Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «текстовая задача» в начальном курсе математики
Понятие «задача» встречается в повседневной жизнедеятельности любого человека, будь то быт или профессиональная деятельность. Любой человек на протяжении своей жизни вынужден решать возникающие проблемы, как правило называемые в обиходе задачами. Речь может идти о любой задаче: общегосударственного уровня (проблема освоения космоса, воспитания детей, обороны страны и прочие), коллективного и группового уровня (проблема сооружения объектов, издания литературы, установления связей и зависимостей и прочие), и индивидуальные или личностные задачи. Решать подобные разноплановые задачи, которые перед людьми ставит жизнь, детей начинают обучать уже в младшем школьном возрасте на уроках математики. В процессе решения задач, обучающиеся получают возможность овладеть новыми или закрепить, углубить и систематизировать уже имеющиеся знания. Данные задачи при этом предназначены для выполнения развивающей функции в отношении детей младшего школьного возраста. Словарь русского языка под авторством С.И. Ожегова дается толкование термина «задача»: «задача – это то, что требует разрешения, исполнения» [23, с. 943]. «Психологический словарь» в свою очередь, представляет следующую дефиницию: «задача – цель деятельности, которая дана в определенных условиях и требует для своего использования адекватных этим условиям средств. Поиск и применение этих средств составляет процесс решения задачи» [6, с. 495]. С позиции С.Е. Царевой, термин «задача» является широким общем для всех наук понятием, обладающим следующими свойствами: «Задача содержит в себе некоторую информацию о какой-либо области деятельности (условие) и требование – то, что необходимо найти, узнать, построить, доказать» [30, с. 51]. Не менее существенный вклад в развитие методического обеспечения по введению термина «задача» был внесен следующими исследователями: Н.Г. Алексеевым, Г.А. Баллом, Л.Л. Гуровым, В.В. Давыдовым, Г.Л. Луканиным, А.А. Столяром и многими другими. В рамках учебно-педагогической литературы, в том числе, можно встретить многообразие подходов к пониманию задачи. С позиции М.И. Моро: «Задача – это сформулированный словами вопрос, ответ на который может быть получен с помощью арифметических действий» [21].
По мнению С.Л. Рубинштейна, термин «задача» имеет непосредственную связь с деятельностью человека. По мнению данного автора, деятельности действующего субъекта свойственно непосредственное осознаваемое направление на стоящую перед ним цель «для осуществления цели необходим учет условий, в которых ее предстоит реализовать, соотношение цели с условиями определенную задачу, которая должна быть разрешена действием. Целенаправленное человеческое действие является по существу своим решением задачи» [24, с. 432]. В процессе анализа учебно-педагогической литературы было выяснено следующее: все исследователи при различии в дефинициях термина «задача» сходятся в одном – задаче свойственны: – наличие у решателя конкретной цели, желание найти ответ на поставленный вопрос; – наличие условий и требований, которые необходимы для процесса решения задачи. Соответственно, до сих пор не существует общепризнанной интерпретации термина «задача». Если брать задачу в широком смысле, то задача представляет собой сложившуюся определенным образом ситуацию, которая требует от человека, перед которым она стоит, всестороннего исследования и разрешения. В процессе анализа учебно-педагогической литературы было выявлено, что особняком стоят математические задачи, решение которых можно достичь благодаря применению специальных математических средств и методов. Далее необходимо рассмотреть термин «математическая задача», которая является связанным лаконичным рассказом с заранее введенными значениями определенных величин, который предлагает найти другие неизвестные еще значения величин, зависящие от исходных данных и имеющие непосредственную связь с ними посредством конкретных соотношений, указанных в предлагаемом условии [8]. В их числе можно выделить задачи научного плана, благодаря решению которых развивается и математика, и ее приложения; и задачи учебного плана, предназначенные для того, чтобы должным образом сформировать надлежащие математические знания, умения и навыки. Далее можно выделить математические задачи, исходя из свойств их объектов [9]:
1. Объекты математические числа, геометрические фигуры, функции и т.п. Задачи с математическими объектами (доказательство теорем, упражнения на вычисление, установление критериев исследуемого математического понятия и проч.), как правило, носят название математических заданий. 2. Объекты представляют собой реально существующие предметы (люди, животные, автотранспортные и механические средства, сплавы, жидкости и проч.), либо являются их свойствами и характеристиками реальных предметов (количеством, возрастом, скоростью, производительностью, длиной, массой и проч.). Математические задачи с хотя бы одним объектом в качестве реального предмета носят общепринятое название текстовых (сюжетные, практические, арифметические и проч.). Указанные названия происходят от способа их записи (когда задачу можно представить в виде текста), сюжета (когда дается описание реальных объектов, явлений, событий), особенностей математических выкладок (когда происходит установление количественных отношений значений некоторых величин, связанных, как правило, с вычислениями). Федеральные государственные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) выделили для математических задач специальный раздел, в процессе изучения которого у учащихся должны сформироваться общее умение решать текстовые задачи и умение решать задачи определенных видов [29]. Текстовая задача имеет различные дефиниции, которые будут рассмотрены ниже. По мнению Л.П. Стойловой, А.М. Пышкало текстовой задачей можно назвать описание некоторой ситуации либо ситуаций на естественном языке, содержащее в себе требования количественно охарактеризовать тот или иной элемент данной ситуации, установить наличие либо отсутствие определенного взаимоотношения его составляющих, либо определить вид данного взаимоотношения [26]. Как утверждает В.Л. Дрозд, текстовые задачи предполагают задачи с бытовым, физическим содержанием, которые можно решить благодаря определенным арифметическим действиям [10]. Руководствуясь современной терминологией, можно сделать вывод, что текстовая задача является словесной моделью ситуации, явления, события, процесса и прочего подобного. Поэтому по аналогии с любой моделью, в текстовой задаче дается описание не всего события или явления, а исключительно его количественных и функциональных особенностей [8]. Далее необходимо выделить специфику текстовых задач, заключающуюся в том, что в них отсутствует прямое указание на то, каким именно действием (или действиями) можно воспользоваться для того, чтобы получить ответ на поставленный в данной задаче вопрос. У текстовых задач есть и другие названия, в числе которых: практические, аналитические, арифметические и прочие. Простые задачи являются задачами, для решения которых необходимо выполнение единственного арифметического действия. Простые задачи дифференцируются на виды, либо исходя из действий, благодаря которым их можно решить (речь идет о простых задачах, которые можно решить с помощью сложения, вычитания, умножения, деления), либо исходя из тех понятий, формирование которых происходит в процессе их непосредственного решении [18, с. 74]. Составные задачи являются задачами, для решения которых необходимо выполнение нескольких взаимосвязанных определенных действий (речь идет о задачах, решение которых не зависит от одинаковости или разности выполняемых действий) [18, с.274]. Таким образом, в обучении математике в начальной школе текстовые задачи имеют большое практическое значение. В процессе их решения учащиеся имеют возможность приобрести математические знания, подготовиться к дальнейшей практической деятельности. Благодаря решению текстовых задач происходит развитие умения логически мыслить. Немаловажную роль играет решение текстовых задач и в процессе воспитания личности, ввиду чего педагогу необходимо обладать глубокими представлениями о текстовой задаче, ее структуре, умением решать подобные задачи различными способами.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.182.29 (0.006 с.) |