Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Народы, населявшие в древности этот обширный регион, одними из первых в мире основали города и государства, изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства.

Поиск

Земля, на которой жили шумеры — плоская равнина с жарким и засушливым климатом, край болот и озер, покрытых густыми зарослями тростника, но крупные лесные массивы здесь отсутствуют. В течение веков Тигр и Евфрат не раз меняли свои русла, что сопровождалось катастрофическими наводнениями, память о которых сохранилась в шумерских мифах о потопе. В суровой борьбе с природой шумеры проложили сеть каналов от реки Евфрат, построили дамбы и плотины, оросили бесплодные земли и построили на них города Ур, Урук и т.д. Каждый шумерский город был отдельным государством со своим правителем и армией.

Вся духовная культура Шумера была пронизана религиозным мировоззрением. Она всецело определяло развитие зодчества и изобразительного искусства Древнего Двуречья. Храм божества-покровителя, в сооружении которого принимали участие все жители, занимал центральное место в городе. Обычно его строили из необожженного кирпича-сырца на высоком искусственном холме.

Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало, т.к. не было ни дерева, ни камня, пригодных для строительства. Основным строительным материалом в народном строительстве Двуречья была глина. Для более ответственных сооружений применяли сырой, только что отформованный кирпич; уложенный в стену без раствора, он, высыхая, слеживался в монолитную массу.

Урук стал первым городом Южной Месопотамии. Вокруг была возведена стена — что свидетельствовало о том, что Урук стал городом, а не просто поселением. Город стал храмовым и военным центром Южной Месопотамии.

Самыми значительными из дошедших до наших дней построек (в небольших фрагментах) считаются Белый храм и Красное здание в Уруке.

Белый храм в Уруке, был побелен известью – отсюда название, был главным городским зданием. Его возводили в центре города на платформе, утрамбованной из глины, к которой с двух сторон вели лестницы-пандусы. Приподнятый над жилой частью города, храм напоминал людям о нерасторжимой связи Неба и Земли. Храм не имел окон. Свет проникал через проемы под плоскими крышами. По такому же принципу строились дворцы и обычные жилые дома. Прошедшие на протяжении столетий войны в этом регионе и пустынный климат практически полностью разрушили этот город.

До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры.

Наиболее распространенным типом скульптуры был адорант (от латинского “поклоняться”), который представлял собой статую молящегося. Особенно тщательно выполняли огромные глаза адорантов; их часто инкрустировали кусочками камня, дерева, металла. Шумерской скульптуре, в отличие от древнеегипетской, никогда не придавали портретного сходства. Главная её особенность – это условность изображения.

Стены шумерских храмов украшались рельефами, повествовавшими как об исторических событиях в жизни города (военных походах, закладке храма), так и о повседневных делах (доение коров, сбивание масла и т.д.).

Рельеф состоял из нескольких ярусов. События разворачивались перед зрителем последовательно от яруса к ярусу. Все персонажи были одинакового роста, только цари изображались крупнее других.

Типичный пример шумерского рельефа – это стела царя Эанатума, воздвигнутая в Лагаше в честь победы над главным врагом городом Уммой, от стелы сохранились некоторые фрагменты

 

Особое место в шумерском культурном наследии принадлежит глиптике - резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню.

 

 

Сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печать прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тщательно выстроенной композицией. Для жителей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили, как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения.

В 1920-х гг. во время раскопок, проводившихся в Уре под руководством английского археолога Леонардо Вулли, были обнаружены многочисленные погребения, в которых оказалось несметное количество ценностей. Экспедиции Вулли удалось найти две не потревоженные грабителями гробницы, находки в которых произвели сенсацию в мире.

В результате многочисленных раскопок из одной из гробниц были извлечены золотые и серебряные статуэтки

 

 Посуда

 

Оружие

 

 

  инкрустированные ювелирные украшения.

 

 Здесь были обнаружены 2 доски, образующие как бы двухскатную крышу, с изображением военного похода и ритуального пира, выполненные в технике мозаики, так называемый “штандарт из Ура”.

 

Сперва археологам бросился в глаза сверкающий золотой шлем, покрывавший истлевший череп.

 

 Вулли и его коллеги наткнулись на вторую группу скелетов: десять женщин были уложены двумя ровными рядами. На всех были головные украшения из золота, лазурита и сердолика, изящные ожерелья из бусин. Одним из шедевров шумерского ювелирного искусства является статуэтка, изображающая стоящего на задних ногах у священного дерева козлика.

 

Ученые считают, что эти золотые козлики символизируют какой-то очень древний мифЗдесь была обнаружена арфа с замечательно выполненной головой быка.

 Она была сделана из золота, а глаза, кончики рогов и борода — из лазурита. Найденные в гробницах правителей Ура изделия из драгоценных металлов свидетельствуют о высоком мастерстве шумерских ювелиров еще в середине ХХХ века до нашей эры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.53 (0.01 с.)