Виды и состав административных правонарушений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и состав административных правонарушений



Характеристики общих составов административных проступков предполагает анализ и последующие классификации родовых составов, которые охватывают виды административного правонарушения, которое имеет относительно единый объект посягательств (к примеру, административные правонарушения, которые посягают на права граждан).

Ввиду огромных многообразий и существенной распространенности административных проступков единых критериев их классификаций не имеется. В качестве их выступают комплексные критерии, которые объединяют совокупности признаков, которые характеризуются единствами правовых регулирований, относительной устойчивостью и повторяемостью появляющихся при этом административных правонарушений.

Комплексные критерии классификаций видов административных правонарушений содержит родовые объекты посягательств (к примеру, общественные порядки, собственность, порядки управлений) и отраслевую направленность проступков, т.е. конкретную сферу государственного управления (к примеру, промышленность, строительство, энергетику, сельское хозяйство, транспорт, торговлю, экологию и т.д.).

На базе этого критерия все виды административных правонарушений могут быть объединены в следующие классификационные группы:

1. Административные правонарушения, которые посягают на права граждан. К ним, в частности, относят: воспрепятствования реализации гражданином РФ своих избирательных прав или работе избирательных комиссий; принуждения к участиям или к отказам от участий в забастовках и т.д.

2. Административные правонарушения, которые посягают на здоровье, санитарно-эпидемиологические благополучия населения и общественную нравственность. Это, к примеру, сокрытия источников заражения ВИЧ-инфекцией, венерическими болезнями и контактов больных, которые создают опасности заражений; занятие проституцией и т.д.

3. Административные правонарушения в сфере охраны собственности. Они содержат: самовольные занятия земельных участков или несвоевременный возврат временно занимаемой земли; пользование недрами без специальных разрешений (лицензий); пользования объектом животного мира без специальных разрешений (лицензий); нарушения правила пользований жилыми помещениями и т.д.

4. Административные правонарушения в сфере охраны окружающей природной среды и природопользования. Это - порча (земель; нарушения требования по охране недр и гидроминеральных ресурсов; нарушения правила охраны водного объекта; загрязнения окружающей природной среды; нарушения правила охраны рыбных запасов и т.д.

5. Административное правонарушение в промышленности, строительстве и энергетике. К ним относят: нарушения правил, норм или инструкций по безопасным ведениям работ и условий специальных разрешений (лицензий) в отрасли промышленности и на объекте, подконтрольным органам Федерального горного и промышленного надзора России; нарушения правил пользования энергией или газом в быту и т.д.

6. Административное правонарушение на транспорте. Они содержат: действия, которые угрожают безопасности движения на железнодорожном транспорте; нарушения правила полета воздушных судов; действие, которое угрожает безопасностям движений на водных транспортах; нарушения правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте и т.д.

7. Административное правонарушение в сфере связи и информации. Это, к примеру, самовольные установки или эксплуатации радиотрансляционных узлов; самовольные строительства или эксплуатации сооружения связи; незаконные деятельности в сфере информации и т.д.

Признаки административных правонарушений, которые закреплены в праве, в совокупности образуют трудный юридический состав, который является единственным основанием административной ответственности правонарушителей. Вместе с тем совокупность признаков административных правонарушений и юридический состав этих противоправных посягательств - явления не тождественные. При помощи признаков административных правонарушений мы приобретаем общую общественно-психологическую и юридическую характеристику того или другого деяния.

Установления признаков административных правонарушений не ведет автоматически к присутствию юридического состава данного деяния.

В теориях административного права (как и в теории уголовного права) под составами административных правонарушений понимаются единство определенных КоАП объективных и субъективных признаков, которые характеризуют конкретные общественно опасные деяния как административные правонарушения (к примеру, незаконное врачевание, занятие проституцией, самоуправство)[3].

Общими объектами административных правонарушений являются общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления и регулируемые нормами административного, а в ряде ситуаций конституционных, экологических, таможенных, трудовых, земельных, финансовых и иных отраслей права.

Субъектом административных правонарушений являются физические и юридические лица. КоАП выделяет общие, специальные и особые субъекты данного рода.

Общими субъектами административных правонарушений признаются вменяемые, которые достигли 16-летнего возраста граждане РФ. Специальными субъектами административных проступков выступают должностные лица; родители несовершеннолетних детей; находящиеся на территории нашей страны иностранные граждане, которые не пользуются дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства[4].

Особыми субъектами административных правонарушений являются военнослужащие и находящиеся на военных сборах граждане, а также лица рядовых и начальствующих составов органов внутренних дел, которые за административные проступки несут ответственность по дисциплинарному уставу.

Значительными спецификами, как субъекты административного правонарушения, характеризуются должностные лица. Они несут административные ответственности не только за собственное действие и бездействие, которое связано с неисполнением или неподобающим исполнением ими служебных обязанностей, но и за проступки подчиненных им сотрудников, которые нарушают соответственные правила.

Административные проступки могут быть совершены и по неосторожности (ст. 12 КоАП). Неосторожная вина выражается в двух формах: легкомыслия и небрежности.

Легкомыслие заключается в том, что лица предвидят возможность наступлений противоправных результатов, но самонадеянно рассчитывают его предотвратить. К примеру, водитель автомашины, подъезжая на большой скорости к перекрестку, рассчитывал остановить машину при сигнале, который запрещает движение, но не сумел этого сделать и выехал на перекресток на красный свет.

Небрежность заключается в непредвидениях возможности противоправного последствия, хотя при этих обстоятельствах лица должны были и могли их предвидеть.

Под должностными лицами в проектах нового КоАП понимаются лица, непрерывно, временно или по специальным полномочиям реализующие функции представителей власти, т.е. наделенные в определенном законом порядке распорядительными правомочиями в отношениях лиц, которые не находятся от них в служебной зависимости. К ним относятся лица, которые выполняют организационно-распорядительную или административно-хозяйственную функцию в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, иных войсках и воинских формированиях (кроме тех лиц, которые выше отнесены к особенным субъектам административного правонарушения).

Материальные составы административных правонарушений включают в себя помимо противоправных действий или бездействий обязательное наступление в итоге их совершений общественно опасных (вредных) последствий (к примеру, мелкие хищения, которые влекут для собственников материальные потери, нарушения водителями правил дорожного движения или эксплуатаций транспортных средств, повлекшее причинения легких телесных повреждений или материального ущерба). В данной связи умышленная вина предполагает осознания (понимания) нарушителями не только общественных опасностей и противоправности содеянного, но и возможности наступлений вредных последствий его действий или бездействий.

 Административные правонарушения, совершенные по неосторожности, являются наименее опасными по сравнению с правонарушениями, совершенными умышленно.

Так, ряд статей КоАП допускает обе формы вины, и, естественно, совершения правонарушений по неосторожностям может служить основаниями для наложений наименее строгих взысканий в границах, которые установлены санкцией конкретных правовых норм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.008 с.)