Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аллах доволен тем, кто доволен предопределением
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, величина награды соответствует величине испытаний. И поистине, если Аллах любит какой-либо народ, Он посылает на них испытания, и кто проявит довольство, то и для него довольство Аллаха, а кто гневается – тому гнев Аллаха» (ат-Тирмизи 2396, Ибн Маджа 4031, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 146). Шейх Сулейман ибн ‘Абдуллах, разъясняя слова Пророка ﷺ, сказал: «Это значит, что тому, кто проявил довольство тем, что решил Аллах и предопределил ему из испытаний, воздаянием за это будет довольство Аллаха, как об этом сказал Он Сам: «Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом» (Коран, 98: 8). И это указывает на значимость довольства, а это именно то, чтобы не восставать против решения Аллаха и не злиться, и не питать неприязни к этому, как повелел Посланник Аллаха ﷺ, сказавший одному человеку: «Не осуждай и не укоряй Аллаха в том, что Он предопределил тебе ». (Ахмад 5/318, аль-Байхакъи в «аш-Шу‘аб» 9714). Ибн Мас‘уд t сказал: «Поистине, Аллах по своей милости и знанию сделал покой и радость в убеждённости и довольстве, и сделал беспокойство и печаль в сомнении и гневе». (аль-Ханнад в «аз-Зухд» 535). Ибн ‘Аун сказал: «Довольствуйся решением Аллаха в посылаемых тяготах и облегчениях. Поистине, это уменьшит твою печаль и приблизит к тому, на что ты надеешься и хочешь получить в мире вечном. И знай, что раб Аллаха не достигнет настоящего довольства до тех пор, пока его довольство в бедности и тяготах не будет подобно его довольству в богатстве и благополучии. Как можно, попросив Аллаха о помощи в делах, гневаться при виде того, что решение Аллаха отличается от твоих ожиданий?! Ведь может быть так, что если тебе будет дано то, что ты желаешь, это обернётся для тебя погибелью! И ты радуешься решению Аллаха, когда оно удовлетворяет твои желания. Всё это по причине отсутствия знания о сокровенном и скрытом. И если ты находишься в таком состоянии, то ты несправедлив по отношению к своей душе и не осознал истинной сути довольства». (Ибн Аби ад-Дунья в «Рида ‘ани-Ллях» 69). Абу Са‘адат в отношении слов Пророка ﷺ: «…а кто гневается – тому гнев Аллаха», сказал: «Гнев – это неприязнь к чему-то и отсутствие довольства. То есть, тот, кто испытывает неприязнь к предопределению Аллаха, получит неприязнь и гнев Аллаха, чего уже самого по себе достаточно, как наказания. Аллах сказал: «Это потому, что они последовали за тем, что гневит Аллаха, и испытывают неприязнь к тому, чем Он доволен. И по этой причине Он сделал тщетными их деяния» (Коран, 47: 28).
В этом аяте содержится подтверждение того, что недовольство предопределением является величайшим из грехов, более того, этот аят приводят в довод те из учёных, кто считал обязательным довольство предопределением, как Ибн ‘Акъиль. Другие, как аль-Къады ‘Ийяд, Ибн Теймия и Ибн аль-Къайим придерживались мнения, что довольство не является обязательным, хоть и считали его весьма желательным. Шейхуль-Ислям Ибн Теймия сказал: «Повеление относительно довольства предопределением не такое же (категоричное), как повеление относительно терпения. Однако в адрес проявляющих довольство пришли тексы поощрения и похвалы». (См. «Мадаридж ас-саликин» 2/171). Другой великий учёный Ислама Ибн аль-Къайим сказал: «Кто истинно познал своего Господа, и правильным было его понимание имён и качеств Аллаха, тот имеет твёрдое убеждение, что постигающие его неприятности и обрушивающиеся на него испытания являются разновидностями благ и польз, которые невозможно постичь разумом или сосчитать. Более того, для человека больше блага в том, к чему он испытывает неприязнь, нежели в том, что он любит. Ведь бо́льшая часть благ для людских душ скрыта именно в том, что им неприятно, точно так же, как и бо́льшая часть вреда и причин их погибели заключается в том, что они любят. Если Самый Мудрый из мудрых, Самый Милостивый из милостивых, Самый Знающий из знающих, Который более милостив к Своим рабам, чем их родители или они сами к себе, ниспосылает на них то, что им неприятно, то в этом для них больше пользы, чем если бы Он не ниспосылал им этого. И делает Он это, заботясь о них, делая для них добро и проявляя мягкость по отношению к ним. И если бы им была предоставлена возможность выбора, то они не смогли бы позаботиться о своём благополучии ни знанием, ни желанием, ни делами. Однако Аллах – Свят Он и Велик – взял на Себя управление их делами в соответствии со Своим Знанием и Милостью, нравится им это или нет. И это понимают имеющие основательные знания об именах и качествах Аллаха, и не упрекают Его ни в чём из Его решений. И остаётся это скрытым от тех, кто пребывает в неведении относительно Аллаха, Его имён и качеств, вследствие чего они оспаривают Его управление, порочат и умаляют Его Мудрость и не покоряются Его воле, противясь Его решениям своими испорченными умами, ложными взглядами и несправедливой политикой. Таким образом, они и Господа своего не познали, и благополучия не обрели.
И если раб Аллаха добьётся этого понимания, то будет пребывать в Раю уже в мирской жизни, прежде мира вечного, блаженства которого не сравнятся ни с чем, кроме блаженств вечного Рая. Поистине, он постоянно пребывает в довольстве своим Господом, а довольство – это рай ближнего мира и умиротворение для знающих (об Аллахе). Поистине, довольство – это наслаждение души тем, что выпадает на её долю из предопределений, которые являются ни чем иным, как выбором Самого Аллаха именно для неё. Также довольство – это спокойствие души, уверенность и доверие по отношению к религиозным постановлениям Аллаха. Это и есть довольство Аллахом, как Господом, Исламом – как религией, и Мухаммадом – как посланником. И не почувствовал вкуса веры тот, кто не достиг этого. Эта степень довольства соответствует степени его знания о Справедливости Аллаха, Его Мудрости, Его Милости и Его наилучшего выбора для него. И чем больше он понимает это, тем сильнее его довольство Аллахом». (См. «аль-Фауаид» 132-136). Также Ибн аль-Къайим сказал: «Невежественный, жалуясь на своё положение, в действительности жалуется на Аллаха, и это является наивысшим проявлением невежества как в отношении Того, на Кого он жалуется, так и касательно тех, кому он жалуется. Ведь если бы он знал своего Господа, даже не подумал бы жаловаться на Него, а если бы знал истинную суть людей, то не жаловался бы им, как об этом сказал один поэт: Жалующийся людям на своё положение, Жалуется на Милостивого тем, кто немилостив. Итак, у жалоб есть три степени: самая низкая – это когда человек жалуется несправедливым на Справедливого (то есть, жалуется людям на Всевышнего Аллаха); средняя – когда жалуется Справедливому на несправедливых; и высшая степень – когда он жалуется Всевышнему на самого себя». («аль-Фауаид» 88). Передаётся от Анаса ибн Малика t, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто недоволен решениями Аллаха и вместе с тем верит в божественное предопределение, пусть ищет себе другого Господа помимо Аллаха». (ат-Табарани в “аль-Аусат” 8366, Абу Ну’айм в “Ахбар аль-Асбахан” 2/228, аль-Хатыб в “Тарих Багъдад” 2/227). Следует отметить, что учёные разногласили относительно достоверности этого хадиса. Так, аль-Мунауи в «ат-Тайсир» (2/443) посчитал этот хадис достоверным. Однако аль-Хайсами сказал, что в цепочке его передатчиков присутствует Сухейль ибн Аби Хазм. Его считал достойным доверия имам мухаддисов Ибн Ма‘ин, а все остальные хадисоведы называли слабым. Другие же передатчики этого сообщения, помимо Сухейля ибн Аби Хазма, все являются достойными доверия, о чём говорятся в «Маджма’ аз-зауаид» (7/207). Но если это предание достоверное, оно указывает не просто на желательность, а на обязательность довольства предопределением, каким бы оно ни было.
Шейхуль-Ислям сказал: «Ещё выше по степени, чем это (т.е. чем довольство), это степень благодарности Аллаху за постигшие беды и несчастья. И эта благодарность возникает по причине того, что человек видит блага Аллаха, дарованные ему посредством этой беды». (См. Маджму‘уль-фатауа 11/260). И тут может возникнуть вполне естественный вопрос: Как же быть со всем тем, что человек стремится исправить, будь то в себе или в окружающем его мире? Ведь желание изменить что-то указывает на его недовольство текущим положением вещей. Ранний маликитский имам аль-Карафи, разъясняя разницу между недовольством самим предопределением и между недовольством уже случившегося, сказал: «Разница между отношением к предопределению и отношением к уже произошедшему, подобна ситуации, когда доктор прописывает больному горькое лекарство или же ампутацию руки, а больной говорит: «Какое скверное решение он принял и как ужасны его методы лечения. Другой бы на его месте принял лучшее решение». Это и есть недовольство решениями доктора, и если он узнает об этом, это ему не понравится, и он будет расстроен. Если же больной скажет, что это лекарство противное на вкус или то, что по причине ампутации он претерпел невыносимые боли, это уже будет относиться к недовольству последствиями – как горький вкус лекарства или боли от ампутации – а не самим решением доктора и методами его лечения. И в этом нет упрёка самому доктору, и не будет ему неприятно слышать об этом, более того, доктор сам охотно подтвердит эти слова. И поэтому если постигнет кого-нибудь болезнь, боли будут причинять ему страдания и ему будут неприятны сами боли, то это не будет иметь отношения к области недовольства предопределением. Однако если он начнёт роптать на судьбу и говорить о том, что же он такого натворил, что его должно было постигнуть это и в чём его вина, то это и будет относиться к недовольству предопределением" (См. "аль-Фурукъ" 8/320). Однако необходимо отметить, что говорить о трудностях можно и жалуясь, и радуясь, и просто констатируя факт. Суть же недовольства возвращается к сердцу человека, и если он недоволен тем, как Аллах управляет этим миром и недоволен решениями Аллаха, а не просто тем, что ему самому плохо или сложно, то это и будет запретным недовольством. А говорить о сложности, как о погодном явлении, как о холоде или жаре, то в этом нет никаких проблем, покуда это не связано с недовольством решениями Аллаха в созданном Им же мире. В Сахихе аль-Бухари в разделе «Книга о болезнях» приводится глава: " О том, что больному разрешается говорить: «Поистине, я болен!» – или: «О, моя голова!» – или: «Я чувствую себя хуже!», а также слова пророка Айюба, мир ему, переданные в Коране: «Поистине, постигла меня беда, а ведь Ты – милосерднейший из милосердных!» " (Коран, 21: 83). И далее в этой главе приводятся хадисы с подобным смыслом.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.007 с.) |