Ответом к заданию 9 является сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем: 9. 1/9. 2/9. 3 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответом к заданию 9 является сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем: 9. 1/9. 2/9. 3



Прочитайте текст и выполните задания 6—9.

(1)В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. (2)Неделю не ходит, две... (3)Телефона у Лёвы не было, и одноклассники решили сходить к нему домой. (4)Дверь открыла Лёвина мама. (5)Лицо у неё было очень грустное. (б)Ребята поздоровались и робко спросили, почему Лёва не ходит в школу.

— (7)Он больше не будет учиться с вами, — печально ответила мать.

— (8)Ему неудачно сделали операцию. (9)Лёва ослеп и сам ходить не может. (10)Ребята ошеломлённо помолчали, переглянулись...

— (11)А давайте, мы его по очереди в школу водить будем, — вдруг предложил один из них.

— (12)И домой провожать!

— (13)И уроки поможем делать, — перебивая друг друга, защебетали, как птички, одноклассники.

(14)У матери на глаза навернулись слёзы. (15)0на пригласила друзей в комнату. (16)Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах. (17)Ребята замерли. (18)Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом.

— (19)3дравствуйте, — тихо сказал он. (20)И тут со всех сторон посыпалось:

— (21)Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.

— (22)А я расскажу, что мы проходили по алгебре.

— (23)А я — по истории.

(24) Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. (25)По лицу мамы градом катились слёзы. (26)После ухода ребята составили план: кто когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу. (27)В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске. (28)А как болел душой класс, когда Лёва отвечал! (29)Как все радовались его пятёркам, даже больше, чем своим!(З0)Учился Лёва прекрасно.


(31)Лучше учиться стал и весь класс. (32)Для того чтобы объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. (33)И ребята старались. (34)Мало того, зимой они стали водить Лёву на каток. (З5)Мальчик очень любил классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты... (З6)Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. (37)И там нашлись друзья, которые стали его глазами. (38)После института Лёва продолжал учиться и в конце концов стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным, создал научную школу, работы которой оказали большое влияние на развитие теории управления и вариационного исчисления во всём мире. (39)Не счесть людей, прозревших для добра.

 

(По Б. Ганаго) Борис Ганаго — белорусский писатель.

6. Анализ содержание текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Лёва ленился учиться и стал прогуливать уроки.

2) После неудачной операции Лёва ослеп и не мог ходить в школу.

3) Помогая Лёве, ребята сами стали лучше учиться.

4) Своим пятёркам ребята радовались больше всего.

5) После института Лёва стал математиком с мировым именем.

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом.

2) — И уроки поможем делать, — перебивая друг друга, защебетали, как птички, одноклассники.

3) А как болел душой класс, когда Лёва отвечал!

4) По лицу мамы градом катились слёзы.

5) Для того чтобы объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать.

Лексический анализ.

Найдите в тексте фразеологизм со значением ВОЛНОВАТЬСЯ, ПЕРЕЖИВАТЬ, БЕСПОКОИТЬСЯ. Напишите этот фразеологизм.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Александра Александровича Реформатского: «Что же в языке позволяет выполнять его главную функцию — функцию общения? Это синтаксис».

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финального предложения текста: «Не счесть людей, прозревших для добра».

Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно назвать добрым?», взяв в качестве тезиса данное Вами


определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Прочитайте текст и выполните задания 6—9.

(1) Вовка примчался через десять минут. (2)На моём столе лежал раскрытый Пушкин. (З)Каждому ясно, что главное во всякой книге — слова, но в этой книжище было ещё полно картинок, и я пролистал только треть, внимательно разглядывая животных и лица людей. (4)Когда появился Вовка, мы начали листать том с самого начала. (5)Никто нас не сковывал, не мешал нам вслух восторгаться и охать от страха. (6)Как тут не охнешь, если на картинке, например, мертвец или летают черти и под картинкой написаны такие слова: «Мчатся бесы рой за роем в беспредельной вышине...»

— (7)Давай почитаем! — торопился Вовка.

— (8)Досмотрим картинки? — предлагал я, и Вовка охотно соглашался, потому что ведь и картинки, особенно страшные, смотреть интересно.

(9)Слова, напечатанные под картинками, мы читали тут же, по очереди. (10)Например, какая-то восточная женщина в ненашинских одеждах стоит на коленях перед другой, а внизу слова: «И молит: “Сжалься надо мной, не отвергай моих молений”».

(11) Мы оба хмыкаем: таких слов нет в нашей жизни — сжалься, молений, — но торжественные выражения не отталкивают от книги, а, наоборот, притягивают к ней. (12)«Пред бедной девой с невниманьем Он хладно потупляет взор». (13)Тут уж, кроме слова

«он», мы ни одного слова не употребляем, надо же, как интересно. (14)А ещё ангел с мечом в руке перед стариком с клюкой. (15)«Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился». (16)А я подумал, что среди незнакомых пушкинских слов всё же есть такие, которые ни за какие коврижки просто так не выговоришь. (17)«Юные жёны!», «Нежные девы!», «Да здравствуют музы!» (18)Скажи что-нибудь из этого в школе, тебя просто обсмеют, ну и сам ты обхохочешься, если, например, тот же Вовка такое брякнет. (19)Но тут, в пушкинских стихах, нет никаких стыдных и неловких слов, наоборот, эти слова делают человека торжественней, возвышенней, лучше.

— (20)Ты знаешь, какой это Пушкин? — спросил я Вовку.

— (21)Ясное дело какой, — с достоинством ответил он. — (22)Александр Сергеевич.

— (23)Эвакуированный, понимаешь? (24)Его библиотекарша из блокады спасла.

(25)Мой друг откинулся, чтобы, верно, лучше видеть моё лицо, вздохнул с сожалением и постучал по своему лбу. (26)Звук получился громкий и какой-то выразительный.

— (27)Думать надо, — проговорил он, — Пушкина же давно убили. (28)Какой-то фриц, на дуэли.

— (29)Француз, кажется, — попытался поправить я, но Вовка даже не расслышал меня. — (З0)Она не Пушкина эвакуировала, а книгу Пушкина. (31)Если бы можно было Пушкина спасти — эге-ге.

— (32)Чего «эге-ге»-то?

— (33)А чего впустую болтать? (34)Он жил давно, мы — теперь. (35)Я вот всё удивляюсь, неужто у него корешей настоящих не было? (Зб)Чтобы тому фрицу отомстить. (37)Взять бы автомат и — тр-р-р, — Вовка дал очередь от живота и долго ещё не мог успокоиться, хоть я и твердил ему, что тогда автоматов-то и в помине не было.

— (38)Ну ладно, — сказал он, вздохнув, — давай теперь почитаем...

(39)А наутро на память приходят хорошие, хоть и не всегда понятные слова: «И виждь и внемли», например. (40)Или: «Духовной жаждою томим...»

(41)Как мы читали Пушкина! (42)Как захлёбывались мы радостью познания неизвестных доселе слов и чувств — точно подкрались к благодатному источнику, и вот мы пьём без всяких помех, и нам ломит зубы студёность и новизна, и мы полны восторга, ещё не умея


выразить то, что переполняет нас до самого края, а только слушая себя, своё сердце, слушая, как замирает оно, когда возносит вдруг душу какая-то волна... (43)Мы с Вовкой по очереди декламировали друг другу стихи, удивительно волнуясь, хотя как будто никаких оснований для волнения не было. (44)Мы ещё не знали, что стихи Пушкина обладают этим волшебным умением, что волнуют нас образы и видения, слагаемые из слов, и что мы переживаем одно из самых счастливых мгновений, которые даруются человеку.

(45)Возвышенное, а может, и сложное, прежде чем осознать, надо вначале почувствовать, ощутить.

 

Альберт Лиханов — писатель, журналист.

6. Анализ содержание текста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 1399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.119 (0.009 с.)