Святой Царь искупитель Николай ll 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Святой Царь искупитель Николай ll



Гнусная клевета поколебала преданность Царю и даже доверие к нему значительной части русской общественности. В связи с этим наступившему искусно вызванному мятежу не было дано должного отпора ни властями, ни обществом. Малодушие, трусость, предательство и измена во всей полноте были проявлены ими.

Святитель Иоанн (Шанхайский)

 

Царь вдумчиво относился к своему сану помазанника Божия. Надо было видеть, с каким вниманием он рассматривал просьбы о помиловании осужденных на смертную казнь. Право милости - не приближало ли оно его более к Всемилостивому?

 Как только помилование было подписано, царь не забывал никогда, передавая резолюции, требовать немедленной отправки депеши, чтобы она не запоздала. Помню случай, когда в одну из поездок телеграмма с просьбою о помиловании была получена поздно вечером. Фредерикс уже, спал, государь же еще занимался в своем купе. Я приказал камердинеру доложить обо мне. Царь принял меня, видимо, удивленный моим вторжением в такой час.

- Я позволил себе утрудить Ваше Величество ввиду получения телеграммы о помиловании: граф же после утомительного дня спит.

- Конечно, вы правильно поступили. Ведь дело идет о жизни человека. Но как же теперь быть? Можете ли вы подписать за Фредерикса? (По закону ответная телеграмма должна была носить подпись министра двора)

- Конечно, Ваше Величество. Я передам телеграмму за моею подписью, а граф ее заменит своею завтра.

- Хорошо. Так и сделайте.

На другой день государь вернулся к разговору.

- Убеждены ли вы, что телеграмма была немедленно отправлена?

- Да, немедленно, в таком-то часу.

- Ведь эти телеграммы с моими повелениями идут вне очереди, как мои личные?

- Точно так, Ваше Величество.

Царь, видимо, почувствовал облегчение, так как исполнение приговора было назначено на утро.

Александр Мосолов

При дворе последнего императора

СПд.: 1992. Стр. 46-47.

 

Царь был не только вежлив, но даже предупредителен и ласков со всеми теми, кто приходил с ним в соприкосновение. Он никогда не обращал внимания на возраст, должность или социальное положение того лица, с которым говорил. Как для министра, так и для последнего камердинера у царя было всегда ровное и вежливое обращение.

Источник: Александр Мосолов. При Дворе последнего Императора. СПб.: 1992. Стр. 45.

 

Ненависть, которую испытывала и испытывает до сих пор к Николаю 2 значительная часть духовных, а то и прямых наследников цареубийц и палачей, не имеет никаких рациональных объяснений. Эта ненависть древняя и всеохватывающая, и не Государь является ее главным объектом. Ведь Его жизнь и кончина есть следствие верности Христу и подражание Его Вселенскому Подвигу. Император Николай 2 любил Христа Спасителя больше своей земной жизни.

Мультатули П.В.

Император Николай 2. Человек и монарх М. Вече, 2016. - С. 4

 

Он был безсребреник, и деньги не играли никакой роли в его жизни. Он никогда не безпокоился насчет своих доходов и даже никогда не справлялся о стоимости своего имущества. После революции он принял совершенно спокойно известие, что все его частное имущество стало не больше, чем у богатого помещика. Здесь уместно будет привести рассказ министра финансов П.Л. Барка.

Перед поездкой во Францию и Англию во время войны 1916 года для переговоров с союзниками по поводу займа П.Л. Барк был принят Государем и по просьбе ближайших придворных, графа Фредерикса, графа Бенкендорфа и других, обратился к Государю с просьбой: ввиду переживаемого тревожного времени устроить перевод значительного капитала за границу для Государя и его семьи из его личных средств.

Когда Барк высказал Государю это общее пожелание придворных, которое и он, со своей стороны, поддерживал, Государь, смотря прямо на него своими ясными, лучистыми глазами, спросил: А вы, Петр Львович, переводите ваши деньги за границу? П. Барк на это ответил Государю, что он этого никак не может сделать, так как если кто-либо за границей узнает об этом, то все его переговоры о займе будут скомпрометированы, да он и не имеет морального права это делать.

Тогда Государь, продолжая смотреть своими изумительными глазами на П. Л. Барка, сказал: А я хозяин земли Русской, тем более сделать это не могу, и не хочу и не сделаю.

Баронесса С. К. Буксгевден. Император Николай 2, каким я его знала.

 

В то время как одни при самом воспоминании об имени Царя проливают слезы скорби и сострадания, другие приходят в неистовство и с яростью бросают в Него отравленные стрелы. Не потому ли эти последние так негодуют против замученного Царя, что, пролив Его кровь, они ничем не могут оправдать совершенного ими преступления?

Епископ Анастасий (Грибановский)

(1873-1965)

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский

 

Как их мучили! Помните об этом и не забывайте: Если бы не муки Царя, России бы не было! Царь очень жалел и любил Россию и спас ее Своими мучениями... Господи! Что они с Ними сделали! Страшнее всяких мучений! Ангелы не могли зреть! Ангелы рыдали, что они с Ними творили! Земля рыдала и содрогалась...

Старец Николай (Гурьянов)

 

Доктор исторических наук, профессор Александр Боханов в своем историческом труде Григорий Ефимович Распутин-Новый. Мифы и реальность, в восьмой главе под названием Генерал с масонской отметиной разоблачает изменника Царю и Отечеству - генерала Владимира Джунковского, командующего корпусом жандармов и приводит сведения, что этот генерал был масоном: "Можно уверенно говорить о том, что этот генерал Царской Свиты состоял в одной из масонских лож. Русская писательница и публицистика Нина Берберова, которой в эмиграции стали доступны закрытые архивы масонских лож, называет его в числе наиболее видных деятелей русских "вольных каменщиков". Эту же точку зрения разделяют и многие другие. (Боханов А. Н. Григорий Ефимович Распутин-Новый. Мифы и реальность. Глава: генерал с масонской отметиной, -М,: Культурно- просветительский русский издательский центр, 2015. - С. 304.)

В этой же главе доктор исторических наук Боханов подробно показывает как генерал Джунковский, активист масонского движения, (так называет историк Боханов -Джунковского) распространял сплетни о Григории Распутине, чтобы дискредитировать Императора Николая 2. Также известны факты о генерале Джунковском, что когда 25 января 1913 года, он был назначен товарищем министра внутренних дел Н. А. Маклакова и командующим корпусом жандармов, этот генерал, ставший масоном развалил агентурную работу, проведенную ранее. Он запретил институт секретных сотрудников в армии и на флоте и среди учащихся в учебных заведениях.

Известен и другой факт, что когда других офицеров большевики расстреливали, Джунковсому в апреле 1918 года было выдано пенсионное удостоверение - Советское правительство ему, как офицеру лояльному к власти, даже определило пенсию в размере 3270 рублей в месяц. Впоследствии большевики не раз арестовали Джунковского и потом отпускали. В конце 1937 года 72-летний Владимир Федорович был вновь арестован. 21 февраля 1938 года специальной тройкой НКВД он был приговорен к смертной казни. Расстрелян в тот же день на Бутовском полигоне.

Историк Сергей Нечаев.

 

Победа врагов мнимая... На самом деле, Царь предстал пред Богом в Незапятнанной Царской Мантии...

Государь пошел вслед за Спасителем... И Его Царскою Мантию, как Ризу Христа, делили и рвали... Но остались ни с чем... В Ипатьевском подвале с Ними был Господь, а мучители где?! Страшно подумать, не только сказать.

Старец Николай (Гурьянов)

 

Отречение Государя недействительно, ибо явилось не актом доброй воли Государя, а насилием. Лично для меня не существует ни малейших сомнений на этот счет... Кроме законов государственных, у нас есть и законы Божеские, а мы, с вами, это знаем, что, по правилам Св. Апостолов, недействительным является даже вынужденное сложение епископского сана: тем более недействительным является эта узурпация священных прав Монарха шайкою преступников. Для меня Государь был и навсегда остается Государем и, конечно, ни Керенским, ни Родзянкам я присягать не стану.

Князь Николай Давидович Жевахов.

 

В семейном быту он не допускал никакой роскоши, и в столе, одежде, домашнем обиходе Государь и вся его семья придерживались скромных и простых привычек. Отличительной чертой всей Царской семьи была глубокая религиозность. Никто из членов семьи не садился за стол без молитвы; посещение церкви было для них не только христианским долгом, но и радостью. Отношения между членами семьи были самые сердечные и простые, как между Государем и Государыней, так и между родителями и детьми".

 Из воспоминаний Т. И. Чемодурова, камердинера Императора Николая

 

Царь-мученик был подлинно Православным Царем — борцом за христианские идеалы, подвижником в своем Царском служении российскому народу. Правление Россией было у него неотъемлемо от его религиозного убеждения, как помазанника Божьего.

В этой своей религиозной убежденности черпал он силы для управления бурлившей страной, продолжавшегося более 22 лет.

 Несмотря на самые мрачные предзнаменования и предчувствия, он никогда не терял своего христианского оптимизма. Подлинно христианское смирение было отличительной чертой его праведной души; он никогда не предавался унынию, какие бы скорби и печали ни встречались на его жизненном пути.

Свой жизненный путь он прошел ровной и твердой поступью — с именем Божьим на устах и с образом Христа в своем сердце."

 Источник: Н. Обручев

"Подлинный облик Царя-мученика как человека, христианина и Монарха."

 Источник: Пётр Белоусов.

"Царь и Россия

(Размышления о Государе Императоре Николае II.)" М.: 2017. Стр. 22.

 

 

Благородство Императора Николая II, его любовь, доверие к Родине выражалось решительно во всем. Личные интересы стояли для него всегда на втором плане. Одна из давних легенд, распространявшихся революционными кругами и имевших целью дискредитирование Царской Династии, была легенда о «Романовских капиталах» за границей. Легенда определенно гласила, что в Английском банке Русские Императоры имеют более 600 млн. руб. золотом (около 65 млн. фунтов стерлингов).

Недавно в газете «L’éclaireur de Nice» князь Д.Д. Оболенский напечатал справку об этих капиталах, основанную на его личном случайном знакомстве с данным вопросом.

Близко стоя к семье графов Адлерберг и живя в доме министра Высочайшего Двора графа Александра Владимировича Адлерберга, душеприказчика покойного Императора Александра II, распоряжавшегося личным капиталом Государя, князь Д.Д. Оболенский, можно сказать, был свидетелем распределения личных сумм Государя и узнал, что никаких капиталов за границей у Царской семьи не было. А капитал Александра III в Лондон возили тоже знакомые князя Д.Д. Оболенского, а именно: Н.Д. Игнатьев и В.А. Шереметев.

Таким образом, до Александра III никаких капиталов русские императоры не имели ни в каком заграничном банке: они верили в Россию, в прочность своей власти и никуда бежать из России не собирались. Впервые Император Александр III поместил в Английском банке свой личный капитал (около 90 млн. руб. золотом), полученный им в наследство от отца. Император Николай II, однако, не пожелал удержать эти деньги в Англии. Он находил полезным перевести их в Россию и поместить в русские займы. Перевод этот удалось устроить с большим трудом. Английский банк ставил всякие препятствия к возврату денег. Потребовалось исключительное искусство Управляющего русским Государственным банком Э.Д. Плеске (впоследствии министра финансов, заменившего С.Ю. Витте), вынужденного лично отправиться для этого в Лондон, чтобы добиться осуществления названной операции. Деньги были переведены в Россию, и с того времени за границей у Государя не было никаких капиталов, чем и объясняется весьма тяжелое материальное положение наследниц Императора Николая II, вынужденных бежать за границу после революции. В таком же тяжелом положении оказались и все члены Романовской Династии, избегнувшие гибели и удалившиеся за границу. Создавая легенду о романовских капиталах за границей, революционеры, очевидно, «мерили на свой аршин». Овладев властью в России, они прежде всего озаботились переводом значительной части награбленного ими народного достояния за границу для обеспечения своего будущего, когда им придется покинуть пределы России. Русские цари, столь оклеветанные, поступали иначе…"

Источник: Князь Дмитрий Оболенский.

"Император Николай II и Его Царствование (1894-1917)." Ницца, 1928. Стр. 59-60

 

Примером тому, какое неотразимо-чарующее действие производили эти глаза, может служить мало кому известный случай неудавшегося покушения на Государя летом 1908 г.

В этот год в Балтийское море пришел из Англии вновь вы строенный на верфи Виккерса броненосный крейсер «Рюрик». Крейсеру был назначен Высочайший смотр: Группой революционеров-террористов во главе с Савинковым, масоном из высоких степеней, решено было этот случай использовать для совершения цареубийства. Один из матросов...взялся произвести террористический акт. Все было предусмотрено до мельчайших подробностей... Но... весь план рухнул совершенно неожиданно. Государь обошел фронт;

беседовал, в числе других, и со своим "убийцей", - и этот "убийца" смотрел на Государя, как завороженный.

Его Величество съехал с крейсера, сопровождаемый бурными криками "ура". А один матрос плакал: это был тот, что должен был убить Государя. На расспросы изуверов, "заказавших" ему цареубийство, матрос ответил: "Я не мог... Эти глаза смотрели на меня так кротко, так ласково..."."

Ф.Винберг. "Крестный путь".

 

 

"Государыня не позволяла Княжнам ни одной секунды сидеть без дела. Они должны были быть всегда занятыми, всегда находиться в действии. Чудные работы и вышивки выходили из-под их изящных, быстрых ручек.

Внешне однообразную свою жизнь Княжны наполняли веселием своих жизнерадостных и живых характеров. Они умели находить счастье и радость в малом. Они были юны не только своими годами, но были юными в самом глубоком смысле этого слова; их радовало все: солнце, цветы, каждая минута, проведенная с отцом, каждая короткая прогулка, во время которой они могли посмотреть на толпу; они радовались каждой улыбке незнакомых им прохожих; они сияли всем лаской и яркими красками цветущих русских лиц."

 С.Я. Офросимова. "Царская Семья."

 

Глядя на Императора, каждый видел в Нём сто семидесятимиллионную Россию... Но к земно-божескому почитанию Николая Александровича добавлялась еще и особая любовь, возникавшая при лицезрении Его, хотя бы при мгновенном общении с Ним, любовь, которую пробуждали очевидные, ощутимые свойства этого добрейшего из Царей России - его милостивая улыбка, его ласковые глаза, его святительская душа... Пусть упрекают Государя люди, не способные оценить подвиг мученичества на троне, подвиг, совершавшийся на протяжении двадцати и двух лет. Мы же благоговейно склоняем головы перед этим подвигом, перед царским подвижничеством, перед красотой державности Императора Николая Александровича.

 Е.Э. Месснер, полковник Русской императорской армии

 

С уверенностью можно сказать, что от сотворения мира не было другой четы, которая была бы более незаслуженно и подло опорочена и оклеветана, чем царь Николай Александрович и царица Александра Федоровна. Из тайников немецкой агентуры, из недр международных политических партий 1-го и 2-го интернационалов, из подрывных организаций и общин, свивших свои гнезда на территории иностранных государств, правительствами и частными капиталами которых поддерживались и субсидировались их деятельность и само существование, из стана заклятых врагов Христа, из отечественных великосветских салонов, хозяева которых чувствовали себя "оскорбленными и униженными", зловонным потоком потекла самая невероятная и мерзкая клевета, направленная против царственных мучеников и Российского Православного царства.

Н. Обручев. Подлинный облик царя-мученика.

Источник: Петр Белоусов. Царь и Россия (Размышления о Государе Императоре Николае ll). М.: 2017. Стр. 2.

 

Все годы правления Николай ll оставался центром жизни огромной империи, главным авторитетом и судьей. Это требовало от монарха огромного напряжения. Целыми днями был занят. От различных должностных лиц, общественных и частных организаций на имя царя шел огромный поток докладов, памятных записок, прошений, ходатайств и другой корреспонденции по самым различным вопросам. Вся эта лавина оседала в Императорской канцелярии и различных других центральных учреждениях. Определенная часть попадала к императору, который все это внимательно читал, на что ежедневно уходило несколько часов. У Николая ll, как и у его отца, не было личного секретаря: он считал, что сам должен работать со своими бумагами.

Источник: Александр Боханов (1944-2019), доктор исторических наук.

Николай ll. Серия "жизнь замечательных людей". Изд. Молодая гвардия, М.: 1997. Стр. 108.

 

Великий грех - поднять руку на Помазанника Божия. Не остается и малейшая причастность к такому греху неотмщенной.

Архиепископ Иоанн (Максимович)

 

Перед униженным, оклеветанным и умученным должна склониться вся Русь.

Архиепископ Иоанн (Максимович)

 

С удалением царя и у меня получилось такое впечатление, будто бы из-под ног моих вынули пол и мне не на что было опереться. Еще я ясно узрел, что дальше грозят ужасные последствия. И наконец, я почувствовал, что теперь поражение нашей армии неизбежно. И не стоит даже напрасно молиться о победе... Да и о ком, о чем молится, если уже нет царя?.. Теперь все погибло...

Митрополит Вениамин (Федченков)

 

Ум Государя был быстрый, он схватывал мысль собеседника с полуслова, а память его была совершенно исключительная.

Генерал-лейтенант барон П. Н. Врангель.

 

Царь Николай ll обладал совершенно исключительным личным обаянием. Он не любил торжеств, громких речей, этикет Ему был в тягость. Ему было не по душе все показное, искусственное, всякая широковещательная реклама. В тесном кругу, в разговоре с глазу на глаз, он зато умел обворожить своих собеседников, будь то высшие сановники или рабочие посещаемой им мастерской. Его большие серые лучистые глаза дополняли речь, глядели прямо в душу. Эти природные данные еще более подчеркивались тщательным воспитанием.

С.С. Ольденбург

 

Мусульмане глубоко чтили Белого Царя (так они называли Николая Второго), верно служили ему как в мирное, так и в военное время. Генерал П.Н. Краснов в своей книге, посвященной подвигу русского солдата, писал: " Император Вильгельм собрал всех пленных мусульман в отдельный лагерь и, заигрывая с ними, построил им прекрасную мечеть. Я не помню, кто именно был приглашен в этот лагерь, кому хотели продемонстрировать нелюбовь мусульман к русскому "игу" и их довольство в германском плену, но дело кончилось для германцев плачевно. По окончании осмотра образцово содержанного лагеря и мечети на плацу было собрано несколько тысяч русских солдат-мусульман. "А теперь вы спойте нам свою молитву", - сказало осматривающее лицо. Вышли вперед муллы. Пошептались с солдатами. Встрепенулись солдатские массы, подровнялись, и тысячеголосый хор под немецким небом, у стен только что отстроенной мечети дружно грянул "Боже Царя храни!"

Цитата по П.В. Мультатули "Император Николай ll и мусульмане" из журнала "Проблемы национальной стратегии", номер 4 (19) 2013, с.186.

 

Нет ничего удивительного в том, что такая молодежь (имеется ввиду пажи, присутствующие на Высочайшем обеде в честь Пажеского праздника, пр. С.М.) обожала своего Монарха и потом безбоязненно умирала под расстрелом большевиков с именем Государя на устах. О таких случаях я слышал - они имели место в Пятигорске, где происходили массовые расстрелы офицеров осенью 1918 года. Надо сказать, что вообще все, кто лично близко видел Его Величество, даже те, которые хотели бы сказать что-нибудь скверное о Государе, не могут отрицать, что он был исключительно обворожителен в обращении и буквально пленял все сердца. Простота обращения, доброта, сквозившая в красивых, ласковых глазах Государя, внимание, даже в мелочах, - все это создавало чарующее впечатление... Такое отношение Его Величества было обычным со всеми - и, действительно, так это и было; доброта, ласка, внимание - это было в его манере, было врожденное.

Генерал П.К. Кондзеровский.

 

Да, Государь ни в малой степени не обладал резкостью, грубостью, напором, которые часто ошибочно принимаются за проявление характера, воли. Но при видимой мягкости и при той отличной благовоспитанности, которые были отличительными признаками его обращения, он обладал волей упорной и неломающейся.

Н.М. Тихменев

Духовный облик Императора Николая Второго.

Источник: Петр Белоусов. Царь и Россия

(Размышления о Государе Императоре Николае ll)

 

Помазанник Божий царя-мученик Николай ll не только олицетворял собой бытие Православного Русского царства, но был единственным в мире удерживающим от зла. Вот почему темным силам так важно было очернить, устранить и убить его.

Историк Н. Обручев.

Подлинный облик Царя-Мученика.

 

Он был защитником слабых и угнетенных, объединял Своим верховным авторитетом разноплеменные народы, стоял на страже христианской цивилизации и культуры... Вот в чем заключалась мииссия Русского Православного Самодержавного Царя! В этих посягательствах на самодержавие Русского Православного Царя и сказался тот великий грех русских людей, в результате которого Господь отнял от России Свою благодать, и Россия погибла. И пока русские люди не уразумеют миссии Самодержавного Русского Царя, пока не сознают, в чем заключались и должны заключаться задачи Самодержавия и Богопомазанничества и не дадут обета Богу помогать Царю в осуществлении этих задач, до тех пор благодать Божия не вернется в Россию, до тех пор не будет и мира на земле.

Товарищ обер-прокурора Святейшего Синода князь Николай Давидович Жевахов.

 

"Наш последный Государь был глубоко верующим, тихим, кротким и необычайно добрым; Он напоминал Тишайшего Царя Алексея Михайловича, образ которого Он так любил и память которого всегда почитал; в характере у них обоих было много общего. Государь родился в день церковного поминовения памяти Св. Иова-Многострадального, в чём должно усматривать перст Божий и предопределение. Вот это и давало Ца-рю-Мученику силы переносить все невзгоды с истинно-христианским смирением и кротостью. В Его дневнике меня более лась следующая примечательная запись ":..у меня более чем предчувствие, что я обречён на страшные пспытания и что я не буду вознаграждён за них на этом свете; но, да будет воля Господня!.." Это последнее: "Да будет воля Господня",---было постоянной молитвой Государя, и часто Им произносилось вслух. Прав И. И. Тхоржевский: "у Государя всегда было тёмное предчувствие обречённости, нотки усталого смирения, грустного безразличия".

Д. Ходнев.

"Император Николай II Державный Вождь Российской армии."

Источник: Сергей Завалишин.

"Государь Император Николай II Александрович. Сборник Памяти 100-летия со дня рождения." "Всеславянское Издательство." Нью-Йорк, 1968. Стр. 132

 

Надо честно сознаться, что в гибели Российской Империи повинен весь русский народ и особенно его верхи, которые, не захотев или не сумев во время поддержать свою Монархию, отдали ее во владение Красного Дьявола. За эту ошибку уже заплачено десятками миллионов человеческих жизней и никто не знает сколько и чем надо будет заплатить в будущем. И не прав ли один старый россиянин, который, не-давно, слегка изменив изречение Ницше, сказал в разговоре с автором настоящей статьи: "Время Царей прошло, ибо то, что теперь называется народом, недостойно Царей". Но вопреки всему этому, всё же надо верить и надеяться, что Русский народ, поняв свои заблуждения и ошибки и очнстившись от преждих грехов, стряхнет с себя чужеземное влияние, выйдет на путь законности, порядка, и не демократической или революционной, а настоящей свободы."

В. М. Федоровский.

"Император Николай II и Его флот."

Источник: Сергей Завалишин.

"Государь Император Николай II Александрович. Сборник Памяти 100-летия со дня рождения." "Всеславянское Издательство." Нью-Йорк, 1968. Стр. 103

 

Императора Александра III любят противопоставлять его преемнику – Императору Николаю II. Дескать, волевой и сильный Александр III сумел железной рукой подавить смуту, держал всех в полном повиновении, не давал революционерам поднять голову. Проживи он еще десять лет, утверждают некоторые, и Россия избежала бы революции. Но «слабый» Николай II, не имея силы воли, попадал под разные влияния, «ослабил вожжи», «профукал» монархию и Россию. Подобные представления не имеют никакого отношения к исторической правде, но тем не менее они до сих пор являются весьма распространённым мнением.

При Императоре Александре III произошла стабилизация российской экономики и началось быстрое развитие промышленности. Но ее темпы не были достаточными для преодоления разрыва с экономиками западных государств. Н.А. Павлов полагал, что Александр III «в краткое царствование не успел противопоставить чего-либо реального начавшемуся расстройству экономического порядка в стране». Закон 14 декабря 1893 г. «О неотчуждаемости крестьянского надела» намертво прикрепил крестьянина к общине, не давал ему возможность получения земли, мешал росту крестьянского благосостояния, а потому превращал деревню в социальную бомбу. Примечательно, что, когда на заседании Комитета министров Н.Х. Бунге подверг этот закон серьёзной критике, Цесаревич Николай Александрович сочувственно его поддержал.

Важной проблемой было отсутствие в России сословно-выборного совещательного органа. Александр III, которого принято считать «реакционером», был убеждён «в необходимости создания таких условий, при которых Царь мог узнавать о нуждах его подданных не по единоличным докладам министров, не через чиновников, а через свободное обсуждение выборных от народа людей». Но при этом Александр III был категорическим противником западного парламентаризма. Поэтому при вступлении на престол он заявил «о незыблемости Самодержавия» и все усилия направил на подавление смуты. К слову сказать, ее нельзя даже сравнивать, ни по масштабам, ни по ожесточенности, с той, которую через двадцать с лишним лет подавит Император Николай II.

В России набирала силу чуждая идеология, которой власть не смогла противопоставить мощную преграду, ограничившись одними полицейскими мерами. Александр III чувствовал опасность и говорил К.П. Победоносцеву: «Ты как жгучий мороз, гнить не даешь, но и расти не позволяешь». Нельзя не согласиться с генералом Н.А. Епанчиным: «Нет сомнений, что преобразования Императора Александра III имели бы русский, народный характер, а не западноевропейский, парламентарный. <…> “Gouverner c’est prevoir”("Править--значит предвидеть"), а своевременное отсутствие этого предвидения очень затруднило Императора Николая II»

Александр III, естественно, не был тем «держимордой», каким его изображала лживая либерально-большевистская пропаганда. Но он не был и тем «мужицким царём», каким изображают его некоторые апологеты. Это был человек довольно ранимый, глубоко верующий, европейски образованный. А.Ф. Кони вспоминал, что в глазах Александра III «глубоких и почти трогательных, светилась честнейшая душа, испуганная в своём доверии к людям и беспомощная против лжи, к коей сама была неспособна». Но так как Царь обладал большой физической силой, высоким ростом, властным голосом, допускал резкие, даже порой грубоватые, выражения и резолюции, то возникала иллюзия его беспощадности. На самом деле за 13 лет царствования Императора Александра III было казнено всего 200 преступников (политических и уголовных).

Источник: Пётр Мультатули, кандидат исторических наук.

"Император Николай II. Трагедия непонятого Самодержца." М.: 2020. Стр. 170-174

Государь, как и вся Семья, был глубоко верующим. Он был Русским Православным Царём. Молитвою начинался, молитвою и кончался Его трудовой день. Перед каждым серьёзным делом Он, неспеша, истово осенял себя крестным знамением, призывая себе в помощь Господа-Бога.

Смирение перед Господней волей-— было отличительной чертою глубоко верующего Царя. "Да будет воля Твоя", —с этой молитвой прошёл Он весь свой крестный путь, вплоть до мученической кончины.

Помню, солдаты наши неоднократно обращали своё внимание на то, как усердно и истово молился Государь....Я вспоминаю обедню, в воскресенье 10-го декабря 1906 года, в церкви Царскосельского Дворца, когда я впервые увидел Государя молящимся. Я был поражён благочестием, смирением и усердием---с коими молился Царь. Было видно и чувствовалось, что Он действительно молился, забывая обо всём постороннем, и как-бы уходя, от всего окружающего, в мир иной.

В последние годы, Царская Семья почти не пропускала богослужений в Государевом Феодоровском Соборе, где молилась постоянно, начиная с первого дня, как был отстроен и освящён этот удивительно красивый и так располагавший к молитве храм.

Прикладываясь ко св. Кресту, или принимая благословение пастыря, Государь, и вся Семья, постоянно со смирением, лобызали священнику руку, хотя бы это был самый простой деревенский батюшка.

Все православные церковные правила и обычаи строго выполнялись Царской Семьей, посты, исповедь, св. причастие, христосование.

Д. Ходнев.

"Император Николай II Державный Вождь Российской Армии".

Источник: Сергей Завалишин.

"Государь Император Николай II Александрович. Сборник Памяти 100-летия со дня рождения." "Всеславянское Издательство." Нью-Йорк, 1968. Стр. 134-135

 

В сердце народном у тебя, Государь, нет на земле соперников, а есть они только на небе. Православный народ твой никого так на земле не любит, как своего Царя. Но он любит на небе святых Божиих угодников, тех, которые, будучи в Теле, жили на земле жизнью блаженных ангелов. Какова же бывает радость народа, когда он своими глазами видит, что эти две основные привязанности не противопоставляются одна другой, но, напротив, совпадают, когда он, собираясь на поклонение святым угодникам, видит среди себя Государя своего, покидающего свои столицы и дворцы и поспешающего в глухой угол своей необъятной страны для поклонения православной святыне. И такие радости для народа русского не на сегодня только. В черные дни своей трудовой жизни он припомнит, что могyщественный Самодержец, его Православный Государь, стремится разделить молитвенные подвиги своего народа, что и он услаждает душу свою созерцанием Божественной святыни, что ему, как и деревенскому простецу-крестоносцу, более всего дороги и любезны Божии святые, их помощь и слава".

Из приветствия Николаю II архиепископа Волынского Антония (Храповицкого), 3 сентября 1912 год

 

 

Его Величество, возвращаясь из поездки на Кавказский фронт, где Он приветствовал свои доблестныя войска, только что одержавшия блестящую победу над Турками при Сарокомыше, остановился на несколько дней въ Москве, куда прибыла также и Государыня Императрица с Наследником Цесаревичем и Великими Княжнами. Мне было приказано находиться в Свите Государя во время пребывания Их Величеств в Первопрестольной. Чередуясь с моим товарищем по Свите, Флигель-Адьютантом Полковником Графом Д. С. Шереметевым, я дежурил при Государе через день и сопровождал Его Императорское Величество при поездках по госпиталям и лазаретам, которые были, к этому времени, уже вполне оборудованы и в которых находилось на излечение множество раненых. В промежуточные, между дежурствами, дни мы были командируемы в разные лазареты, не стоящиe въ списке предназначенных для Высочайшаго посещения. Мы должны были передавать раненым Царский привет спасибо за службу и награждать, отъ имени Государя, тяжело раненых Геopгиевскими медалями. Сопровождая, таким образом, Его величество в Его поездках по лазаретам, я имел неоднократно случай наблюдать какое глубокое впечатление производил на Него вид тяжело раненых, ампутированных, ослепших и изуродованных, еще так недавно, вполне здоровых людей, принесенных в жертву Молоху войны, столь всегда противной сердцу Государя. Впечатльние это бывало настолько сильно, что, несмотря на, присущия Государю, выдержку и самообладание, Он иногда не был въ силах скрыть своего душевнаго волнения. И надо было видеть Его глаза, когда, переходя отъ койки к койке, Он склонялся над несчастными страдальцами и заботливо разспрашивалъ о их ранениях и сражениях, где они были ранены, интересовался какой они части, какой губернии, есть ли семья и т. д. Я, который знал Его глаза и столько лет уже ими постоянно любовался и, казалось, вполне их изучил, я, всякий раз в лазаретах, поражался их новой скорбной красотой.

Не могу выразить словами сколько было в них сострадания и любви к ближнему. Всегда прекрасные, но, обыкновенно не легко проницаемые, они были, в это жестокое время, истиннымъ отраженіемъ Его благочестивой христианской души и в них не трудно было разглядьть какия сокровенныя струны затронула навязанная Ему ужасная война и понять какой искренней и великой печалью звучали эти невидимыя струны."

В. В. Свечин 6. флигель-адъютант Е. И. В.

"Светлой Памяти Императора Великомученика Николая II." Париж, 1933. Стр. 11-12

"Сколько радости и утешения приносили Ее Величество и Великие Княжны своим присутствием в лазаретах! В первые же дни войны после своего приезда в Царское Село старшие Великие Княжны и Ее Величество стали усердно готовиться к экзаменам на сестер милосердия и слушать лекции, для того чтобы иметь право работать наравне с остальными сестрами. И впоследствии они работали так, что доктор Деревенко, человек весьма требовательный по отношению к сестрам, говорил мне уже после революции, что ему редко приходилось встречать такую спокойную, ловкую и дельную хирургическую сестру, как Татьяна Николаевна.

Великая Княжна Ольга Николаевна, более слабая и здоровьем, и нервами, недолго вынесла работу хирургической сестры, но лазарета не бросила, а продолжала работать в палатах наравне с другими сестрами, убирая за больными.

Ее Величество, если только ее здоровье позволяло ей это, приезжала также ежедневно в дворцовый или собственный Ее Величества лазарет, где работали Великие Княжны. Изредка Ее Величество занималась перевязками, но чаще просто обходила палаты и сидела с работой у изголовья наиболее тяжелых больных. Были случаи, когда больные заявляли, что не могут заснуть без Ее Величества или что только ее присутствие успокаивает их боли, и она приезжала, в каком бы это ни было лазарете, и сидела часа два, три только для того, чтобы доставить хоть немного спокойствия несчастным."

Татьяна Мельник-Боткина.

"Воспоминания о Царской Семье.

С момента заточения Царской Семьи начинается её тернистый путь восхождения на Голгофу, длившийся шестнадцать месяцев.

С момента лишения свободы Царская Семья была вырвана из привычных условий окружающей обстановки и, вместе с этим, она была как бы перенесена в иной план жизни - в план жизни духовной, к которой не применимы обычные мерки, установленные для оценки душевных и духовных свойств людей. Разве можно рассуждать о силе воле Святых Мучеников, достигших наивысших ступеней несравненно большей силы - силы духовной? [...]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.128 с.)