Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личность В жизнедеятельности, деятельности и общении
Жизнь — тем более жизнь, чем теснее еечсвязи с жизнью других, с общей жизнью.з Л.Н. ТОЛСТОЙ Жизнь человека в обществе вырабатывает у него не только адаптивные формы по отношению к общественной необходимости, но и формы активного его участия в общественных процессах, что приводит к его развитию. Развивающаяся личность выступает не как замкнутая структура, а как включенная в общественную жизнедеятельность. В характеристике способа развития выступает ее общественная сущность. Социальное представляет, таким образом, не сторону самой личности и не ее среду, а сущ-ностную характеристику развития, типичную для данных конкретно-исторических условий. Именно эта характеристика определяет возможности, пределы, формы развития, а также типы противоречий, через которые оно осуществляется.- Сравнение разных конкретно-исторических эпох показывает, что каждой из них соответствует свой тип личности. В системах антагонистических общественных отношений закономерно развитие одной личности и неразвитие (деградация) многих других. Только при коммунистических отношениях развитие «каждого становится условием развития всех». Целью социалистического общества на сегодняшнем этапе является всестороннее развитие личности, для чего создаются определенные общественные возможности. Эти возможности каждый человек должен сам превратить в действительность. Такой характер развития противоположен тому, который имеет место в буржуазном обществе и был раскрыт К. Марксом. Развитие индивидов в пределах капиталистического способа производства, осуществляется как развитие отдельных способностей, а одностороннее развитие приводит к отсутствию всякого развития, «Развивая до виртуозности одностороннюю спе- циальность за счет способности и труду вообще, ойй превращает в особую специальность отсутствие всякого развития» х, — так характеризует К. Маркс эту диалектику. Совершенство в исполнении одного вида труда не только не сопровождается возрастанием активности и совершенствованием личности в целом, но и покупается ценой ее деградации. В то же время в антагонистическом обществе развитие отдельных личностей связано с деградацией других (классовый характер развития).
«Более высокое развитие индивидуальности покупается только ценой такого исторического процесса, в ходе которого индивиды приносятся в жертву» 2. Иными словами, нельзя говорить о том, что в отдельные эпохи вообще не происходит развития личности: оно совершается в определенных пределах, в узких, связанных, скажем, с совершенствованием производства формах, противоречивым способом и т. д. Поэтому можно говорить об общественной «цене» развития личности: развития одних людей за счет деградации массы других, развития одной способности личности за счет ее общей деградации, развития ее в одной форме деятельности — труде за счет снижения всех других жизненных форм ее активности. В буржуазном обществе личность платит определенную общественную цену за свое развитие, что приводит к ее трагической односторонности. Именно в этом смысле, на наш взгляд, надо понимать известное положение К. Маркса, что «общественная история людей есть всегда лишь история их индивидуального развития, сознают они это или нет» 3. Оно выражает не просто тот факт, что на протяжений всей истории непрерывно осуществляется развитие индивидов, а то, что оно носит конкретно-исторический характер. Поэтому одно дело — формирование личности в эпохи, которые предоставляют возможность ее развития, и другое — развитие личности вопреки общественным условиям. В последнем случае требование всесторонности развития приходит в противоречие с его однобокими формами, требование всесторонности жизнедеятельности — в противоречие с одной главной потребностью — сохранения, поддержа- ____*____ 1 Марке К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 363. * Марке К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 26, ч. II, с. 123. • Марке К.1 Энгельс Ф, Соч.! 2-е изд., «. 27, с, 402—403. ния жизни. Способность личности как ее неотторжимое, казалось бы, свойство развивается в отчужденных, не регулируемых ею формах. Поэтому,, например, человек занимает определенное место в обществе только как носитель своей способности, частичной деятельности. Этим объясняется эксплуатация, продажа личностью своего таланта как условие сохранения определенного места в обществе и т. д., что*в свою очередь приводит к внутренним противоречиям, деградации самой личности.
Непосредственным условием общественного развития индивида является свободное время. К. Маркс следующим образом определяет эту зависимость: «Свободное время — представляющее собой как досуг, так и время для более возвышенной деятельности — разумеется, превращает того, кто им обладает, в иного субъекта, и в качестве этого иного субъекта он и вступает затем в непосредственный процесс-производства» 4. В качестве субъекта труда индивид экономит общественно необходимое для производства продукта время, которое при социализме возвращается ему обществом в виде свободного времени. Однако затем личность сама должна превратить это время в качество своего развития. Характер использования свободного времени определяет реальное развитие личности и одновременно характер организации личностью своей жизнедеятельности — ее наполненность общественно полезными делами и т. д., что требует развития-определенных потребностей (познавательных, эстетических и т. д.). Т. Существуют определенные взаимосвязи между личностью (богатством ее потребностей, их уровнем развития) и характеристиками ее жизнедеятельности — полнотой и богатством деятельности и отношений. Речь идет не просто об использовании отдельного отрезка^времени, обособленного от других (который в социологии обозначается как досуг). Речь идет об определенном соподчинении различных видов деятельности личностью, их личностном наполнении, что происходит в целостном процессе жизнедеятельности. Так, например, свободное время может использоваться для развития другого человека (воспитание детей), в котором происходит и развитие самой личности, для общения, познания. 4 Маркс К., Энгельс Ф, Соч, 2-е изд., т. 46, ч. II, с. 221. Таким образом, способ потребления свободного времени определяет не только развитие способностей, но и развитие личности в целом, причем взятой в ее жизне-' деятельности. Индивид осознает социальные требования и свои природные возможности, ограничения, начинает связывать, регулировать их во времени. На более высоком уровне он не просто стихийно прилаживается к заданным общественной сущностью и природной формой своего бытия временно-пространственным особенностям жизни, но и вырабатывает общее ценностно-временнбе отношение к жизни. Этот уровень активности совпадает с его качеством как субъекта собственной жизни. Своей активностью, которая носит характер и осознания (предвидения и т. д.) и реального действия, он регулирует, организует, упорядочивает время собственной жизни. Осознанием причин и следствий событий жизни, структуры отношений людей, ценности тех или иных занятий, дел и т. д. субъект начинает своими действиями ускорять, уплотнять время своей жизни, а тем самым придавать определенную направленность всему ходу жизни. Он получает возможность в известных пределах связывать или разрывать цепь событий, поступков, дел. Эту активность субъект осуществляет в условиях действия объективной временной детерминации (необходимое и свободное общественное время, с одной стороны, длительность времени жизни, трудоспособности в природном смысле — с другой). Необходимо учесть при анализе жизнедеятельности весь спектр организации личностью времени: напряжение своих физических сил, интенсификацию нервных и психических усилий для ускорения трудовой деятельности (или пустую растрату свободного времени) и сознательную экономию времени посредством его разумной регуляции. Личность вырабатывает способ- ностъ творческого отношения к свободному времени своей жизни, развивая себя как общественного субъекта.
Говоря об общественном характере развития личности, нужно различать и специально анализировать уровень развития личности, который определяется ее «причастностью» к данному обществу, действием механизмов общественных отношений в целом, от уровня развития, который достигается специально направленными на ее развитие общественными воздействиями (воспитание, образование). Надонец, надо учитывать зависимость развития личности от конкретных социальных условий, в которые она «вписана», от той «обстановки», говоря словами В. И. Ленина, в которой она оказалась. Специальную проблему представляет развитие личности в составе коллективного субъекта. Иными словами, развитие личности общественно детерминировано по ряду оснований^ которые должны различаться относительно способов и механизмов развития. Говоря об общественных условиях развития личности, следует дифференцировать социальные условия, которые определяют развитие ее общественной сущности (что фактически совпадает с характеристикой данного типа общественных отношений), от тех условий, организация которых имеет своей непосредственной целью развитие личности — ее приобщение к культуре, воспитание, образование. Наконец, надо выделять конкретные обстоятельства жизни данной личности, которые могут способствовать или препятствовать развитию личности. Однако методологический анализ развития личности заключается не столько в том, чтобы вычленить социальные условия, дифференцировав их разное воздействие на развитие личности, сколько в том, чтобы выявить механизм или способ (или «персонификацию») воздействия этих условий на личность. Например, одной из конкретных форм, в которых проявляется характеристика общественных отношений, переведенная на «язык» развития личности, является время. Время конденсирует возможности развития личности в данную эпоху. Мы должны проследить превращение времени в качество развития личности, общественного времени — в «пространство человеческого развития», по словам К. Маркса. Но тем самым надо ответить на вопрос: в чем же проявляется качество развития личности — в мере ее активности, в темпе развития, в оптимизации личностных возможностей или в чем-нибудь другом?
Исследуя реальный процесс формирования личности, психология должна рассматривать его с точки зрения обеспеченной обществом возможности развития личности. Категория общественных условий в этом случае менее всего обозначает среду, окружение личности: она выражает общественную сущность личности с точки зрения возможностей ее развития, гарантированных обществом. Превращение же этих возможностей в действительность — дело самой личности. Но оно в свою очередь зависит от В принципе то же самое относится и к характеристике остальных условий. Говоря об образовании, обучении и т. д. как конкретных способах социализации личности, способах ее социального развития и приобщения к культуре, забывают о том, что механизм социализации, будучи специально направлен на личность, тем не менее опосредствуется ею самой. Говоря об адаптации, подразумевают при этом исключительно- процесс, обратный индивидуализации, самоопределению личности, но необходимо иметь в виду, что адаптируется не психика, а'целостная личность, приспособление которой к общественным условиям осуществляется соответственно ее направленности, интересам или, напротив, вразрез с ними. Рассматривая конкретную обстановку развития личности, ее место в системе общественных отношений, в коллективе, нельзя делать это изолированно от других условий. Необходимо учитывать возможности, предоставляемые личности обществом, занять адекватное место в общественной жизнедеятельности, общественных отношениях и реальный воспитательный и образовательный общественный потенциал. Однако, говоря о различии условий развития личностей и об их опосредствовании каждым индивидом, нельзя забывать, что воздействие этих условий осуществляется по социальным, социально-психологическим и личностным каналам. Влияние общественного бытия и общественных отношений на личность осуществляется через общественное сознание, идеологию и т. д. Однако воздействие общест-ственного сознания на индивидуальное осуществляется не прямо, а опосредствованно. Необходимо выделить целый ряд таких опосредствовании. Первое — это принадлежность индивида к определенному "'классу, которая определяет реальную вос приимчивость к идеям, ценностям и идеалам, составляющим в совокупности общественное сознание. Второе — это место человека в определенной группе'или коллективе, общественная деятельность и задачи которого делают его более или менее восприимчивым к влиянию общественного сознания. В отношении этих двух моментов можно говорить не только об условиях его причастности, но и
о собтношений, скажем, идеалов, йоплощенных в обще- -ственном сознании в целом,, с классовым сознанием, а затем с установками, традициями и т. д. данной группы или коллектива. Причастность личности, например, к отмирающим, уходящим со сцены классам или к группам, реализующим антиобщественные цели, дает эффект барьер-ности, неподверженности установок классового сознания влиянию передового общественного сознания. Не ставя своей целью провести специальный анализ общественного развития личности,.мы исходим из того, что оно начинается с момента, когда личность выступает в составе коллективного субъекта. Этот момент является не преходящим, а длительным условием ее развития. Исходные, базисные отношения в своей жизнедеятельности человек реализует только в составе коллективного субъекта. Индивид воспроизводится в своих потребностях и даже в сво-их способностях общественным образом, хотя и в индивидуальной форме. Иными словами, способ связи • между отдельными образующими, индивидуальными «органами» (по выражению К. Маркса) жизни, определяющими ее материальное воспроизводство, не устанавливается самим индивидом, но «завязывается» общественным образом «внутри него». Индивид исходно выступает как непосредственно кол Из этой общей логической схемы вытекает следующее! так как психика — это, образно говоря, «живущий» в каждом индивиде «орган» социальной жизни, то она как общий «орган» присуща всем индивидам и, так же как язык, выражает специфику их общественного способа существования. Здесь скрыт ключ для ответа на вопрос об общем в хГсихике всех людей. Законы организации совокупного субъекта, в том числе законы воздей- 8 Марке К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 46, ч.-II, с. 214. • Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 46, ч. I, С. 486, ствйя целого на свои части и их взаимодействия друг с Другом постольку, поскольку они отвечают человеческому образу действия, определяют закономерности психики. Общество, диктующее свои законы, становится для индивида своего рода природой, т. е. естественной необходимостью. В этом качестве психика выступает как проводник социальных воздействий, как общественная способность, из которой «вычитается» способность индивидуальной «реакции». В этом качестве психика должна, надо думать, изучаться социальной психологией. Если рассмотреть эту функцию психики в историческом аспекте, то она оказывается соответствующей «безличностной» форме общественной жизни. Не вдаваясь в спор, ведущийся советскими философами, о том, были ли ранние этапы общественной жизни «безличностными» и в каком смысле, отметим лишь общее и в этом смысле бесспорное положение 7. На ранних этапах общественной жизни формы организации совокупного субъекта выступают как менее развитые по типу общественных отношений. Они были более непосредственно коллективными формами, о чем свидетельствует Марксов анализ форм, предшествовавших капиталистическому производству. В этом анализе раскрыты основные исторические этапы становления личности: сначала непосредственное тождество ее с коллективным субъектом, затем вычленение из него и разделение социальных функций, обособление, которое затем привадит к специфическому включению в общность. Включение это рассматривается уже по разным основаниям или как независимое от индивида общественное принуждение к труду, или как участие индивида в различных формах коллективной деятельности, т. е. участие в его прямом значении. Существуют непосредственные, т. е. не опосредствованные личностью, развивающиеся до ее возникновения, формы участия человека в общественной жизнедеятельности, которые исторически приводят к появлению специальной формы личности, вступающей затем в общественные отношения опосредствованным этой личностью образом. Общественные отношения личности выступают ' См.: Демин М. В. Проблемы теории личности. М.: Наука, 1977» в сфере необходимого труда; в формы общественной действительности она включается опосредствованно через свою жизнь. Сначала индивид не выступает как общественно обособленный и даже общественно «особенный», по выражению К. Маркса, индивид, а лишь как часть коллективного субъекта. Только затем формируется его социальная особенность и «появляется различие между жизнью каждого индивида, поскольку она является личной, и его жизнью, поскольку она подчинена той или другой отрасли труда и связанным с ней условиям» 8. Таким образом, исторически изменяется мера личности, начиная от состояния поглощенности общностью, затем переходя к более сложным способам вхождения в состав коллективного субъекта, превращающим индивида в «лицо», а затем -*• в «личность». Соответственно и в сфере своей личной, постепенно обособляющейся по форме жизни (формы семьи, личного общения, личной инициативы и тг д.) индивид выступает сначала как исполнитель своей роли, затем — действующее лицо, затем — главное действующее лицо и т. д. Для нас здесь важно то. что для жизнедеятельности индивида, входящего в состав коллективного субъекта, вырабатываются определенные индивидуальные «органы», происходит развитие бсобых индивидуальных «функций», реализующих жизнедеятельность в этом качестве. Затем на основе преобладающей коллективности некоторая отделенность индивида порождает его новые функции. Обособление, требующее своей противоположности — включения, в свою очередь порождает специальные механизмы психики, обеспечивающие это включение. Существование этих механизмов, соответствующих разным стадиям обособления и • включения личности в состав коллективного субъекта, подтверждают многочисленные социально-психологические исследования 9. Напомним, что на принцип сопричастности как на нерасчлененность индивидуального и общественного, невы-деленность единичного человека обращал внимание Леви-Брюль 10. ?8 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 3, с. 77. [.' Здесь необходимо прежде всего указать на работы Порш- нева Б. Ф., Петровского А. В. и др. 10 См.: Самсонов Р. М. Социальная психика и идеология. Ереван: Айастан, 1970, Многие из механизмов, которые были вскрыты в со-циальнй-психологических исследованиях, — отождествления (идентификации), сопричастности, подражания, внушения и т. д. — должны быть проанализированы методологически, а для этого необходимо, во-первых, рассмотреть их как исторические формы -психической деятельности, связанные с соответствующими формами общественной жизни, во-вторых, рассмотреть их и как более древние «слои» психики современного человека. Так, у психики как «органа» общественной жизни имеются по крайней мере две функции — «проводника» воздействий совокупного субъекта на индивида и «органа» участия в нем последнего на уровне себе подобных. Кроме того, по мере обособления индивида возникает еще функция психики, которая соответствует ее превращению в средство, используемое самим индивидом. Из вышеизложенного следует, что нельзя ограничиться в объяснении психики каким-либо одним механизмом, например только интериоризации или только механизмом подражания. Рассматривать любой из них как универсальный и единственный механизм приобщения индивида к социальности, как это пытался сделать Л. С. Выготский, означает, во-первых, отрицание других функций психики, во-вторых, игнорирование особых форм психической активности, которые связаны с личностью как особой формой общественного бытия. Функциональное многообразие психики вызывается объективными процессами на общественном и индивидуальном уровнях. На уровне общественном способы организации совокупного субъекта становятся из более непосредственных более опосредствованными, из непосредственно коллективных при некоторых социальных условиях — все более осужденными. Однако, это не означает, что индивидуальное общение исключается из способов общественной организации, оно сохраняется как низший уровень в становящейся все более иерархической структуре общественного субъекта. На индивидуальном уровне как взаимосвязанная с первой появляется вторая «линия» общественного развития — из непосредственно общественного индивида возникает личность, которая в свою очередь «обособляется», а затем уже как личность включается в усложняющиеся формы • общественной организации. Усложняются и расчленяются объективные отно- шения, связи индивида с общественным субъектом, с себе подобными, с формами личной жизни, а тем самым появляются разные функции регуляции этих разнообразных связей. Пока мы совершенно абстрагируемся от уточнения того, каким из этих связей соответствуют какие уровни и механизмы психического. Важно опровергнуть сложившийся в буржуазной методологии способ их анализа. Главное не то, что подражание есть некоторый социально-психологический механизм поведения, а то, что оно соответствует более ранней, ограниченной форме и способу общественных связей, которая вызвала к жизни именно такую форму адаптации. При таком подходе можно определить ее место среда других, более активных, т. е. используемых самим индивидом, а затем личностью, форм социальной жизни. Тогда отпадает поставленный буржуазными методологами вопрос о его социальной функции в социальной системе, но встает другой: каким формам общественной жизни эквивалентны те или иные функции или «слои», психики. Марксистский методологический принцип состоит в выявлении реальных общественных оснований — типов отношений в общественном бытии, форм общественной жизни, которым эквивалентны формы психики. По своей принадлежности они всегда индивидны, по функциям — более универсальны или более индивидуализированы, а по степени сложности — соответствуют исторически дифференцирующимся формам общественной жизни. Общественные механизмы, которые обеспечивали на ранних этапах развития личности тождество индивидуального и общественного субъектов, сохранились как некоторые уровни субъективности и у современного индивида. Та историческая последовательность в смене форм субъективности, которую мы обнаружили, является логическим основанием для анализа «слоев» или уровней психологии личности. Можно предположить, что механизмы отождествления, сопричастности и т. д. являются исходными (в онтогенетическом плане), по отношению к которым, надстраиваясь над ними, развиваются механизмы индивидуализации — индивидуального сознания, индивидуальной регуляции деятельности. Представляется наиболее вероятным,, что первоначально развиваются общественные чувства, основанные на принципе тождества, сопричастности индивиДа Коллективному субъекту, а затем уже возникает определение отношений жизнедеятельности. Выявление самой личностью путей, способов включения в социальную действительность приводит к формированию ее сознания, т. е. нового качества индивидуальной субъективности. Становление индивидуального сознания происходит по отношению к исходным общественным формам субъективности, чувствам, установкам, вере. Однако это становление происходит не «внутри» субъективности, а опосредствовано реальным жизнедеятельным обособлением и включением индивида в жизнедеятельность. Опосредствованное индивидуальным сознанием общественное становление личности приводит к возникновению у нее развитых форм индивидуального сознания. Основой формирования индивидуальных форм субъективности являются реальные жизненные отношения личности, а не их внутренний генезис. Другой канал опосредствования дается характером жизнедеятельности личности, соотношением этапов жизнедеятельности с формирующими личность условиями, людьми, обстоятельствами. Например, если.познание общественных ценностей и идеалов в жизни личности не смыкается со своевременным трудовым воспитанием, ее практикой, оно может остаться чисто формальным. Нравственные нормы становятся подлинно действенными, когда их усвоение совпадает с решением личностью собственных моральных проблем, с активным построением своего нравственного поведения. А это означает, что «встречная» активность личности должна проявляться не только в связи с воздействием на Нее общественного сознания, передовых идей, идеологии, нравственных форм, но и в других направлениях, в труде, общении и т. д. Иными словами, восприимчивость личности даже к специально направленным на ее развитие, совершенствование общественным воздействиям (идеологическим, воспитательным,- образовательным и т. д.) зависит не только от ее активности, но и от адекватности этих воздействий жизни личности, их своевременности, от того, в каком соотношении.находятся собственно воспитание и практика личной жизни. Восприимчивость личности к воздействию развивающих ее условий зависит и от общей направленности, и соответственно от избирательности активности личности. В равной мере маловосприимчива к воспитательным воздействиям, скажем, со стороны коллектива личность пассивная, которая слабо связана с ним, и личность активная, но негативно относящаяся к коллективу. И наоборот, на основе включения индивида в решение практических задач задается готовность его к восприятию, например, моральных норм, духовных ценностей. В этом случае он может в равной мере легко воспринять их независимо от того, окажется ли наставником «значимый» человек, коллектив или художественная литер'атура, хорошая книга. Препятствием к усвоению культуры личностью может оказаться как социально-психологическая невосприимчивость (установки, традиции мышления и т. д.), так и «расстановка сил» в ее жизни, расхождение между обращенным к ней словом и ее реальным делом (во времени или по существу). Другими причинами могут стать несовпадение образов.ания и развития, сознания и жизненной практики, наконец, общественная пассивность личности, ее неспособность найти свое место в жизни и развивающийся на этой почве негативизм. Учет этих причин и опо-средствований необходим для того, чтобы общественные условия и специальные воздействия на личность действительно достигали цели. Раскрытие закономерностей общественного развития личности предполагает характеристики не только ее «самодвижения», но и изменений с точки зрения общественных критериев. Недостаточно говорить только о культурном развитии, всестороннем развитии или же просто выделять периоды и формы социализации индивида. Уровень, качество развития личности само есть условие ее участия в жизни общества. Поэтому надо исследовать личность как члена общества, определять условия достижения ею уровня, необходимого, чтобы стать полноправным его членом. Поэтому ее развитие, должно быть прослежено как «движение» в общественной жизнедеятельности, которое имеет свои, специфические для каждого индивида этапы. Так, присвоение им культуры, распред-мечивание общественной сущности, духовных богатств, несомненно, приводят к повышению уровня развития. Однако оно получает истинную общественную характеристику лишь тогда, когда выступает как условие дальнейшего общественного «движения» личности. Присвоение индивидом культуры выступает «на стороне» личности как процесс ее внутреннего самоопределения, формирования собственных способностей. Но этот сугубо внутренний процесс оказывается в свою очередь условием участия человека в общественном производстве. Посредством самоопределения человек входит в общение с другими людьми (коллективом), что дает ему возможность объективирования, опредмечи&ания своей общественной сущности. Становление индивида участником общественного труда имеет разные стороны — профессиональную и общественную. Общественная активность ставит его на особое место в реальных общественных отношениях, а это дает ему большие (или меньшие) возможности объективирования. Развитие личности выступает в виде ее объективированных способностей, перспективы, логики и темпа ее «движения», в виде самоопределения. 'Ее самобытность здесь совпадает с индивидуальностью. Иными словами, участие и причастность личности к общественной жизнедеятельности есть ее закономерное «движение» в ней, которое складывается из ряда этапов; развитие личности на каждом из них представляет ее новое качество, что дает ей новые возможности дальнейшего движения, выход на новый уровень, участие в новых формах общественной жизни. С точки зрения общественной сущности («сущностных сил», по выражению К. Маркса) критерием развития личности является возможность ее участия в развитии этой сущности. В этих условиях личность выступает в качестве творца, созидающего новый для общества продукт. Высший объективный общественный критерий ее развития — это, когда обществом признается индивидуальный вклад личности в развитие общественной сущности. Однако в современную эпоху, когда созидание нового становится делом подлинно коллективного творчества, критерием развития личности является не только ее способность выступить индивидуальным «автором», субъектом развития общественной сущности, но и общественная активность, делающая ее творческим участником коллектива. В этом случае критерием развития личности выступают ее способности изменять организационные формы коллективной деятельности (и общественной жизнедеятельности), которые признаются как общест- венно значимые. Возрастание активности личности (и мера ее развития) проявляется в создании условий для коллективного творчества. Творчество выступает здесь в сфере не профессиональной, а общественной деятель-лости. Например, рационализаторское предложение ценно не только тем, что на его основе создается новый продукт, сокращается время его производства и т. д., но и тем, что оно является условием оптимизации коллективной деятельности в целом и приводит к совершенствованию общественного производства (его темпов и т. д.). Аналогично социалистическое соревнование есть не только повышение производительности.труда, но и творчество новых продуктивных форм совместной деятельности. *Таким образом, развитие личности происходит под влиянием как общественных изменений, так и коллективных форм организации жизни и деятельности и при этом приобретает самостоятельную «орбиту» «движения» и развития. Это «движение» проявляется как общая способность личности целостным образом связывать, направлять и регулировать свои изменения, способности и способы совершенствования. *"** Содиальные критерии развития личности исследуются социальными науками, однако психология, признающая социальную детерминацию в качестве определяющей, не может не учитывать принципа, заключенного в этих критериях. Иными словами, психология, исследуя внутренние механизмы развития личности, этапы ее становления, должна иметь в виду общественную цель ее развития — превращение человека- в активного члена общества, учитывать условия этого становления — взаимодействие его со всем, что делает его человеком (с другими людьми, культурой и т. д.). Общественные^условия, формирующие общественную сущность личности, не являются внешними условиями. Они, как показал К. Маркс, определяют основные характеристики личности, способ жизнедеятельности, возможности и пути развития в пределах того или иного способа, ее способности и общественный способ их применения. Здесь-то и заложен ключ к пониманию развития личности. Личность включается в общество специфическим для последнего системным образом. Соответственно она и развивается в зависимости от требований этой системы. В то же время она приобретает определенные возможности самоопределения, а тем самым индивидуальной централизации, интеграции, регуляции и т. д. и своих способностей, и себя в целом. Таким образом, формируется индивидуальное, происходит развитие личности, которое задается также обществом, но которое реализует сама личность. Поэтому оно необязательно совпадает с типичными параметрами общественного развития, а это приводит к противоречивому «движению» личности. В понимании этого момента различаются две точки зрения. Согласно одной из них личность несамостоятельна и включена в систему середа—личность» (В. Г. Афанасьев и др.) или в систему «общество—личность» (Б. Г. Ананьев и др.)'> согласно другой — личность фактически признается самостоятельной, саморегулятивной системой, стремящейся к, целостности, интегративности, индивидуализации и т. д. Обе точки зрения имеют свои основания и правомерны, но в узких пределах. Они перестают быть - альтернативными, когда мы включаем личность в отношения жизнедеятельности. Только тогда открывается возможность разрешить этот в известном смысле метафизический спор, показав, какие качества жизнедеятельности (а тем самым и личности) не зависят от нее (и здесь личность— лишь составляющая общественной системы), а какие (и притом одновременно с первыми) личность сама систематизирует (соподчиняет по значению, распределяет во времени и т.д.). Поэтому личность с ее способностью к систематизации (саморегуляции, самоорганизации и т. д.) всегда «движется» в общественной системе через разрешение противоречий. Их решение есть совмещение параметров и требований общественной системы и той системо-образующей и саморегулятивной способности, какой является психология личности. Включаясь в действительность, вриобретая в ней специфически детерминированное «движение», сталкиваясь с определенными задачами, которые ставит социальная действительность, личность в то же самое время решает внутренние противоречия, порожденные несовпадением индивидуальных возможностей, критериев и т. д. с требованиями общества. Здесь и выявляется, насколько личность оказывается субъектом своей жизнедеятельности, насколько зависят от нее ее собственные действия. Общественная характеристика индивида определяет характер его личностного развития: его противоречивость или гармоничность, частичность или всесторонность.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.054 с.) |