Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Продолжительность обучения – 6 летСтр 1 из 2Следующая ⇒
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРС ЛЕКЦИЙ)
Нейропсихология памяти ( Наименование дисциплины на русском языке ) Neuropsychology of memory ( Наименование дисциплины на английском языке ) Специальность: Клиническая психология
Специализация: Нейропсихология, нейрореабилитация, коррекционно-развивающее обучение
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы, 72 академических часа.
Квалификация выпускника СПЕЦИАЛИСТ Очная форма обучения Продолжительность обучения – 6 лет
Программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта, самостоятельно устанавливаемого МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности «Клиническая психология»
г. Москва 2015
Краткое описание программы учебной дисциплины на русском языке Специфика клинико-психологического подхода к изучению памяти. Основные исторические направления изучения нарушений памяти и их представители (Т. Рибо, Э. Клапаред, И.М. Сеченов, С.С. Корсаков, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, Н.Н. Трауготт, У. Пенфилд, Б. Милнер и др.). Значение диагностики памяти для решения основных практических задач клинической психологии. Нейропсихологический подход к исследованию памяти и её нарушений. Теория А. Р. Лурии о системной динамической локализации высших психических функций и функциональных блоках мозга и мозговая организация памяти. Амнестический синдром и модально-неспецифические нарушения памяти. Связь амнестического синдрома с поражением структур первого функционального блока мозга. Механизмы и факторы, лежащие в основе патологического забывания (тормозимость следов памяти интерферирующими воздействиями, нарушения избирательности воспроизведения, слабость функции следообразования). Методики исследования нарушений памяти при данной патологии. Зависимость структуры синдрома от уровня поражения первого функционального блока мозга. Модально-специфические нарушения памяти. Роль структур второго блока мозга в обеспечении мнестической функции в норме. Нарушения слухоречевой памяти при поражении левой височной области как основная модель модально-специфических нарушений памяти. Нарушения памяти как мнестической деятельности. Память и третий функциональный блок мозга. Эпизодическая и семантическая память. Рабочая память. Патология памяти в аспекте межполушарной асимметрии. Особенности нарушений вербальной памяти при поражениях левого и правого полушарий. Взаимодействие гемисфер в процессах памяти. Соотношение нарушений произвольного и непроизвольного запоминания, воспроизведения и узнавания при различной латерализации патологического процесса. Нарушения памяти при поражении мозолистого тела. Особенности нарушений памяти у левшей. Мнестическая сфера при психических заболеваниях, пограничных и психосоматических расстройствах. Возможности сочетания нейро- и патопсихологического подходов к изучению патологии памяти.Память при отклонениях в развитии. Память в позднем онтогенезе. Патология памяти при атрофических и сосудистых деменциях.Восстановление и психологическая коррекция памяти.
СОДЕРЖАНИЕ КАЖДОГО ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ 2.2.1. Темы и планы лекционных занятий III. Учебно-методическое и информационное обеспечение лекционных занятий РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ ЛЕКЦИЙ В ЦЕЛОМ 3.1.1. Базовый учебник (в том числе электронный учебник) · Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М.: Академия, 2003. · Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. М.: Педагогика, 1974, 1976. · Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., МГУ, 1973. Основная
Дополнительная 1. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. М., МГУ, 1985, 104 с. 2. Балонов Л.Я., Баркан Д.В., Деглин В.Л. Унилатеральный судорожный припадок. Л., Наука, 1979, 171 с. 3. Гогитидзе Н.В. Динамика нейропсихологических синдромов под влиянием различных нейротропных препаратов у больных с черепно-мозговой травмой. Автореферат канд. дисс. М., МГУ, 1990, 23 с. 4. Ильюченок Р.Ю. Память и адаптация. Новосибирск, Наука, 1979, 192 с. 5. Исследование памяти. Под ред. Корж Н.Н. М., Наука, 1990, 216 с. 6. Киященко Н.К., Булгакова В.Н., Фоминых В.П. О модально-специфических особенностях памяти при локальных поражениях мозга. // Психологические исследования. Под ред. Леонтьева А.Н. и др., М., МГУ, 1975, вып. 5, с. 102-108.
7. Киященко Н.К., Арсенина Н.В. Механизмы реминисценции. // Психологические исследования. Под ред. Леонтьева А.Н. и др., М., МГУ, 1976, вып. 7, с. 100-107. 8. Лурия А.Р. Об изменчивости психических функций в процессе развития ребенка. // Вопросы психологии, 1962, № 3, с. 15-22. 9. Московичюте Л.И. О функциональной роли правого и левого гиппокампа в мнестических процессах. // Нейропсихология сегодня. Под ред. Хомской Е. Д., М., МГУ, 1995, с. 49-53. 10.Новые методы нейропсихологического исследования. Под ред. Хомской Е. Д. и др., М., ИП АН СССР, 1989, 261 с. 11.Поляков В.М. Изменения психических процессов под влиянием направленных фармакологических воздействий. Автореферат канд. дисс.. М., МГУ, 1986, 17 с. 12.Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М., МГУ, 1991, 96 с. 13.Соколов Е.Н. Механизмы памяти. М., МГУ, 1969, 176 с. 14.Фрейд З. Психология бессознательного. М., Просвещение, 1989, 448 с. 15.Шабанов П.Д., Бородкин Ю.С. Нарушения памяти и их коррекция. Л., Наука, 1989, 128 с.
Контрольные вопросы: 1. Общее понятие о памяти. Классификация расстройств памяти. 2. Забывание. Его механизмы в норме и в патологии. 3. Корсаковский синдром. Феноменология. История представлений о «ядре» корсаковского синдрома. 4. Основные представления о мозговой организации памяти в концепции А.Р.Лурия о трех функциональных блоках мозга. 5. Амнестический синдром, его мозговые механизмы. 6. Экспериментальные методики исследования амнестического синдрома при локальных поражениях мозга. 7. Понятие степени выраженности амнестического синдрома. 8. Механизмы патологического забывания при поражении различных уровней «круга Пейпеца». 9. Нейродинамические механизмы амнезии и их электрографические корреляты. 10.Понятие о «преамнестическом синдроме». 11.Исследование модально-специфических нарушений памяти при поражении анализаторных зон левого полушария мозга. 12.Нарушения слухоречевой памяти как форма гипомнезии. Механизмы формирования этого синдрома. 13.Проблема модально-специфических нарушений памяти в теоретическом аспекте. 14.Варианты нарушений памяти при поражении лобных долей мозга. 15.Семантическая и эпизодическая память. Клинические данные (амнезия «на источник»). 16.Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие в процессах памяти. 17.Методы исследования межполушарного взаимодействия в процессах памяти.
18.Фиксированная установка в контексте исследования мнестической функции. 19.Нарушения произвольного и непроизвольного запоминания и воспроизведения при локальных поражениях мозга. 20.Гипотеза о материальной специфичности полушарий мозга в процессах памяти. Концепция Пенфилда (латентная и актуальная память). 21.Нарушение вербально-мнестической функции при поражении левого и правого полушарий мозга. 22.Мнестическая функция при психических заболеваниях: нейропсихологические исследования. 23.Нарушения памяти в детском возрасте. 24.Изменения памяти в возрасте инволюции. 25.Восстановление памяти. Психолого-педагогический аспект. 26.Восстановление памяти. Фармакологический аспект. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРС ЛЕКЦИЙ)
Нейропсихология памяти ( Наименование дисциплины на русском языке ) Neuropsychology of memory ( Наименование дисциплины на английском языке ) Специальность: Клиническая психология
Специализация: Нейропсихология, нейрореабилитация, коррекционно-развивающее обучение
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы, 72 академических часа.
Квалификация выпускника СПЕЦИАЛИСТ Очная форма обучения Продолжительность обучения – 6 лет
Программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта, самостоятельно устанавливаемого МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности «Клиническая психология»
г. Москва 2015
Краткое описание программы учебной дисциплины на русском языке Специфика клинико-психологического подхода к изучению памяти. Основные исторические направления изучения нарушений памяти и их представители (Т. Рибо, Э. Клапаред, И.М. Сеченов, С.С. Корсаков, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, Н.Н. Трауготт, У. Пенфилд, Б. Милнер и др.). Значение диагностики памяти для решения основных практических задач клинической психологии. Нейропсихологический подход к исследованию памяти и её нарушений. Теория А. Р. Лурии о системной динамической локализации высших психических функций и функциональных блоках мозга и мозговая организация памяти. Амнестический синдром и модально-неспецифические нарушения памяти. Связь амнестического синдрома с поражением структур первого функционального блока мозга. Механизмы и факторы, лежащие в основе патологического забывания (тормозимость следов памяти интерферирующими воздействиями, нарушения избирательности воспроизведения, слабость функции следообразования). Методики исследования нарушений памяти при данной патологии. Зависимость структуры синдрома от уровня поражения первого функционального блока мозга. Модально-специфические нарушения памяти. Роль структур второго блока мозга в обеспечении мнестической функции в норме. Нарушения слухоречевой памяти при поражении левой височной области как основная модель модально-специфических нарушений памяти. Нарушения памяти как мнестической деятельности. Память и третий функциональный блок мозга. Эпизодическая и семантическая память. Рабочая память. Патология памяти в аспекте межполушарной асимметрии. Особенности нарушений вербальной памяти при поражениях левого и правого полушарий. Взаимодействие гемисфер в процессах памяти. Соотношение нарушений произвольного и непроизвольного запоминания, воспроизведения и узнавания при различной латерализации патологического процесса. Нарушения памяти при поражении мозолистого тела. Особенности нарушений памяти у левшей. Мнестическая сфера при психических заболеваниях, пограничных и психосоматических расстройствах. Возможности сочетания нейро- и патопсихологического подходов к изучению патологии памяти.Память при отклонениях в развитии. Память в позднем онтогенезе. Патология памяти при атрофических и сосудистых деменциях.Восстановление и психологическая коррекция памяти.
СОДЕРЖАНИЕ КАЖДОГО ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ 2.2.1. Темы и планы лекционных занятий
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.031 с.) |