Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри)



Стадии и уровень психического отражения, его характеристика Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем Виды живых существ, достигших этого уровня развития
1. Стадия элементарной сенсорной психики    
А. Низший уровень. Примитивные атементы чувствительности. Развитая раздражимость А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде.  
Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования — челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов. Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.
II. Стадия перцептивной психики.    
А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования — челюсти. А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избе-гание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение. А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые.
Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной «картины мира». Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению. Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).
В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт). В. Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков. В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины).

Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивными элементами чувствительности, не выходящими за пределы простейших ощущений. Эта стадия связана с выделением у животных специализированного органа, осуществляющего сложные манипулятивные движения организма с предметами внешнего мира. Таким органом у низших животных являются челюсти. Они заменяют им руки, которые есть только у человека и некоторых высших животных. Челюсти сохраняют свою роль как орган манипуляций и исследования окружающего мира в течение длительного периода времени, вплоть до освобождения передних конечностей животного для этой цели.

Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики, на котором находятся простейшие и низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде, характеризуется тем, что здесь в достаточно развитом виде представлена раздражимость — способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движений. Чувствительность как способность реагировать на биологически нейтральные свойства среды и готовность к научению методом условных рефлексов еще отсутствует. Двигательная активность животных еще не имеет поискового, целенаправленного характера.

Следующий, высший уровень стадии элементарной сенсорной психики, которого достигают живые существа типа кольчатых червей и брюхоногих моллюсков, характеризуется появлением первых элементарных ощущений и челюстей как органа манипулирования. Изменчивость поведения здесь дополняется появлением способности к приобретению и закреплению жизненного опыта через условнорефлекторные связи. На этом уровне уже существует чувствительность. Двигательная активность совершенствуется и приобретает характер целенаправленного поиска биологически полезных и избегания биологически вредных воздействий.

Виды приспособительного поведения, приобретаемые в результате мутаций и передаваемые из поколения в поколение благодаря естественному отбору, оформляются в качестве инстинктов — наследственно закрепленных, структурно и функционально довольно жестких систем целесообразно устроенных органических и поведенческих реакций.

Качественный скачок в развитии психики и поведения животных происходит на следующей, перцептивной стадии. Ощущения здесь объединяются в образы, а внешняя среда начинает восприниматься в виде вещно оформленных, расчлененных на детали в восприятии, но образно целостных предметов, а не отдельных ощущений. В поведении животных с очевидностью выступает тенденция ориентироваться на предметы окружающего мира и отношения между ними. Наряду с инстинктами возникают и более гибкие формы приспособительного поведения в виде сложных, изменчивых двигательных навыков.

Весьма развитой оказывается двигательная активность, включающая движения, связанные с изменением направления и скорости. Деятельность животных приобретает более гибкий, целенаправленный характер. Все это происходит уже на низшем уровне перцептивной психики, на котором, по предположению, находятся рыбы, другие низшие позвоночные, некоторые виды беспозвоночных и насекомые.

Следующий, высший уровень перцептивной психики включает высших позвоночных: птиц и некоторых млекопитающих. У них уже можно обнаружить элементарные формы мышления, проявляемого в способности к решению задач в практическом, наглядно-действенном плане. Здесь мы обнаруживаем готовность к научению, к усвоению способов решения таких задач, их запоминанию и переносу в новые условия (в ограниченных, правда, пределах).

Наивысшего уровня развития перцептивной психики достигают обезьяны. Их восприятие внешнего мира носит, по-видимому, уже образный характер, а научение происходит через механизмы подражания и переноса. В такой психике особо выделяется способность к практическому решению широкого класса задач, требующих исследования и манипулирования с предметами. В деятельности животных выделяется особая, ориентировочно-исследовательская, или подготовительная, фаза. Она заключается в изучении ситуации прежде, чем приступить в ней к практическим действиям.

Наблюдается определенная гибкость в способах решения, широкий перенос однажды найденных решений в новые условия и ситуации. Животные оказываются способными к исследованию и познанию действительности независимо от наличных потребностей и к изготовлению элементарных орудий. Вместо челюстей органами манипулирования становятся передние конечности, которые еще не полностью освобождены от функции передвижения в пространстве (локомоция). Весьма развитой становится система общения животных друг с другом, у них появляется свой язык.

Описав эти стадии и уровни, К.Э.Фабри пришел к выводу, что интеллект свойственен не только антропоидам, но и всем приматам, а также некоторым другим животным.

2.Сознание и бессознательное

Психика человека имеет еще более сложную структуру и имеет ряд важных отличий от психики животных:

1) В основе поведения человека, в отличие от животных, лежит не только удовлетворение биологических потребностей (например, героизм).

2) Человек способен отвлекаться от конкретной ситуации и предвидеть последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

3) Человек способен создавать орудия труда по заранее продуманному плану и сохранять их. Кроме этого, у животных орудийная деятельность никогда не совершается коллективно.

4) Человек может накапливать и передавать накопленный общественный опыт. Язык общения есть и у животных, но с его помощью они лишь подают сигналы по поводу данной ситуации (опасность). Человек же может информировать людей о прошлом, настоящем и будущем и усваивать опыт, накопленный другими людьми.

Изготовление, употребле­ние и сохранение орудий труда, разделение труда способ­ствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми. В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции — специфически человеческие, об­щественно и исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспо­могательных средств, речевых знаков, созданных в про­цессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека. Таким образом, сознание является высшей стадией развития психики.

Характеристики сознания. Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.

Мысленное представление и воображение действительности — вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.

Третья характеристика человеческого сознанияэто его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. С помощью языка человек.передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.

Функции сознания:

– отражательная — сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, память, мышление);

– оценочная — сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств; человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя;

– креативная — творчество невозможно без сознания; многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество;

– рефлексивная — разновидностью сознания является самосознание — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д.;

– преобразующая — человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению; при этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями;

Мы можем видеть множественность различных проявлений сознания, которые делают его необходимым для человека. Но главная функция сознания со- стоит в том, что оно делает человека Человеком.

 Сознание, как высшая часть развития психики, включает в себя следующие компоненты:

1. Знание (о себе и окружающем мире), которое человек получает с помощью познавательных процессов.

2. Самосознание (выделение себя из окружающего мира и противопоставление себя окружающим).

Итак, сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью, функция мозга, которая заключается в обобщенном и оценочном отражении действительности, а также ее творческом преобразовании, в предварительном мысленном построении действий и предвидении результатов, в разумном регулировании поведения.

Самосознание — совокупность психических процессов, посредством которых индивид сознает себя в качестве субъекта жизнедеятельности. В самосознании выделяют взаимосвязанные компоненты: когнитивный, эмоциональный (самоотношение), поведенческий.

Когнитивный компонент самосознания может быть представлен как Я-концепция личности. Я-концепция — относительно устойчивая, индивидуальная система представлений человека о себе, интегрирующая его различные проявления в многообразных жизненных ситуациях. Я-концепция — это своеобразная теория самого себя, предпосылка и следствие социального взаимодействия, т.к. представления человека о себе во многом определяют его представления о других. Следствием социального взаимодействия Я-концепция выступает потому, что отношение к себе определяется отношением к человеку других, прежде всего значимых людей. Качества, которые мы приписываем собственной личности, в реальности могут отсутствовать или быть не такими, как нам кажется, т. е. с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Даже такие, на первый взгляд, объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их Я-концепции.

Эмоциональный компонент существует в виде самоотношения. Оно устойчиво, активно поддерживается личностью, реализуется через самоуважение и самопринятие. Самоотношение проявляется в переживаниях субъекта по поводу его собственных черт, представленных в когнитивном компоненте.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей. Это наиболее изученная в психологии сторона самосознания. Самооценка складывается на основе сопоставлений себя и других людей, себя и какого-то эталона (реального и идеального «Я»), на основе мнений, которые человек слышит о себе.

Самооценку различают:

а) по уровню – завышенную (или комплекс превосходства, т.е. человек переоценивает себя в ситуациях, которые не дают для этого повода), заниженную (или комплекс неполноценности, т.е. человек неуверен в себе и занижает мнение о себе) и среднюю.

б) по адекватности – адекватную (т.е. человек правильно оценивает свои достоинства и недостатки) и неадекватную (человек неверно себя оценивает).

в) по устойчивости – устойчивую (не меняется на протяжении длительного времени) и неустойчивую (подвержена частым изменениям).

Самооценка связана с уровнем притязаний личности, проявляющимся в степени трудности целей, которые человек ставит перед собой. Самооценка, по мысли американского психолога У. Джемса, определяется по формуле: «самоотношение = успех / притязания». Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня самоуважения. В свою очередь успех в деятельности повышает самоуважение человека.

Поведенческий компонент самосознания обозначается как волевая форма самосознания. Она проявляется в сознательной регуляции личностью своих действий и поступков.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах. Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.

Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах. Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд.

Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп таких явлений — ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Оговорки представляют собой бессознательно детерминированные артикуляционные речевые действия, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их смысловой характер, неслучайны. З.Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают из столкновения бессознательных намерений человека, других его побуждений с сознательно поставленной целью поведения, которая находится в противоречии со скрытым мотивом. Когда подсознательное побеждает сознательное, то возникает оговорка. Таков психологический механизм, лежащий в основе всех ошибочных действий: они «возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений»1.

Забывание имен представляет собой другой пример бессознательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.

Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями. Явное, осознаваемое содержание сновидения не всегда, за исключением двух случаев, соответствует скрытым, бессознательным намерениям и целям того человека, кому это сновидение принадлежит. Эти два случая — детские сновидения дошкольников и инфантильные сновидения взрослых людей, возникшие под влиянием непосредственно предшествующих сну эмоциогенных событий прошедшего дня.

Бессознательные явления вместе с предсознательными управляют поведением, хотя функциональная роль их различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях: (а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения, (б) когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа, (в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может, (г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Подобного рода ситуации возникают перед людьми практически беспрерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно присутствует и функционирует. Наряду с ним многие поведенческие акты осуществляются на уровне пред- и бессознательной регуляции, так что в реальной действительности одновременно в управлении поведением участвуют многие различные уровни его психической регуляции.

Существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием. Есть бессознательные психические явления, находящиеся в области предсоз-нания, т.е. представляющие собой факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции поведения, чем сознание. Таковы бессознательные ощущения, восприятие, память, мышление, установки.

Другие бессознательные явления представляют собой такие, которые раньше осознавались человеком, но со временем ушли в сферу бессознательного. К ним относятся, например, двигательные умения и навыки, которые в начале своего формирования представляли собой сознательно контролируемые действия (ходьба, речь, умение писать, пользоваться различными инструментами).

Третий тип бессознательных явлений — личностное бессознательное — желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры.

 

3.Понятие деятельности, виды деятельности

Основной закон развития сознания и психики человека заключается в том, что человек развивается в деятельности. С. Л. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Кратко этот принцип можно пояснить словами другого ученого — К. Ясперса: «Человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которое он делает своим»

Психологическая теория деятельности была создана в советской психологии, начала разрабатываться в 1920 – начале 1930-х гг. Она всесторонне раскрыта в работах отечественных психологов – Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и многих др. Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А.Н. Леонтьева, в частности в его последней книге «Деятельность. Сознание. Личность». Авторы теории деятельности взяли на вооружение философию диалектического материализма – теорию К. Маркса, и прежде всего ее главный для психологии тезис о том, что не сознание человека определяет его бытие и деятельность, а наоборот, бытие и деятельность определяют сознание. Этот общий философский тезис нашел в теории деятельности конкретно-психологическую разработку.

Деятельность человека принципиально отличается от поведения животных, даже если это поведение достаточно сложно.

Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер — человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат.

Во-вторых, деятельность человека связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда.

В-третьих, деятельность человека носит общественный характер, она осуществляется, как правило, в коллективе и для коллектива. В процессе деятельности человек вступает в сложные отношения с другими людьми.

Деятельность детерминируется общественно-историческими условиями. Человек не может отделить свою деятельность от окружающей его жизни, требований общества, в котором он живет. И деятельность его приобретает различный характер в зависимости от требований общества.

Необходимые условия человеческой деятельности — психические процессы. Они являются, с одной стороны, обязательной характеристикой всякой деятельности человека. С другой стороны, все психические процессы протекают, формируются и регулируются в деятельности. Так осуществляется взаимосвязь психических процессов и деятельности человека. Итак, без деятельности невозможна человеческая жизнь.

Деятельностьспецифический вид активности человека, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя в соответствии с его потребностями, целями и задачами.

Виды деятельности. Деятельность людей многообразна. А.Н. Леонтьев выделяет три основных вида деятельности: игра, учение, труд. Все эти виды деятельности присутствуют в любом возрастном периоде жизни человека наряду с одним из ведущих видов деятельности — тем, в котором и происходит наиболее интенсивное развитие психики. Иногда выделяют и общение как самостоятельный вид деятельности. С одной стороны, любая деятельность человека невозможна вне общения, а с другой стороны, в деятельности оно и развивается. Основные три вида деятельности отличаются друг от друга как по результатам, так и по мотивации, а также по организации.

Игра. Начиная с первых лет жизни у ребенка складываются предпосылки для овладения простейшими формами деятельности. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир. В этом и заключается основное и общее значение игры. Игра (детская) — вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Играя, ребенок приобретает знания, умения и навыки, которые формируют и развивают его, подготавливают к другим, более сложным видам деятельности. Как особый вид деятельности игра присутствует и в жизнедеятельности взрослого человека. Отличается она от детской игры тем, что игры взрослых не только носят развлекательный и азартный характер, но в них взрослый обучается еще и профессиональному мастерству (деловые игры), приобретает теоретические и практические знания (дидактические игры), а также моделирует действительность (игровые модели).

Таким образом, игры бывают: индивидуальные и групповые (в зависимости от количества участников); предметные и сюжетные (в основу положена либо игра с предметом, либо игра по сценарию); ролевые (здесь социальная роль диктует правила поведения); игры с правилами (поведение в игре определяется жесткими правилами); развивающие и обучающие (в зависимости от цели игры).

Учебная деятельность. Учение в течение жизни человека следует за игрой и подготавливает субъекта к будущей трудовой деятельности. Учение — это деятельность, направленная на систематическое усвоение знаний (информации об окружающих предметах и явлениях действительности), навыков (усвоение приемов, входящих в состав основных видов деятельности), умений (овладение способами использования знаний и навыков в соответствии с целями деятельности). Об учении можно говорить тогда, когда действия человека управляются сознательной целью: усвоить определенные знания, умения и навыки. Первое необходимое условие для формирования учебной деятельности — это наличие у ребенка адекватной мотивации учения. У взрослых учебная деятельность приобретает характер самообразования. Также огромную роль в образовании взрослых играют средства массовой информации: герои телепередач, кинофильмов и т. д. Они выступают образцами для усвоения тех или иных форм поведения путем подражания.

Труд. Труд в большей степени является не психологической, а социальной категорией. В психологии изучается не труд в целом, а психологическая его составляющая.

Труд — целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создания материальных и духовных ценностей.

4.Структура деятельности

При всем многообразии видов деятельности в каждом из них можно выде- лить некоторые общие структурные компоненты. Это прежде всего цели, мотивы и действия.

Всякая деятельность человека определяется целями, которые он ставит перед собой. Если нет цели, то нет и деятельности. Цель деятельности –э то образ желаемого результата, т. е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Деятельность вызывается определенными мотивами, причинами, которые побудили человека поставить перед собой ту или иную цель и организовать деятельность по достижению этой цели. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется, а также это могут быть разнообразные интересы, установки, привычки, эмоциональные состояния.

Действие – основная единица анализа деятельности. Действием называют каждый относительно законченный элемент деятельности при достижении цели, направленный на выполнение одной промежуточной текущей задачи, называют действием. Т.е. любая деятельность состоит из ряда действий. Результат каждого действия сопоставляется с моделью желаемого будущего (т.е. с целью).

Действия могут быть внешние, предметные и внутренние умственные.

Предметные действия — это дей­ствия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Они складываются из определенных движений. Анализ многообразных предметных действий показывает, что все они в большинстве случаев складываются из трех относительно простых: взять, поднять, переместить, опустить.

Умственные действия — разно­образные действия человека, выпол­няемые во внутреннем плане созна­ния. Экспериментально установлено, что в умственное действие обязательно включены моторные двигательные компоненты.

Умственная деятельность человека часто делится на:

¾ перцептивную, посредством ко­торой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений;

¾ мнемическую, которая входит в сос­тав деятельности запоминания, удер­живания и припоминания какого-либо материала;

¾ мыслительную, при помощи ко­торой происходит решение мыслитель­ных задач;

¾ имажитивную (от image — образ), т. е. деятельность воображения в про­цессе творчества.

Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний ком­поненты. По своему происхождению внут­ренняя (умственная, психическая) дея­тельность производна от внешней (предметной). Первоначально совер­шаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, че­ловек приобретает способность совер­шать те же действия в уме, направ­ленные в конечном счете вовне, на преобразование предметной действи­тельности, подвергаются сами обрат­ному преобразованию (экстериоризация). Неразрывная связь внешних и внутренних действий расширяет по­знавательные возможности человека, человек приобретает способность опе­рировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения.

Следующий уровень структуры деятельности — операции, каждое действие состоит из системы движений или операций, подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий.

Структурными элементами процесса освоения деятельностиявляются навыки, умения и привычки.

Навык — это элемент деятельности, сформированный путем многократного повторения и реализуемый с минимальной сознательной регуляцией. Физиологической основой навыка является образование в коре головного мозга устойчивой системы временных нервных связей (данную систему связей называют динамический стереотип). Навыки могут быть двигательными и ум- ственными, а относительно видов деятельности — учебными, игровыми, спор- тивными, музыкальными и т. д.

Путями формирования навыка являются показ (демонстрация), объяснение или сочетание показа и объяснения, репетиция (тренировка). Скорость формирования навыка зависит от ряда причин: объективных (условия работы, конструкция или ее состояние), физиологических (со- стояние здоровья человека или утомление), психологических (отношение к деятельности, уверенность в своих силах, настроение и т. д.).

Навык не является сформированным раз и навсегда. Для его сохранения необходимы постоянные упражнения и его использование в конкретном виде деятельности. При выполнении навыка могут наблюдаться явления интерференции и переноса. Интерференция навыка — явление ухудшения процесса формирования новых навыков из-за тормозящего действия ранее приобретенных (научившись писать правой рукой, сложно перейти к письму левой). Перенос навыков — положительное влияние ранее сформированнных навыков на овладение новыми навыками.

Умение — это способность превращать навыки и знания в предметные (реальные) действия. Для формирования умений человеку необходимо владеть системой знаний и навыков, которые относятся к одному и тому же виду деятельности. Умение предполагает наличие и двигательных, и умственных действий.

К элементам освоения деятельности также относят и привычку. Привычка — это действие или элемент поведения, выполнение которого стало потребностью и перешло в автоматизм. В отличие от навыка привычки не возникают путем сознательных усилий, имеют моральный элемент, могут быть полезными и вредными. Формированию привычек способствуют: строгий распорядок дня; □ пример окружающих; многократное повторение; постоянство условий протекания деятельности. В совокупности умения, навыки, привычки, обусловленные мотивацией и волевыми качествами личности, обеспечивают готовность человека к выполнению самостоятельной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.074 с.)