Несменяемость судей, приостановление и прекращение их полномочий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Несменяемость судей, приостановление и прекращение их полномочий



    Важной особенностью правового статуса судей является их несменяемость, что необходимо для обеспечения незави­симости судей (ст. 121 Конституции РФ, ст. 12 Закона РФ о статусе судей, ст. 15 Закона о судебной системе).

    Несменяемость судьи, [15] прежде всего, означает, что он не может быть назначен (избран) на другую должность или переведен в другой суд без его согласия.

    Несменяемость судей тесно связана с бессрочностью осуществления судейских полномочий до достижения пре­дельного возраста пребывания в должности судьи (ст. 11 Закона о статусе судей).

    Председатели федеральных судов и их заместители на­значаются на эти должности на шесть лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (за­местителя председателя) одного и того же суда неоднократ­но, но не более двух раз подряд.

    Мировые судьи назначаются (избираются) на долж­ность на срок, установленный законами соответствующих субъектов РФ, но в любом случае впервые — на срок не бо­лее пяти лет, а при повторном и последующих назначениях (избрании) — на срок не менее пяти лет.

    Например, мировые судьи Свердловской области впер­вые назначаются на должность на три года. При повторном назначении и последующих назначениях на должность ми­рового судьи срок полномочий составляет 10 лет.

    Предельный возраст пребывания в должности мирового судьи — 70 лет.

    Срок полномочий и предельный возраст судей консти­туционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливает­ся законами соответствующих субъектов РФ.

    Например, судьи Уставного Суда Свердловской обла­сти, назначаются на шесть лет, повторное назначение не до­пускается, предельный возраст пребывания в должности — 65 лет.

    Гарантией соблюдения несменяемости судей служит установленный порядок и основания приостановления и прекращения полномочий судей.

    Приостановление полномочий [16] – это временное отстранение судьи от исполнения своих обязанностей.

    Полномочия судьи любого федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда РФ, как и полномочия мирового судьи, приостанавливаются исключительно решением соответствующей квалификационной коллегии судей (как и принятие решения о возобновлении полномочий судьи) при наличии одного из следующих оснований в соответствии со ст.13 Закона РФ «О статусе судей в РФ»[17]:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ;

4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ.

    Необходимо отметить, что в Законе о статусе судей ничего не сказано относительно избрания судьи в состав органа законодательной (представительной) власти муниципального образования.

    По данному вопросу Конституционный Суд РФ в определении[18] от 18 июля 2006г. №191-О указал, что избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти муниципального образования как основания приостановления полномочий судьи Закон прямо не определяет, но и не исключает. В противном случае был бы нарушен принцип единства статуса судей, а также принцип равенства всех перед законом (ч.1 и ч.2 ст.19 Конституции РФ), которые гарантируют одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, в данном случае для судей, избранных в органы публичной власти различного уровня, при решении вопроса о приостановлении полномочий судьи в связи с избранием его депутатом.

    Представляется, что в Закон о статусе судей (и в иные законы о судьях, включая законы субъектов РФ о конституционных (уставных) судах) необходимо внести дополнения, предусматривающие такое основание прекращения полномочий судьи, как участие судьи в качестве кандидата в выборах законодательных (представительных) органов власти всех уровней, включая муниципальные, и такое основание прекращения полномочий судьи, как избрание в эти органы.

    В отношении судей Конституционного Суда РФ Закон «О конституционном суде РФ» в ст. 17 устанавливает[19], что полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены исключительно по решению самого Конституционного суда РФ (как и их восстановление после отпадения оснований их приостановления), принимаемому не позднее одного месяца со дня выявления таких оснований, как:

- в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

- судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.

    Практически такие же основания приостановления полномочий судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ предусмотрены в соответствующих актах субъектов РФ.

    Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим – его семье, заработной платы или уменьшение ее размера, снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности.

    Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия, а в отношении судей Конституционного Суда - по решению этого Суда.

    Любой судья, полномочия которого приостановлены, не перестает быть судьей: он остается членом судейского сообщества, ему по-прежнему выплачивается денежное вознаграждение, причем без снижения размера, вообще не снижается уровень всех видов материального и социального обеспечения (за исключением случая избрания в качестве меры пресечения заключения судьи под стражу), не лишается гарантий неприкосновенности. Но он не вправе осуществлять правосудие, в том числе участвовать в коллегиальных судебных заседаниях, и вынесенный им или с его участием судебный акт не будет законным, участвовать в заседаниях органов судейского сообщества, даже если в отношении его таким органом не принималось специальное (по приостановлению полномочий) решение. Судья Конституционного Суда РФ, полномочия которого приостановлены, не вправе также направлять официальные документы в государственные органы и организации, общественные объединения, должностным лицам и гражданам и истребовать от них какие-либо документы или иную информацию.

    Прекращение полномочий судьи [20] – это полное отстранение судьи от исполнения должностных обязанностей на постоянной основе.

    Конституцией РФ установлен запрет прекращения полномочий судьи по иным основаниям и (или) в ином порядке, чем урегулировано в федеральном законе.

    Полномочия судьи федеральных судов (за исключением судей Конституционного Суда РФ) и мировых судей прекращаются решениями соответствующих квалификационных коллегий судей (ККС) по следующим основаниям[21]:

ü письменное заявление судьи об отставке;

ü неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

ü письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

ü истечение срока полномочий судьи, если они в соответствии с законом были ограничены определенным сроком;

ü увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (он установлен в зависимости от воинского звания статьей 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями);

ü прекращение гражданства Российской Федерации;

ü занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

ü вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера (но в случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся заработной платы);

ü вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

ü смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

ü отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;

ü достижение предельного возраста пребывания в должности судьи.

    Кроме того, есть еще одно основание досрочного прекращения полномочий названных категорий судей: это дисциплинарное взыскание. Решение о его наложении принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий судьи на момент принятия решения. В настоящее время существует два вида дисциплинарной ответственности судей: предупреждение и досрочное прекращение полномочий судьи, и налагаются они за совершение дисциплинарного проступка, под которым п.1 ст. 121 Закона о статусе судей понимает нарушение норм Закона о статусе судей, а также положений Кодекса судейской этики.

    Решения квалификационных коллегий судей о прекращении полномочий судей могут быть обжалованы в Высшую квалификационную коллегию судей РФ в судебном порядке[22].

    Основания прекращения полномочий судей Конституционного Суда РФ несколько отличаются от перечисленных выше:

- нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ;

- достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;

- личное письменное заявление судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;

- утрата судьей гражданства РФ;

- вынесение в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;

- совершение судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи.

- продолжение судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или совершения действий, несовместимых с его должностью;

- неучастие судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонение от голосования свыше двух раз подряд при без уважительных причин;

- признание судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

- смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

- неспособность по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее 10 месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.

    Примерно те же основания прекращения полномочий судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ предусмотрены в соответствующих законодательных актах об этих судах[23]. К ним добавляются обычно лишь такое основание, как ликвидация самого суда в связи с изменением конституции (устава) субъекта РФ.

Отличается от указанного выше и порядок прекращения полномочий судьи Конституционного Суда РФ. Прекращение полномочий осуществляется по решению самого Конституционного Суда РФ, которое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии. Из общего правила есть два исключения:

- прекращение полномочий ввиду нарушения порядка назначения на должность производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда РФ;

- прекращение полномочий ввиду совершения судьей проступка, порочащего честь и достоинство судьи, производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда РФ, принятому не менее двух третей общего числа судей.

Полномочия судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ прекращаются в схожем порядке – на уровне региональных властей.

Следует добавить, что в Регламенте Конституционного Суда РФ процедурным вопросам приостановления и прекращения полномочий его судей посвящены гл. VI и VII, состоящие из 13 параграфов, т.е. эти вопросы там урегулированы весьма детально.

    Необходимо отметить, что дата прекращения полномочий судьи не означает, что он фактически в тот же день прекращает осуществлять правосудие. Полномочия судьи прекращаются:

- в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий, если этот срок установлен в законе;

- в последний день месяца, в котором он достиг 70-летнего возраста;

- на следующий день после вступления в силу решения квалификационных коллегий судей о досрочном прекращении полномочий судьи.

    Но в отношении судьи, назначенного на должность с определенным сроком (при условии, что он или не обратился в соответствующую коллегию судей с заявлением о назначении на должность судьи, или в удовлетворении этого заявления ему было отказано), как и в отношении судьи, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста действует правило: эти судьи продолжают осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с их участием, либо до первого дня назначения судьи в данный суд и вступления его в должность.

    Все перечисленные основания прекращения полномочий судьи можно условно разделить на две группы по последствиям прекращения полномочий[24]:

- по так называемым компрометирующим основаниям (например, вступление в силу обвинительного приговора в отношении судьи) – исключает возможность удаления судьи в отставку;

- по уважительным причинам (например, достижение предельного возраста) – означает возможность именно почетного ухода или удаления судьи в отставку.

    Уход судьи в отставку позволяет сохранить за ним звание судьи и все материальные и социальные гарантии, присущие судье, такие как выплата ежемесячного пособия, оплата проезда и т.п.

    Следует сказать, что в настоящее время гарантии независимости судей в виде запрета необоснованности приостановления или прекращения их полномочий не абсолютны. Помимо их прямого несоблюдения, нарушения общего принципа несменяемости судей проявляются, в частности путем увольнения судьи с должности в связи с реорганизацией судебной системы: при укрупнении субъекта РФ, при создании межрайонных судов в системе судов общей юрисдикции и прочее[25].

    Полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются по истечении срока, на который они были назначены. При этом за ними сохраняются полномочия судьи суда, в котором они замещали должность председателя, заместителя председателя суда.

    Хотелось бы остановиться на таком основании досрочного прекращения полномочий судьи, как виде дисциплинарной ответственности. Поскольку статистика свидетельствует, что такие случаи не столь уж редки: за период с января 2005 г. по июнь 2008 г. досрочно прекращены полномочия 278[26] судей и руководителей судов, в т.ч. в 2005г. – 49 судей, 2006 г. – 73 судей, в 2007 г. – 75 судей, в 2008 г. – 81[27] судья.

    По смыслу ст.12 Закона «О статусе судей в РФ» под дисциплинарным проступком, влекущим дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочное прекращение полномочий судьи следует понимать нарушение норм названного Закона и положений Кодекса судейской этики. В Законе также установлено, что решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения. Однако в Законе не установлено, за какие нарушение следует дисциплинарная ответственность в виде предупреждения, а за какие - в виде досрочного прекращения полномочий. Вполне адекватным понятию дисциплинарного проступка судьи можно считать нарушение им положений, содержащих запрет судье быть депутатом, третейским судьей, арбитром, осуществлять предпринимательскую деятельность и т.д. Норма запрета здесь достаточна определена и конкретна. Существенно менее определено положение, содержащееся в п.2 ст.3 Закона о статусе судей:

    «Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности[28]». Эта норма более размыта, а ее применение по отношению к судьям со стороны квалификационной коллегии судей не в порядке судебных процедур допускает большой разброс вариантов. Нарушение судьей положений Кодекса судейской этики еще в меньшей мере можно квалифицировать в качестве такой серьезной меры как досрочное прекращение полномочий судьи. Поскольку Кодекс судейской этики – акт корпоративного характера, требования к судьям в нем скорее морально-этического характера.

    С принятием Пленумом Верховного Суда РФ постановления от 31 мая 2007г. №27[29] понятие дисциплинарного проступка расширено. Под ним следует понимать «…и нарушение общепринятых норм морали, обязанности при отправлении правосудия, правил поведения при исполнении иных служебных обязанностей и во внеслужебной деятельности». При этом указано, что при наложении взыскания учитывается характер правонарушения и его последствия, тяжесть дисциплинарного проступка, степень нарушения прав и законных интересов граждан и организаций, данные о профессиональных и моральных качествах судьи и иные обстоятельства

    После принятия данного постановления размытость понимания дисциплинарного проступка судьи еще более усилилась, ведь «общепринятые нормы морали» в разных возрастных, профессиональных и т.д. группах весьма различны.

    Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 28 февраля 2008 г. №3-П определил, что «основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий судьи должно быть не любое отступление от требований закона и этических норм, а лишь такое, которое по своему характеру с очевидностью несовместимо с высоким званием судьи, явно противоречит социальному предназначению судебной власти, носителем которой является судья, и лишь на основе принципа соразмерности[30]».

    Исходя из представленных нормативных актов выделим следующие критерии для привлечения к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий судьи:

- нарушение требований Закона и положений Кодекса судейской этики;

- действия, несовместимые с высоким званием судьи, явно противоречащие социальному предназначению судебной власти;

- тяжесть дисциплинарного проступка;

- степень нарушения прав и законных интересов граждан и организаций в результате действий судьи;

данные о профессиональных и моральных качествах судьи и т.п.

    Таким образом, вопрос привлечения судей к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий судьи довольно сложен. Необходим учет ряда факторов, требуется более тщательное и детальное законодательное регулирование оснований и порядка привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, на что обратил внимание VII Всероссийский съезд судей[31].

    В литературе[32] предлагается дополнить перечень оснований прекращения полномочий судьи еще одним – некомпетентность, проявление при осуществлении правосудия низкого профессионализма. Этот вопрос довольно неоднозначен. С одной стороны, было бы естественным, если бы действия или бездействия судьи, приведшие к судебной ошибке, имели бы правовые последствия для него. Имеются в виду, конечно, не единичные ошибки, а их серии, к тому же объективно подтвержденные вышестоящей судебной инстанцией.

    Ведь если большую часть выносимых судьей решений отменяют вышестоящие судебные инстанции, если при внимательном изучении выносимых судьей судебных актов видны серьезные пробелы в знании и применении законодательства, можно расценивать результат такой работыданного судьи за определенный промежуток времени как дисциплинарный проступок, влекущий дисциплинарную ответственность.

    С другой стороны, действует законодательно установленный запрет на привлечение к какой-либо ответственности судьи за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение (кроме случаев, когда судом установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении).

    Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 28 февраля 2008 г. №3-П определил, что «…судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий судьи за судебную ошибку, если только неправосудность судебного акта не явилась результатом такого поведения судьи, которое по своему характеру несовместимо с занимаемой им должностью. Иное не соответствовало бы принципам независимости, несменяемости и неприкосновенности судей». С этим сложно не согласиться. Однако разве некомпетентность судьи соответствует его высокому званию, разве это не умаляет авторитет судебной власти? Ведь в Законе о статусе судей прямо прописано, что судья при исполнении своих полномочий должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти. Кодекс чести судьи РФ также предусматривает, что судья обязан поддерживать свою квалификацию на высоком уровне, необходимом для надлежащего исполнения обязанностей по отправлению правосудия. Поэтому каждый судья самостоятельно должен заботиться о повышении своего профессионального уровня, в частности следить за происходящими изменениями в законодательстве, изучать юридическую литературу, пополнять свой багаж знаний и т.п. А если судья этого не делает, разве нельзя рассматривать этот факт, как нарушение требований Кодекса судейской этики?

    Хотелось бы также отметить, что введение самой минимальной из возможных видов ответственности судей за судейскую ошибку, даже при условии, что ее наличие обязательно будет подтверждено актом вышестоящей судебной инстанции, способно серьезно затормозить нормальный ход осуществления каждым судьей правосудия. Ведь судья, рассматривая каждое дело и опасаясь, что за вынесенное им по этому делу решение в случае его отмены (изменения) вышестоящей судебной инстанцией будет расценено в качестве судебной ошибки, вынужден будет во многих случаях консультироваться с другими судьями, органами судейского сообщества и т.д.

    Вопрос привлечения судьи к дисциплинарной ответственности за совершение судейской ошибки в настоящий момент является дискуссионным и не находит однозначного ответа в современной юридической литературе.

    В любом случае, прежде чем решить – привлекать или не привлекать к ответственности за судейские ошибки видится необходимым сначала определить насколько это соответствует законодательству¸ а в случае положительного ответа на данный вопрос определить основания и порядок привлечения к ответственности, т.е. ответить на следующие вопросы:

 

- кто будет проверять наличие ошибок;

- как будет производиться оценка причин и последствий ошибок;

- какими процедурами будет осуществляться проверка;

- кто будет привлекать к ответственности и прочее.

    Таким образом, поскольку вопрос привлечения к ответственности судей за совершение ошибок сложен и неоднозначен, ему должны предшествовать серьезные научные исследования.

3.3 Неприкосновенность судей [33]

    Неприкосновенность судей.Этот элемент правового статуса судьи является одним из важнейших средств обе­спечения его независимости и самостоятельности, призван­ным ограничить судью от всяких посягательств.

    Правовые основы неприкосновенности судьи содержат­ся в Конституции РФ (ст. 122). Статья 12 Закона о судеб­ной системе предусматривает, что гарантии неприкосновен­ности устанавливаются федеральным законом.

    В ст. 16 Закона о статусе судей содержится система пра­вовых средств (гарантий), направленных на реальное обе­спечение судейской неприкосновенности.

1. Судья, в том числе после прекращения его полномо­чий, не может быть привлечен к какой-либо ответственно­сти за принятые им при осуществлении правосудия реше­ния, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо в вынесении заведомо неправосуд­ных судебных актов.

 

 

2. К уголовной ответственности судьи привлекаются в особом порядке[34].

    Решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи Конституционного Суда РФ принимает Председа­тель Следственного комитета РФ с согласия Конституци­онного Суда РФ.

    Решение о возбуждении уголовного дела в отношении судей остальных судов принимает Председатель Следствен­ного комитета РФ с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ или квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

    В период 2005 - 2008 гг. квалификационные коллегии судей дали согласие на возбуждение уголовных дел в отно­шении 64 судей.

4. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудитель­но доставленный в любой государственный орган, если лич­ность судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности должен быть немедленно освобожден.

5. Не допускается личный досмотр судей, за исключе­нием случаев, предусмотренных федеральными законами для обеспечения безопасности других людей.

6. Уголовное дело в отношении судьи по его ходатай­ству, заявленному до начала судебного процесса, должно быть рассмотрено по первой инстанции Верховным Судом РФ.

7. Порядок осуществления в отношении судьи опера­тивно-розыскных мероприятий и следственных действий зависит от того, возбуждено ли в отношении судьи уголов­ное дело (привлечен ли он в качестве обвиняемого по дру­гому уголовному делу).

    Если в отношении судьи возбуждено уголовное дело ли­бо он привлечен в качестве обвиняемого по-другому уголов­ному делу, то оперативно-розыскные мероприятия и след­ственные действия (кроме заключения судьи под стражу) производятся в обычном порядке, предусмотренном УПК РФ и Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

    В остальных случаях оперативно-розыскные меропри­ятия и следственные действия, связанные с ограничением гражданских прав судьи или с нарушением его неприкос­новенности, осуществляются по решению коллегии из трех судей Верховного Суда РФ или областного и соответству­ющего суда.

    К административной ответственности судья может быть привлечен по решению коллегии из трех судей Вер­ховного Суда РФ или областного и соответствующего суда по представлению Генерального прокурора РФ.

 

Заключение

 

    Ключевой фигурой судопроизводства является Судья. Судьи, как и иные граждане, обладают широким кругом прав и обязанностей. Но сверх этого у них есть права и обязанности, которых нет у обычных граждан, это права и обязанности, которые вытекают из их высокого положения по осуществлению правосудия и составляют их правовой статус. Поэтому правовой статус судьи – это совокупность предусмотренных законом прав и обязанностей, требований, предъявленных к нему, гарантий его деятельности, правовой регламентации привлечения судьи к ответственности и иные элементы, характеризующие правовое положение судьи как носителя судебной власти.

    В действующий механизм отбора кандидатов следует внести некоторые поправки:

- Законодательно решить вопрос двойного гражданства кандидата на должность судьи, а также степень квалификации, необходимой кандидату;

- Предусмотреть возможность проверки прошлого кандидата на наличие компрометирующих сведений с целью недопущения в судейские ряды недостойных;

- Ввести обязательное проведение психодиагностического обследования кандидатов в судьи;

- Четкое определение критериев выбора победителя в конкурсе на должность судьи среди кандидатов;

- Введение специальной профессиональной подготовки кандидатов на должность судьи.

    Подобные изменения в действующем механизме отбора кандидатов позволят не допустить в судейскую среду лиц недостойных и сформировать квалифицированный, профессиональный и морально устойчивый судейский корпус.

    При характеристике оснований для прекращения полномочий судьи следует дополнительно проработать вопрос дисциплинарной ответственности. То есть, более четко законодательно определить по каким основаниям, в каком порядке должна применяться к судьям дисциплинарная ответственность в виде досрочного прекращения полномочий.

    Главное в деятельности судьи - осуществление правосудия. Реализация этой функции - исключительное достояние судов, в которых ведущая роль принадлежит судье. Вот почему в присяге, которую приносит впервые избранный на эту должность судья, заложены слова: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велит мне долг судьи и моя совесть».

 

 

Список литературы

 

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп. от 15 декабря 2001г., 4 июля 2003г., 5 апреля 2005г.) // СЗ РФ, 1997. 6 января. №1, ст.1.

3. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994г. №1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» (в ред. от 8 февраля 2001г., 15 декабря 2001г.,7 июня 2004г.) // СЗ РФ 1994, № 13, ст. 1447.

4. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999г. №1-ФКЗ «О военных судах в Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 29 июня.

5. Федеральный закон от 17 декабря 1998г. №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ 1998, № 51, ст. 6270.

6. Федеральный закон от 20 апреля 1995г. №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (с изм. и доп. от 21июля 1998г., 6 января 1999г., 29 февраля 2000г., 18 июня 2001г., 29 ноября 2001г., 11 декабря 2002г., 30 июня 2003г., 29 июня 2004г, 22 августа 2004г.) // Российская газета. 1996. 26 апреля.

7. Федеральный закон от 14 марта 2002г. №30-ФЗ. «Об органах судейского сообщества в РФ» (с изм. и доп. от 14 августа 2004г., от 05 апреля 2005 г., от 25 декабря 2008 г.) //Российская газета. 2004. 25августа.

8. Закон РФ от 26 июня1992. №3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 14 апреля, 24 декабря 1993г., 21 июня 1995г., 17 июля 1999г., 20 июня 2000г., 15 декабря 2001г., 22 августа 2004г., 5 апреля 2005г., 2 марта 2007г., 24 июля 2007г., 25 декабря 2008г.) //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 30, ст. 1792

9. Закон республики Карелия от 7 июля 2004 г. N 790-ЗРК «О Конституционном Суде Республики Карелия» // www.gov.karelia.ru

10. Письмо Минобразования РФ от 1 сентября 2003 г. N 14-52-1018ин/15 "О праве на занятие должности судьи лицом, имеющим степень бакалавра"// www.consultant.ru

Официальные акты судебных органов:

1. Кодекс судейской этики (утв. VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 года). // www.consultant.ru

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2008 г. №3-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6.1. и 12.1. Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статей 21, 22 и 26 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан Г.Н. Белюсовой, Г.И. Зиминой, Х.Б. Саркитова, С.В. Семак и А.А. Филатовой"// www.consultant.ru

3. Определение Конституционного суда РФ от 18 июля 2006г. №191-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Королевой Александры Евгеньевны на нарушение ее конституционных прав статьей13 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» // www.consultant.ru

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 мая 2007г. №27 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007.№5.

5. Постановление VII Всероссийского съезда судей от 4 декабря 2008 г. // www.ssrf.ru

6. Постановление Президиума Совета Судей от 26 июля 2002 «О результатах эксперимента по психодиагностическому обследованию кандидатов на должность судьи и перспективах использования методов психодиагностики в кадровой работе» // www.lawmix.ru

7. Разъяснение Высшей квалификационной коллегии судей от 18 марта 2004 г.// Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2004. №6.

8. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 1995 г. №2-1/6// www.ksrf.ru

Список источников:

https://studopedia.net

www.consultant.ru

www.gov.karelia.ru

www.ksrf.ru

www.lawmix.ru

www.ssrf.ru

https://nsportal.ru

https://nsportal.ru

 


[1]"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

 

[2]Опубликовано 16.12.2013 - 10:13 - Смородин Геннадий Николаевич

[3] https://nsportal.ru

[4] Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1 (последняя редакция)

 

26 июня 1992 года N 3132-1

 

[5]Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1 (последняя редакция)

 

[6]Судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи нс менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин – 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью. В период осуществления этой деятельности на него не распространяются гарантии личной неприкосновенности, членство судьи в судейском сообществе приостанавливается.

[7]Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) "О судебной системе Российской Федерации"

Статья 15. Несменяемость судьи

 

[8]Отчетный доклад Председателя Высшей квалификационной коллегии судей РФ В. В. Кузнецова VIII Всероссийскому съезду судей // Официальный сайт Совета судей РФ. URL: ssrf.ru.

[9] Клеандров М. И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты. М.: Норма, 2008. С. 22.

[10](в ред. Закона РФ от 14.04.93 N 4791-1, …, от 08.12.2020 N 426-ФЗ, от 05.04.2021 N 63-ФЗ)

[11]После 05.07.2021 мировые судьи сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были назначены (избраны) (ч. 2 ст. 3 ФЗ от 05.04.2021 N 63-ФЗ).

[12]Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 23.09.2021)

УПК РФ Статья 8. Осуществление правосудия только судом

 

[13]Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 05.04.2021) "О статусе судей в Российской Федерации"

Статья 6. Порядок наделения судей полномочиями

 

[14]Федеральный закон от 08.01.1998 N 7-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"

Статья 1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации

                         

[15]Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) "О судебной системе Российской Федерации"

Статья 15. Несменяемость судьи

 

[16]Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 05.04.2021) "О статусе судей в Российской Федерации"



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.127 с.)