Предмет, функции и источники истории как науки. Методологические основы изучения исторического процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, функции и источники истории как науки. Методологические основы изучения исторического процесса



Предмет, функции и источники истории как науки. Методологические основы изучения исторического процесса

1) История – это рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано и исследовано.

История – это комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всём его многообразии.

Предметом изучения истории являетсядеятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.

История выполняет целый ряд функций:

1) Познавательная - выявлении закономерностей исторического развития.

2)Воспитательная-способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

3) Прогностическая -заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего.

4) Функция социальной памяти -заключается в том, что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

5) Практически-рекомендательная - помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.

Исторические источники – все остатки прошлого в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни.

Классификация источников: (Ковальченко И.Д)

1) Вещественные

2) Письменные

3) Изобразительные (худ. работы)

4) Фонические (документы аудио и видео ряда)

Методы изучения истории:

1) Хронологический

2) Хронологическо-проблемный метод

3) Проблемно-хронологический

4) Синхронический

5) Ретроспективный

Основные подходы:

1)ФОРМАЦИОННЫЙ (Автор Карл Маркс - др. название марксизский. Создан в конце 19в. В Германии.)

Суть:

Каждое человеческое общество проходит через 5 ступеней:

1. Первобытно-общинный

2. Рабовладенческий

3. Феодальный

4. капиталистический (буржуазный)

5. Коммунистический (который делится на Социализм и Капитализм)

В основе перехода от одной стадии к другой:

С экономической точки зрения:

Лежит совершенствование производительных сил (орудие труда+люди)

С политической:

Борьба между классами

Недостаток:

В расчет не берется духовная сфера (культура общества)

2)ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ( Автор Тойнби )

Суть:

Каждое общество и каждая цивилизация рассматривается в совокупности всех отношений и сфер человеческой жизнедеятельности

Недостатки:

Большойобъем информации, который требует грамотного структурирования и применения соответствующего методологического аппарата

Реформы и опричнина Ивана lV Грозного. Проблема расширения границ российского государства.

  С венчанием на царство Ивана IV (16 января 1547 г.) реформы возглавляла Избранная Рада. Главными направлениями реформ (1547 – 1560 гг.) были финансы, система центрального и местного управления, армия и военное строительство, церковная жизнь. Их отличала правовая направленность, вовлечение в государственное строительство на основе идеологии национального единства всех сословий общества.

Большое значение имели военные реформы. В 1550 г. было сформировано стрелецкое войско, вооруженное как холодным, так и огнестрельным оружием.

Опричнина – государственная политика террора, царившая на Руси в конце 16 века при правлении Ивана lV.

Итоги опричнины 1565-1572 годов были плачевны. Несмотря на то, что опричнина задумывалась как средство единения государства и целью опричнины Ивана Грозного была защита и уничтожение феодальной раздробленности, привела она в итоге лишь к хаосу и полной анархии.

Борьба с «крамолой»

Для предотвращения распространения террористических организаций и революционных идей 14 августа 1881 года был принят закон «О мерах к ограничению государственного порядка и общественного спокойствия». Это были важные контрреформы Александра 3, который видео большую угрозу для России именно в терроризме. Согласно новому приказу, министр внутренних дел, а также генерал-губернаторы имели право объявить «исключительное положение» в отдельных районах для усиленного использования полиции или армии.

Изменения в сфере образования

Университеты всегда были местом распространения новых идей, в том числе революционных. В 1884 году министр Просвещения Делянов утвердил новый университетский устав. Согласно этому документу университеты теряли право на автономию: руководство полностью назначалось из министерства, а не выбиралось сотрудниками университета. Таким образом, министерство Просвещения не только увеличивало контроль за учебными планами и программами, но и получало полный надзор за внеаудиторной деятельностью университетов.

Земская контрреформа

В 1864 году Александр 2 подписал указ о создании органов местного самоуправления – земств. Они создавались на трех уровнях: губернском, уездном и волосном. Александр 3 считал эти учреждения потенциальным местом для распространения революционных идей, однако не считал их местом бесполезным. Именно поэтому он не ликвидировал их. Вместо этого 12 июля 1889 года был подписан указ об утверждении должности земского начальника. Эту должность могли занимать только представители дворянского сословия. Кроме того, они имели очень широкие полномочия: от проведения судебного процесса до указов об организации арестов в районе.

 

Устав и работа Лиги Наций.

На момент создания в Лигу Наций вошло сорок четыре государства, и впоследствии количество стран-участниц то увеличивалось, то уменьшалось. Раз в год проводилась Ассамблея — собрание, на котором присутствовали все члены Лиги, а текущими вопросами занимался Совет Лиги, который за время ее существования собирался более сотни раз. Штаб-квартира организации находилась в Женеве. Деятельность Лиги Наций заключалась в урегулировании потенциальных вооруженных конфликтов, в развитии мирных взаимоотношений между странами, в политических и экономических санкциях, которые Лига была вправе применить к любому государству при попытке развязать войну.

Россия в Первой мировой войне(1914-1918 гг.). Заключение Брест-Литовского мирного договора 1918 г.

Брест-Литовский мирный договор так же известный, как «Брестский Мир» — это мирный договор, заключённый 3 марта 1918 года, между РСФСР и странами-участницами Первой Мировой Войны.


После Октябрьской Революции 1917-го года, временное правительство А.Ф. Керенского было отстранено от власти, и новая правящая партия — партия большевиков, начала последовательно разрывать связи новоиспечённого Советского Государства с действиями “старой власти”. Таким образом, в переговорах с Германией был вынесен пакт о преждевременном выходе полуразрушенной революциями России из войны. При этом, немецкая сторона, пользуясь безвыходном положением России, потребовала ультимативные условия о принятии пакта, при которых Россия должна была бы передать Германии территории Белоруссии, Польши, Прибалтики и Закавказья, при этом ещё и должна была выплачивать контрибуцию.


Конечно, Российская сторона не могла принять такие требования, однако и продолжать сражаться, у неё уже не было никакой возможности, и поэтому Российская делегация поступила очень просто: Троцкий сообщил немецким дипломатам о принятом Россией решении о выходе страны из войны, однако при этом требования немецкой стороны так же исполнятся не будут, а вместо этого Российская армия попросту не будет участвовать в боевых действиях.

 

Правительство Германии и Австро-Венгрии в ответ продолжило наступление на уже практически не сопротивлявшиеся остатки Российской армии, оккупировав большую часть Прибалтики, Беларуси, Украину, а так же подбиралось к Западным районам страны. При таких условиях руководство РСФСР оказалось перед сложным выбором: либо национальное унижение + потеря крупных территорий, либо перспектива продолжения заранее проигрышной войны, при том в крайне ослабленном состоянии. При этом, по условиям договора, страна обязана была наложить запрет на ведение революционной пропаганды на территориях немецких союзников, что прямо противоречило идеологическим постулатам большевиков.


Несмотря ни на что, 3 марта подписание договора осуществилось. Согласно его условиям, Германией были аннексированы территории Беларуси, Польши, Украины, Финляндии и Закавказья, а Россия должна была выплатить стране-победителю контрибуцию в 6 миллиардов марок. При этом Россия должна была отозвать все мобилизованные войска с линии фронта, а черноморский флот переходил под управление военных сил Германии и Австро-Венгрии.
Брестский Мир продержался три месяца. А вскоре немецкая сторона проиграла войну, затем в Германии состоялась ноябрьская революция, и после этого, 13 ноября 1918 года, Россия отменила результаты договора.

Условия:

1. Россия теряла территории Украины, частично Белоруссии, Польши и Прибалтики, а также Великого Княжества Финляндского;

2.Россия также теряла довольно значительную часть территорий на Кавказе;

3.Русская армия и флот должны были быть немедленно демобилизованы и полностью должны были покинуть места сражений;

4.Черноморский флот должен был отойти к командованию германии и Австро-Венгрии; 5.Договор обязывал советское правительство немедленно прекратить не только военные действия, но также всякую революционную пропаганду на территории Германии, Австрии и странах-союзниках.

Несмотря на подписание мирного договора, большевики опасались, что германия может возобновить военные действия, поэтому правительство было экстренно переведено из Петрограда в Москву. Москва стала новой столицей.

· 38. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917г. В России и ее мировой резонанс. Установление системы двоевластия.

Февральская революция 1917 года в России ещё носит название Буржуазно-демократической. Она вторая по счету революция (первая произошла в 1905 году, третья в октябре 1917-го). Февральской революцией началась великая смута в России, в ходе которой пала не только династия Романовых и Империя перестала быть монархией, но и весь буржуазно-капиталистический строй, в результате чего в России полностью сменилась элита

Причины Февральской революции

1. Несчастливое участие России в Первой мировой войне, сопровождающееся поражениями на фронтах, дезорганизацией жизни тыла
2. Неспособность императора Николая II править Россией, что выражалось в неудачных назначениях министров и военачальников
3. Коррупция на всех этажах власти
4. Экономические трудности
5. Идеологическое разложение народных масс, которые перестали верить и царю, и церкви, и местным начальникам
6. Недовольство политикой царя представителями крупной буржуазии и даже его ближайшими родственниками

Ход Февральской революции

21 февраля — хлебные бунты в Петрограде. Толпы громили хлебные магазины
23 февраля — начало всеобщей забастовки рабочих Петрограда. Массовые демонстрации с лозунгами «Долой войну!», «Долой самодержавие!», «Хлеба!»
24 февраля — Бастовали более 200 тысяч рабочих 214 предприятий, студенты
25 февраля — Бастовали уже 305 тысяч человек, стоял 421 завод. К рабочим присоединились служащие, ремесленники. Войска отказались разгонять митингующий народ
26 февраля — Продолжение беспорядков. Разложение в войсках. Неспособность полиции к восстановлению спокойствия. Николай II
перенес начало заседаний Государственной думы с 26 февраля на 1 апреля, что было воспринято как её роспуск
27 февраля — вооруженное восстание. Запасные батальоны Волынского, Литовского, Преображенского отказались подчиняться командирам и присоединились к народу. Во второй половине дня восстали Семёновский полк, Измайловский полк, запасный автобронедивизион. Были заняты Кронверкский арсенал, Арсенал, Главпочтамт, телеграф, вокзалы, мосты. Государственная дума
назначила Временный комитет «для водворения порядка в Петербурге и для сношения с учреждениями и лицами».
28 февраля, ночь, Временный комитет объявил о том, что берет власть в свои руки.
28 февраля восстали 180-й пехотный полк, Финляндский полк, матросы 2-го Балтийского флотского экипажа и крейсера «Аврора». Восставший народ занял все вокзалы Петрограда
1 марта — Восстали Кронштадт, Москва, приближенные царя предлагали ему то введения в Петроград верных частей армии, то создания так называемого «ответственного министерств» — правительства, подчиняющегося Думе, что означало превращения Императора в «английскую королеву».
2 марта, ночь — Николай II подписал манифест о даровании ответственного министерства, но было уже поздно. Общественность требовала отречения.
2 марта около 15 часов царь Николай II принял решение отречься от престола в пользу своего наследника, цесаревича Алексея при регентстве младшего родного брата великого князя Михаила Александровича. В течение дня царь принял решение отречься также и за наследника.
4 марта — в газетах были опубликованы Манифест об отречении Николая II и Манифест об отречении Михаила Александровича.

Итоги февральской революции 1917 года

Отменена смертная казнь
Дарованы политические свободы
Отменена «черта оседлости»
Начало профсоюзного движения
Амнистия политзаключенным

· 39.Октябрьская социалистическая революция 1917 г. В России и её мировой резонанс. Первые мероприятия советской власти.

· Гражда́нская война́ — наиболее острая форма разрешения накопившихся социальных противоречий внутри государства[1], которая проявляется в виде крупномасштабного вооружённого противостояния между организованными группами[2][3] или, реже, между нациями, входившими в состав ранее единой страны[4]. Целью сторон, как правило, является захват власти в стране или в отдельном регионе
Причины:
нерешенность аграрного вопроса, продовольственный кризис, инфляция и рост цен, кризис власти (в стране сложилось двоевластие), участие в войне вызвало недовольство, которое усиливалось агитацией большевиков.
Видя неспособность Временного правительства контролировать ситуацию большевики в начале октября 1917 года взяли курс на вооруженное восстание. С целью его подготовки был создан Военный революционный комитет (ВРК).
Восстание началось 25 октября 1917 года одновременным захватом Главпочтамта, вокзалов, гос. банков, центральной телефонной станцией. Вечером был взят Зимний дворец, а ВП арестовано. В этот же день открыли II Съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов (СРиКД).
После взятия Зимнего дворца Съезд принял резолюцию Ленина о переходе власти II Съезду Советов, а на местах СРиКД-ов.

Съезд принял:
* Декрет о мире, который содержал обращение к народам воюющих стран начать переговоры о справедливом и демократическом мире без аннексий и контрибуций.
* Декрет о земле: частная собственность на землю отвергалась; земля - всенародное достояние и подлежала уравнительному разделу по трудовой и потребительской норме.

Несколько позже были приняты:
* Декрет об установлении 8-ми часового рабочего дня.
* Декрет об уничтожении сословных званий и гражданских чинов.
* Декларация прав народов России, которое провозгласила право наций на самоопределение.
* Правые эсеры и меньшевики осудили большевиков за захват власти и ушли с съезда, поэтому большевики организовали Совет народных комиссаров - Высший съезд советов, который созывался ежегодно. Для управлением экономикой - Высший совет народного хозяйства, а в целях борьбы с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией - ВЧК во главе с Дзержинским.
В ноябре 1917 года произошли выборы в Учредительное собрание, победу на них одержали эсеры. Большевики заняли приблизительно 1/4 мест. расстановка сил оказалась неблагоприятной для большевиков, поэтому они взяли курс на срыв его работы. После отказа УС утвердило Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

· 40. Гражданская война 1917-1922 и иностранная интервенция в России
Гражданская война началась в октябре 1917 г. и закончилась разгромом Белой армии на Дальнем Востоке осенью 1922 г. В течение этого времени на территории России различные социальные классы и группы вооруженными методами решали возникшие между ними противоречия.

К основным причинам начала Гражданской войны можно отнести:
* несоответствие целей преобразования общества и методов их достижения;
* отказ от создания коалиционного правительства;
* разгон Учредительного собрания;
* национализацию земли и промышленности;
* ликвидацию товарно-денежных отношений;
* установление диктатуры пролетариата;
* создание однопартийной системы;
* опасность распространения революции на другие страны;
* экономические потери западных держав при смене режима в России.

Весной 1918 г. в Мурманске и Архангельске высадились английские, американские и французские войска. В пределы Дальнего Востока вторглись японцы, во Владивостоке высадились англичане и американцы - началась интервенция.
25 мая произошло восстание 45-тысячного чехословацкого корпуса, который перебрасывался во Владивосток для дальнейшей отправки во Францию. Хорошо вооруженный и укомплектованный корпус растянулся от Волги до Урала. На фоне разложившейся российской армии он стал единственной реальной силой на тот момент. Корпус, поддержанный эсерами и белогвардейцами, выдвинул требования свержения большевиков и созыва Учредительного собрания.
На юге была образована Добровольческая армия генерала А.И. Деникина, которая нанесла поражение Советам на Северном Кавказе. Войска П.Н. Краснова подошли к Царицыну, на Урале казаки генерала А.А. Дутова захватили Оренбург. В ноябре-декабре 1918 г. в Батуми и Новороссийске высадился английский десант, французы оккупировали Одессу. В этих критических условиях большевикам удалось создать боеспособную армию за счет мобилизации людей, ресурсов и привлечения военных специалистов царской армии.
К осени 1918 г. Красная армия освободила Самару, Симбирск, Казань и Царицын.
Значительное влияние на ход Гражданской войны оказала революция в Германии. Признав свое поражение в Первой мировой войне, Германия согласилась аннулировать Брестский мирный договор и вывела свои войска с территории Украины, Белоруссии и Прибалтики.
Антанта стала выводить свои войска, оказывая белогвардейцам лишь материальную помощь.
К апрелю 1919 г. Красной армии удалось остановить войска генерала А.В. Колчака. Загнанные в Сибирь, они были разгромлены к началу 1920 г.
Летом 1919 г. генерал Деникин, захватив Украину, двинулся к Москве и подошел к Туле. На Южном фронте сосредоточились войска первой конной армии под командованием М.В. Фрунзе и латышские стрелки. Весной 1920 г. под Новороссийском «красные» разгромили белогвардейцев.
На севере страны против Советов вели боевые действия войска генерала Н.Н. Юденича. Весной и осенью 1919 г. они предприняли две безуспешные попытки захватить Петроград.
В апреле 1920 г. начался конфликт России с Польшей. В мае 1920 г. поляки захватили Киев. Войска Западного и Юго-Западного фронтов предприняли наступление, но добиться окончательной победы не удалось.
Сознавая невозможность продолжения войны, в марте 1921 г. стороны подписали мирный договор.
Завершилась война разгромом генерала П.Н. Врангеля, который возглавил остатки деникинских войск в Крыму. В 1920 г. образовалась Дальневосточная республика, к 1922 г. она была окончательно освобождена от японцев.

Причины победы большевиков:
* поддержка национальных окраин и российских крестьян, обманутых большевистским лозунгом «Землю крестьянам»;
* создание боеспособной армии;
* отсутствие общего командования у «белых»;
* поддержка со стороны рабочих движений и компартий других стран.

41. Политическое развитие СССР в 1920-1930 гг.: от ленинизма к сталинизму. Становление основ административно-командной системы.
Тоталитаризм-тип политической системы общества, характеризующийся чрезмерным разрастанием власти и поглощением ею гражданское общество (власть целиком подчиняет общество своей воли). Административно-командная система-система управления страной, в которой главенствующая роль принадлежит командным распределительным методам управления, власть сосредоточена у центральных органов управления, характерно директивное планирование, отсутствие свободного рынка конкуренции и предпринимательства, культ личности (обожествление)-возвеличивание отдельной личности средствами пропаганды в государственных документах, законах и произведениях культуры и искусства.
Причины формирования тоталитарного режима и командно-административной системы:
1) Отсутствие оппозиции (у власти 1 партия ВКПБ)
2) Сращивание государственного и партийного аппаратов (одни и те же люди занимали ведущие посты и в партии, и в государстве)
3) Фактическая ликвидация принципа разделения властей
4) Уничтожение политических и гражданских свобод в государстве
5) Унификация общественной жизни
6) Культ личности лидера страны-Сталина
7) Контроль за обществом при помощи насильственных мер (репрессий) и всеохватывающих массовых общественных организаций (комсомольцы, профсоюзы)
Итоги и последствия уничтожения тоталитарного режима и культа личности:
1) Принятие новой «Сталинской» Конституции 1936 года, в которой закреплена роль коммунистической партии
2) В Конституции закреплялись две формы собственности: государственная и колхозно-кооперативная, высшим органом власти оставался Верховный Совет СССР
3) Развитие плановой экономики (пятилетки) и отсутствие рыночных отношений
4) Всеобщая атмосфера страха
42. Культурная революция» в СССР (1920-1930 гг.) как один из этапов социалистического строительства.
Культурная революция как изменение идеологии общества была начата вскоре после Октябрьской революции. 23 января 1918 года появился декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Из системы образования были удалены предметы, связанные с религиозным образованием: богословие, древнегреческий язык и другие. Главной задачей культурной революции было внедрение в личные убеждения советских граждан принципов марксистско-ленинской идеологии. В области идеологии была широко развёрнута атеистическая пропаганда, начались гонения на религию, в храмах устраивались клубы, склады, производства. Большая часть народных масс была необразованна и неграмотна.
1) Просвещение:
Была создана государственная единая система народного образования, возникла советская школа нескольких ступеней. В 1-й пятилетке было введено обязательное четырехлетнее, а во 2-й пятилетке – семилетнее образование. Открывались вузы и техникумы, действовали рабфаки (факультеты для подготовки рабочих к поступлению в высшие и средние учебные заведения).
Цель:
- повышение культурного уровня народа
- укрепление марксизма-ленинизма как идейной базы жизни общества
Итоги:
- ликвидация неграмотности
- обязательное семилетнее обучение
- открытие 20 тыс. школ
- внедрение марксистских идей в систему обучения
- репрессии в отношении неугодных педагогов и студентов.
2) Литература:
В литературе и искусстве внедрялся метод «социалистического реализма» (изображение действительности не такой, какая она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы за социализм), прославление партии, ее вождей.
3) Большевики и церковь
В 20-е гг. начинается изъятие церковных ценностей, террор против священнослужителей.
Общее:

- признание ликвидации неграмотности, развитие школы и образования, формирование новой советской интеллигенции важнейшими политическими задачами (концепция культурной революции)
- признание культуры и искусства важным средством воспитания масс в Коммунистическом духе (культура как часть общепартийного дела)
- выдвижение на первый план при оценке произведений искусства и культуры принципа партийности.
43. Социально-экономическое развитие советской России в 1920-е гг. Новая экономическая политика и её результаты.
Новая экономическая политика (сокр. НЭП или нэп) — экономическая политика, проводившаяся в 1920-е годы в Советской России и СССР. Была принята 14 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны, которая привела Россию к экономическому упадку[1]. Новая экономическая политика имела целью введение частного предпринимательства и возрождение рыночных отношений, с восстановлением народного хозяйства. НЭП была мерой вынужденной и во многом импровизацией. Однако за семь лет своего существования она стала одним из самых удачных экономических проектов советского периода.
Причины перехода к НЭПу:
1) Социально-экономический и политический кризис как последствие гражданской войны
2) Массовые выступления в сельской местности в городах, армии, флоте
3) Крушение идеи построения социализма и коммунизма путём полной ликвидации частной собственности и рыночных отношений
4) Стремление большевиков любой ценой удержать власти
5) Спад революционной волны в западных странах
Основные мероприятия НЭПа:
1) Продразвёрстка заменена продналогом, который имел фиксированный размер
2) Осуществилась денационализация промышленности. В результате которой развивается кооперация и предпринимательство
3) Привлекается иностранный капитал
4) Воссоздаётся банковская система
5) Ликвидирована уравниловка в оплате труда
6) Отменена всеобщая трудовая повинность
7) Разрешена аренда земли
Итоги НЭПа:
За несколько лет был ликвидирован социально-экономический и политический кризис в стране
Причины свёртывания НЭПа:
1) НЭП рассматривается большевиками, как временная мера (переходная к социализму)
2) Обеспечивая постепенное восстановление и развитие народного хозяйства, НЭП не гарантировал бескризисного его развития, а командные, насильственные меры в совокупности с плановым хозяйством работали медленнее, но были доступнее и предпочтительнее для руководящей партии
3) Противоречие между свободой, которую давала рыночная экономика и стремлением большевиков всё контролировать (тоталитаризм)

 

 

Предмет, функции и источники истории как науки. Методологические основы изучения исторического процесса

1) История – это рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано и исследовано.

История – это комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всём его многообразии.

Предметом изучения истории являетсядеятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.

История выполняет целый ряд функций:

1) Познавательная - выявлении закономерностей исторического развития.

2)Воспитательная-способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

3) Прогностическая -заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего.

4) Функция социальной памяти -заключается в том, что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

5) Практически-рекомендательная - помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.

Исторические источники – все остатки прошлого в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни.

Классификация источников: (Ковальченко И.Д)

1) Вещественные

2) Письменные

3) Изобразительные (худ. работы)

4) Фонические (документы аудио и видео ряда)

Методы изучения истории:

1) Хронологический

2) Хронологическо-проблемный метод

3) Проблемно-хронологический

4) Синхронический

5) Ретроспективный

Основные подходы:

1)ФОРМАЦИОННЫЙ (Автор Карл Маркс - др. название марксизский. Создан в конце 19в. В Германии.)

Суть:

Каждое человеческое общество проходит через 5 ступеней:

1. Первобытно-общинный

2. Рабовладенческий

3. Феодальный

4. капиталистический (буржуазный)

5. Коммунистический (который делится на Социализм и Капитализм)

В основе перехода от одной стадии к другой:

С экономической точки зрения:

Лежит совершенствование производительных сил (орудие труда+люди)

С политической:

Борьба между классами

Недостаток:

В расчет не берется духовная сфера (культура общества)

2)ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ( Автор Тойнби )

Суть:

Каждое общество и каждая цивилизация рассматривается в совокупности всех отношений и сфер человеческой жизнедеятельности

Недостатки:

Большойобъем информации, который требует грамотного структурирования и применения соответствующего методологического аппарата



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.076 с.)