Опорный конспект лекции к уроку №11 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опорный конспект лекции к уроку №11



Ход урока

Организационная часть

ü Проверка готовности студентов к уроку: подготовте тетради и ручки.

Повторение пройденного материала:

В тетради ответьте в качестве повторения по предыдущему уроку на вопросы:

1. Какое действие оказывает на организм электрический ток?

2. Какие факторы влияют на поражение человека электрическим током?

3. Как классифицируются помещения по электробезопасности?

Изучение нового материала:

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

1. Меры и средства коллективной и индивидуальной защиты работающих от поражения электрическим током. 

2. Оказание первой помощи при поражении электрическим током(показ вдеоролика)

Оказание первой помощи при поражении электрическим током. (просмотр видеофильма «Оказание первой помощи при электротравмах»)

Условия и причины поражения электрическим током

Поражение человека электротоком или электрической дугой может произойти в следующих случаях:
• при однофазном (однократном) прикосновении изолированного от земли человека к неизолированным токоведущим частям электроустановок, находящимся под напряжением;
• при одновременном прикосновении человека к двум неизолированными частям электроустановок, находящимся под напряжением;
• при приближении человека, не изолированного от земли, на опасное расстояние к токоведущим, не защищенным изоляцией частям электроустановок, находящихся под напряжением;
• при прикосновении человека, не изолированного от земли, к нетоковедущим металлическим частям (корпусам) электроустановок, оказавшихся под напряжением из-за замыкания на корпусе;
• при действии атмосферного электричества во время разряда молнии;
• в результате действия электрической дуги;
• при освобождении другого человека, находящегося под напряжением.

1. Можно выделить следующие причины электротравм:
Технические причины – несоответствие электроустановок, средств защиты и приспособлений требованиям безопасности и условиям применения, связанное с дефектами конструкторской документации, изготовления, монтажа и ремонта;
неисправности установок, средств защиты и приспособлений, возникающие в процессе эксплуатации.

2. Организационно-технические причины - несоблюдение технических мероприятий безопасности на стадии эксплуатации (обслуживания) электроустановок; несвоевременная замена неисправного или устаревшего оборудования и использование установок, не принятых в эксплуатацию в предусмотренном порядке (в том числе самодельных).

3. Организационные причины - невыполнение или неправильное выполнение организационных мероприятий безопасности, несоответствие выполняемой работы заданию.

4. Организационно-социальные причины:
• работа в сверхурочное время (в том числе работа по ликвидации последствий аварий);
• несоответствие работы специальности;
• нарушение трудовой дисциплины;
• допуск к работе на электроустановках лиц моложе 18 лет;
• привлечение к работе лиц, неоформленных приказом о приеме на работу в организацию;
• допуск к работе лиц, имеющих медицинские противопоказания.

5. При рассмотрении причин необходимо учитывать так называемые человеческие факторы. К ним относятся как психофизиологические, личностные факторы (отсутствие у человека необходимых для данной работы индивидуальных качеств, нарушение его психологического состояния и пр.), так и социально-психологические (неудовлетворительный психологический климат в коллективе, условия жизни и пр.).

Закрепление материала.

 

ЗАДАНИЕ

Изучив опорный конспект, презентацию и видеоролик заполните нижеприведенные рабочие листы  (смотри ниже)или выполните задания  с этих листов в тетрадях

Рабочий лист к уроку №11

Студента группы №_______________________________________________

К теме урока: Меры и средства коллективной и индивидуальной защиты работающих от поражения электрическим током. Оказание первой помощи при поражении электрическим током.

Изучив конспект и презентацию выполните задания:

 Ответьте на вопросы блиц-турнира:

• Можно ли прикасаться к пострадавшему, если он находится под напряжением? Почему?

• Отчего зависит характер повреждений при поражении электрическим током?

• Как обесточить пострадавшего?

• Как определить область нанесения прекардиального удара?

• При каком условии нельзя наносить прекардиальный удар?

• Назовите признаки биологической смерти.

• Какое положение необходимо придать пострадавшему в состоянии комы?

Почему нужно учитывать возраст пострадавшего при выполнении непрямого массажа сердца?

• Что свидетельствует о попадании воздуха в легкие при ИВЛ?

6. И спользуя «Алгоритм оказания помощи при поражении электрическим током» решите ситуационные задачи

Ситуационная задача № 1.

Во время ремонта холодильника произошел сильный разряд электрического тока. Мастер потерял сознание и упал, продолжая крепко сжимать пучок проводов с деталями. Лицо искажено судорогой. Выбери правильные ответы и расположи их в порядке очередности выполнения.

1. Вызвать «Скорую помощь».

2. Позвать кого-нибудь на помощь.

3. Как можно скорее нанести прекардиальный удар и приступить к непрямому массажу сердца.

4. Перебить провода топором одним ударом.

5. Перерезать каждый провод по отдельности на разных уровнях.

6. Подложить под голову подушку.

7. Убедиться в наличии пульса на сонной артерии и повернуть пострадавшего на живот.

8. Убедиться в наличии пульса на сонной артерии, ударить пострадавшего по грудине, приступить к непрямому массажу сердца.

9. Убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии и после прекардиального удара начать сердечно-легочную реанимацию.

10. Убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии и повернуть пострадавшего на бок.

Ситуационная задача № 2.

После удара молнии в одиноко стоящее дерево путник, укрывшийся под ним, замертво упал. У пораженного молнией левая рука черная, обожженная по локоть; зрачки широкие, не реагируют на свет; пульса на сонной артерии нет. Выбери правильные ответы и расположи их в порядке очередности выполнения.

1. Закопать пораженного молнией в землю.

2. Нанести прекардиальный удар и приступить к сердечно-легочной реанимации.

3. Накрыть обожженную поверхность чистой тканью.

4. Поручить кому-нибудь вызвать «Скорую помощь».

5. Повернуть пострадавшего на живот и ждать прибытия врача.

6. Убедиться в отсутствии реакции зрачков на свет.

7. Поднести ко рту зеркальце, ватку или перышко по - запотеванию стекла и движению ворсинок определить наличие дыхания.

8. Положить холод на голову.

9. Положить холод на место ожога.

10. Поднести к носу ватку с нашатырным спиртом.

Ситуационная задача №3              

        Электросварщик производил сварочные работы по ремонту оборудования на территории цеха.. В процессе работы произошло замыкание обмоток сварочного трансформатора и напряжение с высокой стороны попало в сварочную цепь. Электросварщик коснулся в это время сварочного провода в месте, где была нарушена изоляция, после чего он упал потерял сознание, его рука продолжает крепко сжимать сварочный кабель в месте где была нарушена изоляция. (отключить достаточно быстро сварочный трансформатор не предоставляется возможным)

          Выберите правильные ответы и расположите их в порядке очередности выполнения

1.Вызвать скорую помощь

2. Позвать кого-нибудь на помощь                                                                                                                                             

3. Перерубить провода с помощью топора                                                                                                                                                                                                                                                              

4. Отключить сварочный аппарат с помощью выключателя, рубильника, снятие предохранителя.

5. Подложить под голову сверток из одежды

6. Соблюдая меры предосторожности двумя руками обхватить пострадавшего за тело и освободить от действия электрического тока.

7.Одной рукой ухватить за одежду пострадавшего не касаясь его тела и освободить от действия электрического тока при этом соблюдая меры предосторожности.

8. Убедится в наличии пульса на сонной артерии. Ударить пострадавшего по грудной клетке и приступить к непрямому массажу сердца. Если нет реакции приступить к проведению искусственного дыхания.

  9. Убедится в отсутствии пульса на сонной артерии. И после прекардиального удара начать сердечно- легочную реанимацию.

10. Убедится в отсутствии пульса на сонной артерии и повернуть пострадавшего на бок.

 

6 Охарактеризуйте, используя приведенный рисунок, принцип действия защитного заземления:

Рисунок 1−Защитное заземление

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7 Укажите, что может быть использовано в качестве естественных и искусственных заземлителей: __________________________________________

__________________________________________________________________

___________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8 Перечислите основные требования, предъявляемые к электробезопасности:

Перед началом работы:

а) ________________________________________________________________

б) ________________________________________________________________

в) ________________________________________________________________

г) ________________________________________________________________

Во время работы:

а) ________________________________________________________________

б) ________________________________________________________________

в) ________________________________________________________________

г) ________________________________________________________________

Ответьте на вопросы теста:

1. В запрещающих плакатах возможны следующие надписи:

а) заземлено;

б) Работать здесь;

в) Влезать здесь;

г) Испытание. Опасно для жизни;

д) Не влезай. Убьет!

е) Не включать. Работают люди.

ж) Стой! Без средств защиты проход запрещен.

2. В предупреждающих плакатах возможны следующие надписи:

а) Заземлено;

б) Работать здесь;

в) Влезать здесь;

г) Испытание. Опасно для жизни;

д) Не влезай. Убьет!

е) Не включать. Работают люди.

ж) Стой! Без средств защиты проход запрещен.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

задания присылайте н электронный адрес: serikova -67@ mail. ru или фото  в мессенджер ВКонтакте

Ход урока

Организационная часть

ü Проверка готовности студентов к уроку: подготовте тетради и ручки.

Повторение пройденного материала:

В тетради ответьте в качестве повторения по предыдущему уроку на вопросы:

1. Какое действие оказывает на организм электрический ток?

2. Какие факторы влияют на поражение человека электрическим током?

3. Как классифицируются помещения по электробезопасности?

Изучение нового материала:

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

1. Меры и средства коллективной и индивидуальной защиты работающих от поражения электрическим током. 

2. Оказание первой помощи при поражении электрическим током(показ вдеоролика)

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ лекции к уроку №11

1. Меры и средства коллективной и индивидуальной защиты работающих от поражения электрическим током. 

Основные средства электрозащиты

 

Каждый год от поражения электрическим током гибнет до 30 тысяч человек.

Электротравмы составляют от 30 до 50% общего числа травм на производстве. По частоте смертельных исходов в 15 раз превосходят другие виды травм. По статистике гибнут не менее 30% попавших под напряжение.

Например:

1. В селе Луговое трехлетний Сережа К., оставленный без присмотра, нашел в доме неисправную переносную лампу с нарушенной изоляцией. При включении ее в розетку мальчик погиб.

2. В поселке Стрюково Н. Мищенко хотела налить воды в бак летнего душа. Поднявшись по металлической лестнице с ведром к баку душа, она потеряла равновесие и ухватилась за провод, идущий от дома к летней кухне на расстоянии 1 метра от бака душа. Электропроводка была с нарушенной изоляцией. Мищенко оказалась под напряжением и упала на землю, зажав в руке провод. Подруга потерпевшей А. Панченко пыталась оттянуть девушку от провода, но при прикосновении к ней также была поражена током. Отец Панченко снял напряжение, отключив автоматический выключатель на щитке. Мищенко погибла, а Панченко получила тяжелые ожоги.

Вывод: Электрическая энергия, самая универсальная и удобная для использования форма энергии, - верный помощник на производстве и в быту. Но она может принести и непоправимый вред здоровью, если при пользовании ею не соблюдать строго меры предосторожности и не выполнять элементарных правил безопасности.

сообщение “Основные причины поражения током”.

При работе с электрическими приборами необходимо строго и неуклонно соблюдать меры предосторожности. Если этого не делать, ваша жизнь будет подвергаться опасности. Прежде всего, надо знать очаги электроопасности. Тело человека – проводник. Если случайно человек “включит” свое тело в сеть, то не избежит тяжелейшей травмы и даже смерти. Как же человек может “включить” себя в сеть? Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Человек, стоящий на хорошо изолирующем основании (например, на сухом деревянном полу), одновременно прикоснулся к двум оголенным проводникам, находящимся под напряжением. В этом случае через тело человека, его сердце и легкие пройдет ток от одной руки к другой. Это приведет к нарушению деятельности сердца и легких. При напряжении между проводами свыше 36 В (если не будут приняты меры по быстрому отключению тока) поражение током в большинстве случаев смертельно.

Пример 2. Человек, стоящий на хорошо изолирующем полу, одновременно коснулся оголенного провода, находящегося под напряжением, и металлического предмета, соединенного с землей, например батареи водяного отопления или водопроводного крана. В этом случае ток пройдет от руки через сердце и легкие к другой руке. Результат будет такой же, как и в первом случае: при напряжении сети свыше 36 В возможен смертельный исход, если быстро не будет отключен ток.

Пример 3. Человек, стоящий на хорошо проводящем основании, например на влажной земле или бетонном полу, коснется оголенного провода, находящегося под напряжением. Ток пройдет через тело человека от места соприкосновения с токоведущим проводом через сердце и легкие к ногам. Результат поражения аналогичен двум первым из рассмотренных примеров. Поэтому никогда не следует подходить к оборванным проводам, лежащим на земле.

Пример 4. Человек, держащий в руках электрический прибор, внутри которого питающий его провод или обмотка прибора касается корпуса, одновременно коснулся заземленного предмета. Ток пройдет через тело человека в землю.

 Подведем итоги и запишем в тетради

1. Опасно одновременное прикосновение к двум оголенным проводам, находящимся под напряжением.

2. Опасно одновременное прикосновение к одному оголенному проводу и к предмету, находящимся под напряжением и соединенным с землей.

3. Опасно пользоваться неисправным электрическим прибором.

4. Опасно для человека, стоящего на проводящем основании, подходить и тем более касаться оголенного провода, упавшего на землю.

Преподаватель подводит итог: Когда человек прикасается к неизолированным токоведущим частям, находящимся под напряжением, он становится частью образующейся цепи, через него протекает ток. Основными причинами электротравматизма являются:

- неисправность приборов или средств защиты;

- замыкание фазовых проводов на землю;

- нарушение техники безопасности при обращении с приборами и проводами.

Значит, необходимы технически совершенные электроустановки и средства защиты от поражения электрическим током, а также соблюдение правил техники безопасности. А каковы же правила техники безопасности?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.157.39 (0.067 с.)