Глагол. Причастие. Деепричастие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глагол. Причастие. Деепричастие



Глагол. Причастие. Деепричастие

Чтобы выполнить задание №7, надо найти ошибку в образовании формы слова. И исправить ее.

И у нас есть список морфологических норм, с которыми нам предстоит столкнуться и повторить всё, что касается глаголов и образованных от них частей речи – причастий и деепричастий.

Давайте рассмотрим несколько тренировочных заданий и посмотрим, с какими правилами мы можем столкнуться:

Поезжай вперёд – здесь речь об образовании форм повелительного наклонения глаголов

Обгрызанное яблоко – вопрос стоит об образовании причастий.

Смотря вдаль – правильно ли здесь образуется деепричастие?

Натерев солью – то же самое, но деепричастие совершенного вида.

Лягте на диван – опять повелительное наклонение глагола.

Зажгёшь свечу – нужно выяснить, правильно ли образована форма второго лица единственного числа будущего времени.

Движет чувство долга – настоящее время, третье лицо, единственное число

Испекёт булочки – тоже третье лицо, единственное число, но форма будущего времени.

Закутавшись в одеяло – верно ли образовано деепричастие?

Окрепший организм – а здесь нужно выяснить, правильно ли образовано причастие.

И вот мы выделили несколько норм, о которых стоит поговорить, чтобы выяснить, есть ли в этих примерах ошибки.

Начнём с ошибок, с которыми мы можем встретиться при образовании глагольных форм.

Есть глаголы, которые вообще не имеют некоторых форм настоящего и будущего времени.

Например, нет формы первого лица единственного числа у таких глаголов:

Победить, убедить, стонать, затмить, родиться.

То есть, нельзя сказать: я побежу или я победю. А также – я убежу, я стонаю и так далее. Это всё ошибки. Я смогу победить. Я вскоре сумею затмить – возможны только такие формы.

Нужно уделить пристальное внимание и чередованиям согласных в разных формах глагола. Например:

Лечь – лягу – ляжет – лягут

Течь – теку – течёт – текут

Жечь – жгу – жжёт – жгут

То есть, сказать вы жгёте – это ошибка. Жжёте.

Исключение здесь составляет разве что глагол ткать.

Тку, ткёшь, ткёт, ткут. В нём нет никаких чередований.

Нужно помнить и о чередованиях, в которых проявляется щ, ж или ш:

Возить – вожу, блестеть – блещу, весить – вешу, висеть – вишу, махать – машут.

Сказать блестю или висю – это очень грубая ошибка.

Нужно пристально посмотреть на глаголы бежать и хотеть – в них часто делаются ошибки.

Бежать – бегу, бегут. Но при этом бежим, бежишь, бежите. Формы наподобие бегишь – это ошибки.

А у глагола хотеть чередование происходит только в формах единственного числа: хочу, хочешь, хочет. В остальных формах чередования нет: хотим, хотите, хотят. А формы наподобие хочут – это серьезные ошибки.

При образовании форм первого лица единственного числа в глаголах часто появляется дополнительная буква л – еще один вид чередования.

Ловить – ловлю, любить – люблю, купить – куплю, сыпать – сыплю.

В некоторых глаголах возможны варианты:

Капать – капаю и каплю, внимать – внимаю и внемлю. Тут варианты различаются ещё и по стилистике или в соответствии со значением.

А вот в глаголе выздоровею чередование не появляется. Выздоровлю – это ошибочная форма.

Иногда при образовании форм несовершенного вида в основе глаголов происходит чередование гласных о и а.

Утроить – утраивать, одолжить – одалживать, подточить – подтачивать, устроить – устраивать.

Род существительных

Дело в том, что время от времени мы неверно определяем род существительных. И из-за этого неверно сочетаем с существительными глаголы и прилагательные.

В правиле об определении рода имён существительных можно выделить несколько пунктов.

Иногда нам доставляют трудности некоторые склоняемые существительные.

Много ошибок связано с определением рода заимствованных несклоняемых существительных.

Отдельным пунктом при этом можно выделить географические названия.

Наконец, есть ещё аббревиатуры и сложносоставные существительные.

Начнём с определения рода склоняемых существительных и трудностей, с которыми мы можем при этом столкнуться.

Это такие ошибки, как ароматная шампунь, настырный моль, вкусная гренка, стальная рельса и так далее.

Речь идёт чаще всего о заимствованных словах, которые уже давно прижились в языке, но или имеют нулевое окончание, или употребляются не так часто.

Или же эти слова изменили родовую принадлежность – это и становится причиной ошибок.

Поговорим о таких существительных, которые относятся к мужскому роду.

Слов, которые вызывают трудности, не так уж и много:

шампунь

рельс

погон

гипюр

тюль

рояль

бюллетень

Все эти слова относятся к мужскому роду.

Особенное внимание нужно обратить на такие существительные, как помидор – не помидора, гренок – а не гренка, картофель – тоже мужского рода.

Это своего рода полноценный обед из существительных мужского рода.

Посмотрим теперь на существительные женского рода.

В этих словах ошибки делаются гораздо чаще:

оладья

простыня

мозоль

гантель

бандероль

антресоль

фланель

Все эти слова относятся к женскому роду.

Отдельного внимания заслуживают названия обуви. Чаще всего мы употребляем такие существительные во множественном числе, поэтому в единственном числе возможны ошибки.

К женскому роду относятся такие слова, как:

туфля

тапка

бутса

кроссовка

сандалия

босоножка

А к мужскому роду относятся такие существительные, как

валенок

ботинок

бот

мокасин

А есть ли существительные среднего рода, с которыми у нас могут возникнуть трудности?

Например,

повидло

чучело

щупальце

мочало

монисто

В начальной форме подсказкой становятся окончания, но при склонении мы можем делать ошибки. Поэтому нужно запомнить, что эти слова относятся к среднему роду.

И теперь время взглянуть на несклоняемые существительные и трудности, связанные с определением их рода.

Это такие ошибки, как вкусное кофе, очередное пенальти, солёное иваси, строгое рефери и так далее.

Окончаний у таких слов нет, и мы не можем сходу определить род таких существительных. К тому же, иногда их род определяется по их значению.

Но абсолютное большинство заимствованных несклоняемых существительных относится к среднему роду. Это такие слова, как:

купе

пенсне

какао

кафе

манго

авокадо

жюри

алиби

табу

Они не доставляют нам проблем.

Числительные

Достаточно часто в седьмом задании могут встретиться имена числительные. Давайте посмотрим на эти четыре тестовых задания.

Сосредоточимся сначала на поиске словосочетаний с числительными.

Более четырёхсот картин – здесь речь явно о склонении количественных числительных.

Из триста пятой аудитории – а тут нас интересует склонение порядковых числительных.

С четырьмя тысячами – речь опять о склонении количественных числительных.

До две тысячи двадцатого года – это опять склонение порядковых числительных.

Прибавить к трёхстам – опять склонение количественных числительных.

В полутораста метрах от дома – склонение количественных числительных, на сей раз дробных.

Трое ножниц – а вот это уже собирательные числительные.

Есть ли в этих словосочетаниях ошибки? Мы выясним это, когда повторим нужные нам правила.

И вспомним, как правильно образуются морфологические нормы, о которых мы говорим.

Начнём с правила склонения количественных числительных, которые обозначают целые числа.

Основой для этого правила служит склонение числительных от одного до десяти. Посмотрим на склонение числительных три и пять – они склоняются по разным образцам.

Три, трёх, трём, три или трёх, тремя, о трёх.

Числительные два/две и четыре склоняются примерно с такими же финалями. Считается, что они склоняются по образцу прилагательных.

Пять, пяти, пяти, пять, пятью, о пяти. Так склоняются все числительные от пяти до двадцати и ещё числительное тридцать.

Они изменяются по образцу существительных третьего склонения. Например, слова рать, которое так удачно рифмуется со словом пять.

Названия десятков – пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят – состоят из двух частей. И в них склоняются обе части. Так что окончания каждый раз будут одинаковыми для двух корней.

Родительный падеж – пятидесяти – легко поделить на пяти и десяти.

Дательный падеж – пятидесяти.

Творительный – пятьюдесятью.

Предложный – о пятидесяти.

Склонение этих числительных обычно не вызывает у нас трудностей.

Настоящей проблемой становятся названия сотен. Во-первых, они выглядят разнородно: двести и триста не похожи на пятьсот, шестьсот. Во-вторых, если мы знаем, как просклонять первую часть – этих числительных, то как просклонять вторую, корни –сти, -ста или сот?

Все эти корни – разновидности сокращения одного и того же слова: сотня. И окончания при склонении будут точно такие же, как у слова сотня.

Но есть и другой способ легко запомнить, как склоняются корни –сот, -сти, -ста.

Он основан на рифме. Ста – верста!

Просклоняем при помощи такой аналогии числительное триста.

Когда мы склоняем корень по аналогии со словом верста – мы вообще можем отсекать от этого слова часть корня – и у нас сразу же окажется та часть, которая нужна!

Просклоняем числительное шестьсот таким способом.

Итак, мы видим, что в таких словах склоняются оба корня. И если первая часть склоняется, как числительные до десятка, то вторая – как существительное первого склонения.

Ещё у нас есть числительные сорок, девяносто, сто, у которых только две формы. Начальная – которая также появляется в винительном падеже. И с окончанием а – сорока, девяноста, ста, которое проявляется во всех косвенных падежах.

Почему это так важно?

Потому что по тому же образцу будут склоняться числительные полтора/полторы и полтораста. У них будут только две формы.

Для полтора и полторы вторая форма – это полутора. Причём, эта форма не различается для форм мужского и женского рода.

В полутора метрах. И полутора банками краски.

Точно так же для числительного полтораста существует вторая форма – пол у тораста. И проявляется она во всех косвенных падежах, кроме винительного. Для мужского или женского рода существительных нет при этом никаких различий.

Сказать полутораста ученикам. Кофта с полутораста пуговицами.

Поговорим теперь о склонении порядковых числительных. Здесь всё просто: в составных порядковых числительных склоняется только последнее слово. Причём, склоняется оно по образцу прилагательных, потому что именно на прилагательные эти числительные и похожи.

Мы видим, что изменяется только последнее слово в числительном.

То же самое касается склонения порядковых числительных, которые обозначают год.

Точно так же изменяется только одно слово – последнее.

Однако есть исключение – это слова, который заканчиваются на –сотый, -тысячный, -миллионный и так далее. Здесь речь идёт о части корня, так что слово склоняется как единое целое.

Двухтысячный год, двухтысячного года, двухтысячному году.

Но стоит нам добавить хотя бы единицу к номеру – и перед нами больше не «круглое» число. Значит, склонение возвращается в норму.

Говорим о двухтысячном году. Но это случилось в две тысячи первом году – потому что речь больше не идёт о числе, кратном тысяче.

Проблемы очень часто связаны и с собирательными числительными. Это числительные от двое до десятеро. И они могут употребляться только с определёнными существительными.

Вспомним, с какими существительными они употребляются. Это:

- одушевлённые существительные мужского и общего рода: двое мужчин, пятеро дедушек, трое плакс.

- существительные со значением детёнышей животных: двое львят, семеро козлят.

- существительные со значением групп людей (пятеро ребят, семеро детей).

- существительные, которые образовались от прилагательных (восьмеро больных, трое прохожих).

- слова, называющие парные предметы: четверо очков, шестеро штанов.

- существительные, обозначающие предметы во множественном числе: двое суток, трое саней.

Собирательные числительные употребляются также вместе с личными местоимениями. Нас пятеро, их восьмеро.

И вот мы повторили все связанные с числительными морфологические нормы, которые могли вызвать у нас вопросы. Вернёмся теперь к нашим заданиям и посмотрим, не скрыта ли где-нибудь здесь ошибка.

Более четырёхсот картин. Здесь склонение числительного четыреста. Числительное стоит в родительном падеже. Более – чего? – четырёхсот.

В числительном четыреста склоняются обе части. Поставим две части в родительный падеж.

Чего? Четырёх сотен. С нулевым окончанием – то есть, четырёхсот. Здесь всё правильно.

Из триста пятой аудитории – здесь склонение порядковых числительных. Мы знаем, что склоняться должно только последнее слово. И точно, первое слово в числительном, триста, стоит в именительном падеже. А второе склоняется. Тут тоже всё правильно.

С четырьмя тысячами. Здесь склонение числительного четыре в форме творительного падежа – кем? чем? В творительном падеже склоняется именно так – двумя, тремя, четырьмя. Тут тоже нет ошибки.

Две тысячи двадцатого года. Вопрос опять стоит о склонении порядкового числительного. Какое число имеется в виду? Несмотря на то, что число заканчивается нулём, оно не круглое – то есть, не кратно тысяче. Значит, склоняться должно только последнее слово. И здесь первое числительное стоит в именительном падеже – две. А склоняется последнее – двадцатого. И это совершенно правильно.

Прибавить к трёхстам. Здесь речь о форме числительного триста в дательном падеже. Разделим числительное на два корня и просклоняем оба.

Прибавить к чему? – к трём, к чему? К сотням или к вёрстам – в любом случае, окончание -ам.

Получилась форма трёмстам.

И значит, здесь ошибка.

В пол у тораста метрах от дома. Правильно ли здесь образована форма дробного числительного полтораста?

Мы знаем, что у числительного полтораста есть вторая форма для косвенных падежей – полутораста. Здесь у нас предложный падеж, и эта форма ему полностью соответствует.

Трое ножниц. Можем ли мы употребить собирательное числительное трое с существительным ножницы? Ножницы – существительное, у которого есть только форма множественного числа. Значит, можем.

Итак, мы повторили всё, что касалось образования форм числительных. Но у нас осталось ещё немало правил, которые нужно рассмотреть.

Рассмотрим числительные оба и обе.

Мы уже говорили о собирательных числительных – таких, как двое, пятеро, семеро. Но числительные оба и обе относятся к разным родам. Поэтому и сочетаются со словами разного рода.

Числительное оба сочетается со словами мужского и среднего рода. Оба ученика, оба стола, оба окна.

При этом нужно обратить внимание на склонение этого числительного – такие формы, как обоих, обоим, обоими, об обоих.

А числительное обе сочетается с существительными женского рода. Обе ученицы, обе бабочки, обе сумочки.

Нужно обращать внимание и на склонение числительного женского рода. Это такие формы, как обеих, обеим, обеими, об обеих.

И главное – не смешивать формы мужского и женского рода. Мы не можем сказать – на обоих табуретках. Табуретка – слово женского рода. Значит, к этому существительному подойдёт числительное обеих.

И мы не можем сказать – об обеих письмах. Письмо – существительное среднего рода. Значит, к нему подходит числительное об обоих.

Это довольно очевидные, но и довольно частые ошибки.

Прилагательные, местоимения

Гораздо сложнее может оказаться вопрос о сочетаемости количественных числительных и прилагательных.

Здесь у нас возникают проблемы с числительными два, три, четыре (и составных числительных, которые оканчиваются на такие цифры). Если у нас есть существительное, зависимое от такого числительного, то в каком падеже должно стоять при этом существительном определение?

Это зависит от рода существительного.

Возьмём три словосочетания.

Два лимона – числительное с существительным мужского рода.

Два яблока – числительное с существительным среднего рода.

Две груши – числительное с существительным женского рода.

И подставим в каждое словосочетание прилагательное большой.

Два больших лимона. Здесь прилагательное будет стоять в форме родительного падежа.

Два больших яблока – и здесь тоже прилагательное в родительном падеже.

Две большие груши. А здесь определение в форме именительного падежа, множественного числа.

Значит, при сочетании существительного с числительным два, три, четыре (или с любым числительным, которое заканчивается на два, три, четыре) определение может стоять в родительном падеже или в именительном падеже множественного числа.

Если существительное – мужского или среднего рода, то определение будет стоять в форме родительного падежа множественного числа.

Двадцать три колючих ёжика

Четыре пронзительных письма

Сто два усталых работяги

Если существительное женского рода, то определение будет стоять в форме именительного падежа множественного числа.

Пятьдесят четыре новых идеи

Двести двадцать две прочитанные страницы

Три весёлые студентки

Поговорим теперь о прилагательных и о морфологических нормах, которые регулируют образование форм прилагательных.

Чаще всего ошибки делаются при образовании форм сравнительной и превосходной степени имён прилагательных.

Вспомним, что степень сравнения могут образовывать только качественные прилагательные.

Но не все. Например, нет степеней сравнения у таких прилагательных, как бурный, вечный, возможный, героический, краткий, рваный, робкий, слепой и так далее.

То есть, для начала нужно задаться вопросом – а может ли слово перед нами вообще образовывать степени сравнения.

Далее, нужно помнить, что форма сравнительной степени прилагательных образуется при помощи разных суффиксов. Нужно различать эти суффиксы.

С формами на -ее, ей- у нас обычно проблем не возникает: менее, сильнее, красивее, полнее.

Но многие прилагательные образуются при помощи суффикса -е с чередованием согласных: слаще, уже, глуше, легче.

Есть и прилагательные, которые образуются при помощи суффикса -ше: старше, раньше, тоньше, горше.

Некоторые формы сравнительной степени образуются при помощи других корней: хороший – лучше, плохой – хуже, маленький – меньше.

Но это простая сравнительная степень. А ведь есть ещё и сложная. Которая образуется при помощи слов более или менее.

Более сильный, более молодой, менее тонкий, более ранний, более сладкий. И так далее.

Нужно обратить внимание на то, что само прилагательное стоит в положительной степени, а сравнительная форма образуется при помощи особого слова.

И мы не в коем случае не должны смешивать простую и сложную форму сравнительной степени прилагательных.

Сказать более сильнее – ошибка. Или более сильный, или сильнее. Используется или суффикс, или вспомогательное слово.

Нельзя сказать более слаще. Более сладкий или слаще.

Это очень распространённая ошибка, и её следует избегать.

То же самое относится и к превосходной степени сравнения прилагательных. Как известно, простая превосходная степень образуется при помощи суффиксов -ейш,

-айш: длиннейший, сильнейший, тончайший, мягчайший.

А сложная превосходная степень образуется при помощи частиц наиболее, наименее, самый:

Самый длинный, наименее сильный, наиболее тонкий, самый мягкий.

Заметим, что в этом случае суффиксы уже не применяются, частицы добавляются к прилагательным положительной степени.

Ещё превосходная степень образуется, если добавить к простой сравнительной степени прилагательного слово всех. Длиннее всех, сильнее всех, тоньше всех, мягче всех.

В этом и только в этом случае используются и суффиксы, и вспомогательное слово.

Но всё-таки, мы не должны смешивать простую и сложную форму превосходной степени.

Мы не можем сказать самый добрейший – это ошибка. Либо самый добрый, либо добрейший.

Точно так же мы не можем сказать наиболее красивейший. Либо красивейший, либо наиболее красивый.

Нужно отслеживать такие ошибки в нашем задании по ЕГЭ.

Здесь нужно упомянуть и о степенях сравнения наречий.

Дело в том, что у наречий, образованных от качественных прилагательных, бывают степени сравнения.

И сравнительная степень у наречий образуется в точности как у прилагательных. Простая – при помощи тех же суффиксов. Веселее, слаще, быстрее, выше, сильнее.

А сложная – при помощи тех же слов более, менее. Более весело, менее сладко, более быстро, менее высоко, более сильно.

И правило будет таким же – простая и сложная формы сравнительной степени не должны смешиваться.

Мы не можем сказать: более громче. Либо громче, либо более громко.

Ошибкой будет такое сочетание, как более спокойнее. Либо спокойнее, либо более спокойно.

Поговорим теперь о местоимениях и их формах, которые могут вызвать у нас трудности.

Во-первых, нужно помнить, что местоимения третьего лица его, ее, их употребляются также в роли притяжательных местоимений. И они не склоняются.

Его книга, её собака, их путешествие.

Тем более, ни в коем случае нельзя склонять эти местоимения по образцу прилагательных!

Такие формы, как евоный, ейный, ихний – это очень грубые ошибки.

Нужно также помнить, что при склонении личных местоимений третьего лица у них может появляться начальная буква н. Но только если перед местоимением есть предлог! Сравним:

Увидеть его – но смотреть на него.

Сказать ей о чём-либо – но поговорить с ней

Создано ими – но пойти в разведку с ними.

Если есть предлог – появляется и эн в местоимениях.

Но это верно только для непроизводных предлогов и многих наречных предлогов – таких, как вокруг, около, сзади, посреди, мимо и так далее.

Но есть случаи, когда начальная н не употребляется.

Например, когда местоимения стоят после предлогов, которые управляют дательным падежом: наперекор, благодаря, вопреки, согласно, навстречу и так далее. Эти предлоги тоже произошли от наречий, но главное здесь – дательный падеж.

Если местоимение стоит после сложного предлога, н тоже не появляется: по поводу её, в противовес ему, за исключением их, по причине её и так далее.

Наконец, если местоимение стоит после прилагательного в сравнительной форме, н тоже не появляется: младше его, красивее её, веселее их и так далее.

Итак, мы рассмотрели все необходимые правила и теперь можем выяснить – в каких найденных нами примерах есть ошибки.

Более нужный элемент – здесь форма сравнительной степени прилагательного образована правильно – только при помощи слова более.

Сложнейший текст – форма превосходной степени прилагательного образована при помощи суффикса -ейш-, и это правильно.

Для обеих участниц – поскольку участница – женского рода, то используется собирательное числительное обеих.

Это яблоко намного крупнеенамного – это просто наречие меры и степени, а сравнительная форма прилагательного тут образуется правильно – при помощи суффикса.

Говори более яснее – а вот здесь сравнительная степень наречия образована неправильно – используется и суффикс, и частица. В ответ мы впишем либо слово яснее, либо два слова – более ясно.

Старше него – здесь местоимение третьего лица употребляется после сравнительной степени прилагательного, а потому эн не нужно. В ответе мы запишем: его.

По обоим сторонам – сторона женского рода, а значит, нужно употребить числительное обе. В ответе мы укажем: по обеим.

Звучит не менее громко – здесь сравнительная степень наречия образована правильно – только при помощи частицы менее.

А оказался бойче всех – здесь употреблён неверный суффикс. В ответе мы должны указать слово бойчее.

Две золотые медали – медаль женского рода, так что прилагательное золотые правильно употребляется в форме именительного падежа.

ИХ вещи – местоимение третьего лица не склоняется, всё верно.

Итак, мы рассмотрели правила, которые касались числительных, прилагательных и местоимений. И можем обобщить и систематизировать информацию:

· Использование числительных оба/обе зависит от рода существительных: оба – для мужского и среднего рода, обе – для женского рода. От рода существительных также зависит употребление определения при числительных два, три, четыре. При существительном женского рода определение ставится в именительном падеже, а при существительном мужского или среднего рода – в родительном.

· Нельзя смешивать простую и сложную форму сравнения прилагательных или наречий. Используются или суффиксы, или формообразующие частицы.

· Местоимения его, её, их не склоняются, когда выступают в качестве прилагательных. А при склонении этих личных местоимений у них после простых предлогов появляется в начале буква н.

 

↑ Формы имен существительных. Именительный падеж множественного числа

 

Ы, И А, Я

Слова на -тор, -сор,-вор, -ер

инструкторы редакторы лекторы ректоры конструкторы прожекторы секторы инженеры шофёры бухгалтеры диспетчеры договоры приговоры плейеры драйверы принтеры и т.д. директора профессора инспектора доктора катера ордера тенора фельдшера флюгера хутора шулера буфера веера буера повара

Слова на –ЛЯ

грифели госпитали векселя вензеля кителя штабеля штемпеля тополя шомпола колокола купола

Остальные слова

слесари токари конюхи возрасты кремы супы грунты лифты порты склады торты флоты фронты штабы штурманы адреса бока борта века желоба жемчуга жернова края кузова окорока округа острова отпуска паруса паспорта погреба потроха снега стога сорта сторожа тетерева черепа

 

 

Форма зависит от значения

адреса (новоселов) века (Средние) года (мои года) колена (выделывать) корпуса (танковые) кренделя (выделывать) меха (одеваться в меха) мужья (прочить в мужья) образа (святых) ордена (на груди) пропуска (временные) рода (войск) счета (оплатить) сыновья (и дочери) тона (светлые) учителя (профессия, в школе) хлеба (яровые) адресы (поздравительные) веки (на веки вечные) годы (войны, девяностые) колени (больные) корпусы (часов) крендели (вкусные) мехи (кузнечные) мужи (Отечества, ученые) образы (литературные) ордены (Тевтонский) пропуски (занятий) роды (и виды, древние) счеты (свести) сыны (Отечества) тоны (сердца) учители (не профессия, великие учители человечества, хлебы (печь формовые)

↑ Формы имен существительных. Родительный падеж множественного числа.

 

ОВ, ЕВ Нулевое окончание

Растительный мир

Всё на –ов Исключения
апельсинов бананов огурцов бананов томатов помидоров гранатов абрикосов ананасов лимонов мандаринов баклажанов яблок груш слив дынь

Названия национальностей

Остальные окончания Слова на –н,-р
казахов калмыков киргизов монголов семитов таджиков тунгусов узбеков хорватов якутов Исключение: турок бурят армян башкир болгар грузин лезгин осетин румын татар туркмен цыган Исключение: бедуинов

 

Единицы измерения

Наиболее употребляемые в повседневной жизни Редко употребляются в повседневной жизни(термины)
байтов гектаров граммов децибелов каратов килограммов километров ампер аршин бит ватт вольт радиан рентген

 

Парные предметы

носков гольфов рельсов бронхов джинсов лампасов бриджей ботинок чулок шаровар шорт туфель сапог тапок тапочек галош бахил бутс валенок манжет серёг клипс

 

Военная тематика (все на -ов)

  Солдат Гусар Драгун Гренадер Кадет Улан Партизан

 

Существительные на -ня


Ь Н
Если перед -ня стоит гласная Если перед -ня согласная
богинь погонь тихонь яблонь нянь басен башен боен вишен двоен пашен сотен спален сплетен таможен черешен Исключение: барышень боярышень кухонь деревень


Существительные на -це


-ЕВ -ЕЦ
болотцев кружевцев деревцев оконцев блюдец зеркалец копытец(копытцев) одеялец полотенец сердец солнц

 

Существительные на –ье, -ья

Без ударения в И.п.

С ударением в И.п.

-ИЙ

-ЕЙ

(гулянье) гуляний
застолий
кушаний
надгробий
новоселий
ожерелий
раздумий
сидений
снадобий
солений
ущелий
армий
аудиторий
бегуний
гостий
колдуний
оладий
пародий
плясуний
эскадрилий
печений
побережий
подземелий
Исключения:
платьев
верховьев
кореньев
лохмотьев
низовьев
подмастерьев
хлопьев
устьев

ружьё) ружей
питей
полыней
статей
судей
и т.д.


Некоторые существительные на -ей, с нулевым окончанием и -ов

-ЕЙ

Нулевое

-ОВ
распрей ведомостей лопастей мощностей отраслей скатертей скоростей четвертей бомжей векселей вензелей госпиталей кабелей медведей будней дровней козней пельменей яслей

вафель
петель
барж
копён
кочерёг
обойм
пелён
сирот
зраз
жабр
каникул
лосин
макарон
невзгод
оков
сардин
уз
шпрот
брызг


выборов дебатов заморозков кулуаров мускулов нардов очистков сотов чипсов нервов
       

↑ Формы имени прилагательных. Сравнительная и превосходная степень.

 

Сравнительная степень

 
простая Начальная форма + -ее, -ей, -е, -ше Пр: умнЕЕ Начальная форма + -айш-, -ейш- Пр: умнейший
составная Более/менее + начальная форма Пр: более умный Самый/ наиболее/ наименее/ всех + начальная форма Пр: самый умный, наиболее умный, умнее всех

Превосходная степень


Внимание! Нельзя смешивать простую и составную степени сравнения.

Например:
Более интереснее, самый интереснейший – НЕПРАВИЛЬНО.
Интереснее или более интересный, интереснейший или самый интересный – ПРАВИЛЬНО.

↑ Формы числительных (склонение количественных, порядковых, сложных, составных, дробных, собирательных числительных)


1) Склонение количественных числительных (отвечают на вопрос Сколько?)


  Как склоняются Примеры
5-20, 30 Склоняются как существительное степь Р.п. чего? Пяти Д.п чему? десяти В.п. что? двадцать Т.п. чем? Одиннадцатью П.п. о чем? Тридцати
40, 90, 100 Имеют только две падежные формы: И.п. = В.п Р.п, Д.п., Т.п., П.п. окончание А И. сорок, девяносто, сто Р. Сорока, девяноста, ста Д. Сорока, девяноста, ста В. сорок, девяносто, сто Т. Сорока, девяноста, ста П. Сорока, девяноста, ста
50, 60, 70, 80 Меняются обе части, как существительное 3 склонения (как существительное степь) И. пятьдесят Р. пятидесяти Д. пятидесяти В. пятьдесят Т. пятьюдесятью П. пятидесяти
200, 300, 400 Меняются обе части. Первая часть как два, три, четыре. Вторая часть как слово "ноты" во мн.ч. И. двести Р. Двухсот (нот) Д. двумстам (нотам) В. двести Т. Двумястами (нотами) П. двухстах (нотах)
500-900 Меняются обе части. Первая часть - как степь. Вторая часть - как ноты во мн.ч И. пятьсот Р. пятисот Д. пятистам В. пятьсот Т. пятьюстами П. пятистах


2) Склонение числительных полтора, полторы, полтораста
Полтора, полторы и полтораста в И.п и В.п. имеют одинаковые формы, а в остальных падежах имеют формы полутора и полутораста.


3) Числительные тысяча и миллион
Числительное тысяча склоняется как существительное 1-го склонения (тысяча, тысячи, тысяче, тысячу, тысячей, о тысяче)

Числительное миллион склоняется как существительное 2-го склонения (миллион, миллиона, миллиону, миллион, миллионом, о миллионе)

4) Склонение дробных числительных
В дробных числительных числитель склоняется как целое число, а знаменатель – как порядковое числительное
Пять четвертых – И.п.
Пяти четвертых – Р.п.
Пяти четвертым – Д.п.

5) Склонение порядковых числительных
При изменении порядковых числительных (отвечают на вопрос какой по порядку?) меняется только окончание последнего слова.
И.п. две тысячи семнадцатый
Р.п две тысячи семнадцатого
Д.п. две тысячи семнадцатому
В.п. две тысячи семнадцатый
Т.п две тысячи семнадцатым
П.п. две тысячи семнадцатом

Образование повелительного наклонения

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.202 с.)