Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 18. Философские идеи М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина. Анархизм.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Бакунин Михаил Александрович (18(30).5.1814, Новоторжский уезд Тверской губернии, - 19.6(1.7).1876, Берн, Швейцария), русский революционер, социалист-утопист, основатель одного из направлений анархизма. В середине 30-х гг. вошел в кружок Станкевича, особенно был близок с Н.В. Станкевичем, Белинским. С начала 40-х гг. сблизился с Герценом. Изучал Гердера, Гете, Фихте, Шеллинга, Канта, с 1837 Гегеля и стал наиболее крупным гегельянцем в России того времени. С позиций философского идеализма написал две статьи «О философии» (1840). В 1840 для продолжения философского образования уехал в Германию, позднее жил в Швейцарии, Франции. Примкнул к левым гегельянцам. Занял революционно-демократические позиции, теоретически выраженные в ст. «Реакция в Германии» (1842). В 1844 заинтересовался идеями утопического коммунизма, тогда же в Париже познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. Участник революции 1848-1849 в ряде европейских стран, в Дрездене фактически был вождем восстания. В 1849-61 – в тюрьмах и ссылке. В 1861 бежал из Сибири в Лондон, сотрудничал с Герценом и Огаревым (1862-63). Позднее жил главным образом в Италии и Швейцарии. Член 1-го Интернационала (с 1864); исключен Гаагским конгрессом (1872) в связи с деятельностью тайной организации «Альянс», созданной им внутри Интернационала. Анархистская доктрина Б. в основном сложилась к середине 60-х гг. и в начале 70-х приобрела законченные черты в основном сочинения «Государственность и анархия (1873) и «Кнуто-Германская империя и социальная революция» (1871). Идея немедленного и полного уничтожения государства и всех его институтов, отрицание необходимости даже временного существования социалистического государства после победы над буржуазией – коренные требования бакунинского анархизма. Свободная федерация, созданная по принципу «снизу вверх», должна стать конечной формой человеческого общежития. Основы своей социальной утопии Б., в частности, видел в сельском быте России с его общинной артелью, идеей «права на землю» и «социалистическим инстинктом». Абсолютизация Б. элементов стихийности и «социалистических инстинктов» в движениях народных масс находилась в соответствии с отрицанием им возможности научно-теоретического обоснования общественного идеала будущего. Принципы анархизма связаны не только с апологией стихийности и инстинктов, но и с наиболее общими теоретическими, в том числе философскими взглядами Б. Объективные формы бытия, природные закономерности, объединяющие и организующие человеческое общество, фактически служили у Б. для доказательства неизбежности конечного торжества антиавторитарных форм жизни. Природу сущего и место человека в природе Б. определял с позиций материализма и атеизма. Прогресс, по Б., был процессом движения от животности к свободе. Проблемы народа, социальной революции, федеративной организации общества рассматривались им как звенья всеобщей причинности. Воззрениям Б. были свойственны попытки материалистического осмысления истории: признание экономических, материальных явлений «настоящей базой», а политического развития общества – выражением экономического состояния. Однако исторический материализм не был им понят и принят, учение Маркса Б. воспринимал в духе вульгарного «экономического материализма» и пытался представить экономическое развитие общества во взаимодействии с социальными инстинктами, будто бы присущими природе человека, что придавало его социологии эклетический характер. Позиции Б. свойственны были воинственный антитеологизм, критика философского идеализма и позитивизма, особенно школы О. Конта. Идеи Б. оказали влияние на идеологию русского народничества, итальянского, испанского, швейцарского и отчасти французского рабочего движения, где они имели успех главным образом в конце 60-80 гг. 19 в. В 60-80-х гг. 20 в. интерес к идеям Б. о солидарности, самоуправлении, кооперации возобновился в отдельных странах Европы, Азии (Китай, Япония), Америке, Африке. Анализ и критика идей Б. и бакунизма полно представлены в работах Маркса и Энгельса, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина. Кропоткин Петр Алексеевич (27.11.(9.12).1842, Москва, - 8.2.1921, Дмитров), идеолог русского и международного анархизма, ученый-географ, путешественник. Исследовал малоизученные районы Восточной Сибири, Амурской области и Северной Маньчжурии, значительно исправил представление об орографии Сибири и обосновал теорию оледенения Евразии. В 1872 после поездки Швейцарию и Бельгию и сближения с бакунистским крылом 1-го Интернационала вступил в кружок «чайковцев», вел революционную пропаганду среди питерских рабочих. В 1874 арестован, после двух лет заключения бежал за границу. За принадлежность к Интернационалу арестован и осуждена на 5 лет тюрьмы во Франции, вернулся в Россию в 1917 после свержения самодержавия. Признал Октябрьскую революцию 1917, однако отрицательно отнесся к диктатуре пролетариата. После смерти Бакунина считался главным теоретиком анархизма, явился создателем концепции т. н. анархического коммунизма. Отвергая диалектику и оставаясь на позициях механического объяснения развития, К. считал, что науки о природе и обществе должны пользоваться «индуктивно-эволюционным» естественнонаучным методом. Из биологии К. перенес на общество сформулированный им «биосоциологический закон взаимной помощи», объединяющий людей в общежитие, а формы его проявления положил в основу периодизации истории. Он выделял следующие периоды: родовой быт, сельская община, республика вольных городов. Развитие человеческих обществ, по К., не было непрерывным, несколько раз начинаясь сызнова в Индии, Египте, Месопотамии, Греции, Риме, Скандинавии, Западной Европе. Как убежденный антиэтатист, К. исключал государство из прогрессивной эволюции учреждений. По К., все общественные формы, через которые проходит человечество, имеют тенденцию к застою, поэтому революции необходимы для того, чтобы устранить факторы, затрудняющие прогрессе общества и деморализующие человека: частную собственность и государственная власть. С «законом взаимной помощи» связан его идеал «анархического коммунизма», основанного на федерации свободных производственных общин (коммун). Анархо-коммунистическая утопия К. выражала интересы мелкого производителя. В русском революционном движении его анархические идеи не сыграли значительные роли. Известное распространение они получили в странах Западной Европы, в Латинской Америке, Индии, Китае. Анархизм, мелкобуржуазное общественно-политическое течение, провозглашающее своей целью освобождение личности от всех разновидностей политической, экономической и духовной власти. Основой анархистского мировоззрения является буржуазный индивидуализм, субъективизм и волюнтаризм. «Анархизм, - писал В.И. Ленин, - вывороченный наизнанку буржуазный индивидуализм. Индивидуализм, как основа всего мировоззрения анархизма». Характерным для А. является: враждебное отношение ко всем разновидностям государственной власти (в т. ч. пролетарской), защита мелкой частной собственности, мелкого землепользования, непонимание роли крупного производства, отказ от всех легальных форм политической борьбы и проповедь тактики «прямого действия», «пропаганды фактом», требование немедленной социальной революции и установления безгосударственного коммунистического строя, отрицание всемирно-исторической роли пролетариата и его политической власти, его государства в построении социализма. Будущий строй А. представляет в виде федерации производственных ассоциаций, коммун, которая якобы только одна может гарантировать политическую и экономическую свободу личности. А. никогда не существовал как единая идеология. Идея А. высказана Платоном в «Республике». Отдельные фрагменты А. содержатся в философии Зенона и стоиков, в христианском движении 9 в. (Армения), в идеологии гусистских движений 15 в., в утопиях Ф. Рабле и Ф. Фенелона, в трудах философов-просветителей Руссо и Дидро, в идеологии «бешеных» эпохи Великой французской революции. Впервые сделал попытку изложить политические и экономические формы А. в конце 18 в. английский писатель У.Годвин. Как общественно-политическое течение А. сложился в 40-70-х гг. 19 в. в Западной Европе. Теоретическое обоснование А. связано с именами М. Штирнера, П.Ж. Прудона, М.А. Бакунина. В 19 в. распространился во Франции, Швейцарии, Италии, Испании и США. Большую роль в пропаганде идей А. сыграл П. А. Кропоткин, который для обоснования доктрины А. использовал позитивистскую философию и данные естествознания. После короткого подъема в 1872-79 А. входит в полосу кризиса, который ввыразился в переходе многих его сторонников на позиции террора или буржуазного республиканизма. В эпоху имперализма недовольство рабочих оппортунистической тактикой вождей 2-го Интернационала вызвало оживление деятельности анархических групп. В годы 1-й мировой войны многие анархические лидеры заняли шовинистические позиции (Кропоткин, Г. Эрве, Ж. Грав и др.) В России в 19 в. А. пользовался определенным влиянием среди части народников. Однако «хождение в народ» обнаружило неподготовленность крестьянства к революционным выступлениям. Ленин писал, что в 70-х гг. А. смог «… развиться необыкновенно пышно и обнаружить до конца свою неверность, свою непригодность, как руководящей теории для революционного класса». Некоторое оживление А. наблюдалось в годы русской Революции 1905-07. Октябрьская революция 1917 показала всю несостоятельность А., который выродился в антисоциалистические, контрреволюционные течения, нередко – в прямой бандитизм («махновщина»). Современный А. не прибавил нечто нового к «традиционному» А. Он лишь ревизовал положения его творцов: Прудона, Бакунина, Кропоткина, сосредоточив основное внимание на проблемах личной свободы и насилия как единственной форме перехода к либертальному (свободному, вольному) обществу. Анархистски ориентированные группы Баадера, Малера, т. н. «красные бригады» безмотивный террор возвели в ранг политики. Идеологию современного А. характеризует враждебное отношение как к буржуазному, так и к социалистическому формам государства, частично воспринимаемое некоторыми левоэкстремистскими группами. Политику мирного сосуществования современный А. трактует как альянс государств с целью противостояния революции. Но попытки преодолеть противоречие между теорией и приложением ее к формам человеческого общежития, а также выработать организационные основы либертального движения не увенчались успехом. А. сохраняется в ряде стран Западной Европы и Америки (федерации, группы и иные формы организации анархистов существуют в США, Франции, Италии, Великобритании и некоторых других странах), но влияние его все более утрачивается.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.22 (0.008 с.) |