Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вода и её роль в биологических системах (3ч)
Пояснительная записка Данный курс содержательно связан с курсами химии, биологии, физики и носит интегрированный характер, способствуя развитию естественно-научного мировоззрения учащихся. В учебном плане элективный курс «Биохимия» является частью предметной области «Естественно-научные предметы». Адресат программы: - обучающиеся 10-11 классов, проявляющие интерес к естественным наукам; специальных знаний и умений не требуется. - продолжительность образовательного процесса (1 час в неделю, 34 часа в год) срок реализации программы 2года. Формы организации образовательной деятельности: групповая, индивидуальная. Программа реализуется с учётом возрастных особенностей учащихся и требований СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Цель и задачи программы Цель программы: Ознакомление учащихся с биохимией как наукой экспериментальной, сочетающей в себе органическую химию и биологию. Задачи программы: Воспитательные: - способствовать воспитанию отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; - способствовать воспитанию настойчивости в достижении цели, терпения и упорства, умения доводить начатое дело до конца; - способствовать воспитанию чувства коллективизма, товарищества и взаимопомощи; - способствовать формированию ответственного отношения к природе; - способствовать воспитанию мотивации к здоровому образу жизни. Развивающие: - способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей; - способствовать развитию аналитического мышления; - способствовать развитию коммуникабельности; - способствовать развитию навыков самостоятельной работы; - способствовать развитию навыка публичных выступлений при защите исследовательской работы Обучающие: - сформировать у обучающихся представление о предмете изучения химии; - ознакомить обучающихся с основными химическими понятиями; - сформировать умения и навыки работы с веществами и лабораторным оборудованием; - изучить состав, свойства и практическое применение основных химических веществ, используемых человеком в быту, медицине, косметологии, парикмахерском деле, искусстве, строительстве, сельском хозяйстве; - научить применять свои знания о веществах на практике и использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни; - научить работать с дополнительной литературой, извлекая из нее интересные и необходимые факты, оформлять и защищать исследовательскую работу Содержание программы Класс Введение (2 час). Биохимия как наука. История развития биохимии. Роль отечественных ученых в развитии биохимии (работы А. Я. Данилевского, Н. И. Лунина, А. Н. Баха, В. А. Энгельгардта, А. Н. Белозерского, А. С. Спирина, Ю. А. Овчинникова, В. П. Скулачева и др.). Взаимосвязь биохимии с молекулярной биологией, биофизикой и биоорганической химией. Значение биохимии для развития биологии, медицины, биотехнологии, сельского хозяйства, генетики и экологии. Методы биохимических исследований и их характеристика. Вода и её роль в биологических системах (3 часа). Вода в биосфере. Взаимосвязь двух водных систем – внутренней среды организмов и Мирового океана. Вода в жизни человека. Физико-химические свойства воды. Функции воды в клетке. Роль воды в повреждении клетки. Выделение воды. Биогенные элементы и их соединения (8 часов). Теория. Классификация и распространенность химических элементов в организме человека. Органогены. Металлы жизни. Биогенные элементы. Макроэлементы. Микроэлементы. Гомеостаз. Водород и его соединения. Функции воды. Связанная, свободная вода. Структурированная, деструктурированная вода. Тяжелая вода. Дистиллированная вода.Углерод и его соединения.Оксид углерода (П). Обменный механизм. Кислород, сера и их соединения. Биологическое окисление. Пероксид водорода.Азот, фосфор и их соединения. Аммиак. Оксид азота (І). Оксид азота (П). Оксид азота (Ш). Нитриты. Оксид азота (IV). Оксид азота(V). Нитраты. Атомы галогенов и их соединения. Окислительно-восстановительные свойства галогенов. Кислотно-основные свойства галогенов. Комплексообразующие свойства галогенов. Практика. На основании строения атома биогенных элементов предположение о возможных химических свойствах, физиологической роли для организма. Карбоксигемоглобин. Оксигемоглобин. Гипоксия. Гипероксия. Физиологическая роль серы. Дезинфицирующие свойства серы. Физиологическая роль фосфора. Биологическая роль и применение галогенов и их соединений в медицине. Составление схем круговоротов биогенных элементов в природе. Круговорот воды в природе.Круговорот углерода в природе. Круговорот кислорода в природе. Круговорот серы в природе. Круговорот азота в природе.Круговорот фосфора в природе. Практическая работы: 1.Простейшие способы очистки воды из природных источников. Бионеорганическая химия и медицина (10 часов). Теория. Физиологическая и патологическая роль некоторых элементов в организме. Бионеорганическая химия. Химические реакции в живом организме. Соединения металлов в организме человека. Содержание металлов в компонентах крови здорового человека. Нахождение в организме. Калий-натриевый насос. Роль ионов К+ и Na+ в организме.Комплексообразование калия с ферментами и субстратами. Строение магния и кальция. Нахождение в организме. Роль ионов Mg2+ и Са2+в организме.Комплексообразование магния и кальция.Особенности комплексных соединений, образуемых металлами. Биологические функцииметаллопротеинов.Строение марганца и молибдена.Комплексообразование марганца и молибдена. Нахождение в организме. Комплексообразование железа и кобальта. Нахождение в организме. Строение меди и цинка. Нахождение в организме. Роль ионов меди и цинкав организме.Комплексообразование меди и цинка.Потребность организма в ионах меди и цинка. Основные проявления недостатка и избытка катионов меди и цинка. Практика. Работа со справочной литературой по определению препаратов, применяемых в медицинской практике. Препараты калия и натрия, применяемые в медицинской практике. Препараты магния и кальция, применяемые в медицинской практике. Препараты марганца, применяемые в медицинской практике. Препараты железа и кобальта, применяемые в медицинской практике. Препараты меди и цинка, применяемые в медицинской практике. Выявление недостатка и избытка ионов металлов на организм человека. Потребность организма в ионах К+ и Na+. Основные проявления недостатка и избытка катионов калия и натрия. Потребность организма в ионах Mg2+ и Са2+.Основные проявления недостатка и избытка катионов магния и кальция. Роль ионов Mn2+ и Mo2+в организме. Потребность организма в ионах Mn2+ и Mo2+. Основные проявления недостатка и избытка катионов марганца и молибдена. Роль ионов железа и кобальтав организме.Потребность организма в ионах железа и кобальта. Основные проявления недостатка и избытка катионов железа и кобальта. Потребность организма в ионах меди и цинка. Основные проявления недостатка и избытка катионов меди и цинка. Практические работы: 1.Получение комплексных соединений. 2. Изучение состава препарата «Ферроплекс». Решение задач по общей химии с медико-биологической направленностью (4 часа). Практика. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Строение ядра атома. Нейтроны. Протоны. Электроны. Изотопы. Решение задач по теме «Количество вещества» и «Строение атома». Решение задач по теме «Электролиз». Массовая доля элемента в формуле. Расчеты по химическим формулам. Вывод формулы химического соединения по известным массовым долям элементов. Растворы. Масса раствора.Объём раствора. Массовая доля растворенного вещества. Плотность раствора. Молярная концентрация. Решение задач по теме «Растворы». Расчеты по уравнению реакции. Химия в домашней аптечке (2 часа). Теория. Лекарственные средства первой помощи. Лекарственные средства для приема внутрь. Лекарственные средства для наружного применения. Перевязочный материал, средства остановки кровотечения. Практические работы: 1.Изучение свойств салициловой и ацетилсалициловой кислот. Образ жизни и вредные привычки (5часов). Практика. Подготовка презентаций по здоровому образу жизни. Факторы, влияющие на здоровье человека. Здоровый образ жизни. Правила здорового образа жизни. Занятия физической культурой. Рациональное питание. Личная гигиена. Закаливание. Отказ от вредных привычек. Состав табачного дыма. Механизм действия никотина на организм человека. Влияние веществ табачного дыма на жизненно важные системы органов человека. Заболевания, вызываемые курением. Пассивное курение. Методы избавления от табачной зависимости. Действие алкоголя на организм. Пагубное влияние алкоголя на системы органов человека. Алкоголизм и проблемы, которые он вызывает. Деградация личности. Первая помощь при отравлении алкоголем. Группы наркотических веществ. Наркомания. Физическая зависимость от наркотиков. Губительное влияние наркотических веществ на организм человека.
Тематическое планирование
Тематическое планирование
Тематическое планирование
Баллы,полученные по каждому критерию, суммируются. Примерная тематика исследовательских работ 1. Качественные реакции на аминокислоты и белки. 2. Приготовление раствора белка (яичного альбумина). Разделение белков куриного яйца по их растворимости. Денатурация белков (обратимая и необратимая). 3. Сравнительный анализ продуктов кислотного и ферментативного гидролиза ди-и полисахаридов (на примере сахарозы и крахмала). 4. Специфичность действия ферментов (амилаза). 5. Влияние на активность ферментов температуры,рН,активаторов и ингибиторов. 6. Выделение рибонуклеопротеинов из дрожжей. 7. Качественное определение продуктов гидролиза рибонуклеопротеинов. 8. Выделение гликогена из печени животных. Сопоставление структур гликогена и крахмала. 9. Разделение углеводов методом тонкослойной хроматографии. 10. Гидролиз жиров под действием липазы. 11. Влияние желчи на активность липазы. 12. Качественные реакции на гормоны. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М – во образования и науки Рос. Федерации // Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. 2. Горский, В. А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / В. А. Горский, А. А.Тимофеев, Д. В. Смирнов // Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010. - С.15. 3. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. – 223 с. 4. Гузеев, В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения [Текст] / В. В. Гузеев // Директор школы. – 1995. - № 6. – С. 16 5. Пахомова, Н. Ю. Учебные проекты: его возможности [Текст] / Н. Ю. Пахомова // Учитель. – 2000. - № 4.— С. 52 – 55 6. Пильникова, Н. Н. Экспериментируем, разделяя смеси: программа, методические рекомендации, учебное пособие для учащихся, разработки занятий [Текст] / Н. Н. Пильникова – Челябинск: ИП Мясников И. В., 2012. – 85 с. 7. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя [Текст] / К. Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 45 с. 8. Предпрофильная подготовка. Образовательная область «Естествознание» [Текст]: учебно-методическое пособие /авт.-сост.: А. Г. Бурдакова, Т.Ю. Церина, И. И. Колмакова и др; под научной ред. Е. Л. Рудневой; под общей ред.: А. А. Мжельской, А. В. Матвеевой, Е. П. Могутто. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2004. – 138с. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Алексинский, В. И. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1980. – 117 с. 2. Зайцев, А. Н. О безопасных пищевых добавках и «зловещих» символах «Е» [Текст] / А. Н. Зайцев // Экология и жизнь. – 1999. - №4. – С. 80 – 82. 3. Книга о лице и теле. Практическое руководство по уходу за внешностью. – М.: Панорама, 1992. – 256 с. 4. Куделин, Б. К. Хроматограмма на выеденном яйце [Текст] / Б. К. Куделин // Химия и Жизнь. – 1981. – № 11. – С. 70–71. 5. Кузьменок, Н. М. Экология на уроках химии. – Минск: Красико - принт, 1996. – 205 с. 6. Орлик, Ю. Г. Химический калейдоскоп. – Минск: Народная асвета, 1988. – 112 с. 7. Пичугина, Г. В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. – М.: Аркти, 1999. - 136 с. 8. Прозоровский, В. Б. Домашняя аптечка. – М.: Медицина, 1989. – 160 с. 9. Рабинович, А. М. Лекарственные растения на приусадебном участке. – М.: Росагор-промиздат, 1989. – 101 с. 10. Стейтэм, Б. Полный справочник вредных, полезных и нейтральных веществ, которые содержаться в пище, косметике и лекарствах. - М.: Издательская группа «АСТ», 2008. – 319 с. 11. Третьяков, Ю. Д. Химия и современность [Текст]: пособие для учителя./ Ю. Д. Третьяков и др. - М.: Просвещение, 1985. – 223 с. 12. Федоров, Л. Ю. О ядах, противоядиях, лекарствах и ученых. - М.: Знание, 1983. – 89 с. 13. Юдин, А. М. Химия в быту. / А. М. Юдин, В. Н. Сучков. М.: Химия, 1981. – 208 с. 14. Юдин, А. М. Химия для вас. / А. М. Юдин, В. Н. Сучков. М.: Химия, 2001. – 192 с. 15. Шульгин, Г. Б. Химия для всех. М.: Знание, 1987. – 121 с. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ 1. Армстронг, Д. У. Живая вода. – М.: Кокон, 1990. – 60 с. 2. Батурицкая, Н. В. Удивительные опыты с растениями: кн. для учащихся [Текст] / Н. В. Батурицкая, Т. Д. Фенчук. – Мн.: Народная асвета, 1991. – 208 с. 3. Воробьев, Р. И. Питание: мифы и реальность. – М.: Грэгори, 1997.- 4. Гроссе, Э. Химия для любознательных: основы химии и занимательные опыты [Текст] / Э. Гроссе, Х. Вайсмантель; пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – Л.: Химия, 1987. – 392 с. 5. Комзалова, Т. А. Химия в быту. - Смоленск: Русич, 1996, - 560 с. 6. Кукушкин, Ю. Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа, 1992. – 191 с. 7. Леенсон, И. А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН,1999. – 104 с. 8. Лидин, Р. А. Химия: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы [Текст] / Р. А. Лидин, Л. Ю. Аликберова. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 512 с. 9. Степанин, Б.Д. Занимательные задания и эффективные опыты по химии [Текст] / Б. Д. Степанин, Л. Ю. Аликберова. – М.: Дрофа, 2002. - 432 с. 10. Харлампович, Г. Д. Многоликая химия: кн. для учащихся [Текст] / Г.Д. Харлампович, А. С.Семенов, В. А.Попов. – М.: Просвещение, 1992. – 160 с. 11. Химия справочные материалы: кн. для учащихся [Текст] / Ю. Д. Третьяков, Н. Н. Олейников, Я. А. Кеслер и др.; под ред. Ю. Д. Третьякова. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1994. – 287 с. 12. Энциклопедический словарь юного химика для среднего и старшего возраста. М.: Педагогика, 1990. С. 37,79. 13. Яковишин, Л. А. Занимательные опыты по химии: в школе и дома [Текст] / Л. А. Яковишин. – Севастополь: Библекс, 2005. – 116 с. 14. 11. DVD – фильмы «Занимательная химия». http://www.alhimik.ru http://www.XuMuK.ru http://www.chemistry.narod.ru/ http://it-n.ru/ http://school.edu.ru/
Пояснительная записка Данный курс содержательно связан с курсами химии, биологии, физики и носит интегрированный характер, способствуя развитию естественно-научного мировоззрения учащихся. В учебном плане элективный курс «Биохимия» является частью предметной области «Естественно-научные предметы». Адресат программы: - обучающиеся 10-11 классов, проявляющие интерес к естественным наукам; специальных знаний и умений не требуется. - продолжительность образовательного процесса (1 час в неделю, 34 часа в год) срок реализации программы 2года. Формы организации образовательной деятельности: групповая, индивидуальная. Программа реализуется с учётом возрастных особенностей учащихся и требований СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Цель и задачи программы Цель программы: Ознакомление учащихся с биохимией как наукой экспериментальной, сочетающей в себе органическую химию и биологию. Задачи программы: Воспитательные: - способствовать воспитанию отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; - способствовать воспитанию настойчивости в достижении цели, терпения и упорства, умения доводить начатое дело до конца; - способствовать воспитанию чувства коллективизма, товарищества и взаимопомощи; - способствовать формированию ответственного отношения к природе; - способствовать воспитанию мотивации к здоровому образу жизни. Развивающие: - способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей; - способствовать развитию аналитического мышления; - способствовать развитию коммуникабельности; - способствовать развитию навыков самостоятельной работы; - способствовать развитию навыка публичных выступлений при защите исследовательской работы Обучающие: - сформировать у обучающихся представление о предмете изучения химии; - ознакомить обучающихся с основными химическими понятиями; - сформировать умения и навыки работы с веществами и лабораторным оборудованием; - изучить состав, свойства и практическое применение основных химических веществ, используемых человеком в быту, медицине, косметологии, парикмахерском деле, искусстве, строительстве, сельском хозяйстве; - научить применять свои знания о веществах на практике и использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни; - научить работать с дополнительной литературой, извлекая из нее интересные и необходимые факты, оформлять и защищать исследовательскую работу Содержание программы Класс Введение (2 час). Биохимия как наука. История развития биохимии. Роль отечественных ученых в развитии биохимии (работы А. Я. Данилевского, Н. И. Лунина, А. Н. Баха, В. А. Энгельгардта, А. Н. Бе
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.8 (0.015 с.) |