Фаза страдания и дезорганизации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фаза страдания и дезорганизации.



Эта фаза обычно длится 6-7 недель. В это время человеку трудно удержать свое снимание на внешнем мире. Сохраняются и могут усилиться различные телесные реакции: затрудненное укороченное дыхание, мышечная слабость, утрата энергии, чувство пустоты, ком в горле, повышенная чувствительность к запахам, снижение или чрезвычайное усиление аппетита, нарушение сна.

Этот период наибольших страданий, острой душевной боли. Появляются множество тяжелых и пугающих мыслей и чувств: ощущение пустоты и бессмысленности существования, отчаяния, чувства одиночества, беспомощности, вины и злости, тревоги и страха. Также типична поглощённость образом умершего и его идеализация, избегание воспоминаний о его плохих поступках, что особенно характерно под окончание фазы. Иногда горюющий отождествляет себя с умершим, что проявляется в невольном подражании его поведения (походка, привычки, мимика, жесты).

Горе накладывает отпечаток на взаимоотношения с окружающими. Здесь может наблюдаться утрата теплоты, раздражительность и желание уединиться. Человеку трудно сконцентрироваться на том, что он делает, ему трудно организовать себя.

Основным патогенным чувством выступает чувство вины. Человек, вспоминая какое-либо событие, усматривает различные намеки и предсказания: «Раз я знал, то смог бы предотвратить событие».

Человек, переживающий горе сильно меняется внешне: лицо становится очень выразительным («маска страдания»), меняется походка, человек горбится, человек становится эмоционально лабильным.

Если в первый острый период с человеком нужно постоянно быть рядом, то здесь можно и нужно дать ему побыть одному, особенно если он этого хочет. Если у него появляется потребность выговориться, нужно быть всегда наготове: выслушать его и поддержать. На этой фазе человек может быть раздражительным. Если человек плачет вовсе не обязательно его утешать, слезы дают человеку сильнейшую разрядку. Не давая человеку выплакаться или как-то иначе выплеснуть свои эмоции, мы не даем человеку выразить свое горе. В конце периода можно приобщить пострадавшего к общественно полезной деятельности: отправить в школу, на работу, начать загружать домашними делами. Это даст ему возможность отвлечься от основных переживаний. Естественно, режим должен быть щадящим, так как он все еще ослаблен.

Переживания на второй фазе являются критическими в отношении дальнейшей динамики состояния горюющего. От того, как будет преодолена эта фаза острого горя, зависит вся стратегия дальнейшей жизни.

Фаза реорганизации.

Эта фаза наступает после завершения периода острого горя и продолжается примерно год. На этом этапе жизнь входит в свою колею, восстанавливается сон, аппетит, умерший перестает быть главным сосредоточением жизни. Переживание горя не является ведущей деятельностью, оно протекает в виде отдельных приступов. Поводом для них чаще всего служат какие-то даты или события. Годовщина смерти приходится последней в этом ряду, так как за год, как правило, происходят практически все обычные жизненные события.

Человеку приходится решать множество задач, и утрата постепенно входит в жизнь. Постепенно появляются воспоминания, освобождённые от боли, вины и обиды. Человек учится выстраивать свою жизнь без близкого, планирует будущее.

Основная помощь на данном этапе состоит в том, чтобы помогать выстраивать планы, формировать будущее.

Фаза завершения.

Последняя фаза горевания – фаза принятия смерти. Длительность ее от года до двух лет. Смысл и задача «работы горя» в этой фазе состоят в том, чтобы человек простил себя, отпустил обиду, принял ответственность за свою жизнь, а образ умершего занял в его жизни постоянное место – воспоминания. И воспоминания эти уже не горе, а печаль. А это другое чувство. И эта печаль уже навсегда остается в сердце человека, потерявшего близкого.

 

Вывод.

Тяжесть и глубина переживаний зависят от многих факторов, и проявления процесса горевания могут быть разными. Это зависит от личности горюющего, от взаимоотношений с утраченным объектом, от особенностей утраты, но неизменным остается одно: при любой утрате человеку придется пройти все стадии горевания, принять его и пережить боль. В процессе этой работы горюющий должен решить следующие задачи:

· признать факт и обстоятельства потери;

· пережить все сложные чувства, которые сопутствуют утрате;

· выстроить новые отношения к объекту утраты и научиться жить без него.

У детей другие представления о жизни и смерти, чем у взрослых. Считается, что у ребенка до 2-х лет вообще нет никакого представления о смерти. Между 2-6 годами у них развивается представление, что умирают не навсегда (смерть как отъезд, сон, временное явление). В ранние школьные годы дети относятся к смерти как к чему-то внешнему: они персонифицируют ее с определенным образом, например, с приведение, либо с отдельным человеком. Часто дети в возрасте 5-7 лет считают собственную смерть маловероятной, эта мысль приходит к ним позже, примерно к 8 годам. Для детей 6-10 лет смерть становится более реальной и окончательной. К подростковому возрасту дети уже разделяют концепцию взрослых о смерти. И собственная смертность становится для них очевидной. Дети, узнав о смерти близких проходят все эти стадии переживания горя. Однако период острого горя у них обычно короче.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.004 с.)