Особенности пространственного строения предельных углеводородов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности пространственного строения предельных углеводородов.



СН4 – молекулярная формула (качественный, количественный состав);

Молекула метана в действительности имеет форму тетраэдра. Тетраэдр – это пирамида, в основании которой лежит равносторонний треугольник. В центре тетраэдра находится атом углерода, а все его четыре валентности направлены к вершинам тетраэдра. Физическими методами исследования установлено, что валентные углы равны 109о28'.

1. Почему молекула метана имеет такую пространственную форму?

2. Чем объясняется направление валентных связей атома углерода от центра к вершинам тетраэдра?

Ответ следует искать в электронном строении атома углерода и молекулы метана. С 1S2 2S2 2P2 ––> C * 1S2 2S1 2P3

(основное состояние) (возбужденное состояние)

Так как на втором энергетическом уровне Р-подуровне есть свободная орбиталь, то на неё переходит один из 2 S 2 -электронов. В результате этого атом углерода в возбуждённом состоянии имеет четыре неспаренных электрона, т.е. становится четырёхвалентным. Облака всех четырёх валентных электронов атома углерода выравниваются, становятся одинаковыми. При этом они принимают форму вытянутых в направлении к вершинам тетраэдра восьмёрок.

Явление, при котором происходит смешение и выравнивание по форме и энергии электронных облаков, называется гибридизацией.

Так как гибридизации подвергаются один S и три Р -электрона, то такое состояние называется SP3 -гибридизацией.

Несимметричное распределение электронной плотности означает, что вероятность нахождения электрона по одну сторону от ядра больше, чем по другую. Гибридные электронные облака вытянуты в пространстве под углом 109о28' к вершинам воображаемого тетраэдра, и в этом направлении они перекрываются с электронными облаками атомов водорода.

Итак, молекула метана имеет тетраэдрическое строение, что обусловлено SP3-гибридизацией атома углерода, тетраэдрическим направлением четырёх гибридных электронных облаков атома углерода.

Гомологический ряд метана.

Существует много углеводов, сходных с метаном, то есть гомологов метана. В их молекулах имеются 2, 3, 4 и более атомов углерода. Каждый последующий углеводород отличается от предыдущего группой атомов СН2. Например, если к формуле СН4 прибавить группу СН2, получим следующий углеводород С2Н6 – этан – гомолог метана. Группа СН2 называется гомологической разностью.

Для предельных углеводородов характерна общая формула: С n H 2 n +2, где n – целое число атомов углерода. Пример:

n=5 C5Н2Х5+25Н12 – пентан

 n=8 C8Н2Х8+28Н18 – октан

Для названия углеводородов используют две номенклатуры: историческую (случайные названия) и систематическую.

Для составления названия алканов по систематической номенклатуре нужно:

1.Выбрать самую длинную неразветвленную цепь углерода.

2.Пронумеровать эту цепь таким образом, чтобы заместители, которые в молекулах углеводородов замещают атомы водорода, были ближе к началу цепи.

3.Указать цифрой место и название заместителя, затем название основной цепи с суффиксом –ан. Для этого нужно знать название радикалов (образуются при отщеплении атома водорода от атома углерода), которые образуются от названий соответствующих углеводородов, путём замены суффикса –ан на –ил.

СН4 - метан, СН3 - метил

С2Н6 – этан, С2Н5 – этил

С3Н8 – пропан, С3Н7 – пропил

Для примера рассмотрим молекулу гексана и составьте несколько изомеров, дав им названия по международной номенклатуре.

Получение:

Лабораторные способы:

1.при нагревании ацетата натрия с твердым гидроксидом натрия                                             

CH3COONa + NaOH   → CH4 + Na2CO3

   ацетат натрия

2. реакцией Вюрца: CH3Cl + 2Na →  CH3 - CH3 + 2NaCl

               хлорметан                     этан

Физические свойства. С увеличением Mr закономерно изменяются: а) агрегатное состояние углеводородов С14 – газы, С516 – жидкости, n > 16 – твердые вещества, б) увеличиваются tпл и tкип., в) уменьшается растворимость.

Химические свойства.

Предельные углеводороды характеризуются малой реактивной способностью. Сегодня на уроке познакомимся с взаимодействием алканов с кислородом, галогенами, термическим разложением, изомеризацией.

1. Горючесть алканов.

При поджигании (t = 600oС) алканы вступают в реакцию с кислородом, при этом происходит их окисление до углекислого газа и воды. СnН2n+2 + O2 → CO2 + H2O + Q например: СН4 + 2O2 → CO2 + 2H2O + Q

Смесь метана с кислородом или воздухом при поджигании может взрываться. Наиболее сильный взрыв получается при объёмных отношениях 1: 2 (с кислородом) или 1: 10 (с воздухом), т.к. метан и кислород вступают в реакцию полностью.

Подобные смеси опасны в каменноугольных шахтах. Чтобы обеспечить безопасность работы в шахтах, там устанавливают анализаторы, сигнализирующие о появлении газа, и мощные вентиляционные устройства. С3Н8 + 5O2 → 3CO2 + 4H2O + Q Гор18ние пропан-бутановой смеси можно продемонстрировать на примере газовой зажигалки.

При горении алканов выделяется много теплоты, что позволяет использовать их в качестве источника энергии. Но большая часть их используется в качестве сырья для получения других продуктов.

2. Разложение алканов. СnН2n+2 C + H2↑; СН4 C + 2H2↑;С4Н10 4C + 5H2

Метан в термическом отношении более устойчив, чем другие алканы. Причина этого в достаточной прочности С – Н связей.

3. Реакции замещения (протекают с галогенами и другими окислителями при определённых условиях: свет, температура).

СН4 + Cl2 CH3Cl + HCl                      СН3Cl + Cl2 CH2Cl2 + HCl 

СН2Cl2 + Cl2 CHCl3 + HCl                  СНCl3 + Cl2 CCl4 + HCl

Механизм цепных реакций достаточно сложен, объяснение ему было дано русским учёным Н.Н. Семёновым, за что он в 1956 г. был удостоен Нобелевской премии.

Применение. Студентам было дано домашнее задание к этому уроку принести слайды на тему «Применение предельных углеводородов».(Приложение)

2. Самостоятельная работа:

Задание 1: Выполните тест

1. Укажите ошибочное определение алканов:

а) предельные углеводороды; б) карбоциклические соединения (в молекулах имеются циклы); в) насыщенные углеводороды; г) парафиновые углеводороды.

2. Общая формула алканов:

а) СnH2n; б) СnH2n+1; в) СnH2n+2; г) СnН2n-2.

3. Признаки, характеризующие строение алканов:

а) SP3 -гибридизация, плоская форма молекул 120о, и -связи;
б) SP -гибридизация, линейная форма молекул 180о, и -связи;

 в) SP3 -гибридизация, форма молекул – тетраэдр 109о28', -связи.

4. Невозбуждённый атом углерода имеет электронную конфигурацию:

а) 1 S 22 S 12 P 3; б) 1 S 22 S 22 P 2; в) 1S22S22P3; г) 1S22S22P4.

5. Возбужденный атом углерода имеет электронную конфигурацию:

а) 1S22S22P3; б) 1S22S22P2; в) 1S22S22P4; г) 1S22S12P3.

6. Всем алканам присущи свойства:

а) вступать в реакцию замещения; б) окисляться при обычных условиях;
в) гореть в кислороде                 г) реагировать с активными металлами.

Задание 2: Приготовить сообщения на темы:

1.  Применение предельных углеводородов.

2. Классификация реакций в органической химии.

 

 

Химия 4      

Тема урока: Составление структурных формул и названий алканов по международной и тривиальной номенклатурам.

Тип урока: Практическая работа        

План урока:

  1. Повторите основные понятия темы.
  2. Выполните практическую работу.
  3. Выполненное задание направить мне на ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС: lud.bas@mail.ru

 

Ход урока:

3. Предельные углеводороды – это углеводороды с общей формулой

С n Н2 n -2 , которые не присоединяют водород и другие элементы.

4. СН4 – молекулярная формула (качественный, количественный состав);

Молекула метана в действительности имеет форму тетраэдра. Тетраэдр – это пирамида, в основании которой лежит равносторонний треугольник. В центре тетраэдра находится атом углерода, а все его четыре валентности направлены к вершинам тетраэдра.

5. Явление, при котором происходит смешение и выравнивание по форме и энергии электронных облаков, называется гибридизацией. Так как гибридизации подвергаются один S и три Р -электрона, то такое состояние называется SP3 -гибридизацией.

6. Для составления названия алканов по международной номенклатуре нужно:

1.Выбрать самую длинную неразветвленную цепь углерода.

2.Пронумеровать эту цепь таким образом, чтобы заместители, которые в молекулах углеводородов замещают атомы водорода, были ближе к началу цепи.

3.Указать цифрой место и название заместителя, затем название основной цепи с суффиксом –ан. Для этого нужно знать название радикалов (образуются при отщеплении атома водорода от атома углерода), которые образуются от названий соответствующих углеводородов, путём замены суффикса –ан на –ил.

4. Использовать гомологический ряд алканов.

Задания для практической работы(номер варианта соответствует списочному номеру журнала)

№ варианта Вопросы для выполнения
1 1. Дайте определение процессу «изомерия» 2. Постройте возможные изомеры углеводорода состава С6Н14 и дайте им названия по международной номенклатуре.
2 1. Дайте определение «изомеры»; 2. Постройте возможные изомеры углеводорода состава С7Н16 и дайте им названия по международной номенклатуре.
3 1. Назовите основоположника теории строения органических соединений и его четыре положения теории. 2. Постройте четыре изомера углеводорода состава С8Н18 и дайте им названия по международной номенклатуре.
4 1. Что такое гомологи, приведите примеры. 2. Постройте возможные изомеры углеводорода состава С9Н20 и дайте им названия по международной номенклатуре.
5 1. Дайте определение «изомеры»; 2. Постройте возможные изомеры углеводорода состава С7Н16 и дайте им названия по международной номенклатуре.
6 1. Дайте определение процессу «изомерия» 2. Постройте возможные изомеры углеводорода состава С6Н14 и дайте им названия по международной номенклатуре.
7 1. Что такое гомологи, приведите примеры. 2. Постройте возможные изомеры углеводорода состава С9Н20 и дайте им названия по международной номенклатуре.
8 1. Назовите основоположника теории строения органических соединений и его четыре положения теории. 2. Постройте четыре изомера углеводорода состава С8Н18 и дайте им названия по международной номенклатуре.
9 1. Что такое гомологи, приведите примеры. 2. Постройте возможные изомеры углеводорода состава С9Н20 и дайте им названия по международной номенклатуре.
10 1. Назовите основоположника теории строения органических соединений и его четыре положения теории. 2. Постройте четыре изомера углеводорода состава С8Н18 и дайте им названия по международной номенклатуре.

 

 

Химия 5         

Тема урока: Непредельные углеводороды, строение, свойства и применение в органическом синтезе. Понятие о диенах. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.

Тип урока: Изучение нового материала.

План урока:

16. Изучите материал в соответствии с темой (гл. 2, параграф 7 стр. 38, параграф 8 стр. 43, параграф 9, стр. 48)

17. Выполните самостоятельную работу.

18. Для изучения и выполнения заданий используйте учебное пособие по химии:. Органическая химия. 11 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. – 5 –е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011. – 176с.

1. Выполненное задание направить мне на ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС: lud.bas@mail.ru

 

Ход урока:

Самостоятельная работа:

1. Составить возможные изомеры: задание 2 стр. 60.

2. Составить уравнения химических реакций в соответствии с цепочкой превращений: задание 6 стр. 53.

.

 

Химия 6      

Тема урока: Ароматические углеводороды, их свойства и применение. Природный газ: состав, применение в качестве топлива.

Тип урока: Изучение нового материала.

План урока:

19. Изучите материал в соответствии с темой (гл. 2, параграф 12 стр. 63-68, параграф 14 стр. 70-75)

20. Выполните самостоятельную работу.

21. Для изучения и выполнения заданий используйте учебное пособие по химии:. Органическая химия. 11 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. – 5 –е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011. – 176с.

22. Выполненное задание направить мне на ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС: lud.bas@mail.ru

 

Ход урока:

Самостоятельная работа:

1. Ответьте на вопросы: задание 1 стр. 69.

2. Составьте кроссворд из 10 вопросов по теме: Природные источники углеводородов.

                     

Химия 7           

Тема урока: Построение моделей непредельных и ароматических углеводородов, написание их структурных формул и химических реакций на основе свойств.

Тип урока: Практическая работа  

План урока:

  1. Повторите основные понятия темы.
  2. Выполните практическую работу (номер варианта соответствует списочному номеру журнала)
  3. Выполненное задание направить мне на ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС: lud.bas@mail.ru

 

Ход урока:

Задание 1. Напишите пять  структурных формул изомеров состава и назовите их по международной номенклатуре:

№ вар. Формула молекулы № вар. Формула молекулы
1. C6H12 11. C7H12 (диен)
2. C6H10 12. C8H16
3. C6H10 (диен) 13. C8H14
4. C7H14 14. C8H14 (диен)
5. C7H12 15. C9H18
6. C9H16 16. C11H20
7. C9H16 (диен) 17. C7H14
8. C10H20 18. C7H12
9. C10H18 19. C8H16
10. C10H18 (диен) 20. C8H14

Задание 2. Напишите структурные формулы непредельных углеводородов:

№п/п Название №п/п Название
1. 2,3 диметилгексен3 11. 2,3 диметил 5 бутилгептадиен1,3
2. 2,5,5 триметилгексен2 12. 2 метилгексадиен1,5
3. 2,2,6 триметил 4 этилгептен3 13. 2,4 диметилпентадиен2,4
4. 2,3,6 триметил 5 этилгептен2 14. 2 метилпентадиен1,3
5. 2,2,6 триэтил 4метилгептен3 15. 3,3 диметил 4 этилгексадиен1,5
6. 6 метил 4 этил 7пропилоктин2 16. 2,3 дипропилпентадиен2,4
7. 2,2 диметил 5,7пропилоктин3 17. 3,4 диэтилгексадиен1,5
8. 4,4дипропилпентин2 18. 2,2 диэтил 3 этилнонин4
9. 4 бутилпентин2 19. 3,3 диэтил 5 бутилгептен1
10. 4 этил 5 пропилгексин2 20. 3,3,4 трипропилгептен1

Задание 3. Напишите структурные формулы ароматических углеводородов.

№ п/п Название № п/п Название
1. 1 бутил 2 пропил 3 этил-бензол 11. метаметилпропилбензол
2. 1 бутил 4 этилбензол 12. ортопропилпентилбензол
3. 1 метил 3 этилбензол 13. 1,2,3 трипропилбензол
4. метадипропилбензол 14. парадибутилбензол
5. 1,4,5 триметилбензол 15. 1,2 диметил 4,5 диэтилбензол
6. 2,3 диэтил 5,6 диметил-бензол 16. 1 пропил 3 этилбензол
7. 1,3,5 тринитробензол 17. 1 бутил 2 метил 3 пропил-бензол
8. 1 метил 4 бутилбензол 18. метадиэтилбензол
9. парадипропилбензол 19. ортодибутилбензол
10. ортометилэтилбензол 20. 1,3,5 тринитротолуол

Химия 8  

Тема урока: Одноатомные и многоатомные спирты, их строение, химические свойства, применение. Фенолы. Составление структурных формул и химических реакций спиртов и фенолов на основе изученных свойств

Тип урока: Практическая работа  

План урока:                                

  1. Повторите основные понятия темы.
  2. Выполните практическую работу (номер варианта соответствует списочному номеру журнала)
  3. Для изучения и выполнения заданий используйте учебное пособие по химии:

     Органическая химия. 11 класс. Базовый уровень: учебник   

    для общеобразовательных учреждений / И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. – 5   

    –е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011. – 176с.

2. Выполненное задание направить мне на ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС: lud.bas@mail.ru

 

Ход урока:

1. Предельные одноатомные спирты (алканолы) содержат одну гидроксильную группу –ОН, соединённую с насыщенным углеводородным радикалом. Общая формула алканолов: СnH2n+1OH

Гидроксильная группа – ОН является функциональной группой спиртов. Функциональными группами называются группы атомов, которые обусловливают характерные химические свойства данного класса веществ.

Гомологический ряд алканолов:

CH3OH метанол, метиловый спирт

C2H5OH этанол, этиловый спирт

C3H7OH пропанол

C4H9OH бутанол

C5H11OH пентанол и т.д.

Изомерия C4H9OH

CH3 – CH2 – CH2 – CH2 – OH бутанол-1

СН3-СН-СН2-ОН                                  СН3-СН2-СН-СН3

  СН3                                                                                         ОН

2-метилпропанол-1                                   2-бутанол

Физические свойства. Одноатомные предельные первичные спирты с короткой цепью углеродных атомов – жидкости, а высшие (начиная с С12Н25ОН) – твёрдые вещества. Метанол, этанол, пропанол – бесцветные жидкости, растворимы в воде, имеют спиртовой запах. Метанол – сильный яд. Все спирты ядовиты, обладают наркотическим действием.

Химические свойства

1. Растворы спиртов имеют нейтральную реакцию на индикаторы

2. Взаимодействие с щелочными металлами

2C2H5OH + 2Na → 2C2H5ONa + H2

этанол         этилат натрия

3. Взаимодействие с галогеноводородами

C2H5OH + HCl →C2H5Cl + H2O

                   хлорэтан

4. Дегидратация (при t и в присутствии H2SO4)

C2H5OH → C2H4 + H2O

         этилен

2 C2H5OH→ C2H5 –О— C2H5

            диэтиловый эфир

5. Горение

C2H5OH + 3O2 → 2CO2 + 3H2O +Q

6. Окисление

C2H5OH + CuO → Cu + H2O + CH3-CHO

этанол                        уксусный альдегид

7. Взаимодействие с карбоновыми кислотами (реакция этерификации)

C2H5OH + CH3COOH → CH3COOC2H5 + H2O

Получение этанола:

Этанол получают из

1) этилена: C2H4 + HOH → C2H5OH (при катализаторе и t)

2) брожением глюкозы: C6H12O6 → 2C2H5OH + 2CO2

Применение этанола: получение уксусной кислоты, лекарств, духов и одеколонов, каучуков, горючего для двигателей, красителей, лаков, растворителей и других веществ.

12. Глицерин – представитель многоатомных спиртов. Строение, физические и химические свойства (реакция этерификации), применение. Глицерин – трёхатомный спирт:

СН2ОН

СНОН

СН2ОН

Глицерин – бесцветная сиропообразная жидкость сладковатого вкуса, хорошо растворимая в воде, гигроскопичная. Глицерин получают расщеплением жиров.

Химические свойства.

1. Взаимодействие с щелочными металлами

СН2ОН            CH2ONa

СНОН + 2Na → CHONa + H2

СН2ОН          CH2OH

2. Взаимодействие с галогеноводородами

СН2ОН           CH2Cl

СНОН +3HCl → CH Cl + 3H2O

СН2ОН            CH2Cl

Применение глицерина – в медицине – для смягчения кожи и приготовлении мазей, в кожевенном производстве – для предохранения кож от высыхания, для получения пластмасс и взрывчатых веществ (нитроглицерин).

Фенол С6Н5ОН – бесцветное, кристаллическое вещество с характерным запахом. Его t плавления = 40,9 С. В холодной воде он мало растворим, но уже при 70◦С растворяется в любых отношениях. Фенол ядовит. В феноле гидроксильная группа соединена с бензольным кольцом

Практическая работа:

Задание 1. Напишите структурные формулы пяти изомеров и назовите по международной номенклатуре согласно вашему варианту в таблице:

№ вар. Формула спирта № вар. Формула спирта
1. C4H9OH 11. C7H15OH
2. C5H11OH 12. C6H13OH
3. C6H13OH 13. C8H17OH
4. C9H19OH 14. C9H19OH
5. C5H11OH 15. C8H17OH
6. C6H13OH 16. C9H19OH
7. C7H15OH 17. C7H13OH
8. C6H13OH 18. C6H13OH
9. C8H17OH 19. C10H21OH
10. C7H15OH 20. C7H15OH

Задание 2. Напишите структурные формулы следующих веществ:

№ вар. Соединение
1. 2 этилбутанол-1
2. этандиол-1,2
3. пропандиол-1,2
4. 6 метилгептандиол-1,4
5. пропантриол-1,2,3
6. 3 метилфенол
7. 2,3 диметилфенол
8. 5 метилгексанол-2
9. 2 этилбутандиол-1,3
10. 2,4,6 тринитрофенол
11. 5 метилгептанол-2
12. 2 метилпентандиол-1,4
13. 2,4 диметилфенол
14. 2,3 диметилпентанол-3
15. 2,4,4 триметилгексанол-1
16. 2,3 диметилбутанол-2
17. 2 метилбутанол-1
18. 2,2 диметилпропанол-1
19. 3 метилбутанол-2
20. 2,2 диметил 4 метилпентанол-3

Задание 3. Напишите возможные химические реакции для этилового спирта, характеризующие его химические свойства.

 

Химия 9      

Тема урока: Понятие об альдегидах и карбоновых кислотах, их структурах, свойствах и применении в технике и промышленности. Составление структурных формул и химических реакций на основе изученных свойств.

Тип урока: Практическая работа  

План урока:                              

26. Повторите основные понятия темы.

27. Выполните практическую работу (номер варианта соответствует списочному номеру журнала)

28. Для изучения и выполнения заданий используйте учебное пособие по химии:

     Органическая химия. 11 класс. Базовый уровень: учебник   

    для общеобразовательных учреждений / И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. – 5   

    –е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011. – 176с.

3. Выполненное задание направить мне на ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС: lud.bas@mail.ru

 

Ход урока:

Практическая работа:

Задание 1. Напишите структурные формулы следующих органических соединений:

№ п/п Название № п/п Название
1. 2,2 диметилгептановая кислота 11. 2 метилпропановая кислота
2. 4,4 диметилпентановая кислота 12. 4 хлорбутановая кислота
3. 3 хлоргексановая кислота 13. октадекановая кислота
4. 3 метил 3 хлорбутановая кислота 14. 2,2,4,4 тетраметилгептановая кислота
5. 2,2 дихлорпентановая кислота 15. 3,5 диэтилоктановая кислота
6. 2 метилпентаналь 16. 3 хлорпентаналь
7. 2,3 диметилбутаналь 17. 2,2,3 триметилгексаналь
8. 2,2,5 триметилгексаналь 18. 2 этилбутаналь
9. 2 этилпентаналь 19. формальдегид
10. 2 метил 4 этилпентаналь 20. 2,2 дихлоруксусная кислота

  Задание 2. Напишите структурные формулы (5 изомеров) и назовите изомерные вещества согласно вашему варианту по международной номенклатуре:

№ п/п Соединения № п/п Соединения
1. C5H10O2 11. C5H10O
2. C6H12O2 12. C8H16O
3. C5H10O 13. C9H18O
4. C6H12O 14. C5H10O2
5. C7H14O2 15. C8H16O
6. C7H14O 16. C6H12O2
7. C8H16O2 17. C7H14O2
8. C8H16O 18. C9H18O2
9. C9H18O2 19. C6H12O
10. C9H18O 20. C7H14O

Задание 3. Какая предельная одноосновная кислота получится при окислении

№ п/п Соединения № п/п Соединения
1. пропаналь; 8. 2,2 диметилгексаналь;
2. 2 метилбутаналь; 9. 2 метил 3 этилбутаналь;
3. 2 этилпентаналь; 10. 2,2 диэтилпентаналь;

Напишите уравнения реакций взаимодействия Н2 и назовите продукты реакции:

№ п/п Соединения № п/п Соединения
4. этаналя; 11. 2,2 диметилпентаналя;
5. формальдегида; 12. 3 этилгексаналя;
6. бутаналя; 13. 3 метил 4 этилгексаналя.
7. 2 метилпентаналя; 14 2,2 диметилпентаналя

 

Химия 10       

Тема урока: Сложные эфиры, жиры, хим. свойства жиров. Мыла, углеводы, общие понятия, строение и свойства.

Тип урока: Изучение нового материала.  

План урока:

  1. Изучите основные понятия темы.
  2. Для изучения и выполнения заданий используйте учебное пособие по химии:

     Органическая химия. 11 класс. Базовый уровень: учебник   

    для общеобразовательных учреждений / И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. – 5   

    –е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011. – 176с.

4. Выполненное задание направить мне на ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС: lud.bas@mail.ru

 

Ход урока:

Самостоятельная работа:

1. Какие соединения называют сложными эфирами, жирами, углеводами?

2. Какими свойствами обладают сложные эфиры и жиры? Есть ли принципиальная разница между понятиями «жир» и «масло»?

3. Как можно приготовить маргарин? Чем он отличается от сливочного масла?

4. Какой продукт называют мылом? Почему обычное мыло не «моет» в морской воде?

5. Напишите структурную формулу сложного эфира, образованного глицерином с пальмитиновой, стеариновой и масляной кислотами.

6. Составьте уравнение реакции получения метилформиата, триолеина, трибутирата.

7. В чем сходство и различие в строении крахмала и целлюлозы?

8. Назовите качественные реакции на крахмал, целлюлозу и глюкозу.

 

Химия 11      

Тема урока: Составление структурных формул, химических реакций кислородсодержащих соединений на основе изученных свойств.

Тип урока: Практическая работа

План урока:

  1. Повторите основные понятия темы.
  2. Выполните практическую работу.
  3. Для повторения и выполнения заданий используйте учебное пособие по химии:

     Органическая химия. 11 класс. Базовый уровень: учебник   

    для общеобразовательных учреждений / И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. – 5   

    –е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011. – 176с.

5. Выполненное задание направить мне на ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС: lud.bas@mail.ru

 

Ход урока:

Задание 1. Напишите структурные формулы следующих веществ:

№ вар.                                                   Соединение
1. 2 этилбутанол-1;    2,2 диметилгептановая кислота
2. этандиол-1,2;    4,4 диметилпентановая кислота
3. пропандиол-1,2;  3 хлоргексановая кислота
4. 6 метилгептандиол-1,4; 3 метил 3 хлорбутановая кислота
5. пропантриол-1,2,3; 2,2 дихлорпентановая кислота
6. 3 метилпентанол 1;  2 метилпентаналь
7. 2,3 диметилбутанол; 2,3 диметилбутаналь
8. 5 метилгексанол-2; 2,2,5 триметилгексаналь
9. 2 этилбутандиол-1,3; 2 этилпентаналь
10. 2,4,6 триметилгексанол; 2 метил 4 этилпентаналь
11. 5 метилгептанол-2;  2 метилпропановая кислота
12. 2 метилпентандиол-1,4;       4 хлорбутановая кислота
13. 2,4 диметилпентанол;  октадекановая кислота
14. 2,3 диметилпентанол-3; 2,2,4,4 тетраметилгептановая кислота
15. 2,4,4 триметилгексанол-1;  3,5 диэтилоктановая кислота
16. 2,3 диметилбутанол-2;  3 хлорпентаналь
17. 2 метилбутанол-1; 2,3 диметилгексаналь
18. 2,2 диметилпропанол-1; 2 этилбутаналь
19. 3 метилбутанол-2; формальдегид
20. 2,2 диметил 4 метилпентанол-3;  2,2 дихлоруксусная кислота

Задание 2. Напишите структурную формулу сложного эфира:

№ вар. Соединение № вар. Соединение
1. метилформиата 11. пропилацетата
2. пропилпропаноата 12. этилформиата
3. тристеарина 13. трипальмитина
4. пропилацетата 14. этилоктаноата
5. триолеина 15. метилгептаноата
6. бутилпропаноата 16. этилгексаноата
7. метилбутаноата 17. метилпропаноата
8. тристеарина 18. тристеарина
9. трилинолеина 19. диолеина
10. трибутирата 20. дибутирата

Задание 3: 

1. Для чего применяется сахароза:

а) как питательное вещество; б) сырье для получения уксусной кислоты;

в) для получения крахмала; г) для получения глюкозы.

2. Какие продукты образуются в результате окисления глюкозы аммиачным раствором Ag2O:

а) глюконовая кислота и вода;    б) глюкосахарат серебра и вода;

в) спиртокислота и серебро;        г) многоатомный спирт и вода.

3. Какие группы веществ дают реакцию серебряного зеркала:

а) глюкоза, глицерин, этиленгликоль; б) глицерин, глюкоза, сахароза;

в) глюкоза, формальдегид, метановая кислота; г) глюкоза, молочная кислота, фруктоза.

4. Какие из перечисленных углеводородов относятся к дисахаридам:

а) фруктоза; б) мальтоза; в) крахмал; г) сахароза.

5. С какими из перечисленных реактивов крахмал дает  качественную реакцию:

а) с Cu(OH)2; б) с раствором Y2; в) с Ag2O (аммиачный раствор); г) с уксусной кислотой.

6. Вещество, формула которого C6H12O6 называется….. и является……:

а) углеводом, глюкозой; б) фруктозой, углеводом; в)сахарозой,углеводом;

г) моносахаридом, углеводом.

7. Целлюлоза относится к…….:

а) углеводам, дисахаридам;                          в) углеводам, полисахаридам;

б) углеводам, моносахаридам;                     г) сложным эфирам.

Химия 12    

Тема урока:  Аминокислоты и белки, их свойства, применение на основе свойств. Белки и полисахариды как биополимеры. Изучение хим. свойств белков

Тип урока: Комбинированный.

План урока:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.251 (0.196 с.)