Как сохранить или улучшить зрение ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как сохранить или улучшить зрение ребенка



В предупреждении зрительных расстройств ведущую роль играет общее укрепление организма. Для этого у ребенка должен быть определенный распорядок жизни без напряженной длительной зрительной нагрузки в неблагоприятных условиях (недостаточная освещенность, неудобная поза, несоответствие роста размерам мебели). Частое нарушение режима дня выражается в постоянном недосыпании, недостаточном пребывании на свежем воздухе, резком ограничении двигательной активности и т.д.

Правильные зрительные привычки у детей нужно формировать с 2-3 лет. Учите детей периодически моргать, не горбиться, не давайте им возможность смотреть пристально, просите чаще переводить взгляд с ближнего на дальние предметы и обратно. Превратите эти упражнения из игры в привычку. Длительный просмотр телевизора, занятия на компьютере, планшете, мобильном телефоне оказывают неблагоприятное влияние на зрение.

Для охраны зрения детей необходимо правильно организовать занятия в домашних условиях. Чтобы сохранить или улучшить зрение ребенка, нужно подобрать для него соответствующие игрушки и игры. Полезна любая игрушка, которая прыгает, вертится, катится и движется. Полезны любые игры с использованием мяча. Целесообразно уменьшить время игр, способствующих пристальному смотрению (шахматы, шашки, головоломки и т.д.).

Общая продолжительность занятий ребенка дома в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3-х до 5-ти лет и 1-го часа в 6-7 лет. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня, при этом между занятиями необходимо выделять время для активных игр и пребывания на свежем воздухе. Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха.

Следует давать детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, подойти к окну и посмотреть вдаль.

Длительность непрерывного просмотра или занятий для дошкольников не должна превышать 30 минут, оптимальное расстояние для зрения - 2,0-5,5 м от экрана телевизора, и 40 см от экрана компьютера, сидеть необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате при этом должно быть обычное естественное или искусственное освещение. Важно, чтобы свет от других источников не попадал в глаза. Во время занятий свет должен падать на книгу, бумагу, тетрадь равномерно, в то же время голова и лицо ребенка должны оставаться в тени. Лучше всего заниматься с настольной лампой, оставляя при этом общее освещение. Особенно это важно в темное время дня. Нужно избегать наклона головы близко к предмету работы, лучшее расстояние для зрительной деятельности - 30-35 см. Желательно исключить из поля зрения ребенка во время работы различные бликующие или отражающие поверхности. И, конечно, не надо забывать о правильном положении тела - стараться сидеть достаточно расслабленным, не сутулиться, делать гимнастику для глаз.

 


https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=15253

 


Ведение здорового образа жизни и контроль зрения, безусловно, уменьшат риск развития заболеваний органов зрения!

Берегите зрение! И будьте здоровы!

 

Министерство здравоохранения Российской Федерации Руководство по профилактике болезней глаза и его придаточного аппарата у обучающихся в образовательных организациях Функциональные расстройства и болезни глаза и его придаточного аппарата (H00–H59) Возрастная категория: дети

 Год утверждения: 2021 (пересмотр каждые 3 года) ID: ПР № Профессиональная ассоциация:

 • Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья (РОШУМЗ) Утверждено: Президиумом Всероссийского общества развития школьной и университетской медицины и здоровья (РОШУМЗ) «_____» декабря 2020 г., протокол № 30. 2

Оглавление

Ключевые слова…………………………………………………………………...3 Термины и определения ………………………………………………………….3 1.Краткая информация……………………………………………………………4 1.1. Введение……………………………………………………………..…….4 1.2. Цель руководства………………………………………………………….5 2.Описание методов профилактики……………………….……………………..5 2.1. Основные направления первичной профилактики нарушений зрения у обучающихся……………………………………………………………..5

2.1.1. Выполнение требований к освещенности помещений образовательной организации…………………………………………6

 2.1.2. Выработка правильной позы у обучающихся и воспитанников во время занятий………………………………………………………...8

2.1.3. Режим образовательного процесса…………………………………8

2.1.4. Гигиеническое обучение и воспитание обучающихся, просвещение родителей, педагогов…………….……………………...9

2.2. Основные направления вторичной профилактики нарушений зрения у обучающихся……………………………………………………………11

2.2.1. Раннее выявление нарушений зрения при профилактических скрининг-обследованиях обучающихся…………………………..….12

2.2.2. Раннее выявление нарушений зрения при профилактических осмотрах обучающихся мобильной офтальмологической выездной бригадой……………………………………………………...………...16

2.2.3. Использование бифокальных сферопризматических очков……………………………………………….…………………...17

2.2.4. Кабинет охраны зрения в образовательных организациях…………………………………………………………..18 Нормативные правовые документы, регламентирующие организацию и проведение профилактики болезней глаза и его придаточного аппарата у обучающихся в образовательных организациях……………………………21 Список литературы………………………………………………………………22 Приложение А1. Состав рабочей группы………………………...…………....23 Приложение А2. Методология разработки методических рекомендаций…...24 Приложения А3. Комплексы упражнений для глаз для детей 6-9 лет и учащихся 10-18 лет………………………………………………………….27

 Ключевые слова

 Болезни глаза и его придаточного аппарата

Миопия Компьютерный зрительный синдром

 Первичная профилактика нарушений зрения

Вторичная профилактика нарушений зрения

Дети

 Подростки

Обучающиеся

Воспитанники

Образовательная организация

Кабинет охраны зрения детей в образовательной организации Офтальмологическая мобильная бригада

 Скрининг-обследование обучающихся для выявления нарушений зрения Термины и определения Бифокальные сферопризматические очки – очки БСПО для снятия зрительной нагрузки при работе вблизи с целью замедления прогрессирования близорукости при чтении и письме, на занятиях в образовательных организациях, при выполнении домашних заданий, пользовании компьютерами, ноутбуками, электронными планшетами и мобильными телефонами с жидкокристаллическими экранами. Вторичная профилактика нарушений зрения – комплекс мероприятий, направленных на устранение факторов риска, которые могут привести к прогрессированию уже имеющихся нарушений зрения, а также раннее выявление функциональных расстройств и хронических болезней глаза и его придаточного аппарата, динамическое наблюдение за лицами с нарушениями зрения, их направленное лечение и последовательное оздоровление. Кабинет охраны зрения детей в образовательной организации – кабинет в образовательной организации, предназначенный для проведения первичной и вторичной профилактики нарушений зрения у обучающихся и оснащенный специализированным комплексом аппаратуры для оптикофизиологической коррекции нарушений зрения.

Компьютерный зрительный синдром – симптомокомплекс, вызванный перенапряжением зрительной системы в результате продолжительной работы за компьютером. Миопия – близору́ кость (от др.-греч. μύω — «щурюсь» и ὄψις — «взгляд, зрение») — это дефект (аномалия рефракции) зрения, при котором изображение формируется не на сетчатке глаза, а перед ней. Наиболее распространенное нарушение зрение у обучающихся. 4 Офтальмологическая мобильная бригада – бригада специалистов - офтальмологов, выезжающая в отдаленные села на специально оборудованном транспорте для проведения офтальмологических обследований населения, в том числе детского. Первичная профилактика нарушений зрения – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения нарушений зрения, устранение факторов риска их развития. Скрининг-обследование обучающихся для выявления нарушений зрения – (от англ. Screening) – метод активного выявления лиц с функциональными нарушениями и/или хроническими заболеваниями глаза и его придаточного аппарата, а также выявления факторов риска ухудшения зрения.

 Метод основан на применении специальных диагностических исследований, включая тестирование, и используется в процессе массовых обследований обучающихся.

 1. Краткая информация

1.1. Введение Более 90% информации о внешнем мире человек воспринимает посредством органа зрения. Поэтому одной из актуальных проблем охраны здоровья детей является проблема предотвращения формирования нарушений зрения, а также коррекции уже имеющихся нарушений. В течение последних десятилетий отмечается ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Рост заболеваемости отмечен практически по всем классам болезней, но наиболее неблагоприятные тенденции выявлены в отношении частоты функциональных расстройств и болезней глаза и его придаточного аппарата (по МКБ-10 VII класс H00–H59) [1]. Распространенность нарушений зрения среди детей и подростков заметно превышает показатели взрослого населения и имеет тенденцию к быстрому росту, что связано с увеличением частоты врожденных заболеваний и аномалий развития, ретинопатий недоношенных, различных воспалительных заболеваний глаз, а также близорукости, относимой к числу школьно-обусловленных заболеваний. Болезни глаза и его придаточного аппарата находятся на третьем месте в структуре заболеваемости детей (по обращаемости в медицинские организации) и составляют более 9200 на 100 тысяч детского населения. По данным Росстата за 13 лет (2005-2018 гг.) первичная заболеваемость болезнями глаза и его придаточного аппарата у детей от 0 до 14 лет включительно увеличилась на 35,12%, в среднем рост на 2,7% в год. Первичная заболеваемость подростков – на 5,9% процента, т.е. в среднем на 0,5% в год [1]. По результатам профилактических осмотров школьников четвертоепятое ранговые места в структуре заболеваемости занимают функциональные нарушения, преимущественно спазм аккомодации и миопия слабой степени, и хронические болезни зрительного анализатора, преимущественно миопия 5 средней и высокой степеней [2-7]. Функциональные расстройства преобладают у учащихся младших классов, хронические болезни – у учеников средних и старших классов. Цифровизация обучения, осуществляемая в стране с 2016 года, а с 2018 года реализуемая в рамках национального проекта «Цифровая школа», значительно интенсифицировала использование цифровых средств обучения в школах (интерактивные доски и панели, компьютеры, электронные планшеты и др.) и применение электронных гаджетов с жидкокристаллическими экранами (смартфоны, компьютеры, ноутбуки, электронные планшеты) в досуговое время и в домашних условиях при приготовлении уроков, поиске информации, электронных играх, общении в социальных сетях. Такая форма получения начального общего, основного общего и среднего общего образования предусмотрена Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В связи с пандемией Covid-19 образовательные организации России перешли на дистанционное обучение, которое сохранилось до конца 2019/2020 учебного года. Длительное и нерационально организованное использование электронных гаджетов резко увеличивает нагрузку зрительного анализатора, что не может не привести к развитию нарушений зрения и компьютерного зрительного синдрома [8-11]. Установлена взаимосвязь патологии органа зрения с соматическими и психосоматическими заболеваниями, которые также требуют коррекции. Нарушения зрения оказывают негативное влияние на состояние здоровья, работоспособность, развитие ведущих физиологических систем организма ребенка. Все это обуславливает необходимость проведения активной профилактики нарушений зрения в образовательных организациях и ежегодного скрининг-обследования детей для своевременного выявления нарушений зрения, коррекции расстройств и наблюдения за здоровьем обучающихся [2-4, 7-10]. 1.2. Цель руководства Цель руководства – сохранение здоровья и профилактика болезней глаза и его придаточного аппарата несовершеннолетних обучающихся в образовательных организациях.

2. ОПИСАНИЕ МЕТОДОВ ПРОФИЛАКТИКИ

2.1. Основные направления первичной профилактики нарушений зрения у обучающихся В систематическую работу по первичной профилактике нарушений зрения у несовершеннолетних должны быть вовлечены не только медицинские работники, но и администрация и педагоги образовательных организаций, родители и сами воспитанники детских садов, учащиеся школ и студенты колледжей. Профилактику нарушений зрения у детей необходимо начинать с дошкольного возраста. Мероприятия по предупреждению нарушений зрения должны включаться в план профилактической и санитарнопросветительной работы образовательных организаций. Первичная профилактика состоит в систематическом контроле за: 6 – соблюдением требований к освещенности учебных помещений; – позой обучающихся и воспитанников за столами и партами на уроках в школах и занятиях в дошкольных образовательных организациях; правильным рассаживанием школьников в классах; – использованием школьной мебели, соответствующей росту учащихся; рациональной расстановкой мебели и оборудования в учебных помещениях; – режимом образовательного процесса, чередованием непрерывной учебной деятельности на уроках и перерывами для проведения гимнастики для глаз.

2.1.1. Выполнение требований к освещенности помещений образовательной организации В помещениях общеобразовательных организаций должны выполняться требования к их освещенности и быть обеспечен коэффициент естественной освещенности (КЕО). В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО на рабочей поверхности парт (столов) в наиболее удаленной от окон точке помещения должен быть не менее 1,5%. При двухстороннем боковом естественном освещении показатель КЕО вычисляется на средних рядах и должен составлять 1,5%. Световой коэффициент (СК – отношение площади остекленной поверхности к площади пола) должен быть не менее 1:6. Светопроемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемноповоротные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника. Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается.

В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами. Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

 • не закрашивать оконные стекла;

• не расставлять на подоконниках комнатные цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;

• очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной);

• предотвращать затемнение окон деревьями, на первых этажах– кустарником. Допускается отсутствие инсоляции в учебных кабинетах информатики, физики, химии, рисования и черчения, спортивно-тренажерных залах, помещениях пищеблока, актового зала, административно-хозяйственных помещениях. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное или светодиодное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, теплобелый, естественно-белый. Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания для общего освещения. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах – 300-500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования – 500 лк, в кабинетах информатики на столах – 300-500 лк, на классной доске 300-500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) – 200 лк, в рекреациях (на полу) – 150 лк. При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради – освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.

 В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок. Рекомендуется светильники размещать выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской. Для рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность. Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) – цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам - белый.

В образовательных организациях необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами. В настоящее время все большее распространение в образовательных организация находят светодиодные светильники [12].

Достоинством таких светильников является то, что они позволяют достичь существенной экономии электроэнергии по сравнению с традиционными источниками света. Они практически не нуждаются обслуживании, что значительно снижает эксплуатационные расходы, особенно в труднодоступных для замены ламп местах. Кроме того, преимущество, по сравнению с традиционно используемыми изделиями, заключается в том, что светодиодные светильники обладают высокой эффективностью, высоким качеством света, отсутствием в спектре ультрафиолетового излучения. Современные светодиоды сравнялись по световой отдаче с натриевыми газоразрядными лампами и металлогалогенными лампами, достигнув 150лм/Вт. Установлено, что светодиодные светильники создают более благоприятную световую среду для зрительной и умственной работы обучающихся разного возраста, улучшают их психофизиологическое и функциональное состояние. Зрительная система учащихся, независимо от возраста, на фоне светодиодного освещения отличается повышенной стабильностью по сравнению с люминисцентными условиями освещения. 2.1.2. Выработка правильной позы у обучающихся и воспитанников во время занятий Важными факторами профилактики нарушений зрения является выработка правильной позы у обучающихся и воспитанников во время занятий за партами и столами, а также использование удобной школьной мебели, соответствующей росту ребенка. В настоящее время используются различные виды школьной мебели: столы с горизонтальной поверхностью и парты – с наклонной. Неудобство горизонтальных столов заключается в том, что при зрительной работе вблизи учащиеся вынуждены наклонять голову. У детей мышцы шеи развиты слабо, и они не могут долго держать голову в вынужденном положении.

Голова опускается все ниже и ниже, глаза слишком приближаются к предмету работы, конвергенционные и аккомодационные мышцы глаза сильно напрягаются. В результате этого процесса при длительной зрительной работе происходит спазм аккомодации, приводящий в дальнейшем к близорукости. Поэтому необходим постоянный контроль со стороны педагогов и родителей за правильностью позы учащегося при занятиях в образовательном учреждении и дома, а также регулярное проведение физкультминуток. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25- 35 см у обучающихся 1-4 классов и не менее 30-45 см – у обучающихся 5-11 классов. В школах детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать за ближние к классной доске парты или столы. Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах (1 и 3 ряд при трехрядной расстановке парт), классные руководители должны менять местами, не нарушая соответствия мебели их росту. Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II-III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования. Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м. 9 В начальных классах необходимо над доской размещать наглядный материал, например плакат «Правильно сиди при письме», чтобы дети всегда имели его перед глазами и контролировали свою позу.

2.1.3. Режим образовательного процесса Режим образовательного процесса оказывает значительное влияние на развитие зрительного анализатора обучающихся. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и др.) в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут, в 5-11 классах – 10-15 минут. Для профилактики нарушений зрения непрерывная учебная деятельность должна чередоваться с перерывами для отдыха глаз от зрительной работы. Глаза отдыхают тогда, когда смотрят вдаль или когда они закрыты. Доказано положительное влияние физкультминуток, проводимых в перерывах между напряженной зрительной работой, на состояние органа зрения и формирование рефракции глаз у детей. При этом улучшается мозговое кровообращение, укрепляется склера глаза. Эффективность физкультминуток возрастает при проведении специального комплекса упражнений гимнастики для глаз, которые проводятся педагогом. (См Приложение А3).

2.1.4. Гигиеническое обучение и воспитание обучающихся, просвещение родителей, педагогов Медицинский персонал образовательных организаций должен проводить работу по гигиеническому обучению и воспитанию: давать обучающимся, педагогам и родителям правильные рекомендации по организации зрительного режима в школьное и внешкольное время, особенно в условиях цифровизации образования и досугового времени ребенка. Для этого следует ориентироваться на «Гигиенические нормативы и специальные требования к устройству, содержанию и режимам работы в условиях цифровой образовательной среды в сфере общего образования» (2020). Необходимо разъяснять обучающимся, их родителям и педагогам, что в режиме онлайн-обучения следует использовать персональный компьютер или ноутбук, обеспеченные проводным подключением к сети Интернет. (При использовании системы беспроводной передачи данных расстояние от точки WiFi до рабочего места обучающегося должно быть не менее 5 м). Использование на занятиях более двух различных электронных средств обучения для одного пользователя (персональный компьютер и планшет, ноутбук и планшет) не допускается.

Не допускается использование смартфонов для образовательных целей – чтении, поиске информации. Ноутбук следует размещать только на твердой ровной поверхности. Использование ноутбуков обучающимися начальных классов возможно при наличии дополнительной клавиатуры. Обучающийся должен быть обеспечен 10 рабочим местом в соответствии с длиной тела. Рабочее место рекомендуется организовать так, чтобы пользователь электронным средством не сидел спиной к окну. В помещении, где организовано рабочее место с компьютером (ноутбуком) или планшетом, необходимо не только естественное и общее искусственное освещение, но и местное на рабочем столе. Местный источник света на рабочем месте обучающегося должен располагаться сбоку от экрана персонального компьютера или ноутбука. Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана.

 Освещенность на рабочем месте должна быть не менее 300 лк, что может быть обеспечено лампой мощностью не менее 60 Вт. Линейные размеры (диагональ) экрана электронного средства должны соответствовать гигиеническим нормативам. Организация рабочих мест пользователей персональным компьютером, ноутбуком и электронным планшетом должна обеспечивать зрительную дистанцию до монитора не менее 50 см. Использование электронных планшетов предполагает их размещения на столе под углом 30 градусов. Исключается работа с ноутбуком или планшетом на коленях, в руках, лежа.

В поле зрения пользователя электронным средством не должно быть ярких источников света. Монитор не следует располагать задней стороной к окну. Нежелательно, чтобы при работе за компьютером дневной свет из окна был направлен пользователю в глаза. Непрерывная и суммарная продолжительность использования различных электронных средств обучения на занятиях должны соответствовать гигиеническим нормативам. Электронные средства обучения следует выключать или переводить в «спящий» режим, когда их использование приостановлено или завершено, чтобы светящийся экран не находился в поле зрения обучающихся.

Для чтения, выполнения заданий обучающимися всех возрастных групп следует использовать преимущественно учебные издания на бумажных носителях. Вовремя и между занятиями организуются перерывы для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, для снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей. Перед началом занятий и каждый час работы помещение, в котором проводятся занятия, следует проветривать (не менее 15 минут) с учетом погодно-климатических условий, в присутствии детей следует избегать сквозняков. Режим использования электронных устройств, оборудованных экраном, во внеучебное время должен строиться на соотношении «один к трем» для обучающихся от 6 до 8 лет; для обучающихся 9-15 лет – «один к двум»; для обучающихся старше 15 лет – «один к одному» (например, «один к одному» – на каждые 30 мин работы – 30 мин отдыха). 11 Зрительные нагрузки детей и подростков в последнее время значительно увеличились при использовании в домашних условиях персональных компьютеров и другой электронной техники с жидкокристаллическими экранами.

Важным профилактическим мероприятием является коррекция зрительных учебных и внеучебных нагрузок детей и подростков в домашних условиях. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах – 1,5 ч, в 4-5 классах – 2 ч, в 6-8 классах – 2,5 ч, в 9-11 классах – до 3,5 ч. Со зрительным напряжением связаны многие учебные нагрузки со статическим компонентом при получении детьми дополнительного образования: занятия музыкой, шахматами, иностранными языками, математикой и информатикой, а также занятия с репетиторами при подготовке к экзаменам. Родители должны оптимально сбалансировать дополнительные нагрузки учащихся с динамическим компонентом (спортивные секции) и со статическим компонентом в сочетании со зрительным напряжением, а также контролировать домашние учебные и внеучебные занятия и досуг детей с использованием современной техники, включая телевизоры.

Дети младшего школьного возраста могут смотреть телевизионные передачи в те дни, когда учебная нагрузка невелика. Продолжительность просмотра телепередач должна быть не более 1 часа в день. Необходимо, чтобы комната была освещена. Ребенок должен сидеть на расстоянии 3-5 метров от экрана в зависимости от размера экрана телевизора. Если ребенку назначены очки для дали, то смотреть телевизионные передачи обязательно надо в очках. 2.2. Основные направления вторичной профилактики нарушений зрения у обучающихся К профилактическим мероприятиям, предотвращающим прогрессирование уже имеющихся у ребенка функциональных нарушений зрения, следует относить: – раннее выявление нарушений зрения при профилактических скринингобследованиях в образовательных организациях и профилактических медицинских осмотрах обучающихся; – использование бифокальных сферопризматических очков; – использование оптико-физиологических методов коррекции зрения.

 Вторичная профилактика нарушений зрения не будет эффективной без: – соблюдения санитарно-гигиенических требований к условиям обучения, в том числе требуемой освещенности рабочего места; – использования учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам; – использования компьютерной техники при режиме занятий в соответствии с гигиеническими нормативами и специальными требованиями к организации работы в цифровой среде; – чередования занятий учащихся с отдыхом и физкультминутками; – проведения гимнастики для глаз в образовательном учреждении и дома; – контроля за правильной позой учащихся во время занятий; – организации систематических прогулок и игр на свежем воздухе; – активного гармоничного физического развития детей и подростков, укрепления мышц спины и шеи; – организации рационального питания и витаминизации.

 Осуществлением профилактических мероприятий по предупреждению возникновения и развития нарушений зрения у детей и подростков должны заниматься не только врачи-офтальмологи, не только педиатры и медицинские сестры, работающие в образовательных организациях, но и сами дошкольники, школьники, студенты, их родители, администрация, педагоги и воспитатели.

2.2.1. Раннее выявление нарушений зрения при профилактических скрининг-обследованиях обучающихся Одним из основных требований профилактики нарушений зрения является проведение в образовательных организациях ежегодных скринингобследований обучающихся для выявления нарушений здоровья на ранних стадиях с последующим обследованием офтальмологом детей, нуждающихся в углубленном обследовании и лечении органа зрения. Программа скринингобследования для выявления нарушений зрения описана в Федеральном протоколе оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях «Скрининг-обследование несовершеннолетних обучающихся в образовательных организациях» (2014).

Исследование остроты зрения вдаль Для исследования остроты зрения у дошкольников используют таблицы с детскими картинками, у школьников – таблицы в различных приборах для исследования остроты зрения. Аппарат Ротта – с таблицами Сивцева – Орловой, это специальный прибор с зеркальными стенками и осветителем, только при таких условиях обеспечивается постоянная и равномерная освещенность знаков таблицы, от которой зависит точность результатов исследования. Кроме того, можно использовать другие приборы, содержащие таблицы с кольцами Лондольта. Кольца Лондольта считаются самыми объективными тестами, поскольку имеют одинаковую узнаваемость и одинаковый угловой размер. Таблицу следует поместить на такую высоту, чтобы нижний край знаков был на уровне глаз ребенка. Ребенок должен сидеть прямо, не наклоняя головы и не поворачивая ее в сторону. Расстояние до таблиц должно составлять 5 метров. Глаз, который не исследуется в данный момент, выключается из акта зрения с помощью заслонки, внутренний край которой должен находиться на середине носа, при этом глаз должен быть открыт. Во время исследования ребенок не должен прищуриваться.

При отсутствии у ребенка жалоб исследование начинают с 10-й строчки, знаки показываются вразбивку без лишней поспешности. При нарушениях зрения 13 исследование начинают с верхней строчки, указываю в каждой строчке по одному знаку. Если ребенок не может его назвать, то предъявляют все знаки в этом ряду и т.д. пока не будут названы все знаки строчки. Результат исследования записывается следующим образом: Vis без/ коррекции (OD=,OS=). Например,: Vis без/ коррекции OD = 0,9; OS = 0,8. Если острота зрения меньше десятой строки, т.е. острота зрения менее OD = 1,0; OS = 1,0 (меньше 100%), то ребенок нуждается в консультации врача-офтальмолога. Для проверки остроты зрения, особенно у детей дошкольного возраста, очень удобен тест Захсенвегера – «Черная рука» (Рис. 1.). При проверке остроты зрения с помощью данного теста исследуется каждый глаз раздельно, другой закрывается «язычком» из картона или пластмассы. Расстояние между ребенком и таблицей должно составлять 3 метра. Таблица устанавливается на уровне глаз ребенка.

Рис. 1. Таблица для определения остроты зрения с оптотипом «Черная рука»1 1 Тестовая таблица дается в натуральную величину 14 Помещение, в котором проводится исследование, должно быть достаточно светлым, но специального освещения таблицы не требуется. Поверка начинается с трех самых больших «черных рук». Ребенок должен указать направление руки. Дети 2-х лет должны опознавать знаки 1-го ряда. Дети 3-х лет – II ряда, старше 3-х лет – III ряда. Исследование остроты зрения вблизи Для исследования остроты зрения вблизи, на расстоянии 33 см, используют книгу или учебник. Предъявляются текст каждому глазу в отдельности, а затем обоим глазам. Если ребенок не может прочесть текст одним из глаз, то ребенок нуждается в консультации врача-офтальмолога. Выявление предмиопии с помощью теста Малиновского Тест позволяет выявить среди детей с нормальной остротой зрения группу риска по миопии: тех, кто имеет спазм аккомодации, предмиопию, более сильную рефракцию, чем средние возрастные нормы (таблицы 1- 2).

После исследования остроты зрения вдаль ребенку с нормальной остротой зрения предъявляют плюсовую линзу: для младших школьников +1.0 Д, для подростков среднего и старшего школьного возраста +0,5 Д (Рис.2). Для исследования можно использовать детскую оправу с dрр = 56 – 58мм. Если при данном исследовании острота зрения снижается на 10-40%, то ребенок относится к «группе риска». Таблица 1 – Возрастные нормы рефракции по А.И. Дашевскому Возраст 1 год 2 года 3 года 4 года 5 лет 6 лет 7-8 лет 9-15 лет Д + 3,5 + 3,0 + 2,5 + 2,0 + 1,5 + 1,0 + 0,75 + 0,5 Таблица 2 –Visus по Е.И. Ковалевскому Возраст 1 год 2 года 3 года 4 года 5 лет 6-7 лет 8-15 лет Vis 0,3-0,6 0,4-0,7 0,6-1,0 0,7-1,0 0,8-1,0 0,9-1,0 0,9-1,0 Рис. 2. Определение предмиопии с помощью теста Малиновского Результат исследования записывается следующим образом. Если с плюсовой линзой (+1,0) острота зрения правого глаза 1,0 (Vis OD = 1,0) и острота зрения левого глаза 1,0 (Vis OS = 1,0) – тест Малиновского считается отрицательным. Если при тесте Малиновского с линзой +1.0 острота зрения падает, например, правого глаза до 0,8 (Vis OD=0,8) и острота зрения левого 15 глаза до 0,7(Vis OS = 0,7), тест считается положительным и ребенок нуждается в консультации врача-офтальмолога. Выявление нарушений бинокулярного зрения с помощью теста Рейнеке Бинокулярное зрение – это сложная функция высших отделов ЦНС, в результате которой зрительные образы каждого глаза преобразуются в одно объемное зрительное ощущение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.049 с.)