Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перспективы развития церковной социальной работы
Перспективы развития церковной социальной работы на приходе можно рассматривать в образовательном, ресурсном, общественно-деятельном направлениях. 1.Образовательное направление – это развитие образовательных программ, направленных на теоретическую и практическую социально-педагогическую подготовку церковных специалистов. Для осуществления такой работы важно ознакомиться с материалами, отражающими подходы к церковной заботе о детях сиротах и руководствоваться разработанными принципами.[9]
2.Ресурсное направление должно включать развитие добровольческих инициатив и подготовку кадров для реализации приходских социальных программ. 3. Общественно-деятельном направление включает развитие связей и создание СО православных НКО, расширение взаимодействий с руководителями и педагогическим составом государственных учреждений, по внедрению духовно-нравственных принципов работы с детьми и подростками. В последние годы подготовке церковных специалистов по социальной работе уделяется большое внимание. Однако, достаточных социально-педагогических знаний, включающих вопросы профилактики социального сиротства, особенностей церковного социального добровольчества и милосердного служения, здесь явно не хватает. Из известных церковных организаций нашего города, которые занимаются подготовкой к социальному и педагогическому служению, является СПб сестричество милосердия св. мч. Татьяны. Они охватывают три направления милосердного служения: «Красный крест» – медицинское, «Желтый крест» – социальное, «Синий крест» – педагогическое. Но и в этой системе обучения нет раздела, посвященного проблемам социального сиротства и подготовке к такому служению. В образовательных дисциплинах подготовки церковных специалистов нет практических занятий, которые помогли бы получить, хоть мало-мальский опыт взаимодействия с детьми-сиротами и семьями группы риска. Это является одной из причин, отсутствия целенаправленной работы по профилактике сиротства в церковной социальной работе. В 2020 году начала свою работу «Школа добра и милосердия» при отделе образования СПб епархии. Слушатели епархиальных курсов, студенты вузов получили возможность не только встречи и знакомства с работой некоторых социальных объектов, но и сами принять участие в практических занятиях с детьми и подростками в реабилитационных учреждениях и школах. «Уроки добра и милосердия» по трем основным модулям программы раскрывают подходы к пониманию социально- нравственных и духовных проблем детей и молодежи, способов вхождения во взаимодействие с ними. «Школа добра и милосердия», в рамках которой прочитана эта лекция, направлена на решение этих задач.
«Уроки добра и милосердия» по трем основным модулям программы раскрывают подходы к пониманию социально- нравственных и духовных проблем детей и молодежи, способов вхождения во взаимодействие с ними. «Школа добра и милосердия», в рамках которой прочитана эта лекция, направлена на решение этих задач. Важно то, что благодаря программе, которая предусматривает практику в учреждениях социальной защиты и образования, расширяется круг взаимодействия со светским учреждениями. устанавливается контакт со специалистами,
Слайды с мероприятий. Ознакомиться с направлениями содержанием программы можно присоединившись к группе «Школа добра и милосердия»[10] Свт. Василий Великий «Не великие дела угодны Богу, а великая любовь, с какою они делаются. Нет ничего великого, когда мало любят, и нет ничего малого, когда любят много». В этом заключается весь смысл нашего христианского служения. Христианский подход к работе с родной семьей ребенка в условиях сиротского учреждения
В настоящее время идет интенсивный поиск новых технологий социальной реабилитации семей и детей, которые вынуждены жить в сиротских учреждениях. Несмотря на прилагаемые усилия, проблематика кризисных семей и социального сиротства остается актуальной. Это связано с тем, что в системе социальной защиты ребенка в сиротском учреждении, используется превентивный подход, который не решает важные реабилитационные задачи семьи и ведет к разрыву родственных связей. Вместо упорной и планомерной работы с родной семьей, внедряются формы жизнеустройства детей в чужие семьи, в том числе за рубеж, иные «семейные модели», которые часто не дают желаемых результатов. Да, есть случаи, когда ребенка действительно лучше изолировать и укрыть в другой семье или в учреждении. Но, это не выход, а лишь вынужденная мера, до которой, и в процессе которой, надо использовать максимум возможностей оздоровить семью и сохранить ребенка в ней. И лишь когда все ресурсы использованы, возможен отрыв ребенка от родителей и передача его в замещающую семью. Но и это не исключает дальнейшую работу. Отсутствие реабилитации родной семьей, память о которой не может быть стерта и, встреча с которой неизбежна, может стать причиной повреждения личности воспитанников сиротских учреждений, привести к утрате многих трудов и потере их, как полноценных членов общества.
Ребенка нельзя рассматривать, как объект воспитания без его связи с семьей, социально-психологическими условиями прошлой, настоящей и будущей жизни, наследственными и другими факторами. Нам не стоит забывать о первостепенных задачах, соответствующих христианскому мировоззрению, – это укрепление и сохранение семейных родственных уз, почитание родителей и сострадание к ближним. Ребенок более чист и открыт к исполнению этих заповедей, всякая насаждаемая подмена отношения к отцу и матери, на безбедное существование в чужой семье, искажает ценностные ориентиры, повреждает нравственные чувства и цельность души. Великий русский философ 20 века Иван Ильин писал, что «призрение к своим предкам порождает в человеке безродную, безотеческую, рабскую психологию».[11] Церковь видит значимость своей роли в решении социальных проблем, в том числе по оказанию помощи семье и детям. В Социальной концепции Русской православной Церкви отмечается, что «вопиющей бедой современного общества стало сиротство при живых родителях. Тысячи брошенных детей, которые наполняют приюты, а иногда оказываются на улице, свидетельствуют о глубоком нездоровье общества. Оказывая таким детям духовную и социальную помощь, Церковь одновременно видит важнейший долг в укреплении семьи и в осознании родителями их призвания, что исключило бы трагедию брошенного ребенка. [12]Однако, в практике церковного социального служения, из-за отсутствия опыта работы, возвращение кризисной семьи к нормальной жизни не является приоритетной. Церковь нуждается в социально-церковных технологиях, которые могут внести свой вклад в помощь семье и профилактику социального сиротства. Технологии работы с воспитанниками и их семьями в учреждении. Из опыта работы [13].
В сиротских учреждениях сложным вопросом является комплексная работа с кризисными семьями, включая детей. В разряд таких семей попадают одинокие матери, не справляющиеся с бытовыми трудностями и воспитанием ребенка. В их числе бывшие воспитанницы детских домов с детьми, женщины, находящиеся в глубоком нравственно-духовном личностном кризисе и др. Работа с ними требует особого рассмотрения. Система организации жизни и воспитания в условиях сиротского учреждения, помимо положительных сторон, имеет ряд условий, формирующих негативные социально-нравственные качества личности ребенка, такие как безответственность, инфантилизм, эгоцентризм, иждивенчество и пр.
В данном разделе мы хотим познакомить вас с программой воспитания и социальной реабилитации «От сиротского детства к полноценной жизни», [14]в основу которой положен комплексный подход к работе с детьми и родной семьей.. Программа включает три направления: социально-педагогическое, социально-профилактическое и социально-реабилитационное. Данные направления реализуются в разработанных подпрограммах. В совокупности они решают задачи ограждения ребенка от травмирующих психо-эмоциональных факторов, возвращение его в возрастной ритм учебы, труда и отдыха, создание благоприятной атмосферы жизнеобеспечения, развития творческих способностей, укрепление душевных и физических сил, формирование жизненно важных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения социального благополучия в самостоятельной жизни. Инновационный подход заключается в передаче социального опыта, через включение всей семьи (ребенка, родителей, родственников) в систему общественных взаимодействий с участниками социально-педагогического процесса (педагогами, специалистами, привлеченными участниками программ) и внедрение в социализирующий процесс формы семейного воспитания. В основу Концепции положены прикладные принципы: - безусловной ценности личности, который указывает, что каждый человек, в каком бы сложном социально-нравственном положении не находился, достоин внимания, помощи и уважения его личности; -семейно-общественного воспитания заключается всочетании коллективных и семейных форм воспитания, в период пребывания ребенка в сиротском учреждении; -социально-семейного участия – направлен на формирование социально-семейного окружения ребенка из числа благополучных родственников и социально-значимых людей; -безусловной ценности семьи. Приоритет родной семьи закреплен законодательно[15]. Представленные прикладные принципы, созвучны принципам социального служения Русской Православной Церкви: справедливости, милосердия, свободы, субсидиарности, универсальности. [16]
Педагогические условия. Для реализация технологий социальной реабилитации семьи, включая ребенка, необходимо создание педагогических условий: 1. Созданию таких условий способствует единодушный и работоспособный коллектив, обладающий профессиональным мастерством, работающий в рамках Концепции, ориентированный на духовно-нравственные ценности.
2.Ведущую роль играет руководитель учреждения, который является носителем этих ценностей и образцом профессионализма. 3.Большое значение имеет христианское мировоззрение каждого сотрудника, с помощью которого достигается более глубокий контакт с детьми и родителями. 4.Воспитание и обучение требуется не только воспитуемым, но и воспитателям. Для готовности коллектива к работе с семьей и ребенком необходима ежедневная установочная проработка текущей ситуации, творческий подход к каждому запланированному мероприятию. 5.Важно привлекать к участию в работе с сотрудниками и семьями опытного священника, который сможет беседовать с желающими и оказывать им духовную поддержку. Раскрывать духовные причины кризиса семьи и личности, находить пути их преодоления. 6.Проводить работу со всем коллективом, включая обслуживающий персонал, по исключению попустительства во взаимодействиях с детьми и родителями. Недопущению предосудительного отношения, высказываний, упреков в адрес семьи. Необходимо понимать, что родителям и родственникам важно чувствовать себя принятыми, несмотря на сложное положение. Осознавать, что они являются участниками восстановления семьи и всего, что происходит в жизни ребенка. 7.Проводить постоянные педагогические наблюдения и мониторинг психо-соматических реакций детей на встречи с членами семьи. Использовать эту информацию для выстраивания диалога с родителями, ставя их в известность, как дети реагируют на долгие расставания и встречи, что их тревожит, что может привести к нервным срывам, а что дает надежду и радость.
Практический опыт: проблемы и их решение конкретными технологиями.
Опыт работы показал, что в сиротском учреждение, социальную реабилитацию семьи необходимо начинать с ребенка. Технологии, о которых мы расскажем, отражают основные подходы к решению проблем детей и родителей. Проблема 1. Отставание детей из неблагополучных семей в психо-физическом развитии, отсутствие навыков личной и общественной гигиены, наличие вредных привычек. Подпрограмма «Расти здоровым » решает задачи повышения интереса к здоровому образу жизни, сообщает знания и формирует умения выполнения правил личной и общественной гигиены, потребность в занятиях физкультурой и спортом, способствует укреплению психо-физического здоровья и развитию двигательных навыков. Технология. Создание здоровье сберегающих условий жизнеобеспечения. Оборудование помещений для занятий физической культурой и спортом и внедрение их в режим дня; беседы с просмотром просветительских видео материалов, участие в познавательных, развивающих и спортивных играх с участием приглашенных членов семьи; режимные и гигиенические требования и создание условий для их выполнения; проведение времени в семьях, ведущих здоровый образ жизни и выездные мероприятия, на которые могут быть приглашены родители воспитанников; создание видео материалов, оформление стендов и альбомов; применение поощрительных мер.
Педагогические наблюдения. Замечено, что дети достаточно быстро входят в упорядоченный режим дня, если делать это без нажима, а заинтересовывая их; весьма отзывчивы на мероприятия, в которых задействован их физический потенциал, присутствуют положительные эмоции и стоят конкретные цели. Занятия физической культурой и спортом сближают и объединяют детей, снимают напряжение и мотивируют к ведению здорового образа жизни, отказу от вредных привычек. Нередко дети просят бросить курить и оставить употребление алкоголя своих родителей. Как программа влияет на социальную реабилитацию родителей. Проблема 2. Отсутствие у родителей интереса к ведению здорового образа жизни. Укоренившиеся вредные привычки. Безразличие к своему внешнему виду и здоровью. Технология. Важным подходом к работе с родителями является жизнь детей в здоровом укладе, достижения и успехи в спорте, улучшение физического развития. Внешний благополучный вид, отсутствие вредных привычек, жизнерадостность детей являются стимулом последовать их примеру. Педагогические наблюдения. Программа несет заряд положительных эмоций и располагает к общению детей и родителей. Родители, которые сами увлекались спортом, с радостью рассказывают об этом, ездят с воспитанниками на соревнования. Образ жизни детей, привлечение к занятиям физической культурой и спортом вместе с родителями в рамках учреждения и на выезде воодушевляют и мотивируют начать здоровую, трезвую жизнь, создают реальные условия для осуществления добрых намерений. Проблема 3. Отсутствие у детей интереса к обучению, неразвитость познавательных способностей, нарушение ритма школьной жизни, педагогическая запущенность. Страх и неуверенность в своих силах, часто являются причиной прогулов и отказа от учебы. Подпрограмма «В помощь школе» направлена на помощь ребенку в освоении школьной программы, формирование навыков самостоятельной работы с учебниками, воспитание самодисциплины, привитие интереса к учебе и видение перспектив, помощь во вхождении в школьный коллектив. Технология. В режиме дня отведено время для выполнения школьных заданий и занятий со специалистами, занимательные познавательных игры и беседы, встречи с интересными людьми, помощь родителей и родственников. Как программа влияет на социальную реабилитацию родителей.
Проблема 4. Родители уклоняются или не знают, как участвовать в школьной жизни ребенка. Чувствуют свою отстраненность. Технология. Школьная жизнь ребенка – это, как правило, тема, интересующая родителей. Поддерживать заинтересованность в успехах детей, важная часть работы с членами семьи. Иногда, школа является единственной тонкой ниточкой, с помощью которой можно развивать диалог с родителями и родственниками. Побуждать их к посильной помощи детям. Значимость, родительского участия в жизни ребенка может поддерживаться с помощью создания экранов успеваемости и дисциплины. С их помощью родители получают информацию о детях, могут увидеть и сравнить их с другими детьми. Это всегда повод поговорить с родителями о причинах успеха и неудач. Педагогические наблюдения. На родителей положительно влияет внимание, которое уделяется их детям в учебе и благодаря которому они хорошо учатся. Многие стараются внести свой вклад. Помощь, которую они могут оказать, обсуждается с сотрудниками учреждения.
Проблема 5. Как правило, из асоциальных семей приходят дети, не прочитавшие ни одной книги, и даже не понимающие, зачем это надо. Их кругозор сильно ограничен, желания и интересы примитивны. Подпрограмма «Я открываю книгу» направлена на повышение грамотности письма и речи, открытие пути познания мира через книгу, развитие творческого воображения, привитие интереса и потребности к чтению. Технология. В режиме дня отводится свободное время для чтения. Каждый ребенок имеет свою книгу из групповой библиотечки. Чтобы заинтересовать и побудить к чтению, проводятся выставки новых книг и обзорное знакомство с их содержанием. На встречи приглашаются поэты и писатели, которые рассказывают о своей жизни и, какое место в ней занимает литература. Детям часто дарят красиво иллюстрированные книги, которые они могут забрать к себе домой. Каждый вечер, детям читают вслух. Проводятся мастер-классы, на которых дети изготавливают подарочные мини-книги для родителей и друзей. Дети, вместе с воспитателями придумывают сценки и рассказывают о книгах, что им нравится в героях, а что нет. Такие вечера проводятся регулярно. Применяется поощрение участников. На вечера приглашаются родители и другие члены семьи.
Как программа влияет на социальную реабилитацию родителей. Проблема 6. Низкая грамотность и уровень культуры, интеллектуальная ограниченность родителей. Чтение книг не является популярным занятием в кругу членов семьи. Технология. Все родители, когда были детьми, конечно, держали книгу в руках и возможно любили это занятие. Пример детей, может благотворно подействовать на них, рождать чувство гордости, видеть детей более умными и перспективными, чем они. Нравственные темы, которые звучат в рассказах о книгах и представленные в сценках, имеют воспитательное значение не только для детей, но и для родителей. Сценки часто опосредованно обличают пороки и показывают пути преодоления трудностей. Учат доброте и пониманию других людей. Тематику книг и сценок подбирает опытный педагог или библиотекарь. Развитию программы способствует организованный «Домашний театр». Возможны и другие способы работы с книгой. Педагогические наблюдения. Родители, имеющие вредные привычки и зависимые формы поведения, на выступления «Домашнего театра», стараются приходить к детям «в лучшем виде»: опрятно одетые, без запаха табака и алкоголя. Становятся более сдержанными, контролируют свою речь и выражения. Проблема 7. Попадая в сиротское учреждение, дети часто замыкаются, таят злобу, отрицают тяжесть своего положения, готовы терпеть жестокое обращение родителей, жить в недопустимых условиях; идеализируют родителей; не соглашаются, протестуют против разлучения их с семьей и отрыва от привычного образа жизни, совершают самовольные уходы домой, ведут себя агрессивно и непредсказуемо. Подпрограмма «Духовно-нравственное воспитание» направлена на развитие нравственных качеств личности ребенка, формирование понимания причин проблем семьи, повышение культурного уровня, приобщение к духовным ценностям, формированию понятий о христианских добродетелях. Технология. Решению указанных проблем способствуют: мирная и спокойная атмосфера жизни в духовно и нравственно здоровом коллективе взрослых; совместный труд, взаимопомощь, милосердное и уважительное отношение друг к другу. Беседы и тематические мероприятия большей частью проводятся воспитателями, находящимися рядом с детьми. Теплое, но и требовательное слово, терпение и молитва, умение промолчать и не сорваться, простить и спокойно объяснить, проявить нежность к ребенку являются основными средствами, приносящими утешение, дающим способность здраво посмотреть на существующую ситуацию жизни и принять её. Важную роль играет приобщение детей к церковной жизни [17], Чрезвычайно важна просветительская работа с родителями. [18] Существенную помощь могут оказать, имеющие специальную подготовку православно-ориентированные добровольцы,[19] и действующие в рамках специализированной программы.[20]
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.031 с.) |