Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа коррекции синдрома эмоционального выгорания и повышения стрессоустойчивости личностиСтр 1 из 3Следующая ⇒
Программа коррекции синдрома эмоционального выгорания и повышения стрессоустойчивости личности Аннотация. В статье рассматривается программа практических действий, направленных на повышение стрессоустойчивости личности и коррекцию синдрома профессионального выгорания. Ключевые слова: психология, стресс, стрессоустойчивость, профессиональное выгорание, коррекция. Каждый из нас постоянно сталкивается со стрессовыми ситуациями и испытывает их проявление на себе. С некоторыми из них удается справиться без видимых «потерь», а другие оставляют глубокие «шрамы», заставляя мучительно и долго переживать их последствия. Человек, обладающий достаточным уровнем устойчивости перед стрессовым воздействием, легче и продуктивнее справляется с ним [1], люди, использующие определенные способы регуляции, реже «заболевают» профессиональными деформациями. Так что же предпринять, чтобы справиться со стрессом, повысить продуктивность деятельности и качество жизни? Об этом мы и поговорим в данной статье-программе. Цель программы – овладение способами психической саморегуляции и активизации личностных ресурсов для сохранения и укрепления психического здоровья. Задачи программы: - познакомить участников с понятием «синдрома профессионального выгорания», его причинами, стадиями, способами профилактики; - обучить способам психической саморегуляции; - снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения; - содействовать активизации личностных ресурсных состояний; - сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья. Ресурсы: кабинет для проведения занятия с необходимым инвентарем, участники тренинга, стимульный материал, бумага, ручки, буклеты – памятки для участников. Программа рассчитана на одновременное участие 8 – 10 человек, время проведения 4 часа. Ожидаемые результаты: - овладение умениями и навыками психической саморегуляции; - снижение уровня психического выгорания - повышение уровня сопротивляемости стрессам; - активизация личностных ресурсов; - улучшение настроения и самочувствия. Способы контроля ожидаемых результатов: - диагностика уровня психического выгорания (методика А.А. Рукавишникова);
- групповая и индивидуальная рефлексия; - отзывы участников программы. Структура программы: 1. Подготовительный этап – знакомство, диагностика, лекция. (1 ч) 2. Основной этап – тренинг саморегуляции. (2 ч) 3. Итоговый этап – завершение тренинга, диагностика, рефлексия. (1 ч) Содержание программы: Подготовительный этап. Знакомство. Ведущий представляет себя, называет цель и план программы, сообщает необходимую дополнительную информацию участникам, знакомится с участниками. Входная диагностика с использованием методики «Определение психического выгорания» А.А. Рукавишникова. Лекция. Существуют различные определения «выгорания», в наиболее общем виде это явление рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности [2]. В связи с этим синдром «психического выгорания» (в зарубежной литературе он известен под термином «burnout») обозначается рядом авторов понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием профессиональных стрессов. Этот синдром включает в себя три составляющих: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Оно проявляется в снижении эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему или эмоциональном перенасыщении, в агрессивных реакциях, вспышках гнева; появлении симптомов депрессии. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. Это развитие негативных, черствых, безразличных установок; по отношению к людям. Она проявляется в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми: повышении зависимости от других или, напротив, негативизма циничности установок и чувств по отношению к реципиентам (пациентам, подчиненным, ученикам). Редукция профессиональных достижений представляет собой возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней [3].
Причины возникновения синдрома профессионального выгорания: 1. Длительная нагрузка на основные анализаторы (слух, зрение и так далее), концентрация внимания, память, большой объем информации, соучастие эмоций и интеллекта и как следствие нервно – психическое и физическое напряжение. 2. Этика общения (рамки общения). Накапливание отрицательных эмоций ведет к истощению эмоционально – этических и личностных ресурсов. Стадии профессионального выгорания: Первая стадия: - начинается приглушение эмоций, сглаживания остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но скучно и пусто на душе; - исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в от- ношениях с членами семьи; - возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Оставьте меня в покое!» - сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, сбои выполнении каких – либо двигательных действий. Вторая стадия: - возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; - неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. - у специалиста падает интерес к работе, к общению (желание «никто бы меня не трогал»); - происходит нарушение сна, головные боли по вечерам; - повышается раздражительность; - увеличивается число простудных заболеваний. Третья стадия (личностное выгорание): - притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; - проявляется полная потеря интереса к работе, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил; - появление хронических заболеваний (сердечно – сосудистая система, желудочно – кишечный тракт) [4]. Профилактика и психологическая помощь: - освоение разных способов снятия напряжения и различных способов саморегуляции (психическая саморегуляция); - развитие творческого подхода к деятельности; - креативность (нестандартный подход к делу стандартному); - восстановление смысла работы (получение обратной связи о своей деятельности) - взаимодействие и взаимообмен информацией. Качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания: - хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни); - высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. - опыт успешного преодоления профессионального стресса; - способность конструктивно меняться в напряженных условиях; - высокая мобильность; - открытость; - общительность; - самостоятельность; - стремление опираться на собственные силы. - способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистические установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще [5].
Основной этап. Упражнение 5. «Улыбка». Инструкция: «Закройте глаза и посидите несколько минут, ни о чем не думая. При этом на вашем лице обязательно, но должна быть улыбка. Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучши- лось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче». Упражнение 8. «Отдых». Инструкция: «Стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширине плеч. Вдох. На вы- дохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении 1-2 минут. Затем медленно выпрямиться». Итоговый этап. Завершение тренинга. Ведущий выражает благодарность сотрудникам за участие программе, отвечает на вопросы участников, подводит итоги мероприятия. Рефлексия. Расскажите о состоянии своего тела (ощущениях) и своих чувствах (эмоциях). Ответьте на вопросы: - Что вы чувствуете здесь и сейчас? Что ощущает ваше тело? (в начале и в конце занятия). - Что важного и значимого для себя вы получили от занятия? - Что стало для вас важным, ценным, запоминающимся на занятии? - Что вызвало трудности? - Что бы вы привнесли в мероприятие в будущем? Программа коррекции синдрома эмоционального выгорания и повышения стрессоустойчивости личности Аннотация. В статье рассматривается программа практических действий, направленных на повышение стрессоустойчивости личности и коррекцию синдрома профессионального выгорания. Ключевые слова: психология, стресс, стрессоустойчивость, профессиональное выгорание, коррекция. Каждый из нас постоянно сталкивается со стрессовыми ситуациями и испытывает их проявление на себе. С некоторыми из них удается справиться без видимых «потерь», а другие оставляют глубокие «шрамы», заставляя мучительно и долго переживать их последствия. Человек, обладающий достаточным уровнем устойчивости перед стрессовым воздействием, легче и продуктивнее справляется с ним [1], люди, использующие определенные способы регуляции, реже «заболевают» профессиональными деформациями. Так что же предпринять, чтобы справиться со стрессом, повысить продуктивность деятельности и качество жизни? Об этом мы и поговорим в данной статье-программе.
Цель программы – овладение способами психической саморегуляции и активизации личностных ресурсов для сохранения и укрепления психического здоровья. Задачи программы: - познакомить участников с понятием «синдрома профессионального выгорания», его причинами, стадиями, способами профилактики; - обучить способам психической саморегуляции; - снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения; - содействовать активизации личностных ресурсных состояний; - сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья. Ресурсы: кабинет для проведения занятия с необходимым инвентарем, участники тренинга, стимульный материал, бумага, ручки, буклеты – памятки для участников. Программа рассчитана на одновременное участие 8 – 10 человек, время проведения 4 часа. Ожидаемые результаты: - овладение умениями и навыками психической саморегуляции; - снижение уровня психического выгорания - повышение уровня сопротивляемости стрессам; - активизация личностных ресурсов; - улучшение настроения и самочувствия. Способы контроля ожидаемых результатов: - диагностика уровня психического выгорания (методика А.А. Рукавишникова); - групповая и индивидуальная рефлексия; - отзывы участников программы. Структура программы: 1. Подготовительный этап – знакомство, диагностика, лекция. (1 ч) 2. Основной этап – тренинг саморегуляции. (2 ч) 3. Итоговый этап – завершение тренинга, диагностика, рефлексия. (1 ч) Содержание программы: Подготовительный этап. Знакомство. Ведущий представляет себя, называет цель и план программы, сообщает необходимую дополнительную информацию участникам, знакомится с участниками.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.025 с.) |