Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы проблемного обучения. Основные идеи, авторы.
Проблемное обучение – обучение, основанное на получении новых знаний учащимися посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях. Значительный вклад в развитие этой теории внесли Оконь, Лернер, Махмутов, Матюшкин. В проблемном обучении педагог не дает готовых знаний, а организовывает учеников на их поиск. Процесс учения, таким образом, становится похож на научный поиск и отражается в следующих понятиях: · Проблема · Проблемная ситуация · Гипотеза · Средства решения · Эксперимент · Результат поиска
В отечественной педагогике в разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения в активное участие принимали: А. М. Матюшкин, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. Н. Скаткин и другие. Принципы проблемного обучения разрабатывались советскими психологами С.Л.Рубинштейном, Д.Н.Богоявленским, Н.А.Менчинской, А.М.Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М.А.Данилов, М.Н.Скаткин. Сущность технологии проблемного обучения заключается в том, что учащихся ставят в положение «первооткрывателей», «исследователей» разных ситуаций. Это - система обучения, основанная на получении новых знаний учащимися посредством разрешения проблемных ситуаций как практического, так и теоретико-познавательного характера. В максимальной степени процесс мышления у любого человека проявляется и развивается при решении им проблемных задач. Обращаясь к проблемному обучению, преподаватель не сообщает знаний в «готовом виде», а ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждает искать пути и средства для их решения. Здесь сама проблема «прокладывает путь» к новым знаниям и способам действия, а не наоборот. То, что новые знания вводятся не ради получения следующей порции сведений, а ради решения проблемы, является принципиально важным. Проблемное обучение ставит своими задачами: а) развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений; б) усвоение учащимися знаний, уменийприобретённыхв ходе активного поиска и самостоятельногорешения проблем; в) воспитание активной, творческой личности, умеющей видеть, решать нестандартные профессиональные проблемы.
Продуктивную познавательную деятельность учащегося в процессе проблемного обучения можно свести к следующим основным характерным этапам: возникновение проблемной ситуации, осознание и формулировка проблемной задачи, поиск способа решения с попыткой соответствующего обоснования, доказательство гипотезы, проверка правильности решения проблемной задачи. Проблемная ситуация — это психическое состояние человека, испытывающего познавательную трудность, это противоречие, выявившееся в форме вопроса, заданного самому себе. В результате разрешения системы таких ситуаций учащиеся открывают для себя новые знания и способы действий с ними, овладевают общими принципами решения задач. Проблемная ситуация - это непременное условие, своеобразный пусковой механизм творческого мышления. Она возникает тогда, когда у человека есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать эту задачу. Как только возникла проблемная ситуация, включается мышление, необходимое для понимания сущности, смысла затруднения, противоречия. Проблемная ситуация в этом случае уже переходит в осознаваемую мыслительную задачу, проблему. Проблема — это вопрос или задача, способ решения или разрешения которой учащемуся заранее неизвестен, но он обладает исходными знаниями и умениями для поиска результата или способа выполнения. Этими положениями следует руководствоваться при создании или выборе проблемных ситуаций и формулировании проблем. Проблемные ситуации должны быть доступными для учащихся определенного возраста, необходимо учитывать их познавательные и практические возможности. Такие ситуации, как правило, создаются на реальном материале. От того, насколько верно поставлена проблемная ситуация, зависит не только эффективность, но и возможность дальнейшего проблемного обучения. При правильной постановке проблемной ситуации у учащихся возбуждается интерес и появляется мотивация к ее изучению.
Можно выделить три признака проблемной ситуации в обучении. Во-первых, она должна быть такой, чтобы ее разрешение можно было ориентировать на возможности познавательной и исследовательской активности учащихся. Во-вторых, все вопросы, порождаемые проблемной ситуацией, должны быть значимыми для учащихся. В-третьих, разрешение основной проблемы, как правило, должно протекать на фоне решения цепи соподчиненных проблем, вытекающих одна из другой и показывающих логические отношения между изучаемыми явлениями, законами, процессами. Главное, чтобы проблемная ситуация удивила учащегося, вызвала у него интерес, желание разобраться. Таким образом, сталкиваясь с противоречивой, новой, непонятной проблемой, у учащегося возникает состояние недоумения, удивления, возникает вопрос - в чем суть? Далее мыслительный процесс учащегося происходит по схеме: выдвижение гипотез, их обоснование и проверка. И учащийся либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск, открытие неизвестного, либо с помощью преподавателя. Дальнейшее закрепление полученных знаний может осуществляться как с применением репродуктивных методов, так и снова в рамках проблемного обучения или с его элементами - путем видоизменения условий исходной проблемной ситуации. ------------------ Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко). Суть концепции: • провозглашение тезиса о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося; • оказания ему помощи в процессе исследовательской деятельности; • организация изложения учебного материала специальным образом. Ведущая идея концепции: • вовлечение учащихся в творческую деятельность посредством постановки проблемно сформулированных вопросов и заданий; • активизация их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности. Основные понятия проблемного обучения: • Проблемное учение • Проблемное преподавание • Проблемная ситуация • Учебная проблема. Проблемным учением является такая учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности, при которой учащимися воспринимаются объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, с той или иной степенью самостоятельностианализируются формулировки проблем и достигается их решение посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснованияи доказательства, а также путем проверки правильности решения.
Проблемным преподаванием является деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций и управление деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний и способов действий как традиционным путем, так и путем самостоятельной постановки учебных проблем и их решения. Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить факт, явление или процесс действительности, не может достичь цели известными ему способами действий. Признаки наличия учебной проблемы: 1. Наличие проблемной ситуации. 2. Информационная готовность к решению. 3. Внутренняя психологическая готовность войти в ситуацию. 4. Вариативность решения. Методы проблемного обучения: По способу решения проблемных задач выделяют четыре метода: – проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее); – совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися); – исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно); – творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему и находят ее решение). По способу представления проблемных ситуаций и степени активности учащихся выделяют шесть методов (М.И.Махмутов): – метод монологического изложения; – рассуждающий метод; – диалогический метод; – эвристический метод; – исследовательский метод; – метод программированных действий. Технологическая цепочка проблемного обучения: 1. Создание проблемной ситуации. 2. Постановка учебной проблемы. 3. Поиск способов решения. 4. Решение проблемы.
7. Принципы и содержание обучения, построенного по типу исследовательской деятельности (Савенков). Исследовательское обучение – направление, сформировавшееся из проблемного обучения. Это обучение, способное активизировать учебную работу детей, придав ей творческий, исследовательский характер, таким образом, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Наиболее подробную методику предложил А.И. Савенков. Достоинства метода: · Предлагаемая методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях · Она рассчитана не только на то, чтобы обучать простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но еще и включает в себя полный цикл исследовательской работы: от определения проблемы до защиты полученных результатов
· Позволяет научить ребенка самому рациональному способу поиска информации Основные элементы образовательной программы. Образовательная программа, выстроенная в соответствием с идеей исследовательского обучения, состоит из трех компонентов (А. И. Савенков), а следовательно, включает три относительно самостоятельных подпрограммы: · 1. Тренинг. Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска. · 2. Исследовательская практика. Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов. · 3. Мониторинг. Содержание и организация мероприятий, необходимых для оценки и управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки: · – видеть проблемы; · – ставить вопросы; · – выдвигать гипотезы; · – давать определение понятиям; · – классифицировать; · – наблюдать; · – проводить эксперименты; · – делать умозаключения и выводы; · – структурировать материал; · – готовить тексты собственных докладов; · – объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.027 с.) |