Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вода и её роль в биологических системах (3ч)

Пояснительная записка

Данный курс содержательно связан с курсами химии, биологии, физики и носит интегрированный характер, способствуя развитию естественно-научного мировоззрения учащихся. В учебном плане элективный курс «Биохимия» является частью предметной области «Естественно-научные предметы».

Адресат программы: - обучающиеся 10-11 классов, проявляющие интерес к естественным наукам; специальных знаний и умений не требуется.

- продолжительность образовательного процесса (1 час в неделю, 34 часа в год) срок реализации программы 2года.

Формы организации образовательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Программа реализуется с учётом возрастных особенностей учащихся и требований СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

 

Цель и задачи программы

Цель программы: Ознакомление учащихся с биохимией как наукой экспериментальной, сочетающей в себе органическую химию и биологию.

Задачи программы:

Воспитательные:

- способствовать воспитанию отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

- способствовать воспитанию настойчивости в достижении цели, терпения и упорства, умения доводить начатое дело до конца;

- способствовать воспитанию чувства коллективизма, товарищества и взаимопомощи;

- способствовать формированию ответственного отношения к природе;

- способствовать воспитанию мотивации к здоровому образу жизни.

Развивающие:

- способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей;

- способствовать развитию аналитического мышления;

- способствовать развитию коммуникабельности;

- способствовать развитию навыков самостоятельной работы;

- способствовать развитию навыка публичных выступлений при защите исследовательской работы

Обучающие:

- сформировать у обучающихся представление о предмете изучения химии;

- ознакомить обучающихся с основными химическими понятиями;

- сформировать умения и навыки работы с веществами и лабораторным оборудованием;

- изучить состав, свойства и практическое применение основных химических веществ, используемых человеком в быту, медицине, косметологии, парикмахерском деле, искусстве, строительстве, сельском хозяйстве;

- научить применять свои знания о веществах на практике и использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни;

- научить работать с дополнительной литературой, извлекая из нее интересные и необходимые факты, оформлять и защищать исследовательскую работу

Содержание программы

Класс

Введение (2 час).

Биохимия как наука. История развития биохимии. Роль отечественных ученых в развитии биохимии (работы А. Я. Данилевского, Н. И. Лунина, А. Н. Баха, В. А. Энгельгардта, А. Н. Белозерского, А. С. Спирина, Ю. А. Овчинникова, В. П. Скулачева и др.). Взаимосвязь биохимии с молекулярной биологией, биофизикой и биоорганической химией.

Значение биохимии для развития биологии, медицины, биотехнологии, сельского хозяйства, генетики и экологии. Методы биохимических исследований и их характеристика.

Вода и её роль в биологических системах (3 часа).

Вода в биосфере. Взаимосвязь двух водных систем – внутренней среды организмов и Мирового океана. Вода в жизни человека. Физико-химические свойства воды. Функции воды в клетке. Роль воды в повреждении клетки. Выделение воды.

Биогенные элементы и их соединения (8 часов).

Теория. Классификация и распространенность химических элементов в организме человека. Органогены. Металлы жизни. Биогенные элементы. Макроэлементы. Микроэлементы. Гомеостаз. Водород и его соединения. Функции воды. Связанная, свободная вода. Структурированная, деструктурированная вода. Тяжелая вода. Дистиллированная вода.Углерод и его соединения.Оксид углерода (П). Обменный механизм. Кислород, сера и их соединения. Биологиче­ское окисление. Пероксид водорода.Азот, фосфор и их соединения. Аммиак. Оксид азота (І). Оксид азота (П). Оксид азота (Ш). Нитриты. Оксид азота (IV). Оксид азота(V). Нитраты. Атомы галогенов и их соединения. Окислительно-восстановительные свойства галогенов. Кислотно-основные свойства галогенов. Комплексообразующие свойства галогенов.

Практика. На основании строения атома биогенных элементов предположение о возможных химических свойствах, физиологической роли для организма. Карбоксигемоглобин. Оксигемоглобин. Гипоксия. Гипероксия. Физиологическая роль серы. Дезинфи­цирующие свойства серы. Физиологическая роль фосфора. Биологическая роль и применение галогенов и их соединений в медицине.

Составление схем круговоротов биогенных элементов в природе. Круговорот воды в природе.Круговорот углерода в природе. Круговорот кислорода в природе. Круговорот серы в природе. Круговорот азота в природе.Круговорот фосфора в природе.

Практическая работы: 1.Простейшие способы очистки воды из природных источников.

Бионеорганическая химия и медицина (10 часов).

Теория. Физиологическая и патологическая роль некоторых элементов в организме. Бионеорганическая химия. Химические реакции в жи­вом организме. Соединения металлов в организме человека. Содержание металлов в компонентах крови здорового человека. Нахождение в организме. Калий-натриевый насос. Роль ионов К+ и Na+ в организме.Комплексообразование калия с фер­ментами и субстратами. Строение магния и кальция. Нахождение в организме. Роль ионов Mg2+ и Са2+в организме.Комплексообразование магния и кальция.Особенности комплексных соединений, образуемых металлами. Биологические функцииметаллопротеинов.Строение марганца и молибдена.Комплексообразование марганца и молибдена. Нахождение в организме. Комплексообразование железа и кобальта. Нахождение в организме. Строение меди и цинка. Нахождение в организме. Роль ионов меди и цинкав организме.Комплексообразование меди и цинка.Потребность организма в ионах меди и цинка. Основные проявления недостатка и избытка катионов меди и цинка.

Практика. Работа со справочной литературой по определению препаратов, применяемых в медицинской практике. Препараты калия и натрия, применяемые в медицинской практике. Препараты магния и кальция, применяемые в медицинской практике. Препараты марганца, применяемые в медицинской практике. Препараты железа и кобальта, применяемые в медицинской практике. Препараты меди и цинка, применяемые в медицинской практике.

 Выявление недостатка и избытка ионов металлов на организм человека.

Потребность организма в ионах К+ и Na+. Основные проявления недостатка и избытка катионов калия и натрия. Потребность организма в ионах Mg2+ и Са2+.Основные проявления недостатка и избытка катионов магния и кальция. Роль ионов Mn2+ и Mo2+в организме. Потребность организма в ионах Mn2+ и Mo2+. Основные проявления недостатка и избытка катионов марганца и молибдена. Роль ионов железа и кобальтав организме.Потребность организма в ионах железа и кобальта. Основные проявления недостатка и избытка катионов железа и кобальта. Потребность организма в ионах меди и цинка. Основные проявления недостатка и избытка катионов меди и цинка.

Практические работы: 1.Получение комплексных соединений.

                                   2. Изучение состава препарата «Ферроплекс».

Решение задач по общей химии с медико-биологической направленностью (4 часа).

Практика. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Строение ядра атома. Нейтроны. Протоны. Электроны. Изотопы. Решение задач по теме «Количество вещества» и «Строение атома».

Решение задач по теме «Электролиз».

Массовая доля элемента в формуле. Расчеты по химическим формулам. Вывод формулы химического соединения по известным массовым долям элементов.

Растворы. Масса раствора.Объём раствора. Массовая доля растворенного вещества. Плотность раствора. Молярная концентрация. Решение задач по теме «Растворы». Расчеты по уравнению реакции.

Химия в домашней аптечке (2 часа).

Теория. Лекарственные средства первой помощи. Лекарственные средства для приема внутрь. Лекарственные средства для наружного применения. Перевязочный материал, средства остановки кровотечения.

Практические работы: 1.Изучение свойств салициловой и ацетилсалициловой кислот.

Образ жизни и вредные привычки (5часов).

Практика. Подготовка презентаций по здоровому образу жизни. Факторы, влияющие на здоровье человека. Здоровый образ жизни. Правила здорового образа жизни. Занятия физической культурой. Рациональное питание. Личная гигиена. Закаливание. Отказ от вредных привы­чек.

Состав табачного дыма. Механизм действия никотина на организм человека. Влияние веществ табачного дыма на жизненно важные системы органов человека. Заболевания, вызываемые курением. Пассивное курение. Методы избавления от табачной зависимости.

Действие алкоголя на организм. Пагубное влияние алкоголя на системы органов человека. Алкоголизм и проблемы, которые он вызывает. Деградация личности. Первая помощь при отравлении алкоголем.

Группы наркотических веществ. Наркомания. Физическая зависимость от наркотиков. Губительное влияние наркотических веществ на организм человека.

 

Тематическое планирование

П/п

Название раздела (блока)

Кол-во часов на изучение раздела (блока)

Вид работы

 
практ. раб.

Теория

1. Введение 2  

2

2. Вода и её роль в биологических системах 3  

3

3. Биогенные элементы и их соединения 8 1

7

4. Бионеорганическая химия и медицина 10 2

8

5. Решение задач по общей химии с медико-биологической направленностью 4  

4

6. Химия в домашней аптечке 2 1

1

7. Образ жизни и вредные привычки 5 1

4

  Итого 34 5

29

           

Тематическое планирование

№ п\п Наименование раздела и тем

Коли-чество часов

 

Введение (2ч)

 
1   . Биохимия как наука. История развития биохимии.

1

 

 

 
2   Значение биохимии. Методы биохимических исследований и их характеристика.

1

 

Содержание курса

Класс

П/п

Название раздела (блока)

Кол-во часов на изучение раздела (блока)

Вид работы

 
практ. раб.

Теория

1. Взаимосвязь и регуляция обмена веществ. 1  

1

2. Белки 4 2

2

3. Ферменты 4 2

2

4. Витамины и некоторые другие биологически активные соединения 3 1

2

5. Нуклеиновые кислоты и их обмен. 4 2

2

6. Распад и биосинтез белков 3 1

2

7. Углеводы и их обмен 4 2

2

8. Липиды и их обмен. 4 1

3

9. Биологическое окисление и синтез АТФ 2  

2

10. Гормоны и их роль в обмене веществ. 2  

2

11. Проблемы биохимической экологии. 3  

3

  Итого 34 11

23

           

Тематическое планирование

№ п\п Наименование раздела и тем Коли-чество часов

 

  Введение

(1ч)

1   Повторный инструктаж по технике безопасности. Общие представления о взаимосвязи обмена веществ в клетке. Уровни регуляции обмена веществ

1

Белки (4ч)

2  

Белки. Состав, классификация. Физико-химические свойства и функции белков.

1

 

3  

Пептиды. Природные пептиды, их физиологическое значение и использование в качестве медицинских препаратов.

1

 

4  

Практическая работа №1. «Разделение аминокислот методом распределительной хроматографии на бумаге».

1

 

5

Практическая работа №2. Приготовление раствора белка (яичного альбумина). Разделение белков куриного яйца по их растворимости. Денатурация белков.

1

Ферменты (4ч)

 

6  

Ферменты. Свойства ферментов. Сущность ферментативного катализа.

1

 

7  

Ферменты. Применение в медицине, механизм действия. Значение ферментов в обмене веществ в организме.

1

 

8  

Практическая работа №3. «Сравнительный анализ продуктов кислотного и ферментативного гидролиза ди- и полисахаридов (на примере сахарозы и крахмала.

1

 

9

Практическая работа №4. «Влияние на активность ферментов температуры, рН, активаторов и ингибиторов».

1

Углеводы и их обмен (4 ч)

20  

Классификация углеводов. Полисахариды, их структура и представители (гликоген, крахмал, клетчатка, хитин). Функции углеводов.

 

1  
21  

Обмен углеводов. Гликолиз. Спиртовое брожение. Действие этанола на организм человека

1  
22  

Практическая работа №9. Выделение гликогена из печени животных. Сопоставление структуры гликогена и крахмала.

1  
23  

Практическая работа №10. «Качественные реакции на углеводы.

1

Липиды и их обмен (4 ч)

24  

Липиды. Физико-химические свойства липидов. Биологическое значение

1  
25  

Обмен жиров. Нарушения в обмене жиров. Ожирение и его причины.

1  
26  

Воски, их строение, функции и представители. Структура и функции стероидов. Биологическая роль фосфолипидов

1  
27

Практическая работа №11. Гидролиз жиров под действием липазы. Влияние желчи на активность липазы.

1

Планируемые результаты

Личностные результаты:

Обучающийсяполучитвозможностьдляформированияследующихличност ныхУУД:

· Определение мотивации изучения учебного материала;

· Оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей;

· повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к изучению основных исторических событий, связанных с историей развития химии и общества;

· знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях;

· оценивание социальнойзначимости профессий, связанных с химией;

· владение правилами безопасного обращения с химическим и веществами и оборудованием, проявление экологической культуры.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД

• целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планирование пути достижения целей;

• устанавливаниецелевыхприоритетов,выделениеальтернативныхспособовдостиженияцелиивыборнаиболееэффективногоспособа;

• умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• умение принимать решения в проблемной ситуации;

• постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий;

• организация рабочего места при выполнении химического эксперимента;

• прогнозирование результата усвоения, оценивание усвоенного материала, оценка качества и уровня усвоения, коррекция в план и способ действия при необходимости. Познавательные

Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:

• поиск и выделение информации;

• анализусловийитребованийзадачи,выбор,сопоставлениеиобоснованиеспособарешениязадачи;

• выборнаиболееэффективныхспособоврешениязадачивзависимостиотконкретныхусловий;

• выдвижение и обоснование гипотезы, выбор способа её проверки;

• самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

• умения характеризовать вещества по составу, строению и свойствам;

• описывание свойств твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделение их существенных признаков;

• изображениесоставапростейшихвеществспомощьюхимическихформулисущностихимическихреакцийспомощьюхимическихуравнений;

• проведение наблюдений и описание признаков и условий течения химических ре-акций, выполнение химического эксперимента, выводы на основе анализа наблюдений за экспериментом, решениезадач, получение химической информации из различных источников;

• умение организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• умение делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы;

• умение объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации.

 

Коммуникативные

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

• полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

• адекватное использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции, умение представлять конкретное содержание с сообщением его в письменной и устной форме, определение способов взаимодействия,сотрудничество в поиске и сборе информации;

• определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации, участие в диалоге, планирование общих способов работы, проявление уважительного отношения к другим обучаемым;

• описание содержания выполняемых действий с целью ориентировки предметно-практической деятельности;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• планировать общие способы работы; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы.

 

Предметные результаты

Обучающийся научится:

• применять основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

• характеризовать термины и понятия, объяснять взаимосвязь между ними;

• обосновывать систему взглядов на живую природу, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;

• классифицировать основные биологические макромолекулы;

• описывать функции белков, нуклеиновых кислот, углеводов и липидов;

• устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;

• объяснять значение микро-, макро- и ультрамикроэлементов в клетке;

• понимать сущность биосинтеза белков, механизма действия ферментов, биосинтеза ДНК и РНК, распада белков, биосинтеза и обмена углеводов, биосинтеза и обмена липидов, биологического окисления и синтеза АТФ, механизма действия стероидных гормонов;

• решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мР-НК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, при-меняя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;

• делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;

• обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов,происходящих в клетках живых организмов;

• характеризовать методы биохимических исследований;

• проводить учебно-исследовательскую деятельность: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученныхрезультатов;

Обучающийся получит возможность научиться:

• выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

• выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия раз-личных факторов на изменение скорости химической реакции;

• использовать приобретённые ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

• осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

• создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; пони-мать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях поиспользованию лекарств и др.

 

УСЛОВИЯ

Приборы

Цифровая (компьютерная) лаборатория (ЦЛ)

Датчик температуры платиновый

Датчик температуры термопарный

Датчик рН предназначен для измерения водородного показателя (рН).

Датчик оптической плотности (колориметр) — предназначен для измерения оптической плотности окрашенных растворов

Датчик электропроводности

Датчик хлорид-ионов

Датчик нитрат-ионов

Аппарат для проведения химических реакций (АПХР)

Прибор для демонстрации зависимости скорости химических реакций от различных факторов

Пипетка-дозатор

Баня комбинированная

Прибор для получения газов

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение:

Оцен ка

1. Тип работы

1 балл–реферативная

2 балла–работа носит исследовательский характер

2. Оригинальность подхода

1 балл–традиционный подход (стандартно, шаблонно).

2 балла–работа строится вокруг новых идей.

3 балла–содержит новый подход к исследуемой проблематике.

3. Практическая значимость

1балл–работа интересна для ознакомления.

2 балла – работа раскрывает связь химических знаний с бытовым применением веществ,

Ориентирует на здоровьесберегающее поведение.

4. Четкость постановки проблемы, цели работы и задач

1 балл – работа не содержит чётко

сформулированныепроблему, цели и задачи.

 2 балла – работа содержит чётко

Сформулированные проблему, цели и задачи.

3 балла–работа содержит чётко

Сформулированные проблему, цели и задачи, собственные выводы, соответствующие поставленной цели.

5. Логичность

1 балл–в работе можно заметить некоторую логичность в изложении информации, но целостности нет.

2 балла–в работе либо упущены некоторые важные аргументы, либо есть «лишняя»

информация, перегружающая текст ненужными подробностями, но в целом логика есть.

3 балла – цель реализована последовательно, сделаны необходимые выводы, нет«лишней»

информации, перегружающей текст ненужными подробностями

6. Качество оформления работы

1 балл–работа оформлена аккуратно, но описание недостаточно грамотное.

2 балла – работа оформлена аккуратно, описание чёткое, последовательное, грамотное, но имеются некоторые недочеты, либо одно из требований к оформлению не выполняется.

3 балла – работа оформлена аккуратно, имеет четкую структуру, обусловленную логикой темы, правильно оформленный список литературы, корректно сделанные ссылки и содержание

7. Использование  Демонстрационного материала(ТСО) 0 баллов–демонстрационный материал не использован докладчиком. 1 балл–демонстрационный материал использован докладчиком, но оформлен недостаточно качественно. 2 балла – демонстрационный материал использован докладчиком, оно формлен качественно и грамотно.  
8. Владение специальной терминологией 1 балл–автор владеет базовой терминологией. 2 Балла – использована специальная терминология  
9. Чёткость выводов, обобщающих доклад 1балл–выводы имеются, но они не доказаны. 2балла–выводы недостаточно чёткие. 3балла–выводы полно и чётко раскрыты в докладе  
10. Культура выступления (учитываются все показатели, баллы суммируются) 1балл–соблюдение регламента выступления;1балл–речь грамотная, четкая. 1балл–материал изложенлогично, последовательно  
11. Ответы на вопросы 1 балл–отвечает на вопросы с некоторыми затруднениями. 2 балла–чётко играмотно отвечает на поставленные вопросы.  

Баллы,полученные по каждому критерию, суммируются.

Примерная тематика исследовательских работ

1. Качественные реакции на аминокислоты и белки.

2. Приготовление раствора белка (яичного альбумина). Разделение белков куриного яйца по их растворимости. Денатурация белков (обратимая и необратимая).

3. Сравнительный анализ продуктов кислотного и ферментативного гидролиза ди-и полисахаридов (на примере сахарозы и крахмала).

4. Специфичность действия ферментов (амилаза).

5. Влияние на активность ферментов температуры,рН,активаторов и ингибиторов.

6. Выделение рибонуклеопротеинов из дрожжей.

7. Качественное определение продуктов гидролиза рибонуклеопротеинов.

8. Выделение гликогена из печени животных. Сопоставление структур гликогена и крахмала.

9. Разделение углеводов методом тонкослойной хроматографии.

10. Гидролиз жиров под действием липазы.

11. Влияние желчи на активность липазы.

12. Качественные реакции на гормоны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М – во образования и науки Рос. Федерации // Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

2. Горский, В. А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / В. А. Горский, А. А.Тимофеев, Д. В. Смирнов // Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010. - С.15.

3. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. – 223 с.

4. Гузеев, В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения [Текст] / В. В. Гузеев // Директор школы. – 1995. - № 6. – С. 16

5. Пахомова, Н. Ю. Учебные проекты: его возможности [Текст] / Н. Ю. Пахомова // Учитель. – 2000. - № 4.— С. 52 – 55

6. Пильникова, Н. Н. Экспериментируем, разделяя смеси: программа, методические рекомендации, учебное пособие для учащихся, разработки занятий [Текст] / Н. Н. Пильникова – Челябинск: ИП Мясников И. В., 2012. – 85 с.

7. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя [Текст] / К. Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 45 с.

8. Предпрофильная подготовка. Образовательная область «Естествознание» [Текст]: учебно-методическое пособие /авт.-сост.: А. Г. Бурдакова, Т.Ю. Церина, И. И. Колмакова и др; под научной ред. Е. Л. Рудневой; под общей ред.: А. А. Мжельской, А. В. Матвеевой, Е. П. Могутто. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2004. – 138с.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Алексинский, В. И. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1980. – 117 с.

2. Зайцев, А. Н. О безопасных пищевых добавках и «зловещих» символах «Е» [Текст] / А. Н. Зайцев // Экология и жизнь. – 1999. - №4. – С. 80 – 82.

3. Книга о лице и теле. Практическое руководство по уходу за внешностью. – М.: Панорама, 1992. – 256 с.

4. Куделин, Б. К. Хроматограмма на выеденном яйце [Текст] / Б. К. Куделин // Химия и Жизнь. – 1981. – № 11. – С. 70–71.

5. Кузьменок, Н. М. Экология на уроках химии. – Минск: Красико - принт, 1996. – 205 с.

6. Орлик, Ю. Г. Химический калейдоскоп. – Минск: Народная асвета, 1988. – 112 с.

7. Пичугина, Г. В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. – М.: Аркти, 1999. - 136 с.

8. Прозоровский, В. Б. Домашняя аптечка. – М.: Медицина, 1989. – 160 с.

9. Рабинович, А. М. Лекарственные растения на приусадебном участке. – М.: Росагор-промиздат, 1989. – 101 с.

10. Стейтэм, Б. Полный справочник вредных, полезных и нейтральных веществ, которые содержаться в пище, косметике и лекарствах. - М.: Издательская группа «АСТ», 2008. – 319 с.

11. Третьяков, Ю. Д. Химия и современность [Текст]: пособие для учителя./ Ю. Д. Третьяков и др. - М.: Просвещение, 1985. – 223 с.

12. Федоров, Л. Ю. О ядах, противоядиях, лекарствах и ученых. - М.: Знание, 1983. – 89 с.

13. Юдин, А. М. Химия в быту. / А. М. Юдин, В. Н. Сучков. М.: Химия, 1981. – 208 с.

14. Юдин, А. М. Химия для вас. / А. М. Юдин, В. Н. Сучков. М.: Химия, 2001. – 192 с.

15. Шульгин, Г. Б. Химия для всех. М.: Знание, 1987. – 121 с.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ

1. Армстронг, Д. У. Живая вода. – М.: Кокон, 1990. – 60 с.

2. Батурицкая, Н. В. Удивительные опыты с растениями: кн. для учащихся [Текст] / Н. В. Батурицкая, Т. Д. Фенчук. – Мн.: Народная асвета, 1991. – 208 с.

3. Воробьев, Р. И. Питание: мифы и реальность. – М.: Грэгори, 1997.-

4. Гроссе, Э. Химия для любознательных: основы химии и занимательные опыты [Текст] / Э. Гроссе, Х. Вайсмантель; пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – Л.: Химия, 1987. – 392 с.

5. Комзалова, Т. А. Химия в быту. - Смоленск: Русич, 1996, - 560 с.

6. Кукушкин, Ю. Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа, 1992. – 191 с.

7. Леенсон, И. А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН,1999. – 104 с.

8. Лидин, Р. А. Химия: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы [Текст] / Р. А. Лидин, Л. Ю. Аликберова. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 512 с.        

9. Степанин, Б.Д. Занимательные задания и эффективные опыты по химии [Текст] / Б. Д. Степанин, Л. Ю. Аликберова. – М.: Дрофа, 2002. - 432 с.

10. Харлампович, Г. Д. Многоликая химия: кн. для учащихся [Текст] / Г.Д. Харлампович, А. С.Семенов, В. А.Попов. – М.: Просвещение, 1992. – 160 с.

11. Химия справочные материалы: кн. для учащихся [Текст] / Ю. Д. Третьяков, Н. Н. Олейников, Я. А. Кеслер и др.; под ред. Ю. Д. Третьякова. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1994. – 287 с.

12. Энциклопедический словарь юного химика для среднего и старшего возраста. М.: Педагогика, 1990. С. 37,79.

13. Яковишин, Л. А. Занимательные опыты по химии: в школе и дома [Текст] / Л. А. Яковишин. – Севастополь: Библекс, 2005. – 116 с.

14. 11. DVD – фильмы «Занимательная химия».

http://www.alhimik.ru

http://www.XuMuK.ru

http://www.chemistry.narod.ru/

http://it-n.ru/

http://school.edu.ru/

 

 

Пояснительная записка

Данный курс содержательно связан с курсами химии, биологии, физики и носит интегрированный характер, способствуя развитию естественно-научного мировоззрения учащихся. В учебном плане элективный курс «Биохимия» является частью предметной области «Естественно-научные предметы».

Адресат программы: - обучающиеся 10-11 классов, проявляющие интерес к естественным наукам; специальных знаний и умений не требуется.

- продолжительность образовательного процесса (1 час в неделю, 34 часа в год) срок реализации программы 2года.

Формы организации образовательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Программа реализуется с учётом возрастных особенностей учащихся и требований СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

 

Цель и задачи программы

Цель программы: Ознакомление учащихся с биохимией как наукой экспериментальной, сочетающей в себе органическую химию и биологию.

Задачи программы:

Воспитательные:

- способствовать воспитанию отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

- способствовать воспитанию настойчивости в достижении цели, терпения и упорства, умения доводить начатое дело до конца;

- способствовать воспитанию чувства коллективизма, товарищества и взаимопомощи;

- способствовать формированию ответственного отношения к природе;

- способствовать воспитанию мотивации к здоровому образу жизни.

Развивающие:

- способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей;

- способствовать развитию аналитического мышления;

- способствовать развитию коммуникабельности;

- способствовать развитию навыков самостоятельной работы;

- способствовать развитию навыка публичных выступлений при защите исследовательской работы

Обучающие:

- сформировать у обучающихся представление о предмете изучения химии;

- ознакомить обучающихся с основными химическими понятиями;

- сформировать умения и навыки работы с веществами и лабораторным оборудованием;

- изучить состав, свойства и практическое применение основных химических веществ, используемых человеком в быту, медицине, косметологии, парикмахерском деле, искусстве, строительстве, сельском хозяйстве;

- научить применять свои знания о веществах на практике и использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни;

- научить работать с дополнительной литературой, извлекая из нее интересные и необходимые факты, оформлять и защищать исследовательскую работу

Содержание программы

Класс

Введение (2 час).

Биохимия как наука. История развития биохимии. Роль отечественных ученых в развитии биохимии (работы А. Я. Данилевского, Н. И. Лунина, А. Н. Баха, В. А. Энгельгардта, А. Н. Бе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.8 (0.015 с.)