Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы развития Египетской культуры.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
История и культура Древнего Египта во многом были предопределены его географическим положением. Реальный мир египтян был ограничен узкой долиной великой реки Нил, окруженной с запада и востока песками пустынь. Именно природа страны и ее единственная огромная река, от разливов которой зависела жизнь и благополучие народа, явились тем важнейшим фактором, который обусловил мироощущения и мировоззрения египтян, их отношение к жизни и смерти, их религиозные взгляды. Название Египет государству дали греки, которые приезжали в Египет для знакомства с его культурными достижениями. Название страны Айгюптос можно найти в трудах греческого историка Геродота. Сами же египтяне называли свою страну Та-Кемет (Черная Земля) по цвету ее плодородной почвы в противоположность красной земле пустыни или Та-Мера (Страна Наводнений). Древний Египет существовал на протяжении трех тысяч лет Здесь не было резких исторических переломов, изменения происходили постепенно, не нарушая сложившихся традиций. За столь длительное время была создана культура, имеющая всемирное значение. Истоки египетской культуры теряются в глубокой древности. Будучи африканской по своему происхождению, египетская культура не сразу обрела свое лицо. Ее формирование началось с переходом к ирригационному земледелию и скотоводству, благодаря которым появились постоянные поселения и стабилизировался этнический состав. Развитие древнеегипетской культуры было обусловлено преимущественно благоприятными условиями обитания в долинах крупных рек, на плодородных землях. Разрушение родовой замкнутости привело к качественным сдвигам в развитии орудий труда. Расширение и развитие земледелия происходило как за счет внедрения более совершенных систем ирригации и освоения пойменных земель, так и путем завоеваний. Одновременно увеличивалось и число используемых в хозяйстве растений и одомашненного скота. Хозяйственная и этническая стабильность обеспечили в свою очередь формирование устойчивых культурных традиций, которые дали неожиданный культурный взрыв, обеспечивший расцвет древнеегипетской цивилизации. Только переход к изготовлению медных орудий, совершенствование системы ирригационного земледелия, развитие скотоводства, возникновение имущественной дифференциации и социальной иерархии, формирование заупокойных представлений и культа обожествленного правителя, появление иероглифического письма позволили египетской культуре стать именно египетской, а не оставаться африканской. Периодизация древнеегипетской культуры, как это свойственно всем раннеклассовым культурам, совпадает с эпохами развития цивилизации. На этом основании в ней принято выделять додинастический период, Раннее царство, Древнее царство, Среднее царство, Новое царство и Позднее царство, из которых наиболее плодотворными для нее стали эпохи Древнего, Среднего и Нового царств. Появлению цивилизации на земле Древнего Египта предшествовал длительный, продолжительностью в несколько столетий, период развития культуры, получивший название «додинастический». В это время стал выявляться целый ряд ее особенностей, которые сохранялись до конца эпохи фараонов. И одной из наиболее ярких ее черт стало причудливое сочетание «первобытности» со сложным и зрелым мировосприятием, отличающим высокоразвитую цивилизацию. Именно в этот период древнеегипетская культура не только успела приобрести свой неповторимый облик, но и неизмеримо возвысилась среди родственных ей культур соседних африканских народов. В древности Египет занимал практически ту же территорию, что и сегодня. В додинастический период на этой территории существовали отдельные области — номы, которые позднее объединились в царства: Верхний Египет на юге в долине Нила и Нижний Египет на севере в дельте Нила. Приблизительно в 3100 г. до н.э. фараон Верхнего Египта Нермер, или Менее, завоевал Нижний Египет и объединил оба царства под властью первой династии, а также основал новую столицу на границе двух царств, получившую название Мемфис. Эта столица дала название всей стране, так как греческое слово Айгюптос является искаженным поэтическим обозначением древней столицы Мемфиса — Хетка-Пта. Периоды правления фараонов I и II династий принято называть в истории культуры Египта Ранним царством. Второй период (III—VI) династий получил название Древнего царства. Он характеризуется образованием нового централизованного государства, формированием государственного аппарата, выделением административных округов. В это же время утверждается неограниченная власть фараона, происходит ее обожествление, что находит свое выражение в сооружении пирамид-гробниц. Эпоха Древнего царства воспринималась самими египтянами как время правления могущественных и мудрых царей. Централизация власти в Древнем Египте породила специфическую форму общественного сознания — культ фараона. Этот культ опирался на представление о фараоне как родоначальнике всех египтян. В свою очередь фараон рассматривался как наследник бога, создателя и владыки мира. Поэтому он обладал властью над целым космосом. Благополучие страны было обусловлено наличием фараона. Благодаря ему везде господствовали регулярность и порядок. Фараон своей собственной персоной сохранял равновесие мира, которому постоянно угрожал хаос. В отличие от других народов, населявших в древности Ближний Восток, все египтяне были равны перед богом. Между государством и индивидом не стояли ни аристократия, ни другие промежуточные инстанции. Положение человека в обществе определяли имя его родителей и титул, соответствовавший его месту в административной системе. Мужчина и женщина были равны перед законом, хотя женщина обычно входила в дом мужа и становилась там хозяйкой дома. Египтяне, видимо, особенно ценили семейные отношения, это нашло отражение в многочисленных рисунках и надписях на стенах гробниц и в литературных памятниках. Решающую роль на формирование египетской культуры этого этапа оказали религиозно-мифологические представления древних египтян: заупокойный культ и обожествление власти фараона. Художественная культура была составной частью культов и ритуалов, она была тесно связана с религией, которая обоготворяла силы природы и земную власть. Поэтому религия и мифология являются ключом к пониманию всей художественной культуры Древнего Египта. Важнейшей чертой мироощущения египтян было неприятие смерти, которую они считали противоестественной как для человека, так и для всей природы. В основе этого мироощущения лежало убеждение в регулярном обновлении природы и жизни. Ведь природа обновляется ежегодно, а Нил, разливаясь, обогащает своим илом окрестные земли, рождая на них жизнь и благоденствие. Но когда он уходит обратно в свои берега, наступает засуха, которая не является смертью, так как на следующий год Нил разольется снова. Именно из этих убеждений родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конца существования человека, его ждет воскрешение. Для этого бессмертной душе усопшего необходимо вновь соединиться со своим телом. Поэтому живые должны позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено, а средством сохранения тела было бальзамирование. Таким образом, забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Мысль о необходимости сохранения тела для будущей жизни сформировала в конце концов культ умерших, определивший многие явления и особенности египетской культуры. Культ умерших был для египтян не отвлеченной религиозной обязанностью, а практической необходимостью. Полагая, что смерть есть не прекращение человеческого существования, а лишь переход его в другой мир, где своеобразно продолжается его земное существование, египтяне стремились обеспечить это существование всеми необходимыми предметами. Прежде всего, необходимо было позаботиться о строительстве усыпальницы для тела, в которой жизненная сила — ка — вернется в вечное тело умершего. Ка был двойником человека, обладавшим теми же физическими качествами и недостатками, что и тело, вместе с которым ка рождался и рос. Однако в отличие от физического тела ка был невидимым двойником, духовной силой человека, его ангелом-хранителем. После смерти человека существование его ка зависело от сохранности его тела. Но мумия, хотя и более долговечная, чем тело, тоже была бренна. Чтобы обеспечить для ка вечное вместилище, создавались точные портретные статуи из твердого камня. Жилищем ка умершего человека должна была быть гробница, где он обитал вблизи своего тела — мумии и портретной статуи. Поскольку загробная жизнь ка мыслилась как непосредственное продолжение земной, то после смерти умерших следовало обеспечить всем, чем они обладали при жизни. Рельефы, высеченные на стенах погребальных камер, воспроизводили сцены повседневной жизни умершего, заменяли для его ка то, что окружало человека в обыденной жизни на земле. Эти изображения воспринимались не как прекрасная жизнь, а как продолжение реальной земной жизни. Снабженные пояснительными надписями и текстами вместе с предметами домашнего обихода, они должны были дать возможность умершему продолжать вести привычный для него образ жизни и пользоваться своим имуществом в загробном мире. И хотя смерть признавалась одинаково противоестественной для всех египтян, надежные гробницы и недоступные склепы, снабженные, как считалось, всем необходимым для умершего, создавались только для богатых и власть имущих. Пирамиды строились только для фараонов, поскольку после смерти они соединялись с богами, становясь великими богами. Своего наивысшего подъема Египет достиг в период Нового царства, которое началось после изгнания в 1580 г. до н.э. гиксосов из Египта. Религия и искусство Древнего Египта История культуры Древнего Египта показывает, что эта цивилизация не всегда была монолитной и могущественной, она пережила периоды расцвета и упадка. Различного рода противоречия, порожденные роскошью правящей верхушки и нищетой народа, столкновениями власти фараона с властью жрецов, подчас расшатывали и ослабляли египетское государство. А войны с соседями, соперничество других мощных империй порой ставили под угрозу целостность империи фараонов. Но, несмотря на все эти обстоятельства, внутренние силы оказывались достаточно велики, раз эта империя в течение почти тридцати веков, всякий раз оправляясь от очередного удара, продолжала воплощать высшую ступень человеческой цивилизации своего времени. Основная причина высокой жизнестойкости египетской державы, как считали исследователи, была заключена в религиозных убеждениях древних египтян. Первоначально пантеон египетских богов отличался хаотичностью, несогласованностью и противоречивостью. Богов в Древнем Египте было много, в каждом городе их было несколько. Главным был бог солнца Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших был Осирис — бог смерти, олицетворявший умирающую и воскресающую природу. Египтяне верили, что после смерти и своего воскрешения Осирис стал царем подземного царства. Не менее важной была богиня Исида — покровительница плодородия и материнства. Богиней истины и порядка считалась Маат. Древние египтяне признавали всех богов, почитавшихся местными традициями. У каждого из них было свое имя, своя история, основные атрибуты и символика, делавшие их единственными в своем роде. Жители каждого города глубоко чтили покровительствующее им божество, от которого зависело их благополучие. Со временем, в период создания единого государства, сложилась некая божественная иерархия и упорядочились культы многочисленных богов и связанные с ними религиозно-мифологические представления. Идея единовластия привела к возвышению культов богов крупнейших религиозных и политических центров. Теперь главное божество любой провинции (нома) считалось воплощением солнца, что отразилось и на их именах: Амон-Ра, Манту-Pa, Себек-Ра. Во главе государства утверждается фараон, чья власть абсолютна.. Возникает понятие «дом фараона» - (ном), которое совпадало с понятием государства. Божественность фараона выражалась в признании его сыном бога во плоти. Главным богом Египта становится бог Солнца как рассматривался как «Восходящее Солнце» и назывался Хепри, или Хепрер, как «Солнце в зените» - Ра, как «Солнце перед закатом» - Атум.». Всего в Египте насчитывались тысячи богов. Боги олицетворяли различные природные явления и одновременно явления общественного порядка. Одним из важнейших богов считался Птах - бог воды, земли и мирового разума, создатель всего сущего. Считалось, что он выносил идею сотворения мира в своем сердце и дал ей жизнь движением языка – своим словом. Птах почитался покровителем искусств и ремесел. Как одного из немногих богов Птаха изображали в облике человека. Египтяне поклонялись также самым различным животным и растениям. При этом все боги, животные, растения, по мнению египтян, были порождениями единого бога. Он – творец вселенной и существует в трех лицах – отца, матери и сына (предтеча христианской Троицы). Протест египтян против смерти выразился в вере в бессмертие души. Самым ярким свидетельством этого отношения явились пирамиды. Самая знаменитая пирамида - пирамида Хеопса (ее строили 20 лет). Высота – 146, 6 м. Площадь – 55 тыс.кв.км. Строились также дворцы, храмы, обелиски перед храмами. Сфинксы возводились перед заупокойными храмами. Причем, если голова сфинкса изображала фараона, то сфинкс в целом олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Возникает скульптурный портрет. Происходит переход от иероглифов к слоговому письму. Развивается декоративно-прикладное искусство (посуда, украшения). При этом преобладает плоскостное изображение фигур. Основные письменные тексты в Древнем Египте представляли собой молитвы богам и хозяйственные тексты. Музыка постепенно разделилась на культовую, придворную и народную. Среди инструментов были лиры, барабаны, арфы. Причем, музыке приписывалась магическая сила. Египетская наука была представлена преимущественно математикой, астрономией, медициной. Высочайшего уровня достигла мумификация трупов. Появились первые часы, календарь. В египетских школах преподавались, как правило, письмо, чтение, счет, гимнастические упражнения, плавание, хорошие манеры. В честь завоевателя Египта Александра Македонского была основана Александрия. В городе были театр, библиотека, ипподром, множество храмов, парков, садов, цветников, бань. Достопримечательностью, получившей мировую известность, стал Александрийский маяк. Была создана Академия наук. В Александрии работал Архимед. Был изобретен водяной орган. Впоследствии Египет становится римской провинцией. Копты (потомки коренных жителей Египта) исповедовали христианство. При этом единая религия так и не сложилась.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.92 (0.008 с.) |