Русский язык, 6 класс, 18 ноября 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русский язык, 6 класс, 18 ноября



Русский язык, 6 класс, 18 ноября

Тема урока – урок развития речи «Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Основные признаки текста. Ключевые слова.»

            Для изучения и закрепления параграфы 13, 14, 15, 16.

Добрый день, ребята! На сегодняшнем уроке мы с вами повторим все, что мы знаем о тексте, а, возможно, узнаем что-то новое….Но сначала мы наведаемся в гости к Богдану. Он как раз хвастается перед Ритой и Захаром:

– Я узнал всё о тексте и собираюсь стать великим писателем! Уверен, со временем я стану вторым Львом Толстым!

– Здорово! – отозвалась Рита. – С чего же ты начнёшь?

– Напишу роман, а лучше два! – бодро ответил Богдан. – Но сначала, конечно, я потренируюсь писать короткие рассказы.

– А на какую тему ты будешь их писать? – заинтересовался Захар.

– А разве нужна тема?! – перепугался Богдан.

Давайте поразмышляем. Мы создаём текст, чтобы сообщить какую-то информацию. То есть, мы хотим что-то рассказать. И наш текст должен быть о чём-то.

Тема – это и есть то, о чём рассказывается в тексте. Текст без темы получается бессмысленным. Мы можем создать вот такой набор предложений:

Вот стоит лошадь. Зачем она стоит? Она стоит! А над ней пролетают птицы. Может быть, они летят на юг. Мечтают ли ёжики о яблоках? Река уже почти замёрзла.

Что мы скажем, когда посмотрим на этот текст? Что этот текст просто ни о чём!

Тема ещё и объединяет предложения в тексте в единое целое.

Посмотрим вот на такие отдельные предложения.

Улетели птицы.

Опадают листья.

Всё чаще идут дожди.

Похолодало.

Облетели и пожухли цветы.

Пока что каждое предложение здесь само по себе. Но что, если мы соединим предложения? Что их объединяет? Тема осени. Мы даже можем дописать предложение, в котором содержится тема: «Наступила осень».

А вот известная нам сказка «Репка». Давайте посмотрим, как тема объединяет отдельные части сказки.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть. Тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку. Стали они вместе тянуть. Бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянули репку!

Но получается, что если не было бы репки – не было бы текста! Репка объединяет всех персонажей и все части сказки. Мы можем сказать, что эта сказка – о попытках вытянуть репку. Это и есть тема нашего текста.

Тема – это то, о чем рассказывается в тексте.

– Значит, я буду писать рассказы на тему нашей школьной жизни, - решил Богдан.

– И о чем же ты расскажешь? – спросила Рита.

– Помнишь, как я хотел списать твоё сочинение, Захар? – усмехнулся Богдан. – Я решил, что это неплохая тема для рассказа.

– К сожалению, я об этом помню, – закатил глаза Захар.

И вот, у Богдана получился такой текст.

Как-то раз Богдан забыл написать сочинение о том, как он провёл лето. Поэтому он списал домашнюю работу у своего друга Захара. Учительница похвалила ребят и попросила зачитать свои сочинения. Захар зачитал своё текст первым. Потом своё сочинение начал читать Богдан. Вот удивились ребята!

– Ну вот, – улыбнулся Богдан. – Тема этого рассказа – списанное сочинение.

– Все верно, – согласился Захар. – Но как насчёт основной мысли рассказа?

Ведь мы создаём текст, чтобы выразить какую-то мысль, своё отношение к чему-то.

Поэтому в тексте всегда есть основная мысль.

Основная мысль – это то, что хотел сказать автор текста.

Это его отношение к теме текста.

Поэтому в текстах есть заглавие. То есть, название текста.

Памятка «Признаки текста»

· Связность (предложения, абзацы в тексте связаны между собой основной мыслью, темой, грамматически).

· Завершённость (в тексте всегда основная мысль имеет завершённый характер).

· Членимость (любой текст имеет свою структуру).

· Информативность (каждый текст несёт информацию).

· Подчинённость всех частей, микротем, языковых средств раскрытию темы и основной мысли текста.

 

Домашнее задание: составить интересный рассказ с использованием эпитетов, метафор на тему «Золотая осень».

 

Скриншоты выполненных заданий высылать на почту: sigma 3081@ yandex. ru, в группу VK, ОК, на официальный сайт МБОУ «Школа-интернат №3 г. Донецка».

Литература, 18 ноября

Учебник, стр.146 – 152.

Интересные факты из жизни М.Ю.Лермонтова:

СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ ПИСЬМЕННО…

Михаил Юрьевич Лермонтов — это великий русский поэт, прозаик, драматург и художник. Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова оказало огромное влияние не только на русский народ, но и на выдающихся русских писателей и поэтов 19-го и 20-х веков. Произведения поэта получили широкий отклик в кинематографе и театре.

 

И сегодня я подготовила для вас самые интересные факты из его жизни.

1. Род Лермонтовых на протяжении длительного периода времени был достаточно состоятельным. Однако Михаилу Юрьевичу не повезло. К моменту рождения мальчика род пришел в упадок и сильно обеднел.

 

2. В детстве будущий поэт имел очень слабое здоровье, из-за чего регулярно болел.

 

3. Воспитанием мальчика занималась его бабушка. У отца были серьезные финансовые проблемы, поэтому бабушка уговорила его отдать сына ей на воспитание. В отличие от отца, она была более зажиточной и могла оплатить юному Михаилу хорошее образование.

 

4. Юный мальчик впервые влюбился всего в 10-летнем возрасте. Он повстречал девочку, которая была ему ровесницей. Ей же он написал стихотворение «К гению». Прочитайте его обязательно. Это стихотворение юный Лермонтов написал в 12 летнем возрасте.

 

5. Михаил Юрьевич прожил всего 26 лет. За свою жизнь он принял участие в трех дуэлях. Еще несколько поединков он избежал.

 

6. Он был достаточно суеверным человеком. Во всех событиях его жизни он видел знаки судьбы. К тому же, Михаил был частым гостем гадалок и предсказательниц. Стоит отметить, что многие предсказывали ему скорую смерть.

 

7. В 1840 году произошла первая дуэль между Лермонтовым и Эрнстом де Брантом, который был сыном французского посла. Причиной поединка между парнями стало стихотворение, какое Брант воспринял как личное оскорбление. Во время дуэли Эрнст выстрелил первым, но не попал в русского поэта. Лермонтов же специально выстрелил в другую сторону. Затем они помирились и разошлись.

 

8. Печально, но судьбу поэта решила обыкновенная монетка. После того как он возвращался из отпуска на службу, он подбросил монетку для того, чтобы решить: «Остаться в Пятигорске еще на несколько дней или отправиться на службу». Монетка выпала на «Пятигорск». Именно там он и повстречал свою смерть.

 

9. Как утверждают современные историки, его убийца, Николай Мартынов, был отличным фехтовальщиком и вообще не умел стрелять. Тем не менее он выбрал для поединка именно огнестрельное оружие. Что же касается самой дуэли, то распространена версия, что Лермонтов выстрелил в воздух, а Мартынов поцелил ему прямо в грудь.

 

10. Стоит отметить, что ссору между Мартыновым и Лермонтовым спровоцировал сам поэт. Однако, после убийства Михаила, Мартынов ужасно расстроился из-за того, что он натворил. Как отмечают очевидцы, он даже бросился к бездыханному телу поэта и со слезами плакал и целовал его.

 

11.  Лермонтов не хотел быть военным, однако судьба распорядилась так, что он попал в Школу гвардейских прапорщиков и юнкеров. Дело в том, что во время обучения в Москве он очень часто спорил с преподавателями, из-за чего заработал репутацию не очень хорошего ученика. В итоге его попросили отчислиться. Поэт решил перевестись в Петербургский университет. Однако там он получил отказ на продолжение обучения с 3-го курса. Ему было предложено поступить на 1-й курс. Михаила это не устроило. Затем, под влиянием родственников, он поступил на обучение в Школу гвардейских прапорщиков и юнкеров.

 

12.  Около 2000 улиц, площадей, переулков и других объектов населенных пунктов в Российской Федерации носят название, связанное с фамилией Лермонтова.

Надеюсь, что данная информация понравилась не только обучающимся 6 класса, но и взрослой аудитории.


                   Парус

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…

Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

1832 г.

ТУЧИ

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворения «Тучи» или «Парус». Видео высылать на почту: sigma 3081@ yandex. ru, в группу VK, ОК, на официальный сайт МБОУ «Школа-интернат №3 г.Донецка».

Русский язык, 6 класс, 18 ноября



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.014 с.)