Теория государства и права в системе юридических наук и ее соотношение с другими гуманитарными науками. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория государства и права в системе юридических наук и ее соотношение с другими гуманитарными науками.



Саратов-2021г.

ВНИМАНИЕ!

 

Студенческий совет напоминает, что данные материалы не являются единственным достаточным для сдачи экзамена источником и не гарантируют отличной оценки!

 

Советуем Вам обращаться к лекциям, учебникам и тексту действующего законодательства для уточнения информации, изложенной ниже и получения сведений об актуальных редакциях норм.

 

 

Удачной сессии!


 

Список вопросов к экзамену:

1. Предмет и метод теории государства и права.

2. Теория государства и права в системе юридических наук и ее соотношение с другими гуманитарными науками.

3. Соотношение и взаимосвязь государства и права.

4. Вопросы теории государства и права в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

5. Причины и формы возникновения государства у различных народов.

6. Признаки, отличающие государство от общественной власти родового строя.

7. Соотношение общества и государства.

8. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

9. Понятие и сущность государства.

10.Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества.

11.Типология государства: формационный и цивилизационный подходы.

12.Правовое государство: понятие и принципы.

13.Разделение властей как принцип организации и деятельности правового государства.

14.Понятие и элементы формы государства. Соотношение типа и формы государства. 15.Форма государственного правления: понятие и виды.

16.Форма государственного устройства: понятие и виды.

17.Политический режим: понятие и виды.

18.Место и роль государства в политической системе общества.

19.Понятие и классификация функций государства.

20.Характеристика основных внутренних функций Российского государства.

21.Характеристика основных внешних функций Российского государства.

22.Формы осуществления функций государства.

23.Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

24.Понятие и структура механизма государства.

25.Орган государства: понятие, признаки, классификация.

26.Правовая политика: понятие и приоритеты.

27.Понятие и сущность права.

28. Право как государственный регулятор общественных отношений.

29.Понятие права в объективном и субъективном смысле.

30.Принципы права и их социальная обусловленность.

31.Соотношение экономики, политики и права.

32.Функции права: понятие и виды.

33.Понятие, структура и роль правосознания. Взаимодействие права и правосознания.

 34.Правовая культура: понятие и структура.

35.Правовая система общества: понятие и структура.

36.Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь.

37.Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

38.Понятие и основные признаки нормы права.

39.Предоставительно-обязывающий характер правовых норм.

40.Структура нормы права.

41.Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта. Способы изложения правовых норм.

42.Классификация норм права.

43.Понятие и виды форм права. Источники права.

44.Правотворчество: понятие, принципы, виды.

45.Понятие юридического процесса и юридической процедуры.

46.Понятие и виды нормативно-правовых актов.

47.Отличие нормативно-правового акта от акта применения права.

48.Закон и его верховенство в системе нормативных правовых актов. Виды законов.

 49.Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации.

50.Юридическая техника.

51.Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

 52.Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды.

53.Понятие системы права.

54.Частное и публичное право.

55.Предмет и метод правового регулирования как основание деления права на отрасли.

56.Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей российского права.

 57.Институт права: понятие и виды.

58.Соотношение системы права и системы законодательства.

59.Понятие и основные принципы законности.

60.Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка и демократии.

61.Гарантии законности: понятие и виды.

62.Формы реализации права. Применение права как особая форма его реализации.

63.Работа В.И. Ленина «О «двойном» подчинении и законности».

64.Основные стадии процесса применения норм права.

65.Юридические коллизии и способы их разрешения.

66.Акты применения правовых норм: понятие, особенности и виды.

67.Толкование норм права: понятие и виды по субъектам.

68.Акты официального толкования, их особенности и виды.

69.Способы и объем толкования правовых норм.

70.Пробелы в праве и пути их устранения. Аналогия закона и аналогия права.

71.Юридическая практика: понятие и структура.

72.Правовое отношение: понятие и признаки.

73.Предпосылки возникновения правовых отношений.

74.Взаимосвязь нормы права и правоотношения.

75.Понятие и виды субъектов правоотношений.

76.Правоспособность, дееспособность, правосубъектность.

 77.Правовой статус личности: понятие и структура. Конституция Российской Федерации о защите прав человека и гражданина.

78.Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура.

79.Объект правоотношений: понятие и виды.

80.Понятие и классификация юридических фактов. Юридический состав.

81.Механизм правового регулирования. Понятие и элементы.

82.Правомерное поведение: понятие, виды, мотивация.

83.Понятие, признаки и виды правонарушений.

84.Юридический состав правонарушений.

85.Понятие, основания и виды юридической ответственности.

86.Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность.

87.Договорная теория происхождения государства.

88.Теория насилия по вопросу о происхождении государства.

89.Естественно-правовая теория.

90.Психологическая теория права.

91.Историческая школа права.

92.Нормативистская теория права.

93.Социологическая теория права.

1. Предмет и метод теории государства и права.

В познании окружающего мира особое место занимает наука

Наука – теоретическое отражение действительности: система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы и общества.

Функции науки – выработка и теоретическая систематизация объективных данных.

Наука имеет объект и предмет исследования. Если объект выступает общим для ряда наук, то предмет одной науки не может совпадать с предметом другой.

Объект науки охватывает явления внешнего мира, на которые распространяются познания и практическое воздействие людей.

Предмет науки – это часть, сторона, тот или иной конкретный аспект объекта, исследуемые данной наукой; это круг основных наиболее существенных вопросов, которые она изучает.

Все науки принято подразделять на естественные, гуманитарные, и технические. ТГП относится к гуманитарным наукам. Объект её изучения – государство, право, государственно-правовые явления в социальной жизни.

Предмет ТГП составляют: 1. Общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;

2. Основные коренные вопросы (сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система);

3. Основные государственно-правовые понятия, общие и обязательные для всей юридической науки.

Методы ТГП включают способы, приёмы и средства изучения.

Система методов ТГП:

· всеобщие (общефилософские) методы (метафизика; материалистическая и идеалистическая диалектика);

· общенаучные методы (исторический, логический, системный, функциональный);

· частнонаучные методы (социологический, статистический и др.);

· частноправовые методы (формально-юридический, сравнительно-правовой).

 

Вопросы теории государства и права в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Объединению общества способствовали и меняющиеся климатические условия. Исчезновение крупных животных привело к расформированию больших охотничьих коллективов. На их основе возникали небольшие семейные группы, которые вели кочевой образ жизни, вступая в дружеские союзы с другими.

       Исчезновение животных привело к изменению пищевого рациона за счет растительной пищи. Кроме того, люди начали замечать, что большую пользу приносит не охота на животных, а их разведение. Появляется скотоводство, которое позволило иметь не только постоянный источник питания, но и дополнительную продукцию. Занятие скотоводством не требовало коллективных усилий. И результат труда зависел от усилий отдельной личности. Сам труд стал трудоемким, а потому основной производительной силой стал мужчина.

       Впервые в обществе появляется избыточный продукт, что повлияло на характер семейно-брачных отношений. Мужчина становится главой семьи и получает возможность самостоятельно прокормить семью. Из общества выделяется парная семья, дети наследуются за отцом. Появляется патриархат.

       Специализируясь на земледелии и скотоводстве, а потом и на ремесле, люди были вынуждены обмениваться продуктами. В этой связи появляется класс купцов. Произошло 3 крупных разделения труда:

· отделение земледелия от скотоводства

· выделение ремесленников

· появление купцов

Они привели к повышению производительности труда, к получению относительно избыточных продуктов, которые накапливались у отдельных лиц, постепенно становясь их собственностью.

Таким образом, появляется частная собственность. Она стала основой расслоения общества на богатых и бедных, основой появления классов. Указанный выше процесс принято называть процессом перехода от присваивающей (собирательной) экономике к производящей. И факторы этого процесса называют причинами возникновения государства.

Причины установлены марксисткой теорией происхождения государства.

 

Процесс возникновения государства у различных народов шел по-разному.

Энгельс (упомянутая работа) выделял 3 формы возникновения государства:

1. древнеафинскую (классическую) – особое значение в этом процессе имели реформы трех государственных деятелей: Тезия, Солона, Клисфена. Тезий учредил центральную власть и вне зависимости от родовой принадлежности поделил население на 3 класса:

i. эфпотриды – благородные сословия – наделялись исключительным правом замещения должностей

ii. геоморы – ремесленники

iii. демиурги – земледельцы

Солон в основу деления граждан уже на 4 класса положил имущественный ценз – размер и доходы землевладения. Управленческие должности могли занимать лишь представители 3 класса, а наиболее ответственные -1 класс. 4 класс имел право голосовать и выступать на общем собрании.

Клисфен всю территорию Аттики поделил на 100 самоуправляемых общин-округов, во главе которых стояли старейшины.

 

2. дренеримскую – процесс формирования государства у древних римлян был обусловлен борьбой между патрициями и плебеями. Патриции составляли коренную римскую аристократию, плебеи являлись бесправным пришлым населением и первоначально не допускались к управлению обществом. 

 

3. древнегерманскую – появление государства у древних германцев ускорилось завоеванием ими огромной территории римской империи, для управления которой органы власти родового строя были непригодны. В тех исторических условиях нельзя было не принять многочисленные населения римлян в родовые поселения германцев, не господствовать над ними. Поэтому становится необходимой иная организация власти, стоящая над обществом и располагающая разветвленным аппаратом управления.

 

Азиатская форма возникновения государства характеризуется тем, что формированию государства способствовали климатические условия, обусловившие необходимость выполнения грандиозных ирригационных и строительных работ. При этом, родоплеменная знать, обеспечивающая управление тысячами рабов постепенно трансформировалась в государственные органы. Государство стало организатором производства. Коллективная собственность превратилась в государственную, и только потом появились ее частные формы и классовые расслоения.

 

Признаки монархии:

· Государственная власть сосредоточена в руках одного человека – монарха.

· Монарх наследует власть как представитель правящей династии.

· Осуществляет власть пожизненно и бессрочно (возможны и выборы).

· Политическая и юридическая безответственность монарха.

Виды монархий:

· Абсолютные монархии, где верховная государственная власть всецело принадлежит монарху (рабовладельческие монархии и абсолютные монархии при феодализме). В настоящее время к ним относится Саудовская Аравия.

· Ограниченные, где власть монарха значительно ограничена представительным органом (сословно-представительная монархия при феодализме и современные конституционные монархии).

Ограниченные монархии разделяются на дуалистические, где власть разделена

между правительством, формируемым монархом, и парламентом (Бутан) и парламентарные, где власть монарха ограничена парламентом и правительством (Англия).

 

Республика — форма правления, при которой государственная власть делегируется народом представительным органам, избранным на определенный срок.

Признаки республики:

· Источником власти формально-юридически признается народ.

· Выборность и сменяемость (срочность) представительной власти.

· Коллегиальность правления, основанная на разделении властей.

· Законодательно закрепленная подотчетность и ответственность власти за результаты своей деятельности.

Виды республик:

· Парламентская – президента избирает парламент, как и правительство и подотчетно ему. Президент не может отправить правительство в отставку. Однопартийное правительство назначает партия, получившая большинство голосов в парламенте. Коалиционное правительство состоит из представителей всех партий, входящих в парламент (Германия, Италия).

· Президентская – президента избирает народ, он одновременно является главой государства и главой исполнительной власти. Он назначает министров и отправляет их в отставку, парламент не может выразить правительства вотум недоверия (США, Сирия).

· Смешанная – совместно президент и парламент (Франция, Россия).

 

Антидемократический режим.

Антидемократический режим отличается большим разнообразием, которое выражается в различной степени жесткости режима, в своеобразие идей, лежащей в его основе.

Разновидности: деспотические (деспот приходит к власти законными способами) и тиранические режимы (с помощью захвата).

Признаки антидемократического режима:

· Народ при таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля за ее деятельностью.

· вся полнота власти концентрируется в руках правящей элиты, монополизирующей политическую деятельность и не учитывающей коренных интересов населения.

· Устраняется оппозиция.

· Устанавливается полное преимущество государства над правом.

· Личность лишена надлежащих гарантий своей безопасности.

Тоталитарный режим

Тоталитарный режим характеризуется контролем госу­дарства над всеми областями общественной жизни, полным подчине­нием человека политической власти и господствующей идеологии.

Признаки тоталитарного политического режима:

· Существование одной официальной идеологии, формируемой правящей партией.

· Сращивание правящей партии с государственным аппаратом.

· Крайний централизм в управлении, обеспечивающий контроль над всеми сферами общественной и частной жизни граждан. Действует принцип: «Запрещено все, кроме предписанного».

· Усиление бюрократизации исполнительной власти, устанавливающей террор

· по отношению к населению.

· Общая идея, лежащая в основе режима.

Авторитарный режим

Авторитарный режим можнорассматривать как своего рода ком­промисс между тоталитарным и демократическим политическими ре­жимами. Он мягче, либеральнее тоталитаризма, но жестче, антинарод­нее демократического режима.

Признаки авторитарного политического режима:

· Власть сосредоточена в руках одного лидера или группы.

· Господствует исполнительная власть.

· Парламент как совещательное учреждение при главе государства.

· Основные методы управления – приказы и команды.

· Личность находится в подчинении у властных групп.

Демократический режим.

Демократический режим – предполагает некий конфликт экономических, политических, нравственных, религиозных и др. интересов, отражающих своеобразное положение различных социальных групп в общественной жизни.

Признаки демократического режима:

· Выборность в органы государственной власти.

· Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

· Широкие права и свободы граждан.

· Политический плюрализм.

· Гласность.

· Влияние граждан на политическую деятельность

 

Понятие и сущность права.

Право – это система общеобязательных формально-определенных создаваемых или санкционируемых государством и им обеспеченных юридических норм, регулируемых поведение людей в соответствии с выраженной в нем государственной воли.

Признаки права:

1. Государственно-волевой характер права

2. Нормативность

3. Связь с государством

4. Общеобязательность

5. Формальная определенность

6. Системность и иерархичность строения

7. Властно-регулятивный характер права

Два аспекта, в сущности, права: формальная сторона (то, что любое право – есть регулятор общественных отношений), содержательная сторона (то, чьим интересам служит данный регулятор).

Основные подходы к трактовке сущности права: Классовый (Право определяется как система юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса), Общесоциальный (Право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, социальными слоями общества).

 

Виды функций права:

  1. общесоциальные

· культурно-историческая – право аккумулирует духовные ценности достижения человека (демократия, права человека, законность, социальная справедливость, правоспособность и др.)

· информационно-ориентирующая – нормативно-правовые акты и иные источники права содержат в себе информацию о последствиях тех или иных поступков

· воспитательная – происходит формирование у участников общественных отношений убежденности, целесообразности и справедливости предлагаемого порядка управления

· социальный контроль – происходит через стимулирование, поощрение и др.

В литературе выделяют функции права по сферам действия:

· экономическая

· политическая и др.

  1. специально юридические – это направление воздействия права, выражающее его сущность как государственного регулятора общественных отношений. С помощью юридической функции происходит упорядочение общественных отношений.

· Регулятивная функция- это направление правового воздействия, отражающее организацию отношений с помощью юридических приемов и средств (дозволений, поощрений, льгот и т.д.)

a. Регулятивно-апатическая функция – это закрепление в нпа основ конституционного строя, форм государства, порядка формирования и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, форм собственности, правового статуса граждан, ЮЛ и иных субъектов права

b. Регулятивно-динамическая функция – обеспечивает различные процессы (гражданский и торговый оборот, трудовые, финансовые отношения)

· Охранительная функция – это функция негативного регулирования. Она направлена на обеспечение нормального осуществления регулятивной функции, охрана нарушений права в целом. Ее задача - предупреждение и пресечение правонарушений, защита и восстановление нарушенных прав.

 

Признаки правосознания:

· носителем правосознания является человек или общность людей;

· отражает государственно-правовые явления;

· выражается посредством эмоций, идей, переживаний и теорий, а также юридических понятий и категорий;

· носит оценочный характер;

· тесно взаимодействует с другими формами общественного сознания (политическим, нравственным и т.д.).

Структура правосознания:

1.    Правовая психология – отражает эмоциональное отношение людей к праву и к практике его применения (чувства, переживания),

2.    Правовая идеология – характеризует научные рассуждения о праве и практики его применения (взгляды, убеждения, принципы).

Роль правосознания:

· в правотворческой деятельности при создании юридических предписаний;

· в правоприменительной практике органов государства и должностных лиц при разрешении конкретных жизненных ситуаций;

· даже при незнании конкретных правовых предписаний оно способствует выбору варианта законопослушного поведения всеми субъектами правоотношений;

· при непосредственном регулировании некоторых отношений в случае пробельности права

Связь права и правосознания носит характер взаимодействия, т.е. такого соотношения, когда между ними возникла встречная зависимость. С одной стороны, развитие и состояние правосознания во многом обусловлено законодательством – право в своих «текстах» способствует развитию тех или иных представлений и чувств. С другой стороны, - право и законодательство ограничены условием и характером сложившегося правосознания в обществе, зависят от него как в процессе правотворчества, так и в процессе правореализации.

 

Единство права и морали:

· Представляют собой разновидности социальных норм.

· Преследуют одни и те же цели и задачи.

· У них один и тот же объект регулирования –общественные отношения.

· Определяют границы должных и возможных поступков субъектов.

· Представляют собой надстроечные категории.

· Выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей.

Различия между правом и моралью:

· По способам их установления, формирования.

· По методам их обеспечения.

· По форме их выражения, фиксации.

· По характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей.

· По характеру и порядку ответственности за их нарушение.

· По уровню требований, предъявляемых к поведению человека.

· По сферам действия.

· У них различные исторические судьбы.

Признаки правовой нормы:

· Государственно-властный характер

· Общеобязательность

· Формальная определенность

· Обеспеченность государством

· Предоставительно-обязывающий характер

· Властно-регулятивный характер

 

Структура нормы права.

Структура нормы права — внутреннее строение, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Структура нормы права:

· Гипотеза - это структурный элемент нормы права, указывающий на жизненные условия, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции.

o Виды гипотез:

§ по составу: простые и сложные (альтернативные и кумулятивные);

§ по форме выражения: абстрактные и казуистические;

§ по наличию (отсутствию) закрепляемых юридических фактов: положительные и отрицательные.

· Диспозиция — это структурный элемент нормы права, в котором определяются права и обязанности субъектов права, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения.

o Виды диспозиций:

§ по способу выражения: простые и описательные;

§ по характеру властного предписания: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

· Санкция — это структурный элемент нормы права, предусматривающий последствия нарушения правовой нормы, определяющий вид и меру юридической ответственности для нарушителя ее предписаний.

o Виды санкций:

§ по составу: простые и сложные (альтернативные и кумулятивные);

§ по степени определенности: абсолютно-определенные и относительно-определенные;

§ по отраслевой принадлежности: уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, дисциплинарно-правовые;

§  по характеру неблагоприятных для нарушителя последствий: правовосстановительные и штрафные.

 

Классификация норм права.

Требования к правовому обычаю:

1. Должен существовать и использоваться продолжительное время.

2. Должен не противоречить действующему праву.

Правовой прецедент — решение государственного органа, которое принимается за образец при последующем рассмотрении аналогичных дел. Его разновидностями являются судебный и административный прецедент.

Причем в прецеденте обязательно не все предшествующее решение, а лишь суть правовой позиции суда, вынесшего прецедентное решение или приговор. Использование прецедента характерно для стран с особой правовой культурой и независимым положением суда в системе государственной власти.

Нормативный договор — это добровольное нормативное соглашение между равноправными правотворческими субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес.

Первая стадия.

Под законодательной инициативой следует понимать предоставленное строго ограниченному кругу субъектов, право на внесение в представительный орган законодательных предложений, которому соответствует его обязанность рассмотреть предложенный законопроект и включить в повестку дня для обсуждения на очередной сессии парламента.

Субъекты законодательной инициативы(ст. 104 Конституции РФ):Президент РФ; Совет Федерации; сенаторы РФ; депутаты Государственной Думы; Правительство РФ; законодательные (представительные) органы субъектов РФ; Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ. (право законодательной инициативы принадлежит им по вопросам их ведения).

Вторая стадия.

Обсуждение законопроекта проходит на заседании палат представительного органа в несколько чтений. Возможно и всенародное обсуждение. На первом чтении обсуждается концепция законопроекта, на втором происходит обсуждение по существу (т.е. постатейно или по разделам, не затрагивая основ, концепции законопроекта). На третьем обсуждается законопроект в целом со всеми внесенными поправками.

Третья стадия. Принятие закона осуществляется на заседании Государственной Думы (ст. 105 Конституции РФ). В зависимости от вида принимаемого закона голосование может быть простым или квалифицированным (не менее 2/3 от общего числа депутатов). При разногласиях палат используются согласительные процедуры.

В дальнейшем для вступления законов в действие они могут обсуждаться Советом Федерации. Конституционные законы требуют обязательного рассмотрения верхней палатой.

Четвертая стадия. Подписание закона осуществляется Президентом РФ. В течение четырнадцати дней он подписывает федеральный закон и обнародует его.

При несогласии с отдельными положениями или законом в целом Президент РФ может наложить

на него «отлагательное вето» и направить для повторного рассмотрения в парламент. Представительный орган может либо внести требуемые поправки, либо для преодоления этого вето собрать квалифицированное большинство

голосов. Президент РФ в течение указанного срока может обратится в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности федерального закона.

Пятая стадия. Опубликование закона необходимо для создания дубликатов официального текста, информационного обеспечения адресатов и заинтересованных лиц, а также для определения момента вступления закона в юридическую силу. При этом опубликование следует отличать от обнародования, которое шире по своему содержанию, так как предполагает доведение закона до общего сведения различными средствами массовой информации.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

 

Юридическая техника.

Юридическая техника — это система средств, приемов и правил, которые используются при создании, оформлении и упорядочении юридических актов для обеспечения эффективности их регулятивного воздействия.

По видам юридических актов юридическая техника бывает: Правотворческая, Правореализационная, Интерпретационная.

  1. Техника изложения воли законодателя:

· Соблюдение синтаксических, стилистических, лингвистических правил.

· Текст юридического акта должен отличаться простотой стиля (официальный), четкостью и краткостью формулировок, наличием устойчивых словосочетаний,

· При изложении правовых предписаний используются три вида терминов: общеупотребительные, специально-технические, специально-юридические.

· Средства организации правовой материи:

ü нормативное построение (гипотеза, диспозиция, санкция)

ü юридическая конструкция, которая отражает правовое состояние структурно организованного явления правовой жизни (например: структура ответственности – основание, субъект и его вина, государственное наказание),

ü отраслевая типизация – использование таких конструкций и терминологии, которые рассчитаны именно на конкретную отрасль.

  1. Техника документального оформления:

· Структурная организация юридического текста и оформление официальных реквизитов, для чего предложения объединяются в абзацы, части статей, статьи, параграфы, главы, разделы.

· Официальный хакратер юридического акта подтверждается выделением определенных реквизитов: наименование акта, его заглавие, дата принятия и введение в действие, порядкового номера, подписей и печати.

· В зависимости от специфики содержания юридических актов различают:

ü Правотворческую

ü Правоприменительную

ü Интерпретационную юридическую технику.

 

ДЕЙСТВИЕ НА ВО ВРЕМЕНИ.

Начало регулятивного воздействия н/а совпадает по времени с моментом его вступления в юридическую силу, а окончание - утраты им юридической силы.

Можно выделить несколько вариантов вступления нпа в действие:

  1. Начало действия некоторых н/а определяется моментом их принятия или официального опубликования
  2. Наиболее распространенным моментом начала действия н/а является истечение определенного срока его официального опубликования
  3. Время вступления н/а в действие может быть указано в нем самом или принятом по этому поводу акте
  4. Те н/а, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства вступают в действие с момента их получения этими органами.

Прекращение действия нпа связывается со следующими обстоятельствами:

  1. с истечением срока действия, на который был принят тот/иной временный нпа
  2. в связи с прямой отменой н/а уполномоченным на то органом
  3. в связи с фактической заменой н/а иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений

Всякий вновь принятый нпа распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия и вступления в действие. Однако из этого правила есть исключение, когда н/а приобретает так называемую обратную силу, т.е. распространяет свое действие на отношения, возникшие до его принятия.

Это обстоятельство возможно лишь:

  1. когда в самом н/а указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия
  2. когда н/а смягчает уголовную ответственность
  3. когда н/а исключает (отменяет) уголовную ответственность

ДЕЙСТВИЕ НА В ПРОСТРАНСТВЕ.

Действие нпа в пространстве осуществляется на основе территориального и экстерриториального принципов.

       Территориальный принцип предполагает действие н/а в пределах государственных или административных границ деятельности правотворческого органа.

Под государственной территорией следует понимать часть земной поверхности в пределах государственных границ, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, территории посольств и военных кораблей, а также территории кораблей и летательных аппаратов за пределами границ иных суверенных государств.

Экстерриториальность действия нпа означает определенное изъятие некоторых территориальных пространств из сферы действия этих актов. Это связано с вопросами торговых, внешнеэкономических сделок, при рассмотрении вещных гражданских споров и т.д.

При рассмотрении УД применяются те правовые акты тех государственных органов, на территории юрисдикции которых совершено преступление.

ДЕЙСТВИЕ НА ПО КРУГУ ЛИЦ.

Существует общее правило, в соответствии с которым н/а распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа, т.е. как на граждан данного государства, так и на иностранцев или лиц без гражданства.

 

Понятие системы права.

Система права — это соединение всех действующих в государстве юридических норм в единое целое и одновременно с этим распределение этих норм по отраслям и правовым институтам в зависимости от характера регулируемых общественных отношений.

Характерные черты системы права:

1.    Объективность – система права складывается объективно, как отражение исторически предопределенных и существующих общественных отношений и потребностей их урегулирования,

2.    Единство и согласованность входящих в нее элементов – единство системы обусловлено единством экономической и политической систем, единством воли, общностью принципов правовой системы, которые объединяют весь правовой материал и придают целостность и внутреннюю согласованность, что проявляется в иерархии правовых норм.

3.    Способность к дифференциации (делению) – следствие многообразия общественных отношений, требующих различных средств регулятивного воздействия.

4.    Способность к развитию – результат постоянного изменения общественных отношений.

Структурные элементы системы права:

1. Основные элементы:

a. Норма права - первичный элемент системы права. Именно они составляют основу системы права и регулируют различные общественные отношения различных отраслей права.

b. Отрасль права – обособившаяся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу родовых общественных отношений

c. Институт права – объективно обособившаяся внутри одной отрасли или нескольких отраслей права совокупность взаимосвязан



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.167 с.)