Секция 3 «Оправданный и неоправданный риск: подростки на дорогах мегаполиса» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Секция 3 «Оправданный и неоправданный риск: подростки на дорогах мегаполиса»



Известно, что в подростковом возрасте ребенок подвержен различным рискам, да и сам часто рискует, часто не оправданно. Попытаемся разобраться, чем вызвано такое поведение и как минимизировать его последствия.

 

Во-первых, разберемся, что такое риск оправданный (положительный) и не оправданный (отрицательный).

  Оправданный риск это когда предполагаемые неблагоприятные последствия ваших действий, будут значительно ниже предполагаемых неблагоприятных последствий без их совершения.
Неоправданный риск это - это когда предполагаемые неблагоприятные последствия ваших действий, будут выше предполагаемых неблагоприятных последствий без их совершения
.

 

Особенности психики подростков 14-18 лет включают:

 

· Стремление к самоутверждению, независимости, оригинальности.

· Пренебрежение советами старших.

· Неоправданная критичность, недоверие.

· Отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам.

· Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы.

· Недостаточное осознание последствий своих поступков.

 

Из этих особенностей можно понять некоторые цели подростка:

1. Выделиться – приобрести самостоятельность и определиться со своей личностью. Часто это ведет к занятиям экстремальным спортом, часто - к попыткам привлечь к себе внимание неоправданным риском - прогулки по карнизам, селфи на краю крыши и т.д., покупка автомашин и мототехники без документов и управление ими (сначала "на даче", а потом и в городе).

2. Вписаться – быть принятым у друзей и в подростковом сообществе, заслужить уважение. Нередко для этого совершают рискованные поступки, часто - неоправданно рискованные. Обратная сторона этого стремления конформизм, и влияние компании, не всегда хорошей - алкоголь, наркотики, лишь бы "быть в коллективе"

Пример - В исследованиях американского психолога Лоуренса Стайнберга был проведен эксперимент, в котором испытуемым предлагалось сыграть в видеоигру, симулирующую вождения автомобиля. При этом сначала они должны были играть в присутствии своих сверстников, а затем в одиночестве. В ходе эксперимента выяснилось, что в присутствии сверстников подростки намного чаще выбирают рискованные комбинации, на поведение взрослых присутствие наблюдателей никак не повлияло. Похожий эксперимент был проведен им и в естественных условиях. При вождении настоящей машины на дороге. Исследование показало, что подростки вели машину быстрее и допускали опасные маневры, чем взрослые, а в присутствии другого подростка эта склонность намного увеличивалась.

3. Достичь—найти пути реализации и достижения целей, обрести способность брать на себя ответственность их достижения. И вот тут важно, какие это будут цели и какими путями можно к ним идти. Ведь часто стремление к творчеству оборачивается алкоголизмом и наркоманией, стремление к победам - вместо спорта уличными группировками и рискованным дворовым псевдоспортом (зацеперы, крыши электричек, хождение по крышам, висение на балконах на пальцах и т. д), уличным гонкам на скутерах, мотоциклах, автомобилях, стремление к знаниям - сектами. В наших руках –предопределить это.

К подростковому возрасту, да и уже будучи подростком, ребенок должен научиться рисковать в пределах безопасных границ, приобретать важные для жизни навыки и уметь справляться с жизненными и психологическими проблемами. Что ему может в этом помочь?

Нет никаких гарантий в отношении течения подросткового возраста. Иногда самые хулиганистые дети вдруг берутся за ум, начинают учиться и осуществлять свои планы. Нередко бывает и обратная картина: ранее вполне благополучный ребенок вдруг начинает «дурить» и постоянно влипает во всякие истории.

Одна из причин, по которой происходят подобные изменения - потребность у подростков в риске. По большому счету в тяге к рискованному поведению нет ничего плохого. Это часть развития личности, период, когда еще недавний ребенок должен выйти из круга семьи и встретиться с внешним миром. Естественно, ребенок и до этого не изолирован от окружающих. Но в то время, когда он принимал не так много самостоятельных критических решений, чаще ориентировался на поведение родителей, их одобрение или порицание. Но потом все меняется. Тинэйджер все хочет делать сам, жить своим умом и стать самостоятельным.

Надо отметить, что 15-летние подростки могут рассуждать и строить логические связи на уровне взрослого человека. Человек правильно рассуждает, строит прогнозы своего поведения и поведения других, разрабатывает планы достижения тех или иных целей. Но если тинэйджер испытывает сильные эмоции или находится в группе сверстников, способность использовать логику и предвидеть последствия своих поступков падает.

Эта ситуация связана с тем, что в этот период активно формируются связи эмоциональной части мозга (лимбики) с лобной корой. Последняя ответственна за всю логическую составляющую нашего мышления, контроля своего поведения и эмоций. Так как связей между этими структурами еще все-таки не достаточно, то временами эмоции, мимолетные желания и потребность понравиться сверстникам пересиливают здравый смысл. Большинство взрослых оценивают такое импульсивное поведение подростка, как нелогичное и глупое.

Несмотря на то, что поиск риска характерен практически всем подросткам, риск риску рознь. Дети рискуют неодинаково.

Положительный риск.

В этом случае подросток рискует с пользой для себя. Это рискованное поведение, которое помогает развить определенные качества личности, преодолеть страхи, влиться в социум и т.п. Здесь «поведение» включает в себя множество ситуаций, а не только то, как себя подросток ведет. Это и достижение целей, определенных результатов, опробование нового, общение с людьми разного возраста и социальных групп. Дети оспаривают авторитет взрослых конструктивными способами. В том числе и тем, что демонстрируют свою самостоятельность и способность решать вопросы, которые ставит перед ними жизнь.

Положительный риск можно подразделить на несколько категорий:

- социальный (вступление в группы, клубы, организация собственных социальных объединений, умение играть в команде, побеждать в соревнованиях, принимать поражение, участие в кружках, научных клубах)

- физический (занятия экстремальным спортом с учетом безопасности)

- академический (выбор занятий и заданий повышенной сложности)

- участие в волонтерской деятельности

- начало деятельности связанной с финансами, начало своего бизнеса, участие в благотворительности, связанной с пожертвованиям.

 

Отрицательный риск.

Поведение, включающее опасные для жизни и здоровья виды деятельности. Это употребление наркотиков, алкоголя, нарушение закона, езда на авто, мото технике без прав, защитной экипировки, в состоянии измененного сознания, незащищенный секс. В этом случае подростки могут искать или создавать ситуации явной угрозы для жизни: балансировать на краю крыши, перебегать рельсы перед близко идущим поездом и т.п. В этом случае тинэйджеры быстро перестают удовлетворяться недавней степенью риска и пытаются вести себя более рискованно, чем до этого.

 Кроме различных видов рискованного поведения у некоторых подростков наблюдается полный отказ от риска в своей жизни. Так как они не проходят важный этап своего взросления, они, в целом, гораздо сложнее переносят жизненные сложности, чем дети, берущие положительный риск. Так подростки, отказывающиеся рисковать даже положительно, на 20 процентов чаще употребляют алкоголь и наркотики. (привести пример с ребенком жившем в стерильном боксе)

Хоть не существует никаких гарантий, что тот или иной ребенок будет в подростковом возрасте «проблемным», есть определенные закономерности – факторы риска склонности к опасному поведению.

Факторы риска

¾ Низкое ожидание успеха в жизни. Ребенок не ждет, что он может решить свои проблемы, поступить в ВУЗ, хорошо учиться и быть положительно оцененным окружающими.

¾ Низкая самооценка.

¾ Бессилие перед жизнью. Предыдущие попытки измениться к лучшему не принесли результатов.

¾ Низкая успеваемость в школе.

¾ «Плохая компания». Такие подростки более склонны идти на поводу друзей, что бы они ни делали.

Факторы снижения риска

¾ Внимательное отношение подростка к своему здоровью и деятельность, направленная на его поддержание. Занятость ребенка в кружках и секциях, занятия спортом. Это один из основных факторов.

¾ Хорошие и доверительные отношения со взрослыми.

¾ Наличие друзей с положительными установками в отношении себя и своего будущего.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.006 с.)