Тема №1. Предмет и метод экономической науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №1. Предмет и метод экономической науки



Тема №1. Предмет и метод экономической науки

План:

1. Предмет и методы

2. Объекты экономической науки

3. Уровни и задачи экономики

Предмет и методы.

Экономика как наука — это экономическая теория, т. е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы. Экономическая теория возникла в XVI—XVII вв. Изначально она существовала как учение меркантилизма (от mercante — торговец, купец), т. е. учение об источнике происхождения богатства, который выводился из сферы обращения, а само богатство отождествлялось с деньгами (прежде всего с золотом). Затем были разработаны классическая политэкономия и современные учения об экономике.

Предметом общей экономической теории являются: производственные отношения, т. е. отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкурентную борьбу за их использование.

Экономическая теория структурно включает: микроэкономику, изучающую поведение отдельных экономических субъектов; мезоэкономику, изучающую поведение определенных подсистем национальной экономики, например, отраслей народного хозяйства, хозяйственных комплексов (топливноэнергетический комплекс и т. п.); макроэкономику, предметом которой является функционирование на циональной экономической системы; супермакроэкономику, изучающую мировую экономику в целом.

Основной задачей экономической теории является поиск путей эффективного ведения хозяйства, оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности. Экономика выполняет и другие задачи, например, выявление взаимосвязей между экономическими явлениями, выработку рекомендаций по совершенствованию хозяйственной деятельности.

Экономика - это наука, которая изучает взаимодействие людей в поиске эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворение материальных потребностей общества.

Экономическая наука, это особая сфера общественных отношений, которая функционирует и развивается по собственным законам.

Главное значение экономики состоит в создании богатства, способное удовлетворять материальные потребности в обществе.

Предмет экономической науки:

Экономическая наука рассматривается как наука о богатстве, о денежных сделках и отношениях связанных с ними, об отношениях при производстве, распределении, обмене, потреблении материальных благ, об использовании ограниченных ресурсов для создания различных товаров, продукции, услуг и

распределение их между членами общества.

Методы экономической науки:

1) метод индукции - выведение теоретических положений и принципов из фактов.

2) метод дедукции - обратное движение от теории к фактам.

3) метод абстракции - связан с абстракцией существующим действием, событием.

4) метод анализа - анализ событий.

5) метод синтеза - соединение аналитических действий и событий.

Структура экономической науки:

1) функциональная (менеджмент, маркетинг, бух.учет, аудит, финансы, денежное обращение, кредит, статистика.).

2) отраслевая (экономика природопользования, экономика промышленности, экономика транспорта, экономика статистики.).

Объекты экономической науки

По масштабу области исследования экономическая наука делится на микроэкономику, изучающую деятельность фирм, домохозяйств, обособленных производств и макроэкономику, изучающую национальное хозяйство в целом. В последние годы в научной литературе также используются понятия «наноэкономика» (изучает деятельность индивидуальных экономических субъектов), мезоэкономика (отрасли, регионы), интерэкономика (международная экономика) и мегаэкономика (мировое хозяйство).

Экономика как сфера человеческой деятельности включает в себя: рынок, промышленность, сельское хозяйство, финансы, торговлю, сферу услуг, предпринимательство, мерчандайзинг, менеджмент, маркетинг и т. д.

Уровни экономики

В экономической науке принято деление экономических процессов на следующие уровни:

· Микроэкономический уровень — это отдельное домохозяйство, фирма, отрасль или рынок.

· Макроэкономический уровень — экономика страны или региона.

· Международный уровень — экономические отношения между странами.

· Глобальный уровень — мировая экономика.

Что производить

Для простоты допустим экономическую систему, в которой существуют только два альтернативных товара, например, автомобили и образование. Для многих студентов жизнь без машины — это жертва, совершаемая ради получения образования. Аналогично происходит в экономической системе в целом — не может быть обеспечено достаточно автомобилей и образования, чтобы удовлетворить всех и каждого. Необходимо выбирать — принимать решения, в каких количествах какой продукт производить.

Невозможность произвести столько товаров, сколько людям хотелось бы, есть следствие редкости ресурсов, используемых для выпуска этих товаров. Даже для того, чтобы произвести простейшие изделия, нам придётся скомбинировать множество ресурсов. Природные ресурсы — это все, что можно использовать в производстве в натуральном состоянии, без обработки, например, плодородные земли, площадки для строительства, лес, материалы. Так, для изготовления стола требуется древесина, гвозди, клей, молоток, пила, труд плотника, маляра и так далее. Для удобства эти ресурсы обычно группируют как факторы производства. Труд включает в себя всю мускульную и интеллектуальную деятельность людей. Капитал представляет все производительные ресурсы, которые созданы людьми: инструменты, машины, инфраструктуру, а также нематериальные активы (интеллектуальный капитал). Землёй считают все природные ресурсы, используемые в производстве (руда, воздух, вода и т. п.)

Производительные ресурсы, используемые в одном месте, не могут в то же самое время использоваться и в другом месте. Даже то время, которое студенты проводят в аудитории, готовясь к экзаменам, могло бы представлять собой производительный ресурс, если бы студенты вместо подготовки к экзаменам занимались работой на заводе. Поскольку производство использует ресурсы, которые могли бы быть использованы где-то в другом месте, то производство любого товара влечёт за собой потерю возможности производить другой товар. Альтернативная стоимость товара или услуги — это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующей того же самого времени или тех же ресурсов. Альтернативная стоимость может быть выражена через деньги.

Как производить

Почти для любого товара или услуги существует несколько способов производства. Автомобили, например, можно делать на высоко автоматизированных фабриках с огромным количеством капитального оборудования и относительно малым количеством труда, но их можно делать и на малых предприятиях, использующих большое количество труда и только некоторые станки общего назначения. Автомобили «Форд» изготавливаются первым способом, а «Лотус» — вторым. То же самое можно сказать и об образовании. Экономике можно учить в маленьком классе, где один преподаватель у доски работает с двадцатью студентами, но этот же предмет можно изучать с применением компьютерных технологий дистанционного обучения одновременно для сотен студентов.

Эффективность — главный критерий при принятии решения о том, как производить. В обыденной речи слово эффективность означает, что производство идёт с минимальными затратами, усилиями и потерями. Экономисты пользуются более точным определением. Термин экономическая эффективность обозначает такое положение дел, при котором невозможно произвести ни одного изменения, более полно удовлетворяющего желаниям одного человека, не нанося при этом ущерба удовлетворению желаний другого человека. Эффективность, определяемая таким способом, иногда называется эффективностью по Парето, по имени итальянского экономиста Вильфредо Парето. Если существует способ улучшить ваше положение, не нанося никому ущерба, то проходить мимо такой возможности бессмысленно (неэффективно). Если у меня есть авторучка, которой я в данный момент не пользуюсь, и вам эта ручка нужна, то было бы расточительством с вашей стороны покупать себе собственную ручку. Гораздо эффективнее будет дать вам мою ручку взаймы; это улучшает ваше положение и не ухудшает моего. Когда существует способ улучшить положение обеих сторон, то не пользоваться такой возможностью — это расточительство. Вы одолжите мне велосипед, а я одолжу вам волейбольный мяч. Если я не очень часто катаюсь на велосипеде, а вы не очень часто играете в волейбол, то нам обоим невыгодно покупать эти вещи.

Эффективность в производстве — это такая ситуация, в которой при данных производительных ресурсах и существующем уровне знаний невозможно произвести большее количество одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести некоторое количество другого товара.

Для кого производить

Эффективность в распределении. Вопрос «для кого?» имеет непосредственное отношение к эффективности. Распределение любого данного количества блага может быть улучшено посредством обмена, в результате которого предпочтения нескольких людей будут удовлетворены более полно. До тех пор, пока возможен обмен существующих благ, такой, что некоторые люди могут удовлетворить свои желания, не нанося ущерба другим людям, эффективность в распределении может быть улучшена, даже если суммарное количество благ остаётся неизменным.

Эффективность в распределении и эффективность в производстве — это два аспекта общего понятия экономической эффективности. Если брать в расчёт оба аспекта, то окажется, что зависимость между распределением и эффективностью не ограничивается только теми случаями, в которых суммарное количество благ неизменно. Дело обстоит так, потому что правила распределения влияют на образ действий субъектов производства. Например, от правил распределения зависит предложение производственных ресурсов, потому что большинство людей зарабатывает на жизнь продажей своей рабочей силы и других факторов производства коммерческим фирмам, и количество этих факторов, которые они поставляют, зависит от величины обещанного им вознаграждения. Другая причина состоит в том, что правила распределения влияют на предпринимательские стимулы. Некоторые люди могут напряжённо работать в поиске новых методов производства, даже если они и не ожидают за это материального вознаграждения, но не все люди таковы.

Справедливость в распределении. На практике вопрос справедливости часто доминирует над эффективностью в дискуссиях о распределении. Согласно концепции равенства, все люди, по самому факту принадлежности к человечеству, заслуживают того, чтобы получить порцию товаров и услуг, производимых экономикой. Существует много вариантов этой теории. Некоторые полагают, что весь доход и богатство должны распределяться поровну. Другие считают, что люди имеют право на «минимально необходимый» уровень дохода, но что всякий излишек свыше этого уровня должен распределяться на основе уже других стандартов. Существует также мнение, что определённые блага, — услуги, пища и образование — должны распределяться поровну, в то время как другие товары могут распределяться не поровну.

Альтернативная точка зрения, имеющая много приверженцев, состоит в том, что справедливость зависит от самого механизма распределения. Исходя из этой точки зрения, должны быть соблюдены определённые принципы, такие, как право частной собственности и отсутствие расовой и половой дискриминации. Если эти принципы соблюдены, то любое возникшее на их основе распределение считается приемлемым. Равенство возможностей, с этой позиции, важнее, чем равенство доходов.

Тема №1. Предмет и метод экономической науки

План:

1. Предмет и методы

2. Объекты экономической науки

3. Уровни и задачи экономики

Предмет и методы.

Экономика как наука — это экономическая теория, т. е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы. Экономическая теория возникла в XVI—XVII вв. Изначально она существовала как учение меркантилизма (от mercante — торговец, купец), т. е. учение об источнике происхождения богатства, который выводился из сферы обращения, а само богатство отождествлялось с деньгами (прежде всего с золотом). Затем были разработаны классическая политэкономия и современные учения об экономике.

Предметом общей экономической теории являются: производственные отношения, т. е. отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкурентную борьбу за их использование.

Экономическая теория структурно включает: микроэкономику, изучающую поведение отдельных экономических субъектов; мезоэкономику, изучающую поведение определенных подсистем национальной экономики, например, отраслей народного хозяйства, хозяйственных комплексов (топливноэнергетический комплекс и т. п.); макроэкономику, предметом которой является функционирование на циональной экономической системы; супермакроэкономику, изучающую мировую экономику в целом.

Основной задачей экономической теории является поиск путей эффективного ведения хозяйства, оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности. Экономика выполняет и другие задачи, например, выявление взаимосвязей между экономическими явлениями, выработку рекомендаций по совершенствованию хозяйственной деятельности.

Экономика - это наука, которая изучает взаимодействие людей в поиске эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворение материальных потребностей общества.

Экономическая наука, это особая сфера общественных отношений, которая функционирует и развивается по собственным законам.

Главное значение экономики состоит в создании богатства, способное удовлетворять материальные потребности в обществе.

Предмет экономической науки:

Экономическая наука рассматривается как наука о богатстве, о денежных сделках и отношениях связанных с ними, об отношениях при производстве, распределении, обмене, потреблении материальных благ, об использовании ограниченных ресурсов для создания различных товаров, продукции, услуг и

распределение их между членами общества.

Методы экономической науки:

1) метод индукции - выведение теоретических положений и принципов из фактов.

2) метод дедукции - обратное движение от теории к фактам.

3) метод абстракции - связан с абстракцией существующим действием, событием.

4) метод анализа - анализ событий.

5) метод синтеза - соединение аналитических действий и событий.

Структура экономической науки:

1) функциональная (менеджмент, маркетинг, бух.учет, аудит, финансы, денежное обращение, кредит, статистика.).

2) отраслевая (экономика природопользования, экономика промышленности, экономика транспорта, экономика статистики.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.22.250 (0.031 с.)