Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»



Проект

«Чудо – мнемотехника.

Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

 

в старшей группе №3.

 

Воспитатели: Степанова О.Б.

                     Демидова   О.В.

Содержание

1. Основания для разработки проекта ……………………………………….

2. Вид проекта…………………………………………………….................

3. Цель проекта……………………………………………………………….

4. Задачи проекта ……………………………………………………………

5. Срок реализации проекта …………………………………………………

6. Участники проекта …………………………………………..……………..

7. Образовательная область……………………………………………………

8. Актуальность темы………………………………………………………….

9. Гипотеза………………………………………….…………………………..

10. Содержание проекта.………………………………………………………..

11. Ресурсное обеспечение………………………………………………………

12. Предполагаемые результаты …………………………….………………...

13. Теоретическое обоснование проекта ……………………………….……..

14.Механизм реализации педагогического проекта………………….………

15. Риски реализации проекта………………………………………………….

16.Эффективность реализации проекта.………………………………………

17. Список литературы. Цифровые образовательные ресурсы сети Интернет. Электронные учебники. Базы цифровых образовательных ресурсов с использованием сети Интернет. …………………………………………………

Приложения……………………………………………………………………….

1. Основания для разработки проекта

· Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. №3266-1

 (ред. От 21.12.2009)

· Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»

· Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

· Разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики, психологии

Вид проекта

· По доминирующей в проекте деятельности: исследовательско-творческий.

· По числу участников: групповой.

· По времени проведения: продолжительный.

3.Цель проекта

Повышение эффективности обучения детей старшего дошкольного возраста с проблемами речевого развития средствами мнемотехники.

2. Сформировать навыки и умения поведения, выработать отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между мальчиками и девочками.

4.Задачи:

· Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п.

· Развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;

· Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию речевого развития дошкольников с использованием мнемотаблиц и мнемокарточек в соответствии с требованиями ФГОС.

·  Привлечь родителей к активному участию в проекте по речевому развитию детей.

· Повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи детей дошкольного возраста.

Сроки реализации проекта

Сентябрь 2013г. – май 2017г.

Программа реализации педагогического проекта предполагает поэтапное выполнение работы:

I этап - поисково-теоретический          (сентябрь-октябрь 2013г.)

1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме формирования речи у дошкольников.

2. Определить критерии и уровни развития речи детей дошкольного возраста

3.Изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

4.Посещение семинаров – практикумов по проблеме.
II этап - опытно-экспериментальный (ноябрь2013-апрель 2017г.)

1.Составление перспективных планов работы по развитию речи средствами мнемотехники.

2.Разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами.

3.Проведение родительского собрания по теме проекта. Организация консультаций родителей воспитанников по выполнению заданий в тетрадях.
III этап - заключительно-обобщающий(май  2017г.)

 Анализ коррекционно-педагогической работы за текущий период. Оформление результатов проекта.

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели, учитель-логопед.

Образовательная область

Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

 

Актуальность темы

· Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью;

· Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

· Приемы мнемотехники используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс
запоминания, сохранения и припоминания информации;

· Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;

· Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

9. В ходе проектной деятельности была сформулирована гипотеза:

Активное использование мнемотехники на занятиях заметно облегчит детям овладение связной речью, сделает рассказы связными, последовательными; а также будет способствовать развитию мышления, внимания, воображения, речеслуховой и зрительной памяти.

Содержание проекта

Мнемокарточки, мнемоцепочки, мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определенная информация. На занятиях применяются как дидактический материал, который позволяет детям эффективно воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными образовательными задачами.

 

 

Ресурсное обеспечение

Предполагаемые результаты

Дети Родители Педагоги
1.Повышение самостоятельности детей при работе над речевым высказыванием 2.Составление различных типов рассказов при помощи графических аналогий. 3.Улучшение показателей связности, последовательности, информативности наряду с выраженными положительными сдвигами в лексико- грамматическом оформлении рассказов (усложнение структуры предложений, уменьшение числа ошибок в их оформлении). 4.Расширение знаний о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира; 5.Формирование артикуляционногопраксиса 6.Развитие психических процессов (различных видов памяти, внимания, мышления).   1.Потребность в сотрудничестве с ДОО   2. Повышение заинтересованности родителей в коррекции недостатков связного высказывания   3.Знакомство родителей с программным содержанием по разделу «Связная речь» и работой педагогов при решении данной задачи   4.Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми   5.Расширение педагогических знаний родителей в вопросе готовности детей к школе. 1.Повышение профессионального мастерства   2.Овладение проектной деятельностью.     3.Повышение интереса к проблеме развития связной речи через знакомство педагогов с приёмами мнемотехники и их практическим значением в различных сторонах жизни.     4.Внедрение в пед.процесс опыта работы по данной проблеме (Формирование практических умений по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.)  

Поисково-теоретический этап

 

Повышение собственной профессиональной компетентности

  1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников.   2.Изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста   3.Посещение семинаров – практикумов по проблеме

 

Сентябрь

 

2013г

 

  Воспитатели.

1.Конкретизировать содержание понятия «связная речь детей старшего дошкольного возраста».
 Установить критерии, показатели и уровни развития связной речи дошкольников.

2.Определить гипотезу исследования, методику, проблему, объект, предмет, задачи, методы обучения.

3.Выявить эффективность использования данного метода.

4.Формирование практических умений по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста с ОНР

Взаимодействие с воспитателями

1.Консультации:«Мнемотехника? Да!» Этапы работы с графической моделью. 2.Организационные вопросы программно – методического обеспечения

Октябрь

 

В течение года

Учитель -логопед Кукушкина Г.Н.   Воспитатели

1.Единство требований при работе с мнемотаблицами

 

2.Учет речевых возможностей каждого ребенка

 

 

 

Создание условий для организации работы по развитию связной речи с использованием метода мнемотехники

  1. Изготовление мнемотаблиц к программным произведениям и пособий по развитию связной речи: мнемокубы «дикие животные»; «паровоз историй»; д/и «круглый год», «поможем Аленке», «Теленовости».

В течение года

  Учитель -логопед Кукушкина Г.Н. Воспитатели

 

Наличие разнообразного наглядного материала по развитию связной речи

 

Педагогическое просвещение родителей

  1. Оформление информационных листов: Мнемотехника – искусство запоминания или информация, засоряющая нашу память? 2.Консультации: -Учим стихотворение? Легко! Обучение без принуждения. 3.День открытых дверей: показ фрагментов занятий по развитию связной речи с применением метода мнемотехники 4.Проведение индивидуальных консультаций по использованию мнемотехнических приемов в процессе выполнения домашних заданий 5.Тематические выставки 6.Метод проектов  

декабрь

  Учитель -логопед   Воспитатели   родители

 

1. Повышение заинтересованности родителей в коррекции недостатков связного высказывания

 

2. Познакомить родителей с программным содержанием по разделу «Связная речь» и работой педагогов при решении данной задачи

 

3.Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми

 

Виды работ по развитию речи

Направленности

1. «Большая перемена»: сайт информационной поддержки Федеральной целевой программы развития образования

http://www.newsedueaition,ru

2. Спутниковый канал единой образовательной информационной среды http://sputnik.mto.ru

3. «Учительская газета» http://www.ug.ru

4. Газета «Первое сентября» http://ps.1septerober.ru

5. Газета «Дошкольное образование» http://dob.lseptember.ru

6. Журнал «Вестник образования» http://www.vestnikiieys.ru

7. Журнал «Обруч» http://www.msk.ru

8. Журнал «Логопед в детском саду» http:/www.obrazovanie-pIus.ru

9. Научно-методический журнал «Логопед» http://www.logoped--sfera.ru

10.Журиал «Дошкольное воспитание» http://www.chpk.ru

11.Журнал «Вестник образования России» http://www.vestnikiiews.ru

12.«Поиск» - газета научного сообщества http:/www.poiskntws.ru

 

 

Федеральные информационно-образовательные порталы

1. Федеральный портал «Российское образование»

http://www. edu.ru

2. Российский общеобразовательный портал

http://www. schoedu.ru

3. Федеральный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование»

http://www. humanities. edu. ru

4. Федеральный правовой портал «Юридическая Россия»

http://www. lav.edu.ru

5.  Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

http://www. ict.eduru

6. Российский портал открытого образования

http://www. openet.edu.ru

7. Образовательный портал по поддержке процессов обучения в странах

http://www. sng.edu.ru

8. Федеральный портал «Дополнительное образование детей»

http://www. vidov.edu.ru

9. Федеральный портал «Непрерывная подготовка преподавателей»

http://www. neo. edu. ru

10. Федеральный специализированный информационный портал «Сравнительная образовательная политика»

http://www. comparative. edu. ru

 

Федеральные органы управления образованием, образовательные учреждения, программы и проекты

1. Министерство образования и науки Российской Федерации

http://www. mon.gov.ru

2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

http://www. obrnadzor.gov.ru

3. Федеральноеагенство по образованию (Рособразование)

http://www. ed.gov.ru

4. Федеральноеагенство по науке и инновациям (Роснаука)

http://www. fasi.gov.ru

5. Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике

http://www. rost.ru

6. Федеральная целевая программа развития образования (2006-2010) – ФЦПРО

http://www. fcpro.ru

7. Национальный фонд подготовки кадров. Приоритетный национальный проект «Образование» и проект «Информатизация системы образования»

http://www. portal.ntf.ru

8. Статистика российского образования

http://www. stat.edu.ru

9. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

http://www. apkppro.ru

10.  Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций (ГНИЙ ИТТ «Информатика»)

http://www. informatika.ru

11. Национальное аккредитационноеагенство в сфере образования

http://www. nisa.ru

12.  Федеральный институт педагогических измерений

http://www. fipi.ru

13.  Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ

http://www. fsu.mto.ru

14. Федеральный центр образовательного законодательства

http://www. lexed.ru

15.  Федеральный центр тестирования

http://www. rustest.ru

 

Издательства учебно-методической литературы

1. Портал учебного книгоиздания

http://www. ndce.ru

2. Издательство «Академкнига/Учебник»

http://www. akademkniga.ru

3. Издательство «Баллас»

http://www. ballass.webzone.ru

4. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

http://www. ibz.ru

5. Издательство «Вербум-М»

http://www. verbum-m.ru

6. Издательство «Вига-Пресс»

http://www. vita-press.ru

7. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС

http://www. vlados.ru

8. Издательство «Дрофа»

http://www. drofa.ru

9. Издательство Мозаика-Синтез»

http://www. msbook.ru

10. Издательство «Просвещение»

http://www. prosv.ru

11. Издательство «Центр гуманитарного образования»

http://www. uchebniki.ru

12. Издательство «Ювента»

http://www. books.si.ru

13.  ООО «Творческий центр Сфера»

http://www. ts-sfera.ru

14. Издательство «Айрис-пресс»

http://www. airis.ru

 

 

Приложения

1. Перспективный календарно-тематический план занятий по развитию речи у детей 4-5 лет.

2. Перспективный календарно-тематический план занятий по развитию речи у детей 5-6 лет.

3. Обучение с увлечением (фото и видео хроника)

4. Конспекты занятий с использованием элементов мнемотехники.

5. Буклет.

6. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов (Ткаченко Т.А.)

7. Схема «однокоренные слова»

8.

 

 

        

 

Проект

«Чудо – мнемотехника.

Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

 

в старшей группе №3.

 

Воспитатели: Степанова О.Б.

                     Демидова   О.В.

Содержание

1. Основания для разработки проекта ……………………………………….

2. Вид проекта…………………………………………………….................

3. Цель проекта……………………………………………………………….

4. Задачи проекта ……………………………………………………………

5. Срок реализации проекта …………………………………………………

6. Участники проекта …………………………………………..……………..

7. Образовательная область……………………………………………………

8. Актуальность темы………………………………………………………….

9. Гипотеза………………………………………….…………………………..

10. Содержание проекта.………………………………………………………..

11. Ресурсное обеспечение………………………………………………………

12. Предполагаемые результаты …………………………….………………...

13. Теоретическое обоснование проекта ……………………………….……..

14.Механизм реализации педагогического проекта………………….………

15. Риски реализации проекта………………………………………………….

16.Эффективность реализации проекта.………………………………………

17. Список литературы. Цифровые образовательные ресурсы сети Интернет. Электронные учебники. Базы цифровых образовательных ресурсов с использованием сети Интернет. …………………………………………………

Приложения……………………………………………………………………….

1. Основания для разработки проекта

· Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. №3266-1

 (ред. От 21.12.2009)

· Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»

· Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

· Разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики, психологии

Вид проекта

· По доминирующей в проекте деятельности: исследовательско-творческий.

· По числу участников: групповой.

· По времени проведения: продолжительный.

3.Цель проекта

Повышение эффективности обучения детей старшего дошкольного возраста с проблемами речевого развития средствами мнемотехники.

2. Сформировать навыки и умения поведения, выработать отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между мальчиками и девочками.

4.Задачи:

· Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п.

· Развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;

· Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию речевого развития дошкольников с использованием мнемотаблиц и мнемокарточек в соответствии с требованиями ФГОС.

·  Привлечь родителей к активному участию в проекте по речевому развитию детей.

· Повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи детей дошкольного возраста.

Сроки реализации проекта

Сентябрь 2013г. – май 2017г.

Программа реализации педагогического проекта предполагает поэтапное выполнение работы:

I этап - поисково-теоретический          (сентябрь-октябрь 2013г.)

1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме формирования речи у дошкольников.

2. Определить критерии и уровни развития речи детей дошкольного возраста

3.Изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

4.Посещение семинаров – практикумов по проблеме.
II этап - опытно-экспериментальный (ноябрь2013-апрель 2017г.)

1.Составление перспективных планов работы по развитию речи средствами мнемотехники.

2.Разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами.

3.Проведение родительского собрания по теме проекта. Организация консультаций родителей воспитанников по выполнению заданий в тетрадях.
III этап - заключительно-обобщающий(май  2017г.)

 Анализ коррекционно-педагогической работы за текущий период. Оформление результатов проекта.

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели, учитель-логопед.

Образовательная область

Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

 

Актуальность темы

· Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью;

· Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

· Приемы мнемотехники используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс
запоминания, сохранения и припоминания информации;

· Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;

· Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

9. В ходе проектной деятельности была сформулирована гипотеза:

Активное использование мнемотехники на занятиях заметно облегчит детям овладение связной речью, сделает рассказы связными, последовательными; а также будет способствовать развитию мышления, внимания, воображения, речеслуховой и зрительной памяти.

Содержание проекта

Мнемокарточки, мнемоцепочки, мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определенная информация. На занятиях применяются как дидактический материал, который позволяет детям эффективно воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными образовательными задачами.

 

 

Ресурсное обеспечение

Предполагаемые результаты



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.3 (0.15 с.)