Программа коррекции синдрома эмоционального выгорания и повышения стрессоустойчивости личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа коррекции синдрома эмоционального выгорания и повышения стрессоустойчивости личности



Программа коррекции синдрома эмоционального выгорания и повышения стрессоустойчивости личности

Аннотация. В статье рассматривается программа практических действий, направленных на повышение стрессоустойчивости личности и коррекцию синдрома профессионального выгорания.

Ключевые слова: психология, стресс, стрессоустойчивость, профессиональное выгорание, коррекция.

Каждый из нас постоянно сталкивается со стрессовыми ситуациями и испытывает их проявление на себе. С некоторыми из них удается справиться без видимых «потерь», а другие оставляют глубокие «шрамы», заставляя мучительно и долго переживать их последствия. Человек, обладающий достаточным уровнем устойчивости перед стрессовым воздействием, легче и продуктивнее справляется с ним [1], люди, использующие определенные способы регуляции, реже «заболевают» профессиональными деформациями. Так что же предпринять, чтобы справиться со стрессом, повысить продуктивность деятельности и качество жизни? Об этом мы и поговорим в данной статье-программе.

Цель программы – овладение способами психической саморегуляции и активизации личностных ресурсов для сохранения и укрепления психического здоровья.

Задачи программы:

- познакомить участников с понятием «синдрома профессионального выгорания», его причинами, стадиями, способами профилактики;

- обучить способам психической саморегуляции;

- снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;

- содействовать активизации личностных ресурсных состояний;

- сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья. Ресурсы: кабинет для проведения занятия с необходимым инвентарем, участники тренинга, стимульный материал, бумага, ручки, буклеты – памятки для участников.

Программа рассчитана на одновременное участие 8 – 10 человек, время проведения 4 часа.

Ожидаемые результаты:

- овладение умениями и навыками психической саморегуляции;

- снижение уровня психического выгорания

- повышение уровня сопротивляемости стрессам;

- активизация личностных ресурсов;

- улучшение настроения и самочувствия. Способы контроля ожидаемых результатов:

- диагностика уровня психического выгорания (методика А.А. Рукавишникова);

- групповая и индивидуальная рефлексия;

- отзывы участников программы. Структура программы:

1. Подготовительный этап – знакомство, диагностика, лекция. (1 ч)

2. Основной этап – тренинг саморегуляции. (2 ч)

3. Итоговый этап – завершение тренинга, диагностика, рефлексия. (1 ч) Содержание программы:

Подготовительный этап.

Знакомство.

Ведущий представляет себя, называет цель и план программы, сообщает необходимую дополнительную информацию участникам, знакомится с участниками.

Входная диагностика с использованием методики «Определение психического выгорания» А.А. Рукавишникова.

Лекция.

Существуют различные определения «выгорания», в наиболее общем виде это явление рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности [2]. В связи с этим синдром «психического выгорания» (в зарубежной литературе он известен под термином «burnout») обозначается рядом авторов понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием профессиональных стрессов. Этот синдром включает в себя три составляющих: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Оно проявляется в снижении эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему или эмоциональном перенасыщении, в агрессивных реакциях, вспышках гнева; появлении симптомов депрессии. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. Это развитие негативных, черствых, безразличных установок; по отношению к людям. Она проявляется в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми: повышении зависимости от других или, напротив, негативизма циничности установок и чувств по отношению к реципиентам (пациентам, подчиненным, ученикам).

Редукция профессиональных достижений представляет собой возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней [3].

Причины возникновения синдрома профессионального выгорания:

1. Длительная нагрузка на основные анализаторы (слух, зрение и так далее), концентрация внимания, память, большой объем информации, соучастие эмоций и интеллекта и как следствие нервно – психическое и физическое напряжение.

2. Этика общения (рамки общения). Накапливание отрицательных эмоций ведет к истощению эмоционально – этических и личностных ресурсов.

Стадии профессионального выгорания:

Первая стадия:

- начинается приглушение эмоций, сглаживания остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но скучно и пусто на душе;

- исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в от- ношениях с членами семьи;

- возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Оставьте меня в покое!»

- сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, сбои выполнении каких – либо двигательных действий.

Вторая стадия:

- возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

- неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.

- у специалиста падает интерес к работе, к общению (желание «никто бы меня не трогал»);

- происходит нарушение сна, головные боли по вечерам;

- повышается раздражительность;

- увеличивается число простудных заболеваний. Третья стадия (личностное выгорание):

- притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

- проявляется полная потеря интереса к работе, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил;

- появление хронических заболеваний (сердечно – сосудистая система, желудочно – кишечный тракт) [4].

Профилактика и психологическая помощь:

- освоение разных способов снятия напряжения и различных способов саморегуляции (психическая саморегуляция);

- развитие творческого подхода к деятельности;

- креативность (нестандартный подход к делу стандартному);

- восстановление смысла работы (получение обратной связи о своей деятельности)

- взаимодействие и взаимообмен информацией.

Качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания:

- хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);

- высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

- опыт успешного преодоления профессионального стресса;

- способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

- высокая мобильность;

- открытость;

- общительность;

- самостоятельность;

- стремление опираться на собственные силы.

- способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистические установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще [5].

Основной этап.

Упражнение 5. «Улыбка».

Инструкция: «Закройте глаза и посидите несколько минут, ни о чем не думая. При этом на вашем лице обязательно, но должна быть улыбка. Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучши- лось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче».

Упражнение 8. «Отдых».

Инструкция: «Стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширине плеч. Вдох. На вы- дохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении 1-2 минут. Затем медленно выпрямиться».

Итоговый этап.

Завершение тренинга.

Ведущий выражает благодарность сотрудникам за участие программе, отвечает на вопросы участников, подводит итоги мероприятия.

Рефлексия.

Расскажите о состоянии своего тела (ощущениях) и своих чувствах (эмоциях).

Ответьте на вопросы:

- Что вы чувствуете здесь и сейчас? Что ощущает ваше тело? (в начале и в конце занятия).

- Что важного и значимого для себя вы получили от занятия?

- Что стало для вас важным, ценным, запоминающимся на занятии?

- Что вызвало трудности?

- Что бы вы привнесли в мероприятие в будущем?

Программа коррекции синдрома эмоционального выгорания и повышения стрессоустойчивости личности

Аннотация. В статье рассматривается программа практических действий, направленных на повышение стрессоустойчивости личности и коррекцию синдрома профессионального выгорания.

Ключевые слова: психология, стресс, стрессоустойчивость, профессиональное выгорание, коррекция.

Каждый из нас постоянно сталкивается со стрессовыми ситуациями и испытывает их проявление на себе. С некоторыми из них удается справиться без видимых «потерь», а другие оставляют глубокие «шрамы», заставляя мучительно и долго переживать их последствия. Человек, обладающий достаточным уровнем устойчивости перед стрессовым воздействием, легче и продуктивнее справляется с ним [1], люди, использующие определенные способы регуляции, реже «заболевают» профессиональными деформациями. Так что же предпринять, чтобы справиться со стрессом, повысить продуктивность деятельности и качество жизни? Об этом мы и поговорим в данной статье-программе.

Цель программы – овладение способами психической саморегуляции и активизации личностных ресурсов для сохранения и укрепления психического здоровья.

Задачи программы:

- познакомить участников с понятием «синдрома профессионального выгорания», его причинами, стадиями, способами профилактики;

- обучить способам психической саморегуляции;

- снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;

- содействовать активизации личностных ресурсных состояний;

- сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья. Ресурсы: кабинет для проведения занятия с необходимым инвентарем, участники тренинга, стимульный материал, бумага, ручки, буклеты – памятки для участников.

Программа рассчитана на одновременное участие 8 – 10 человек, время проведения 4 часа.

Ожидаемые результаты:

- овладение умениями и навыками психической саморегуляции;

- снижение уровня психического выгорания

- повышение уровня сопротивляемости стрессам;

- активизация личностных ресурсов;

- улучшение настроения и самочувствия. Способы контроля ожидаемых результатов:

- диагностика уровня психического выгорания (методика А.А. Рукавишникова);

- групповая и индивидуальная рефлексия;

- отзывы участников программы. Структура программы:

1. Подготовительный этап – знакомство, диагностика, лекция. (1 ч)

2. Основной этап – тренинг саморегуляции. (2 ч)

3. Итоговый этап – завершение тренинга, диагностика, рефлексия. (1 ч) Содержание программы:

Подготовительный этап.

Знакомство.

Ведущий представляет себя, называет цель и план программы, сообщает необходимую дополнительную информацию участникам, знакомится с участниками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.025 с.)