проблемы:

1. Наличие проблемной ситуации.

2. Информационная готовность к решению.

3. Внутренняя психологическая готовность войти в ситуацию.

4. Вариативность решения.

Методы проблемного обучения:

По способу решения проблемных задач выделяют четыре метода:

проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее);

совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися);

исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно);

творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему и находят ее решение).

По способу представления проблемных ситуаций и степени активности учащихся выделяют шесть методов (М.И.Махмутов):

– метод монологического изложения;

– рассуждающий метод;

– диалогический метод;

– эвристический метод;

– исследовательский метод;

– метод программированных действий.

Технологическая цепочка проблемного обучения:

1. Создание проблемной ситуации.

2. Постановка учебной проблемы.

3. Поиск способов решения.

4. Решение проблемы.

 

7. Принципы и содержание обучения, построенного по типу исследовательской деятельности (Савенков).

Исследовательское обучение – направление, сформировавшееся из проблемного обучения. Это обучение, способное активизировать учебную работу детей, придав ей творческий, исследовательский характер, таким образом, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Наиболее подробную методику предложил А.И. Савенков.

Достоинства метода:

· Предлагаемая методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях

· Она рассчитана не только на то, чтобы обучать простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но еще и включает в себя полный цикл исследовательской работы: от определения проблемы до защиты полученных результатов

· Позволяет научить ребенка самому рациональному способу поиска информации

Основные элементы образовательной программы. Образовательная программа, выстроенная в соответствием с идеей исследовательского обучения, состоит из трех компонентов (А. И. Савенков), а следовательно, включает три относительно самостоятельных подпрограммы:

· 1. Тренинг. Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска.

· 2. Исследовательская практика. Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов.

· 3. Мониторинг. Содержание и организация мероприятий, необходимых для оценки и управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).

В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки:

· – видеть проблемы;

· – ставить вопросы;

· – выдвигать гипотезы;

· – давать определение понятиям;

· – классифицировать;

· – наблюдать;

· – проводить эксперименты;

· – делать умозаключения и выводы;

· – структурировать материал;

· – готовить тексты собственных докладов;

· – объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.027 с.)