Первая (1–3 гл.) повествует о происхождении мира и грехопадении прародителей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первая (1–3 гл.) повествует о происхождении мира и грехопадении прародителей.



Пятикнижие Моисеево.

 

Пятикни́жие (слав. Пятокнижие), сборник, состоящий из первых пяти книг ветхозаветного *канона. Название сборника есть перевод греческого слова Πεντάτευχος, «Пять свитков», и впервые встречается в *Послании Аристея к Филократу (ок.200 до н.э.).

В христианской Церкви оно вошло в употребление со времен *Тертуллиана и *Оригена. В еврейской традиции Пятикнижие именуется Торой, что в европейских языках принято передавать словом «Закон».         

Однако «Закон» не является точным эквивалентом понятия тора́ (евр. תורה), которое значит скорее не «закон», а наставление, наказ, поучение (термину «закон» в евр. языке соответствует слово דת, дат; см. Есф.1:13).

Не позднее *Второго Храма периода Тору стали именовать «Моисеевой» (Неем.8:1), хотя в заглавиях ее книг (и сборника в целом) имени Моисея нет и из самого текста не следует, что Моисей был автором всего Пятикнижия.

Напротив, описание смерти пророка и ряд особенностей Торы указывают на то, что в ее составлении участвовали и другие боговдохновенные писатели.

В ряде мест Пятикнижия, однако, говорится, что Моисей был автором определенной части его *нарративных и законодательных разделов (напр., Исх.17:14; 24:3–4; Числ.33:2; Втор.27:1–3; 31:9 и др.).

 

 

Древнейшим рукописным фрагментом еврейского текста Пятикнижия считается папирус *Нэша (2–1 вв. до н.э.), написанный *квадратным шрифтом. Часть найденных в *Кумране фрагментов Пятикнижия написана буквами *финикийского алфавита, и некоторые палеографы относят их к самым ранним из сохранившихся рукописей Пятикнижия. (есть ученые, датирующие их *допленным периодом).

 Древнейшие фрагменты греческоно перевода (см. статью *Септуагинта) датируются 2 в. до н.э. Свиток *самарянского Пятикнижия относится к 9 в. н.э.

По самой Библии можно проследить, как постепенно возрастал авторитет Пятикнижия на протяжении веков. Подсчитано, что у пророков оно упомянуто 5 раз, в Псалтири – 8, в Книге Царств – 12, в писаниях *Хрониста – 31 раз.

В Новом Завете содержится около 80 прямых ссылок на Пятикнижие; более того, само слово «Закон» там нередко употребляется как синоним всех книг Ветхого Завета (например, Рим.10:4). Значение Закона определяется тем, что он содержит первое по времени изложение фундаментальных основ библейского *Откровения, веры и *богословия.

Моисеевы книги:

1) провозглашают веру в единого истинного Бога, Творца и Промыслителя,

2) повествуют о *Завете между Богом и человеком и о нарушении людьми этого Завета,

3) говорят о начале Церкви, народа Божьего,\4) заключают в себе религиозно-нравственные принципы жизни Общины верных,

5) исповедуют веру в проявление воли Господней через события истории,

6) учат о богочеловеческом характере самой истории,

7) возвещают о сотериологических. деяниях Господних (обетование, *мессианизм).

 

Из Пятикнижия генетически вытекают все основные традиции ветхозаветных школ и направлений (пророки, священники, мудрецы, псалмопевцы). Символика Пятикнижия пронизывает и Новый Завет (см. ниже).

Как и все ветхозаветные книги, Пятикнижие включает и чисто исторические, и непреходящие элементы. Многое в нем принадлежит только минувшим эпохам священной истории (например, правовые нормы Исх.).

Моисеево законодательство толковалось, раскрывалось и углублялось в древних священных писаниях Ветхого Завета и устном *Предании вплоть до того момента, когда *история спасения взошла на новую ступень, ознаменованную тайной Богочеловека. «Закон, – провозглашает евангелист, – дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин.1:17); см. статью *Закон и законничество.

Непреходящим в Пятикнижии является то, что связует оба Завета (см. статью *Единство Библии). Так, говоря о Кн.Исхода, 2-й части Пятикнижия, прот.*Князев отмечает: «Книга Исхода сохранила первостепенное значение и для Нового Израиля, Христовой Церкви.

Она является одной из наиболее употребляемых в нашем богослужении книг. Из нее взяты термины Пасха, Агнец, Кровь Завета, которые теперь наполнились дорогим для нас новозаветным содержанием...

Те свершения, отражением которых является книга Исхода, не только отметили один из важнейших моментов хождения перед Богом человечества, но и несут в себе откровение, сохраняющее свое значение на все времена» (ПМ, в. VII, с.105–106).

Структура Пятикнижия. Каждая книга Пятикнижия представляет собой самостоятельное целое, однако все они органически связаны между собой единством повествовательной линии и важнейшими богословскими темами. Фактически структура повествования Пятикнижия совпадает с его богословской диалектикой (Творение – Падение – Обетование; Завет – Испытание – Исполнение Обетования;

 

Спасение народа – Грех народа – Исполнение Обетования, или путь, ведущий от Адама к Ною, от Ноя к Аврааму, от Авраама к Моисею). Эта структура является не просто отражением некогда бывших событий, но и *мифологемой, в которой дан прототип всей богочеловеческой драмы.

Пятикнижие состоит из следующих книг:

1) Бытие; включает *Пролог (в котором говорится о начале мира и человека) и сказания о *патриархах;

2) Исход; книга, посвященная освобождению народа Божьего из рабства под водительством Моисея;

3) Левит; представляет собой богослужебный устав ветхозаветной Церкви;

4) Числа; книга описывает странствие израильтян в Синайской пустыне и начало их проникновения в Ханаан;

5) Второзаконие; книга содержит предсмертные заветы Моисея, данные народу в Заиорданье, и рассказ о кончине пророка.

В определенном смысле Втор. является *девтерографом *Четверокнижия. Характеристику отдельных книг Пятикнижия см. ниже.Наряду с нарративной частью 2–5 книги Пятикнижия содержат 4 главных законодательных свода: *Декалог, *Книгу Завета (Исх.), обрядовые уставы (Лев., Числ.) и заповеди Втор. (куда входит 2-й вариант Декалога). Центральными фигурами Торы являются Авраам, «отец верующих», и Моисей, пророк и вождь, положивший начало религиозной и социальной структуре Общины Ветхого Завета.[1]

 

 

Книга Бытие: основные темы.

Эта книга называется так потому, что она повествует нам о том, как «все начало быть, что начало быть», т.е. как Бог призвал видимый мир из небытия к бытию.

Автором этой Священной Книги является великий пророк и вождь еврейского народа Моисей. Он написал эту книгу для того, чтобы увековечить историю происхождения мира и первоначальных судеб человечества, когда устные предания об этом стали искажаться и даже постепенно исчезать.

Все повествование книги Бытия, содержащей в себе 50 глав, можно разделить на три главные и существенные части.

Быт. З

Откровение не сообщает нам, сколько времени продолжалась блаженная жизнь первых людей в раю. Но это состояние уже возбуждало злобную зависть диавола, который, лишившись его сам, с ненавистью смотрел на блаженство других. После падения диавола зависть и жажда зла сделались свойствами его существа. Всякое благо, мир, порядок, невинность, послушание стали ненавистны для него, поэтому с первого же дня появления человека, диавол стремится расторгнуть благодатный союз человека с Богом и увлечь человека за собой в вечную погибель.

И вот, в раю явился искуситель – в виде змия, который «был хитрее всех зверей полевых» (Быт. 3:1). В это время Ева находилась возле запрещенного дерева. Злой и коварный дух, войдя в змия, приблизился к жене и сказал ей: «Подлинно ли, сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3:1). В этом вопросе заключалась коварная ложь, которая должна была бы сразу оттолкнуть собеседницу от искусителя. Но она, по своей невинности, не в состоянии была сразу понять здесь коварство и в то же время была слишком любопытна, чтобы тотчас же прекратить разговор. Однако жена поняла ложь вопроса и отвечала, что Бог разрешил им есть от всех деревьев, кроме одного, которое посреди рая, потому что от вкушения плодов этого дерева они могут умереть. Тогда искуситель возбудил в жене недоверие к Богу. Он говорит ей: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши и вы будете как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:4–5). Коварное слово глубоко запало в душу женщины. Оно возбудило ряд сомнений и душевную борьбу. Что такое добро и зло, которое она может узнать? И если люди блаженствуют в теперешнем состоянии, то в каком же блаженстве они будут, когда станут как боги? В тревожном возбуждении жена обращает свой взор к запретному дереву, а оно так приятно для глаз, вероятно, плоды сладки на вкус и особенно заманчивы по своим таинственным свойствам. Это внешнее впечатление решило внутреннюю борьбу, и женщина «взяла плодов его и ела, и дала также мужу своему, и он ел» (Быт 3:6).

Величайший переворот в истории человечества совершился – люди нарушили заповедь Божию. Те, которые должны были служить чистым источником всего человеческого рода, отравили себя плодами смерти. Жена послушалась змия-искусителя, а муж последовал жене, которая из соблазненной тотчас сделалась соблазнительницей. Не замедлили сказаться и следствия нарушения первыми людьми заповеди Божией: у них, действительно, открылись глаза, как обещал искуситель, и запретный плод дал им знание. Но что же они узнали? Узнали то, что они наги. Увидев свою наготу, они из листьев сделали себе опоясание. Им страшно стало предстать теперь перед Богом, к Которому они раньше стремились с большой радостью. Ужас объял Адама и жену, и они скрылись от Господа в деревьях рая. Но любящий Господь зовет к себе Адама: «[Адам], где ты?» (Быт. 3:9). Этим вопросом Господь спрашивает не о том, где Адам находится, а в каком состоянии он находится. Господь призывает Адама к покаянию, дает ему возможность принести чистосердечное раскаяние. Но грех уже омрачил духовные силы человека, и призывающий голос Господа вызывает в Адаме только желание оправдаться. Адам с трепетом ответил Господу из чащи деревьев: «Голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт. 3:10). – «Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт. 3:11). Вопрос Господом был поставлен прямо, но грешник не в силах был ответить на него так же прямо. Он дал уклончивый ответ: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:12). Адам сваливает вину на жену и даже на Самого Бога. Господь обратился к жене: «Что ты это сделала?» Жена следует примеру Адама и отклоняет от себя вину: «Змей обольстил меня и я ела» (Быт. 3:13). Жена сказала правду, но в том, что они оба старались оправдать себя перед Господом, заключалась ложь.

Тогда Господь изрек праведный суд Свой. Змей был проклят Господом перед всеми животными. Ему определена жалкая жизнь пресмыкания на своем чреве и питание прахом земли. Жена осуждена на подчинение мужу и на тяжелые страдания и болезни при рождении детей. Обращаясь к Адаму, Господь сказал, что за его ослушание проклята будет земля, которая его кормит. «Терния и волчцы произрастит она тебе... в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:18–19).

Страшно было наказание за преступление заповеди Божией. Но милосердный Господь не оставил первозданных людей без утешения. Он тогда же дал обетование, которое должно было поддерживать их в дни последующих испытаний и невзгод греховной жизни. Это обетование «О семени Жены». Господь обещает людям, что от жены родится Спаситель, Который сокрушит главу змия и примирит человека с Богом.

Это было первое обетование о Спасителе мира. В честь Его будущего пришествия было установлено жертвоприношение животных, заклание которых должно было предзнаменовать Великого Агнца за грехи мира.

Окрыленные надеждой на пришествие Искупителя, Адам и Ева по повелению Божию покинули пределы рая.[6]

 Контрольный вопрос:

Пятикнижие Моисеево.

 

Пятикни́жие (слав. Пятокнижие), сборник, состоящий из первых пяти книг ветхозаветного *канона. Название сборника есть перевод греческого слова Πεντάτευχος, «Пять свитков», и впервые встречается в *Послании Аристея к Филократу (ок.200 до н.э.).

В христианской Церкви оно вошло в употребление со времен *Тертуллиана и *Оригена. В еврейской традиции Пятикнижие именуется Торой, что в европейских языках принято передавать словом «Закон».         

Однако «Закон» не является точным эквивалентом понятия тора́ (евр. תורה), которое значит скорее не «закон», а наставление, наказ, поучение (термину «закон» в евр. языке соответствует слово דת, дат; см. Есф.1:13).

Не позднее *Второго Храма периода Тору стали именовать «Моисеевой» (Неем.8:1), хотя в заглавиях ее книг (и сборника в целом) имени Моисея нет и из самого текста не следует, что Моисей был автором всего Пятикнижия.

Напротив, описание смерти пророка и ряд особенностей Торы указывают на то, что в ее составлении участвовали и другие боговдохновенные писатели.

В ряде мест Пятикнижия, однако, говорится, что Моисей был автором определенной части его *нарративных и законодательных разделов (напр., Исх.17:14; 24:3–4; Числ.33:2; Втор.27:1–3; 31:9 и др.).

 

 

Древнейшим рукописным фрагментом еврейского текста Пятикнижия считается папирус *Нэша (2–1 вв. до н.э.), написанный *квадратным шрифтом. Часть найденных в *Кумране фрагментов Пятикнижия написана буквами *финикийского алфавита, и некоторые палеографы относят их к самым ранним из сохранившихся рукописей Пятикнижия. (есть ученые, датирующие их *допленным периодом).

 Древнейшие фрагменты греческоно перевода (см. статью *Септуагинта) датируются 2 в. до н.э. Свиток *самарянского Пятикнижия относится к 9 в. н.э.

По самой Библии можно проследить, как постепенно возрастал авторитет Пятикнижия на протяжении веков. Подсчитано, что у пророков оно упомянуто 5 раз, в Псалтири – 8, в Книге Царств – 12, в писаниях *Хрониста – 31 раз.

В Новом Завете содержится около 80 прямых ссылок на Пятикнижие; более того, само слово «Закон» там нередко употребляется как синоним всех книг Ветхого Завета (например, Рим.10:4). Значение Закона определяется тем, что он содержит первое по времени изложение фундаментальных основ библейского *Откровения, веры и *богословия.

Моисеевы книги:

1) провозглашают веру в единого истинного Бога, Творца и Промыслителя,

2) повествуют о *Завете между Богом и человеком и о нарушении людьми этого Завета,

3) говорят о начале Церкви, народа Божьего,\4) заключают в себе религиозно-нравственные принципы жизни Общины верных,

5) исповедуют веру в проявление воли Господней через события истории,

6) учат о богочеловеческом характере самой истории,

7) возвещают о сотериологических. деяниях Господних (обетование, *мессианизм).

 

Из Пятикнижия генетически вытекают все основные традиции ветхозаветных школ и направлений (пророки, священники, мудрецы, псалмопевцы). Символика Пятикнижия пронизывает и Новый Завет (см. ниже).

Как и все ветхозаветные книги, Пятикнижие включает и чисто исторические, и непреходящие элементы. Многое в нем принадлежит только минувшим эпохам священной истории (например, правовые нормы Исх.).

Моисеево законодательство толковалось, раскрывалось и углублялось в древних священных писаниях Ветхого Завета и устном *Предании вплоть до того момента, когда *история спасения взошла на новую ступень, ознаменованную тайной Богочеловека. «Закон, – провозглашает евангелист, – дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин.1:17); см. статью *Закон и законничество.

Непреходящим в Пятикнижии является то, что связует оба Завета (см. статью *Единство Библии). Так, говоря о Кн.Исхода, 2-й части Пятикнижия, прот.*Князев отмечает: «Книга Исхода сохранила первостепенное значение и для Нового Израиля, Христовой Церкви.

Она является одной из наиболее употребляемых в нашем богослужении книг. Из нее взяты термины Пасха, Агнец, Кровь Завета, которые теперь наполнились дорогим для нас новозаветным содержанием...

Те свершения, отражением которых является книга Исхода, не только отметили один из важнейших моментов хождения перед Богом человечества, но и несут в себе откровение, сохраняющее свое значение на все времена» (ПМ, в. VII, с.105–106).

Структура Пятикнижия. Каждая книга Пятикнижия представляет собой самостоятельное целое, однако все они органически связаны между собой единством повествовательной линии и важнейшими богословскими темами. Фактически структура повествования Пятикнижия совпадает с его богословской диалектикой (Творение – Падение – Обетование; Завет – Испытание – Исполнение Обетования;

 

Спасение народа – Грех народа – Исполнение Обетования, или путь, ведущий от Адама к Ною, от Ноя к Аврааму, от Авраама к Моисею). Эта структура является не просто отражением некогда бывших событий, но и *мифологемой, в которой дан прототип всей богочеловеческой драмы.

Пятикнижие состоит из следующих книг:

1) Бытие; включает *Пролог (в котором говорится о начале мира и человека) и сказания о *патриархах;

2) Исход; книга, посвященная освобождению народа Божьего из рабства под водительством Моисея;

3) Левит; представляет собой богослужебный устав ветхозаветной Церкви;

4) Числа; книга описывает странствие израильтян в Синайской пустыне и начало их проникновения в Ханаан;

5) Второзаконие; книга содержит предсмертные заветы Моисея, данные народу в Заиорданье, и рассказ о кончине пророка.

В определенном смысле Втор. является *девтерографом *Четверокнижия. Характеристику отдельных книг Пятикнижия см. ниже.Наряду с нарративной частью 2–5 книги Пятикнижия содержат 4 главных законодательных свода: *Декалог, *Книгу Завета (Исх.), обрядовые уставы (Лев., Числ.) и заповеди Втор. (куда входит 2-й вариант Декалога). Центральными фигурами Торы являются Авраам, «отец верующих», и Моисей, пророк и вождь, положивший начало религиозной и социальной структуре Общины Ветхого Завета.[1]

 

 

Книга Бытие: основные темы.

Эта книга называется так потому, что она повествует нам о том, как «все начало быть, что начало быть», т.е. как Бог призвал видимый мир из небытия к бытию.

Автором этой Священной Книги является великий пророк и вождь еврейского народа Моисей. Он написал эту книгу для того, чтобы увековечить историю происхождения мира и первоначальных судеб человечества, когда устные предания об этом стали искажаться и даже постепенно исчезать.

Все повествование книги Бытия, содержащей в себе 50 глав, можно разделить на три главные и существенные части.

Первая (1–3 гл.) повествует о происхождении мира и грехопадении прародителей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 20; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.032 с.)