Преподаватель: Демченко Т.О. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преподаватель: Демченко Т.О.



Раздел программы: Текстознание

Тема: Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Их признаки. Комбинация разных типов речи в одном тексте

Цели и задачи:

1)образовательные: повторить имеющиеся в русском языке типы речи и их характерные признаки. Систематизировать полученные знания.

2)развивающие: закрепить умение типологического анализа текста. Развивать умения написания текстов разных типов речи и самим их создавать.

3) воспитательные: воспитывать коммуникативность, самостоятельность, активность.

Ход урока

Орг. Момент. Запись темы урока.

II. Стилистическая разминка.

1.А) А утром всё так же ревело седое и мглистое море и вдали взлетали и окунались в воду доски, брёвна и вырванные с корнем деревья.

Б) Иногда срывался шквал…

В) Дом скрипел, сами собой открывались и захлопывались двери, на разные голоса пели печные трубы, и бродячие псы, ночевавшие на веранде, начинали скулить от страха.

- Верно или неверно утверждение? Это текст. А как вы считаете?

- Почему это не текст? Обоснуйте своё мнение.

- Что нужно сделать, чтобы эта запись стала текстом?

- Итак, расположите предложения в правильной последовательности так, чтобы получился текст. Если правильно расположите предложения, у вас получится отрывок из произведения К.Г. Паустовского.

- Какие признаки текста вам известны?

- Что такое абзац? Сколько в этом тексте абзацев?

- Что такое микротема? Сколько микротем можно выделить в тексте?

- Что такое абзацный зачин?

- Определите тип речи и стиль текста. Докажите.

Расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст.

А) на третий день проверяют букет снова подрезают стебли на 1 – 2 см часа два держат цветы в воде и опять кладут в холодильник.

Б) Через два – три часа заворачивают букет в газету и кладут на нижнюю полку холодильника.

В) Чтобы сохранить цветы купленные за неделю до праздника стебли цветов подрезают наискось острой бритвой и ставят в воду комнатной температуры.

1) А Б В 2) В Б А 3) Б А В

- Текст списать, расставить знаки препинания.

- Назвать тип речи.

К какому типу речи относятся следующие тексты?

а) Пластмассовых полотенец пока нет. Ведь ткани из химических волокон плохо впитывают воду, поэтому ими нельзя вытирать руки.

б) В нескольких верстах от моей деревни находится большое село Шумихино, с каменной церковью во имя преподобных Козьмы и Дамиана. Напротив этой церкви некогда красовались обширные господские хоромы, окружённые разными постройками. (И. С. Тургенев).

III. Обобщение.

- Какие типы речи вам известны?

- Вспомним вкратце, каковы особенности каждого из них. Для этого сопоставим несколько тем. Какая из них предусматривает сочинение повествовательного характера, какая – сочинение-рассуждение, а какая – сочинение-описание?

1) портрет Пугачёва

2) жизнь Гринёва в Белогорской крепости

3) В каких поступках раскрывается низость и двоедушие Швабрина?

4.Индивидуальные задания.

Название типов речи Понятие (что собой представляет) Особенности типов речи Особенности композиции Вопрос, на который отвечает текст данного типа речи
Повествование - № 299 в уч. За 10 - 11 класс. Советы по написанию текста повествоват. характера – стр. 152 там же. Это рассказ о действии, движении людей и явлений во времени и пространстве. Особая роль принадлежит глаголам, особенно прош. вр. сов. вида, они обознач. последовательно сменяющие друг друга события. 1. Начало события (завязка). 1. Развитие события (кульминация). 2. Конец события (развязка). Что произошло? (Использовать воспоминания, письма).
Описание – № 305 в учебнике за 10 – 11 класс Рыбченковой, Власенкова. Это словесное изображение какого-либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков. Цель описания – чтобы читатель (слушатель) увидел предмет описания в своём сознании. Чаще употребл. глаголы прош. врем. несов. в., синонимы, неполные и назывные предложения. 1. Общее представление о предмете. 2. Отдельные признаки предмета. 3. Авторская оценка, вывод, заключение. Какой предмет?
Рассуждение. Это изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Излагаются причины явлений и событий, их взаимная связь. Цель: убедить кого-то в чём-либо или опровергнуть точку зрения оппонента, с которой вы не согласны. Отличие от 2-х первых: более сложно построенные предложения (обособл. чл., с разными типами союзной и бессоюзной связи). Лексика – употр. больше слов, обознач. отвлечённые понятия. 1. Тезис (высказывается какая-то мысль). 1. Доказательства (или опровержение). Аргументы: а) … б) … в) … и т. д., сопровожд. примерами. 3. Вывод (заключение). Почему так, а не иначе? Что из этого следует? Объяснение – (что это такое?) Размышление (Как быть? Что делать?)

Тип речи – повествование.

- Какова композиция текста повествовательного характера?

Начало события (завязка)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.006 с.)