Лекция по теме: « Гомеостаз. Состав, свойства, функции крови». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция по теме: « Гомеостаз. Состав, свойства, функции крови».



Лекция по теме: «Гомеостаз. Состав, свойства, функции крови».

«Форменные элементы крови».

І. Актуальность темы.

Человеческий организм состоит из тканей и жидкостей, формирующих различные системы и органы. Сердечно-сосудистая система считается одной из самых важных в организме. Именно по кровеносным сосудам течет кровь, обеспечивающая питание и жизнедеятельность всех тканей и органов. Эта жидкость выполняет жизненно важные функции и имеет присущее только ей строение. Обо всем этом коллеги, мы и поговорим.

Студенты должны иметь представление о внутренней среде организма, физиологических функциях крови, составе крови, её форменных элементах, свертывании крови. Знать что такое гомеостаз.

.

 

 Цели занятия:

1.Образовательная:

- Формирование знаний о свойствах крови;

- Формирование умений использовать знания о внутренней среде организма для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

2. Развивающая:

- Развивать способности использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

- Развивать навыки сотрудничества со сверстниками;

 

Воспитательные:  

· обратить внимание студентов на влияние экологических факторов на здоровье человека;

· содействовать формированию познавательного интереса к предмету, к выбранной профессии;

· формировать у студентов чувство ответственности за жизнь и здоровье пациента.

· сформировать у студентов понимание преемственности анатомии и клинических дисциплин;

· способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

· развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность студентов;

· развивать логическое и клиническое мышление

· развивать умение анализировать и сравнивать;

· развивать умение использовать полученные знания на других дисциплинах.

Список литературы.

· Основные источники:

· 1. Самусев, Р.П., Липченко, В.Я..Атлас анатомии человека [Текст] / Р.П.Самусев, В.Я..Липченко. – М.: ООО «Изд. Дом «Оникс 21 век»: ООО «Мир и образование»,2006, 2007.

· 2. Гайворонский. И.В. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб. для студ. ср. проф.уч. заведений. – 2-е изд. – М.: Академия, 2006, 2008, 2009

· 3. Сапин М.Р., Билич Г.А. Анатомия человека [Текст]: учебник для вузов /М.Р. Сапин, Г.А. Билич,– М.: ОНИКС-Мир и образование. - Мн.: Харвест, 2007,2008.

·

· Дополнительные источники:

·

· 1. Дегтярев, В.П.Нормальная физиология [Текст]: учебник / В.П.Дегтярев.- М.: Медицина, 2006.

· 1. Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А. Анатомия человека. – М.: Владос, 2010. – 383 с.

· Интернет ресурсы:

· www. аnatomus.ru

· http://biofile.ru

· https://ru.wikipedia.org


Лекция по теме: «Гомеостаз. Состав, свойства, функции крови».

План лекции.

1. Гомеостаз.

2. Кровь, ее свойства, состав, функции.

3. Реакция крови.

4. Осмотическое и онкотическое давление крови.

5. Гемолиз.

Текст лекции.

Гомеостаз.

     Внутренняя среда организма – это комплекс жидкостей (крови, лимфы и тканевой жидкости), омывающих клеточные структуры и принимающих участие в обмене веществ и питании тканей. Она отличается постоянством. Постоянство внутренней среды называют гомеостазом. Он характеризуется константами гомеостаза. Константы гомеостаза – это постоянные количественные показатели, характеризующие нормальное состояние организма (АД, реакция крови, осмотическое давление крови, температура тела и др.). Их измеряют в клинике и судят по ним о состоянии организма. Главной частью внутренней среды является кровь. Кровь, а также органы, принимающие участие в образовании и разрушении ее клеток, вместе с механизмами регуляции объединяют в единую систему крови.

Реакция крови.

    Реакция среды определяется концентрацией водородных ионов. Для определения кислотности или щелочности среды пользуются водородным показателем рН. В норме рН крови составляет 7,36—7,42(слабощелочная).

Сдвиг реакции в кислую сторону называется ацидозом, который обусловливается увеличением в крови ионов Н+. При этом наблюдается угнетение функции центральной нервной системы, при выраженном ацидозе может наступить потеря сознания и смерть.

Сдвиг реакции крови в щелочную сторону называется алкалозом. Возникновение алкалоза связано с увеличением концентрации гидроксильных ионов ОН~. В этом случае происходит перевозбуждение нервной системы, отмечается появление судорог, а в дальнейшем гибель организма.

В организме всегда имеются условия для сдвига реакции в сторону ацидоза или алкалоза. В клетках и тканях постоянно образуются кислые продукты: молочная, фосфорная и серная кислоты (при окислении фосфора и серы белковой пищи). При усиленном потреблении растительной пищи в кровоток постоянно поступают основания. Напротив, при преимущественном потреблении мясной пищи в крови создаются условия для накопления кислых соединений. Однако величина активной реакции крови постоянна.

Поддержание постоянства активной реакции крови обеспечивается так называемыми буферными системами.

К буферным системам крови относятся:

1) карбонатная буферная система (угольная кислота — Н2СО3, бикарбонат натрия — NаНСО3);

2) фосфатная буферная система [одноосновный (МаН2РО4) и двухосновный (Nа2НРО4) фосфат натрия];

3) буферная система гемоглобина (гемоглобин — калиевая соль гемоглобина);

4) буферная система белков плазмы.

Буферные системы нейтрализуют значительную часть поступающих в кровь кислот и щелочей и препятствуют тем самым сдвигу активной реакции крови. Буферные системы имеются и в тканях, что способствует поддержанию рН тканей на относительно постоянном уровне. Главными буферами тканей являются белки и фосфаты.

Сохранению постоянства рН способствует и деятельность некоторых органов. Так, через легкие удаляется избыток углекислоты. Почки при ацидозе выделяют больше кислого одноосновного фосфата натрия; при алкалозе — больше щелочных солей (двухосновного фосфата натрия и бикарбоната натрия). Потовые железы могут выделять в небольших количествах молочную кислоту.

Гемолиз, его виды.

     Гемолизом называют разрушение эритроцитов с выходом гемоглобина в окружающую эритроциты среду. Гемолиз может наблюдаться как в сосудистом русле, так и вне организма.

Вне организма гемолиз может быть вызван гипотоническими растворами. Этот вид гемолиза называют осмотическим. Резкое встряхивание крови или ее перемешивание приводит к разрушению оболочки эритроцитов — механический гемолиз. Некоторые химические вещества (кислоты, щелочи, эфир, хлороформ, спирт) вызывают свертывание (денатурацию) белков и нарушение целости оболочки эритроцитов, что сопровождается выходом из них гемоглобина — химический гемолиз. Изменение оболочки эритроцитов с последующим выходом из них гемоглобина наблюдается также под влиянием физических факторов. В частности, при действии высоких температур происходит свертывание белков. Замораживание крови сопровождается разрушением эритроцитов.

В организме постоянно в небольших количествах происходит гемолиз при отмираниистарых эритроцитов. В норме он происходит лишь в печени, селезенке, красном костном мозге. Гемоглобин «поглощается» клетками указанных органов и в плазме циркулирующей крови отсутствует. При некоторых состояниях организма и заболеваниях гемолиз сопровождается появлением гемоглобина в плазме циркулирующей крови (гемоглобинемия) и выделением его с мочой (гемоглобинурия). Это наблюдается, например, при укусе ядовитых змей, скорпионов, множественных укусах пчел, при малярии, при переливании несовместимой в групповом отношении крови.


СОЭ.

СОЭ – это скорость оседания эритроцитов. СОЭ - способность эритроцитов оседать на дно сосуда при сохранении крови в несвертываемом состоянии. Норма СОЭ у мужчин – 2-10мм/час, у женщин – 2- 15мм/час. Величина СОЭ зависит от свойств плазмы, в первую очередь от содержания в ней белков (глобулинов и особенно фибриногена). СОЭ возрастает при всех воспалительных процессах, при беременности, при лучевой болезни. Определение СОЭ имеет большое диагностическое значение в клинике. Оно служит показателем интенсивности проводимой терапии. Определяют СОЭ при помощи аппарата Панченкова.

Лейкоциты.

   Лейкоциты, или белые кровяные тельца,— бесцветные клетки, содержащие ядро и протоплазму. Размер их 8—20 мкм. В крови здоровых людей в состоянии покоя количество лейкоцитов колеблется в пределах 4,0—9,0 гига/литр. Увеличение количества лейкоцитов в крови называется лейкоцитозом, уменьшение — лейкопенией.

Лейкоциты делятся на две группы: зернистые лейкоциты, или гранулоциты, и незернистые, или агранулоциты.

Зернистые лейкоциты отличаются от незернистых тем, что их протоплазма имеет включения в виде зерен, которые способны окрашиваться различными красителями. К гранулоцитам относятся нейтрофилы, эозинофилы и базофилы. Нейтрофилы по степени зрелости  и по форме ядра делятся на миелоциты, метамиелоциты (юные нейтрофилы), палочко-ядерные и сегментоядерные. Основную массу в циркулирующей крови составляют сегментоядерные нейтрофилы. Миелоциты и метамиелоциты в крови здоровых людей не встречаются.

Агранулоциты не имеют в своей протоплазме включений. К ним относятся лимфоциты и моноциты.

Процентное соотношение между отдельными видами лейкоцитов называют лейкоцитарной формулой

Базофилы

Эозинофилы

Нейтрофилы

Лимфоциты

Моноциты

миелоциты метамиелоциты палоч-коядер-ные сегменто- ядерные
0-1 0,5—5 0 0 1-6 47—72 19—37 3-11

 

 

При ряде заболеваний характер лейкоцитарной формулы меняется. При острых воспалительных процессах (острый бронхит, пневмония) увеличивается количество нейтрофильных лейкоцитов ( нейтрофилия ). При аллергических состояниях (бронхиальная астма, сенная лихорадка) преимущественно возрастает содержание эозинофилов (эозинофилия). Эозинофилиянаблюдается также при глистных инвазиях. Для вялотекущих хронических заболеваний (ревматизм, туберкулез) характерно увеличение количества лимфоцитов (лимфоцитоз). Таким образом, анализ лейкоцитарной формулы имеет диагностическое значение.

Свойства лейкоцитов:

· Амебовидная подвижность — способность лейкоцитов активно передвигаться за счет образования протоплазматических выростов — ложноножек (псевдоподий). Под диапедезом следует понимать свойство лейкоцитов проникать через стенку капилляра. 

· Лейкоциты могут поглощать и переваривать инородные тела и микроорганизмы - фагоцитоз. Лейкоциты, поглощающие и переваривающие микроорганизмы, называют фагоцитами. Лейкоциты поглощают не только попавшие в организм бактерии, но и отмирающие клетки самого организма.

Функции лейкоцитов:

· защитная. Лейкоциты способны вырабатывать специальные вещества — лейкины, которые вызывают гибель микроорганизмов, попавших в организм человека. Некоторые лейкоциты (базофилы, эозинофилы ) образуют антитоксины — вещества, обезвреживающие продукты жизнедеятельности бактерий, и обладают, таким образом, дезинтоксикационным свойством. Лейкоциты способны к выработке антител. Антитела могут длительное время сохраняться в организме, поэтому повторное заболеваниечеловека становится невозможным. Наконец, лейкоциты (базофилы, эозинофилы) имеют отношение к процессам свертывания крови фибринолиза — защитной реакции организма;

· лейкоциты стимулируют регенеративные (восстановительные) процессы в организме, ускоряют заживление ран;

· моноциты принимают активное участие в процессах разрушения отмирающих клеток и тканей организма за счет фагоцитоза;

· ферментативная функция. Лейкоциты содержат различные ферменты, необходимые для осуществления процесса внутриклеточного пищеварения.

Иммунитет — невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам и веществам, обладающим антигенными свойствами. Иммунная система - совокупность всех лимфоидных органов (вилочковая железа, селезенка, лимфатические узлы) и скопление лимфоидных клеток. Основным элементом лимфоидной системы является лимфоцит.

Различают гуморальный и клеточный иммунитет. Гуморальный иммунитет обеспечивается преимущественно за счет В-лимфоцитов. В-лимфоциты в результате сложных взаимодействий с Т-лимфоцитами и моноцитами превращаются в плазмоциты — клетки, продуцирующие антитела. В результате развития гуморального иммунитета организм освобождается от чужеродных веществ (бактерии, вирусы и др.), которые попадают в него из окружающей среды. Клеточный иммунитет (реакция отторжения пересаженной ткани, уничтожение генетически переродившихся клеток собственного организма) обеспечивается главным образом Т - лимфоцитами. В реакциях клеточного иммунитета могут принимать также участие и макрофаги (моноциты).

5. Тромбоциты.

Тромбоциты, или кровяные пластинки, представляют собой образования овальной или округлой формы диаметром 2—5 мкм. Количество в крови тромбоцитов составляет 180—320 гига/литр. Увеличение содержания тромбоцитов в периферической крови называется тромбоцитозом, уменьшение — тромбоцитопенией.

Свойства тромбоцитов. Тромбоциты способны к фагоцитозу и передвижению за счет образования ложноножек (псевдоподий). К физиологическим свойствам тромбоцитов также относятся их способность прилипать к чужеродной поверхности и склеиватьсямежду собой под влиянием разнообразных причин. Тромбоциты очень легко разрушаются. Они способны выделять и поглощать некоторые биологически активные вещества: серотонин, адреналин, норадреналин. Все рассмотренные особенности кровяных пластинок обусловливают их участие в остановке кровотечения.

Функции тромбоцитов. Тромбоциты принимают активное участие в процессе свертывания крови и фибринолиза (растворение кровяного сгустка).

В тромбоцитах обнаружены биологически активные соединения, за счет которых они участвуют в остановке кровотечения (гемостазе).

Кроме того, тромбоциты выполняютзащитную функциюза счет склеивания (агглютинации) бактерий и фагоцитоза, они способны вырабатывать некоторые ферменты (амилолитические, протеолитические и др.), необходимые не только для нормальной жизнедеятельности пластинок, но и для процесса остановки кровотечения. Тромбоциты оказывают влияние на состояние гистогематических барьеров, изменяя проницаемость стенки капилляров (выделение в кровоток серотонина и особого белка — протеина S).

Задания для входного контроля

Лекция по теме: «Гомеостаз. Состав, свойства, функции крови».

«Форменные элементы крови».

І. Актуальность темы.

Человеческий организм состоит из тканей и жидкостей, формирующих различные системы и органы. Сердечно-сосудистая система считается одной из самых важных в организме. Именно по кровеносным сосудам течет кровь, обеспечивающая питание и жизнедеятельность всех тканей и органов. Эта жидкость выполняет жизненно важные функции и имеет присущее только ей строение. Обо всем этом коллеги, мы и поговорим.

Студенты должны иметь представление о внутренней среде организма, физиологических функциях крови, составе крови, её форменных элементах, свертывании крови. Знать что такое гомеостаз.

.

 

 Цели занятия:

1.Образовательная:

- Формирование знаний о свойствах крови;

- Формирование умений использовать знания о внутренней среде организма для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

2. Развивающая:

- Развивать способности использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

- Развивать навыки сотрудничества со сверстниками;

 

Воспитательные:  

· обратить внимание студентов на влияние экологических факторов на здоровье человека;

· содействовать формированию познавательного интереса к предмету, к выбранной профессии;

· формировать у студентов чувство ответственности за жизнь и здоровье пациента.

· сформировать у студентов понимание преемственности анатомии и клинических дисциплин;

· способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

· развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность студентов;

· развивать логическое и клиническое мышление

· развивать умение анализировать и сравнивать;

· развивать умение использовать полученные знания на других дисциплинах.

Список литературы.

· Основные источники:

· 1. Самусев, Р.П., Липченко, В.Я..Атлас анатомии человека [Текст] / Р.П.Самусев, В.Я..Липченко. – М.: ООО «Изд. Дом «Оникс 21 век»: ООО «Мир и образование»,2006, 2007.

· 2. Гайворонский. И.В. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб. для студ. ср. проф.уч. заведений. – 2-е изд. – М.: Академия, 2006, 2008, 2009

· 3. Сапин М.Р., Билич Г.А. Анатомия человека [Текст]: учебник для вузов /М.Р. Сапин, Г.А. Билич,– М.: ОНИКС-Мир и образование. - Мн.: Харвест, 2007,2008.

·

· Дополнительные источники:

·

· 1. Дегтярев, В.П.Нормальная физиология [Текст]: учебник / В.П.Дегтярев.- М.: Медицина, 2006.

· 1. Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А. Анатомия человека. – М.: Владос, 2010. – 383 с.

· Интернет ресурсы:

· www. аnatomus.ru

· http://biofile.ru

· https://ru.wikipedia.org



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.137 (0.045 с.)