МДК 04.03. «Технология оказания медицинских услуг» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МДК 04.03. «Технология оказания медицинских услуг»



РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)                                                                                  алданскИЙ медицинскИЙ КОЛЛЕДЖ

 

РАССМОТРЕНА

на заседании ЦМК ПМ

Протокол № ___

от «_» _________ 201_ г.

Председатель ЦМК _________/ ___________________

Методическая разработка

Практического занятия

 

 ПМ.04: «Младшая медицинская сестра по уходу за пациентами»

МДК 04.03. «Технология оказания медицинских услуг»

По теме: «Зондовые манипуляции»

для специальностей:

                                        31.02.01 Лечебное дело

31.02.02 Акушерское дело

 34.02.01 Сестринское дело

 

 

Разработчик: преподаватели ПМ

«Выполнение работ по одной или нескольким профессиям

рабочих, должностям служащих»

Мыльникова Ольга Викторовна

Климова Ольга Леонидовна

 

 

2022г.

 

Зондовые манипуляции

Студент должен знать:

1. цели зондирования пищеварительного тракта;

2. технику введения желудочного зонда через нос или рот;

3. технику введения толстого желудочного зонда через рот;

4. показания и противопоказания промывания желудка;

5. методы взятия желудочного содержимого для определения секреции;

6. цели дуоденального зондирования;

7. универсальные меры предосторожности при работе с полученными пробами;

8. способы деконтаминации зондов, воронок, шприцев.

    Студент должен уметь:

1. ввести в желудок тонкий зонд через нос и через рот;

2. ввести в желудок толстый зонд;

3. промыть желудок;

4. взять промывные воды на исследование;

5. объяснить пациенту ход предстоящего исследования желудочного содержимого и содержимого двенадцатиперстной кишки и желчного пузыря;

Вопросы для самоподготовки:

1. цели, показания, противопоказания зондовых процедур;

2. деонтологическое обеспечение зондовых процедур;

3. оснащение зондовых манипуляций;

4. алгоритм действия фракционного зондирования по методу Лепорского;

5. алгоритм действия фракционного зондирования с парентеральным раздражителем;

6. алгоритм действия дуоденального зондирования;

7. алгоритм действия промывания желудка;

8. положительные и отрицательные стороны применения методик исследования желудочного содержимого по методу Лепорского и с парентеральным раздражителем.

9. тактика медсестры в случае реакции пациента на введение гистамина;

10. тактика медсестры в случае отсутствия одной из порций при дуоденальном зондировании (две возможные причины этого);

11. применение беззондовых методов, их положительные и отрицательные стороны;

12. проведение промывания желудка в случае бессознательного состояния пациента;

13. рвота и оказание помощи при рвоте.

Глоссарий

термин объяснение                   
Атония Ослабление тонуса, т. е. напряжения, возбудимости тканей и органов
Гипокинезия Недостаточное движение                      
Интубация Введение в гортань специальной трубки
Cardia Отдел желудка, идущий после пищевода
Регургитация Обратный ток (жидкости)
рН-метрия Определение рН содержимого различных отделов желудка и двенадцатиперстной кишки.
Стеноз Сужение просвета
Субкардинальный отдел Часть желудка нижеcardia

Теоретическая часть

Правила техники безопасности

Внимание!

1. Если в процессе любой зондовой манипуляции в полученном материале кровь - зондирование прекратить и вызвать врача!

Если при введении зонда пациент начинает кашлять, задыхаться, лицо его становится синюшным, следует немедленно извлечь зонд, так как он попал в гортань или в трахею, а не в пищевод.

3. В случае повышенного рвотного рефлекса у пациента, корень языка обработать аэрозольным 10% раствором лидокаина.

Фракционное зондирование желудка с парентеральным раздражителем

Дополнительные сведения

1. Оснащение зондовых процедур для каждого пациента индивидуально.

2. Фракционное исследование по методу Лепорского в настоящее время используется редко из-за технического неудобства и получения менее достоверных результатов исследования.

3. Фракционное исследование с помощью парентеральных раздражителей:

· парентеральные раздражители физиологичны, но действуют сильнее энтеральных, точно дозируются и при их применении, получаем чистый желудочный сок. При введении гистамина возможно возникновение побочных явлений в виде головокружения, чувства жара, снижения А/Д, тошнота, затруднение дыхания и т. д. При этих явлений следует срочно вызвать врача и приготовить для введения парентерально один из антигистаминных препаратов: димедрол, супрастин, пипольфен. Иногда с целью предупреждения аллергических реакций при использовании гистамина, за 30 минут до его введения, вводят раствор димедрола 1% - 1мл подкожно.

· при коллапсе и анафилактическом шоке - см. алгоритмы помощь при коллапсе и анафилактическом шоке. Пентагастрин побочных действий почти не вызывает. Его вводят подкожно в дозе 6мкг (0,006мг) на 1кг веса пациента.

· Исследование проводят утром натощак. Вечером накануне пациент не должен употреблять грубую, острую пищу, утром перед исследованием не есть, не пить, не курить.

· В некоторых случаях для более лёгкого введения зонда в желудок за 1,5 часа до процедуры зонд помещают в морозильную камеру.

· После каждого извлечения желудочного содержимого на наружный конец зонда накладывается зажим или он перегибается и пациент держит зонд в руке (если он в состоянии), или завязывается узлом.

· После использования зонды дезинфицируют кипячением в дистиллированной воде в течение 30 минут с момента закипания при полном погружении. Затем они проходят предстерилизационную обработку, так же как шприцы (только их нельзя чистить щётками), а затем сушка в подвешенном виде слепым концом вверх, индивидуальная упаковка и стерилизация паровым методом, щадящим режимом или в 6% перекиси водорода (тогда их не упаковывают).Приказ № 345.

Можно дезинфицировать в 3% растворе самаровки в течение 1 часа.

Внутриполостная Ph-метрия

Одним из современных методов исследования кислотообразующей и кислотонейтрализующей функций желудка является внутриполостная Ph-метрия - определение Ph содержимого различных отделов желудка и двенадцатиперстной кишки с помощью измерения электродвижущей силы, образуемой ионами водорода. Для этого исследования применяют специальный Ph-метрический зонд. Нормальные показатели Ph обычно 1,3 - 1,7.

В последние годы и в нашей стране, и за рубежом этот способ внутриполостного (24 - часового) непрерывного мониторирования Ph получил широкое распространение в специализированных лечебных учреждениях. По данным специалистов, метод является многоцелевым. Измерение рh в просвете желудка, пищевода или двенадцатиперстной кишки, проводимое в течение суток с учётом межпищеварительной и ночной секреции кислоты - самой опасной при язвенной болезни - ставит этот метод в ряд наиболее информативных, точных, физиологически обоснованных.

Радиотелеметрический метод

Рh желудочного содержимого определяют иногда и с помощью специальных «пилюль» (радиокапсул), снабжённых миниатюрным радиодатчиком. После проглатывания такой радиокапсулы датчик передаёт информацию о Ph, температуре и гидростатическом давлении в просвете желудка и двенадцатиперстной кишки, которая регистрируется принимающим устройством.

Утром натощак пациент проглатывает радиокапсулу, укрепленную на тонкой шелковой нити или на зонде, чтобы удержать капсулу в нужном отделе пищеварительного тракта. Затем на пациента надевают пояс, в который предварительно вмонтирована гибкая антенна для приёма сигналов радиокапсулы, и включают лентопротяжный механизм.

Радиотелеметрический метод исследования является наиболее физиологичным при изучении секреторной и двигательной функций желудка.

«Ацидотест»

Применение ионообменных смол для исследования желудочной секреции основано на способности смол обмениваться ионами в кислой среде. Этот принцип используется в методике «Ацидотест». Метод основан на обнаружении в моче красителя, образующегося в желудке при взаимодействии принятой внутрь ионообменной смолы (жёлтые драже) со свободной хлористоводородной кислотой. В качестве энтерального раздражителя служит кофеин (белые таблетки). Интенсивность окраски определяется по эталону (цветной шкале) в лаборатории.

Накануне и в день обследования пациент не должен принимать лекарственные препараты и употреблять продукты, окрашивающие мочу. Исследование начинают утром натощак, не ранее чем через 8 часов после еды.

Несмотря на то, что методика «Ацидотест» не является зондовой процедурой, авторы считают возможным дать её в это главе.

Дуоденальное зондирование

Зондирование двенадцатиперстной кишки проводят для исследования желчи, что помогает в диагностике заболеваний желчевыводящих путей, желчного пузыря, поджелудочной железы и двенадцатиперстной кишки. Дуоденальное зондирование применяют и с лечебной целью (например, для откачивания желчи при сниженной моторной функции желчного пузыря).

Исследования проводят с помощью специального дуоденального зонда диаметром 4 - 5мм и длиной до 1,5м, имеющую на внутреннем конце металлическую оливу с отверстиями. Такие зонды резиновые, но сейчас выпускают зонды из полимерных материалов, у них оливой служит   вплавка из латуни на внутреннем конце. Все дуоденальные зонды имеют метки через каждые 10см.

Полученные порции дуоденального содержимого подвергают микроскопическому исследованию, которое позволяет выявить воспаление в желчном пузыре и желчевыводящих путях (лейкоциты, клетки эпителия), обнаружить различных бактерий и простейших (например, лямблий). Кроме этого можно обнаружить: атипичные клетки, желчекаменную болезнь (по наличию песочка в желчи), определить нарушение коллоидного состава желчи (большое количество кристаллов холестерина) и т. д.

Как правило, при проведении дуоденального зондирования получают три порции:

«А» – содержимое двенадцатиперстной кишки, её состав - сок двенадцатиперстной кишки + сок поджелудочной железы + желчь;

«В» – пузырная желчь;

«С» – желчь из внутрипечёночных желчных протоков.

В некоторых случаях появляется четвёртая порция – «ВС», так называемый пузырный рефлекс, как правило, имеющий место у детей при гипокинезии желчного пузыря, а у взрослых пациентов при желчекаменной болезни.

Запомните! Порция «ВС» - это порция «С» на фоне порции «В».

Учитывая важное диагностическое значение этой порции, сестре, проводящей дуоденальное зондирование, нужно наблюдать за цветом желчи при получении порций «В» и «С». Порцию «ВС» следует собрать в отдельную пробирку и сделать соответствующую пометку.

При некоторых заболеваниях, например, при закупорке желчного протока камнем, получить порцию «В» не удаётся.

Цель: диагностическая.

Оснащение: стерильный дуоденальный зонд в упаковке, штатив с пробирками, стимулятор для сокращения желчного пузыря (25 - 40мм 33% раствора сульфата магния, или 10% спиртовой раствор сорбита или хилецистокинин), шприц 20,0мл для аспирации, шприц для инъекции (если используют хилецистокинин), грелка, валик, перчатки, полотенце, маленькая скамеечка.

1. Уточнить у пациента понимание хода и цели процедуры, получить его согласие на процедуру (если зондирование делается в кабинете, то предупредить пациента, о том, чтобы он не забыл взять с собой чистое полотенце).

2. Вымыть руки, надеть перчатки.

3. Предложить пациенту сесть на стул или кушетку.

4. Положить полотенце на грудь пациента.

5. Вскрыть пакет со стерильным зондом, взять внутренний конец зонда в правую руку на расстоянии 10 - 15см, левой рукой придерживать наружный конец.

6. Определить расстояние, на которое пациент должен проглотить зонд, с тем чтобы он оказался в субкардинальном отделе желудка (в среднем около 45см) и в двенадцатиперстной кишке: расстояние от губ и вниз по передней брюшной стенке, чтобы олива располагалась на 6см ниже пупка.

7. Предложить пациенту открыть рот, положить оливу на корень языка, пациент проглатывает оливу, медсестра помогает ему заглатывать, осторожно продвигая зонд глубже. Пациент продолжает заглатывать. При каждом глотательном движении зонд будет продвигаться в желудок до нужной метки (4-й или 5-й). Во время заглатывания зонда пациент может сидеть или ходить.                          

8. Проверить место нахождения зонда, подсоединив к наружному концу шприц и провести аспирацию содержимого. Если в шприц поступает мутноватая жидкость желтого цвета - олива находится в желудке; если нет - подтянуть зонд на себя и попросить его заглатывать зонд вновь.

9. Если зонд в желудке - уложить пациента на правый бок, подложив под таз валик или одеяло, а под правое подреберье - тёплую грелку. В таком положении пациент продолжает заглатывать зонд до 7 - 8 метки. Продолжительность заглатывания от 40 до 60мин.

Примечание: штатив с пробирками устанавливается ниже уровня кушетки. При нахождении оливы в двенадцатиперстной кишке в пробирку поступает золотисто-жёлтая жидкость - дуоденальное содержимое - порция А. За 20 - 30 минут поступает 15 - 40мл содержимого двенадцатиперстной кишки (2 - 3 пробирки). Если жидкость не поступает в пробирку, нужно проверить местонахождение зондас помощью введения в него с помощью шприца воздуха и выслушивания эпигастральной области фонендоскопом. Если зонд находится в двенадцатиперстной кишке, то введение зонда не сопровождается никакими звуками, если зонд находится ещё в желудке, то при введении воздуха отмечаются характерные клокочущие звуки

10. При заглатывании зонда до 9-й метки (80 - 85см.), опустить наружный конец в пробирку.

11. После получения порции «А», шприцем ввести стимулятор сокращения желчного пузыря (25 - 40мл 33% раствора сульфата магния, или 10% спиртового раствора сорбита, или желчегонного средства гормональной природы, например, холецистокинин – 75 ед. в/м). Переместить зонд в следующую пробирку.

12. Через 10 - 15мин после введения стимулятора, в пробирку начнёт поступать порция «В» – пузырная желчь. Продолжительность получения порции «В» – за  20 - 30мин. – 30 - 60мл желчи (4 - 6 пробирок).

Примечание: для своевременного выявления порции «ВС» внимательно наблюдать за цветом порции «В». При появлении жидкости светлого цвета, переместить зонд в другую пробирку, затем, при появлении жидкости тёмного цвета –  вновь переместить зонд. Отметить порцию «ВС».   

13. После получения порции «В» переместить зонд в следующую пробирку для получения порции «С» – печеночной порции. Продолжительность получения порции «С» – за 20 - 30мин – 15 - 20мл (одна - две пробирки).

14. Осторожно извлечь зонд с помощью полотенца или салфетки медленными поступательными движениями, одновременно протирая его.

15. Погрузить зонд в дезраствор.

16. Вымыть руки, снять перчатки, поместить их в дезраствор, вымыть и осушить руки.

17. Отправить все порции в клиническую и бактериологическую лаборатории с направлениями.

18. При получении ответа из лаборатории немедленно подклеить его в карту пациента.

отделение_______ палата №___ Направление в клиническую   лабораторию Желчь - порции «А», «В», «С». Пациент ФИО_______________ дата________ подпись м/с_____
отделение_______ палата №___ Направление в бактериологическую   лабораторию Желчь - порции «А», «В», «С». Пациент ФИО_______________ дата________ подпись м/с_____  

 

Доставленная в лабораторию желчь исследуется:

определяют физические свойства (цвет!. прозрачность, количество» удельный вес, реакция);

1. проводят химическое исследование (исследование концентрационной функции желчного пузыря, коллоид­ной устойчивости желчи (определение белка, билирубина, уробилина, желчных кислот, холестерина));

2. микроскопическое исследование (обнаруживают клетки, кристаллические образования, паразиты, бак­терии).

Нормальная желчь почти не содержит никаких кле­точных элементов» иногда в ней есть незначительное ко­личество холестерина.

При патологии в содержимом появляются лейкоцитыЛейкоциты: Белые клетки крови. У взрослого здорового человека в 1 мкл крови содержится 5 —9 тыс. Л. Количество Л. может как увеличиваться (лейкоцитоз), так и уменьшаться (лейкопения). У взрослого человека Лейкоциты образуются главным образом в костном мозге. Лейкоциты обладают амебовидными движениями, принимают участие в реакциях иммунитета. Определяют лейкоцитарную формулу: количественное соотношение между отдельными формами Л., выявляемое при клиническом анализе крови, является существенным в определении заболевания. В зависимости от строения и выполняемых функций Л. делятся на гранулоциты и агранулоциты: гранулоциты составляют 60% всех Л. Их цитоплазма имеет зернистую структуру. Гранулоциты делятся на три вида: базофилы (продуцируют гепарин, препятствующий свертыванию крови), нейтрофилы (выполняют фагоцитарную функцию, скапливаясь в области повреждения тканей или проникновения в организм микробов), эозинофилы (участвуют в обезвреживании и разрушении чужеродных белков). Агранулоциты (незернистые лейкоциты) делятся на лимфоциты и моноциты. Лимфоциты образуются в лимфатических узлах, миндалинах, селезенке и костном мозге. Различные группы лим фоцитов по разному реагируют на чужеродный белок, вырабатывая либо ферменты, которые разрушают белковые тела (микробы, вирусы), либо специфические антитела, которые связывают и нейтрализуют чужеродный белок. Моноциты обладают амебоидными движениями и характеризуются высокой фагоцитарной активностью, но при иных, нежели нейтрофилы, условиях, появляясь в очаге воспаления на завершающей стадии и подготавливая этот участок к регенерации.» | слизь, эпителий — признаки воспаления; эритроциты, кристаллы холестерина, билирубина — признаки желч­нокаменной болезни.

Порция А получается из 12-перстной кишки — патоло­гия в ней подтверждает патологию в порциях В и С или патологию желудка и 12-перстной кишки.

Порция В — из желчного пузыря — патологияПатология: Патология, -и; ж. 1. Медико-биологич. наука, изучающая развитие и морфологические проявления общих болезненных процессов и отд. заболеваний. От греч. pdthos — страдание, болезнь и...логия. Разделы: патологическая анатомия, патологическая физиология. 2. Общее назв. болезненных процессов и отклонений от любой нормы в организме.  доказы­вает заболевания: холецистит, желчнокаменную болезньБолезнь: Нарушение нормальной жизнедеятельности организма, вызванное изменениями в его строении и функциях, обычно приводящее к временному или постоянному снижению деятельности или утрате трудоспособности; как правило возникает под влиянием факторов (болезнетворные агенты), сила воздействия которых превышает защитные или компенсаторные возможности организма; завершается полным выздоровлением, развитием стойких изменений каких-л. органов (переходом в хронич. форму), иногда возникновением новых форм Б. в виде отдалённых последствий или смертью; прогноз Б. во многом зависит от своевременного обращения к врачу и неукоснительного выполнения его назначений; в профилактике мн. Б. решающую роль играют соблюдение режима труда и отдыха, рациональное питание, личная гигиена, занятия физкультурой, отказ от вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем и пр.), закаливание организма. Сын.: заболевание. • Периоды Б.: 1) скрытый, или латентный, период (для инфекционных Б. — инкубационный), — время от начала воздействия болезнетворного агента до появления первых симптомов Б.; может длиться от неск. секунд (напр. при отравлении сильными ядами) до десятков лет (напр. при проказе); 2) продромальный период — время от появления первых признаков Б. (как неопределённых: повышение температуры, разбитость, общее недомогание, так и типичных для данного заболевания, напр. пятна Филатова — Коплика при кори) до полного развития симптомов; 3) период полного развития болезни, длительность которого колеблется от неск. суток до десятков лет (туберкулёз, сифилис, проказа); 4) период завершения болезни, который может протекать быстро (кризис) или постепенно (лизис). Классификация: I. По характеру течения — острые и хронические. П. Общепринятая классификация: 1) внутренние Б. (терапия), главным методом лечения к-рых являются лекарства; 2) хирургические Б. (хирургия), главным методом лечения к-рых является операция; 3) злокачественные Б. (онкология), в основе к-рых лежит неконтролируемый процесс размножения клеток; 4) наследственные Б., причиной к-рых является дефект каких-л. генов; 5) болезни органов, участвующих в зачатии, вынашивании плода и родах (гинекология); 6) кожные Б., главным клиническим проявлением к-рых является поражение кожи; 7) глазные Б., главным клиническим проявлением к-рых являются поражения глаза; 8) инфекционные Б., вызванные микроорганизмами или паразитами; 9) венерические Б., к-рые передаются гл. обр. половым путём; 10) психические расстройства, ключевым клиническим проявлением к-рых является нарушение объективного восприятия действительности (психиатрия); 11) болезни уха, носа и горла (отоларингология); 12) детские Б. (педиатрия), изучающие особенности протекания заболеваний в детском возрасте; 13) болезни неправильного питания (диетология). боль, -и; ж. (мн. боли, болей и болей). Ощущение физического страдания, возникающее при действии сверхсильных раздражителей и являющееся симптомом некоторых заболеваний. Классиф.: острая, тупая, колющая, режущая, давящая, жгучая, ноющая. Соблюдение режима труда и отдыха, рациональное питание, личная гигиена, занятия физкультурой, отказ от вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем и пр.), закаливание организма. Сын.: заболевание. • Периоды Б.: 1) скрытый, или латентный, период (для инфекционных Б. — инкубационный), — время от начала воздействия болезнетворного агента до появления первых симптомов Б.; может длиться от неск. секунд (напр. при отравлении сильными ядами) до десятков лет (напр. при проказе); 2) продромальный период — время от появления первых при-знаков Б. (как неопределённых: повышение температуры, разбитость, общее недомогание, так и типичных для данного заболевания, напр. пятна Филатова — Ко-плика при кори) до полного развития симптомов; 3) период полного развития болезни, длительность к-рого колеблется от неск. суток до десятков лет (туберкулёз, сифилис, проказа); 4) период завершения болезни, к-рый может протекать быстро (кризис) или постепенно (лизис). Классификация: I. По характеру течения — острые и хронические. П. Общепринятая классификация: 1) внутренние Б. (терапия), главным методом лечения к-рых являются лекарства; 2) хирургические Б. (хирургия), главным методом лечения к-рых является операция; 3) злокачественные Б. (онкология), в основе к-рых лежит неконтролируемый процесс размножения клеток; 4) наследственные Б., причиной к-рых является дефект каких-л. генов; 5) болезни органов, участвующих в зачатии, вынашивании плода и родах (гинекология); 6) кожные Б., главным клиническим проявлением к-рых является поражение кожи; 7) глазные Б., главным клиническим проявлением к-рых являются поражения глаза; 8) инфекционные Б., вызванные микроорганизмами или паразитами; 9) венерические Б., к-рые передаются гл. обр. половым путём; 10) психические расстройства, ключевым клиническим проявлением к-рых является нарушение объективного восприятия действительности (психиатрия); 11) болезни уха, носа и горла (отоларингология); 12) детские Б. (педиатрия), изучающие особенности протекания заболеваний в детском возрасте; 13) болезни неправильного питания (диетология). боль, -и; ж. (мн. боли, болей и болей). Ощущение физического страдания, возникающее при действии сверхсильных раздражителей и являющееся симптомом некоторых заболеваний. • Классиф.: острая, тупая, колющая, режущая, давящая, жгучая, ноющая..

Порция С — из внутрипеченочных желчных ходов; за­болевание — холангит.

Если не удается получить порцию В, можно думать о гипертонической форме дискинезии желчевыводящих путей. Если порция В чрезмерно обильная, можно думать о гипотонической форме дискинезии.

Если обнаруживаются простейшие лямблии или гельминты (описторхоз), это воз­можная этиология заболеваний.

 

Промывание желудка

При острых отравлениях большими дозами лекарственных препаратов, принятых внутрь, недоброкачественной пищей, алкоголем, грибами и т. д. осуществляют промывание желудка через толстый или тонкий зонд. (В то же время специалисты в области токсикологии считают промывание желудка толстым зондом небезопасной процедурой).

Запомните! Промывание желудка пациенту, находящемуся в бессознательном состоянии, при отсутствии кашлевого и ларингеального рефлексов для предотвращения аспирации жидкости проводят только после предварительной интубации трахеи, которую осуществляет врач или фельдшер.
 Если при введении зонда пациент начинает кашлять, задыхаться, лицо его становится синюшным, следует немедленно извлечь зонд - он попал в гортань или в трахею.

Деконтаминацию зондов проводят в соответствии с имеющимися нормативными документами. Каждый зонд должен быть упакован в отдельном пакете. В этом же пакете его охлаждают в морозильной камере в течение 1,5 часа перед введением, что значительно облегчает процедуру введения зонда.

Из интернета

      ДУОДЕНАЛЬНОЕ ЗОНДИРОВАНИЕ   В каких случаях больному показано дуоденальное зондирование? Дуоденальное зондирование проводят при заболеваниях печени и желчевыводящих путей как с диагностическими, так и с лечебными целями. При этом в двенадцатиперстную кишку или парентерально вводят различные раздражители, которые стимулируют сокращения желчного пузыря, расслабление сфинктера общего желчного протока и переход желчи из желчевыводящих путей в двенадцатиперстную кишку. Какие-вещества используют в качестве раздражителей, вводимых в двенадцатиперстную кишку при дуоденальном зондировании? В качестве раздражителей используют 30—50 мл теплого 25 % раствора магния сульфата. Парентерально вводят 2 мл. гастроцепина. Что представляет собой зонд для дуоденального зондирования? Для дуоденального зондирования используют стерильный одноразовый зонд диаметром 3 мл и длиной 1,5 м. На его конце, вводимом в желудок, укреплена полая металлическая олива имеющая ряд отверстий. На зонде расположены 3 метки: на расстоянии 40—45 см от оливы, 70 см и 80 см от оливы. Последняя метка ориентировочно соответствует расстоянию от передних зубов до большого сосочка двенадцатиперстной кишки (фатерова соска). Как проводится подготовка к процедуре зондирования? Помимо зонда, к процедуре дуоденального зондирования готовят зажим для зонда, штатив с пробирками, шприц вместимостью 20 мл, стерильные пробирки для посева, лоток, медикаменты (25 % раствор магния сульфата). В качестве подготовки к исследованию больному накануне вечером назначают внутрь 2 таблетки но-шпы. Ужин — легкий; газообразующие продукты (черный хлеб, молоко, картофель) исключаются. Как проводится процедура дуоденального зондирования? Исследование проводят натощак. Отмечают на зонде расстояние от пупка до передних зубов больного, который находится в положении стоя. После этого усаживают больного, дают ему в руки лоток с зондом. Глубоко за корень языка пациента кладут оливу, предлагая ему делать глотательные движения и глубоко дышать (предварительно оливу можно смазать глицерином). В дальнейшем больной медленно глотает зонд, а при появлении рвотных движений зажимает его губами и делает несколько глубоких вдохов. Когда, зонд дойдет до первой метки, олива предположительно находится в желудке. Больного укладывают на кушетку на правый бок, под который подкладывают (на уровне нижних ребер и правого подреберья) валик из свернутого одеяла или подушки. Сверху валика кладут горячую грелку, завернутую в полотенце. Что представляет собой порция А при дуоденальном зондировании? Если олива попала в кишку, то начинает выделяться золотисто-желтая прозрачная жидкость — порция А (смесь кишечного сока, секрета поджелудочной железы и желчи). Жидкость свободно вытекает из наружного конца зонда, опущенного в пробирку, или ее отсасывают шприцем. Для анализа отбирают пробирку с самым прозрачным содержимым. Как проводится сбор порции В при дуоденальном зондировании? Через зонд вводят один из раздражителей (чаще 40— 50 мл теплого 25 % раствора магния сульфата). Зонд закрывают зажимом (или завязывают узлом) на 5—10 минут, затем открывают, опускают наружный конец в пробирку и собирают концентрированную темно-оливковую пузырную желчь (вторая порция — В). Если этого не происходит, можно через 15—20 минут повторить введение магния сульфата. Как проводится сбор порции С при дуоденальном зондировании? После полного опорожнения желчного пузыря в пробирки начинает поступать золотисто-желтая (светлее порции А) прозрачная, без примесей порция С — смесь желчи из внутрипеченочных желчных путей и соков двенадцатиперстной кишки. После получения этой порции зонд извлекают. Как проводится сбор материала для бактериологического исследования? Для бактериологического исследования часть желчи из каждой порции собирают в стерильные пробирки. До и после наполнения пробирок желчью их края проводят над пламенем горелки и соблюдают все другие правила стерильности. Полученные порции дуоденального содержимого следует доставлять в лабораторию возможно быстрее, так как протеолитический фермент поджелудочной железы разрушает лейкоциты. В охлажденном дуоденальном содержимом трудно обнаружить лямблии, поскольку они перестают двигаться. Для предотвращения охлаждения пробирки помещают в стакан с горячей водой (39—40 °С). Как проводится оценка функционального состояния желчевыводящей системы на основании данных дуоденального зондирования? Получение желчи указывает на проходимость желчных путей, а порции В — на сохранность концентрационной и сократительной функции желчного пузыря. Если в течение 2 часов не удается продвинуть оливу зонда в двенадцатиперстную кишку, исследование прекращают. Что представляет собой хроматическое дуоденальное зондирование? Для более точного распознавания пузырной желчи прибегают к хроматическому дуоденальному зондированию. Для этого накануне вечером, примерно за 12 часов до исследования (в 21.00—22.00, но не ранее чем через 2 часа после приема пищи дают исследуемому 0,15 г метиленового синего в желатиновой капсуле. Утром при зондировании пузыря желчь оказывается окрашенной в сине-зеленый цвет. Определяют время, прошедшее с момента введения раздражителя до появления порции В, объем желчи. Каковы особенности проведения дуоденального зондирования у детей? У детей дуоденальное зондирование столь же трудно, как и извлечение желудочного сока. Зонд с оливой вводят новорожденным на глубину приблизительно 25 см, детям 6 месяцев — на 30 см, 1 года — на 35 см, 2— 6 лет — на 40—50 см, более старшим — на 45—55 см. Сульфат магния вводят в двенадцатиперстную кишку из расчета 0,5 мл 25 % раствора на 1 кг массы тела. В остальном порядок и техника зондирования такие же, как у взрослых.  
 

 

 

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)                                                                                  алданскИЙ медицинскИЙ КОЛЛЕДЖ

 

РАССМОТРЕНА

на заседании ЦМК ПМ

Протокол № ___

от «_» _________ 201_ г.

Председатель ЦМК _________/ ___________________

Методическая разработка

Практического занятия

 

 ПМ.04: «Младшая медицинская сестра по уходу за пациентами»

МДК 04.03. «Технология оказания медицинских услуг»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.46 (0.063 с.)